Фонематическая дислексия типичные ошибки

Содержание статьи

  1. Дислексия — это..
  2. Характеристика фонематической дислексии
  3. Формы фонематической дислексии
  4. Причины
  5. Диагностика фонематической дислексии
  6. Коррекция
  7. Развитие фонематического анализа и синтеза

Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое возникает из-за проблем с высшими психическими функциями — вниманием, памятью, мышлением и речью. 

Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанного и т.д.).

С учетом нарушенных операций чтения, Р.И. Лалаева выделила следующую классификацию дислексии, согласно которой встречается 6 видов этого расстройства: семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная и фонематическая дислексия, о которой мы поговорим чуть подробнее.

Европейские исследования показали, что среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. В школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.

Интересен и тот факт, что среди мальчиков это нарушение встречается намного чаще, чем у девочек (примерное соотношение 4,5:1), а также то, что есть определенные сложности раннего выявления этого расстройства.

Фонематическая дислексия – это наиболее распространенная форма данного нарушения, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, в которой каждая единица характеризуется совокупность смыслоразличительных признаков, а также слухопроизносительной системы и фонематического анализа.

Фонематическая дислексия связана с недостаточной сформированностью речевых функций. Для этого нарушения характерна следующая симптоматика:

  • сложности усвоения букв, а также замены звуков, схожих по акустическим и артикуляторным признакам;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звуко-слоговой структуры слова, которое выражается в добавлении при чтении лишних букв, пропусках согласных (марка — «мара»), перестановках звуков (утка — «тука»), пропусках, а также перестановках слогов (лопата — «лотапа», «лата»).

Учитывая несформированность основных функций фонематической системы (смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциацией фонем и фонематического анализа), фонематическую дислексию принято делить на 2 вида:

  • Нарушения чтения, связанные с недостаточным развитием фонематического восприятия.
  • Нарушения чтения, вызванные недоразвитием функции фонематического анализа.

Дислексия может встречаться в структуре сложного заболевания: задержка психического развития, ДЦП, умственная отсталость. Но данное расстройство встречается и у тех детей, у которых нет проблем с интеллектом.

На механизм развития нарушения влияет взаимодействие сразу нескольких составляющих. С одной стороны, это различные аномалии формирования головного мозга ребенка и особенности его развития. Они могут быть вызваны следующими причинами:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности.
  • Гипоксия плода, вызванная преждевременной отслойкой плаценты, пороком сердца (у материли или плода), затяжными родами и т.д.
  • Интоксикация организма, что вызвало токсическое поражение центральной нервной системы. Она может быть вызвана употреблением алкоголя, наркотических препаратов или некоторых видов лекарств.
  • Механические повреждения плода во время родовой деятельности.
  • Черепно-мозговые травмы, а также инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.

Многочисленные исследования подтверждают, что очень часто причиной возникновения фонематической дислексии является генетическая предрасположенность. При этом в разных странах процент таких случаев примерно идентичен.

Другая составляющая, которая может повлиять на развитие данного нарушения – это социальные факторы:

  • нехватка речевого общения между ребенком и родителями;
  • синдром «госпитализма» (вызван длительной разлукой с матерью или любым взрослым человеком, к которому есть эмоциональная привязанность, либо отсутствие такого человека);
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм в семье;
  • раннее освоение грамоты;
  • неблагоприятное речевое окружение.

В первом классе трудно определить, есть ли у ребенка дислексия или нет, потому что все ученики имеют достаточно большой разброс по темпу и качеству освоения материала. При этом ошибки, которые допускают дети с дислексией, в большинстве случаев те же самые, что и ошибки детей, которые только начинают учиться читать. Но если посмотреть в динамике, то ошибки у детей-дислексиков сохраняются дольше и в большом количестве, поэтому они испытывают серьезные проблемы с пониманием прочитанного.

Но используя специальные методы раннего выявления и методики (к примеру, скрининг-метод) можно выявить фонематическую дислексию еще до поступления ребенка в школу.

Устранение фонематической дислексии – это сложный коррекционный процесс, при котором особое внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, а также формированию представления о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова.

Логопедическая работа, в данном случае, проводится сразу в трех направлениях: развитие анализа предложений на слова, развитие слогового анализа и синтеза, а также формирование фонематического анализа и синтеза.

Чтобы ребенок научился определять количество, место и последовательность слов в предложении, можно использовать следующие задания:

определение границ предложения в напечатанном тексте (без точек);

на основании показанной сюжетной картинки ребенок должен придумать простое предложение, а также определить количество слов в нем;

придумать предложение с определенным количеством слов;

составление предложения из слов, которые даны в хаотичном порядке;

составление предложения на основе нескольких сюжетных картинок, где изображен один и тот же предмет, но в разных ситуациях.

В развитии слогового анализа большое значение имеет навык выделения гласных звуков слова. Важно донести до них правило, что в слове столько же слогов, сколько и гласных звуков.

Комплексная работа по дифференциации гласных и согласных звуков начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их признаков.

Используются разные виды заданий:

  1. Выделение гласного звука из слога. Задания: назвать только гласный звук слога; поднять букву, которая соответствует гласному звуку слога; придумать слог с соответствующей гласной и т.д.
  2. Выделение гласных звуков из слова. На первом этапе выполняются более простые упражнения: назвать все гласные звуки в слове; выписать только гласные звуки определенного слова (к примеру, слово «ручка» обозначается как «у — а») и т.д. Затем сложность заданий повышается: придумать слово с двумя или тремя слогами; придумать слово с определенным слогом в начале и конце.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится в определенной последовательности:

  • Выделение звука на фоне слова. Иными словами, перед ребенком ставится задача определить, есть ли определенный звук в перечне слов (к примеру, определить, есть ли звук М в словах лыжи, маска, карандаш, макет, сумка, лом, сом и т.д.).
  • Вычленение звука из начала и конца слова. Ребенок должен определить в слове первый и последний звук, указать место звука в слове.
  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков в слове, а также места звука по отношению к другим звукам.

Это только часть всего коррекционного процесса фонематической дислексии для детей раннего школьного возраста. Важно понимать, что коррекция может быть достаточно длительной, поэтому важно начать профилактику еще в дошкольный период (с 5-6 лет).

Дети с дислексией достаточно болезненно переживают свой недостаток, поэтому они нуждаются в щадящих условиях обучения и ряде послаблений. К сожалению, в условиях обычной школы этого очень сложно добиться. Но если педагог будет знать, что в его классе есть ребенок-дислексик, то в его силах создать для него максимально подходящую среду обучения. В частности, таких детей следует освобождать от необходимости чтения вслух при всем классе, давать им больше времени при выполнении текстовых заданий и т.д.

Фонематическая дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) — памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность — ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.

Общая информация

Виды дислексии

Вопросами нарушения письменной речи занимается логопедия. В ней принято выделять алексию – полную неспособность овладеть чтением, дислексию – ученик способен частично овладеть процессом.

Выделяют разные классификации дислексии. Р. Беккер в ее основе выделял степень проявления. При литеральной появляются сложности с освоением букв, при вербальной тяжело осваивать слова. Он выделял разные виды нарушения чтения.

В логопедии распространение получила классификация, разработанная Хватцевым. Он выделял семантическую, мнестическую, фонематическую, оптико-пространственную, оптическую дислексии.

В Европе проводили исследования. Согласно им, среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. Беккер отмечала, что в школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.

Говорить о проблемах с чтением или письмом можно только в школьном возрасте, у дошкольников могут быть предпосылки для их появления.

Лалаева тоже проводила аналогичные исследования. Согласно им, в коррекционном образовании доля таких детей — 62% от всех учеников начального звена. В учреждениях для лиц с задержкой психического развития — 50%. Проблема распространена больше у мальчиков, чем у девочек.

Почему возникает

Среди специалистов нет единого мнения о том, как формируются нарушения письменной речи. Одна группа выделяет наследственную предрасположенность. У близнецов смогли обнаружить факторы риска:

  • задержку речевого развития;
  • левшество;
  • неврологические болезни.

В этиологии дислексии у детей имеет влияние наследственный фактор

Рейнхольд указывал, что в основе подобного нарушения незрелость определенных зон коры мозга. Это проявляется в задержке развития речевых функций.

Специалисты сходятся в том, что влияние оказывает сочетание факторов. Длительные соматические болезни, поражения мозга (менингит, энцефалит, травмы) могут приводить к проблемам. У взрослых дислексия бывает после инсульта, черепно-мозговых травм.

К социальным факторам относят билингвизм, дефекты речи у взрослых, дефицит контакта. В неблагополучной среде не происходит формирование ВПФ.

Механизм формирования дислексии включает генетические, биологические, социальные факторы. Чаще всего причиной нарушения становятся минимальные мозговые дисфункции. У детей сохранный интеллект, отмечаются небольшие сложности с ВПФ. В отличие от нарушений устной речи, дислексия иногда появляется на фоне снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата.

Дислексия у школьников с нормальным уровнем интеллекта имеет характерные особенности:

  • неравномерность или отставание физического развития;
  • необычная структура интеллекта;
  • нарушение последовательности восприятия информации, сложности с восприятием цельного образа.

Проявляться дислексия может разными симптомами. Логопеды проводят диагностику учащихся, выделяют группу риска, детально обследуют процессы чтения, письма.

Признаки

Механизмы и симптоматика фонематической дислексии

Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.

При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.

Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».

Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.

Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.

Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.

Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.

Геометрический диктант на листке

Диагностика

Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.

Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.

Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.

Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.

Изучают способность читать отдельные буквы, слоги, слова. Оценивается скорость и способность понимать прочитанное.

По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.

Направления работы

Для преодоления проблемы специалисты используют разные способы коррекции. Оптимальное количество занятий в неделю — 4 урока. Проводится работа над развитием фонематического восприятия. Ученика учат различать оппозиционные звуки на слух, после закрепляют этот навык на письме, чтении.

Развитие фонематического восприятия

Уточняется разница в произношении звуков, акцентируется внимание на ощущениях от артикуляции. Если есть дефекты в устной речи, то их устраняют. В случае сохранности всех звуков, отрабатывают утрированную артикуляцию.

Проводится работа над формированием навыка анализа и синтеза. Дети должны уметь выделять звук, слог, составлять схему предложения. В качестве отработки навыка предлагаются задания с дописыванием букв, слогов.

Логопед помогает развивать словарный запас, учит образовывать новые слова, применять их в речи. Тренируется навык устной и письменной связной речи.

Дислексия в чистом виде бывает редко, чаще всего она связана с нарушением письма. Поэтому работа ведется как над чтением, так и над письмом.

Устранение дислексии требует 2-3 года регулярных занятий. Родителям нужно постоянно тренировать ребенка, помогать ему, выполнять задания логопеда. Иногда может потребоваться помощь психолога, который будет развивать ВПФ.

Особенности работы

Для реализации каждого направления коррекционной работы используют определенные задания. Логопед фиксирует, какие звуки путает школьник, начиная реализовывать первый этап процесса.

На нем последовательно уточняется произношение звука. Для лучшего усвоения образа используют зрительный, тактильный анализатор. Букву складывают из фасоли, пластилина, палочек, чертят ее на песке.

Для облегчения выделения позиции звука используют схемы в виде птички. Нарисованная птица, расчерченная на три части вертикальными полосами: голова − начало слова, туловище середина, хвост конец.

Второй этап — это разделение на слух двух схожих звуков. Для этого акцентируют внимание на навыках слухового контроля.

Для выработки чуткости зрительного анализатора предлагают «зашумленные картинки». На них нарисованы буквы, предметы, силуэты и они сверху покрыты большим количеством штрихов. Школьнику нужно выделить, назвать все, что изображено.

Школьнику предлагается сюжетная картинка, по которой он придумывает предложения, подсчитывает количество слов. Усложненное задание — дается схема, к которой нужно подобрать подходящее предложение.

В домашних условиях можно заниматься по готовым рабочим тетрадям. Хорошее пособие есть под авторством Оглобиной. Хороший комплект у Мазановой.

Логопедическая тетрадь для коррекции дислексии Оглобиной

Профилактические мероприятия

Необходимо развивать устную речь, стимулировать речевой слух и другие ВПФ. В возрасте 6-7 лет начинают подготовку к обучению чтению и письму.

Нельзя торопиться с освоением новых знаний. Нервная система формируется в определенном темпе. Как только зоны коры закончат развитие, ребенок легко освоит навык. При появлении тревожных симптомов, возникновении сложностей в обучении необходимо сразу обратиться за консультацией к логопеду.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дислексия. Ошибки при чтении.

«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». 

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться  вне единства письменной и устной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавании букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками  являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки К и З  отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки С и З отличаются одним признаком  (с – глухой, з – звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т.д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано  с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы – козы) или изменение последовательности (липа – пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

Выделяют следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы приводит к изменению смысла)

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно)

фонематический анализ (разложение слова на составляющие его фонемы)

в процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции.

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно.

Вторая форма – нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках  звуков (утка – «тука»); в пропусках и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

(механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т.е. целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью , недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушении фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания прочитанного. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с СД затрудняются  в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлена несформированностью представлений о синтетических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдается: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Она проявляется в трудностях усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и заменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – П – И). данная форма дислексии связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при срисовывании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с ОД буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графических буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.

При литеральной ОД наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной ОД нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (Е – И, Ж – Х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (А – Б, Б – Л, Л – К).

У слепых детей с ТД имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с ТД воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него  наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во избежание подобных проявлений необходимо как можно раньше начать коррекционную работу».

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при дислексии.

               

Наверх

Дислексия — это расстройство, затрагивающее множество людей во всем мире. Из-за нее возникают трудности в чтении, написании, математике, что может сильно усложнить процесс обучения и повседневную жизнь. Люди, которые болеют дислексией, воспринимают зрительные образы вместо букв и слов. Однако, важно понимать, что она не является приговором, ведь с помощью подходящих методик и поддержки, люди с дислексией могут достичь успеха в разных сферах жизни.

Что такое дислексия?

Дислексия представляет собой расстройство, которое связано с нарушением способности человека правильно читать, писать и понимать то, что написано. Проявляется в виде трудностей с распознаванием букв, слов и звуков, а также с пониманием и запоминанием прочитанного. Люди с таким расстройством могут испытывать различные проблемы в повседневной жизни, такие как трудности с обучением, социальной адаптацией и самооценкой. Однако, с помощью специальных методик и подходов, дислексия может быть успешно преодолена.

Причины

Зачастую дислексия, причины которой могут иметь нейробиологический характер, часто путается с ленью или невнимательностью. Так как многие родители и учителя могут не знать о таком расстройстве, могут усугубить ситуацию при обучении ребенка. Среди других причин можно выделить инфекции, черепно-мозговые травмы, осложнения во время беременности и родов и т.д.

Дислексия может проявиться из-за социальных факторов. Это может быть большая нагрузка в учебе, а если игнорировать ситуацию и не заниматься ребенком, эта проблема может развиться сильнее. Также она усугубляется из-за нехватки общения, изоляции или плохого окружения.

Существует заблуждение, что это расстройство встречается только у детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но это не всегда так, потому что дислексия встречается и у детей, окруженных хорошими условиями и имеющих достаточно внимания со стороны взрослых.

Виды дислексии

В зависимости от того, какие навыки затронуты, выделяют несколько видов дислексии:

  • Фонематическая — это наиболее распространенный вид дислексии, который связан с трудностями в распознавании звуков и связывании их с буквами. Люди с фонематической дислексией могут искажать само слово, переставляя слоги.
  • Аграмматическая — проявляется в виде трудностей с пониманием и применением правил грамматики. Человек не может правильно склонять или спрягать слова, использовать правильные окончания или предлоги. Это также может приводить к тому, что возникают сложности с правильным составлением предложений, выражением мыслей в письменной или устной форме.
  • Семантическая — с такой формой дислексии человек не может правильно интерпретировать значения слов и выражений, использовать слова в правильном контексте или не понимает абстрактные понятия. Читая текст, он понимает каждое слово по отдельности, но не смысл текста в целом.
  • Мнестическая — при такой форме не получается запомнить правильное написание слова, последовательность букв. Это усложняет понимание отдельных слов.
  • Оптическая — буквы и слова переворачиваются, читаются задом наперед, не получается удержать внимание на определенной строке, которую нужно прочесть.
  • Тактильная — встречается у незрячих людей, которые для чтения используют азбуку Брайля. Проявляется в виде того, что при определении букв на ощупь они неправильно воспринимаются, либо человеку сложно сфокусироваться на нужной строке.

Симптомы

Чтобы вовремя распознать дислексию, симптомы которой могут проявляться по-разному, важно обращать внимание на процесс обучения и развития ребенка. Общие признаки включают:

  • Проблемы с чтением. Дети с этим расстройством могут иметь трудности с распознаванием букв и слов, часто пропускают слова, переставляют буквы или заменяют их на другие. Они могут читать медленно и неуверенно, иметь трудности с пониманием того, что прочитали.
  • Трудности с написанием. При дислексии нередко появляются проблемы с написанием слов, путаются буквы и цифры, совершаются ошибки в орфографии и пунктуации.
  • Сложности с восприятием на слух и речью. Возникают трудности с перестановкой звуков, с выражением своих мыслей и идеи, формированием слов.
  • Проблемы с памятью. Информация плохо запоминается, путаются буквы, цвета, цифры.
  • Плохая концентрация внимания. При чтении, написании и совершении других действий детям сложно фокусироваться на процессе, они могут быть неусидчивы, нетерпеливы,  слабо организованны.
  • Часто родители узнают о дислексии у ребенка при ухудшении его показателей успеваемости в школе.

Если вы заметили у ребенка эти признаки, обратитесь к специалисту для диагностики и помощи. С ранним выявлением и профессиональной помощью, дети с дислексией могут достичь успеха в учебе и жизни.

Есть ряд признаков дислексии, которые встречаются у подростков и взрослых. Это может быть затруднение при чтении, орфографические ошибки, плохая память, проблемы с произношением слов, имен. Людям с таким расстройством сложно учить иностранные языки, подводить итоги или кратко пересказывать истории. Часто они могут не понимать шутки, идиомы.

Лечение

Лечение дислексии обычно включает в себя использование специальных методов и техник, которые помогают детям справляться с трудностями в учебе и повышать их успеваемость. С ребенком работают логопед, психиатр и психолог. При проведении занятий с логопедом происходит работа над артикуляцией, ребенка учат формировать слова и большое внимание уделяется тому, чтобы он мог понимать прочитанный текст. Чтобы ребенок не считал этот процесс сложным и неинтересным, важно использовать игровой формат.

На приеме у психолога происходит работа над логическим и пространственным восприятием. Одной из самых популярных является методика Рональда Дейвиса, направленная на коррекцию этого расстройства.

При медикаментозной терапии прописываются ноотропные препараты. Важно отметить, что лечение дислексии должно быть индивидуальным и подобрано в зависимости от конкретных особенностей каждого человека. Поэтому перед началом лечения необходимо пройти обследование у специалиста и получить индивидуальную программу лечения.

Профилактика

Если ребенок получит помощь специалистов в детском саду или в начальных классах, он сможет значительно улучшить навык чтения. Но если это расстройство будет выявлено позже, процесс обучения будет гораздо сложнее. Возможно, что ребенок будет испытывать проблемы с успеваемостью. Важно использовать развивающие игры, выполнять специальные упражнения, направленные на развитие речи, внимания, памяти и мышления.

Заключение

Дислексия — это расстройство, которое может сильно повлиять на развитие ребенка, поэтому при обнаружении симптомов важно своевременно обратиться к специалистам. Если это сделать в дошкольном возрасте ребенка или в первом классе, можно предотвратить тяжелую форму дислексии, которая может сказаться на успеваемости и освоении учебного материала.

Чтобы не допустить осложнения, важно не путать дислексию с ленью и плохим вниманием. Часто учителя и родители допускают такие ошибки в воспитании и обучении, что тоже может усугубить ситуацию. В лечении дислексии принимают участие логопед, психолог и психиатр. В работе применяется комплексный подход, также назначается медикаментозное лечение. Чтобы повысить эффективность лечения, занятия проводятся в игровом формате, который помогает заинтересовать ребенка.

Рекомендованные препараты

При дислексии дополнительно к терапии могут использоваться препараты для улучшения памяти:

  • Ноопетп;
  • Гинкго Билоба;
  • Танакан;
  • Гинкоум;
  • Мемоплант;
  • Билобил форте.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому их можно заказать онлайн.

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии

Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.

Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.

Дислексия.jpg
При фонематической дислексии ребенок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш). Поэтому во время чтения такие дети заменяют случайным образом близкие по звучанию и произношению фонемы. К вариантам фонематической дислексии относится также нарушение фонематического анализа, когда при написании слов дети или пропускают, или вставляют лишние буквы. Иногда им трудно сложить вместе два слога, тогда говорят о «побуквенном» чтении.

Семантическая дислексия, или «механическое» чтение — при таком расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не понимает их смысл. Показателем семантической дислексии служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов. В других случаях причина кроется в интеллектуальной отсталости ребенка – он не может установить грамматические связи между словами в предложении.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

По данным американского исследования (Shaywitz S.E., Fletcher J.M., Holahan J.M., et al. Persistence of dyslexia: The Connecticut Longitudinal Study at adolescence // Pediatrics. —1999. — V. 104. — P. 1351–1359), более чем 70% школьников с подтвержденным диагнозом имели проявления дислексии и во взрослом возрасте.

При каких заболеваниях возникает дислексия

В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.

Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.

Однако некоторые изменения в неврологическом статусе свидетельствуют о задержке моторного, психического и интеллектуального развития детей с дислексией. Так, у них может отмечаться недостаточная точность или дифференцированность движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка может несколько не соответствовать его возрасту, хотя во время игр и осуществления неосознанных движениях дети ничем не отличаются от сверстников. Электроэнцефалограммы у детей с дислексией также показывают чуть замедленное созревание мозга при нормальной остроте слуха. Однако зрительные функции, исследование которых проводили в последнее время, у некоторых детей с дислексией имеют свои особенности. В норме рецепторы двух глаз отличаются друг от друга и передают различные картинки в мозг. Головной мозг самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить изображение. У детей с дислексией зоны восприятия изображения обоих глаз одинаковы, и если сигналы от них попадают в зону восприятия одновременно, то мозг не может «определиться» с выбором изображения, которое для него является зеркальным. Именно этим объясняется трудность в быстром распознании букв и слогов.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.

Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.

У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.


К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации

педиатра

,

невролога

, психолога и логопеда.

Если распознавание текста ухудшилось внезапно, после острого нарушения мозгового кровообращения, пациента консультирует

невролог

 и логопед. При постепенном развитии проблем с памятью, чтением и речью необходимо обратиться к

терапевту

, который может направить пациента к

онкологу

 или нейрохирургу.

Диагностика и обследования при дислексии

Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

При появлении признаков дислексии у взрослых невролог назначает ЭЭГ и МРТ для выявления возможных образований в области головного мозга.

Лечение дислексии

Терапия пациентов с дислексией включает комплекс мероприятий, в основе которых лежит психотерапевтическая помощь. При ранней диагностике и своевременном лечении пациент с дислексией обретает способность справляться с трудностями обучения.

Очень важно помнить, что дислексия не исчезает по мере взросления ребенка.

Только направленная коррекция этого нарушения в детском возрасте помогает достичь нормального интеллектуального развития. Участие в лечебных мероприятиях принимают логопед, психиатр и психолог. На занятиях с логопедом ребенок, как правило, работает над артикуляцией, упрочением звукобуквенных связей, учится соединять слоги, а самое главное – понимать прочитанный текст. При этом очень важна психологическая помощь ребенку. Работа над текстом не должна становиться для него тяжким и неинтересным трудом.

Лечение.jpg

Все приемы, направленные на коррекцию дислексии, должны применяться в игровой форме.

Психолог использует различные методики, которые формируют логическое и пространственное восприятие. В настоящее время популярностью пользуется методика Рональда Дейвиса, который сам, будучи дислектиком, разработал успешную методику коррекции этого нарушения.

Медикаментозная терапия только дополняет психологическую и логопедическую коррекцию и может включать препараты ноотропного ряда. Их выбор определяется исходными клиническими данными пациента.

Что делать при дислексии

Если у ребенка возникают трудности с запоминанием и произношением букв и слогов, словообразованием и письмом, ни в коем случае не следует его ругать и обвинять в лени и нежелании учиться, поскольку часто за этими проблемами стоит дислексия – расстройство, которое требует упорной и длительной коррекции. Дислексия остается у человека на всю жизнь, но при своевременном лечении она не будет приводить к снижению интеллекта ребенка и формировать негативные навыки обучения.

Бороться с дислексией можно, но для этого нужно объединить усилия родителей, педагогов и врачей.


Источники:

  1. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. – Т. III. Вып. 1, 2008. – С. 3-9.
  2. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фонематическая дислексия примеры ошибок
  • Фонематическая дислексия виды ошибок
  • Фондиталь ошибка е04
  • Фондиталь ошибка е02
  • Фольксваген поло ошибка u101300