Фонетический разбор работа над ошибками

Типичные ошибки

Фонетический разбор не вызывает проблем у тех, кто умеет его выполнять. Но нередко, делая его, ребята допускают ошибки. 

Узнай, какие ошибки типичны.

1. В обозначении ударения:

  1.  Неправильно проставленное ударение, например, в словах: феноме´н, ката´лог, алфа´вит.
    Правильно: фено´мен, катало´г, алфави´т
  2. Ударение не обозначено. Если ударение не указано, это такая же ошибка, как и неправильное ударение. 

Списки ошибкоопасных слов см. в статье А1. Ударение
Если выяснится, что ты допускаешь ошибки в словах, то слова с правильным ударением нужно выучить. 

2. В транскрипции:

1. Неправильное обозначение в транскрипции ударных гласных.

   Смешение звуков и букв:

  • ошибочное обозначение гласными буквами е, ё, ю, я звуков [э], [о], [у], [а], например, в словах: шёл, щель, любовь, мячик,
  • ошибочное обозначение гласной буквой и звука [ы] после шипящих и ц, например, в словах: машина, цирк,
  • ошибочное обозначение гласными буквами я и ю звуков [a] и [у] после ч и щ , например, в словах: чай, чудный
  • ошибочное обозначение гласной буквой е звука [э] после шипящих, например, в словах: шесть, жест. 

Правильно:

  • [шол], [ш’:эл’], [л’убо´ф’], [м’а´ч’ик]
  • [машы´нъ], [цырк]
  • [ч’а´й’], [ч’у´дный’]
  • [шэс’т’], [жэст] 

2. Неправильное обозначение безударных гласных.

Игнорирование или незнание правил редукции гласных в безударных слогах:

  • ошибочное обозначение звуков буквами в заударных и предударных слогах после твёрдых согласных, например, в словах: плохо, хорошо, карандаш,
  • ошибочное обозначение звуков буквами в заударных и предударных слогах после мягких согласных, например, в словах: мячом, мечом, девять, десять,
  • ошибочное обозначение звука буквами в позиции начала слова, например, в словах: окно, остановка,
  • ошибочное обозначение звуков буквами в позиции после шипящих, например, в словах: шоссе, шинель,
  • ошибочное обозначение звуков в позиции конца слова, например, в словах: по´ле, по´ляздание, здания.

 Правильно:*

  • [пло´хъ], [хърашо´], [къранда´ш]
  • [м’ич’о´м], [м’ич’о´м], [ д’э´в’ьт’], [д’э´с’ьт’]
  • [акно´], [астано´фкъ]
  • [шас:э´], [шын’э´л’]
  • [по´л’э], [по´л’а], [зда´н’ий’э], [зда´н’ий’а] Внимание:       В школьной традиции допустимым считается и другой вариант, упрощённый:
  • [пло´ха], [харашо´], [каранда´ш]
  • [м’ич’о´м], [м’ич’о´м], [ д’э´в’ит’], [д’э´с’ит’]
  • [акно´], [астано´фка]
  • [шас:э´], [шын’э´л’]
  • [по´л’и], [по´л’а], [зда´н’ий’и], [зда´н’ий’а]  

3. Неправильное обозначение звонких согласных

Например, в словах:  косьба, сдать, экзамен.

Правильно:
[каз’ба´], [з’дат’], [эыгза´м’ьн]*

* Допустимо: [игза´м’ин], [эгза´м’ин] 

4. Неправильное обозначение глухих согласных

Например, в словах: ложки, сказки, встать.

Правильно:
[ло´шк’и], [ска´ск’и], [фстат’]

5. Неправильное обозначение непарных твёрдых согласных

Например, в словах: цирк, машины, жить.

Правильно:
[цырк], [машы´ны], [жыт’] 

6. Неправильное обозначение непарных мягких согласных

Например, в словах: чаша, чушь, щит.

Правильно:
[ч’а´шъ]*, [ч’уш], [ш’:ит]

* Допустимо:  [ч’а´ша]

7. Неправильное обозначение звука

Например, в словах: что, считать, его.

Правильно:
[што], [ш’:ита´т’], [й’иво´]

8. Неправильный подсчёт звуков.

9. Смешение букв и звуков.

3. В характеристике звуков:

  1.  Гласных – ошибочные характеристики, смешение ударных и безударных гласных.

  2.  Согласных – ошибочные характеристики из-за незнания, какие звуки звонкие, а какие глухие, какие твёрдые, а какие мягкие.

  3.  Групп согласных – ошибочные характеристики из-за незнания позиционных изменений согласных.

  4.  Долгих согласных – пропуск символа, обозначающего долготу звука, например: учиться, учится, щит, счёт, Алла.

    Правильно:
    ´ч’иц:ъ]*, [уч’и´ц:ъ]*, [ш’:ит], [ш’:от], [а´л:ъ]

    * Допустимо: [у´ч’иц:а], [уч’и´ц:а]

Если ты не понимаешь, почему транскрипция примеров выполнена именно так, то, по-видимому, у тебя есть пробелы в знаниях. Рекомендую обратиться к рубрике:  Русская грамматика. Раздел 2. Фонетика.

Помощь окажет и наш справочный ресурс: Фонетический словарь.

Смотрите также

  • Глава 2. Фонетика
  • Урок 1.
  • Урок 2.
  • Урок 4.
  • Урок 1.
  • Урок 2.
  • Урок 3.
  • Урок 5.
  • Фонетика

ПАМЯТКА

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

1.    Запиши слово, раздели на слоги, сделай транскрипцию, поставь ударение;

2.    Выпиши звуки столбиком;

3.    Проанализируй каждый звук;

4.    Сделай подсчёт букв и звуков

Подсказка!

Гласный

Согласный

Ударный или безударный

1. Звонкий или глухой/ парный или не парный

2. Твёрдый или мягкий/ парный или непарный

Например:

Юла – 2 слога , [йула]

] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.,

 [у] — гл., безуд.

 [л] — согл.,., зв. непарн. тв. парн.,

 [а] — гл, ударн.

3б., 4зв.

ПАМЯТКА

Гласные звуки

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

[а], [о], [у], [ы], [э],       [и]

Парные:

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж]

Непарные: 

[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]

Парные:

[п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш]

Непарные:

[х], [х’], [ц],  [ч’], [щ’]

Из них  всегда мягкие — [й’], [ч’], [щ’],   всегда твёрдые  — [ж] , [ш], [ц]

Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’], [щ’]

2. Буквы  е, ё, ю, я  обозначают два звука ([йэ], [йо], [йу], [йа]) в следующих случаях:

1) если находятся в начале слова (ёлка [йолка],)

2) если находятся после гласных (играет [играйит],)

3) если находятся после разделительного мягкого знака или твёрдого знака(семье [с’им’йэ])

3. В остальных случаях буквы е, ё, ю, я  обозначают один  звук ([э], [о], [у], [а]).

Звуков   [е], [ё], [ю], [я] не существует.

4.  Мягкость звука обозначается знаком ‘  (лес [л’эс]).

Русский язык содержит огромное количество различных слов, которые пишутся не так, как произносятся. Такие «коварные» слова нужно не только знать, но и уметь правильно разбирать. Фонетический разбор слова придуман как раз для того, чтобы мы не удивлялись, почему слово «хорошо» мы произносим не со звуком о, а со звуком а.

Звуко-буквенный разбор слова: теория

Что такое фонетический разбор и зачем он нужен?
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.

Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов. 

Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.

Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.

Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.

В состав анализа входят: 

Подсчитывание количества букв
Определение числа звуков в слове
Постановка ударения
Распределение звуков на согласные и гласные
Классификация каждого звука
Составление транскрипции (графической формы слова)

Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей: 

Некоторые буквы не дают звук
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных

Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:

В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:

Придают мягкость Придают твёрдость
«Я» — [ЙА]
«Ё» — [ЙО]
«Ю» — [ЙУ]
«Е» — [ЙЭ]
«А» — [А]
«О» — [О]
«У» — [У]
«Ы» — [Ы]
«Э» — [Э] 

Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука. 

Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.

В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):

Звонкие непарные буквы Й’, Л, М, Н, Р
Глухие непарные Х, Ц, Ч’, Щ’ 
Звонкие парные Б, В, Г, Д, Ж, З
Глухие парные П, Ф, К, Т, Ш, С

Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).

Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:

  • Ёлка;
  • Яблоко;
  • Ёж;
  • Юла;
  • Ехать.

Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.

Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:

  • Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
  • После гласной (Якутия, умею, объятия);
  • После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).

Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать? 

В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме. 

При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак. Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Правила звуко-буквенного анализа 

Для выполнения звуко-буквенного анализа слова используется фонетическая транскрипция , которая представляет собой графическую запись звучания слова. 

Сложность выполнения фонетического разбора заключена не только в определении правильных звуков и букв, но и в чётком оформлении самого задания. 

Запомните, что звукобуквенный анализ оформляется вот так: 

Используйте правила оформления звукобуквенного разбора для успешного выполнения задания. 

Как сделать фонетический разбор слова: памятка 

Чтобы понять, как делается фонетический разбор, достаточно ознакомиться с памяткой и посмотреть примеры ниже.

Посмотрим, как давать характеристики гласным и согласным. 

Гласные могут быть либо ударными, либо безударными. Чтобы определить ударение, достаточно произнести слово. 

Согласные могут быть парные или непарные, звонкие или глухие, твердые или мягкие. Для определения парности или непарности обратитесь к таблице. Глухость или звонкость можно проверить путём произношения (звонкие произносятся с голосоподачей, а глухие — с шумом), а твёрдость или мягкость определяется по последующей гласной или согласной. 

Именно по такому алгоритму нужно делать фонетический разбор. Обратите внимание на примеры разборов: 

Сделаем звуко-буквенный разбор слова ночь: 

Рассмотрим фонетический разбор слова с повторяющейся согласной и йотированным звуком — введение. 

Выполним фонетический анализ слова её: 

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

30 051

Как правильно сделать фонетический разбор – инструкция

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Разбираю слово ёлка

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Две буквы сливаются в один звук

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Отмечаю ударные гласные в словах

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Шпаргалка по твердым и мягким согласным

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Характеризую все твердые и мягкие звуки

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Глухие и звонкие согласные

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’эр’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

  1. Согласные звуки
  2. Гласные звуки.
  3. Фонетика – что это за наука.
  4. Как делать перенос слова.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик:

Второй:

Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо.

( 24 оценки, среднее 4.33 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА

Звукобуквенный анализ – фундамент
правописания

Лингвисты и методисты обосновали, что
обучение правописанию опирается на знания по
фонетике. Ещё К. Ушинский писал: “ Хороший, ясный
выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен,
и чуткое ухо в различении этих звуков – вот
главное основание правописания”. “ Чуткое ухо”
– это то, что теперь мы называем фонематическим
слухом.[5]

Прежде, чем ученики, ознакомятся с
элементарным звукобуквенным анализом, они
познакомятся с такими понятиями, как “слог”,
“ударение”, “звук и буква”, “ударный и
безударный слог”, “ударный и безударный звук”,
“гласный и согласный”.

Для осознанного овладения детьми
навыкам звукового анализа и синтеза необходима
чёткая система упражнений. Выделяются следующие
виды упражнений:

1. Работа над слогом.

а) Демонстрируется одна за другой
предметные картинки, названия которых
представляют одно -, двух -, трёхсложные слова,
которые легко делятся на слоги: дети, школа,
ученики. Ученики проговаривают слово по слогам,
отхлопывая его слоговую структуру. Затем
объясняется, что в этом слове два (три) слога.

б) По схеме придумать слово,
соответствующей слоговой структуры.

_______ стол, __|__|__ магазин, __|___ сумка

в) Указать количество слогов в слове
цифрой: мак (1), маки (2), маковка(3).

г) Подключить повторение изученного,
составлением предложения из трёх слов по
сюжетной картинке. Предложить показать его
графически.

Дети ловят рыбу. |_______ ________ ________ .

Разделить слова – схемы на слоги. |____|___
____|____ ____|_____ .

К данной теме близко примыкает тема “
Ударение”.

2. Работа над ударением.

Эту работу можно разнообразить
следующими упражнениями.

а) Указать цифрой номер ударного слога:
маки (1), макушка (2).

б) Предлагаются картинки, обозначающие
только трёхсложные слова (бабушка, самолёт). На
доске слоговая схема: ____|_____|___ Ведущий называет
картинку, выделяя голосом ударный слог. Дети
повторяют интонацию. Ставится знак ударения в
схеме и ещё раз проговаривается вместе с детьми.
Обращается внимание, что на ударном слоге палец
задерживается, как бы подсказывая место
ударения. Пробуем перенести ударение в слове.
“Кривое” слово получается. Так не говорят!

в) То же упражнение выполняется
учащимися самостоятельно, на схемах указывается
знак ударения.

3.Работа над звуком и буквой.

После знакомства с речевыми и
неречевыми звуками, уточняется понятие “буква и
звук”, при изучении гласных а, о, у, ы, и.

а) Ведущий беззвучно называет эти
буквы. Дети должны поднять соответствующую
букву.

б) Учитель называет слово. Дети
называют и показывают первую букву: окунь, узел,
иглы, адрес, имя, ученик, утка.

в) Предлагается послушать, запомнить и
повторить звуковые дорожки из ряда гласных. Это
упражнение даётся с целью тренировки внимания,
слуховой памяти и правильной артикуляции.

а – о – у, о – у – а, у – о – а, ау – оы –
и, аи – уо – ы, оы – аи – у.

г) Демонстрируются по два флажка:
красный и сине – зелёный. Объясняется: красный
флажок – звук гласный, сине – зелёный флажок –
звук согласный. Учитель называет изученные
гласные и знакомые согласные. Дети “сигналят”
флажками. Сначала с комментарием. (Это звук
гласный – красный флажок. Это звук согласный –
сине – зелёный флажок.)[7]

4. Работа над звуко – слоговым
анализом
.

Эта работа проводится с целью
установления последовательности звуков без
обращения к согласным буквам.

Демонстрируется картинка “мак”,
называем её. Проводится беседа:

– Какой первый звук слышим?[м] Как он
называется? (согласный).

– Какой следующий звук слышим? [а] Он?
(гласный). Какую фишку употребим? (красную) -Какой
последний звук в слове? [к] Он согласный?

– Сколько звуков в этом слове? Сколько
согласных? Сколько слогов? Докажите

С. М. Николаева предложила следующую
последовательность работы над звуко – слоговым
анализом [8, с.33]

  1. Односложные слова без стечения согласных: дом,
    мак.
  2. Двусложные слова.
    • Открытый слог + открытый слог (рама, раки).
    • Открытый слог + закрытый слог (замок, кулак).
    • Закрытый слог + открытый слог (парта, пилка).
    • Закрытый слог + закрытый слог (ландыш, фонтан).
  3. Одно сложные слова со стечением согласных в
    конце слова (бант, волк).
  4. Односложные слова со стечением согласных в
    начале слова (стол, слон, кран).
  5. Двусложные слова разной звуковой структуры с
    изученными гласными.

В ходе звуко –слогового анализа у
детей формируется направленность внимания на
звуковую сторону речи. В активный словарь
вводятся слова термины: звук, буква, слог, слово,
ударение, гласный, согласный.

В дальнейшем работа со звуками и
буквами будет рассматриваться одновременно, и
такая работа называется звукобуквенный анализ.
Известно, что звукобуквенному анализу в первом
классе уделяется на уроках много времени.
П.С.Жедек предлагает два типа звукобуквенного
анализа слов: фонетико-графический разбор и
фонетико-орфографический разбор. Главная
особенность фонетико-графического разбора
заключается в том, что для разбора используются
слова, запись которых не требует применения
правил правописания. Задача
фонетико-орфографического разбора нацелена с
одной стороны на развитие орфографической
зоркости учащихся, с другой – на освоение правил
правописания. Соотношение звуков и букв не
только графически, но и орфографически – путь к
грамотному письму.. Эта работа должна идти с
постепенным усложнением:

1.Побуквенное печатание слова по схеме.
______|_______ (Например, бусы)

2.Слоговая запись слова по схеме. |______|_______
(Например, Нина).

3.Запись целого слова под диктовку с
опорой на схему и последующей проверкой
записанного слова. ___|___ (рука)

4. Запись слова с безударной гласной в
корне слова с опорой на схему _о_|__ (стоит)

Такого рода задания помогают ребятам
увидеть, сколько в слове гласных звуков –
красный цвет как светофор, синий цвет – твёрдый
согласный, зелёный цвет – мягкий согласный.
Схема помогает понять, какие звуки в слове.
Сверху от условного значка размещается буква,
которая обозначает звук в данном слове. Все это
облегчает процесс письма без дополнительного
напряжения.

Из сказанного выше можно утверждать,
что работа над звукобуквенным анализом слов,
окажет положительное воздействие на
формирование фонетико – фонематического
восприятия. Важно, чтобы такая работа
проводилась систематически с применением
дидактических игр и разнообразных приёмов
подачи слов. Последовательность работы над
звукобуквенным анализом слов можно отразить в
следующей схеме <Приложение1>.

Формирование орфографической
зоркости

Главным в обучении правописанию
является решение орфографической задачи. Однако
решение орфографической задачи возможно при
условии, если ученик видит орфограмму. Умение
обнаруживать орфограммы называют
орфографической зоркостью. Неумение выделять
орфограммы на письме – одна из главных причин,
тормозящих развитие орфографического навыка.
При написании диктантов учащиеся не применяют
правил по той простой причине, что не находят в
слове мест, где нужно его применять. Отсюда в
диктантах и творческих работах учащиеся
допускают немалое количество ошибок.
Следовательно, в обучении русскому языку
пропускается начальный этап, на котором ученики
самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в
момент письма.

Способность выделять орфограммы и
определять их типы должна специально
воспитываться, начиная с первого класса. Как
пишет М.Р. Львов, “целенаправленное обучение
обнаружению орфограмм должно начинаться с
первого года обучения, главным образом в
процессе звукобуквенного анализа слов” [6].

К сожалению, конкретной системой
учителя не располагают. Однако многие сегодня
знакомы с таким способом формирования
орфографической зоркости, как письмо с пропуском
или с “дырками”, применяемое в системе
развивающего обучения Д. Б.Эльконина – В. В.
Давыдова. Если просто дать детям установку
пропускать при записи место, где сомневаешься, то
лишь немногие смогут осознанно этим
воспользоваться, так как сомневаться
большинство детей и не умеют. Отсюда и возникает
необходимость специально организованной
системы обучения

Предлагаемая методика позволяет уже с
первых шагов обучения грамоте формировать
умение обнаруживать и выделять нечастную
орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных
морфемах написанного слова. Созданная система
опирается на теоретические основы П.С. Жедек, М.Р.
Львова, М. С. Соловейчик и практический опыт
учителей[4].

На первом этапе работы дети учатся
опознавать признаки орфограммы, т. е. безударные
гласные. Затем необходимо учить обнаруживать
ударные и безударные гласные, хорошо слышать
звуки, определять их характеристики. Поэтому
следует включать в уроки следующие упражнения

  1. Назовите гласные звуки в слове “земля”.
    Охарактеризуйте их.
  2. Назовите слова, в которых гласные буквы не
    соответствуют звукам: река, шары, враги.
  3. Какой гласный звук никогда не произносится без
    ударения.
  4. В слове “собака” назовите буквы,
    несоответствующие звукам.

На этом этапе работы дети учатся
безошибочно и быстро определять в слове ударный
и безударный гласный. Учащиеся также знакомятся
с такими словами, написание которых определяется
произношением, и убеждаются, что в таких словах
ошибку сделать нельзя (горка, брюки, буфет)

На втором этапе работы следует
ознакомить со звуковой записью слов. Сначала это
обозначение звуков условными значками,
принятыми в азбуке, т.е. кружочки красного, синего
и зелёного цвета. Вначале для отдельных
звуков [а], [у] и т. д. Затем для простейших слов с
постепенным усложнением [мак], [котик], [написал].
Важное условие постепенность. Сначала учитель
пишет транскрипции сам. Когда дети привыкнут к
таким записям и смогут прочитать их, они будут
сами транскрибировать слова. Затем в звуковой
записи слова определяется позиция каждого звука
(слабая и сильная) [cасна]. И только после этого
можно писать слова с пропуском орфографии в
слабой позиции [б.бры], [дом.к].

Далее усваивается новый способ записи
слов
– запись с пропусками гласных букв в
слабой позиции.

Буква, обозначающая любой безударный
гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой
трудность для написания в слове.. Поэтому
безударный звук нельзя сразу обозначать буквой в
корне, приставке, суффиксе, окончании её нужно
сначала узнавать, а это не просто.. Дети должны
осознать, что им ещё предстоит учиться находить
сильную позицию. А пока они могут пропустить
букву, если не знают, какую писать. Таким образом,
первоклассники учатся не выбирать букву, а пока
только обнаруживать “опасности письма”.

На последнем четвёртом этапе учащиеся
знакомятся с орфографией как явлением, когда
имеется выбор букв. Ребёнок усваивает сущность
понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, т. к.
нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т. к.
есть выбор букв. Например: с оа ва, ёл оа чка, н ао
лил. Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю, а в
конце слова – у, а, я. (сырок, парта).

Задания на этом этапе могут быть
следующие:

1.Подобрать гласную букву так, чтобы
получилось слово: Д…м (у, о, ы, е), п…л (у, а, о, е).

2.Записать мену букв в словах: гора,
сова, налил.

3.В предложении на месте гласных в
слабой позиции записать мену букв: Вет…р с сил…й
н…л…та…т. (Вет е/и р с сил о/а й н а/о л и/ет а е|и т).

Такая система действий удобна тем, что
дети сначала учатся определять характеристики
звука, его место в слове, позицию, потом решают
можно ли писать букву на месте звука или нет.
Через некоторое время дети станут записывать
слова с пропусками “ опасных” мест сразу по
слуху. В первом классе создается только основа
для выработки навыка правописания. Программа не
требует от учащихся сформированного умения в
этой области, не предполагает и проверки
безударных гласных путем подбора однокоренных
слов. Данная методика находит конкретное
воплощение во втором и в третьем классах. Таким
образом, соблюдается преемственность в
формировании умений выделять орфограммы в
разных морфемах слова.

Эта система представлена в таблице <Приложение 2>.

Списывание, как средство формирования
орфографической зоркости

Известно, что списывание включено в
программу обучения только как один из видов
упражнений, цель которых – сформировать у детей
умение безошибочно копировать текст. Со многими
проблемами учитель сталкивается при обучении
детей списыванию. Первоклассникам не всегда
понятно, что значит списать предложение. В лучшем
случае дети механически переписывают готовый
текст, т. е. каждую букву из текста переносят в
тетрадь, используя побуквенное списывание. Каков
же наиболее продуктивный вид списывания? Как
определить условия его эффективности? Ответ на
эти вопросы дала П.С. Жедек, предлагая
специальный алгоритм этого вида работы,
основанный на теории речедвижений [3].

Первый этап списывания должен
заключаться в первичном прочтении учеником
предложения целиком. Чтобы удержать содержание
списываемого предложения в памяти, ученику надо
будет повторить его целиком, конечно же так, как
мы говорим, не глядя при этом в текст.

Второй этап работы – обратить
внимание ребенка на орфографическую форму
списывания предложения. Для этого необходимо
сначала прочитать его орфографически, и затем
проговорить его орфографически, не глядя в текст.
Эти два этапа осуществляются до самого процесса
письма, они являются подготовительными. На этих
этапах можно построить так называемые опорные
схемы, которые в период обучения грамоте часто
используются. Так, при записи предложения – Кота
зовут Барсик. – сначала дети прохлопывают
количество слов в предложении. Учитель читает
предложение и записывает на доске опорную схему.

|__о______ ____о_______ |________ .

Составление опорных схем даёт
установку на правильное написание слов не только
с безударными гласными, но и запоминание других
орфограмм (раздельное написание слов, заглавная
буква, оформление предложения).[1]

На третьем этапе ребенку необходимо
для усиления орфографической ориентировки
необходимо выделить орфограммы. П.С. Жедек
предлагает выделять орфограммы, используя целую
систему подчеркивания в соответствии с
классификацией орфографии (так, например,
орфограмма слабой позиции – одной чертой,
сильной позиции – двумя чертами)

На четвёртом этапе, можно приступать
к записи предложения, обязательно диктуя себе
орфографически. Хорошо известно, что дети, только
начинающие учиться писать, как правило
проговаривают быстрее, чем записывают.
Преодолеть эту трудность можно лишь при условии,
что удастся синхронизировать операции
проговаривания записи элементов слова и их
записи. Сделать это самому ученику крайне сложно,
ему необходима помощь учителя. Эффективным
средством, которое можно использовать для
достижения этой цели, является организация
письма в заданном темпе: ученики проговаривают
элементы записанного слова вместе с учителем,
который выбирает темп проговаривания,
ориентируясь на наиболее медленно пишущих
учеников. Затем темп проговаривания и письма
постепенно ускоряется. На этом этапе необходимо
также исключить возможность повторного
обращения к слову в процессе его записи.

На пятом этапе остается лишь
осуществить действие самоконтроля – проверка и
сравнение с образцом, причем и здесь наши
подчеркнутые орфограммы помогут, они будут
основными контрольными точками.

Алгоритм списывания, предлагаемый П.С.
Жедек, выглядит так:

1. Внимательно прочитай предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в предложении все
орфограммы.

4. Прочитай предложение
орфографически.

5. Повтори предложение ещё раз,
орфографически, проговаривая все звуки.

6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя
себе по слогам и подчеркивая орфограммы.

7.Сверь написанное с текстом, особое
внимание обрати на орфограммы[3]

Для того чтобы дети чётко усвоили этот
алгоритм, его можно представить в виде модели,
которую предложила учитель гимназии Т. А.
Решетова[10]. <Приложение
3
>

Такой способ действий имеет место в
методике, представленной М. С. Соловейчик в
методических рекомендациях к учебнику для
первого класса. Когда детям предлагается задание
списать, они сначала восстанавливают этот
алгоритм, а затем приступают к работе.

Орфографическое чтение, как способ
обучения грамотному письму

Как показывают исследования А. Р.
Лурия, Л. К. Назаровой и других на начальных
ступенях обучения письму наряду со слуховым и
зрительным анализом большое значение имеют
речевые кинестезии (проговаривание) они
позволяют более точно воспринимать речь.

В современной школе начинает
забываться методика П. С. Тоцкого – учителя с
большим стажем педагогической работы. В основе
его работы – орфографическое чтение и
артикуляционная память[11]. Чтобы запомнить
написание слова, ребёнок должен несколько раз
повторить его вслух так, как оно пишется. Данная
методика оказывает положительное влияние на
грамотное письмо школьников, но не может
считаться универсальным средством при обучении
орфографии,т. к. в процессе проговаривания
восприятие орфографического материала не
связано с его теоретическим осмыслением.
Многолетняя практика ряда учителей показывала
высокую эффективность метода орфографического
чтения.

Орфографическое чтение отличается от
орфоэпического тем, что каждое слово
произносится так, как пишется, и тем самым
остается в памяти движений речевого аппарата. По
утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают
орфографическое чтение и с самого начала хорошо
отличают два вида чтения: читай, как пишем, и
читай, как говорим. Орфографическое чтение можно
начинать с любого текста на любом уроке, если
ставится цель научиться правописанию слов. При
орфографическом чтении каждый звук в слове
соответствует букве, слово должно звучать
отчетливо, что облегчает его восприятие и
повторение.

При орфографическом чтении слово не
должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет
цельность и не останется в памяти движений
речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную
память, орфографическое чтение открывает
широкую дорогу обогащению словарного запаса
учащихся.

Орфографическое чтение в классе
проводится чаще всего хором. Учитель читает
слово или словосочетание, дети повторяют их
точно в том же отрезке времени, не растягивая
слова на слоги. Когда дети приобретут навыки
чтения, можно проводить устный орфографический
диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а
дети хором произносят слова, сочетания слов
орфографическим чтением, т.е. так как пишут. Если
в каком-то слове допускается ошибка, она
становится заметна на фоне правильного звучания,
тогда слово следует повторить.

Система работы по исправлению ошибок

Важное звено в обучении правописанию
– самостоятельная работа учащегося над своими
ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, –
говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому,
чтобы не парализовать самостоятельности
учеников, чтоб ученики работали над своими
ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом
виде, сколько заставляет учеников размышлять и
самостоятельно работать…”.

Приёмы самостоятельной работы
учащегося над своими ошибками могут быть самыми
разнообразными.

К сожалению, в практике не редко
наблюдается такая организация работы над
ошибками, которая мало способствует
формированию у детей сознательных
орфографических навыков. Работа над ошибками
должна проводиться в определённой системе, и
начинаться с формирования самостоятельного
нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте,
учителю следует каждому ученику выдавать
“волшебный квадрат”. Это квадрат лежит у
ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат
будет обладать волшебной силой, если дети
научатся им правильно пользоваться. Для этого
квадрат накладывается на слово. Постепенно
двигая его вправо, ученик открывает первый слог
слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко
обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы
притормаживает движение глаза, не даёт ему
скользить по строке, заставляет быть
внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие
результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается
обучение грамоте, чтобы облегчить детям
самостоятельную работу над ошибками,
целесообразно познакомить их с памяткой “Работа
над ошибками”[2] <Приложение
4
>. В этой памятке даются указания
о том, какие операции и в какой
последовательности необходимо произвести
работу над ошибкой. Особенно важно
придерживаться указанной последовательности
работы над ошибками. Это побуждает детей
выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе
анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками
является цифровое обозначение орфограмм. Каждое
правило в памятке “Работа над ошибками” имеет
свой порядковый номер, но это не значит, что
ученик должен его запоминать. Цифровое
обозначение орфограмм с целью исправления
ошибок используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь
зачёркивает букву, которая записана неверно.
Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая
номер орфограммы в памятке. После проверочной
работы, классной или домашней пропускаются две
строчки и ставятся учителем печатные буквы
“РНО”, что означает “работа над ошибками”.
Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет
категорию своей ошибки и выполняет работу над
ошибками строго по памятке. Каждую работу над
ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом
учитывается, что правильность и точность
исправления, служит показателем осознанности
выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при
заполнении “дырок” в словах, которые вызывали
затруднения. Например, выполняя проверочный
диктант, учитель даёт установку, что можно делать
“дырки”. Учащиеся, которые медлительные или
быстро не могут определить вид орфограммы, или
вспомнить проверочное слово, ставят пропуски,
т.е. “дырки”. Пользуясь цифровыми обозначениями,
сделанные учителем во время проверки, ребята в
спокойной обстановке определяют категорию
орфограммы, а после прописывают необходимые
буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками
считаю, индивидуальный подход в исправлении
ошибок при проверке письменных работ. У
некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь
зачёркиваются неверно написанные буквы. У других
исправляются лишь трудные для них орфограммы.
Для третьих, необходимо дать шанс самим найти
ошибку по вынесенной красной точке перед словом
или строкой, в которых были допущены ошибки.
“Этот процесс творческий, трудоёмкий,
отнимающий много времени, но такой труд
окупается более высокой грамотностью”[9].

Самое важное в работе над ошибками –
добиться того, чтобы учащиеся стремились
избавиться от них. При отсутствии у детей такого
стремления не будет успеха в повышении
грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят
серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить
желание избавиться от них, можно дать
возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а
карандашом. Этот приём, предложенный Н. Зайцевым
даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система
работы по исправлению ошибок строится следующим
образом:

1)Использование “ Волшебного
квадрата” при самостоятельном нахождении
ошибок в 1 классе.

2)Использование цифрового обозначения
орфограмм.

3)Дифференцированное исправление
ошибок учителем.

4)Сочетание индивидуальных и
фронтальных форм работы.

5)Заполнение пропусков в словах с
“дырками”, пользуясь цифровым обозначением
орфограмм.

6)Использование памятки в работе над
ошибками.

Нет необходимости доказывать, что
данные приёмы работы над ошибками, названные
выше, активизируют мыслительную деятельность
школьников, формируют у них умение сознательно
применять изученные правила.

Литература

  1. Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении
    орфографии // Нач. школа. – 1994. – № 5. – С. 10-12.
  2. Бунеева Е.В. Методические рекомендации. Русский
    язык 1-2 класс. – М.: Баласс,– 2000.– С.241.
  3. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии
    // Нач. школа. – 1988. – № 10. – С. 77-78.
  4. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической
    зоркости у первоклассника // Нач. школа. – 2000. – №
    6. – С. 29-32
  5. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую
    работу в 1 классе // Нач. школа. – 1992. – № 9-10. – С.26-29
  6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –
    М.: Просвещение, – 1990. – 124 с.
  7. Николаева С.М. Предупреждение нарушений
    письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 2.
    – С. 26-30.
  8. Николаева С.М. Предупреждение нарушений
    письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 4.
    – С. 30-34.
  9. Репкин В. В. Развивающее обучение языку и
    проблема орфографической грамотности. // Нач.
    школа. – 1999. – № 7. – С. 35 – 48.
  10. Решетова Т. А. Модели при обучении
    первоклассников чтению и письму. // Нач. школа. –
    2001. – № 8. – С. 58 – 61.
  11. Тоцкий П.С. Орфографическое чтение как основа
    правописания // Нач. школа. – 1988. – № 7. – С. 68-70.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фонетические фонематические и фонетико фонематические ошибки
  • Фонетические ошибки это какие
  • Фонетические ошибки при чтении
  • Фонетические нормы примеры ошибок
  • Фонетические и фонологические ошибки разница