Формы исправления ошибок педагогический рисунок

Педагогический
рисунок– одно из важнейших средств
наглядности. Время его выполнения 2- 5
минут. Педагогический рисунок является
графическим пояснением учебного
материала. Сам по себе рисунок не
имеетхудожественного значения, но
онстановится убедительным в контексте
разбираемой работы. Задача педагога
–подготовить учащихся к решению учебных
задач. Педагогический рисунокнеобходим
ради наглядности, упростить, схематизировать,
чтобы ученикправильно понял структуру,
конструкцию, пластические особенности.

Наилучшим
средством наглядного обучения является
рисунок самого педагога на классной
доске, на листе бумаги и на полях альбома
самого ученика.

Первый
вид — рисунок на классной доске — является
прекрасным методом наглядного обучения.
Он помогает понять увиденное, влияет
на умственное развитие ребёнка, на
правильность его суждений.Главное
качество педагогического рисунка — это
лаконичность изображения, простота и
ясность его. Учитель дает возможность
детям ясно понять и представить сказанное.

Второй
вид — это зарисовка учителя на полях
рисунка школьника. Такие зарисовки
необходимы в том случае, когда ошибка
в рисунке замечена у одного, двух учеников
и нет смысла отвлекать внимание всего
класса.

Третий
вид — исправление ошибок в рисунке
ученика рукой учителя. Личная поправка
рисунка ученика преподавателем имеет
большое образовательное значение.
Ученик видит, как можно исправить именно
его рисунок. Наблюдая, как преподаватель
работает в его альбоме, ученик впитывает
все детали этого процесса, и потом уже
сам старается делать так, как сказал
педагог.

Большое
образовательное и воспитательное
значение имеет демонстрация рисунков
выдающихся художников. Ученик, рассматривая
рисунок, сделанный рукою большого
мастера, видит, какой выразительности
можно добиться, рисуя обыкновенным
карандашом. Хотя этот рисунок не будет
образцом, которого может достичь ученик,
но само ознакомление с высоким
профессиональным мастерством сыграет
большую роль.

Изобразительную
деятельность учителя, связанную с
иллюстрированием учебного материала,
дополняющее устное объяснение и
осуществляемое непосредственно в ходе
урока, принято называть педагогическим
рисованием.

В
течение длительного времени под
педагогическим рисованием, подразумевались
лишь рисунки учителя, выполненные
учителем на классной доске. В настоящее
время такая узкая трактовка термина
«педагогическое рисование» устарела,
поскольку не полностью отражает те виды
изобразительной работы учителя, которые
по своему характеру и назначению следует
отнести к педагогическим. Например,
пояснительный рисунок преподавателя,
сделанный на полях работы ученика, а
так же лаконичные наброски большого
размера, выполненные различными
материалами на классной доске или листах
бумаги, во время урока с целью разъяснения
учебного материала и дополнение устного
объяснения являются разновидностями
педагогического рисунка.

Эти
рисунки можно разделить на 2 основных
вида по методам их использования.

1.
Рисунки большого размера, рассчитанные
на фронтальную демонстрацию всем
ученикам, находящимся в классе.

2.
Небольшие наброски, выполненные
преподавателем на полях работы ученика
или на отдельных листах бумаги с целью
иллюстрирования индивидуального
объяснения учебного материала.

Основная
задача педагога — наиболее полно,
доходчиво донести учебный материал до
детей. Это предъявляет к рисунку ряд
основных требований.

Прежде
всего, рисунок на доске должен быть
достаточно крупного размера, чтобы все
сидящие в классе хорошо видели его, он
должен быть также простым, ясным,
лаконичным, так как преподавателю
необходимо выделить главное в изображенном
и обратить на него внимание учащихся.

Надо
иметь в виду, что большей частью рисунки
на доске делаются для того, чтобы дать
ученикам правильное направление для
самостоятельного решения задачи
построения объемных выражений, поэтому
долго рисовать, задерживая внимание
детей работой на доске, не следует.

Перед
началом работы учитель объясняет
задание, сопровождая беседу рисованием
на доске.

При
этом нельзя, увлекаясь изображением,
забывать об объяснении. У доски учителю
необходимо стоять лицом к классу,
прерывая рисование обращением к ученикам.
В процессе работы необходимо отходить
от доски на некоторое расстояние, с тем,
чтобы проверить изображенное, потому
что линии могут быть неровными. Промежутки
времени следует заполнять объяснением,
рассказом о задачах следующего этапа
работы и т.д.

Существует
несколько типов рисунков:

-Линейный
рисунок- выполнен непрерывной линией.

-Рисунок
штриховкой- выполнен прерывистыми
линиями, разнообразными по толщине и
длине.

-Линейный
рисунок с применением цветных мелков.

-Тоновый
рисунок.

Значимость
педрисунка:

1.Изображая
внешний вид предмета, видна
последовательность.

2.Повышает
активность, восприимчивость.

3.Развивает
абстрактное мышление, воображение.

4.Доступен.

Особая
роль, по мнению Песталоцци, должна
принадлежать рисованию в начальной
школе. Рисование, утверждает Песталоцци,
должно предшествовать письму, — не
только потому, что оно облегчает процесс
овладения начертанием букв, но и потому,
что оно легче усваивается. Песталоцци
считал, что обучение рисованию должно
проходить с натуры, так как натура
доступна наблюдению, осязанию и измерению.

Заслуга
Песталоцци состоит в том, что он впервые
соединил науку о школьном преподавании
с искусством, поднял вопрос о необходимости
методической разработки каждого
положения рисунка. Песталоцци считал,
что для развития глазомера должна быть
одна методика, для понимания форм —
другая, для техники — третья.

Литература:

1.Изобразительное
искусство в начальных классах /
Б.
Юс
ов
и
др.- Мн., 1992.

2.Кузин
В.С. Изобразительное искусство и
методика
его
преподавания в школе.
Мн.,
1998.

3.Неменский
Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение,
2007

4.Популярная
художественная энциклопедия в 2 т. М.,
1986

5.Программа
«Изобразительное искусство» — Мн.,
2008

6.Терентьев
А.Е. Рисунок в педагогической практике
учителя изобразительного искусства М,
1981.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для того чтобы интерес учащихся к предмету изобразительное искусство не ослабевал, важно чтобы школьники получали удовлетворение от выполнения заданий из урока в урок. Учителю необходимо создавать ситуацию успеха в решении изобразительных задач для учеников. В реальном мире мы имеем дело с объёмными предметами и пространственными отношениями между ними. Рисунок отображает объёмные предметы в виде двухмерных изображений, взаимосвязанных пропорциональными соотношениями. В процессе рисования приходится переводить информацию с языка объёмно воспринимаемых образов на язык изображений. Для детей, да и не для подготовленного взрослого эта задача трудная. Педагогический рисунок показывает школьникам путь перевода с одного языка на другой в доступной форме. Таким образом, примером своей изобразительной деятельности учитель мотивирует учащихся стремиться достичь подобного опыта в изображении окружающего мира.

Пример из истории искусства. Известный живописец И.Е. Репин был учителем известного живописца В.А. Серова. Каким же образом обучал Репин Серова? Российский искусствовед, специалист по истории русского и советского изобразительного искусства. Д.В. Сарабьянов писал следующее: «Репин не насиловал серовский талант системой учебных приемов, как бы опасаясь сковать его. Серов просто жил рядом с Репиным; они работали рука об руку, и ученик, сидя рядом с учителем, зорко присматривался к тому, что тот делал». Таким образом, ученик брал пример с учителя, наблюдая за действиями своего наставника.

У каждого учителя изобразительного искусства есть возможность показать учащимся, каким способом можно решить изобразительную задачу практической части урока. После объяснения нового учебного материала, перед началом работы обучающихся, учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием мелом на доске.

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

Знаток мелового педагогического рисунка В.С. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности». Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно, элементы изображения накапливаются поэтапно. Именно это обстоятельство, по мнению ученых-педагогов, определяет создание более глубокого и осмысленного образа. Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала (например, в случае уроков истории).

А в изобразительном искусстве выполнение учителем педагогического рисунка является одним из важнейших приемов метода наглядного обучения. По В. Ф. Харламову (доктор педагогических наук (1973), профессор (1974), академик НАН Белоруссии (1990)) использование на уроке приема педагогического рисования относится к методу устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности обучающихся. Время выполнения педагогического рисунка 2-5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Рисунок становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача учителя – подготовить обучающихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим для демонстрации способов, алгоритмов в изображении человека, животного, предмета, объекта, построения композиции картины через схематизацию конструкций, изображения упрощенных форм, которые могут составлять изображаемое в системе этих форм.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

1.Первый вид — рисунок на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения.

Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

Требования к рисунку педагога выполняемому на доске:

  • рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

он должен быть также простым. Преподавателю необходимо выделить главное в тематическом изображении и обратить на него внимание учащихся.

Из книги Н.Н. Ростовцева доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника культуры России «Учебный рисунок»: «Изображение натуры должно быть ясным, понятным и убедительным, оно должно давать яркий образ предмета. Это в особенности необходимо учителю изобразительного искусства, который постоянно пользуется рисунком на классной доске или на полях ученической работы. Все наши замечательные художники-педагоги безупречно владели мастерством рисунка».

При этом нельзя, увлекаясь изображением на доске, забывать об объяснении, надо держать связь с классом. Например, задавать вопросы о том, какие предположительно могут быть дальнейшие действия учителя. Находясь у доски, педагогу следует стоять так, чтобы учащиеся видели, что делает учитель. Для самоконтроля учителю в процессе работы, рисование надо прерывать и периодически отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

2. Второй вид — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника.

Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

3. Третий вид — исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя.

Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Из книги Н. Н. Ростовцева: «Для того чтобы научиться хорошо и правильно рисовать, нужно прежде всего приучить себя, наблюдая натуру, анализировать ее и ясно представлять ее строение или, говоря словами П. П. Чистякова (русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи конца 19 — нач.20 века), «прежде всего надо научить глядеть на натуру, это самое основное и довольно трудное». Конечно, эти слова относятся к тем людям, которые желают стать профессиональными художниками. И перед современным учителем общеобразовательной школы не ставится задача всех учащихся на уроках изобразительного искусства научить «отлично» рисовать.

Задача учителя научить умению видеть натуру – это, значит, умению анализировать строение натуры, пониманию и видению особенностей конструктивных форм окружающего мира – дело сложное и требует большого навыка. И в этом снова поможет учителю педагогический рисунок.

Существует несколько типов рисунков:

-Линейный рисунок — выполнен непрерывной линией.

-Рисунок штриховкой — выполнен прерывистыми линиями, разнообразными по толщине и длине, возможно пересекающимися.

-Линейный рисунок с применением цветных мелков.

-Тоновый рисунок.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:

а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемого;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач,

связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.

Выделяют разновидности педагогического рисунка. В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска и зарисовок. Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро, за несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения.

Набросок — монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего. Грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.

Зарисовка — наиболее полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Удобными и интересными для художника-педагога материалами для исполнения рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел, восковые мелки. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.

Когда не было компьютера, безусловно, важным и неоценимым подспорьем учителю в наглядности примера изображения окружающих нас форм, являлась доска с мелом. Сейчас поэтапный порядок построения изображения можно демонстрировать с помощью современных компьютерных технологий. Такой подход в обучении школьников грамоте изображения является своего рода более совершенным педагогическим рисунком, выполненным учителем с помощью специальных программ.

Роль педагогических рисунков (набросков, зарисовок) на доске, на листе, на компьютере,:

  • дают возможность ученикам определиться с правильным направлением для самостоятельного решения задачи в выполнении изображения;
  • способствуют развитию изобразительных навыков школьников;
  • активизируют изобразительную деятельность школьников на уроке;
  • способствуют воспитанию самостоятельности, целеустремленности учащихся при выполнении изображения;
  • помогают установить тесный контакт учителя с учениками;
  • стимулируют развитие художественных стремлений учащихся;
  • способствуют возникновению эстетических чувств, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами.

С помощью педагогического рисунка возможно предупреждение ошибок в работах. Сами особенности детского рисунка, например, такие, как отсутствие планов, загораживания предметов, разрыв неба и земли и т.п., в реалистическом изображении являются следствиями ошибочного восприятия действительности и неумения передать её адекватно. Показывая примеры правильного выполнения изображений в ходе педагогического рисунка, учитель помогает выполнить реалистически достоверные изображения.

Использование педагогического рисунка помогает установить тесный эмоциональный контакт между педагогом и детьми, снять психологический барьер перед изобразительной деятельностью. Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы в графике или живописи. Такой наставник может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Педагог, хорошо владеющий изобразительными приемами, приобретает несомненный авторитет. Он способен делом показать, что искусство — это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Значение педагогического рисунка при обучении школьников изобразительному искусству.

  В школьных программах по изобразительному искусству Б. М. Неменского, Е. Я. Шпикаловой, В.С. Кузина много тем, которые предусматривают выполнение педагогического рисунка. На уроках изобразительного искусства, как ни на каких других должно быть наглядное изображение. Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся приходят к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям, как источнику познания. Учитель демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком и усвоение не только учебного предмета, материала, но и техники исполнения. Показывая штрих и методы выражения различных форм педагог добивается большого эффекта, когда перед глазами детей проделывает всё это своей рукой. Существует множество методов наглядного обучения, но педагогический рисунок – является главным, основным при обучении изобразительному искусству.

  Педагогические рисунки должны быть выполнены на высоком профессиональном уровне.  Ведь главная задача уроков изобразительного искусства – развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. По возможности методы рисования надо разнообразить т.к. это способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учащихся. Могут быть использованы чисто линейные изображения, выразительные штрихи, рисунок цветными мелками или аппликацию из цветной бумаги для большей наглядности (при изучении пейзажа или натюрморта).

  Эстетическое воспитание детей на уроках требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске. Рисунок на доске способствует воспитанию, развитию творческой активности, самостоятельности учащихся. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить контакт в коллективе между учителем и учениками, что ведёт к лучшему усвоению материала на уроке, глубокому усвоению знаний и умений. У педагога возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, равнодушных к предмету, показать красоту, простоту, чтобы мотивировать учащихся к выполнению работы.

  Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков, выполненных знаменитыми художниками. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукой учителя и большого мастера, видит какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Этот рисунок является образцом, эталоном, к которому надо стремиться. Хотя этого учащиеся могут и не достичь, но ознакомление с высоким, мастерством, профессионализмом сыграет большую роль.

  Эстетическое воспитание и художественное образование в школе – это не массовая профессиональная подготовка художников в общеобразовательном учреждении, а развитие этетической грамотности, понимания первичных умений и навыков выпускников школы.

  Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать различными материалами, иметь возможность показать учащимся умение практической работы по рисунку и живописи, показывать работу над рисунком мелом, карандашом на бумаге, акварелью перед классом, чтобы дети имели возможность увидеть эту творческую работу, ведь большинство детей нигде больше этого не увидят. В этом случае учащиеся смогут приобрести хорошие знания и умения.  Учитель деятельностью своей показывает, что искусство — это не повседневность, а праздник и глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

  Для хорошего усвоения приёма, навыка надо не только показать, но и добиться, чтобы этот приём был усвоен ребёнком, понять, увидеть, почувствовать, как ученики воспринимают учебный материал, как реагирует каждый из них на слова и действия.

  Школа должна в одинаковой мере дать учащимся и творческое развитие, и технические знания и навыки. Т. к. в искусстве все стороны неразрывно связаны в одном образе, воплощенном на полотне живописно техническими средствами; чтобы овладеть средствами изображения, требуется творческое упражнение, постоянно воспитывающее и развивающее дарования учащихся, все его знания, умения и навыки.

  Рисунок педагога может быть не только на доске, перед классом, фронтально, но и индивидуально, на полях работы ученика, на отдельных листах бумаги, выполненный в различных техниках.

  По мнению Н.Н. Ростовцева рисунки педагога на уроках изобразительного искусства можно разделить на три вида по методам их использования.

  1. Рисунок на классной доске, большого размера, рассчитанный на фронтальную демонстрацию всем учащимся, находящимся на уроке в классе, является прекрасным методом наглядного обучения. Данный вид рисунка помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Особенно важно при обучении изобразительного искусства не только рассказать, объяснить, но и нарисовать, показать наглядно, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении детей.

Главное качество педагогического рисунка – лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель даёт возможность понять и представить сказанное. Рисунок на доске должен передать самую главную мысль педагога, показать главное, характерное в изображаемых объектах. Должен быть рисунок не длительным по времени.

  1. Второй вид рисунка педагога – зарисовка учителя на полях работы ученика, исправление ошибок в работе рукой учителя. Это делается, если допущены ошибки у нескольких. То исправление индивидуально. Можно попросить разрешение исправить ошибки и сделать набросок, показав последовательность работы, процесс рисунка, что имеет огромное значение при обучении, т. к. в дальнейшей работе ученик применит увиденный метод в своей работе.

Наглядная демонстрация техники исполнения   состоит в том —  что и в какой форме надо показать ученику.

  1. Ещё один вид педагогического рисунка – зарисовки на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения материала, при котором основная задача педагога – наиболее полно, наглядно донести учебный материал до школьников.

В педагогической работе важна роль рисунка – наброска при обучении изобразительному искусству.

И каждый из этих видов педагогического рисунка имеет огромное значение при обучении детей на уроках изобразительного искусства.

Педагогический рисунок и его значение Педагогический рисунок как наглядность в обучении. Лаконичность, простота и

Педагогический рисунок и его значение Педагогический рисунок как наглядность в обучении. Лаконичность, простота и ясность как основные качества педагогического рисунка.

 • Разъяснение Задачи материала • Группы задач • Логико. Функции эстетическая • Диалоговая

• Разъяснение Задачи материала • Группы задач • Логико. Функции эстетическая • Диалоговая • Временная • Выделение главного Свойства • Считываемость Виды • Простота и ясность Особенности Лаконичность • • Рисунок на доске • Быстрота • Зарисовка на • Выразительность полях • Исправление ошибок в рисунке • Мастер-класс

Педагогический рисунок - это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное

Педагогический рисунок — это изобразительная деятельность учителя, связанная с иллюстрированием учебного материала, дополняющая устное объяснение и осуществляемая непосредственно в ходе урока.

Основная задача педагога наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к

Основная задача педагога наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований. • Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, предельно простым, ясным, лаконичным. • Долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует. • Нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. • У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. • В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное.

Группы задач педагогического рисунка Направленности рисунка в зависимости от цели и содержания объясняемого материала:

Группы задач педагогического рисунка Направленности рисунка в зависимости от цели и содержания объясняемого материала: — композиционнопространственные; объемно-пространственные; технико-технологические

Логико-эстетическая функция проявляется через восприятие, целеполагание занятия, выделение узловых моментов содержания учебного материла и

Логико-эстетическая функция проявляется через восприятие, целеполагание занятия, выделение узловых моментов содержания учебного материла и создание эмоционально заинтересованного состояния при создании изображения на глазах у школьника.

Диалоговая функция Показывает глубину понимания учебного материала, а также выявляет возможные возникающие затруднения ученика.

Диалоговая функция Показывает глубину понимания учебного материала, а также выявляет возможные возникающие затруднения ученика.

Временная функция содействует оптимизации управления учебнопознавательной и изобразительной деятельностью ребенка.

Временная функция содействует оптимизации управления учебнопознавательной и изобразительной деятельностью ребенка.

Выделение главного Педагогический рисунок обладает свойством выделения главного – при объяснении материала можно выделять

Выделение главного Педагогический рисунок обладает свойством выделения главного – при объяснении материала можно выделять элементы, разделяя их по степени важности цветом, толщиной линии, тоном и т. д. Педагогический рисунок выделяет главное, т. к. по своей сути он прост и отражает прежде всего главные элементы материала.

Считываемость Одним из основных условий доступности обучения посредством педагогического рисования является считываемость педагогического рисунка.

Считываемость Одним из основных условий доступности обучения посредством педагогического рисования является считываемость педагогического рисунка. По мнению А. Е. Терентьева, считываемость рисунка возможна при его цельности, обобщенности, соответственно упрощенности его изображения

Простота и ясность Педагогический рисунок не слишком сложен, учитель четко указывает рисунком на главное,

Простота и ясность Педагогический рисунок не слишком сложен, учитель четко указывает рисунком на главное, рисунок четко видно всем ученикам и соответствует их уровню понимания.

Лаконичность Рисунок не содержит сложных, мелких деталей, служащих дополнением и украшением, вся суть объяснений

Лаконичность Рисунок не содержит сложных, мелких деталей, служащих дополнением и украшением, вся суть объяснений речью кратко отражена рисунком на доске, бумаге и т. д.

Быстрота исполнения Рисунок учитель выполняет быстро и четко, чтобы не занимать большую часть времени

Быстрота исполнения Рисунок учитель выполняет быстро и четко, чтобы не занимать большую часть времени урока на объяснения и чтобы показать наглядно ученикам простоту изображения задания.

Выразительность Рисунок должен иметь крупный размер, чтобы быть выразительным. Материалы, контрастные с поверхностью, на

Выразительность Рисунок должен иметь крупный размер, чтобы быть выразительным. Материалы, контрастные с поверхностью, на которой будет изображен рисунок, создают эмоциональный фон и впечатляют, вдохновляют. Они читабельны и эффективны.

Рисунок на доске является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на

Рисунок на доске является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной или интерактивной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Зарисовка на полях зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в

Зарисовка на полях зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Способствует большему пониманию и усвоению материала в определенных аспектах. Является формой индивидуальной работы с учеником.

Исправление ошибок в рисунке исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка

Исправление ошибок в рисунке исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Мастер-класс еще одна форма, подходящая для наглядного обучения в малых группах. Используют, когда одну

Мастер-класс еще одна форма, подходящая для наглядного обучения в малых группах. Используют, когда одну и ту же ошибку совершают несколько учеников, когда требуется дополнительное пояснение техники выполнения определенных деталей работы.

Источники: artstrana. narod. ru http: //www. dslib. net/teoria-vospitania http: //nauka-pedagogika. com http: //www. openclass.

Источники: artstrana. narod. ru http: //www. dslib. net/teoria-vospitania http: //nauka-pedagogika. com http: //www. openclass. ru http: //yandex. ru/image

Работу выполнила студентка 3 курса ВГСПУ ИХО гр. ХО-ХДБ-31 Ананьина Ольга

Работу выполнила студентка 3 курса ВГСПУ ИХО гр. ХО-ХДБ-31 Ананьина Ольга

Слайд 1
Педагогический рисунок учителя как действенное средство наглядного обучения

Исполнитель: учитель
изобразительного искусства
Иванча Оксана Владимировна
МБОУ СОШ №2
п. Краснооктябрьский

Майкоп, 2016 год

Педагогический рисунок учителя как действенное средство наглядного обучения


Слайд 2 Роль наглядности в преподавании

изобразительного искусства

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока.

Роль наглядности в преподавании


Слайд 3Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания

играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки


Слайд 4Педагогический рисунок — один из видов наглядности на уроках ИЗО
Наилучшим средством

наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗОНаилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога


Слайд 5Первый вид — рисунок на классной доске — является прекрасным методом

наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка – это

лаконичность изображения, простота и ясность его.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное,


Слайд 6Второй вид — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими

зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае,


Слайд 7Третий вид — исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная

поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое


Слайд 8Ценность педагогического рисунка на доске заключается в следующем:

— на глазах ребенка

изучаемый объект появляется по частям, сливаясь в понятное целое, после показа ребенку уже не так трудно выделить в предмете главное, характерное;
— грамотный рисунок учителя на доске служит образцом для изобразительной деятельности детей, развивая их графическое мышление;
— выполнение рисунка на доске доступно каждому учителю при сравнительно небольшой тренировке руки и глаза.

Ценность педагогического рисунка на доске заключается в следующем:- на глазах ребенка изучаемый объект появляется по частям, сливаясь


Слайд 9 Лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо

предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования.

Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковыми являются треугольники, четырехугольники и тому подобные.

Геометральный метод рисования — не только механическое упражнение руки, но и гимнастика для ума, причем упражняется наблюдательность, развивается общее чувство формы, фантазия.

Лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в


Слайд 10Демонстрация
методической последовательности
над рисунком.

Демонстрацияметодической последовательностинад рисунком.


Слайд 11Разъяснение сущности
строения изображаемых
объектов.

Разъяснение сущностистроения изображаемыхобъектов.


Слайд 12Показ принципов композиционного
размещения рисунков

Показ принципов композиционногоразмещения рисунков


Слайд 13Демонстрация
технических
возможностей
и особенностей
различных
материалов,
применяемых в
рисовании.

Демонстрациятехническихвозможностейи особенностейразличныхматериалов,применяемых врисовании.


Слайд 17Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств

информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.

Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формулы стьюдента средняя ошибка разности
  • Формулы предельной ошибки случайной выборки при бесповторном отборе
  • Формулы ошибок простой случайной выборки
  • Формулы обратного распространения ошибки
  • Формулу используют для расчета средней ошибки выборки при