«Северный поток — 2» являлся «геополитической ошибкой», а против его строительства выступали «все европейские страны, кроме Германии и Австрии», заявил вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек в интервью Frankfurter Allgemeine. По его словам, вопрос о запуске газопровода необходимо решать в соответствии с европейским и национальным законодательством. Кроме того, в случае «новой агрессии» против Украины Хабек пригрозил России «жёсткими последствиями».
В начале следующего года новое правительство Германии подведёт итоги предыдущей работы в области борьбы с изменением климата и энергетического перехода, заявил новый вице-канцлер, министр экономики Германии и сопредседатель зелёных Роберт Хабек в интервью Frankfurter Allgemeine. По его словам, Германия пока отстаёт в реализации планов по расширению сетей и развитию возобновляемых источников энергии. Следует «очень быстро это изменить», но сначала нужно «быть честным» и определить, что было достигнуто на сегодняшний день.
Вице-канцлер не считает работу предыдущих министров экономики «ужасной», однако, по его мнению, ошибки всё же были допущены. По его словам, оглядываясь назад, он не хочет «рыться в грязном белье». Перед новым правительством действительно стоят сложные задачи в области борьбы с изменением климата, поскольку в результате энергетического перехода изменится облик страны, изменится рынок труда и обострятся некоторые социальные вопросы. Он хочет, чтобы общество пришло к такому же пониманию. Если знать, что означает более быстрое планирование и его осуществление, появляется представление о том, чего можно ожидать в следующем году.
Хабек утверждает, что «Северный поток — 2» являлся «геополитической ошибкой». «Все европейские страны, кроме Германии и Австрии, всегда были против. Теперь трубопровод построен. Вопрос о том, сможет ли он начать работу, остаётся открытым. Этот вопрос должен решаться в соответствии с европейским и национальным законодательством», — отметил Хабек.
По словам Хабека, антимонопольная политика — это в любом случае политика. Она «предотвращает образование монополий» и, следовательно, возникновение зависимости. Соответственно, сама «сеть и операции должны быть разделены», а в случае этого газопровода «это не так». «При старом федеральном правительстве оказывалось большое политическое давление в вопросе одобрения «Северного потока – 2», и, несмотря на это, он не введён в эксплуатацию. Федеральное сетевое агентство проверит документы на соответствие закону — как и положено», — подчеркнул вице-канцлер.
Лидер зелёных повторил ещё раз: «Федеральное сетевое агентство принимает решения на основе законодательства. Другой вопрос, что произойдёт, если Россия продолжит нарушать территориальную целостность Украины и ситуация обострится. Любая новая военная агрессия не может оставаться без жёстких последствий. В данном случае не может быть запретов на обдумывание», — заявил Хабек в ответ на вопрос о том, может ли Германия отказаться от планов по запуску газопровода.
Когда политики заявляют, что бездействие обеспечит процветание страны в будущем, они «несут чушь», утверждает Хабек. И если они скажут, что все выиграют от этих изменений, то они «за это ещё поплатятся». «Просто нужно быть честными друг с другом — и найти баланс между городом и деревней, севером и югом, востоком и западом, бедными и богатыми», — подчёркивает Хабек. Это стремление, по его словам, найдёт отражение в будущей работе Министерства экономики.
Если энергетический переход будет осуществляться «правильно», то Германия может испытать бум новых технологий, могут быть созданы новые отрасли промышленности и рабочие места. Необходимо рассматривать эту трансформацию как «новый импульс для экономики, которая иногда засыпает». И правительство подаёт пример, продвигая полупроводниковые технологии и производство аккумуляторных элементов для того, чтобы заводы располагались в Германии, отмечает Хабек.
Что именно создаётся, в каком месте и с какими работниками, решает при этом в первую очередь конкуренция, подчёркивает вице-канцлер. «Традиция» Министерства экономики — социальная рыночная экономика, а не социальная плановая экономика. Правительство может создать нормативные рамки, но правительство не может гарантировать, что каждый тип работы останется неизменным. Оно может выделять средства на обучение, обеспечивать поддержку преобразований, чтобы экономика процветала — так, чтобы машинисты экскаваторов, сварщики и монтажники могли найти новую работу, в другом месте или даже в том же месте, но оно не может гарантировать каждое рабочее место. При этом, по его словам, оно обязано «обеспечить безопасность в переходный период».
Например, если Германия осуществит планы по отказу от угля к 2030 году, то вакансии машиниста экскаватора на предприятии по добыче бурого угля к тому времени уже не будет. И тот факт, что этот машинист экскаватора с беспокойством смотрит в следующие несколько лет, понятен. Он знает, что ему, возможно, придётся переучиваться. Но машинисты экскаваторов Германии ещё понадобятся — для строительства фундамента ветряных электростанций и заводов для производства генераторов, рассказывает Хабек в интервью Frankfurter Allgemeine.
Внешняя политика — большая шахматная доска, где любой просчет грозит обернуться провалом всей партии. В ХХI веке Россия продолжает пытаться занять место третьей мировой сверхдержавы наравне с США и Китаем. Опираясь на мнения политологов и специалистов по международным отношениям, РБК составил топ-7 российских внешнеполитических ошибок…
Глобальных ошибок, особенно если сравнивать с концом прошлого века, по мнению экспертов, Россия за это время не допустила, однако было упущено много шансов. Среди внешнеполитических неудач — провал «перезагрузки», обострение курильского вопроса и российская позиция во время прошлогодней ливийской войны.
1. Крестовые походы ООН
Ближний Восток всегда был сферой интересов России. Главной ошибкой последнего времени, совершенной нашей страной на этом направлении, стала позиция по ливийскому вопросу.
Резолюция против полковника
На волне панарабской революции в дружественной нам Ливии началась затяжная гражданская война. Лига арабских государств и западные страны не остались в стороне от конфликта. Россия также поддержала санкции в отношении Муаммара Каддафи и осудила силовое подавление беспорядков.
17 марта 2011г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1973, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией. Россия и еще четыре государства воздержались от голосования, однако наша страна не воспользовалась правом вето. Так было получено легальное прикрытие для применения «любых необходимых мер» по защите гражданского населения (10 голосов за, ни одного голоса против). На практике это означало развязывание военной антикаддафийской кампании.
Премьер-министр Владимир Путин раскритиковал резолюцию Совбеза ООН, назвав ее «неполноценной и ущербной», напоминающей «средневековый призыв к Крестовому походу». Посол России в Ливии Владимир Чамов, отправленный в отставку накануне голосования в Совбезе ООН, назвал позицию РФ предательством интересов страны. Тогда предполагалось, что России кулуарно было обещано учесть ее интересы при дальнейшем разделе страны, однако этого не произошло. Перемены оказались невыгодными российским компаниям, ранее заключившим удачные контракты.
«Главной ошибкой, несомненно, было одобрение Россией резолюции Совбеза ООН, которая легитимировала вторжение в Ливию. Крайне негативное впечатление подобное решение произвело не только на партнеров в Северной Африке, но и на других наших партнеров, которые испытали определенные разочарования в том, что Российская Федерация пошла на поводу у Соединенных Штатов», — считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Уже 19 марта западная коалиция начала в Ливии военную операцию «Одиссея. Рассвет», руководство которой вскоре перешло к НАТО. Быстро победить М.Каддафи Западу не удалось, и в Ливии началась война с многочисленными жертвами среди мирного населения. В итоге ливийский лидер был убит, власть перешла в руки оппозиции.
Уроки арабской войны
Спустя год при голосовании в Совбезе по схожей резолюции в отношении Сирии Россия и Китай наложили вето. По мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, такое изменение поведения РФ в отношении ближневосточных союзников – результат наших проблем с самоопределением.
«Надо было решить: либо мы вместе с Западом и большинством международного сообщества, либо мы однозначно против. А мы пытались крутиться. Сейчас пытаемся комментировать, что хотим какого-то компромисса, хотя реально поддерживаем Б.Асада», — заметил А.Макаркин.
В свою очередь старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников считает, что РФ извлекла урок из ливийской истории: «Отношение к ситуации в Сирии диктуется тем, что Россия, учитывая ливийский опыт, продолжает настаивать на своих вариантах развития сирийского кризиса».
«В ситуации с Ливией Россия, основываясь на чрезмерном доверии западным партнерам, рассчитывала, что они примут нас как государство, которое разговаривает с Западом на равных. Вылилось это все в то, что французы возглавили коалицию, а российские национальные интересы в Ливии значительно пострадали. В итоге все пошло по сценарию, который был написан западными партнерами России», — пояснил В.Сотников.
И хотя в Ливии все готовые сценарии дали сбой, России приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы продвигать свои интересы на Ближнем Востоке.
Политическая шутка
К берегам Ливии прибыла первая партия гуманитарной помощи из США, Великобритании и Франции: крылатые ракеты уже распределяются среди мирного арабского населения.
2. Островные противоречия
Нестабильными остаются отношения с Японией. Камень преткновения — застарелый территориальный спор о принадлежности Южных Курил. Острова имеют стратегическое значение с военной точки зрения: между ними находятся единственные незамерзающие российские проливы — Екатерины и Фриза. По мнению экспертов, действия властей РФ усугубляют проблему.
Спор на века
Под чьей юрисдикцией находятся Курилы, Россия и Япония решают с позапрошлого века. Страна восходящего солнца претендует на четыре острова в южной части гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Москва настаивает, что острова по итогам Второй мировой принадлежат ей.
Обострил курильский вопрос Дмитрий Медведев, дважды посетивший острова. В этом деле он стал пионером — ранее на спорные территории не ступала нога руководителей России. Первая рабочая поездка Д.Медведева туда состоялась в конце 2010г., когда он еще был президентом, а вторая, уже премьерская — в июле 2012г. По итогам первого визита Д.Медведев предложил Японии участвовать в экономическом развитии Курил на особых условиях, однако официальный Токио отверг предложение.
Японская сторона реагировала на визиты крайне негативно, подчеркивая, что острова являются их исконными территориями, и такое поведение российских властей «ранит чувства японского народа».
«Раненые чувства» японцы продемонстрировали 7 февраля 2011г., когда страна отмечала День северных территорий, к которым относятся Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи: националисты сожгли российский флаг перед посольством РФ в Токио. Также сотрудники посольства получили по почте письмо-угрозу с пулей. По всему Токио прошла серия митингов с требованием вернуть Курилы.
Однако российский премьер заявил, что он равнодушен к реакции японских политиков на его посещения Курильской гряды. Более того, подчеркнул, что острова являются «неотъемлемой частью РФ» и заявил о необходимости обеспечить их современным вооружением.
Мешающий бизнесу премьер
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает громкие визиты Д.Медведева ошибочными, так как они портят российско-японские отношения и мешают экономическому сотрудничеству двух стран.
«Японские компании, несмотря на предварительные договоренности, не имеют моральной возможности в дальнейшем напрямую сотрудничать с российскими компаниями из-за того негатива, который мгновенно возникает в японском обществе после любого визита Д.Медведева на острова. В результате США продолжают оставаться посредником в отношениях между Японией и Россией», — отметил А.Мухин, добавив, что эта проблема активно муссируется в Штатах.
«Вопрос Курильских островов необходимо решать, и делать это без влияния эмоций. А та форма, которая избирается Д.Медведевым, совершенно недопустима», — резюмировал эксперт.
Президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский согласен с тем, что островной вопрос решается не лучшим образом. Он предлагает крайне радикальный вариант: на его взгляд, спорные земли можно отдать.
«Мы их эксплуатировать не можем, там живет нищее население, которое с удовольствием перешло бы к Японии. Разумеется, просто так отдавать японцам Курильские острова не стоит. Это нужно делать на определенных условиях, в первую очередь — на условии гарантии со стороны Японии и ее союзников нашей границы, в том числе нашей границы с Китаем», — пояснил он. Россия должна выиграть в стратегическом плане, иначе КНР со временем лишит ее больших территорий.
Между тем еще в 90-х, когда экономика РФ была слабее, а разочарование в политике Запада не было так велико, идеи о передаче островов Японии были очень распространены в элите. Однако опросы общественного мнения показали: россияне не готовы расстаться с далекой и малозаселенной землей.
Ожидается, что Россия и Япония возобновят обсуждение территориальной проблемы до конца этого года.
Политическая шутка
Премьер-министр Японии подарил президенту России электронного любимца. Кроме того, что он требует еды, питья и развлечений, он постоянно просит вернуть Курильские острова.
3. На трубе
Главным козырем России при строительстве международных отношений в новом веке оставались углеводороды: газовый вентиль стал решающим фактором в спорах, а нефть оказалась надежным средством повышения авторитета на мировой арене. Однако по итогам 12 лет эксперты признают провал геополитики трубопроводов. Сырьевой характер российской экономики негативно влияет не только на ситуацию внутри страны, но и ослабляет наши позиции на международной арене.
Сжиженный авторитет
«Нас все меньше воспринимают как страну с собственными серьезными, в том числе эксклюзивными, экономическими ресурсами. Мы воспринимаемся как большая сырьевая страна, — обозначил проблему замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Мы можем предъявить миру газ, нефть, пока еще атомную энергетику, хотя наши партнеры все больше ориентированы на то, чтобы самим работать в этой сфере. Наши сильные стороны — либо за счет природных богатств, либо за счет советского ресурса. Из этих проблем вытекает все остальное».
Модернизация экономики, которая могла бы дать России новые конкурентные преимущества на мировом рынке, так и остается на уровне слов.
С коллегой соглашается президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Я считаю ошибочной и геоэкономическую политику, которая вызвала ряд энергетических войн. Стратегической целью геоэкономики было создание новых трубопроводов в Европу в обход Украины и Белоруссии. На мой взгляд, это консервирует отсталость России», — рассказал он.
Газовые конфликты с Украиной берут начало еще в 1993г., однако апогея они достигли в 2005г., когда после «оранжевой революции», предполагавшей проевропейский вектор развития страны, Россия повысила цены на газ с «братских» до среднеевропейских. Однако Украина могла давить на РФ, так как путь газа в Европу лежал через ее территорию. Для снижения зависимости от транзитных стран был построен «Северный поток».
По мнению президента Института национальной стратегии, потребовавшиеся на строительство новых газопроводов деньги выгоднее было инвестировать в газовую химию, модернизацию ТЭК и освоение новых рынков, не завязанных на трубопроводных поставках.
Геополитика трубопроводов закрепляет российскую ориентацию на рынок ЕС, который старается дистанцироваться от РФ. Время европейского газового монополизма для России подходит к концу. Эксперты предупреждают: в связи с ростом добычи дешевого сланцевого газа в США проблемы с продажами голубого топлива в Европе могут возникнуть у нашей страны уже в 2016г.
Европа недовольна сильной зависимостью от России, считая, что это угроза ее безопасности в долгосрочной перспективе. Исходя из этого строится политика в отношениях с РФ. Основными целями энергетической политики Евросоюза являются снижение зависимости от нефти и газа, а также от крупнейших поставщиков. Для реализации целей там взялись за развитие альтернативной энергетики. Европа пытается диверсифицировать поставки газа, в том числе за счет продвижения проектов по строительству газопроводов и нефтепроводов в обход России.
Политическая шутка
Газ для Украины должен быть дороже, чем для Западной Европы, поскольку Украина получает его раньше и более свежим.
* * * — Нефть в цене падает!
— Бензин тоже?
— Нет.
— Почему?
— Не знаю. Наверное, его в России не из нефти делают.
4. Чужой среди своих
В начале 90-х страна оказалась на историческом перекрестке: необходимо было определить свою внешнеполитическую стратегию и ориентацию. России в очередной раз пришлось выбирать между Востоком и Западом. Попытки настаивать на собственном пути и балансировании между двумя полюсами оказались безрезультатными.
Поиск пути
«Наша глобальная проблема в том, что мы не можем определиться, кто мы есть. Европа или Евразия? Региональная держава? Мы являемся партнером Запада? Мы являемся полупартнером-полуклиентом Китая? Мы пытаемся балансировать между разными концепциями, и это обычно ни к чему хорошему не приводит», — перечисляет болевые точки замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
По его мнению, подобная позиция приводит к тому, что на Западе на Россию смотрят подозрительно, но и Восток не воспринимает жителей одной шестой суши как своих.
Европейская по истории и религии Россия со времен Петра I равнялась на Запад. Однако сегодняшние процессы, выводящие в авангард экономического развития азиатские державы и кризис традиционных государств, заставляют пристальнее смотреть на Восток.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин считает по состоянию на первое десятилетие ХХI ошибочной ориентацию российских элит на Запад, в первую очередь — на Европу. «Просыпается Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь надо смотреть туда», — уверен он. Оценивая шаги российских властей, П.Салин отметил, что они поняли ошибочность своих действий.
Только что прошедший во Владивостоке саммит АТЭС свидетельствует о том, что наша страна обращает на Восток все более пристальные взгляды. Как заметил глава МИД России Сергей Лавров, саммит подтвердил, что РФ является одним из ключевых факторов обеспечения стратегической стабильности в Азии.
Политическая шутка
— Почему головы орла на российском гербе смотрят в разные стороны?
— Третьего ищут.
* * *
В российском обществе уже почти удалось достичь консенсуса: большинство россиян хотят жить в Союзе. Только старшее поколение — в Советском, а молодежь — в Европейском.
5. Постсоветский синдром
После распада СССР Москве пришлось выстраивать отношения с новообразованными независимыми государствами. Ответственности добавляли более 25 млн русских граждан, против своей воли оказавшихся за границей по итогам «бархатной революции» 1991г. Первое десятилетние нового века отметилось целым рядом конфликтов между Россией и ее ближайшими соседями: молочные и газовые войны с Украиной и Белоруссией, рыбная — с Латвией, винная — с Молдовой, а также самая настоящая война с Грузией. Со среднеазиатскими странами мы ссорились не так часто, однако на нашем счету газовый конфликт с Туркменией в 2009г.
Упущенные возможности
«Статус России как мировой державы определяется, на мой взгляд, ее способностью играть роль региональной державы на международных аренах по периметру своих границ, способностью влиять на постсоветское пространство и консолидировать здесь самостоятельный полюс силы», — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
С начала нулевых российские власти заявляли, что приоритетным направлением внешней политики является интеграция постсоветского пространства. После прихода к власти Владимира Путина во многих странах был интерес к новому лидеру и надежда на успешную взаимовыгодную политику. Однако, по мнению М.Ремизова, обернулось это упущенными возможностями.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что Россия рассматривает постсоветские страны как зоны своего влияния, однако борьбу за новые элиты проигрывает. Молодое поколение политиков лишено советской ностальгии и ориентируется на Запад.
Портят игру на постсоветской арене и имперские претензии России. «Мы не можем разговаривать с ними на равных и воспринимать их как равных. А если начинаем диктовать им свои условия, даже те люди, которые ориентированы на Россию, ведут себя достаточно резко», — пояснил А.Макаркин. Именно это провоцирует проблемы с ближайшими соседями.
Кроме того, Россия может им предложить только традиционные ресурсы — военную поддержку и энергоносители, хотя зависимость от поставок относительно дешевого российского газа будет держать страны еще долго.
Сектор без газа
Главное упущение России — потеря Украины как геополитического союзника по единому экономическому пространству. Привели к этому ошибки Москвы и неэффективная политика влияния на Украине. М.Ремизов отмечает, что приоритеты нашей политики на Украине демонстрируют фигуры послов – и Виктора Черномырдина, и Михаила Зурабова.
«Это не те люди, которые являются планировщиками и могут выстраивать политическую стратегию влияния. Это люди, которые могут виртуозно решать финансовые вопросы. Приоритеты — решение газовых вопросов, а не осуществление политики влияния в регионе и в этой важной для нас стране. Это приоритет ошибочный», — подчеркнул президент Института национальной стратегии.
Еще одним локальным просчетом М.Ремизов считает отсутствие политической поддержки государственности Приднестровья. «На мой взгляд, было бы важно вести диалог о формировании полноценного российского корпуса присутствия в долгосрочной перспективе на этой территории. Это могло бы стать важным контекстом и для отношений с Украиной, по крайней мере, с украинским обществом», — говорит он.
Далекие соотечественники
После распада советской империи в странах СНГ оказались около 17% этнических русских. Националистические настроения в большинстве новообразованных стран сделали их положение незавидным: их повсеместно ущемляют в правах, хотя национальной замены русским квалифицированным кадрам нет. Это породило несколько волн эмиграции на этническую родину, однако русскоязычная диаспора в ближнем зарубежье продолжает оставаться значительной.
«Полное безразличие к правам и интересам русского населения во всем СНГ, притеснение русских в Средней Азии, в Прибалтике — это хуже, чем ошибка. Это граничит с преступлением, — заметил М.Ремизов. — Действия России только на уровне информационного шума, никакой серьезной политической поддержки русской диаспоры со стороны государства. Когда более 30 млн русских оказались за бортом России после распада Советского Союза, такая политика граничит с национальной безответственностью».
Политическая шутка
— Эти руки ничего не крали, — приговаривал Ющенко, крутя газовый вентиль ногами.
* * *
— Какой в Беларуси уровень жизни?
— Мы уже прошли все уровни и начали игру сначала.
6. Перегрузка «перезагрузки»
Российско-американские отношения в новом веке пережили и потепление, и этап, который в западной прессе окрестили новой холодной войной, и «перезагрузку», о провале которой было объявлено в конце прошлого года. Главной причиной стали разногласия по поводу противоракетной безопасности в Европе.
Стратегическое разочарование
Прошедшие 12 лет в отношениях с США прошли под знаком разочарования. Сначала было стремление реализовать модель союзничества политического, экономического и антитеррористического. «Стратегию реализовать не удалось. Это вызвало разочарование партнеров, а следствием стала пресловутая Мюнхенская речь как некий поворот в другую сторону. Но она больше говорит не о повороте, а об артикуляции обиды на западных партнеров, которые не оценили исторического шанса на формирование полноценного дружественного союза с Россией», — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Он считает, что в этом нельзя винить российскую сторону, хотя отдельные ошибки были. «Может быть, не хватало стратегического измерения союзничества», — добавил М.Ремизов.
Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников заметил, что наша страна излишне доверилась западным партнерам. «Россия хотела выстраивать отношения с Западом на принципах равного партнерства. На деле получалось так, что, несмотря на декларации некоторых партнеров, на Западе Россия как равный партнер не воспринимается. По-прежнему США считают, что они — единственная супердержава, и должны активно проводить свои национальные интересы», — заметил он.
Противоракетный тупик
Архитектура противоракетной безопасности в Европе оказалась камнем преткновения в отношениях России и США. В 2009г., запуская «перезагрузку», Барак Обама пошел на уступки, пересмотрев планы размещения ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии. Однако РФ настаивает на своем участии в создании ЕвроПРО. Вашингтон отказывается предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил ядерного сдерживания.
Тогдашний президент Дмитрий Медведев ультимативно заявил: если США продолжат строительство противоракетной обороны в Европе, Россия выйдет из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и откажется от шагов в области разоружения. Также в ответ на действия Вашингтона Москва пригрозила развернуть в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер».
Россия не согласится участвовать в ЕвроПРО в нынешнем виде, так как программа способна ослабить потенциал государства по стратегическому сдерживанию. В то же время руководство страны заявляет о готовности к диалогу с США и НАТО.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что серьезная стратегическая ценность отношений с Россией для США — российский миф. На самом деле Штаты не рассматривают РФ в качестве стратегического партнера.
«Для них достаточно партнера Евросоюза и скрытого противника Китая, причем противника, который является главным кредитором. Россия рассматривается в качестве одного из факторов внешнеполитического взаимодействия по старой советской памяти, когда необходимо извлечь из нафталина мифы о российской угрозе, заговорить о новой холодной войне, либо когда американские компании пытаются через администрацию в Вашингтоне лоббировать свои интересы. Поэтому пресловутая «перезагрузка» была затеяна во внутриполитических интересах Барака Обамы. К России это отношения не имеет», — полагает А.Мухин.
«Пока российские и американские национальные интересы противоречат друг другу, мы обречены на неровные и нервные эмоциональные конфликты», — не обещает легких путей гендиректор Центра политической информации.
Политическая шутка
Америка ведет две войны — с терроризмом и ожирением. Особая удача — когда попадается толстый террорист.
* * *
В России две беды — дураки и дороги. В Америке одна. Дороги у них хорошие.
7. Азиатская угроза
Экономическое усиление Китая открыло для России перспективное направление для нефтегазовой торговли. Однако многих экспертов беспокоит «подчиненное» положение РФ по отношению к Поднебесной.
Цены преткновения
«Если говорить о восточном векторе, меня сильно смущает исключительная ставка на Китай. Смущают договоры на поставку нефти в Китай на много лет по фиксированной заниженной цене и трубопроводные проекты, которые делают нас заложниками китайского ценового диктата», — отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
В прошлом году Россия начала поставлять в КНР по 300 тыс. баррелей нефти в день через первую очередь трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». М.Ремизов считает неправильной ситуацию, когда РФ выглядит заложницей партнерства с Китаем, и выступает за сбалансированный подход к поиску компаньонов. Например, предлагает вспомнить о таких странах, как Южная Корея, Тайвань и Япония.
«Не хватает серьезных идей, которые могли бы быть предметом такого партнерства. Интересные инфраструктурные проекты с Южной Кореей — она могла быть оптимальным партнером по развитию Приморья. Это к вопросу о саммите АТЭС, на который мы, на мой взгляд, вышли без амбициозной повестки», — заключил президент Института национальной стратегии.
«Китай проводит в отношении России жесткую политику. Нам не удается договориться по газовой сфере — Китай не хочет платить столько, сколько мы хотим. А договоренность по нефтяным поставкам уже пересмотрена к выгоде китайской стороны», — соглашается замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Хотя РФ зачастую выступает в Совете Безопасности ООН заодно с Китаем, на самом деле Москва опасается еще большего усиления восточного соседа, добавил он.
Курс на Дальний Восток
Президента Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимира Прибыловского крайне беспокоит положение Сибири и Ближнего Востока: «По отношению к Китаю Россия практически ведет себя, как будто в Кремле сидят китайские агенты. Это не совсем внешняя политика, но она неизбежно приведет к потере значительной части территорий, поскольку мы совершенно не обращаем внимания на Сибирь и Дальний Восток, население которых становится все меньше, в то время как рядом с границей — территория Китая с многомиллионным населением».
В качестве примера прокитайских настроений он привел события 2004г., когда Россия отдала Поднебесной полтора острова – Тарабаров и часть Большого Уссурийского. Хабаровский край в результате уменьшился на 337 кв. км.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш также считает ошибочным отсутствие стратегии развития Дальнего Востока. «На саммите АТЭС подписали огромное количество контрактов, но нет базовой концепции: что для чего, какие контракты нужны, какие не нужны, и что сделать, чтобы Россия на Дальнем Востоке прекратила испытывать давление практически всех окружающих азиатских стран, превосходящих ее и по демографическим, и по экономическим, и по ряду других параметров», — пояснил он.
Политическая шутка
Война России с КНР. В кабинете китайского главнокомандующего большая карта РФ, на которой каждый день все новые территории закрашивают в желтый цвет. Как-то раз входит китайский президент, смотрит на карту — все желтое, а в центре — маленькая красная точка. — А это что такое?
— А это в Москве азербайджанцы третий месяц удерживают рынок!
link
Вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек назвал «Северный поток – 2» (СП-2) геополитической ошибкой Германии. Об этом в субботу, 18 декабря, сообщает газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
«Северный поток – 2» был ошибкой с геополитической точки зрения. Все европейские страны, кроме Германии и Австрии, были всегда против него <…> Теперь же трубопровод построен. Неясен вопрос, сможет ли он начать работу. По этому вопросу нужно принимать решение в соответствии с европейским и национальным законодательством», — заявил Хабек.
Хабек напомнил, что трубопровод должен соответствовать правилу разделения компаний. Его смысл состоит в том, что компании, которые занимаются добычей топлива, не имеют права его транспортировать. Для этих двух процессов нужны разные фирмы.
«Это условие не выполнено <…> При старом правительстве ФРГ оказывалось большое политическое давление в вопросе разрешения «Северного потока – 2», и, несмотря на это, он не введен в эксплуатацию», — отметил вице-канцлер.
Накануне представитель министерства энергетики ФРГ Сузанне Унград заявила, что поставки газа в Европу по СП-2 могут начаться после того, как будет завершен процесс сертификации.
Также 17 декабря компания — оператор СП-2 Nord Stream 2 AG начала заполнение газом второй нитки трубопровода.
В тот же день министр финансов ФРГ, лидер Свободной демократической партии Кристиан Линднер заявил, что правительство Германии неизменно заинтересовано в кооперации c Россией, и вопрос СП-2 находится только в правовом поле. Он считает, что Запад не должен использовать газопровод в качестве средства давления на Россию.
14 декабря новый канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что «Северный поток – 2» — это важный проект, обеспечивающий безопасность поставок энергии в Евросоюз. По его словам, какие-либо санкции в отношении трубопровода «только навредят Европейскому союзу», так что не стоит использовать СП-2 как рычаг давления на Москву.
16 ноября регулятор Германии приостановил сертификацию Nord Stream 2 AG как независимого оператора «Северного потока – 2». Продолжить процедуру можно тогда, когда в ФРГ создадут дочернюю компанию для германской части трубопровода. В компании пообещали учредить такую «дочку» в Германии, чтобы обеспечить соответствие правилам и нормативным требованиям.
Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко 16 ноября заявил, что приостановка сертификации оператора «Северного потока – 2» Nord Stream 2 AG связана с процедурными вопросами, а не политическими.
Строительство газопровода завершилось 10 сентября. Он построен от России до Германии по дну Балтики с целью прямых поставок газа в Европу. Страны ЕС в основном поддерживают проект и участвуют в его реализации. Против выступают государства Прибалтики, Польша, США и Украина.
Когда я знакомлюсь с геополитическим анализом и прогнозом «дальнего прицела» — практически любой из команд, считающейся высокопрофессиональной и авторитетной, как Stratfor, я начинаю смеяться. Эти прогнозы на 30, на 50, даже на 100 лет, выглядят так, будто их авторы вообще ничего не видят на планете, кроме государств образца 1914 года (кануна Первой Мировой войны). Будто модель «национальное государство» (существовавшая в чистом виде лишь в период между Наполеоновскими войнами и Великой депрессией) до сих пор определяет главные черты политической картины на планете.
На самом деле. достаточно приглядеться к истории Второй Мировой войны, чтобы понять: уже тогда государства превратились в значительной мере номинальные абстракции, существующие для дипломатического приличия. Этакие ширмы, прикрывающие реальные интересы и устремления крупных экономико-силовых группировок, состоящих из транснациональных финансово-промышленных концернов (ФПК) и транснациональных централизованных идеологических структур (ЦИС).
Если рассмотреть Вторую Мировую войну в таком ключе, то ее события выглядят намного более логично, чем если рассматривать в ключе отношений национальных государств.
Например, национал-социализм Гитлера и Ко окажется не каким-то германским явлением, а транснациональным. Это своего рода гибридная ЦИС, которая смыкалась с на востоке — с номенклатурным социализмом (сталинизмом), а на западе за Атлантикой — с популистской формой гос-капитализма (прямо скажем: фашизма) Рузвельта.
Благодаря этому гибридному свойству, национал-социализм заручился во всей Западной Европе поддержкой истеблишмента (которому надо было как-то управлять народом в условиях Великой депрессии — когда старые сказки уже не работали). Отсюда — легкость, с которой Третий Рейх взял под контроль всю Западную Европу. Отсюда же — легкость, с которой национал-социализм заключил альянс со сталинизмом по вопросу раздела сфер влияния в Центральной и Северной Европе. Государственные границы и названия национальных государств уже тогда были лишь условными линиями и ритуальными словами на географической карте.
Конфликт случился лишь тогда, когда дальнейшая экспансия любой группировки ФПК-ЦИС могла идти лишь за счет отъема от сфер влияния других ФПК-ЦИС.
Между прочим, во время войны ФПК из зоны контроля национал-социализма замечательно находили общий интерес с фПК по другую сторону Атлантики, так что снабжение Третьего рейха некоторыми жизненно-необходимыми товарами продолжалось, несмотря на, как бы, фронт между врагами.
После войны (и ритуального жертвоприношения в Нюрнберге) оставшийся каркас национал-социализма замечательно нашел общий язык с Западным Альянсом победителей. И к началу Первой Холодной войны (между двумя большими блоками ФПК-ЦИС) деятели бывшего Третьего Рейха уже вернулись к своей работе в банках, в промышленных конгломератах, и в военно-промышленной разведке (трансформированной из Абвера).
В Восточной Германии, оказавшейся под контролем. соответственно, Восточного блока такие же деятели заняли посты в Социалистической Единой Партии Германии, и в спецслужбе Штази.
Об этой истории, и о политическом наследии странной Второй Мировой войны можно говорить долго, но сегодняшняя тема — современность (эпоха Второй Холодной войны) и прогнозируемое будущее. Итак…
…Итак, Вторая Холодная война, начавшаяся (как в основном принято считать), в 2014-м после краха стабильности границ в Европе, и создавшая (опять же, как принято считать) следующую пару враждующих блоков:
Новый Восточный блок: Китай, Россия, Иран.
Новый Западный блок: США, Британия, Германия.
Вот мы снова видим эту ошибку геополитического анализа — авторитетные политики мыслят в категориях национальных государств и государственных интересов, считая целью войны — расширение территорий государств.
Смешно!
Эта модель сразу приходит к абсурду.
Если Китай и США — центральные фигуры противоборствующих блоков, то как объяснить, что между этой парой «врагов» самый большой товарооборот в мире (!)?
Если Россия+Иран и Германия+Британия — остальные ключевые фигуры противоборствующих блоков, то как объяснить, что германский истеблишмент кормится на коррупционных платежах от российского государственного топливного концерна? Что Британский истеблишмент кровно заинтересован в ядерной сделке с Ираном. Что российский и иранский истеблишмент держит резервы в Британии и США (и там же живет значительное число родственников группы истеблишмента)? Что британские банкиры до середины 2018 года оборачивали средства на финансовом рынке России, где наблюдалась относительная стабильность при более высокие процентные ставки?
В общем, все эти национальные государства — чепуха. Фикция, существующая лишь на бумаге, и еще — в умах «вечно вчерашней» когорты мелких буржуа, офисного планктона, и люмпен-национал-социалистов.
Реальная геополитика определяется изменениями способа производства и производственных отношений в мире. Межрегиональным распределением труда (региональной специализаций и межрегиональной кооперацией). Доступом или контролем над природными ресурсами регионов (включая ресурс «живая сила»). Глобальным контролем над новыми технологиями и факторами разрушения этого контроля. Глобальными финансами (и факторами системного кризиса глобальных финансов).
Что будет со всем этим в ближайшие 10, 30, 50 и 100 лет — вот актуальный вопрос.
А что будет национальными государствами — это в общем, не важно ни для глобального бизнеса, ни для большей части людей (собственно населения — живой силы, или трудовых ресурсов).
Людям сейчас по большому счету безразлично, к какому номинальному субъекту (национальному государству) относится их место жительства. Важно лишь, какой там экономико-политический режим, какие правила труда и бизнеса, и какой уровень социально-экономических стандартов.
Вспомним взлет цен недвижимости на Курильских островах, когда в конце XX века прошел слух, что Курильские острова будут переданы от России — Японии.
Посмотрим сейчас на встречные миграционные потоки экономически активных людей между Британией и Континентальной Западной Европой в связи с процедурой «Бркекзита».
Национальные государства все больше становятся условностью (а в Западной Европе и в значительной части Африки они постепенно теряют даже условный, номинальный смысл). На планете все больше становится зон с маргинальными квази-государствами, статус которых неопределим в рамках устаревшего международного права, а вопрос их номинального признания (или непризнания) теми или иными политическими режимами других регионов негласно диктуется правлениями преобладающих ФПК-ЦИС.
Хотя, конечно. нельзя отрицать, что в некоторых странах политэлита оказывается под влиянием некой неконструктивной мистики, опирающейся на понятия национального государства с границами, и на какую-нибудь «национальную религиозно-этническую идею». Этим переболела в начале XX века политэлита Британии, а в середине XX века — политэлита Франции и политэлита Индонезии. Этим в XXI веке болеют некоторые политэлиты Нового Восточного блока. Но суть геополитического процесса от этого не меняется.
Такие дела.
————————
Примечание (по материалам https://inosmi.ru/stratfor_com/):
Компания Strategic Forecasting, Inc. (Stratfor) — глобальная разведывательная компания, основанная в 1996 году в Техасе, Джорджем Фридманом (George Friedman). Stratfor публикует ежедневные информационные разведывательные справки с момента создания. Barron’s назвал компанию «теневым ЦРУ».
Геополитический прогноз Статфор на 100 лет кратко представлен здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Следующие_100_лет:_Прогноз_событий_XXI_века
Если развал СССР является величайшей геополитической катастрофой ХХ века, то главной геополитической ошибкой ХХ века, возможно, является недооценка Америкой потенциала России под видом РФ. В том смысле, что надо было добить Россию в 90-х. Надо было. А теперь? Всё, поезд ушёл.
Надо всё начинать сначала.
Именно к такому выводу пришли эксперты разведывательного управления Министерства обороны США, обнародовав сравнительный анализ советской армии 80-х годов прошлого века и нынешних Вооруженных сил России.
Доклад также содержит информацию о путях борьбы с непокорной Москвой. В документе подробно проанализирован военный потенциал России и его влияние на расстановку сил в мире на разных исторических отрезках.
Отмечается, что Советская армия гарантировала общественности высокий уровень безопасности и являлась неимоверно затратным проектом. Что, в общем-то, объяснимо: страна пережила Вторую мировую войну. Но в сознании американских аналитиков Москва спекулировала фобиями простых людей, обрекая их на бедность. Руководство Советского Союза «прикрывалось внешней угрозой» для продвижения коммунистической и империалистической повестки дня.
При этом авторы доклада и не вспоминают, что творили немцы на оккупированных территориях. Но для Америки, которая не знает ужасов вторжения, война является лишь формой внешней политики — продвижением своих национальных интересов силовыми средствами.
Научный сотрудник Кеннановского института при Центре им. Вудро Вильсона Майкл Кофман отметил на редкость слабую аналитику DIA, практически на уровне третьесортных военных порталов. «…Не хватает многих карт, графики и фотографий, которые объективно показывали бы „Советскую военную мощь», — комментирует доклад Кофман. — Среди старой графики мне понравились большие „мужественные» советские МБР, нарисованные рядом с очень маленькими американскими МБР».
Касательно статистики современной российской армии, то в докладе вообще с этим плохо. Американцы ничего не знают об уровне и численности русского спецназа и Сил специальных операций. Эксперты не понимают, как работают логистические военные подразделения.
Из текста:
«…Невозможно понять, сколько на самом деле в русской армии основных боевых танков Т-72Б3»
«…Неясны цифры приобретений самолетов Су-30см, Су-35С или Су-34 для ВВС»
«…Весь раздел ПВО представляется чересчур мобильным, причем неясно, как управляется комплексная система противоздушной обороны, чтобы оценить её потенциал противостояния тому, как США предпочитает вести войну».
Но какие-то выводы американцы сделать все же сумели. По их мнению, Россия добилась успеха в увеличении числа контрактников в вооруженных силах по отношению к срочникам. Суммарно численность наших сил разведчики Минбороны США оценивают в пределах 900,000 — 930,000 человек.Единственно, что радует американских экспертов, это сокращение оборонного бюджета — с 3,16 трлн. до 2,84 трлн. рублей в год.
Впрочем, их выводы, как всегда, противоречивы. С одной стороны, армия РФ «представляет угрозу свободному миру», а с другой — американцы пишут об осадном менталитете россиян, готовых насмерть защищать свою природную крепость. В том же докладе говорится, что Вашингтон пытается в своих интересах провести смену режима в России, как это было сделано в ближнем зарубежье.
При этом экономическая часть доклада сделана вполне пристойно. В документе описываются реформы 2008-2012 годов, которые позволили правительству Путина возродить национальный ВПК и резко повысить уровень жизни простых людей.
«К сожалению, большая часть информации уже кажется устаревшей, — подчеркивает Майкл Кофман, — и её освещение в докладе перестает быть актуальным, поскольку мы наблюдали в 2014-2015 годах важные изменения, происходящие в российской военной сфере, и пытаемся понять факторы, способствующие усилению её мощи».
Для американцев неприятным моментом стало развитие в России тактики и стратегии гибридной войны. Кроме того, политика безопасности России продолжает основываться на антиамериканизме, патриотизме, авторитаризме «отчего дома» (любви к Родине) в противовес глобализму.
В связи с этим США сегодня не могут свергнуть Россию со своего исторического пьедестала, хотя при Ельцине в конце 90-х Вашингтон имел для этого все, с сожалением резюмируют эксперты разведывательного управления Министерства обороны.
___