Главные герои работа над ошибками

(рецензий 20 / оценок +31)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Очень люблю эту книгу. Впервые «Работу над ошибками» я прочитала давно — когда её печатали в журнале «Юность». Тогда мы зачитывались журналами, которые начали публиковать всё, что раньше нигде бы не прочитал…
Книга о школе. О советской школе, советских учениках, народном, тогда ещё, образовании. О проблемах, которые не принято было выносить на страницы газет, на телевидение. Давно написана книга, но столько в ней моментов, которые и сейчас можно наблюдать в современной школе! Так умело, с юмором, описаны характеры героев, что представляешь их ярко, будто лично знаешь этих людей… Грустная концовка, и эта грусть совсем не светлая…
Выкладываю начало книги — первую главу — читайте, если ещё не знакомы с этой повестью — Вам обязательно захочется дочитать её до конца…

Vlada

(рецензий 16 / оценок +24)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Книга о школе, воспитании, о моральном выборе. Как всегда у Полякова, «Работа над ошибками«написана с мягким юмором. Меткие зарисовки, динамичный сюжет, образы героев — все великолепно!

(рецензий 37 / оценок +209)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Возрастная аудитория:

Старше 11 лет

Повесть легко читается, без грубостей и пошлости, которыми напичкан фильм, снятый «по мотивам». Я люблю истории из школьной жизни. Конечно, нельзя книгу поставить в один ряд с повестями и рассказами Алексина и Яковлева, но из всего изданного на эту тему максимально близко к их уровню.

(рецензий 701 / оценок +2583)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Странное дело, я раз в несколько лет читаю какую-нибудь книгу Юрия Поляков, всегда нравится как пишет, но никогда не хочется собрать все его книги, чтобы залпом почитать «до отвала», как у меня бывает с другими понравившимися авторами.
В этом романе из серии «Геометрия любви», куда вошли все культовые книги автора, речь идет о журналисте, который в силу сложившихся обстоятельств, временно становится учителем русского языка и литературы в школе. В романе дан небольшой отрезок времени из жизни журналиста-учителя Петрушова, есть небольшие отсылки в прошлое. В книге показаны отношения между учителями, учениками, родителями, так сказать изнанка советской школы. Автор обрисовывает проблемы взаимоотношений в условиях кризиса советской идеологии, отчуждение между поколениями как между учителями и учениками, так и между преподавателями.
Мне этот роман понравился меньше всех остальных, так как он из советского времени (написан и опубликован в журнале «Юность» в 1986 году), это заметно по развитию сюжета, по осторожности сказать что-то лишнее. Может быть по тем временам он был актуален, современен, но сейчас мне показался совершенно неинтересным. Я успела поучиться в советской школе и особой ностальгии по тем временам полуправды не испытываю. Единственное – в книге есть пару десятков совершенно великолепных метких выражений, за что спасибо автору.
Роман почему-то напомнил фильм «Доживем до понедельника», только тут нет такого героя, как Тихонов. Кстати, в 1987 году режиссер А. Бенкендорф снял одноименный фильм по этому роману.
Также хочу отметить то, как отвратительно стали подготавливать и печатать книги, ни отчества автора, ни данных, когда был написан роман. Какое-то неуважение и к автору, и к читателям.

swallow_ann

(рецензий 514 / оценок +476)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Добавлю обложку и несколько страниц:

(рецензий 242 / оценок +4686)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+12

Интересная повесть о школьной жизни 80-х годов прошлого века глазами человека, который хотя и закончил педвуз, но не учитель ни по жизни, ни по натуре. Повествование составлено из рассказов главного героя, Андрея Михайловича Петрушова, о небольшом отрезке его педагогической карьеры и перемежается воспоминаниями о прежней работе в газете, службе в армии, учебе и школьных делах его друзей-коллег. В произведении затрагиваются насущные беды педагогов: подковерные интриги, сложности молодого директора «по всем фронтам», проблема авторитета учителя, поведение более раскрепощенных и менее идеологизированных детей, стратегии поведения родителей из простых и непростых, личная жизнь учителя, разрешение конфликтов, бойкоты и испытание характера. Кстати, в повести прослеждивается и небольшой вставной сюжет о поисках пропавшего романа гениального русского писателя, затравленного общественностью. Общий тон произведения мне очень импонирует: это, как бы, рассказ хорошего знакомого, — а по форме оно больше напоминает заметки журналиста. Хотя в книге нет особенно глубоких переживаний и страстей, есть ярко обрисованная «типичная» ситуация, которая стала еще более узнаваемой в современной школе.
Само издание, хотя и стоит скромных денег, читается нормально: бумага не просвечивает, шрифт довольно крупный. Если вы аккуратны и не доверяете книги незаботливым рукам, книга не развалится, так как склеена на совесть. Единственное, что раздражает, так это запах краски. Непроветриваемая вещь!

«Работа над ошибками» (она же «Веер») — дилогия Сергея Лукьяненко, состоящая из книг «Черновик» и «Чистовик».

Сеттинг[править]

Дилогия рассказывает о функционалах — людях, которых «стёрли» из привычной реальности и наделили сверхспособностями. Одна из них — перемещение между параллельными мирами. Функционалы составляют очень маленький процент людей. Они обладают сверхспособностями в рамках своей функции и являются фактически людьми-плюс — не стареют, не болеют, обладают способностью к сверхбыстрой регенерации. Способность эта тем выше, чем ближе функционал к своему «дому». Функционалу доступны услуги других функционалов. О существовании функционалов не знает практически никто, кроме элит общества (политиков, знаменитостей, бизнесменов и др.), хотя их связь не абсолютна. В рамках своих обязанностей функционалы выполняют работу: полицейский следит за порядком среди функционалов, таможенник открывает проходы в другие миры, пропускает людей между мирами и следит за тем, чтобы не проносились запрещенные товары.

Известные миры[править]

  • Земля-1 «Аркан» — мир, который считается опережающим Демос (наш мир) по времени на 35 лет. Впоследствии выяснилось, что по летоисчислению Аркан отстает от Демоса на 35 лет, но тем не менее, в нем высоко развит ряд параметров (включая военную сферу). Использует остальные миры в качестве полигона для испытаний.
  • Земля-2 «Демос» — собственно, наш мир. Название получил потому, что преобладающей политической системой в нем является демократия. Стараниями куратора также является одним из самых технологически развитых миров.
  • Земля-3 «Вероз» — стимпанковский мир, где не существует нефти, поэтому научно-технический прогресс в нем находится на уровне конца XIX века. Фактически состоит из городов-государств, в частности, известны Кимгим, Орызалтан и Зархтан. Интересно, что агрессивной религией здесь считается не ислам, а христианство. Животный мир Вероза сильно отличается от животного мира Демоса — например, в море водятся кракены, а в Африке обитает около двадцати видов динозавров. А вот кукушек нет.
  • Земля-4 «Антик» — уровень развития приблизительно соответствует античности. В нем сохраняется рабство, однако раб вполне может быть богаче своего хозяина, иметь слуг и наложниц (причём хозяева не могут отбирать у рабов имущество). Дважды в год рабы имеют право на восстание, притом им будет выдано оружие. После удачного восстания раб может стать свободным.
  • Земля-5 — уровень развития 1950-х годов, близок к началу космических путешествий. Ключевая особенность — половое влечение у людей возникает лишь весной, как у многих зверей.
  • Земля-6 «Твердь» — уровень развития Средневековья, но с одним «но»: в нем высоко развиты биотехнологии и генетика, включая генную инженерию. Характерно главенство католической церкви, которая согласна с дарвинизмом (опыты Грегора Менделя признаны богоугодными). При этом есть и другие мировые религии, в том числе православие и ислам, которые в оппозиции. Твердь находится в состоянии вражды с Арканом — функционалы считаются приспешниками Дьявола, имеются средства их выявления. Единственная легальная таможня на Тверди находилась в Ватикане, была уничтожена, однако возникла новая.
  • Земля-12 — в этом мире человечества не существует, а разумными существами стали большие волосатые пауки. Этот мир упоминался только один раз.
  • Земля-14 «Янус» — мир с суровым климатом, поначалу считавшийся необитаемым. Однако выяснилось, что на нем проживают люди, находящиеся по развитию на уровне каменного века.
  • Земля-16 — постапокалиптический мир, родной для функционалов. Вся жизнь сосредоточена на нескольких островах, где сконцентрировались остатки человечества. Остальные 90 % планеты — безжизненные вулканические территории с высоким уровнем радиации, изредка посещаемые авантюристами для добычи артефактов.
  • Земля-17 «Заповедник» — аналогичен Земле, люди отсутствуют.
  • Земля-22 «Нирвана» — пасторальная планета-тюрьма. В почве этого мира находится грибок, распространяющий споры с наркотическим эффектом. Сами жители Нирваны настолько привыкли к действию грибка, что не могут сбежать — в других мирах у них начинается ломка. Только функционалы могут без привыкания быть там. И именно сюда могут сослать провинившегося функционала. Или, что хуже, простого человека, вмешавшегося в игры функционалов.
  • Земля-46 — не включен в классификацию миров Веера функционалов, однако похоже, что превосходит по своему развитию все остальные вместе взятые. Судя по рассказам робота, которого встретил Кирилл, в его мире мирно уживаются люди и роботы, причем последних гораздо больше.

Сюжет[править]

Персонажи[править]

  • Кирилл Максимов — главный герой. Бывший сотрудник компьютерной фирмы, функционал-таможенник.
  • Константин Чагин (Котя) — близкий друг Кирилла. Очкарик. Оказывается функционалом-куратором, и некогда в прошлом — императором Константином. Тем самым, византийским.
  • Кирилл Александрович Егоров — старик, бывший КГБшник, бывший функционал-таможенник между нашим миром и Арканом. После уничтожения таможни ядерным взрывом в 1954 году переселился в Аркан.
  • Иллан — бывшая функционал-лекарь с Вероза, разорвавшая связь со своей функцией. Член подполья.
  • Настя — юная (19 лет) подпольщица, в наказание отправленная на Нирвану и спасённая протагонистом. DIES.
  • Роза Давидовна Белая — функционал, владелица небольшой гостиницы в Кимгиме.
  • Феликс — функционал-ресторатор из Кимгима, неформальный лидер функционалов этого города.
  • Цайес — функционал-полицейский из Кимгима. Какое-то время охотился на Иллан.
  • Василиса — кузнечиха кузнец по хобби, функционал-таможенник по должности. Держит ворота между Демосом, Нирваной и Янусом.
  • Наталья Иванова — несимпатичная и, вероятно, фригидная «дама», занявшая место протагониста, когда того исторгла реальность. На самом деле — функционал-«акушер» — помогает «рождению» функционалов в случае осложнений. В конце «Черновика» вполне заслуженно DIES.
  • Дима — молодой политик из нашего мира, имеющий доступ к услугам функционалов. Учитывая даты написания — Дмитрий Рогозин.
  • Женя — немолодой юморист из нашего мира, имеющий доступ к услугам функционалов. Жирнющий намёк на Петросяна.

Последние трое входили в «комитет по посвящению в функционалы» и были приняты протагонистом за функционалов.

  • Николай (Николенька) Цебриков — функционал-таможенник, бывший декабрист. Имеет самый короткий «поводок» — 3 км.
  • пан Кшиштоф Пшебижинский — польский функционал-полицейшский.
  • Марта — полячка, функционал-таможенник. К функции была приведена в возрасте одиннадцати (!) лет.
  • Андрей — функционал-таможенник из Вероза. Имеет (ну как имеет… имел) единственный прямой выход в Твердь.
  • Рудольф — кардинал, один из Конклава — правящего совета кардиналов в Ватикане на Земле-6. Убит за отказ сдать Кирилла посланникам Аркана.
  • Элиса — капрал швейцарской гвардии Ватикана в Тверди. Убита бойцами Аркана при попытке защитить кардинала и Кирилла.
  • Аль Дитриш — молодой землевладелец-меценат с Земли-16. Недалеко от его усадьбы стоит музей функционалов.
  • Не-ангел — древний функционал, давным-давно утративший человеческий облик, хранитель музея функционалов. Впервые Кирилл видит его ещё из таможни Марты, когда тот с жуткими воплями летает вдалеке над постапокалиптическими пейзажами Земли-16.
  • Анатоль Ларс — робот с Земли-46, созданный на основе человеческого сознания (оригинал был поэтом-депривистом). Уничтожен в ходе поединка с товарищем из предыдущего пункта.

Что здесь есть[править]

  • Безопасная пытка — в первой книге персонал «Белой розы» подвергнут максимально картинным и минимально опасным пыткам.
  • Большая нерезиновая деревня — Кирилл живёт в ней.
  • Всемогущий наблюдатель — Куратор. По ходу действия им оказывается Константин Чагин — лучший друг Кирилла
  • Вечная загадка — Кто такие на самом деле функционалы? Как они выбирают кандидата в функционалы в чужом мире? Как они «стирают» человека из его среды обитания? Есть ли миры, кроме тех, которые доступны земным функционалам (в книге проговаривается, что есть), что в них происходит и почему они не доступны? КЕМ должен был стать Кирилл в своей обычной жизни, что его сначала из нее «стёрли», а потом за ним началась охота? Впрочем, учитывая присутствующий здесь троп Слитая концовка, скорее всего автор ответа на эти вопросы просто-напросто не придумал
    • Имеются смутные угрозы протагониста доучиться на аэрокосмическом факультете (и, вероятно, улететь на ракете к далёким звёздам и основать колонии, недостижимые для функционалов).
  • Вопиющий неканон — Нирвана из экранизации, см. ниже.
  • Гордая торговая раса — жители Орызалтана. У них даже избирательное право гражданина зависит от того, сколько денег у него на счету в банке.
  • Два в одном и три в одном — в экранизации Аня, бывшая девушка главного героя, взяла на себя также роль книжной Насти, спасённой им из Нирваны (в книге она просто исчезала из сюжета вскоре после начала). Логики в событиях от этого, прямо скажем, заметно прибавилось.
  • Дофига миров — вначале, главному герою как функционалу доступны лишь пять, включая родной. Сняв привязку к своему объекту, он получает доступ к большему количеству миров.
  • Межмировая организация — функционалы, ответственные за связь между мирами и соблюдение порядка мироходцами.
  • Микротрещины в канве — наделение функцией, которое выглядит как невероятно отстойный дар в «Черновике», превращается в типовое всемогущество в «Чистовике» (см. ниже)
  • Мне на самом деле 700 лет — некоторым функционалам действительно очень много лет, но выглядят они молодо. Например Костя.
  • На тебе! — в экранизации Нирвану зачем-то сделали мощным плевком в лицо СССР. Сравнения с описанным в книге не выдерживает совершенно.
    • В книге писатель устами фантаста Мельникова описывает варианты развития сюжета героя Кирилла у разных писателей, в которых легко угадываются современные нам фантасты (Дяченко, Злотников, Дивов, Громов, Никитин). Только Стругацкие упоминаются под своей фамилией.
  • Самоирония — в монологе Мельникова Лукьяненко не забывает и о себе: «- Будь я Заров, — продолжал Мельников, — то вы бы были маленьким мальчиком или наивным юношей. И вас бы испытывала на стойкость инопланетная цивилизация — не такая злая, как у Глобачева, но тоже недобрая. Вы бы повзрослели и закалились в борьбе, надавали бы всем по полной программе, по случаю обрели всемогущество — но отказались бы от него по невнятным причинам». Учитывая, что в итоге все закончилось именно так, писатель явно троллил и себя, и читателей.
  • Невероятно отстойный дар — согласно «Черновику», само по себе наделение человека способностями функционала. Да, функционалы — это люди-плюс, обладающие сверхдолголетием, если не бессмертием, и (что до конца так и непонятно) возможностью управлять исполнением своих желанием. Но при этом они полностью стираются из жизни, теряя всех своих знакомых и близких. Все суперспособности функционала, кроме самых общих, относятся к его функции, то есть врач становится супер-врачом, полицейский — супер-полицейским и не более. Суперспособности функционала работают исключительно около его функции, то есть у места исполнения им своих обязанностей. Если функционал отойдет от нее на достаточное расстояние, то либо потеряет суперспособности, либо даже может погибнуть (в тексте есть очевидные расхождения). Фактически все функционалы находится в этакой «золотой клетке», кроме тех, кто должен перемещаться по должности, например, функционалов-полицейских. Даже перемещение между мирами ограничено тем, в какие миры рандомно откроет проходы сам функционал. Может повезти, а может и нет. Вся концепция похерена авторским произволом, в «Чистовике» превратившим микротрещины в канве в Большой Каньон.
    • Немного подправлено в экранизации: во-первых, чётко сказано (и показано!), что уход от функции смертелен (что делает дар явно более отстойным, но в то же время и более однозначным); во-вторых, насчёт других функционалов — неизвестно, а вот таможенник открывает двери согласно своим тайным желаниям — что уже явно лучше, чем чистая случайность.
      • Складывается впечатление, что случайности не было и в оригинале. Василиса, например, потеряв семью, находилась в тяжелой депрессии. Открыла два мира — пустой и холодный и наркотически-утешительный.
    • Полицейские тоже на «поводке». Без «поводка» вроде бы только кураторы и акушеры. Почтальоны читеры — на поводке, но сама функция передвижная.
    • «Врач становится супер-врачом, полицейский — супер-полицейским» — достаточно условно, скорее из разряда мифов и совпадений. Доподлинно известно только о враче Иллан. В таможенники попали: продаван, кузнец, гебешник, околодекабрист, часовщик…
  • Нелицо — в начале «черновика» главного героя постепенно «стирают» из жизни. Квартира оказывается давно продана, соседи, друзья и родители забывают о нём, стоит выйти из комнаты. Все документы и предметы, ясно указывающие на прошлое (ключи от квартиры), пропадают или рассыпаются в пыль. Мистика, однако.
  • Осторожно, злая собака! — в мире Земля-6 есть специально выведенные йоркширские терьеры, которых используют девушки-гвардейцы в качестве бойцовых собак для охраны Конклава.
  • Параллельные миры — несмотря на критические различия в мирах, все они существуют в одном временном промежутке и являются параллельными, не без усилий Аркана. Например, Чарльз Дарвин существовал одновременно в Демосе, Тверди и Верозе. В Тверди его исследование поддержано католической церковью и включено в учение, а в Верозе он ничего не успел сделать и попал в кораблекрушение из-за кракена.
  • Слитая концовка — после довольно неплохого «Черновика» «Чистовик» выглядит вообще слитым как произведение, но когда в финале большая часть имевшихся сюжетных нитей просто грубо обрубается методом «я вне игры»… Слухи о третьей части — «Корректуре» — ходили с самого начала, но скорее были мечтами фанатов. В 2019 году автор тоже заговорил о написании продолжения. Связано ли это с провалом фильма — неясно.
  • Так всё и было — оказывается, ядерные испытания на Тоцком полигоне в 1954 году были связаны с тем, что Сталин до своей смерти отдал приказ уничтожить таможню, находящуюся в этом районе. А это в свою очередь связано с тем, что таможенник Егоров отказался пропускать военных, которым был дан приказ о ликвидации антисоветского мятежа в Аркане, однако советское руководство «не успокоилось», так как Егоров отказался закрывать проход. И в то время, как ядерный заряд был сброшен, в 1919 году Аркана случилась катастрофа в Москве, которую считают падением метеорита. А сам Егоров оказался в Аркане.
  • Это очень сильное колдунство — а как на Тверди развилась биотехнология без продвинутой техники? С Божьей помощью!
  • Конъюнктурный пересмотр — одна из стран в экранизации превратилась в «Гулаги и рабы», а другая в «Хруст французской булки»
    • С экранизацией не знаком, но в Аркане французская булка хрустела аж до самых пирожков с капустой. Или в конъюнктурной экранизации булка хрустит не в Аркане?
    • Французской булкой в фильме хрустели в Кимгиме.
    • Так и в книге Аркан — это СССР 1960-х годов, а в Кимгиме хрустят французской булкой, ибо это мир стимпанка.
      • Ну, фраза «это самый добрый мир, тут нет войн» это чутка перебор.

[изменить]

Книги

Миры и герои Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон.
Книги (русскоязычные) Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон.
Книги (на других языках) Для книг на других языках был создан отдельный шаблон
Авторы Для писателей был создан отдельный шаблон.
См. также Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов
Навигация

[изменить]

Российское искусство

Литература Астровитянка • Беглецъ. Дневник неизвестного • Беспощадная толерантность (антология) • Будь проклята, Атлантида! • Вейская империя • История Галактики • Меганезия • Огненный след • Пиранья • Приключения Печенюшкина • Роза и Червь • Слово о драконе • Солнце земли Русской • Сфера Великорасы

До 1917: Басурман • Конёк-горбунок • Сивилла — волшебница Кумского грота • Смутное время

Фэнтези: Ааргх • Академия проклятий • Алая аура протопарторга • Бета-тестеры • Ведун • Волкодав • В час, когда луна взойдёт • Дарители • Девятый • Дела магические • Дети против волшебников • Дитя света • Дом, в котором… • Железный замок • Закон крови • Империя • Империя Оствер • Институт экспериментальной истории • Конгрегация • Пепел сгорающих душ • Покров-17 • Посмотри в глаза чудовищ • Рабин Гут • Сварог • Тайный город • Танцующая с Ауте • Таран • Тина Хэдис (Сонхийский цикл) • Убить некроманта • Хроники странного королевства • Хроники Элгариола • Часодеи • Школа в Кармартене

Авторы: Б. Акунин (Приключения Пелагии • Приключения Эраста Фандорина) • Александр Афанасьев (Бремя Империи • Период распада • Противостояние) • Алексей Иванов (Золото бунта • Ненастье • Общага-на-Крови • Пищеблок • Сердце пармы • Тени тевтонов) • Вера Камша (Отблески Этерны • Хроники Арции) • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба • Лабиринт отражений • Лорд с планеты Земля • Работа над ошибками • Осенние визиты • Танцы на снегу/Геном) • Юрий Нестеренко (Рассказы и повести • Комбинат • Крылья • Приговор • Чёрная топь • Юбер Аллес) • Генри Лайон Олди • Виктор Пелевин • Ник Перумов (Приключения Молли Блэкуотер • Упорядоченное: Алмазный меч, деревянный меч/Хранитель Мечей/Хроники Хьёрварда) • Юрий Петухов (Звёздная месть • Классификатор пришельцев) • Алексей Пехов (Ветер и Искры • Страж) • Валерий Роньшин • Метавселенная Рудазова • Владимир Сорокин (День опричника) • Макс Фрай

МТА (Джордж Локхард • Дем Михайлов • Олег Рыбаченко • Ирина Сыромятникова • Дэн Шорин)

Пародии, фанфики,

сетевая литература
Арда (Последний кольценосец • Сага про хоббита • Чёрная книга Арды) • Изумрудный город (Сухинов) • Борис Карлов, Незнайка (Остров Голубой Звезды • Снова на Луне) • Первостепь • Таня Гроттер • Юбер аллес
Кино 9 рота • Азирис Нуна • Балканский рубеж (с Сербией) • Брат • Ёлки • Все умрут, а я останусь • Всё и сразу! • Дневной представитель • Жетикс (совместно с Киргизией) • Жмурки • Звезда • Зелёный слоник • Костяника. Время лета • Левиафан • Лето • Майор Гром: Чумной Доктор • Мы из будущего • На игре • Ночной/Дневной Дозор • Особенности национальной • Последний уик-энд • Прикосновение • Русское • Сёстры • Солдатик • Стиляги • Тобол • Турист • Хардкор • Чистилище • Ширли-мырли
Явления: Кино и немцы • Ремейки советского кино • Российское кино
Телесериалы Вампиры средней полосы • Воронины • Грозовые ворота • Дальнобойщики • Домашний арест • Зона • Интерны • Классная школа • Краткий курс счастливой жизни • Крик совы • Кровавая барыня • Кухня • Ликвидация • Лучше, чем люди • Меч • Метод • Моими глазами • Моя прекрасная няня • Обратная сторона Луны • Папины дочки • Перевал Дятлова • Последний министр • Просто представь, что мы знаем • Простые истины • Русский стиль • Спецназ • Убойная сила • Чернобыль: Зона отчуждения • Школа
Телевидение Каналы: Карусель • Культура • НТВ • Первый канал/Первая программа ЦТ • Пятый канал • Рен-ТВ • Россия-1/Вторая программа ЦТ • Региональные ГТРК • СТС • ТНТ
Передачи: Каламбур • Наша Russia
Российская
мультипликация
Мультсериалы: Metal Family • Бандитский Петербургер • Бурдашев • Герои Энвелла • Доктор Пси • Летающие Звери • Лунтик • Магазинчик БО • Масяня • Маша и Медведь • Незнайка на Луне • Подозрительная Сова • Сказочный патруль • Снежная Королева: Хранители Чудес • Смешарики (спин-оффы Смешарики. Новые приключения • Смешарики: Пин-Код) • Три кота • Фиксики

Мультфильмы: Белка и Стрелка. Звёздные собаки • Большое путешествие • Новые бременские музыканты • День рождения Алисы • цикл Иван Царевич и Серый волк (Мельница) • Карлик Нос • Наша Маша и Волшебный Орех • Незнайка и Баррабасс • Огонёк-Огниво • трилогия фильмов о Смешариках («Начало» • «Легенда о Золотом Драконе» • «Дежавю») • тетралогия о Снежной Королеве («Снежная Королева» • «Снежная Королева 2: Перезаморозка» • «Снежная Королева 3: Огонь и Лёд» • «Снежная Королева 4: Зазеркалье») • Товарищъ со звёздъ • Три богатыря (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Шамаханская царица, На дальних берегах, Ход конём, Морской царь, Принцесса Египта, Наследница престола, Конь Юлий) • Первый отряд (российско-канадско-японский) • Чудо-Юдо

Студии: Мельница • Пилот

Музыка Исполнители: Anacondaz • Catharsis • Louna • Otto Dix • Oxxxymiron • Аквариум • Агата Кристи • Ария • Аффинаж • Браво • Гарик Сукачёв • ДДТ • Дельфин • Звуки Му • Король и Шут • Крематорий • Машина времени • Мельница • Наутилус Помпилиус • Пикник • Оргия Праведников • Сергей Курёхин • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа • Сплин • Тролль гнёт ель • Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск • Чиж • Эпидемия

Жанры: Авторская песня • Русский рок

Отдельные произведения: Горгород

Видеоигры Tactical-RPG: Космические рейнджеры

RPG: Аллоды (Проклятые земли) • King’s Bounty (Легенда о рыцаре, Принцесса в доспехах, Воин Севера, Тёмная Сторона) • Игры во вселенной Pathfinder (Pathfinder: Kingmaker, Pathfinder: Wrath of the Righteous) • Sabotain: Break the Rules • Корсары • Партизан • Чёрная книга
RTS: Койоты. Закон пустыни • Периметр • Противостояние • Сирия: Русская буря
TBS: Кодекс войны • Эадор • Heroes of Might and Magic V
Квесты: Beholder • Братья Пилоты • Годвилль • ГЭГ: Отвязное приключение • Ошейник
Шутеры: Alien Shooter
Симуляторы: Дальнобойщики • Ил-2 Штурмовик
Экономическая стратегия: Именем Короля
Политический симулятор: Кризис в Кремле/Остальгия: Берлинская стена/Китай: Наследие Мао (СНГ)

Прочее: Механоиды • Человеколось

Интернет-контент BadComedian • веб-мультсериал School 13 • ст. о/у Гоблин • веб-комикс Восьмой • веб-сериал Внутри Лапенко • веб-комиксы Иван! • веб-комикс Кожа да Кости • веб-комикс Савил и туканокомиксы • веб-комикс Эльф в кедах • Научи хорошему
Интерактивный аудиороман Внутренние тени
Комиксы Бесобой • Майор Гром • Экслибриум • Moscow Calling

«Образ молодого учителя в произведениях Ю.Полякова «Работа над ошибками» и А. Иванова  «Географ глобус пропил».

                                                                          Секция: «Литературоведение»

Выполнила: ученица 11 класса

Матвеева Н.Н.

Введение

В целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения престижа этой профессии 2010 год в нашей стране объявлен Годом Учителя. Поэтому моя работа также приурочена к Году Учителя.

В современном обществе часто можно услышать о том, что профессия учителя на сегодняшний день далеко не престижна. И большинство учеников в силу некоторых убеждений не желают связывать свою жизнь с педагогикой. Те же, кто получил в своё время педагогическое образование, идут работать куда угодно в другое  место, лишь бы не в школу.

Цель моей работы – на примерах художественных  произведений современной  русской литературы  изучить образ молодого  учителя, попытаться  найти ответ на вопрос: «Почему молодые учителя не остаются работать в школе?».

Естественно, что время идёт, меняются люди, общество в целом. С течением времени сильно изменился и облик педагога. Чтобы это понять, я взяла для своей работы два произведения современных российских писателей. Это повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками» и роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил».

Образ учителя в произведениях литературы 20 века.

 Следует отметить, что в литературе 20 века теме школы и учителя уделялось должное внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Немало произведений было написано о школе и об учителе. Это произведения Ч.Айтматова «Первый учитель», А. Лиханова «Благие намерения», А. Алексина «Безумная Евдокия», «Сигнальщики и горнисты».

Но по школьной программе мы изучаем лишь некоторые из них. Это рассказы «Уроки французского» В.Распутина, «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.  Все они написаны в послевоенные годы, и, соответственно, в них изображён совсем иной образ учителя, отличный от современного.

Например, в рассказе «Уроки французского» Валентина Распутина создан образ молодой учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика, отогрела душу мальчика…

А в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» показывается особое, благоговейное уважение к учителю, исходящее не только от учеников, но и ото всех жителей деревни…

        Социально-нравственный статус учителя был, безусловно, высок. Любовь к детям, преданность делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот главные отличия учителя 20 века!

Но в реальной жизни это, увы, не так. Общество замечает школу лишь в крайних случаях. Об этом на всю страну говорят современные фильмы, об этом мы читаем в каждой газете, это мы постоянно слышим от  окружающих… Об этом рассказывает и современная литература, которая особо не балует нас произведениями о жизни современной школы. Почему? Наверное, потому, что писать стало не о чем. И, правда,  сейчас книги о школе, об учителях и учениках можно пересчитать по пальцам (так их немного), их стоит прочитать. Потому что в них до мельчайшей детали отражена жизнь современной школы, все её «закулисные» проблемы: несправедливые отношения между учителями и учениками, бытовые неурядицы и глубокие душевные переживания, забавные ситуации и огромное психологическое напряжение… Самое ужасное, в чём мы убеждаемся, познакомившись с современными произведениями о школе, это то, что большинство учителей (имеется в виду, молодых учителей) приходят работать  в школу от безысходности, очень часто, когда не остается ничего другого, кроме преподавания. И соответственно, такие «педагоги» изначально не готовы к преподаванию, от них не исходит той особой энергии, которую имеет настоящий, признанный учитель. Появится на горизонте другая работа – более выгодная – как их уже и след простыл, редкие из них остаются до конца. А судьба детей, проблемы современного образования в стране – это уже неинтересно, важно поскорее снять со своих плеч тот груз ответственности, который налагается на каждого учителя. И так  достойных учителей у нас остаётся всё меньше…

Обзор творчества Ю.Полякова и А.Иванова.

Юрий Михайлович Поляков – московский писатель. Творческий путь Юрий Михайлович начал с поэзии, постепенно все больше обращался к прозаическим произведениям. Он является кандидатом филологических наук, прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом. С 2001 года – главным редактором «Литературной газеты». Среди его работ известны такие произведения, как, например, «Апофегей», «Демгородок», «Небо падших», «Грибной царь» и другие.

Алексей Викторович Иванов – писатель из Перми. Поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета, но через год ушел оттуда и поступил на факультет истории искусств того же университета. Получил диплом искусствоведа. Работал гидом-проводником, учителем, журналистом, преподавателем ВУЗа. Первая его публикация вышла в 1990 году. Это была фантастическая повесть «Охота на «Большую Медведицу». Первая книга Алексея Иванова вышла в 2003 году. Его произведения: «Сердце пармы», «Золото бунта», «Железные караваны», «Летоисчисление от Иоанна», «Дорога единорога» и множество других. Последними работами Алексея Иванова являются сценарий к фильму П. Лунгина «Царь» и проект программы на 1 канале «Хребет России».

Почему я выбрала произведения именно этих писателей? И Юрий Поляков, и Алексей Иванов в своё работали учителями, и потому в их произведениях очень правдиво изображена жизнь современной российской школы.

Сюжет повести Ю. Полякова « Работа над ошибками».

В своей повести «Работа над ошибками» Юрий Поляков смог показать тяжёлый период нашей страны, когда вслед за изменяющейся обстановкой к концу 20-го столетия советские принципы неизбежно сменились постсоветскими, и как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями.  Становится очевидной необходимость создания государством новой школы во имя новых требований к существованию и культурных запросов. Понятно, что миссия учителя-наставника всегда была безмерно велика, а проблема современного педагога в своём значении увеличилась вдвое. И поиск такого нового учителя совершает Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова…

 «Образование, — утверждал писатель, — основа основ любой социальной системы. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта». «Работа над ошибками» посвящена самой болезненной теме современности – взаимоотношениям учителей и учеников.

Сюжет повести незамысловат. Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Как лицу новому и непосредственному, Петрушову выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом. И то, к чему давно привыкли учителя, открывается молодому учителю совершенно по-новому. Девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это становится составляющим современной школы. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет» (стр.23)1.

_________

1 Цитаты  приводятся по книге Полякова Ю.М. Работа над ошибками. — М., Современник,1989

В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.

Роман А.Иванова «Географ глобус пропил».

Ещё одним произведением о современной школе является роман молодого пермского писателя Алексея Иванова под сатирическим названием «Географ глобус пропил».

        Главный герой произведения «Географ глобус пропил» — Виктор Сергеевич Служкин, переживающий кризис по всем фронтам. Он возвращается в родной город, чтобы начать новую жизнь. Неисправимый романтик, оптимист и шутник, здесь он влачит неброское существование со своей сварливой женой и дочкой в маленькой квартире в одном из российских городов под названием Пермь. Единственное место, куда ему удается устроиться – местная школа, где он начинает преподавать географию. И достаются ему девятые классы – «А», «Б» и «В» — один сложнее другого.

Случается так, что в его кабинете географии для урока оказывается «всего четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза». Вроде бы учитель обязан учить, но нет учеников, обязанных учиться, да и как учить  с одним лишь глобусом и одной физической картой?

Отсюда нам становится понятно название романа: «Географ глобус пропил». «Географ» и «глобус» — ясно, остаётся лишь слово «пропил», но и это можно объяснить: пьёт сам Служкин, пьют его лучшие друзья и приятели, пьют его ученики – старшеклассники. Только на самом деле географ свой глобус не пропил, его выкрали из кабинета географии. Поэтому можно сказать, что название романа носит иронический смысл. Читатель также должен обратить внимание на постановку ударения в первом слове «пропил». С помощью этого ударения заглавие романа приобретает характер ритмически организованной дразнилки.

Роман, начинавшийся как произведение откровенно юмористическое, уже к середине переходит в трагикомедию – жанр, в котором, видимо, и следует писать о современной жизни.

Проблемы молодого учителя в современной школе.

В своих произведениях оба писателя пытаются найти ответ на вопрос: «Почему же молодые учителя не задерживаются в школе надолго?».

Проблема в том, что в современной школе молодой учитель работать практически не может.

Во-первых, это объясняется материальной стороной вопроса. Профессия учителя сегодня является малооплачиваемой, и это ни для кого не секрет. В повести «Работа над ошибками» завуч Клара Ивановна после выдачи зарплаты с горечью повторяет слова, принадлежащие Ленину: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял в буржуазном обществе. К этому положению дел мы должны идти систематической, настойчивой работой над его духовным подъёмом, и главное – над поднятием его материального положения» (стр.104). Материальное положение учителя оставляет желать лучшего. Героев взятых мною произведений это тоже касается. Если учитель Петрушов («Работа над ошибками») одинок, то у учителя Служкина («Географ глобус пропил») есть семья, которую нужно содержать. В романе жена Служкина очень недовольна его новой работой, потому что она не прибавляет достаток в семье.

Во-вторых, это профессиональная слабость молодого педагога. Первая слабость  проявляется в недостаточном знании своего предмета.

« -Ты, географ,  хоть помнишь,  кто открыл Северный полюс? — спросил Будкин.

 — Нансен… — неуверенно сказал Служкин. — Или  Амундсен. А может, Андерсен. У меня не эта география. У меня экономическая. В школе на меня всем плевать: хорош – не хорош, а вынь да положь, всё равно другого учителя нет» (стр.4).1

 _____________

1 Цитаты  приводятся по книге Иванова А.В. «Географ глобус пропил», СПб., «Азбука-классика», 2005        

        Другая существенная проблема в первое время работы – это умение «держать класс», управлять и направлять в течение урока учеников в нужное русло. С самого начала работы Петрушов («Работа над ошибками») становится интересен многим ученикам, потому что и они ему интересны, что уже отличает его о других учителей. «Я входил в класс с чувством неловкости и удивления, потому что хорошо помнил себя, сидящим за партой, потому что мое новое положение у доски казалось мне недоразумением. Странной мистификацией. Иногда, спрашивая ученика, я ощущал, что спрашиваю самого себя, и невольно начинал лихорадочно формулировать ответ. Это ведь в армии кто старше по званию, тот и умнее, в школе все-таки немного по-другому» (Стр.44).

Служкин же, ещё сам недавно с удовольствием издевавшийся над своей классной руководительницей, о чём он сам нередко вспоминает в романе, теперь сталкивается с самыми настоящими извергами, которых тут же прозывает «зондеркомандой». Оказавшись у доски перед классом, он, естественно, терпит неудачу. Ученики над ним подшучивают, но он старается не обращать на это внимания.

 «В класс с ревом,  воплями   и  грохотом   ринулась   толпа  девятиклассников. Служкин ждал, пока все рассядутся. Наконец сплошной гвалт перешел в  сдержанный гомон,  и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся.

— Что ж, здравствуйте, девятый «вэ», — сказал он.

— Привет! — запищали с задних парт.

— Давайте знакомиться. Меня зовут Виктор Сергеевич. Я буду вести у вас географию  весь год… Для уроков вам будет необходима общая тетрадь…

 — Тетра-адь?… — дружно возмутились девицы с передних парт.

 — Раньше тетрадей не нужно было!..

 — Не будем заводить! — орали с задних парт. — Идите в баню!..

 — Ти-ха!! — гаркнул Служкин. — Закрыть рты!!» (стр.7).

Мы видим, что ни Петрушов, ни Служкин ранее не имели практики работы в школе, и, соответственно, идеально выверенный план первых их уроков рушится, а ученики начинают проверять учителя «на прочность».

И в-третьих, это неминуемые конфликты с администрацией. Молодые учителя больше других подвергаются бесконечной критике директора и завучей, догматическим нравоучениям, а также строгим выговорам за необдуманные проступки. С этими же явлениями сталкиваются герои наших произведений. В романе «Географ глобус пропил» географ Служкин с первого же дня работы вступает в опасный конфликт с завучем Розой Борисовной. Ученические «шалости» выходят далеко за пределы допустимого, но в ответ на жалобы завучу Служкин слышит лишь демагогические нравоучения:

«- Видимо, Виктор  Сергеевич, вы сами в этом  виноваты.  Дисциплина  на уроке  всегда зависит от  педагога.  А педагог  — это  человек,  который не только знает свой предмет, но умеет и других заставить его знать. Это умение приобретается лишь в специальном высшем учебном  заведении – педагогическом институте. Если вам не довелось обучаться там,  то не стоит браться за дело, которое вы заведомо не сможете сделать… Двойки  надо  ставить  за отсутствие  знания  у  ученика, а  не  за отсутствие педподготовки у учителя. А орать, как вы  выразились, нельзя ни в коем случае.  Дети  и  дома  испытывают  достаточно стрессов.  Школа  должна корректировать недочеты  родительского  воспитания, а не повторять их  и тем более не усугублять» (стр.21).

Обретешь ли веру в педагогическую науку, отмечая в поведении завуча Розы Борисовны постоянное лицемерие? Показателен в этом отношении и эпизод, когда Роза Борисовна записывает двоечников на экзамен по географии, заранее зная, что они не смогут его сдать, а виноват в этом будет, конечно, учитель. Даже двоечники понимают, что этим Роза Борисовна пытается доказать непригодность Служкина быть учителем:

«- Тебе Роза подляну кидает, а ты еще чего-то честного из себя корчишь, — тоном ниже добавил Градусов. — Мы-то что? Мы и по всем другим предметам знаем не больше, чем по географии… Нас и так в ПТУ возьмут… А тебе из-за нас неприятности. Если  нам пары влепят — так фиг ли нам-то? А тебя с  работы попрут,  потому  что  ни один ученик экзамен даже на тройку сдать не смог! Значит, учил ты хреново!» (стр. 98).

Учителю Петрушову в этом плане достаётся немного меньше.  Строгая Клара Ивановна в повести Полякова лишь делает частые выговоры в адрес литератора:

«На втором уроке меня  ожидало радостное событие — посещение Клары Ивановны. Она уселась на заднюю парту и после каждого моего слова  с недовольным видом делала  пометки в блокноте. На перемене, анализируя мою беспомощность, она сообщила, что у меня плохо с дифференцированным подходом к ученикам и порадовала мыслью, что педагогика — это профессия, а не сезонная  халтура» (стр. 164).

Взаимоотношения с учениками.

Молодые преподаватели, придя работать в школу, тут же сталкиваются с рядом острых проблем, которых не замечают другие и которые не дают им покоя. Они видят не только то, насколько изменилась типология подросткового сознания, но и то, как сильно изменились взаимоотношения учеников и учителей.  Андрей Петрушов видит также проблему отношения многих родителей к учителям своих детей. «…Считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни места получше – и детям своим внушают». Служкин же непрофессиональным взглядом видит то, что для других стало уже привычным. Возможно, человек, проработавший в школе не одни десяток лет, уже не придаёт значения тому, насколько она по своей сути лжива, но пришедшему со стороны Служкину это более чем странно.

Молодые учителя свежим взглядом видят разрыв между поколениями и  всячески пытаются приблизить к себе учеников. Андрей Петрушов («Работа над ошибками») пытается сделать это на уроке с помощью разнообразной литературы. Потому что ничто так не воспитывает юношество, обличающееся пылкостью чувств, силой воображения и фантазии, как именно художественные произведения, прежде всего действующие на чувства и воображение, управляемые серьёзной и глубокой мыслью. Но всё тщетно. Ранее не имевший опыта работы в школе, Петрушов как никто другой чувствует разрыв связи времён и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым: вместе с классом он организует поиски  утраченной  рукописи талантливого писателя Николая Пустырёва, погибшего на фронте. Да, он смог заинтересовать ребят общей идеей – поиском рукописи, и ребята делают всё, чтобы помочь своему учителю. Но с другой стороны он видит учителей, которым неинтересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.

     А Служкин («Географ глобус пропил») во время туристического похода предоставляет ученикам право действовать самостоятельно: «Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать мне не советую» (стр. 74).   

    Во время пятидневного похода  Служкину удаётся добиться понимания и уважения даже самых закоренелых двоечников и хулиганов:

 «— А ты чего его  защищаешь? — парирует Овечкин. — Ты же его в школе ненавидел! Обещал ему дверь поджечь, кота его повесить!..

 — Ну, это я шутил, — спотыкается Градусов.  — Баловался… А Географ все правильно делает! А с Географом, каким есть, я куда хочешь еще пойду!

 — Зато он не орет и не учит,  как жить, — выдал сокровенное Тютин. — И относится по-человечески…

 — Фиг ли спорить? — пожимает плечами Чебыкин. — Лучше его все равно не с кем в поход идти. Если бы физрук пошел, что бы мы делали? Отжимались бы весь поход… А с Географом приключения …

 — Какая  разница:  Географ  — не Географ, — подает голос Демон. — Какой он есть, такой и есть. Дело-то не в нем, а в том, что вообще это такое — поход…» (стр.111).

       Эти прямые высказывания ребят, подслушанные Служкиным во время, когда он, вроде бы спал, вполне подтверждают его проницательность. Тут примечательна ремарка «выдал сокровенное» — сокровенное для кого? Возможно, для самого Служкина. Это ведь его ключевая мысль: невозможно и не нужно кого бы то ни было учить жить, нужно создать условия для успешной учебы. Для Служкина «поход – этот как заповедник судьбы», и сам он для своих учеников по мере продвижения вглубь и вдаль более явственно выполняет функции коварной, непредсказуемой, но всё-таки милосердной судьбы, которая ведёт по самому краю пропасти, но хранит от непоправимого несчастья. В этом смысле он – совершенно замечательный, уникальный, бесценный учитель. И победной кульминацией его учительства становится успешный самостоятельный проход ребят через опаснейший Долгановский порог. Таким способом географ объединяет класс в единый, сплочённый коллектив.

И становится ясно, что эти учителя, несомненно, оставили в душах своих учеников неизгладимый след. Все эти школьники завтра выйдут в большую жизнь, где им потребуется не столько знание географии или литературы, сколько умение быть человеком. И хочется верить, что те, которых выпустит учитель Служкин и учитель Петрушов, будут отнюдь не самыми худшими…

Но социальные факторы сильнее, и оба молодых учителя покидают школу, не продержавшись в ней больше года. На учителя давят сверху и заставляют работать так, словно за последние десятилетия в общественном сознании никаких изменений не произошло. Петрушов уходит потому, что ему подвернулась лучшая работа в журнале. Служкин, которому естественность поведения позволяет удержаться на плаву в течение целого учебного года и устоять под напором оголтелой «зондеркоманды», не выдерживает острого конфликта с завучем…

Заключение

        Пройдя череду конфликтов, учитель в конце задаёт вопрос: «Ради чего?». И уход из школы уже предопределён. В нашей реальной жизни так и есть. Из небольшой социологической работы я сделала вывод, что, несмотря на большое количество тех, кто когда-то поступал в педвузы, в школе начинают работать единицы, и работают они год-два, не более того ( Приложение 1).  

Учительская профессия во все времена — одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать эту простую истину.

Знакомство с творчеством современных писателей – Юрия Полякова и Алексея Иванова – дало мне возможность по-новому взглянуть на обстановку, царящую в стенах современной школы, увидеть все её плюсы и минусы, найти ответ на вопрос, поставленный целью моей работы. Кроме того, я открыла для себя новых авторов, каждый из которых по-своему  интересен и самобытен. Начав с этой интересной работы, я буду продолжать знакомиться с творчеством этих писателей и с современной литературой в целом.

Работа открыла мне реалии сегодняшнего дня, заключающиеся  в том, что, к сожалению,  школа, оставаясь социальным институтом, вскоре вымрет именно в человеческом смысле, потому что в ней просто некому будет работать. Пусть это не самый лучший финал, но надежда всегда остаётся. Изменится ли что-нибудь в связи с объявленным Годом Учителя в лучшую сторону? Вопрос времени, на который хочется получить утвердительный ответ.  Но одно совершенно ясно уже сейчас: нужно относиться к учителю с должным уважением, хотя бы потому, что он – Учитель.  И пусть наши наставники испытывают гордую радость от осознания того, что они нам нужны.

Список литературы

Поляков Ю.М. Работа над ошибками. — М., Современник,1989

Иванов А.В. «Географ глобус пропил», СПб., «Азбука-классика», 2005

Ребель Г. Уроки географа, газета «Литература», №12, 2006

Долгих Т.Д. Основные мотивы романа А.Иванова «Географ глобус пропил», Пермь, еженедельник «Новый Компаньон», июнь 2005 г.

Владислав Иванов. Самый «полный» Поляков, газета «Литературная Россия», 2002, № 11

 www.arkada-ivanov.ru

Приложение

Выпускники  школы, получившие педагогическое образование

Год выпуска

Количество поступивших в педвузы

Начали

работать в школе

Продолжают работать в школе

1998

3

2

1

1999

2

0

0

2000

2

1

1

2001

2

2

0

2002

1

0

0

2003

1

0

0

2005

2 (5 курс)

Не собираются работать в школе

2006

1 ( 4курс)

Не собираются работать в школе

Всего

14

5

2

Из приведенной таблицы наглядно видно, что из выпускников  школы, получивших педагогическое образование, работает по специальности всего 14% от общего числа.  

В этом произведении автор подымает очень серьезную и актуальную, в наши дни, проблему – проблему образования.

Главный герой Петрушов Андрей, журналист, временно устраивается в школу учителем русского языка и литературы. Петрушов, видя что у школьников утрачено чувство своей истории, хочет их объединить , увлекая поиском утраченных рукописей писателя Пустырева. В классе, в котом Петрушов преподает, правит ученица-отличница, дочка начальника, но её негласное влияние не соответствует общественным нормам, они искажены под стать состоянию правил нынешней молодежи.

В произведении показаны проблемы взаимоотношений между учениками и учителями, которые заваленные рутинной бумажной работой, не хотят учувствовать в налаживании взаимопонимания.

Андреем Петрушовым предпринимаются попытки сблизиться с учениками, он стремиться их увлечь разнообразными литературными произведениями, считая, что именно в этом юношеском возрасте необходимо формирование чуткости, воображения, фантазии и мысли.

На фоне этого учителя мы видим как работают другие учителя, которым нет никакого деля да школьников.

Педагогический коллектив морально не здоров, где есть место взяткам, предательства и даже дракам с учениками.

Отзывы
3

Новаторская повесть для своего времени (впервые была напечатана в годы перестройки), которая показала школьников в переломный для страны период, как говорится, «без купюр», без утайки во имя высоких идеалов. Поразительно, насколько мощно Юрий Поляков во всех произведениях ставит своих героев перед выбором: выгода или любовь, деньги или дружба. А потом ярко показывает, к чему привел выбранный путь. Но в «Работе над ошибками», как показалось, есть моменты, которые остаются для читателя открытыми, т.е. можно додумать над тем, как, например, сложится жизнь героев через несколько лет. Уже в другой стране.

Сочный, точный, образный язык. Читается легко, но и заставляет задуматься. В наше время ситуация в школе уже другая, но и параллели провести можно.

Данную книгу мне посоветовала школьный психолог, когда в недавнем прошлом я работал школьным учителем. На какую-то актуальную на тот момент ситуацию она привела цитату про то, что все ученики знают свои права, но вот с выполнением обязанностей как-то проблематично. И вот только сейчас я добрался до «работы над ошибками» Полякова и скажу, что книга показалось поверхностной. Понятное дело, что описываемые в книге события во многом актуальны и по сей день, но чувствуется присутствие цензуры. Персонажи картонные, основной конфликт – драка между учителем и учеником – как-то слабовато, чтобы мусолить его пол книжки. В этом плане, писать или снимать про школу дело неблагодарное, потому что правда все равно будет скрашена, вопрос сколько процентов правды, а сколько художественного вымысла выбирает автор. К слову, по данной тематике мне понравилось произведение Ольги Камаевой «Дневник учительницы», до сих пор вспоминаю, какими эмоциями накрывало описание борьбы молодой учительницы против системы. А тут – ну да, пришёл журналист временно подхалтурить, а по сути – пустота. Как пришёл, так и ушёл – цель данных описаний школьных будней среди его товарищей-учителей не очень ясна, но, возможно, я чего-то недопонимаю, ведь книга принесла автору вроде как немалую известность.

Оставьте отзыв

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Главную партию исполнял мой любимый балерун исправить ошибку
  • Главное уметь признавать свои ошибки
  • Главное вовремя осознать свои ошибки
  • Главное вовремя осознать ошибку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии