В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.
На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Главные роли разведчиков в фильме «Ошибка резидента» сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Резидент иностранной разведки Михаил Тульев прибывает в Советский Союз, чтобы осесть, выйти на связь со своими старыми агентами и завербовать новых.
Благодаря анонимному письму на Тульева выходят службы КГБ СССР, но не задерживают. Нужно выяснить, каковы его цели. Для этого резиденту устраивают случайное знакомство в купе поезда с вором-рецидивистом по кличке Бекас. Тульев не подозревает, что обаятельный уголовник — подставной офицер контрразведки.
Авторы в погонах
Олег Грибанов
После выхода этой ленты многие заметили, что сценаристы с удивительной точностью воссоздали человеческие характеры, развернули детективный сюжет с хитроумными и умелыми действиями — как спецслужб, так и шпионов. Немудрено! Сценарий основан на реальных событиях, а авторы были их непосредственными участниками. Указанный в титрах литературный псевдоним Олег Шмелев носил генерал-лейтенант КГБ, руководитель советской контрразведки Олег Михайлович Грибанов. На его счету сотни операций — от массированного внедрения подслушивающих устройств в посольства США и Великобритании в Москве до поимки агента иностранных спецслужб полковника ГРУ Олега Пеньковского. Потом карьера не заладилась. Его непосредственный подчиненный, заместитель начальника 7-го отдела 2-го главного управления КГБ СССР Юрий Носенко, находясь в Женеве, стал перебежчиком. В результате его предательства около 400 разведчиков отозвали в Союз. В 1964 году Олега Михайловича понизили до должности заместителя директора по режиму и охране завода № 1134 Министерства среднего машиностроения СССР. Исключили из КПСС, лишили звания «Почетный сотрудник госбезопасности». Самое время было заняться литературой. Повесть «Ошибка резидента», опубликованная в 1966-м, стала первой.
Соавтор Грибанова, носивший псевдоним Владимир Востоков — Владимир Петроченков, служил в контрразведке Тихоокеанского флота. Уволился из органов госбезопасности в звании полковника. Ясно, что бывшие службисты знали, о чем писали. Пришедший в 1967 году на должность руководителя КГБ СССР Юрий Андропов относился к их творчеству благосклонно, поэтому им ни в чем не препятствовали, курировали, открывали архивы для изучения тех или иных тем.
Вениамин Дорман
В качестве режиссера первой экранизации произведения студия имени Горького предложила Вениамина Дормана. Все коллеги знали: он крепкий профессионал, но с материалом не везло. То он в своих лентах высмеивал спекулянтов («Легкая жизнь»), то снимал неудачные спортивные комедии («Штрафной удар»). Всё казалось легковесным. Шли годы, приближалось сорокалетие, и хотелось поработать над чем-то монументальным. Несмотря на то что предшествовавшая картина — «Приезжайте на Байкал» — стала провальной, ему доверили работу над лентой о разведчиках и шпионах. К слову, она изменила его карьеру. Далее Дорман снимал только детективное кино.
Как на подбор
Выбор актеров на роли без преувеличения поражает. Производство картины с первого дня контролировали представители советских спецслужб. Они присутствовали на кинопробах, потом на съемочной площадке в качестве консультантов. Не знать биографии выбранных исполнителей они не могли. Тем не менее резидента западной разведки Михаила Тульева-Зарокова с псевдонимом Надежда сыграл Георгий Жженов. Актер 17 лет провел в сталинских тюрьмах и ссылках! Был реабилитирован. Но это не отменяло недоверия, с которым относились правоохранительные органы к побывавшим в местах не столь отдаленных. Возможно, выбор пал на него, потому что ему не нужно было играть человека со сложной судьбой. Он и был таковым. К тому же по сценарию персонаж происходил из дворянского рода, а в актере чувствовалась благородная кровь, хоть он и сын крестьянина.
Не менее странная история с назначением Михаила Ножкина на роль сотрудника КГБ Павла Синицына, работающего под личиной уголовника по кличке Бекас. По сути, Ножкин в тот период — бард-диссидент. В 1967 году за блатные песни его уволили из Московского театра эстрады. Запретили сольные концерты… И тут же предложили сыграть сотрудника госбезопасности. Есть версия, что выбор не случаен. С одной стороны, он — профессиональный актер. С другой — человек, знакомый с блатной романтикой, пишущий песни о ней и даже в быту использующий жаргон. К тому же остряк, рубаха-парень. Не брать же на роль Синицына-Бекаса настоящего уголовника!
Ефим Копелян
Генерала КГБ Андрея Сергеева, прототипом которого был сценарист фильма Грибанов, сыграл ленинградский артист, ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Он наш земляк, родился в Речице Минской губернии (ныне Гомельская область).
Ростислав Плятт
В фильме немало прекрасных актеров старой школы. Например, Ростислав Плятт на экране — агент западной разведки Николай Николаевич Казин.
Из молодых самая заметная — Ирина Мирошниченко в роли сотрудницы КГБ.
Снимались и актрисы, которые вскоре прославились неожиданным образом. Элла Шашкова в этом кино — диспетчер таксопарка Мария. В 1974 году она сыграет жену Штирлица в их знаменитой молчаливой сцене встречи в кафе «Элефант» под музыку Таривердиева.
Открыли огонь
Поскольку картину курировало всесильное ведомство, представители которого отсматривали материал и следили за достоверностью, группу пускали и на закрытые военные объекты. Снимали в Светлогорске Калининградской области, в военном порту Балтийска (город был закрыт для свободного въезда), на одной из атомных станций в Ленинградской области и, конечно, в Москве.
В сцене проверки Синицына на детекторе лжи декораторы соорудили полиграф из старого звукового пульта. Контрразведчики, увидев это, прервали съемки, принесли снимок подлинного аппарата и заставили сделать идентичный макет. Сказали: «Нас коллеги во всем мире засмеяли бы». Ножкин спросил: «Почему во всем мире?» Ему объяснили, что по традиции во всех разведшколах в мире смотрят тематические художественные фильмы. В них иногда просачиваются важные детали, секреты тех или иных операций, курсанты учатся на чужих ошибках. Ведь многие сюжеты шпионских картин — не вымысел, а основаны на воспоминаниях службистов.
Однажды едва не произошла катастрофа. Смотревшие фильм помнят сцену, где герой Ножкина пытается скрыться на катере, устраивая дымовую завесу. Дымовая шашка воспламенилась. Рядом находилась емкость с бензином. Пока боролись с огнем, катер унесло в нейтральные воды, и с советских пограничных судов открыли предупредительный огонь. Но всё завершилось благополучно.
После премьеры Жженову вручали премию силового ведомства. Он, широко улыбаясь, пошутил: «Спасибо за милость. Когда вновь попаду в немилость, верю, что мне достанется теплая камера».
Фильм имел оглушительный успех. Впоследствии созданы еще три ленты о разведчике Тульеве. Последнюю зритель увидел в 1986 году.
Еще материалы рубрики:
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»
В 60-е годы XX в. ряды литераторов пополнились самородками из числа чекистов, имевших огромный опыт оперативной работы. Обстановка «холодной войны» и взаимного недоверия, расширение агентурной сети разведок разных стран – все это как нельзя лучше укладывалось в произведения ветеранов КГБ, знавших шпионскую тему «изнутри», не понаслышке. Фильм «Ошибка резидента», вышедший на экраны в 1968 году, стал бестселлером и, в то же время, учебной картиной для молодых кадров КГБ. Приурочен он был к очередному юбилею ЧК-КГБ, а тема противостояния с Западом оказалась на удивление благодатной…
Авторы сценария как прототипы героя
В статье М. Хоста и А. Верховского, «Шпионский роман. Попытка краткого обзора», рассказывается, что в основу большинства детективов, написанных выходцами из КГБ, положены реальные события и разработки послевоенных десятилетий. Они часто завуалированы, переложены на иные обстоятельства и изменены до неузнаваемости, но выдумки все равно меньше, чем фактов. Творческая связка Олега Шмелёва и Владимира Востокова, написавших трилогию «Ошибка резидента», оказалась удачной по сочетанию литературного таланта со знанием реалий агентурной жизни.
Основой для фильма стали факты биографии чекиста в отставке, Владимира Петроченкова. В органах государственной безопасности он служил с 1939 г., успев поработать в контрразведке Военно-Морского Флота. За годы службы Петроченков был удостоен боевых наград: медали «За боевые заслуги» и ордена Красной Звезды. В звании майора ушел в отставку и взял псевдоним «Владимир Востоков», используя свои знания и жизненные истории на литературном поприще. Книга воспоминаний о службе в госбезопасности стала основой будущего сценария.
Соавтором Востокова (Петроченкова) стал один из руководителей спецслужбы СССР, прошедший школу в контрразведке – генерал-лейтенант Олег Грибанов. Под псевдонимом Олег Шмёлев он стал соавтором серии книжных изданий и киносценариев про резидента Тульева.
Несмотря на открытость основных фактов биографии обоих писателей-чекистов, она не дает представления о том, кто же на самом деле был прообразом умного и благородного «резидента». Оба автора – выходцы из деревень, далекие от графских титулов и жизни в эмиграции.
Биография Шмелёва (Грибанова) куда больше напоминает шпионский роман.
Список наград впечатляет. Он был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), Знаком Почёта, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. С 1943 года являлся заслуженным работником НКВД. Будучи шефом советской контрразведки, принимал участие в операциях по внедрению прослушки в посольствах США и Великобритании в Москве, вербовке Дежана, посла Франции в Советском Союзе, разоблачению агента ЦРУ Петра Попова, внедренного в советскую разведку, и полковника ГРУ, Олега Пеньковского, ставшего агентом английской спецслужбы.
Карьера в контрразведке закончилась в начале 1964 года, когда на Запад сбежал один из подчиненных Грибанова. Спустя несколько месяцев Грибанова сняли с должности со строгим выговором по партийной линии. Во всех книгах, которые публиковались в Советском Союзе, приводились альтернативные данные, не позволяющие опознать бывшего шефа контрразведки. Везде фигурировало лишь участие в Великой Отечественной войне, медаль «За отвагу», работа в должности… репортера и очеркиста в «Комсомольской правде» и «Огоньке».
Подлинную историю Грибанова, чье имя входит в золотой фонд советской контрразведки, можно прочитать в книге Вадима Абрамова «Лубянка. Контрразведка».
Несколько слов об актере
Режиссера Вениамина Дормана увлек захватывающий сценарий о сыне белоэмигранта, графе Тульеве, заброшенном на свою историческую родину и перевербованном сотрудниками КГБ. В роли главного героя Тульева-Зарокова режиссер видел только актера Георгия Жжёнова.
Актер прошел круги ада, оказавшись по ложному доносу в сталинских лагерях, и был реабилитирован только в конце 1955 г. Поводом для обвинения в предательстве Родины и шпионаже стало короткое общение в поезде с американским дипломатом.
После оглушительного успеха первого фильма «Ошибка резидента», Георгий Жжёнов на протяжении двадцати лет бессменно воплощал на экране образ агента западной разведки. За роль графа Тульева Жжёнов удостоился премии КГБ СССР.
Покровительство КГБ
С учетом того, что сценарий фильма создавался профессионалами агентурного дела и прославлял родную землю и служение Отечеству, трилогия получила высочайшее одобрение органов госбезопасности. Вышедший на экраны фильм стал учебным пособием, используемым при подготовке будущих сотрудников КГБ.
Во время съемки офицеры госбезопасности выступали штатными консультантами, открывая доступ к закрытым объектам. Этот факт, а также режим секретности, в котором велись съемки, вызывали повышенный интерес иностранных разведок. Дошло до того, что фильм едва не оказался «на полке» потому, что в состав съемочной группы проник под видом водителя арендованной машины настоящий шпион британской разведки!
Сотрудники Лубянки, курировавшие создание фильма, предоставляли для съемок редкое оборудование, поддерживая высокий уровень используемого реквизита. Так, вместо муляжа детектора лжи был использован настоящий аппарат, «чтобы не засмеяли». Чекисты не терпели неточностей в фильмах о себе.
Смотрел их еще мальчишкой и очень люблю эти фильмы. Отчасти потому, что там играет Ножкин, прекрасный актер и человек. И до сих пор люблю. Там вообще огромное количество потрясающих актеров. Копелян, Жженов, Граббе, Плятт, а как достоверно и точно играют Олег Жаков – роль Дембовича, бывшего переводчика, служившего в гестапо и Вадим Захарченко – роль предателя Леонида Круга. Это же просто высший класс, в них веришь, сразу и мгновенно. Причем и тот, и другой играют вполне симпатичных людей, если не знать их прошлое. Да и сама тема, когда зарубежного разведчика перевербовывают и он начинает быть не «их шпионом», а «нашим разведчиком» и приносит много пользы своей вновь обретенной Родине, мне всегда была очень интересна.
Для начала пару слов о герое. Итак, главный герой — агент западной разведки под позывным «Надежда», заброшенный в СССР. Сын русского эмигранта, графа Тульева, тоже бывшего разведчика, жившего в Париже.
«Надежду» играет Георгий Жженов. Играет прекрасно. Даже как враг, а это зрителю сообщают практически сразу, он вызывает симпатию. Умный, хорошо владеющий собой, спокойный, с юмором, хороший психолог, с виду открытый и честный, искренне любит русскую женщину. По «легенде», во время войны он был в плену, о чем «откровенно» рассказывает своей любимой. Таких, после войны, с поломанными судьбами было сотни тысяч по все стране. В общем, обычный, воевавший мужик-работяга, который не сломался от выпавших испытаний и хочет простого счастья.
И даже понимая, что скоро он будет разоблачен, то прежде чем податься в бега, оставляет своей беременной любимой деньги на ребенка. Очень человеческий жест, вызывающий симпатию даже к врагу.
Ну и конечно, по законам жанра, в следующем фильме, в результате ювелирной работы нашего агента «Бекаса», подставленного «Надежде» под видом уголовника, все получается очень удачно. Симпатичного врага арестовывают, душевно перевербовывают и он начинает работать на нашу разведку.
Сценаристы красной линией показали чувства бывшего врага. Тут тебе и ностальгия «про простую русскую речку, в которой отец-граф, хотел бы половить окуньков» и «я завидую тебе, если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию» и «вот ваш дом, в котором до революции жил ваш отец, ваше сиятельство». И родившийся сын. В общем, «Бекас», тонко играет на русских чувствах «Надежды» и тот в корне меняет мировоззрение.
И все бы было хорошо, если бы не одно «но», которое изо всех сил, стараются не показывать в фильме. Кое-что у нас остается за кадром. Оно не акцентируется и это всего лишь несколько моментов, но моментов ключевых. Собственно их два — это отец и сын Тульевы и их военное прошлое.
Итак. Отец «Надежды» граф Тульев, эмигрант, сбежал после революции в Париж. Да, в старости он ностальгирует и хочет ловить окуньков в русской речке. Прекрасно, но это уже мирное, послевоенное время. Во время войны, он — профессиональный разведчик, сотрудничает с немцами, естественно работая против CCCР. В лучшем случае сотрудничая с абвером, но учитывая оккупацию немцами Франции, сначала вполне мог быть и агентом гестапо. Не исключено, что мог поддерживать тесные контакты со Шкуро и Красновым. Белоэмигранты были довольно тесно связаны и варились в одном котле. И если двух вышеупомянутых мерзавцев заслуженно выдали СССР и потом повесили, то Тульев после войны сумел соскочить. Остался на свободе, его не выдали, он продолжил работу на западные спецслужбы. Это значит, что служил он на совесть, достиг определенного положения, имел доступ к важной информации и остался нужен новым хозяевам. А автокатастрофа, которую подстроили ему бывшие хозяева, за желание издать мемуары во Франции, наводит, знаете ли, на мысль, что не прост был папочка во время войны, ох не прост. И к какому уровню информации он имел доступ, что его грохнули свои же, через столько лет после войны, лишь за попытку издать мемуары.
Его сын, тот самый «Надежда», во время войны тоже сотрудничает с немцами. Предположительно абвер. И тоже после войны остается востребованным западной разведкой, причем разведкой ФРГ. Легенду его внедрения в СССР, разрабатывают еще во время войны, ради чего агента поместили в немецкий концлагерь, к русским пленным. А агент, забрасывавшийся через линию фронта, немцами обычно замазывался кровью так, что бы у него не было даже намека на мысль, перейти на другую сторону. Иными словами «Надежда», профессиональный разведчик, прошедший жесткую подготовку, со стальными нервами, жестокий, повязанный кровью или компроматом и полным отсутствием морали.
В сцене разговора с Дембовичем, когда неожиданно находится родная сестра человека, под личиной которого в СССР действует «Надежда», и его могут разоблачить, он спокойно заказывает ее устранение. Да, сестру не убивают, благодаря работе нашей контрразведки, но это не снимает с «Надежды» ответственности за заказ на убийство и подготовки к нему. И еще один момент, когда сидя за столом, «Надежда» и Дембович обговаривают поиск исполнителя для убийства сестры. Там среди обычно трепа, шуточек и прибауточек, происходит очень занимательный диалог.
Надежда: — Что вы намерены делать, Дембович, моя сестра ваша забота.
Дембович: — У меня есть один человек, я ему когда-то помог достать документы. Понимаете, это грязная история, он работал исполнителем в гестапо…
Надежда: — Ну что, вешал, расстреливал, кто такой?
Дембович – Его зовут Василий Терентьев…
Надежда: — Пойдет?
Дембович: — Пойдет. Я напомню ему Краснодарский процесс…
Наджеда: — Кстати, а чем там закончилось то?
Дембович: — Расстреляли!
Надежда: (отпив глоточек кефира) — Ай-яй-яй…. правильно сделали.
Посмотрите отрывок и обратите внимание, как «Надежда» уточняет: «вешал, расстреливал?» Жженов прекрасно сыграл «этот вопрос». Он задан спокойно, равнодушно и деловито. Для «Надежды» это обычная и привычная работа зондеркоманд, не вызывающая ни малейшего удивления или осуждения.
Ну и последнее цинично-ироничное: «Ай-яй-яй, правильно сделали» в адрес бывших немецких подручных, его коллег, тоже говорит о нем, как о личности, довольно много.
Собственно я все это к чему. Далеко не прост этот «ностальгирующий» разведчик. Это циничный, умный, сильный, сформировавшийся враг, чья молодость прошла в сотрудничестве с немецкой разведкой и зондеркомандами на оккупированной территории СССР. Его взять на душевный разговор об окуньках…. Не знаю. Я бы его у пакгауза грохнул. Но во всех разведках мира, есть универсальное правило: «в разведке нет отбросов, есть кадры». Что нам, собственно и показали в фильме. Но тогда, лет 45 назад, лично мне это было не понятно. Вот собственно и все, что хотел сказать и упаси меня Бог, делать выводы или осуждать. Это просто рассуждения вслух.
А фильмы и в самом деле чудесные.
«Ошибка резидента» — это один из самых известных в СССР шпионских фильмов, в котором снялись замечательные актеры. «Ошибка резидента» вышла в прокат в 68-м г. и положила начало целой тетралогии фильмов о легендарном разведчике Михаиле Тульеве.
Приглашенные актеры: «Ошибка резидента» и герой Георгия Жжёнова
Георгий Жжёнов получил в шпионском фильме роль главного антагониста – агента западной разведки, которого заслали в СССР для проворачивания темных делишек. Выбор пал на героя Жжёнова, поскольку Михаил Тульев является потомком русского графа-эмигранта, отлично знает язык и разбирается в психологии русских людей.
Тульев берет себе другую фамилию и прибывает в СССР. Однако там его уже ждут товарищи из КГБ, которые решили подослать в команду к резиденту своего офицера под видом уголовника. Одним словом, сюжет картины очень запутан и следить за ним, безусловно, интересно. Как и за тем, насколько хорошо играют актеры.
«Ошибка резидента» стал знаковым фильмом в карьере Жжёнова. Несмотря на то что он снимался в кино начиная с 1931 г., вплоть до 63-го Георгию не поручали главных ролей. Затем ситуация изменилась к лучшему, но картины «Третья ракета», «Иду искать» не пользовались таким успехом, как «Ошибка резидента», выпущенная в 68-м г. Значительно позже артист сыграл в популярном фильме «Экипаж», а закончил свою карьеру драмой «Незримый путешественник» в 98-м г.
«Ошибка резидента»: актеры и роли. Михаил Ножкин в роли сотрудника КГБ
В фильме «Ошибка резидента» противостоит коварному западному шпиону русский офицер КГБ по имени Павел Синицын. Сыграл этого персонажа актер Михали Ножкин.
Павел Синицын по поручения руководства внедряется в тайную группу Михаила Тульев. Западный резидент уверен, что Синицын – это вор по фамилии Матвеев. Он вполне доверяет «засланному казачку», поэтому сотруднику КГБ удается фальсифицировать сведения, которые Тульев отправляет за границу. Так и играют на протяжении 142 минут в сложные шпионские игры актеры. «Ошибка резидента» заканчивается тем, что Тульева арестовывают тихо и не заметно, а ложные сведения на Запад от его имени продолжает отсылать Синицын.
Михаил Ножкин, можно сказать, начинал свою кинокарьеру с этого фильма. До съемок в «Ошибке резидента» он успел поучаствовать разве что в фильме «На два часа раньше» Виталия Кольцова. Впоследствии актер снялся в двух фильмах о резиденте Тульеве, а также в таких известных картинах, как «Хождение по мукам», «В начале славных дел» и «Юность Петра».
Олег Жаков в роли Яна Дембовича
В картине «Ошибка резидента» актеры Олег Жаков и Георгий Жжёнов сыграли сообщников. Некий Ян Дембович, проживающий в СССР, на самом деле является «законсервированным» агентом гитлеровской разведки. Несмотря на то что рейха уже давно не существует, Ян продолжает работать на западные спецслужбы. К нему-то и отправляют Михаила Тульева, чтобы Ян помог ему с вербовкой новых людей.
Олег Жаков после этого фильма получил звание Народного артиста СССР. И получил его заслуженно, поскольку к концу 60-х в его фильмографии числилось почти 80 киноработ. Жаков начал сниматься еще в 1926-м г. Можно сказать, что он стоял у истоков советского кинематографа. Правда, главные роли доставались Жакову нечасто. Подобные проекты можно пересчитать по пальцам: «Моя Родина», «Семеро смелых», «Повесть о лесном великане», «Тень у пирса» и еще буквально несколько работ, включая «Ошибку резидента».
Другие исполнители ролей
В фильме «Ошибка резидента» актеры разыграли целый психологический детектив, а местами даже драму. Например, западный шпион, по сюжету, влюбляется в советскую девушку по имени Мария. Её роль исполнила Элла Шашкова («Тени исчезают в полдень»).
Актеры фильма «Ошибка резидента» — это и Ефим Копелян, и Николай Прокопович, и Владимир Гусев.
Ефиму Копеляну досталась роль генерала КГБ, который руководил операцией по внедрению Павла Синицына в группу резидента. Копеляна также можно увидеть в фильмах «Неуловимые мстители», «Крах» и «Преступление и наказание».
Николай Прокопович выступил в роли полковника КГБ Маркова. Артист сыграл Генриха Гиммлера в «Семнадцати мгновениях весны» и Джорджа в картине «Берегите мужчин!».
Владимира Гусева можно увидеть в фильмах «Гусарская баллада», «Солдат Иван Бровкин» и «Дайте жалобную книгу».