Горе от ума ошибка софьи

В чем беда и вина Софьи в "Горе от ума" - примеры сочинений

­­Пример сочинения 1

В комедии А. С. Грибоедова представлены новые московские дворяне 19-го века, для которых цену имеет только высокое положение в обществе и наличие весомых чинов. Автор умело показывает конфликт между помещиками-крепостными с молодым, позитивно-мыслящим поколением. Это столкновение двух лагерей: века «минувшего» и века «нынешнего». Защищая свои меркантильные интересы и личный комфорт, представители «высшего» общества противопоставлены главному герою – А. А. Чацкому.

Особое место среди персонажей комедии занимает дочь Фамусова – молодая и неглупая девушка Софья. Ею одновременно увлечены и прямолинейный Чацкий, и коварный Молчалин. Девушка отдает предпочтение последнему, так как он мог бы стать для нее мужем-слугой, что было новомодно в московском обществе тех времен. Молчалин был из тех людей, которые молчаливо и беспрекословно выполняют волю хозяев жизни, преследую свои цели. В принципе, такой тихий, мягкий и безропотный человек, как Молчалин ее вполне устраивал.

Сама Софья по характеру схожа с Чацким, но в результате социального конфликта, она оказывается противником этого персонажа. Грибоедов, создавая противоречивый образ Софьи, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Её роль не до конца понятна в пьесе, если читать невдумчиво. На самом деле, эта героиня – натура страстная и любящая. Она мечтает о необычайной любви и ищет пути ее реализации. Отец ей давно присмотрел богатого жениха Скалозуба, который достиг своих служебных успехов отнюдь не личными усилиями или воинскими подвигами. Для Софьи это самое страшное и внутренне она уже готовится к борьбе.

Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.

К сожалению, отношения с Чацким также подпорчены. Поэтому эта героиня остается одна. Возможно, со временем она найдет для себя еще одного Молчалина и будет счастлива с ним, но беда в том, что у нее нет собственного мнения. Софья воспитана на такой системе женского образования, которая ставила целью удачную светскую карьеру и благополучный брак. Больше ничего в «фамусовском» обществе не имело значения.


Пример сочинения 2

Софья — натура страстная, живущая сильными чувствами.

Мир поделен для нее на две части: Молчалин и все остальные. Но она пре­красно понимает, что Молчалин никогда не будет принят ее отцом («Кто беден, тот тебе не пара»).

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только пред­почла Чацкому бездушного подлого Молчалина, но и пустила слух о безумии любящего ее человека?

Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь она строит по общепринятым образцам

«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы».

Софья зачитывается сентиментальными романами о неравной любви бедного и безродного юноши и богатой знатной де­вушки. Так же, как и Татьяна Ларина, Софья чувствует себя героиней романа. Хуже другое — Софья не видит различия между романтиче­ским вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.

Беда Софьи в том, что она строит свою жизнь в соответствии с об­щепринятой моралью. Для благополучия светской даме нужен «муж- мальчик, муж-слуга» — Молчалин просто идеально подходит на эту роль. Чацкий невольно угадал это: «Ведь нынче любят бессловесных». «Не человек, змея!» — бросает оскорбленная Софья. Чацкий мешает ей, оскорбляет того, кого она любит («Унизить рад, кольнуть…»).

Вся жизнь света построена на «кривизне души», поэтому так лег­ко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого

«Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?».

При этом автор отмечает ремарки, сопровождающие реплики Софьи: «про себя», «помолчавши», «смотрит на Г.М. пристально», «в сторо­ну», которые говорят о том, что это обдуманное решение. Слух, пу­щенный Софьей, стал сплетней, поддержанной обществом. «Безумен по всему!» — сделали вывод гости Фамусова. В том, что Чацкий объ­явлен сумасшедшим, есть и ее вина.

В финале комедии, видя наконец подлость и низость Молчалина, Софья испытывает свой «мильон терзаний». При этом ей хватает му­жества обвинить во всем себя («.. .я виню себя кругом»).

Безусловно, Софья — натура неординарная, при этом нельзя не видеть в ней «смесь хороших инстинктов с ложью». Эта внутренняя противоречивость делает героиню неоднозначной, не вписывающим­ся в рамки классицистической эстетики персонажем.


Пример сочинения
«Драма Софьи»

Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам».

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов. Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви.

Но… Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с од­ной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шу­тят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь сле­зы». Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе.

Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев. Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольно­го…». «Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет: Я не старалась, Бог нас свел. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел… К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступ­ков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осча­стливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный? Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит.

А вот Молчалин, любящий Софью «по должнос­ти», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой. Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи — это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям: Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы; Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга».

В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому. А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно.

Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах? «Горе от ума» — эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину.

Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой.

Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягк

Чув­ства Софьи — это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям: Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы; Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга».

В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому. А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно.

Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах? «Горе от ума» — эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину.

Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой.

Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами».

Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

У нас появилась новая характеристика Софьи.

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимур Ханбекян

    15/15

  • Татьяна Паскар

    15/15

  • Анастасия Якименко

    11/15

  • Арыстан Мынбаев

    13/15

  • Ирина Дубовская

    13/15

  • Egor Glazunov

    15/15

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

В литературной комедии Грибоедова «Горе от ума», опыт и ошибки в целом, по большей мере, расписаны на примере тленной аристократии тех лет. Ее опыт и ошибки, автор показывает, на фоне блестательного интеллектуала и нонконформиста Чатского, на котором и завязана вся сюжетная линия.

Кроме того, сам литературный сюжет и все произведение, отображаются в его восприятии псевдо благородной действительности, которую создает, богемное общество дворян, тех лет.

Итак, сами действия романа, которые начинаются сразу после приезда и возвращения Чатского к своей возлюбленной Софье Павловне Фамусовой, сразу же погружают нас в атмосферу лицемерия и угодничества низких чинов, более высоким. Все это вызывает в Чатском протест, который он как подлинный интеллектуал, который имеет богатый речитатив и острый юмор, выражает в сатирической издевки, направленной, на главных действующих лиц, дворянского общества, которые составляют и представляют собой, как было принято считать, бомонд, окутанный шиком.

Однако несмотря на номинальную привилегированность, автор показывает, что в этом обществе, царит глупость и лицемерное угодничество. Главным отображением этих низменных проявлений, выступает новый избранник Софьи, Молчалин, которого она по ее словам полюбила, а значит и предпочла Чатскому.

Сам Чатский, не видит Молчалина себе ровней и не понимает, как Софья могла полюбить такого низменного человека. Низменность Молчалина, по мнению Чатского, кроется в его тотальном конформизме. Он совершенно лишен личностных качеств и проявлений, а успеха, пытается достичь, за счет угодничества, ее отцу Павлу Афанасьевичу Фамусову.

Главную интригу произведения, показывающую опыт и ошибки, наигранного и глупого общества тех лет, Грибоедов показывает в том, что во время борьбы двух оппонентов, которыми является Мочалин конформист и умный и искренний, но при этом неудобный, для всех представителей бомонда, привыкших жить в фальши Чатский, выигрывает, несмотря на свою глупость именно Молчалин.

Чатского же общество, несмотря на все его незаурядные таланты отвергает.

Через эту отверженность главного героя, Грибоедов показывает, что людям, даже если они дворяни, удобнее жить во лжи и когда перед ними пресмыкаются. Что если какой то человек, в чем то или во всем, как главный герой, превосходит всех остальных, то помимо того что его сочтут изгоем, он будет еще и вдобавок считаться чуть ли не сумасшедшим.

В итоге, Чатский, так и не смог быть понятым, так как серая масса, просто не была с ним на уровне и вынужден был отступить. Его неудача, показывает то, что в реальной жизни построенной на законах конформизма, серая масса людей, всегда будет вытеснять из своих рядов, ярких и одаренных индивидуальностей. Именно поэтому, Грибоедов, несмотря на всю комедийность произведения, употребляет в ее названии, крайне минорное и печальное слово горе, которое он сопрягает, с казалось бы желанным для всех людей, словом ум.

­Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

В чем вина и беда Софьи

29 предложений/ 385 слов

В комедии А. С. Грибоедова представлены новые московские дворяне 19-го века, для которых цену имеет только высокое положение в обществе и наличие весомых чинов. Автор умело показывает конфликт между помещиками-крепостными с молодым, позитивно-мыслящим поколением. Это столкновение двух лагерей: века «минувшего» и века «нынешнего». Защищая свои меркантильные интересы и личный комфорт, представители «высшего» общества противопоставлены главному герою – А. А. Чацкому.

Особое место среди персонажей комедии занимает дочь Фамусова – молодая и неглупая девушка Софья. Ею одновременно увлечены и прямолинейный Чацкий, и коварный Молчалин. Девушка отдает предпочтение последнему, так как он мог бы стать для нее мужем-слугой, что было новомодно в московском обществе тех времен. Молчалин был из тех людей, которые молчаливо и беспрекословно выполняют волю хозяев жизни, преследую свои цели. В принципе, такой тихий, мягкий и безропотный человек, как Молчалин ее вполне устраивал.

Сама Софья по характеру схожа с Чацким, но в результате социального конфликта, она оказывается противником этого персонажа. Грибоедов, создавая противоречивый образ Софьи, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Её роль не до конца понятна в пьесе, если читать невдумчиво. На самом деле, эта героиня – натура страстная и любящая. Она мечтает о необычайной любви и ищет пути ее реализации. Отец ей давно присмотрел богатого жениха Скалозуба, который достиг своих служебных успехов отнюдь не личными усилиями или воинскими подвигами. Для Софьи это самое страшное и внутренне она уже готовится к борьбе.

Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.

К сожалению, отношения с Чацким также подпорчены. Поэтому эта героиня остается одна. Возможно, со временем она найдет для себя еще одного Молчалина и будет счастлива с ним, но беда в том, что у нее нет собственного мнения. Софья воспитана на такой системе женского образования, которая ставила целью удачную светскую карьеру и благополучный брак. Больше ничего в «фамусовском» обществе не имело значения.

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Героиня пьесы Грибоедова ”Горе от ума” Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие?

С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы. Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-”муж-мальчик, муж-слуга”, ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.

Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует

этому идеалу: он ”враг дерзости”,молчалив, услужлив, внешне робок и покорен.

Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который ”гений для иных, а для иных-чума”, отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью,

ее представления во многом ему соответствуют.

Но с другой стороны Софья-отнюдь не заурядная личность. Эта девушка имеет сильный характер и живой ум. Она способна глубоко переживать( вспомним эпизод, где Молчалин упал с лошади) , искренне любить и отстаивать свое чувство.

Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика : ”Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фпмусов восклицает в финале пьесы :”Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец.

А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.

Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.

Loading…

В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гордо подняв голову не видится ошибок
  • Горделивое чувство речевая ошибка
  • Гордая осанка речевая ошибка
  • Горбовский переводческие ошибки
  • Горбачев ошибки правления