-
Определение понятия «грамматические нормы современного литературного языка». Основные виды грамматических ошибок.
Грамматические нормы
– это правила использования морфологических
форм разных частей речи и синтаксических
конструкций.
Наиболее часты грамматические
ошибки, связанные с употреблением рода
имен существительных.
Не всегда правильно
используются в речи возвратные и
невозвратные глаголы.
Нарушение грамматических
норм нередко связано с употреблением
в речи предлогов
Грамматическая ошибка
— это неcоблюдение норм слово- и
формообразования, норм синтаксической
связи между словами в словосочетании
и предложении.
Грамматические ошибки могут
быть двух видов:
1. Словообразовательные.
Нарушена структура слова:
«беспощадство», «бессмертность»,
«заместо», «публицизм».
2. Морфологические.
Ошибки, связанные с
ненормативным образованием форм слова.
К этому виду ошибок относятся:
а) ошибки в образовании форм
существительных: «облеки»,
«англичаны», «два знамя», «на
мосте», «Гринев жил недорослью»,
«Он не боялся опасностей и рисков»,
«Во дворе построили большую качель».
б) ошибки в образовании форм
прилагательных: «Один брат был богатей
другого», «Эта книга более интереснее».
в) ошибки в образовании
местоимений: «Я пошел к ему», «ихний
дом».
г) ошибки в образовании
глагола: «Он ни разу не ошибился»,
«Мама всегда радовается гостям»,
«Вышев на середину комнаты, он
заговорил», «В дальнем углу сидел
улыбающий ребенок».
д) неправильное конструирование
видовой пары, чаще всего парного глагола
несовершенного вида: «Мы с братом
отпиляем все лишние ветки, ставим елку
на середину комнаты и украшиваем ее».
Грамматическая ошибка
– это нарушение структуры языковой
единицы: неправильное словообразование
(такого слова нет в языке); неверное
образование форм слов; ошибки в построении
словосочетаний и предложений. Нарушения
такого рода составляют около 31% .
Грамматическая ошибка, в
зависимости от ее характера, может быть
допущена в слове, в словосочетании или
в предложении. Для ее обнаружения не
требуется контекст. В отличие от
орфографической или пунктуационной,
грамматическую ошибку можно обнаружить
и на слух, а не только в письменном
тексте, тогда как ошибку в правописании
– только на письме.
Рассмотрим основные типы
грамматических ошибок.
I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.
II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:
1) имен существительных
(род; формы именительного и родительного
падежей множественного числа; склонение
несклоняемых существительных): где
второй тапок? мое день рожденье; наши
инженера; настоящих дружб мало; катались
на понях;
2) имен прилагательных
(двойная сравнительная или превосходная
степень): менее удачнее; самый красивейший
фонтан; более привлекательнее;
3) имен числительных
(неправильное образование падежных
форм количественных числительных;
ошибки в употреблении порядковых и
собирательных числительных): свыше
восемьсот метров; семеро лыжниц; на
странице тридцать восемь;
4) местоимений: до скольки
часов занятия? с ихними соседями; евонная
книга;
5) глаголов: ложат стены;
хочем есть; стеру с доски; чишет пять
раз подряд; захлапывать дверь; ехайте
прямо; завтра буду прибираться (стираться);
сюда же относится нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм в
предложении: Когда наступил декабрь,
погода резко изменяется.
6) причастий (у них нет формы
будущего времени; они не употребляются
с частицей бы; нельзя смешивать возвратные
и невозвратные формы): каждый, напишущий
реферат, получит зачет; тут нет ни одной
книги, привлекшей бы наше внимание;
изучил всю имеющую информацию; войска,
сражающие с неприятелем;
7) деепричастий: шел, озирая
по сторонам; приложа мазь к ране; купивши
сервиз;
Ш. Синтаксические ошибки
– нарушения в построении
словосочетаний и предложений:
1) ошибки в управлении:
описывает о сражении; жажда к власти;
не дождусь до отъезда;
2) в согласовании: молодежь
стремятся учиться; народ полагают, что
жизнь лучше не станет; с группой туристов,
увлекающимися сплавом по горным рекам;
3) двойное подлежащее: Это
состояние, оно необходимо для разработки
роли;
4) в построении предложений
с однородными членами:
а) как однородные употреблены
член предложения и придаточная часть:
Хочу показать значение спорта и почему
я его люблю;
б) при двух глаголах-сказуемых
есть общее дополнение, которое не может
быть употреблено в такой форме с одним
из них: Мы помним и восхищаемся подвигами
героев;
в) неточное использование
двойного союза: Как старики, а также и
дети были эвакуированы первыми (надо:
как…, так и…). Я не только готовился
самостоятельно, а также посещал
факультатив (не только…, но и…);
5) в употреблении причастных
оборотов: Между записанными темами на
доске разница невелика;
6) деепричастных оборотов:
Покатавшись на катке, у меня болят ноги.
А затем, готовясь к экзаменам, его словно
подменили.
7) в построении сложных
предложений (искажение союзов; употребление
двух подчинительных союзов одновременно;
«нанизывание» однотипных придаточных):
Прозвенел звонок, то нужно собираться
домой. Все стали хвалить выступающих,
что как будто те были настоящими
артистами. Он сказал то, что не знал про
этот случай. Я слышала, что ты просила
передать мне, что скоро приедешь.
нарушение границ предложений:
1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро
пробегали облака. 2. Я налил ежу молока
в блюдце. И положил ежа в коробку.
Однако следует помнить о
явлении парцелляции, когда автор
намеренно расчленяет предложение для
придания ему большей выразительности
или выделения мысли: Сама мысль о
предательстве мне неприятна. Потому
что это претит моим убеждениям.
9) смешение прямой и косвенной
речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства
добрые я лирой пробуждал.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
(неправильное формообразование, нарушение
системных свойств формообразовательной
системы у разных частей речи ):
а) нарушение норм
формообразования имен существительных:
1) образование формы В.п.
неодушевленного существительного, как
у одушевленного — «Я попросила ветерка»
(вместо: ветерок);
2) образование формы В.п.
одушевленного существительного, как у
неодушевленного — «Запрягли в сани
два медведя» (вместо: двух медведей);
3) изменение рода при
образовании падежных форм: «пирожок
с повидлой», «февральский лазурь»;
4) склонение несклоняемых
существительных: «играть на пианине»,
«ехать на метре»;
5) образование форм
множественного числа у существительных,
имеющих только единственное, и наоборот:
«поднос чаев», «Небо затянулось
облаком»;
б) нарушение норм
формообразования имен прилагательных
:
1) неправильный выбор полной
и краткой форм: «Шляпка была полная
воды», «Мальчик был очень полон»;
2) неправильное образование
форм степеней сравнения: «Новенькие
становятся боевее», «Она была
послабже Пети»;
3) нарушение норм формообразования
глагола: «Человек метается по комнате»;
4) нарушение образования
деепричастий и причастий: «Ехавши в
автобусе», «Охотник шел, озирая по
сторонам»;
5) нарушение норм образования
форм местоимений: «Ихний вклад в
победу», «Не хотелось от ее (книги)
оторваться» и т.п.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматические ошибки | ||
Характер ошибки | Пример | Исправление |
Имя существительное | ||
1. Ошибочное словообразование | Утопичество Взятничество скучание |
Утопия Взяточничество скука |
2. Неправильный выбор падежного окончания | Нет время Без рельс Выбора |
Нет времени Без рельсов Выборы |
3. Сущ. м.р. 2 скл. в П.п. в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь у | Ни слуха ни духа С миру по нитке |
Ни слуху ни духу С мира по нитке |
4. Неверный выбор падежа | Мечта к свободе Согласно плана |
Мечта о свободе Согласно плану |
5. Нарушение управления | Толстой описывал о войне. Маяковский – певец за мир. |
Толстой описывал войну. Маяковский – певец мира. |
6. Не допускается образование мн. ч. от отвлеченных и вещественных сущ. | В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания природы. |
В партизанском движении участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание природы. |
Имя прилагательное | ||
1. В составных сказуемых нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы. | Жизненный путь героя тяжел и трагичный. |
Жизненный путь героя тяжел и трагичен (… тяжелый и трагичный). |
2. Нельзя соединять формы сравн. и превосх. степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения | Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. Самый лучший проект. |
Это произведение еще хуже. Самый способный (способнейший) студент. Самый хороший (лучший) проект. |
Имя числительное | ||
1. При склонении составных количественных числ. должны изменяться все слова; порядковых – только последнее слово. | Этот переход составил около тысяча четыреста шестьдесят трех километров. Это событие состоялось в двухтысячном трехсот сорок пятом году до нашей эры. |
Этот переход составил около тысячи четырехсот шестидесяти трех километров. Это событие состоялось в две тысячи триста сорок пятом году до нашей эры. |
2. Собирательные числ. (двое, трое…) не должны употребляться о одуш. сущ., обозначающими животных или лиц женского пола. | Двое героинь Трое зайцев Семеро козлов |
Две героини (двое друзей) Три зайца (трое зайчат) Семь козлов (семеро козлят) |
3. Недопустимо употребление формы оба с сущ. ж. р. | Обоими героинями | Обеими героинями |
Местоимение | ||
1. Мест. 3 лица обычно указывает на ближайшее сущ. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность. | Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее захватила полиция. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего. |
Полиция схватила Ниловну, когда он везла прокламации с речью Павла. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру ничего хорошего. |
2. Ошибочное образование форм местоимений. | Ихний ребенок Около его |
Их ребенок Около него |
3. Мест. свой, себя указывают на тех лиц, которые производят действие. | Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок (Тургенева / Базарова?). | Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. |
Глагол | ||
1. Ошибочное употребление глагольных форм. | Ложит Ездиет |
Кладет Ездит |
2. Глаголы убедить, победить, ощутить, очутиться не употребляются в форме 1 л. ед. ч. | Я ощущу Я побежу (побежду) Я убежу его |
Я могу ощутить Я одержу победу Я должен убедить его |
3. Нельзя допускать разнобой в формах времени глаголов. | Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал зарождающиеся в ней явления. | откликается — отмечает (откликался — отмечал) |
4. Нельзя допускать разнобой в формах вида глаголов. | Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучать его эпоху. | понять — изучить (понимать — изучать) |
Причастие | ||
1. Недопустимо одновременное использование суффиксов –ова- и –ем- (-им-). | Исследоваемый процесс |
Исследуемый процесс |
2. Нельзя пропускать постфикс –ся- в причастиях, образуемых от возвратных глаголов. | В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии. |
В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии. |
3. Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой. | На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительной причине. | На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительной причине. |
4. Прич. оборот не должен включать в себя определяемое слово. | Отредактированная рукопись автором. |
Отредактированная автором рукопись. Рукопись, отредактированная автором. |
Деепричастие | ||
1. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. | Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. | Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы. |
2. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов глаголов. | Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. |
Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки (Прочитав — отметив). |
3. Нельзя относить дееприч. оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием. | На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени. | На картине изображен мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени. |
Простое предложение | ||
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. | Выставка-просмотр открыт ежедневно. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей – оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. |
Выставка-просмотр открыта ежедневно. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей – оказала огромное влияние на мировоззрение Павла. |
2. Падежное рассогласование имен. | Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. | Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. |
3. Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. | Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. | Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям. |
4. Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом. | Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. | Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии. |
5. Нельзя ставить общее слово при однородных членах, требующих разного управления. | Трест организовал и руководит предприятиями. | Трест организовал предприятия и руководит ими. |
6. Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов. | Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. | Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. |
7. Нарушение границ предложения. | Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю. | Охотник положил ружье, привязал собаку и пошел к зверю. |
Сложное предложение | ||
1. Загромождение сложного предложения придаточными. | Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что придется опасаться за жизнь больного. | Врачи считают болезнь настолько серьезной, что придется опасаться за жизнь больного. |
2. Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений. | Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. | Последнее, на чем я остановлюсь, это вопрос о Ленском. |
3. Неправильное совмещение конструкций главного и придаточного предложений. | Пьеса разоблачает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. | Пьеса разоблачает «темное царство» и показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. |
4. Нельзя объединять прич. оборот и придаточное определительное предложение. | На столе Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. | На столе Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. |
5. Неоправданное повторение одинаковых союзов. | Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему | Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему |
6. Смешение прямой и косвенной речи. | Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отсталый. |
Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец – человек отсталый. Базаров говорит Аркадию: «Твой отец – человек отсталый». |
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Грамматические ошибки
Тесты на тему Русский язык и культура речи
Тесты на тему Морфологические нормы
Тест на тему Морфологические ошибки при употреблении числительных
Тесты на тему Синтаксические нормы
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. |
Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) |
мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические
Неправильное формообразование, |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного |
Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного |
Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: |
пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных |
играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот |
поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм |
Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: |
новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола |
Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий |
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть По обоим сторонам дороги тянулись холмы; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он особое внимание было уделено на составление |
19 |
Ошибки в структуре простого нарушение связи между подлежащим и |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 |
Нарушение границы |
Собаки напали на след зайца. И |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Собакевич потребовал у Чичикова написать себе |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры |
В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был Она уговорила отдать подводы для раненых, на |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц |
Хорошо было бы, если бы на В тексте всего раскрываются две |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 |
Разрушение ряда однородных |
Настоящий учитель верен |
28 |
Ошибки в построении |
Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу. |
30 |
Местоименное дублирование |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 |
Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал |
32 |
Ошибки в структуре сложного смешение сочинительной и |
Эта книга научила меня ценить Ум автор текста понимает не только как |
33 |
Отрыв придаточного от |
Сыновья Тараса только что |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 |
Разрушение |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 |
Неоправданный пропуск |
Его храбрость — постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматические ошибки могут быть двух видов:
1. Словообразовательные.
Нарушена структура слова: «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм».
2. Морфологические.
Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся:
а) ошибки в образовании форм существительных: «облеки», «англичаны», «два знамя», «на мосте», «Гринев жил недорослью», «Он не боялся опасностей и рисков», «Во дворе построили большую качель».
б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого», «Эта книга более интереснее».
в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».
г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее».
Источник: www.gramma.ru
Интересно, как влияют грамматические и другие ошибки на восприятие текста? Ознакомьтесь с интересной статистикой в статье, посвященной репутации сайта.
У нас в разделеможно увидеть смешные примеры ошибок русского языка.
P. S. С удовольствием устраним грамматические и другие ошибки из ваших текстов путем их правки. Стоимость услуги, включающей в себя редактуру и корректуру, составляет от110 руб за 1000 знаков.
Еще материалы по теме:
- Что такое орфографическая ошибка?
- Что такое стилистическая ошибка?
- Что такое корректура текста?
- Что такое правка текста?
- Что такое редактура текста?
25 мая 2018
В закладки
Обсудить
Жалоба
Грамматические и речевые ошибки
Таблицы помогут уточнить важные моменты для верного выполнения заданий 7, 20 и для проверки текста сочинения (критерий 9 и критерий 10).
Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
tab-gramm.pdf
Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
tab-rech.pdf