Грамматические ошибки на построение причастного оборота

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кира Матвеева

    6/7

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.


А какая ваша оценка?

Скачать материал

Грамматические ошибкиУпотребление причастных оборотов. 
Ошибки в построении п...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

  • Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Грамматические ошибкиУпотребление причастных оборотов. 
Ошибки в построении п...

    1 слайд

    Грамматические ошибки
    Употребление причастных оборотов.
    Ошибки в построении предложений с причастными оборотами.
    Подготовила Брилева Нина Сергеевна
    (учитель русского языка и литературы)

  • Нарушение согласования причастия с определяемым словомо детях (какИХ?) возвра...

    2 слайд

    Нарушение согласования причастия с определяемым словом
    о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки;
    для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
    Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
    Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
    В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

  • Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
Мне дов...

    3 слайд

    Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
    Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
    Приведём исправленный вариант :
    Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью;
    Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

    В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.Мне довелось пообщаться с авт...

    4 слайд

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
    Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
    Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
    В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
     Приведём исправленный вариант :
    Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
    Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно.

  • Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию...

    5 слайд

    Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!
    1. Шум моря (какого?), будившЕГО меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.
    Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

    2. Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
    Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня. Медведь может преследовать. Это верный вариант.

  • Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию...

    6 слайд

    Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!
    3. Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников». Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.
    Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
    Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.

  • Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, пе...

    7 слайд

    Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое их которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков. К каждому из этих слов может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.
    Верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок, будет направлена в библиотеку.
    Или: Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок, будет направлена в библиотеку.
    Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, будет направлена в библиотеку.
    ПРИМЕЧАНИЕ: такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

  • Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.Каждому из участников, получи...

    8 слайд

    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
    Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
    Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
    Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру
    или
    Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
    Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
    Неверно: Каждому из участников, получившИЕ… или Каждому из участников, получившИМИ… Так нельзя.

  • В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или опред...

    9 слайд

    В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания!!!
    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

    Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
    Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями.
    Ведущая улица в город была свободна.
    Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.

    Обратите внимание: при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.

  • Приведём исправленный вариант :Необходимо тщательно проверять документы, напр...

    10 слайд

    Приведём исправленный вариант :
    Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
    Мы шли по аллее, усеянной опавшими листьями. Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее.
    Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
    Роман, созданный молодым автором, вызывал оживлённые споры. Или: Созданный молодым автором роман вызывал оживлённые споры.

  • Причастные обороты, включающие неправильные формы причастийВ соответствии с н...

    11 слайд

    Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
    В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий.
    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
    Пока я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
    Ценный приз ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
    Эти предложения необходимо исправить, потому что от глаголов совершенного вида причастия будущего времени не образовываются. Не бывает у причастий будущего времени.
    Приведём исправленный вариант :
    Заменяем несуществующее причастие глаголом:
    Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
    Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

  • Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастийЭтот тип ра...

    12 слайд

    Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
    Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.
    Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
    Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 
    Конкурс, проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
    Пена, наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат. 
    Приведём исправленный вариант :
    Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 
    Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
    Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

  • Исправь ошибки в предложенияхПриведенные факты в тексте свидетельствуют о бол...

    14 слайд

    Исправь ошибки в предложениях
    Приведенные факты в тексте свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
    Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
    Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
    Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
    Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
    Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
    Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.
    Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто не предложил.
    Смешанный дождь с сажей разводит мутную слякоть.
    Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 275 714 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

  • 31.03.2022
  • 86
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

  • 31.03.2022
  • 141
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Таблица «Чередующиеся гласные в корне»

  • Учебник: «Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.
  • Тема: § 51. Правописание корней с чередованием гласных а — о
  • 31.03.2022
  • 2614
  • 121

«Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.

«Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.

  • 31.03.2022
  • 80
  • 0

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык. Теория 5-9 классы. Углубленное изучение», Бабайцева В.В.

«Русский язык», Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2

Предложение:

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

Пример 3

Предложение:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

Пример 4

Предложение:

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

7

4 359

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

  1. Найти в предложении причастный оборот.
  2. Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
  3. Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Как найти ошибку

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Пример с предлогом

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Пример

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Пример и как найти ошибку

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Несогласованность видовой формы

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Несогласованность временной формы глагола

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки морфологические нормы
  • Грамматические ошибки все кто приближается к площади
  • Грамматические ошибки марко поло
  • Грамматические ошибки все кто однажды почувствовал вкус
  • Грамматические ошибки курсовая работа