Грамматические ошибки огэ презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды грамматических ошибок

    1 слайд

    Виды грамматических ошибок

  • 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Пр...

    2 слайд

    1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

    Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа.

  • 10) неправильное употребление имени числительногоСобирательные числительные...

    4 слайд

    10) неправильное употребление имени числительного

    Собирательные числительные не употребляются с сущ., называющими лиц женского пола.
    При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.
    При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

  • 4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое в гл...

    7 слайд

    4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Подлежащее и сказуемое в главной и придаточной части должны быть согласованы.

  • 6) ошибка в построении предложения с однородными членами Нельзя ставить общ...

    9 слайд

    6) ошибка в построении предложения с однородными членами

    Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления.
    Части двойного союза должны соединять именно однородные члены.
    Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами.

  • 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемЕсли при...

    11 слайд

    5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Если при приложении-наименовании нет определяемого слова, оно ставится в нужном падеже. Если при приложении есть определяемое слово, оно ставится в И.п.

  • 2) нарушение в построении предложения с причастным оборотомОпределяемое сло...

    13 слайд

    2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Определяемое слово не входит в причастный оборот.
    Не рекомендуется отрывать причастный оборот от определяемого слова.
    Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме)

  • 3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомГлагол-сказу...

    15 слайд

    3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действия одного и того же лица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе» готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак…

Подготовка к ГИА по русскому языку. Презентация «Классификация ошибок»

Данная презентация «Классификация ошибок» поможет выпускникам 9-ых классов успешно подготовиться к ГИА по русскому языку и написать изложение и сочинение без ошибок….

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   …

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол…

Презентация заключительного мероприятия декады русского языка «Аукцион ошибок»

Лингвистический аукцион…

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н…

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: — формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н…

Презентация на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» 11 класс

  • Скачать презентацию (0.17 Мб)


  • 19 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» по педагогике. Презентация состоит из 10 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    10

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

    Слайд 1

    Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

  • Слайд 2

    Грамматические ошибки

    Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
    Т.е. грамматические ошибки связаны с образованием слов и построением.
    Грамматика=морфология + синтаксис

  • Слайд 3

    Речевые ошибки

    Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слов.
    Речь=лексика

  • Слайд 4

    Задания ЕГЭ № 5 (лексическая сочетаемость) и № 6 (лексические ошибки) соответствуют речевым нормам в сочинении.
    Задания ЕГЭ № 7 (морфология) и № 8 (синтаксические нормы) соответствуют грамматическим нормам.

  • Слайд 5

    Типы грамматических ошибок

    Ошибочное словообразование (упрямость), образование форм различных частей речи (более страннее, с восьмистами, ихний и др.)

  • Слайд 6

    2) Нарушение согласования или управления (благодаря применения; писателю, рассказавшего)
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (большинство людей одобрило)
    Нарушение границ предложения. (Хотелось бы рассказать о любви. Потому что эта тема всегда актуальна).
    Нарушение видовременной соотнесенности глаголов. (Митрофанушку воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом).

  • Слайд 7

    3) Построение предложения с однородными членами, причастным оборотом, деепричастным оборотом, при построении сложного предложения и прямой и косвенной речи. (Вернувшись домой, мне не хотелось делать уроки. Рассмотренная тема мною очень актуальна.)

  • Слайд 8

    Типы речевых ошибок

    Употребление слова не в том значении (Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты)
    Употребление лишних слов – плеоназм (моя автобиография)
    Употребление рядом однокоренных слов – тавтология (в повести повествуется)

  • Слайд 9

    2) Неразличение паронимов (эффектное решение)
    Неразличение синонимов (в конечном предложении)

  • Слайд 10

    3) Неуместное употребление эмоционально-красочных слов и фразеологизмов (Пушкин то и дело использует средства выразительности)
    Неуместное употребление слов иной окраски, просторечия, жаргона (автор зациклился на этой проблеме)
    Неуместное повторение слова (Автор рассказывает о любви. Позиция автора заключается…)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Соблюдение стилистических, лексических и грамматических норм

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Презентация: ЕГЭ. Русский язык. Задание 7 Грамматические ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями

Презентация: Готовимся к ЕГЭ - 2016Подготовка к выполнению задания 7 части i

Презентация: Классификация ошибок. Как их избежать при подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению.

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте



Презентация «Грамматические ошибки. Их классификация»

Подписи к слайдам:

Грамматические ошибки.
Их классификация

Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска

  • Грамматические ошибки бывают трех видов:
  • -словообразовательные (нарушена структура слова);
  • -морфологические, или формообразовательные ( ошибки в образовании формы слова);
  • -синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения).

Разновидности грамматических ошибок

Примеры

Словообразова-тельные

Ошибоч —

ное слово-

образова-ние

Подскользнуться, завпечатлеть, трудолюбимый, надсмехаться, начатие, влаственный

Морфологиче-ские

Ошибка в образова-нии форм

сущест-го

Пять килограмм(ов)

апельсин(ов), моё день рожденье, в

пальте

Ошибки в образовании форм прилагательно —

го

Более грамотнее, самый интереснейший

Ошибки в образовании форм местоимений

Ихний, евонный, ейный

Ошибки в образовании форм глагола

Победю, махаю, нагинаюсь, приказовать

Синтаксиче-ские

Нарушение согласования

По словам историка Ключевского, называвшем Петра 1 «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком, в совершенстве освоивший 14 ремёсел.

Нарушение управления

Желание узнавать новое заложено у человека с детства

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Заметка написа-

на простым языком и посвящено актуальным проблемам.

Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятель-ством (деепричаст-ным оборотом)

Прочитав это текст, разные мысли посетили меня.

Ошибки в построении предл-я с обос- ным опред-м

Ключевский восхищается Петром, изучив- вший его био- графию.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться.

Ошибки в построении сложного предложения

Он пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет.

Смешение прямой и косвенной речи

М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».

Пропуски необходимых слов

Можно ещё много о Ме-

щёрском крае.

Нарушение границ предло-

жений

Люблю тебя.

Так как ты мой

друг.

Выполните задания

  • 1.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • 1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей
  • Ответ: плеч
  • 2. В каком предложении допущено неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  • 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
  • 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
  • 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • Ответ: предл.№ 1( согласно приказу…)
  • 3.В каком предложении допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым?
  • 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
  • 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
  • 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • Ответ: предл.№ 3( миллион писем при-
  • шёл…)
  • 4.В каком примере допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
  • 1) Работая на кораблестроительных верфях Голландии, Петру легко далось чертежное искусство.
  • 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
  • 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
  • Ответ: предл. № 1
  • 5.В каком примере допущено нарушение в построении предложения с несогласованным приложением?
  • 1) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
  • 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
  • Ответ: предл. № 3

Используемая литература

  • 1.Г.Т.Егораева. Тематический сборник за-
  • даний и методических рекомендаций. «Экзамен».М., 2014.
  • 2.В.В.Петрова.Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Задания для самосто- ятельной подготовки. «Экзамен». М.,2007.
  • 3.В.В.Львов. Русский язык. ЕГЭ. Типовые
  • тестовые задания. «Экзамен».М., 2014.

Презентация на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» 11 класс

  • Скачать презентацию (0.17 Мб)


  • 6 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» по педагогике. Презентация состоит из 10 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    10

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

    Слайд 1

    Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

  • Слайд 2

    Грамматические ошибки

    Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
    Т.е. грамматические ошибки связаны с образованием слов и построением.
    Грамматика=морфология + синтаксис

  • Слайд 3

    Речевые ошибки

    Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слов.
    Речь=лексика

  • Слайд 4

    Задания ЕГЭ № 5 (лексическая сочетаемость) и № 6 (лексические ошибки) соответствуют речевым нормам в сочинении.
    Задания ЕГЭ № 7 (морфология) и № 8 (синтаксические нормы) соответствуют грамматическим нормам.

  • Слайд 5

    Типы грамматических ошибок

    Ошибочное словообразование (упрямость), образование форм различных частей речи (более страннее, с восьмистами, ихний и др.)

  • Слайд 6

    2) Нарушение согласования или управления (благодаря применения; писателю, рассказавшего)
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (большинство людей одобрило)
    Нарушение границ предложения. (Хотелось бы рассказать о любви. Потому что эта тема всегда актуальна).
    Нарушение видовременной соотнесенности глаголов. (Митрофанушку воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом).

  • Слайд 7

    3) Построение предложения с однородными членами, причастным оборотом, деепричастным оборотом, при построении сложного предложения и прямой и косвенной речи. (Вернувшись домой, мне не хотелось делать уроки. Рассмотренная тема мною очень актуальна.)

  • Слайд 8

    Типы речевых ошибок

    Употребление слова не в том значении (Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты)
    Употребление лишних слов – плеоназм (моя автобиография)
    Употребление рядом однокоренных слов – тавтология (в повести повествуется)

  • Слайд 9

    2) Неразличение паронимов (эффектное решение)
    Неразличение синонимов (в конечном предложении)

  • Слайд 10

    3) Неуместное употребление эмоционально-красочных слов и фразеологизмов (Пушкин то и дело использует средства выразительности)
    Неуместное употребление слов иной окраски, просторечия, жаргона (автор зациклился на этой проблеме)
    Неуместное повторение слова (Автор рассказывает о любви. Позиция автора заключается…)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Соблюдение стилистических, лексических и грамматических норм

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Презентация: ЕГЭ. Русский язык. Задание 7 Грамматические ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями

Презентация: Готовимся к ЕГЭ - 2016Подготовка к выполнению задания 7 части i

Презентация: Классификация ошибок. Как их избежать при подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению.

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Русский язык Могуч и велик! Из уважения к предкам Не позволяйте калечить язык Эллочкам-людоедкам! Владимир Лифшиц

Русский язык Могуч и велик! Из уважения к предкам Не позволяйте калечить язык Эллочкам-людоедкам!

Владимир Лифшиц

ЕГЭ 22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 6. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ОГЭ

ЕГЭ

22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

6. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОГЭ

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов. 1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси. 2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну. 3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям. 4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н. 5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать). ЕГЭ

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.

1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.

2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.

3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.

4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.

5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

ЕГЭ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра. Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности. С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции. Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами. Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии. ЕГЭ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая,

общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.

  • Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
  • С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
  • Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
  • Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.

ЕГЭ

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОНОВ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году ВКУСНЕЕ торта ЕГЭ

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

ЕГЭ

1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –«испытанию любовью» – и этим раскрыл

истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3)В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4)С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском

лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.

Достоевского.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б)ошибка в построении

сложного предложения

В)нарушение в построении

предложения с

несогласованным

приложением

Г)нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

ЕГЭ

Классификация речевых ошибок

речевые ошибки

грамматические

синтаксические

лексические

коммуникативные

на уровне слова

на уровне предложения

на уровне словосочетания

неразличение оттенков значений синонимов

фразеологизмы и устойчивые словосочетания

нарушение лексико-семантической сочетаемости слова

смешение значений паронимов

не снимаемая в предложении многозначность

непонимание значения слова

нарушение норм формообразования глагола

нарушение норм формообразования имен существительных 

нарушение норм управления

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

нарушение норм согласования

нарушение норм формообразования имен прилагательных 

нарушение норм образования форм местоимений

нарушение образования деепричастий и причастий

Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым.

Мы однажды за грибами  Собирались на заре.  И пёс Тузик вместе с нами  Лаял громко в конуре.  Мы с друзьями поспешили  Отыскать опушку.  Здесь росли грибы большие  Да ещё лягушки. 

Мы однажды за грибами  Собирались на заре.  И пёс Тузик вместе с нами  Лаял громко в конуре.  Мы с друзьями поспешили  Отыскать опушку.  Здесь росли грибы большие  Да ещё лягушки. 

Лексические ошибки — нарушение лексических норм.

Были проанализированы десятки тысяч творческих работ (сочинений и изложений) учащихся школ, лицеев, гимназий (5 — 11 классы), абитуриентов вузов, собрана большая картотека ошибок. Наблюдения и анализ работ позволяют выделить ряд особенностей лексических ошибок, действующих в виде тенденций:

1.Отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим и собственно стилевым. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, неразличение значений синонимов и нарушение лексико-семантической сочетаемости; 2 . Обладают возрастной устойчивостью , т.е. одни и те же разновидности встречаются в речи учащихся и младших , и старших классов с незначительными изменениями; 3 . Характеризуются «жанровой устойчивостью «, т.е. фиксируются в сочинениях и изложениях разных жанров (сочинениях-описаниях, размышлениях, изложениях по художественному тексту, творческих изложениях и т.п.); 4. Обладают «качественной устойчивостью». Это неправильное словоупотребление и сочетаемость.

5. Неправильному употреблению подвержены в большей степени слова определенных частей речи (в первую очередь глаголы), слова, находящиеся в определенных системных связях (значительное число синонимов, разветвленная семантическая структура и т.п.). В речи смешиваются не случайные, а наиболее близкие в семантическом отношении слова (в пределах синонимического ряда или лексико-семантической группы).

неснимаемая в предложении многозначность неразличение оттенков значений синонимов нарушение лексико-семантической сочетаемости слова Лексические ошибки смешение значений паронимов непонимание значения слова фразеологизмы и устойчивые словосочетания

неснимаемая в предложении многозначность

неразличение оттенков значений синонимов

нарушение лексико-семантической сочетаемости слова

Лексические

ошибки

смешение значений паронимов

непонимание значения слова

фразеологизмы и устойчивые словосочетания

Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном ему значении. Часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава. Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные слова

Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном ему значении.

Часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава.

Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные слова

  • Онегин был стандартным представителем светских юношей.
  • Они в оригинале знают французский язык.
  • Затем кавалькада автобусов отправилась к месту приземления Гагарина.
  • В зале собрались люди изрядного возраста.
  • Каждая песнь , которую исполнял Шаляпин…
  • Раньше красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастерках, хакеры что ли?

Способы устранения:

Способы устранения:

  • Комментированный словарный диктант.
  • Работа со словарем.
  • Пополнение словарного запаса учащихся.

Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова. Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы: один глагол той или иной группы употребляется вместо ряда других слов этой же группы сходной семантики

Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова.

Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы: один глагол той или иной группы употребляется вместо ряда других слов этой же группы сходной семантики

  • Смешение внешне похожих словосочетаний.
  • Употребление слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей.
  • Опытная мошенница скоропостижно покинула квартиру.
  • Особую роль в романе занимает тема семьи.
  • В парке запрещен выпас собак.
  • И тут наступает разгар их конфликта.
  • Раздались взрывы, которые создали боевики.
  • Вот на пути ручья образовался большой камень
  • питать месть к фашистам
  • Лица богатырей показывают приближение врагов

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

  • Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора.
  • Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
  •   Дружба ( сильная , крепкая)
  • Водить (дружба, любовь)
  • Приходить в (ярость, радость)
  • Зияющий (пропасть, вершина)
  • Высказать (мнение, вопрос)
  • Глухой (овраг, обрыв).
  • Достичь (успех, положение)
  • Верный (обещание, клятва)
  • Починка автомобиля
  • Заклятый друг
  • Полчища тружеников
  • Праздничный ужин
  • Кипучая деятельность
  • Кипучее безделье
  • Мелочная рыба
  • Страшно обрадовались
  • Оценивает позитивно
  • Праздная жизнь

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Античный, классический Врожденный прирожденный Гостеприимный, радушный, хлебосольный Губительный, пагубный Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный Найти, обрести Доказать, обосновать Предвещать, предсказать Расширить, увеличить, повысить Мифология, языки Талант, ум Прием, хозяин, человек Влияние, действие Воздействие, период, путь, сборы, кредит

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости.

  • Античный, классический
  • Врожденный прирожденный
  • Гостеприимный, радушный, хлебосольный
  • Губительный, пагубный
  • Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный
  • Найти, обрести
  • Доказать, обосновать
  • Предвещать, предсказать
  • Расширить, увеличить, повысить
  • Мифология, языки
  • Талант, ум
  • Прием, хозяин, человек
  • Влияние, действие
  • Воздействие, период, путь, сборы, кредит
  • Опора, поддержка
  • Теорема, теория
  • Поражение, успех
  • Возможности, потенциал, уровень

Ошибки, связанные с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению. Наличие общего корня в паронимах создает условия для их путаницы. Не учитываются оттенки значения, сфера употребления и разная сочетаемость синонимов.

Ошибки, связанные с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.

Наличие общего корня в паронимах создает условия для их путаницы.

Не учитываются оттенки значения, сфера употребления и разная сочетаемость синонимов.

  • Базаров разговаривает развязанно.
  • Тоска по женственной любви вошла к нему в сердце.
  • Закоренелого петербуржца сразу узнаешь.
  • Мы вышли к лесиситому озеру.
  • В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.
  • Те, кто обладает детьми и внуками, знают, как они любят смотреть телевизор .
  • Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.
  • Петр I образовал Петербург.
  • Мой дедушка участвовал в битвах Второй мировой…

Упражнения на предупреждение подобных ошибок. Употребите паронимы в сочетании со словами, данными в скобках. Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые) Удачный – удачливый (день, охотник, намек, операция) Нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение) Выберите из скобок нужное слово.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

  • Употребите паронимы в сочетании со словами, данными в скобках.
  • Поиски – происки

(вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые)

  • Удачный – удачливый

(день, охотник, намек, операция)

  • Нетерпимый – нестерпимый

(холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение)

  • Выберите из скобок нужное слово.
  • Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выделена, выдана) премия.
  • В (будние, будничные) дни я обычно встаю в шесть часов.
  • Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
  • Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, заметить) невооруженным (глазом, взглядом)

Работа с синонимами:

Работа с синонимами:

  • Подобрать синонимы к заданному слову .
  • Расположить синонимы в ряду по степени нарастания или убывания признака.
  • Устранить повтор в предложении с помощью синонимов.
  • Исправить ошибки в предложении.
  • Выяснение оттенков значения синонимов из синонимического ряда.
  • Сфера употребления синонимов из синонимического ряда.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Лексическое видоизменение фразеологизма. Изменение грамматической формы фразеологизма. Немотивированное изменение порядка слов. Изменение значения или несоответствие фразеологизма контексту. Двусмысленность. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. Вопрос гроша выеденного не стоит. На ней были туфли на босую ногу. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне . Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты. Он выскочил в коридор в чем мать родила, в трусах и в майке. Нужен он мне как банный лист. Он уважал родителей по мере необходимости.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

  • Лексическое видоизменение фразеологизма.
  • Изменение грамматической формы фразеологизма.
  • Немотивированное изменение порядка слов.
  • Изменение значения или несоответствие фразеологизма контексту.
  • Двусмысленность.
  • Меня не так-то просто провести вокруг пальца.
  • Вопрос гроша выеденного не стоит.
  • На ней были туфли на босую ногу.
  • Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне .
  • Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты.
  • Он выскочил в коридор в чем мать родила, в трусах и в майке.
  • Нужен он мне как банный лист.
  • Он уважал родителей по мере необходимости.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок. Вместо точек вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов: Найдите объяснение каждому фразеологизму Делить шкуру неубитого ….. … .. в мешке не утаишь. Беречь как ….. ока. Толочь ….. в ступе. Надуться как ….. на крупу. На воре и …..горит. Купить ….. в мешке. Держать ….. за пазухой. Не в бровь, а в ….. Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

  • Вместо точек вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:
  • Найдите объяснение каждому фразеологизму
  • Делить шкуру неубитого …..
  • .. в мешке не утаишь.
  • Беречь как ….. ока.
  • Толочь ….. в ступе.
  • Надуться как ….. на крупу.
  • На воре и …..горит.
  • Купить ….. в мешке.
  • Держать ….. за пазухой.
  • Не в бровь, а в …..
  • Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
  • Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом

В приведенных примерах укажите ошибки в использовании фразеологизмов. Исправьте предложения.

В приведенных примерах укажите ошибки в использовании фразеологизмов. Исправьте предложения.

  • Он был не в шутку хмур.
  • Фамусов не блестит остроумием.
  • Она сделала вызов обществу.
  • Элен меняет любовников, как одноразовые шприцы.
  • Мы отложим это на дальше.
  • Я в точных науках ни гу-гу.
  • Это легче пареной репы.
  • Со всех своих длинных ног он бросился бежать.
  • Вскоре эта пирамида рассыпалась, как мыльный пузырь.
  • Такого позора он до своего гроба не забудет.
  • Лучше умереть стоя, чем жить лежа.
  • Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Грамматические ошибки на уровне на уровне на уровне слова словосочетания предложения Неправильное Нарушение норм Нарушение в построении формообразование согласования, рядов однородных управления, членов, нарушение координации видо-временной соотнесенности… Грамматическая ошибка - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматические ошибки

на уровне на уровне на уровне

слова словосочетания предложения

Неправильное Нарушение норм Нарушение в построении

формообразование согласования, рядов однородных

управления, членов, нарушение

координации видо-временной

соотнесенности…

Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм

слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Нарушение управления в словосочетании с предлогом Запомни!

Нарушение управления в словосочетании с предлогом

Запомни!

  • О платить что у платить за что
  •   беспокоиться о ком – тревожиться за кого
  •   надеть что на что – одеть кого во что
  •   обращать внимание на что – уделять внимание чему
  •   отзыв о чем – рецензия на что
  •   предостеречь от чего – предупредить о чем
  • заметить что – догадаться о чем

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом благодаря согласно вопреки наперекор навстречу подобно ЧЕМУ?

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

благодаря

согласно

вопреки

наперекор

навстречу

подобно

ЧЕМУ?

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом « ПО» «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ» Запомни! Неправильно!!! ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИЕЗД У В ГОРОД ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ПРИБЫТИ Ю НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ИСТЕЧЕНИ Ю СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ ПО ИСТЕЧЕНИ Ю СРОКА

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

« ПО» «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»

Запомни! Неправильно!!!

ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИЕЗД У В ГОРОД

ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ПРИБЫТИ Ю НА МЕСТО

ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ИСТЕЧЕНИ Ю СРОКА

ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ ПО ИСТЕЧЕНИ Ю СРОКА

Найдите предложения с ошибкой управлении

Найдите предложения с ошибкой управлении

  • Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
  •   По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
  • По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
  • Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
  • По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
  • По окончанию глагола определяем спряжение.
  • Нам оплатили за сверхурочный труд.
  • Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
  • Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

Найдите предложения с ошибкой управлении

Найдите предложения с ошибкой управлении

  • Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
  •   По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
  • По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
  • Ввиду длительного отсутствия катера , вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
  • По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
  • По окончанию глагола определяем спряжение.
  • Нам оплатили за сверхурочный труд.
  • Ученые давно заметили о том , что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
  • Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. Он ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. Запомни! Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Возвратившись со смотра, Кутузов прошел в свой кабинет…

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

  • Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
  • Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
  • Он ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.

Запомни!

Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Возвратившись со смотра, Кутузов прошел в свой кабинет…

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

  • Деепричастие должно стоять в том же виде , что и основный глагол.
  • Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении:
  • Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

  • Совершенствуя технику чтения,
  • 1)это влияет на успеваемость школьников.
  • 2) необходимо на специальных текстах.
  • 3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
  • 4) не забывайте о правильной интонации

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

  • Совершенствуя технику чтения,
  • 1)это влияет на успеваемость школьников.
  • 2) необходимо на специальных текстах.
  • 3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
  • 4) не забывайте о правильной интонации

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

  • 1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
  • 2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
  • 3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
  • 4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

  • 1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
  • 2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
  • 3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
  • 4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.

Нарушение управления в предложении с однородными членами Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. чего? на что? ожидали и надеялись на встречу Я уважаю и восхищаюсь своими родителями . кого? кем? уважаю и восхищаюсь родителями

Нарушение управления в предложении с однородными членами

Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.

чего? на что?

ожидали и надеялись на встречу

Я уважаю и восхищаюсь своими родителями .

кого? кем?

уважаю и восхищаюсь родителями

В каком предложении нет грамматических ошибок?

В каком предложении нет грамматических ошибок?

  • 1) Он любил и увлекался чтением.
  • 2) Он вынул книгу и начинает читать.
  • 3) Дети одели панамы.
  • 4) Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.

В каком предложении нет грамматических ошибок?

В каком предложении нет грамматических ошибок?

  • 1) Он любил и увлекался чтением.
  • 2) Он вынул книгу и начинает читать.
  • 3) Дети одели панамы.
  • 4) Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.

В каком предложении нет грамматических ошибок?

В каком предложении нет грамматических ошибок?

  • 1) Я за тобой очень скучал.
  • 2) Комиссия установила о причинах аварии.
  • 3) Шли дождь и два студента.
  • 4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.

В каком предложении нет грамматических ошибок?

В каком предложении нет грамматических ошибок?

  • 1) Я за тобой очень скучал.
  • 2) Комиссия установила о причинах аварии.
  • 3) Шли дождь и два студента.
  • 4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Учитель русского языка и литературы 1 категории МОУ «СОШ №77» города Саратова Максимова О.Е.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Учитель русского языка и литературы 1 категории

МОУ «СОШ №77» города Саратова

Максимова О.Е.

Слайд 1Работа
над речевыми и грамматическими ошибками
при подготовке к ЕГЭ и

ОГЭ

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


Слайд 2Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам!

Русский язык Могуч и велик! Из уважения к предкам Не позволяйте калечить язык Эллочкам-людоедкам!


Слайд 36. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом.

Напишите этот синоним.

22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

ЕГЭ

ОГЭ

6. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.22. Из предложений 44–47


Слайд 43. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ

(ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

ЕГЭ

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это


Слайд 55. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая,
общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.

ЕГЭ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному


Слайд 66. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании

формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта

ЕГЭ

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите


Слайд 77. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
Б)ошибка в построении
сложного предложения
В)нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
Г)нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных
форм

1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –«испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3)В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4)С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском
лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского.

ЕГЭ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками ипредложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите


Слайд 8Классификация речевых ошибок
Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения

от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым.

Классификация речевых ошибокЧто же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими.


Слайд 9Мы однажды за грибами 
Собирались на заре. 
И пёс Тузик вместе с нами 
Лаял

громко в конуре. 

Мы с друзьями поспешили 
Отыскать опушку. 
Здесь росли грибы большие 
Да ещё лягушки. 

Мы однажды за грибами  Собирались на заре.  И пёс Тузик вместе с нами  Лаял громко в конуре. 


Слайд 10Лексические ошибки — нарушение лексических норм.
Были проанализированы

десятки тысяч творческих работ (сочинений и изложений) учащихся школ, лицеев, гимназий (5 — 11 классы), абитуриентов вузов, собрана большая картотека ошибок. Наблюдения и анализ работ позволяют выделить ряд особенностей лексических ошибок, действующих в виде тенденций:
1.Отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим и собственно стилевым. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, неразличение значений синонимов и нарушение лексико-семантической сочетаемости;
2. Обладают возрастной устойчивостью, т.е. одни и те же разновидности встречаются в речи учащихся и младших , и старших классов с незначительными изменениями;
3. Характеризуются «жанровой устойчивостью», т.е. фиксируются в сочинениях и изложениях разных жанров (сочинениях-описаниях, размышлениях, изложениях по художественному тексту, творческих изложениях и т.п.);
4. Обладают «качественной устойчивостью». Это неправильное словоупотребление и сочетаемость.
5. Неправильному употреблению подвержены в большей степени слова определенных частей речи (в первую очередь глаголы), слова, находящиеся в определенных системных связях (значительное число синонимов, разветвленная семантическая структура и т.п.). В речи смешиваются не случайные, а наиболее близкие в семантическом отношении слова (в пределах синонимического ряда или лексико-семантической группы).

Лексические ошибки - нарушение лексических норм. Были проанализированы десятки тысяч творческих работ (сочинений и изложений)


Слайд 12Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном ему

значении.

Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные слова

Онегин был стандартным представителем светских юношей.
Они в оригинале знают французский язык.
Затем кавалькада автобусов отправилась к месту приземления Гагарина.

Часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава.

В зале собрались люди изрядного возраста.
Каждая песнь, которую исполнял Шаляпин…
Раньше красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастерках, хакеры что ли?

Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном ему значении.Наиболее часто в неправильном значении употребляются


Слайд 13Способы устранения:
Комментированный словарный диктант.
Работа со словарем.
Пополнение словарного запаса учащихся.

Способы устранения:Комментированный словарный диктант.Работа со словарем.Пополнение словарного запаса учащихся.


Слайд 14Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова.
Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы: один

глагол той или иной группы употребляется вместо ряда других слов этой же группы сходной семантики

Смешение внешне похожих словосочетаний.
Употребление слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей.

Раздались взрывы, которые создали боевики.
Вот на пути ручья образовался большой камень
…питать месть к фашистам
Лица богатырей показывают приближение врагов

Опытная мошенница скоропостижно покинула квартиру.
Особую роль в романе занимает тема семьи.
В парке запрещен выпас собак.
И тут наступает разгар их конфликта.

Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова. Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы: один глагол той или иной группы употребляется


Слайд 15Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости.

Объясните причину выбора.

 Дружба ( сильная, крепкая)
Водить (дружба, любовь)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)

Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками

Починка автомобиля
Заклятый друг
Полчища тружеников
Праздничный ужин
Кипучая деятельность
Кипучее безделье
Мелочная рыба
Страшно обрадовались
Оценивает позитивно
Праздная жизнь

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора.  Дружба ( сильная,


Слайд 16Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности

их сочетаемости.

Античный, классический
Врожденный прирожденный
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Губительный, пагубный
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный
Найти, обрести
Доказать, обосновать
Предвещать, предсказать
Расширить, увеличить, повысить

Мифология, языки
Талант, ум
Прием, хозяин, человек

Влияние, действие
Воздействие, период, путь, сборы, кредит

Опора, поддержка
Теорема, теория
Поражение, успех
Возможности, потенциал, уровень

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости.Античный, классическийВрожденный прирожденныйГостеприимный, радушный, хлебосольныйГубительный,


Слайд 17Ошибки, связанные с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
Наличие

общего корня в паронимах создает условия для их путаницы.

Не учитываются оттенки значения, сфера употребления и разная сочетаемость синонимов.

Базаров разговаривает развязанно.
Тоска по женственной любви вошла к нему в сердце.
Закоренелого петербуржца сразу узнаешь.
Мы вышли к лесиситому озеру.
В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.

Те, кто обладает детьми и внуками, знают, как они любят смотреть телевизор.
Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.
Петр I образовал Петербург.
Мой дедушка участвовал в битвах Второй мировой…

Ошибки, связанные с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.Наличие общего корня в паронимах создает условия


Слайд 18Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Употребите паронимы в сочетании со словами, данными

в скобках.

Поиски – происки
(вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые)
Удачный – удачливый
(день, охотник, намек, операция)
Нетерпимый – нестерпимый
(холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение)

Выберите из скобок нужное слово.

Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выделена, выдана) премия.
В (будние, будничные) дни я обычно встаю в шесть часов.
Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, заметить) невооруженным (глазом, взглядом)

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.Употребите паронимы в сочетании со словами, данными в скобках.Поиски – происки(вражеские, музейных экспонатов,


Слайд 19Работа с синонимами:
Подобрать синонимы к заданному слову .

Расположить синонимы в ряду

по степени нарастания или убывания признака.

Устранить повтор в предложении с помощью синонимов.

Исправить ошибки в предложении.

Выяснение оттенков значения синонимов из синонимического ряда.

Сфера употребления синонимов из синонимического ряда.

Работа с синонимами:Подобрать синонимы к заданному слову .Расположить синонимы в ряду по степени нарастания или убывания признака.Устранить


Слайд 20Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Лексическое видоизменение фразеологизма.
Изменение грамматической формы фразеологизма.
Немотивированное изменение

порядка слов.

Изменение значения или несоответствие фразеологизма контексту.
Двусмысленность.

Меня не так-то просто провести вокруг пальца.
Вопрос гроша выеденного не стоит.
На ней были туфли на босую ногу.
Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне.

Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты.
Он выскочил в коридор в чем мать родила, в трусах и в майке.
Нужен он мне как банный лист.
Он уважал родителей по мере необходимости.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.Лексическое видоизменение фразеологизма.Изменение грамматической формы фразеологизма.Немотивированное изменение порядка слов.Изменение значения или несоответствие фразеологизма


Слайд 21Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Вместо точек вставьте слова, всегда употребляющиеся в

составе данных фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого …..
….. в мешке не утаишь.
Беречь как ….. ока.
Толочь ….. в ступе.
Надуться как ….. на крупу.
На воре и …..горит.
Купить ….. в мешке.
Держать ….. за пазухой.
Не в бровь, а в …..

Найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.Вместо точек вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:Делить шкуру неубитого …..…..


Слайд 22В приведенных примерах укажите ошибки в использовании фразеологизмов. Исправьте предложения.
Он был

не в шутку хмур.
Фамусов не блестит остроумием.
Она сделала вызов обществу.
Элен меняет любовников, как одноразовые шприцы.
Мы отложим это на дальше.
Я в точных науках ни гу-гу.
Это легче пареной репы.
Со всех своих длинных ног он бросился бежать.
Вскоре эта пирамида рассыпалась, как мыльный пузырь.
Такого позора он до своего гроба не забудет.
Лучше умереть стоя, чем жить лежа.
Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

В приведенных примерах укажите ошибки в использовании фразеологизмов. Исправьте предложения.Он был не в шутку хмур.Фамусов не блестит


Слайд 23Грамматические ошибки
на уровне

на уровне на уровне
слова словосочетания предложения

Неправильное Нарушение норм Нарушение в построении
формообразование согласования, рядов однородных
управления, членов, нарушение
координации видо-временной
соотнесенности…
Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм
слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматические ошибки на уровне на уровне


Слайд 24Нарушение управления в словосочетании
с предлогом
Запомни!
Оплатить что

– уплатить за что
 беспокоиться о ком – тревожиться за кого
 надеть что на что – одеть кого во что
 обращать внимание на что – уделять внимание чему
 отзыв о чем – рецензия на что
 предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем

Нарушение управления в словосочетании с предлогом Запомни! Оплатить что – уплатить за что  беспокоиться о


Слайд 25Нарушение управления в словосочетании
с производным предлогом

благодаря
согласно
вопреки
наперекор
навстречу
подобно

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогомблагодаря согласновопреки наперекор навстречу подобно ЧЕМУ?


Слайд 26Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

«ПО» «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»

Запомни! Неправильно!!!
ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО
ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА
ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом «ПО» «ПОСЛЕ


Слайд 27Найдите предложения с ошибкой управлении
Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль

реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
 По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
По окончанию глагола определяем спряжение.
Нам оплатили за сверхурочный труд.
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

Найдите предложения с ошибкой управленииВследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами. По приезду


Слайд 28Найдите предложения с ошибкой управлении
Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль

реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
 По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
По окончанию глагола определяем спряжение.
Нам оплатили за сверхурочный труд.
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

Найдите предложения с ошибкой управленииВследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами. По приезду


Слайд 29Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
Поселившись в деревне, его мечта осталась

прежней.
Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
Он ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
Запомни!
Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Возвратившись со смотра, Кутузов прошел в свой кабинет…

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотомПоселившись в деревне, его мечта осталась прежней.Взобравшись на курган, Пьеру стало видно


Слайд 30Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
Деепричастие должно стоять в том же

виде, что и основный глагол.
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении:
Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией.

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотомДеепричастие должно стоять в том же виде, что и основный глагол.Деепричастный оборот


Слайд 31Совершенствуя технику чтения,
1)это влияет на успеваемость школьников.
2) необходимо на специальных текстах.
3)

мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
4) не забывайте о правильной интонации

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

Совершенствуя технику чтения,1)это влияет на успеваемость школьников.2) необходимо на специальных текстах.3) мной была отмечена одна особенность восприятия


Слайд 32Совершенствуя технику чтения,
1)это влияет на успеваемость школьников.
2) необходимо на специальных текстах.
3)

мной была отмечена одна особенность восприятия текста.
4) не забывайте о правильной интонации

Упражнения на предупреждение подобных ошибок.

Совершенствуя технику чтения,1)это влияет на успеваемость школьников.2) необходимо на специальных текстах.3) мной была отмечена одна особенность восприятия


Слайд 33Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота
1) Написав

сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему


Слайд 34Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота
1) Написав

сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему


Слайд 35Нарушение управления в предложении с однородными членами

Слушатели передачи ожидали и

надеялись на встречу с известным телеведущим.
чего? на что?
ожидали и надеялись на встречу

Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
кого? кем?
уважаю и восхищаюсь родителями

Нарушение управления в предложении с однородными членамиСлушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.


Слайд 36В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Он любил и увлекался чтением.
2)

Он вынул книгу и начинает читать.
3) Дети одели панамы.
4) Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.

В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Он любил и увлекался чтением.2) Он вынул книгу и начинает читать.3)


Слайд 37В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Он любил и увлекался чтением.
2)

Он вынул книгу и начинает читать.
3) Дети одели панамы.
4) Войдя в комнату, он внимательно осмотрел все.

В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Он любил и увлекался чтением.2) Он вынул книгу и начинает читать.3)


Слайд 38В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Я за тобой очень скучал.
2)

Комиссия установила о причинах аварии.
3) Шли дождь и два студента.
4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.

В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Я за тобой очень скучал.2) Комиссия установила о причинах аварии.3) Шли


Слайд 39В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Я за тобой очень скучал.
2)

Комиссия установила о причинах аварии.
3) Шли дождь и два студента.
4) Похолодало, и мы надели теплое пальто.

В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Я за тобой очень скучал.2) Комиссия установила о причинах аварии.3) Шли


Слайд 42Работа
над речевыми и грамматическими ошибками
при подготовке к ЕГЭ и

ОГЭ

Учитель русского языка и литературы 1 категории
МОУ «СОШ №77» города Саратова
Максимова О.Е.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭУчитель русского языка и


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки детей средней группы
  • Грамматические ошибки нормы согласования
  • Грамматические ошибки делятся на следующие виды
  • Грамматические ошибки номер 8 егэ
  • Грамматические ошибки деепричастный оборот примеры