Грамматические ошибки памятка

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры.
Начались
подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись
со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие
на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился
при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб
через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

 Вид ошибки

 Пример 

а) 

Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. 

Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 

б) 

Употребление речевых штампов. 

Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 

в) 

Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). 

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 

г) 

Неуместное использование фразеологизмов. 

Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

Инфоурок


Русский язык

Другие методич. материалыПамятка по работе над грамматическими ошибками

Памятка по работе над грамматическими ошибками

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

  • Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 275 714 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.04.2023
  • 103
  • 4
  • 19.04.2023
  • 46
  • 0
  • 19.04.2023
  • 41
  • 0

«Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 19.04.2023
  • 60
  • 1
  • 19.04.2023
  • 118
  • 3

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 19.04.2023
  • 76
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Татьяна Сергеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Смирнова Татьяна Сергеевна

    • На сайте: 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 189
    • Всего материалов:

      2

Памятка эксперту «Классификация ошибок»

К 7. Орфографические ошибки

Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.

Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

  • Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.

  • Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки:

К негрубым орфографическим ошибкам относятся:

  • исключения из правил;

  • строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

  • не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

  • слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;

  • различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

  • написание собственных имен нерусского происхождения;

  • написание И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

  • Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

  • Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:

  • пропуски букв;

  • перестановка букв;

  • замена одних букв другими;

  • добавление лишних букв.

К 8. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :

  • употребление одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из двойных знаков препинания;

  • нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;

  • не относится к ошибкам авторская пунктуация.

Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.

К 9. Классификация грамматических ошибок

  • ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;

  • ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;

  • ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.

  1. Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи

1.

Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).

2.

Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло).

3.

Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).

4.

Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).

5.

Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).

6.

Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).

7.

Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер

( вм. Вайнеров).

8.

Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),

много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).

9.

Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:

Я забрал его ферзь (вм. ферьзя).

10.

Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11.

Неверное образование форм кратких прилагательных:

Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).

12.

Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт

( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).

13.

Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).

14.

Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).

15

Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).

16.

Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17.

Неправильное образование действительных и страдательных причастий:

Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).

18.

Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

19.

Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь).

  1. Ошибки в согласовании

1.

Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало).

2.

Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).

3.

Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).

  1. Ошибки в управлении

1.

Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой).

  1. Ошибки в построении простого несложного предложения

1.

Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2.

Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).

  1. Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами

1.

Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).

2.

Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

3.

Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.

4.

Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:

Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5.

Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла).

  1. Ошибки в построении сложносочиненного предложения

1.

Употребление противительных союзов вместо соединительных:

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.

Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.

  1. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения

1.

Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой).

2.

Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее.

3.

Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.

  • При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3

К 9. Классификация речевых ошибок

  1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

  1. Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки):

  • Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок.

  • Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах).

  • Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди.

  1. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать).

  1. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок).

  1. Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких

по значению слов.

  1. Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).

  1. Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).

  1. Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.

  1. Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов:

Следует сказать следующее.

  1. Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова:

А. Блок-мастер звукозаписи.

  • При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2

Классификация фактических ошибок

Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:

«Век живи-век учись!»

Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:

Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.

Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».

  • При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2

Этические ошибки:

Речевая некорректность.

Проявление речевой агрессии:

грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

Этот текст меня бесит.

Это старье, именуемое классикой.

Логические ошибки

Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте.

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею.

Л2.Нарушение причинно-следственных отношений.

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.

Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы.

Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5.

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.

Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий.

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7.Неудачный зачин.

В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ).

Л8. Ошибка в основной части:

  • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении;

  • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

  • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

  • При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2

10

Памятка «Речевые и грамматические ошибки»

Грамматическая ошибка– это нарушение
норм словообразования, словоизменения,
построения словосочетания и предложения.

Грамматическая ошибка

В структуре слова

В структуре
словосочетания

В структуре
предложения

I. Грамматические
ошибки в структуре слова
могут быть
связаны с неверным словообразованием
и формообразованием.

1) Ошибки в словообразовании – это
неверное образование слова по имеющимся
в языке моделям, когда пишущий или
говорящий использует не тот суффикс
или не ту приставку, «теряет» морфему,
придумывает не существующие в языке
слова и ничем это не мотивирует: раболепит,
надсмехается, подскользнулся

2) Ошибки в образовании форм слов
появляются тогда, когда говорящий или
пишущий изменяет слово так, как ему не
свойственно. У каждой части речи есть
свои трудные случаи формообразования.
Рассмотрим примеры ошибок.

а) Имя существительное: образование
формы множественного числа (инженера,
договора); формы Р.п. множественного
числа (дуплов, днов, носок, чулков).

б) Имя прилагательное: образование формы
степеней сравнения (более внушительнее,
самый наиглубокий
).

в) Местоимения: образование форм
притяжательного местоимения их(ихний, ихнего); употребление начальной
буквы «н» в местоимениях 3 лица (благодаря
нему, вместо её
).

г) Имя числительное: склонение
количественных числительных (с
пятистами шестидесяти семью испытуемыми
);
склонение порядковых числительных (в
двух тысяча восьмом году)
; использование
собирательных числительных (двое
участниц, обоими функциями
).

д) Глаголы: использование просторечных
форм (меряет, щипит); образование
форм 1 лица (победю, пылесосю);
образование деепричастий (спя, едя).

II. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

а) Нарушение норм согласования: Описал
виды сочинений, применяющихся на уроках
русского языка
.

б) Нарушение норм управления, то есть
постановка зависимого слова в иной
падеж (смеётся с меня, заведующая
кафедры, скучал по вам
), неправильное
использование предлогов при образовании
падежной формы зависимого слова
(оплачивать за участие в конференции).

III.Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (Те, кто исследовали
вербальную агрессию, пришли к выводам…;
Для меня становится очевидным взаимосвязь
темы и основной мысли текста
).

2) Нарушения способа выражения сказуемого
(В статье я нашел цитату, которая
знакомая).

3) Ошибки в построении предложения с
однородными членами: использование
общего дополнения при однородных
сказуемых тогда, когда они требуют
разных падежей зависимого слова (Мы
любим и увлекаемся психологией
);
использование в качестве однородных
оборота и придаточного предложения
(Это была статья, написанная И. Брандтом
и которую я изучил
).

4) Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом (Представленные
данные в статье…
).

5) Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом (Прочитав
текст, мне кажется, что…; Изучив
статистику, выводы изменились
).

6) Ошибки в построении сложного предложения
(Данные исследования отражены в
публикации, которые он получил в ходе
многолетней практики
).

7) Ошибки в передаче чужой речи (Академик
Л. Щерба писал, что: «
Репликам
абсолютно не свойственны сложные
предложения, которые являются уделом
лишь монолога
»).

8) Нарушение порядка слов в предложении
(Он не только изучал письменную речь,
но и устную
).

Речевая ошибка– это неверное
использование языковой единицы: слова,
фразеологизма, словосочетания. Такие
ошибки связаны с бедностью или пассивностью
словаря, неумением правильно подобрать
слово для выражения мысли, использованием
речевых штампов, неумением устранить
возможность многозначного понимания
фразы за счёт контекста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вид ошибки
Грамматические ошибки.
Примеры
Правильный вариант
Примечания.
Обусловленные нарушением норм употребления имен существительных.
Неправильно определя­
ется род: а) некоторых 
склоняемых сущ.;             
б) некоторых неизменя­
емых сущ.
Неправильно образуется 
форма Им.п. мн.ч. неко­
торых сущ. муж.р.
Неправильно образуется 
форма Род.п. мн.ч. неко­
торых сущ.
А) туфель, рельса, 
коленко; (эта) тюль, 
(эта) врач;
Б) (эта) бра, (этот) 
авеню.
Торта, профессоры, 
директоры.
А) туфля – ж.р., рельс – 
м.р., коленка – ж.р.; 
(этот) тюль, (этот) 
врач;   Б) (это) бра – 
ср.р., (эта) авеню –ж.р.
Торты, профессора, 
директора.
Надо знать теорети­
ческий материал или 
обращаться к слова­
рям и справочникам.
Обращаться к 
словарю.
Пять помидор, без 
блюдцев.
Пять помидоров, без 
блюдец.
Обращаться к 
словарю.
Обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных.
Неверный выбор формо­
образующего суффикса 
простой сравнительной 
степени.
Смешение простой и 
составной форм степеней
сравнения.
Образование степеней 
сравнения: а) прил­х, 
обозначающих признак, 
который не может прояв­
ляться в большей либо в 
меньшей степени;
б) большинства прил­х, 
обозначающих цвет.
Неправильное образова­
ние кратких форм.
Употребление в полной 
форме прил­х, не име­
ющих такой формы.
Употребление прил­х – 
сказуемых в полной ф. 
при наличии при них 
зависимых дополнений.
Звончее, красившее.
Звонче, красивее.
Более глубже, наиболее 
известнейший, самый 
глупейший.
А) лысее, более слепой;
Б) коричневее, более 
синий.
Наиболее сильный или 
сильнее; менее умный.
Степень сравнения НЕ 
образуется. 
Светл, тёпл, хитр.
Светел, тёпел, хитёр.
Он обязанный это 
сделать. Мы очень 
радые.
Беларусь известная 
своими озерами. Игорь 
больной гриппом.
Он обязан это сделать. 
Мы очень рады.
Беларусь известна 
своими озерами. Игорь 
болен  гриппом.
При наличии допол­
нения прил­е – ска­
зуемое должно быть 
в краткой форме.
Обусловленные нарушением норм употребления имен числительных.
Неправильное образова­
ние формы количествен­
ных числ­х.
Неправильное образова­
ние формы порядковых 
числ­х.
Нарушение согласования 
числ­го оба (обе) и сущ­
С пятистами шести­
десяти семи студен­
тами, о полтарах 
килограммах
В дветысячном году, в 
двух тысяче седьмом 
году.
Обоими руками, обеим 
студентам, на обеих 
С пятьюстами шестью­
десятью  семью студен­
тами, о полу­тора  кило­
граммах.
В двухтысячном году, в 
две  тысячи  седьмом 
году.
Обеими руками, обоим 
студентам, на обоих го.
Неправильное образова­
ние формы дробных 
числ­х и сочетающихся с 
ними сущ­х.
окнах.
Пятьдесят две целые 
три десятые метров. 
Сорок три целые две 
сотые километров.
окнах.
Пятьдесят две целых 
три десятых  метра. 
Сорок три целых две 
сотых километра.
Двое малышек, четве­ро
козликов, трое чернил 
разного цвета
Сорок двумя сутками, 
тридцать три ножниц
Две малышки, четыре 
козлика
Сорока двумя днями, 
тридцать три штуки 
ножниц
Нарушение грамматиче­
ской сочетаемости соби­
рател­х числ.­х и сущ­х.
Нарушение грамматиче­
ской сочетаемости соста­
вных числ­ых, оканчива­
ющихся на два, три, 
четыре, и сущ­ых, упот­
ребляющихся в форме 
только мн.ч.
Образование составных 
собирательных числ­ых
Двадцать трое, 
тридцать двое
_____________
Слово целые после 
слов две, три, 
четыре употреб­
ляется в форме Род. 
п.; сущ­ое в подоб­
ных сочетаниях 
употребляяется в 
форме Род.п. ед.ч.
Вещественные сущ­
ые (чернила и др.) не 
сочетаются с числ­м
Слова два, три, че­
тыре и оканчива­
ющиеся на них (два­
дцать два, сто три­
дцать четыре ) не 
сочетаются с сущ­и, 
употребляющимися в
форме только мн. ч
Собирательные числ. 
обозначают количе­
ство как совокуп­
ность только от двух 
до десяти : двое ­ 
десятеро
Неправильное 
образование форм 
местоимений.
Обусловленные нарушением норм употребления местоимений.
К ихнему дому вела до­
рожка. О их я говорить 
не буду. «К какой 
работе тебя тянет?» ­ 
«К никакой».
К их дому вела дорожка. 
О них я говорить не буду. 
«К какой работе тебя 
тянет?» ­ «Ни к какой».
Обусловленные нарушением норм употребления глагола.
Неправильное образова­
ние форм настоящего 
времени
а)колыхает, кудахтают,
махаю, мурлыкает, 
плескается, полоскает;
б)дремлет, сыпет, 
трепаешь, щипают
Неправильное образова­
ние форм настоящ.  вр. 
разноспрягаемых гл.
Неправильное образова­
ние форм прош. вр. ряда 
гл. с суффиксом ­ну­
Неправильное образова­
ние форм повелительно­
го наклонения некоторых
гл.
хотишь
хочем
бегите
замерзнул, иссякнул,
охрипнули, утихнула
учахнуло
Ехать – едь, поедь
Класть – поклади
Положить – ложи
Лечь – ляжь
Испечь ­ испечи
Литературная норма:
а)колышет, кудахчут, 
ма­шу, мурлычет, 
плещется, полощет; 
б)дремлет, сы­плет, 
треплешь, щиплют
хочешь
хотим
бежите
Литературная норма:
замерз, иссяк, охрипли,
утихла, чахло
Поезжай
Клади
Положи
Ляг
испеки Обусловленные нарушением норм употребления причастий и деепричастий.
Образование причастий 
наст. вр. от глаголов сов. 
вида.
Неправильное образова­
ние действительных 
причастий прош. вр. от 
ряда глаголов на –сти.
Употребление причастий 
с частицей бы.
Образование деепричас­
тий несов. в. при помощи 
суффиксов – в, ­вш.
Образование при помощи 
суффикса –вши деепри­
частий, не имеющих 
постфикса.
Студенты, примущие 
участие в этой акции, 
будут премированы.
Забрести – забревший, 
заплести – заплевший, 
расцвести – расцвевший, 
привести – привевший, 
приобрести­
приобревший
Студенты, пожелавшие
бы сдать экзамен 
досрочно, должны 
будут написать 
заявление.
Ткать – ткав, бежать – 
бежавши, тянуть – 
тянувши и т.д.
Нарисовать – 
нарисовавши, узнать – 
узнавши и т.п.
Студенты, которые 
примут  участие в акции, 
будут премирован
Забредший, заплетший, 
расцветший, подметший,
приведший, приобретший.
Образуются от 
основы будущего 
времени.
Студенты, которые 
пожелают  сдать 
экзамен досрочно, 
должны будут написать 
заявление.
_______________
Нарисовав, узнав.
Подобные глаголы не
имеют дееприча­
стных форм.
Обусловленные нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.
Нарушение целостности 
причастного оборота.
Посвященные стихотво­
рения дружбе есть и в 
творческом наследии 
Пушкина.
Стихотворения, посвя­
щенные дружб,  есть и в 
творческом наследии 
Пушкина.
Основное и добавочное 
действия относятся к 
разным лицам (предме­
там).
Неудачное употребление 
деепричастного оборота в
безличном предложе­нии.
Читая стихи Пушкина о
любви, возникает 
ощуще­ние 
беспредельности этого 
чувства, которому «все 
возрасты покорны».
Сидя на берегу тихой 
речушки, хорошо 
думается о будущем.
Употребление деепри­
частия несовершенного 
вида при описании доба­
вочного действия, пред­
шествующего основно­
му.
Подъезжая к дому на 
такси, я вышел из 
машины и быстро 
забежал в подъезд.
Когда читаешь  стихи 
Пушкина о любви, возни­
кает ощущение беспреде­
льности этого чувства, 
которому «все возрасты 
покорны».
1.Когда сидишь на берегу 
речушки, хорошо думает­
ся о будущем.
2. Сидя на берегу тихой 
речушки, хорошо думать 
о будущем.
Думая о будущем, нельзя 
забывать о прошлом.
Подъехав к дому на 
такси, я вышел из 
машины и быстро 
забежал в подъезд.
Обусловленные нарушением норм употребления предлогов.
Определяемое слово 
должно находиться 
либо перед причаст­
ным оборотом, либо 
после него.
Основное и добаво­
чное действие дол­
жно совершать одно 
и то же лицо (пред­
мет).
Деепричастный обо­
рот можно употреб­
лять. Если отсут­
ствует «логическое 
подлежащее», а 
сказуемое выражено 
инфинитивом.
При описании доба­
вочного действия, 
предшествующего 
основному, употреб­
ляются деепричастия
совершенного вида. Употребляются не в 
соответствии со 
значением предлоги 
благодаря, ввиду, 
вследствие.
Заболел благодаря 
переохлаждению
Вылечился благодаря 
твоим советам. Решил 
трудную задачу 
благодаря хорошей 
подготовки.
Ввиду прошедших 
снегопадов.
Вследствие 
предстоящего отпуска.
Ввиду прогнозируемого 
снегопада, ввиду 
предстоящего отпуска.
Вследствие принятого 
решения, вследствие 
прошедших снегопадов.
Предлог благодаря 
по происхождению и 
по смыслу связан с 
глаголом благода­
рить и употребляет­
ся только при указа­
нии на «положитель­
ные» причины.
Предлог  ввиду упот­
ребляется при указа­
нии на то, что будет.
Предлог вследствие 
употребляется толь­
ко при указании на 
уже произошедшее.
Неправильный выбор па­
дежной формы сущ­го 
либо местоимения в кон­
струкциях с предлогами 
по, согласно, вопреки …
Неправильный выбор 
предлога.
Смешение конструкций 
со словами, близкими по 
значению или составу, но 
требующими разного 
управления.
Нарушение норм управ­
ления в сочетаниях одно­
го и того же слова с раз­
ными словами.
Бродить по полям, по возвращении  домой, 
согласно указу президента, 
вопреки принятому решению
Обусловленные нарушением норм управления.
Бродить по полях, по 
возвращению домой, 
согласно указа президен­
та, вопреки принятого 
решения
Вернуться со школы, за­
верил о  преданности
Радуюсь жизнью, 
заведующий склад, 
свойственный для этой 
поры года.
Вернуться из школы, заверил в  своей 
преданности
Радуюсь жизни – доволен жизнью, заведующий 
складом – директор фирмы, свойственный  
этой поре  года – характерный для этой поря 
года.
Требую внимание, 
бронзовый памятник 
А.Пушкина.
Требую внимания – требую книгу, бронзовый 
памятник А.Пушкину – памятник скульптора 
С.Селиханова.
Обусловленные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого.
Неправильный выбор 
формы числа сказуемого 
при подлежащем, 
выраженным словом или 
сочетанием слов со 
значением количества
Неправильный выбор 
формы числа сказуемого 
при однородных 
подлежащих.
1.Сто двадцать один 
депутат проголосовали 
за принятие закона.
2.Всего пять книг лежа­
ли на столе.
3.В прошлом году было 
опубликовано два 
романа этого писателя.
1.Природа, книга, 
дереве­нский мир 
формирует личность 
Татьяны.
2.Тебе больше нравятся 
проза или поэзия?
1.Сто двадцать один депутат проголосовал за 
принятие этого закона.
2.Всего пять книг лежало на столе.
3.В прошлом году были опубликованы два 
романа этого писателя.
1.Природа, книга, деревенский мир формируют 
личность Татьяны.
2.Тебе больше нравится проза или поэзия?
Обусловленные нарушением норм употребления второстепенных членов предложения.
Ко мне придут три моих одноклассника.
Неправильный выбор 
падежа определений при 
Ко мне придут три мои 
одноклассника. сочетаниях «два (три, 
четыре) + сущ. в Род.п.»
Неправильный выбор 
падежа приложения.
Неправильный выбор 
падежа прямого дополне­
ния при глаголах с 
отрицанием.
Ты бывал на озере 
Нарочи?
1.Почему ты не отрезал
хлеб?
2.Не ломайте, 
пожалуйста, деревьев.
Ты бывал на озере Нарочь?
1.Почему ты не отрезал хлеба?
2.Не ломайте, пожалуйста, деревья.
Обусловленные нарушением норм употребления однородных членов предложения.
Соединение 
несопоставимых понятий
Соединение родовых и 
видовых понятий.
Соединение полной и 
краткой форм прил­ых и 
причастий.
Соединение имени 
существительного и 
инфинитива.
Соединение таких слов, 
одно из которых не соче­
тается с общим для  вто­
ростепенных членов 
словом.
Соединение понятий, 
частично совпадающих по
логическому объему.
Употребление слова, 
которое может быть 
отнесено к разным рядам 
однородных членов, что в
результате приводит к 
двусмысленности 
высказывания.
Неправильное 
употребление 
повторяющихся и 
двойных союзов.
Папа принес настоящую
елку и радость для 
детей.
Нужно купить фрукты, 
овощи, огурцы, 
мандарины и бананы.
Речь Чацкого, обращен­
ная к Софье, эмоциона­
льна и взволнованная.
Мы предложили гостям
чаю и посмотреть  
фотографии.
Повсюду были слышны 
взрывы петард и 
отблески фейерверков.
В конференции принима­
ли участие филологи, 
психологи, аспиранты, 
доценты и профессора.
Необходимо добиваться
прекращения угнетения 
людей иной веры и 
пропаганды против них 
(Двусмысленность: 
1.Необходимо доби­
ваться (чего?) прекра­
щения угнетения людей 
иной веры и пропаганды 
против них; 2. Необходи­
мо добиваться прекра­
щения (чего?) угнетения
людей иной веры и 
пропа­ганды против них.
1.Мерный, чеканный 
ритм стиха не раз ме­
няется, взрываясь то 
народной частушкой, то
растворяясь в 
Папа принес настоящую елку, и это вызвало у 
детей радость.
1.Нужно купить фрукты и овощи.
2. Нужно купить огурцы, мандарины, бананы и 
другие фрукты и овощи.
1.Речь Чацкого, обращенная к Софье, эмоциона­
льна и взволнованна. 2. Речь Чацкого, 
обращенная к Софье, эмоциональная и 
взволнованная.
Мы предложили гостям выпить чаю и посмот­
реть наши фотографии
Повсюду были слышны взрывы петард и видны 
отблески фейерверков.
В конференции принимали участие аспиранты, 
доценты и профессора, занимающиеся 
филологией и психологией.
Необходимо добиваться, чтобы прекратились 
угнетение  людей иной веры и пропаганда против
них.
1.Мерный, чеканный ритм стиха не раз 
меняется, то взрываясь  народной частушкой, 
то растворяясь в цыганском романсе.
2.В зарисовках старой деревенской Руси я цыганском романсе.
2.В зарисовках старой 
деревенской Руси я не 
только нахожу у Есе­
нина радостные, но и 
грустные интонации.
Я люблю и восхищаюсь 
своей бабушкой.
Способствуя экономи­
ческому прогрессу стра­
ны, Лопахины все же 
вряд ли смогут уничто­
жить извечные пороки 
русской жизни:  
нищета, 
несправедливость, 
бескультурье.
В своем дневнике путе­
шественник описал эту 
уникальную местность: 
природу, достопримеча­
тельности, интересных 
людей.
Употребление общего 
дополнения при 
однородных сказуемых, 
требующих разной 
формы зависимых слов.
Нарушение связи между 
однородными членами и 
обобщающим словом при 
них.
Включение в ряд одноро­
дных членов слов, не 
представляющих собой 
видового понятия по от­
ношению к родовому на­
званному обобщающим 
словом.
нахожу у Есенина не только радостные, но и 
грустные интонации.
Я люблю свою бабушку и восхищаюсь ею. 
Люблю (кого? что?), восхищаюсь (кем? чем?).
Способствуя экономическому прогрессу страны,
Лопахины все же вряд ли смогут уничтожить 
извечные пороки русской жизни: нищету, 
несправедливость, бескультурье.
В своем дневнике путешественник описал 
природу и достопримечательности этой 
уникальной местности, интересных людей, 
живущих там.
Обусловленные нарушением норм построения сложноподчиненных предложений.
Неправильное постро­
ение СП с придаточной 
определительной, поро­
ждающее двусмыслен­
ность высказывания или 
искажающее его смысл.
Употребление в качестве 
однородных придаточной
части и члена простого 
предложения.
Употребление разных по 
виду придаточных частей
в качестве однородных.
1.Об этом вы сможете 
прочесть в материале 
И.Максимова, который 
увидит мир на этой 
неделе.
2.Министер экономики 
посетил один из цехов 
завода, который по 
итогам года назван 
лучшим (Цех или завод 
назван лучшим?)
В стихотворении заме­
чательно переданы чув­
ства, испытываемые 
человеком в пору взрос­
ления и когда ему прихо­
дится расставаться с 
наивными мечтами и 
иллюзиями детства.
В сочинении необходимо 
рассказать о тех чув­
ствах, которые вызыва­
1.Об этом вы сможете прочесть в материале 
И.Максимова, которая увидит мир на этой 
неделе.
2.Министр посетил один из заводских цехов, 
который по итогам года назван лучшим. 
­Министр посетил один из цехов того завода, 
который по итогам года назван лучшим.
В стихотворении замечательно переданы 
чувства, испытываемые человеком в пору 
взросления и когда ему приходится 
расставаться с наивными мечтами и 
иллюзиями детства.
В сочинении необходимо рассказать о тех 
чувствах, которые вызывает природа,  и о том, 
что любовь Пушкина к русской природе Соотнесение формы ска­
зуемого придаточной ча­
сти с формой подлежа­
щего главной части.
Соотнесение формы ска­
зуемого главной части с 
грамматической основой 
придаточной части.
Немотивированное 
расчленение частей СПП.
Употребление лишнего 
союза или союзного 
слова.
Неправильный выбор 
союза или союзного 
слова.
ет природа и что 
любовь Пушкина к 
русской при­роде 
является отраже­нием 
его любви к родине.
Все, кто пришли сегодня
на рынок, были приятно 
удивлены.
Основное, о чем удалось 
договориться, ­ это об 
увеличении товарообо­
рота между нашими 
странами.
Татьяна долго размыш­
ляла над письмом 
Онеги­на и,  наконец, 
решила. Что она не 
сможет лгать, 
притворяться и 
обманывать мужа.
Несмотря на то что 
хотя Ольга Онегину не 
нравится, на именинах у 
Лариных он ухаживает 
именно за ней.
Такое понимание друж­
бы появилось в счастли­
вые лицейские годы, где 
Пушкин проникся духом 
братства и товарище­
ства.
является отражением его любви к родине.
Все, кто пришел сегодня на рынок, были 
приятно удивлены.
Основное, о чем удалось договориться, ­ это  
увеличение  товарооборота между нашими 
странами.
Татьяна долго размышляла над письмом 
Онегина и, наконец,  решила, что она не сможет
лгать, притворяться и обманывать своего 
мужа.
Несмотря на то что Ольга Онегину не 
нравится, на именинах у Лариных он ухаживает
именно за ней. Хотя Ольга Онегину не нравится, 
на именинах у Лариных он ухаживает именно за 
ней.
Такое понимание дружбы появилось в 
счастливые лицейские годы, когда Пушкин 
проникся духом братства и товарищества.
Обусловленные неправильным построением предложений с чужой речью.
Смешение прямой и 
косвенной речи.
В стихотворении «Русь советская» С. Есенин с 
грустью пишет, что его поэзия в этой стране 
больше не нужна.
В стихотворении «Русь 
советская» С. Есенин с 
грустью пишет, что 
моя поэзия в этой 
стране больше не 
нужна.
Мы поинтересовались, 
что будет ли лекция.
Употребление двух под­
чинительных союзов в 
предложении с косвен­
ной речью.
Употребление подчини­
тельного союза и союз­
ного слова в предл­ях с 
косвенной речью.
Употребление прямой 
речи при вводных словах 
Мы поинтересовались, будет ли лекция.
Папа спросил, что кто 
ему звонил.
Папа спросил, кто ему звонил.
По мнению Б. Шоу: 
«Деятельность – 
1.По мнению Б. Шоу, деятельность – лучший 
путь к знанию. (вводных предложениях),
указывающих на 
источник сообщения.
лучший путь к знанию».
2. Б. Шоу говорил: «Деятельность – лучший 
путь к знанию».
Речевые ошибки местоимений.
Двусмысленность выска­
зывания при неудачном 
использовании личных 
местоимений
Двусмысленность выска­
зывания при неудачном 
использовании возврат­
ного местоимения
Двусмысленность выска­
зывания при неудачном 
использовании притяжа­
тельных местоимений
Употребление лишнего 
слова
Фамусов сказал Чац­
кому, что он должен 
еще послужить. (Кто 
должен послужить: 
Фамусов или Чацкий?)
Чичиков приказал 
слу­ге отнести вещи к
себе. (К кому отнести 
вещи: к Чичикову или 
к слуге?)
Профессор сказал 
уче­нику, что его 
предпо­ложение 
оказалось 
правильным. (Чье 
предположение: про­
фессора или ученика?)
В своем стихотворе­
нии «Смерть поэта» 
М.Ю.Лермонтов 
обличает тех, кто 
был виновен в гибели 
А.С.Пушкина
Фамусов сказал, что 
Чацкий должен еще 
послужить.
Чичиков приказал, 
что­бы слуга отнес 
вещи к нему. / Чичиков 
прика­зал, чтобы слуга
отнес вещи к себе.
Профессор сказал, что 
предположение ученика 
оказалось правильным.
В стихотворении 
«Смерть поэта» 
М.Ю.Лермонтов 
обличает тех, кто 
виновен в гибели 
А.С.Пушкина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки егэ правила
  • Грамматические ошибки оптом кроссворд 12 букв
  • Грамматические ошибки егэ 2022
  • Грамматические ошибки огэ презентация
  • Грамматические ошибки детей средней группы