Грамматические ошибки причастные и деепричастные обороты задания

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

1. Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.

2. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

3. Одним из художников, применивший плэнерную живопись, был В.Д. Поленов.

4. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

5. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связанно с вулканами.

6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

7. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика.

8. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

10. Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия солнца.

11. Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В.А.Обручевым.

12. Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

13. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войной.

Нарушения в построении предложений

с несогласованным приложением

1. Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.

2. На мысе Флора восемнадцать лет спустя участники экспедиции встретили штурмана с корабля «Святой Анны».

3. В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

4. О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

5. О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

6. На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.

7. Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) – английский писатель, автор известного всем романа «Робинзона Крузо».

8. В издании журнала «Московского телеграфа» принимали участие П.А. Вяземский и Н.А. Полевой.

9. В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления машине «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.

10. Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».

11. Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

1. Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н.И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.

2. Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.

3. Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину.

4. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.

5. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

6. Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

7. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.

8. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

9. Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.

10. Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство языка.

11. Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

12. Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.

2. Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.

3. Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

4. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

5. Все, кто присутствовал на заседании Ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

6. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

7. В этом году МГУ объявило об открытии нового направления в подготовке студентов.

8. Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.

9. Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

10. Капри расположено в Тирренском море — самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

11. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

12. Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

13. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев.

14. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.

15. Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование.

16. Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».

17. Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

1. Благодаря дружбы с семьёй С.Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н.В. Гоголь поселился в доме писателя.

2. Все с нетерпением ждали начала второй серии испытаний нового двигателя, которая должна была стартовать сразу по завершению первого этапа, но почему-то откладывалась.

3. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.

4. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

5. День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов.

6. Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

7. Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.

8. Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.

9. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

11. Наперекор мнения родителей я принял собственное решение.

12. По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

1. Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

2. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

3. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

4. На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

5. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

6. В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.

7. Предметно-бытовые детали в прозе А. П. Чехова не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

8. Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но также путём реконструкции.

9. Он любил и увлекался чтением.

10. Работу над «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету и на сюжет, подсказанный А.С Пушкиным.

11. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, а также драматический театр и библиотека.

12. Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе свет

Неправильное построение предложений с косвенной речью

1. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

2. Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.

3. Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

4. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

5. Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади».

6. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

7. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».

9. Винсент Ван Гог говорил, что «я хочу передать картинами нечто утешительное, подобное музыке».

10. Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот «подавал мне лошадей».

11. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

12. Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь.

13. Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи.

14. Шофёр такси уверял, что я довезу вас до вокзала за пятнадцать мину

Предложения с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

1. Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

2. Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

3. Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

4. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

5. На минуту дождь утихает и застучит вновь.

6. Приходит осень и раскрасила все листья в желто-красные цвета.

7. В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. 
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не
получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала
большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны
быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не
забудут.
5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую
семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие
компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие
споры.
19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть
сданы на перерегистрацию.
25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Задания по теме «Причастный и деепричастный обороты».

1.Замените причастные обороты деепричастными, расставьте знаки препинания.

А)Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Б) Блестящий на солнце снег слепил глаза. В)  Берёзки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Г) Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Д)Из- за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.

2. Подберите к деепричастиям зависимые слова, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1 Побывав (где? когда?),  ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2) Увидя (что? где?), мальчик радостно закричал. 3) Ребята, участвуя (в чём?), необыкновенно сдружились. 4)На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?), показались юные фигуристы. 5)Никто не хотел расходиться, аплодируя (как? кому?). 6) Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки, выполняя (что? где?).

3.Замените одну часть сложного предложения деепричастным оборотом, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Когда собираешься в гости, подумай о подарке. 2. Когда готовишь подарок, вспомни, что любит твой товарищ. 3. Ему будет приятно, что ты думал о нем, узнал его вкус. 4.Если покупаешь подарок в магазине, не старайся, чтобы он был очень дорогим. 5. Если ты подаришь подарок, сделанный своими руками, то доставишь большое удовольствие другу.

4.Из двух простых предложений образуйте одно с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным. 2. С древних времён  до нас дошли пословицы и поговорки. Они заключают в себе мудрость и смекалку народа. 3. Народные сказки помогали простым людям жить. Они внушали им надежду на лучшее будущее. 4. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во сех уголках нашей огромной страны.

5.Предложения с однородными сказуемыми переделайте в предложения с деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1.Мой друг простудился на катке и заболел. 2. Босоногие ребятишки бежали по берегу и громко смеялись. 3. Плакучая ива нависла над речкой и отражалась в воде. 4. Наши волейболисты хорошо подготовились  к матчу и заняли первое место. 5. Спортсмен выиграл отборочные соревнования и был направлен на всесоюзную олимпиаду.

6. От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. В орешник можно было попасть тропкой (перебраться) через неглубокий овраг. 2. Я свернул с дороги и (увязать) по колено кое – как добрался до дороги. 3. Яркие полосы солнечных лучей (пробить) сквозь кровлю деревьев рассеивают плотный сумрак леса

7.От глаголов, данных  скобках, образуйте деепричастия, запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

1. Почти  не (шевелить ) крыльями хищники описывают круги над склонами хребта (оглядывать) с высоты местность. 2. (Отбросить) назад сильно согнутые крылья она зловеще прочертила небосклон (исчезнуть) за лиственницами.3. (Прижаться) к земле проносились истребители- бомбардировщики.

8. Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие – то ворота. 2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая. 3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро  уходила  в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью. 4.Сдав тетради учителю ребята выходили из класса оглядываясь на Генку. 5. Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и подзывая к себе утят. 6. Сорока вспорхнула и распустив хвост по прямой полетела прочь. 7. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. 8. Алексей вздохнул прощаясь с затухающим костром.

9.  Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1. Медленно распространяясь пожар захватывает всё больше и больше пространства. 2. Почуяв приближающееся бедствие уходят с обжитых мест дикие звери далеко улетают птицы. 3. Множество животных застигнутых пожаром не находя выхода погибает в огне.4. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот пугливо пронеслась неизвестная птица бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.  5. Утки отдыхали на озере кормились набираясь сил на дальнейший путь.

10. Сочетание слов, данное в скобках, замените причастным и деепричастным оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте запятые.

1. Книга (рассказывает нам о неведомых странах) заставляет нас мечтать о путешествиях и необыкновенных приключениях. 2. Писатель (размышляет о жизни) в своих художественных произведениях ставит перед нами вопрос: как жить? 3. Сказки (заставляют нас дивиться богатству народной выдумки) уносят читателя в воображаемый мир. 4. Народные сказки( внушали людям надежду на лучшее будущее) помогали людям жить. 5. Камыш (наклонился над рекой) что –то шепчет. 6. Берёзки (раскачивались от сильного ветра ) стонали. 7. Гвоздики (пылали среди травы) украшали сад.

11.  Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных  оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Чайки бродят по отмели раскрыв клювы лениво распустив крылья. 2. Не выпуская Петиной руки Гаврик осторожно  выглянул из ворот и тотчас отвалился назад прижавшись спиной к дому. 3. Не чувствуя под собой ног Петя побежал к дому. 4. Владимир шёл не разбирая дороги. 5. Я жил недорослем гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 6. Однажды осенью матушка варила в гостиной варенье, а я облизываясь смотрел на кипучие пенки. 7. Проснувшись поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 8. Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу. 9. Спустясь по крутой тропинке мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. 10. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал.

12.Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, расставьте знаки препинания.

1. Слегка усиливающийся к ночи ветерок передвигал над морем невидимый воздух. 2. Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне прошла по все городам и посёлкам. 3. Ночные костры светившие там и сям освещали фигуры сонных  солдат. 4. Две недели бились здесь сошедшие с кораблей для смертного боя с фашизмом черноморские моряки.

Задание: Предложения с необособленными причастными оборотами перестройте в предложения  с обособленными причастными оборотами. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

7 класс                   Предложения с деепричастным оборотом

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Егорушка лежал на спине и  зал..жив руки под голову глядел на небо. 2. Дружки свернули с дороги и оглядываясь по сторонам пошли к лесу.  3. Через несколько мгновений  всадник крупной рысью промчался мимо и быстро повернувшись ко мне лицом с..ехал с дороги и и..чез за лесом.  4. Хозяин встрет..л нас у ворот  держа  ф..нарь  под полою и ввёл меня в горницу.  5. На правом фланге батальона танки пробили большую бреш.. в обороне немцев и двигаясь в глубину её косили из пулемётов с..лдат бегущих в бе..памятстве. 6.  Вдруг она пробежала мимо меня напевая что(то) и пр..щёлкивая пальцами вбежала в дом.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги наруш..в его зимн..ю спячку. 2. Очнувшись я несколько врем..ни не мог опомниться.  3. Получив спешное поручение Пашка побежал в деревню сломя голову.  4. Ночь подобралась (не) заметно окутав в чёрн..ю вуаль деревья.  5. Семён лавировал об..е..жая дорогу то по бугру то по лугу часто спрыгивая с   телеги  и помогая лошади.  6. Первый утрен..ий ветерок  осторожно шевеля  бурыми стеблями прошлогоднего бур..яна пробежал вдоль дороги.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1.  Под облаками  заливая воздух серебрян..ыми  звуками  дрожали жаворонки  а над  зеленеющими пашнями солидно и чин..о взмахивая крыльями носились грачи.  2. На нашей стороне весь берег  светился св..ркая искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых п..род . 3. Лодка почти до половины всползла на песок  вместе с волной и покачнувшись набок стала.  4.  На дворе отр..жаясь в лужицах между камней бл..стит радос..но весен..ее солнце.  5.  Зеленоватые  волны взбегая на жёлтый  песок сбрасывали на него белую пену своих пышных грив волна с тихим звуком та..ла на горячем песке  увлажняя его.  6.  По высокой  зыбкой  ржи переливаясь то серебристо – зелёной  то красноватой рябью бежали длин..ые волны.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Первые лучи солнца пробившись сквозь тучу бл..с..нули в небе и пробежали по земле. 2. Под..е..жая к оврагу я услышал издали шум крики и голос моего Савельича.  3.  Пут..ше..ствуя по разным странам мы пр..обретаем много полезных знаний.  4. Переходя из поколения в поколение из уст в уста былины дошли до нас  из глубокой старины.  5.  Высоко надо мною тяжело и резко рассекая воздух крыльями пролетел осторожный ворон.  6.  Пришлось и..ти осторожно  переступая с ноги на ногу.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Утопая в листве по колено снова осень стоит у двора.  2. Выйдя из дома Герасим тотчас  хватился Муму. 3. Разговаривая мы незаметно подошли к речке.  4. В небе т..жело обг..няя друг друга плыли серые тучи. 5. Предчу..ствуя непр..ятную встречу ворча и огляд..ваясь  Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попят..лась назад.  6. За неимением  и м..нуты свободного врем..ни  Огнев писал письма стоя.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Смотритель выпросил отпуск и не сказав никому  ни слова о своём намерени.. пешком отправ..лся

за своей дочерью.  2. Подр..стая ребёнок не только рассматривает  ил..юстраци.. в книжке Пушкина но и сам читает стихи о зелёном дубе выр..сш..м  у  лукоморья.    3. И он проверяя себя по звёздам как по комп..су  уверен..о  шёл вперёд.  4. Облака заслонив луну всё более сгущались.  5. Летучие мыши уже носились над заснувш..ми верхушками осин..ика т..инствен..о кружась и дрожа на смутном небе.  6. Резво и прямо пролетал в небе ястребёнок спеша в своё гнездо.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Услыша суд такой мой бедный соловей всп..рхнул и улетел  за тридевять полей.  2. Увлекшись поисками  грибов я потерял из виду товарищей.  3.  Скупой  теря..т всё желая всё достать.  4. Нежась и  пр..жимаясь ближе к берегам от ночного  холода  Днепр несёт серебр..н..ые  волны.  5.  Днепр спёртый дотоле порогами брал своё и шумел как море разлившись по воле.  6.  Дядья внезапно вск..чили на ноги и перегибаясь через стол стали выть и рычать на дедушку жалобно скаля зубы и встряхиваясь как собаки.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Вечерами я зад..рал голову надеясь увидеть закат.  2. Ядро зажу..ало пролетело над ними и упало позади (н..) сдел..в наез..никам  никакого вреда. 3. Человек в расстёгнутой  рубахе бежит за собакой и подавшись туловищем вперёд  падает на землю.  4. Около самых ворот стоит человек и подняв  вверх правую руку показывает на окровавлен..ый  палец. 5. В центре  растопыр..в передние ноги  и  дрожа всем телом  сидит на земле сам в..новник ск..ндала.  6.  Предчу..ствуя  неприятн..ю встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую комнату.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. По ночам  побледневшая луна  торопливо проб..ралась сквозь мутные тучи  изредк..  р..няя тревожный свет на взбаламучен..ое снежное море.  2. Протяжный  звук стлался над снегами и постепен..о нар..стая поднимался  вверх обрываясь где -то у вершин деревьев низкой  тоскливой  нотой.  3. Загудели пчёлы перелетая с цветка на цветок  и две пёстрые бабочки тоже закружились в саду словно играя друг с другом.  4. Тяжёлые намокшие грозди с..рени стряхивая с себя св..ркающие бр..л..ианты распр..млялись становясь легче  и светлее.  5. Я стоял   ничего  не замечая вокруг, время тоже словно стояло в стороне  предостав..в меня самому себе.  6.  Илюша завалившись за спину матери дремлет а иногда и совсем спит.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1. Снежинки падали на землю медленно кружась в воздухе и укрывали её пушистым ковром.  2. Солнце светило ярко заливая комнату  горячим  светом  и словно зовя на простор  пр..гревало всё сильнее с каждым часом.  3.  Взошло солнце и оз..рив просыпавш..юся степь заиграло всеми цветами радуги на р..систой  траве  покрывавш..й  всё видимое  глазом пространство.  4. Всё спало и только далёкий  месяц не спал равнодушно заливая тронут..ю морозом землю своим светом.  5.  Осень раздев лес и сковав воду  пр..крывает  землю  снежным покрывалом.  6. Одни воробьи  не  горевали и распушив пёрышки  ещё  ярос..нее  прежнего  чирикали.  

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

 1. Кое- где в об..ятиях  сумрака  дремлет  грус..ная берёзка  печально  свес..в  свои  тоненькие ветви.  2.  Выглянув в окно вы видите огромную грозовую тучу  висящ..ю над домом над дорогой  над всею степью.  3.  Уловив в голосе незн..комца тёплую душевную нотку  Каштанка  лизнула ему руку и заскулила ещё жалос..нее.  4. С воем и плачем кружась на лесных полянах зам..рая на мгновение у подножия неподвижных  дубов метель с  яростью обрушивалась на осин..ик. 5. Широкая река  ог..бала р..внину  уходящим  от меня полукругом  и стальные отблески воды  изредк.. и смутно м..рцая отмечали её течение.  6. Никогда не берись за последу..щее не усво..в пред..дущего.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.  

1.  На далёкое  пространство от берега  с моря подн..мались тёмные остовы судов вонзая в небо острые мачты с  разноцветными  ф..нарями  на вершинах.  2. (Не)пр..вычный  человек может сильно испугаться услышав в ночном лесу совин..ые крики. 3. (Не) далеко заухал филин и Ласка вздрогнув переступила осторожно несколько шагов и скл..нив (на)бок голову стала прислушиваться. 4. Оставшись один  я прежде всего уничтож..л все боевые д..кументы.  5. Длин..ая клюквен..ая плеть цепляясь за стебельки трав и неровности оплела чёрный пень. 6. Прежде никогда люди Троекурова не осмеливались шалить в пределах владений Дубровского зная приятельскую связь его с их господином.

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия»

для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Карточка 1.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

           Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.

     У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.

     Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.

     Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.

     Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…

     Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.

Карточка 2.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.

     Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

     Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.

     Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.

     Молодые ккозаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.

Карточка 3.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.

     Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

     А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

     И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.

     Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.

     В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

Карточка 4.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Прекрасная полячка так испугалась увидевши вдруг перед собою  незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

     Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.

     Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.

     Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.

     Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.

     Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.

Карточка 5.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…

     Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.

     Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

     Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.

     Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.

Карточка 6.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.

     Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.

     Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.

     Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.

     Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.

     Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

Карточка 7.

     Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

     Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.  

  И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.

  Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…

   Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.

   Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

Карточка 8.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

      Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.

   Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.

   Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.

   Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.

   Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.

Карточка 9.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.

   Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.

   Так распоряжал кошевой, и все поклонились ему в пояс и не надевая шапок отправились по своим возам и таборам…

   Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?

   Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.

Карточка 10.

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

    Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).

  Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.  

   И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.

   И стали наступать они тесно на козацкие табоы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

   Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…

Карточка 11.

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).

   Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».

   Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи!..»

   Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.

   Поникнул он теперь головою почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сдаётся мне, паны братья, умираю хорошею смертью…»

Карточка 12.

   Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

      Сам Тара увидя беду его поспешил на выручку.

   Уже голова другого Пысаренка завертевшись захлопала очами.

   Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.

   А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.

   Так школьник неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим…

   «Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.

Карточка 13.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

   А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.

   Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.

   Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».

   Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

   Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.

Дидактический материал

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

Примеры с ошибкой

Правильный вариант

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом .

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib

Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель работы:  совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки  и  исправлять их

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

1) неверное согласование причастия с определяемым словом;

Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)

2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;

Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.

Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)

Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.

2) деепричастный оборот в безличном предложении

Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.

3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

  1. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
  2. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  3. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
  4. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
  5. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
  6. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
  7. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  8. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  9. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

Задание 2.  Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

  1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
  2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
  3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
  4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
  1. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
  2. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
  3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
  4. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
  5. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3.  Отредактируйте данные предложения.

  1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
  2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
  3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
  4. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Задание 4.  Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».

7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы.

ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль деепричастных оборотов в речи?
  2. Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гта 5 ошибка при распаковке unarc dll
  • Грамматические ошибки природные условия аляски заставляют людей
  • Грамматические ошибки примеры сообщение
  • Грамматические ошибки примеры и исправления таблица
  • Грамматические ошибки примеры и исправления предложения