Грамматические ошибки задание 8 егэ презентация

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

Слайд 4

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

Слайд 5

Сравним три предложения: 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. __ + +

Слайд 6

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. 2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми. 3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек 5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике». 6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет. 7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума» 8. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». «Юность» «Деловая Москва» «Московский дворик» стать Е

Слайд 7

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря Согласно Вопреки Наперекор Подобно Наперерез Навстречу Дательный падеж (Кому? Чему?) Благодаря своим знаниям мы достигли успеха. Благодаря своих знаний мы достигли успеха. Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

Слайд 8

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи Родительный падеж (Кого? Чего?) Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Слайд 9

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО пад. по приезду по окончанию по завершению по прибытию по возвращению по истечению По приезд е По окончани и По завершени и По прибыти и По возвращени и По истечени и

Слайд 10

БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО чему? непогоде ожиданиям приказу облаку ПО = после чего-либо + предложный падеж (в чём?) по приезд е по прибыти и вздыхать, горевать, ПО + грустить, плакать, скучать, тосковать + дательный падеж (кому? чему?) Тосковать по жене ВВИДУ чего? предстоящего мероприятия

Слайд 11

Скучать по вас (местоимения в предложном падеже)

Слайд 12

Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж, смотрим на окончание, если в окончании – ю(-у), то это предложение с ошибкой.

Слайд 13

1 . Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. 2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния. 3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия. 5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. 7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. 8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

Слайд 14

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания. 11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок. 12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю. 13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута 15. По истечении срока контракта мы вернулись домой . 16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками . 17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

Слайд 15

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную. Нельзя употреблять: А) в безличном, с личными местоимениями в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Слайд 16

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться. ПРАВИЛЬНО: Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться ПРАВИЛЬНО: Занявшись определенным делом, мы добились успеха. Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах . ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. ПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Слайд 17

Алгоритм выполнения 1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в, -вши-; отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

Слайд 18

Используя примеры, мной овладели сомнения 2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля. 3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. +

Слайд 19

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Сказуемые должны быть одного вида и одного времени. В простом предложении сов. вид несов. в Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. пр. в наст. в Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса. пересказывали зашел наступит случалось

Слайд 20

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха. 2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует. 3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. 4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. 5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

Слайд 21

Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) как их ? Мы видим ребят, гулявш ими в парке. Мы видим ребят (как их ?), гулявш их в парке. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 22

2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Мы видим играющих детей с машинками. Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Мы видим впереди быстро построенное здание. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 23

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-). 2. Находим определяемое слово, задаем вопрос к причастию, выясняем, нарушено ли согласование или нет. 3. Если согласование не нарушено, то находим границы причастного оборота, выясняем, есть ли разрыв или нет. 4. Если разрыва нет, то определяем залог. Выясняем, есть ли ошибка или нет. Алгоритм выполнения

Слайд 24

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует. 3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ. 6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию. 7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы. 9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Слайд 25

Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, … 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Кто – всегда ед.ч., м.р. Тот — ед.ч., м.р. Все, те – мн.ч. Все, кто опоздал, останутся после урока. Все, кто опоздали, останется после урока. Кто, как не мать, заботилась о ребенке.

Слайд 26

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы. Все, кто пришёл в театр, был в восторге. Все, кто пришёл в театр, были в восторге. Все, кто пришли в театр, были в восторге.

Слайд 27

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2. Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. На дереве сидел шимпанзе. Пони катала в парке детей. катал

Слайд 28

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3. Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщило о результатах. МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (м.р.) МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) МИД предупредил консульство соседних стран . МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) сообщил направило сообщила предупредило

Слайд 29

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Аудитор ия долго и громко смеял и сь. 5. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Вся семья, а особенно младшие дети, ждали наступления Нового года. 6. Сочетания числительного и существительного. К нам подошли сорок один человек. Выступило на концерте двадцать три актера. Уже прошли сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли на полу. Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

Слайд 30

Алгоритм выполнения 1. Находим предложения с конструкциями. Выясняем, есть ли в них ошибки. 2. Если нет, находим несклоняемые существительные. 3. Если нет, находим все остальное, точнее, обращаем внимание на то, чем выражено подлежащее, определяем число. 4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Слайд 31

Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск. 5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? 6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот. 7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

Слайд 32

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами Нельзя нарушать парность двойных союзов 1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО… 2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК 3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А) Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. 2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов. Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. но

Слайд 33

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что? чем? Бизнесмен организовал и руководит предприятиями. 4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Я люблю рисовать и живопись. Катя стройна и очень красивая.

Слайд 34

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородными могут быть слова из одной логической группы. У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Слайд 35

1. Находим предложения с составными союзами, выясняем, нет ли ошибок в их употреблении. 2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с общим дополнением. 3. Если нет, находим однородные, выраженные разными частями речи или являющиеся разными членами предложения. Проверяем. 4. Указываем номер предложения с ошибкой. Алгоритм выполнения

Слайд 36

Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. 3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли. 6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. 9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

Слайд 37

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Петр сказал, что я задержусь дома. 2. Использование кавычек Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Анна спросила, что пойдут они в кино. он задержится он задержится дома Анна спросила, пойдут ли они в кино.

Слайд 38

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с косвенной речью. Выясняем, какое лицо употребляется. 2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи. 3. Находим ошибку. Указываем номер предлодения.

Слайд 39

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников. 2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 4. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 5. Я не заметил, что находится ли он в комнате. 6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно» 7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. 8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем». 10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

Слайд 40

9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. В полутора х километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

Слайд 41

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с числительным. 2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении. 3. Указываем номер предложения.

Слайд 42

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю. 3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли». 4. Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток. 5. Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно. 6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас

Слайд 43

10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы. Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Слайд 44

Алгоритм выполнения 1. Находим сложное (сложноподчиненное предложение). 2. Выясняем, есть ли неверное употребление союзов, союзных слов, указательных слов. 3. Указываем номер предложения с ошибкой

Слайд 45

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. 2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь. 3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали. 6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 7. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

Грамматические ошибки ЕГЭ. Задание 8 Наталия Георгиевна Покровская

Грамматические ошибки

ЕГЭ. Задание 8

Наталия Георгиевна Покровская

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением Приложение  – это определение, выраженное существительным. Например, названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Роман (какой?) «Преступление и наказание» Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Приложение  – это определение, выраженное существительным. Например, названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д.

Озеро (какое?) Байкал. Роман (какой?) «Преступление и наказание»

Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
  • В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
  • В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже .  определяемое слово не должно входить в причастный оборот.  не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже .
  • определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду.
  • Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
  • Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
  • Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду.
  • Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
  • Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Деепричастие обозначает дополнительное действие , которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает дополнительное действие , которое совершает подлежащее.

Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым.

Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался.

  • Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
  • Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
  • Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) Приехав в Москву, мне стало грустно. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
  • Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
  • Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
  • Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
  • Приехав в Москву, мне стало грустно.
  • Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым   Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову:

ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

  • Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
  • В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Кресло-качалка отремонтировано. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Кресло-качалка отремонтирована.  [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
  • Кресло-качалка отремонтировано.
  • [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
  • ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
  • Кресло-качалка отремонтирована.
  • [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Неправильное построение предложения с косвенной речью   При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Неправильное построение предложения с косвенной речью   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю смешение прямой и косвенной речи.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

смешение прямой и косвенной речи.

Ошибки в построении предложения с однородными членами   Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом. Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Ошибки в построении предложения с однородными членами

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма)

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

Ошибки при построении сложного предложения 1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли , выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Ошибки при построении сложного предложения

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли , выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Ошибки при построении сложного предложения ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО 1. [В письме говорилось], ( что в город, ( которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский). 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). При таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом. 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание).

Ошибки при построении сложного предложения

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

1. [В письме говорилось], ( что в город, ( которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

При таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом.

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без   - Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) - Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) - Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим . Предлоги в -из, на — с (уметь различать).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без

— Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) — Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) — Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим .

  • Предлоги в -из, на — с (уметь различать).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам Благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока. По истечении срока. По прибытии поезда. По приезде. В город – из города Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств Благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока. По истечению срока. По прибытию поезда. По приезду. С города

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
  • Благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
  • По окончании срока. По истечении срока. По прибытии поезда. По приезде.
  • В город – из города
  • Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
  • Благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
  • По окончанию срока. По истечению срока. По прибытию поезда. По приезду.
  • С города

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату. Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.
  • Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Нарушение управления   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Он всегда уделял внимание своему здоровью. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Нарушение управления

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Он всегда уделял внимание своему здоровью.
  • Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
ЕГЭ по русскому языку

Презентация на урок — разбор задания № 8 ЕГЭ по русскому языку.

Автор: Чукмаркина Е. Ю.

→ скачать презентацию

→ практика

→ разбор задания №8

Виды грамматических ошибок, рассмотренных в презентации:

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами.

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

9. Ошибка в употреблении имени числительного.

10. Ошибка в построении сложного предложения.

Связанные страницы:

1. Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки.

2.

3. 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

• Предлоги «Благодаря»,
«Согласно», «Вопреки»,
«Наперекор» употребляются только с
дательным падежом.
• Предлог «По» в значении «после»
употребляется с предложным падежом:
«По уходе барина, по окончании пьесы».

4. «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» кому? чему?

«Благодаря», «Согласно»,
«Вопреки», «Наперекор» кому?
чему?
Знания
Обстоятельства
Расписание
Прогноз
Приказ
Соглашение
Закон

5. По (в знач. после)

Прибытие
Прилет
Приезд
Окончание
Завершение
Возвращение
И, Е, Е, И, И, И

6. Найди ошибки:

• Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от
главного диспетчера аэропорта.
• По приезду в город мы остановились в маленькой уютной
гостинице.
• Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.
• По окончанию праздника участники начинают мастерить новые
фонари на будущий год.
• Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга
Гоголь поселился в доме писателя.
• Описывать о происшествии.
НО!!!! Заведующий поликлиники принял нас быстро.

7.  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 

2. Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым.
Все, те — местоимения
множественного числа.
Вам только останется правильно
соединить подлежащие и сказуемые. «Все,
кто опоздал, извинился».
Соединяем: все извинился, кто опоздал.
Первой пары быть не может.
Грамматическая ошибка.

8. 1. Выделить ГО.2 вида ошибок:

• не совпадает число подлежащего и сказуемого;
Те, кто придут позже, займут свободные места.
Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на
установление истины.
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
• не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
Сложности:
Аббревиатуры – род по главному слову!
ООН объявил о войне.
МГУ сделано красиво.
Кресло-качалка отремонтировано – смотрим на 1 слово!

9. 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

3. Нарушение в построении
предложения с несогласованным
приложением.
Приложение — это названия в кавычках.
Если они идут сами по себе, отдельно, то
названия в кавычках могут склоняться.
Например, в «Известиях» пишут…
Если они идут вместе с их главным словом, то
название не склоняется. В газете
«Известия» пишут…
ИСКЛЮЧЕНИЕ: в городе (селе, деревне,
хуторе, реке) Москве

10. Тренируемся!

• В
Роман «Война и мир»
«Война и мир»
Журнал «Огонек»
«Огонек»
Рассказ «Крыжовник»
«Крыжовник»

11. Исправьте ошибки!

• О своём отношении к классической музыке
В.П. Астафьев написал в очерке
«Постскриптуме».
• Утром ребята уже были на туристической базе
«Радуге».
• Мы встретились, отъехав от города Сочей
несколько километров.
• Я учился в КФУ в городе Елабуга.
• Я люблю город Москва.
• Я думаю о селе Большие Сорочинцы.

12. 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Объединении двух глаголов одним
общим дополнением.
Делать это надо очень аккуратно.
Потому что одним глаголам требуется после
себя дополнение в винительном, другим —
в творительном падеже. Объединять мы
можем только глаголы, требующие
дополнение в одном и том же падеже.
Он обратился и получил помощь от Пети.

13. 3 вида ошибок

1.
Дополнение к 2 однородным членам .Проще говоря, общее существительное.
Рыбаки надеялись и верили во спасение.
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
2. Двойные союзы.
Как…, так и….
Не только…, но и…
…., а также…
ВНИМАНИЕ!!!
Книга дает пищу не только уму, но и пробуждает душу.
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор,
который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
3.Формы однородных членов.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

14. 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие — это часть речи (или форма глагола), которая
показывает добавочное действие.
Например, вы идёте в школу. Это ваше главное действие,
ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку
и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно
совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?
Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать,
слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни.
что делая? что сделав?
Кто совершает оба действия: основное и добавочное?
Вы. То есть, один и тот же человек.
Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное
действие?
Подлежащее.

15. 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 2 вида ошибок.

Гуляя по парку, я пел.
Говоря о богатстве языка, в аудитории началась
дискуссия.
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала
безмятежно.
Решая тест, прочитайте задание.
Уходя со смены, рабочими проверяется
оборудование фабрики.

16. 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастный оборот. Он зависит от
определяемого слова. Найдите определяемое
слово и задайте от него правильный вопрос.
«Он возглавил восстание повстанцев,
стремящееся изгнать колонизаторов». Кто
стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы,
конечно. Слово нашли. Зададим от него
правильный вопрос. Повстанцев какИХ?
Видите окончание вопроса? Вот и у причастия
оно должно быть таким же. Значит, в
предложении была ошибка. Правильно
сказать «повстанцев, стремящихся».

17. 3 вида ошибок с причастным оборотом.

• Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для
лечения простуды и заживления ран.
• В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной
правдой.
• Пришедший Васильевич к нам смеялся.
• Поражающий парк в Павловске своей красотой давно
привлекает внимание туристов.
• Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от
созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

18. 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

В косвенной речи основные ошибки
связаны с неправильным средством связи
или неправильным употреблением
местоимения.
«Ведьмак напомнил Лютику, как
сражался с подводными чудовищами и
потом вытащил тебя за шкирку из воды».
Местоимение «тебя» здесь неуместно,
надо «его».

19. Тренируемся!

Сравните:
Есенин говорит: «Я лучший поэт деревни».
С.Есенин говорит, что он лучший поэт деревни.
Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не
безразлична судьба России.
Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы
исчерпать тему Байкала.
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими
спинами.

20. 8. Ошибка в построении сложного предложения.

• Союзное слово «который» относится к
ближайшему перед ним существительному
того же рода;
• Составные союзы не должны быть
искаженными;
• В предложении нельзя употреблять лишние
союзы.

21. 3 вида ошибок:

1. Лишние союзы:
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные
выстрелы.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь,
что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона
Вырина в повести «Станционный смотритель».
2. Неправильные союзы:
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
3. Нарушение согласования – в роде, числе:
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема
сохранения культурного наследия.

22. 9. Ошибка с числительным.

• У сложных числительных склоняются обе части
слова, а у порядковых числительных
изменяется только последнее слово.
• Числительное «оба» употребляется только с
существительными, имеющими форму
единственного числа.
• Числительные «двое», «трое» и др. не
употребляются с существительными женского
рода и со словами, обозначающих взрослых
животных.

23.

• Трое спортсменок выступили очень удачно.
• Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды
четыре суток.
• На поляну вышли четыре медвежата.

Готовимся к ЕГЭ

по русскому языку

Задание 8 ЕГЭ 2019

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью

9. Ошибка в употреблении имени числительного

10. Ошибка в построении сложного предложения

Повторим теорию

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В романе «Преступление и наказание» используется прием двойничества.

В «Преступлении и наказании» используется прием

двойничества.

В романе «Преступлении и наказании» используется прием двойничества.

Ошибка: при определяемом слове приложение в

косвенном падеже.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом

(повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Сравним три предложения:

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

__

+

+

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.
3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек
5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике».
6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет.
7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума»
8. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

«Юность»

«Деловая Москва»

«Московский дворик»

статьЕ

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление падежной формы имени

существительного при производных предлогах

Благодаря

Согласно

Вопреки

Наперекор

Подобно

Наперерез

Навстречу

Дательный падеж (Кому? Чему?)
Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.
Благодаря своих знаний мы достигли успеха.
Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами

Ввиду
Вследствие
В случае
При условии
При помощи
Родительный падеж (Кого? Чего?)
Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.
Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют
вопросов ПРЕДЛОЖНОГО пад.
по приезду
по окончанию
по завершению
по прибытию
по возвращению
по истечению
По приезде
По окончании
По завершении
По прибытии
По возвращении
По истечении

БЛАГОДАРЯ

ВОПРЕКИ

СОГЛАСНО

ПОДОБНО

чему?

непогоде

ожиданиям

приказу

облаку

ПО

= после чего-либо

+ предложный падеж

(в чём?)

по приезде

по прибытии

вздыхать, горевать,

ПО +

грустить, плакать,

скучать, тосковать

+ дательный падеж

(кому? чему?)

Тосковать

по жене

ВВИДУ

чего?

предстоящего мероприятия

Скучать по вас

(местоимения в

предложном

падеже)

Алгоритм выполнения

1. Находим производный предлог, определяем
падеж слова, к которому относится этот предлог.
2. Если падеж не соответствует, то это
предложение с ошибкой.
3. Если ошибок с производными предлогами нет,
то находим сочетание с ПО, определяем
падеж, смотрим на окончание, если в окончании
–ю(-у), то это предложение с ошибкой.

1. Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.

2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния.

3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия.

5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.

6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.

7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.

8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.

12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю.

13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута

15. По истечении срока контракта мы вернулись домой.

16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

3. Ошибка в построении предложения
с деепричастным оборотом

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое.

Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял

2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

Нельзя употреблять:

А) в безличном, с личными местоимениями

в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.)

Изучая арифметику, мне стало интересно.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

ПРАВИЛЬНО:

Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться

ПРАВИЛЬНО:

Занявшись определенным делом, мы добились успеха.

Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах.

ПРАВИЛЬНО:

Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.

ПРАВИЛЬНО:

Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Алгоритм выполнения

1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,
-вши-; отвечают на вопросы что делая? Что
сделав?)
2. Как правило, в начале предложения, перед
подлежащим или сказуемым.
3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные.
4. Если разные предметы выполняют действия
или предложение безличное с личными
местоимениями в косвенных падежах, то это
предложение с ошибкой.

  • Используя примеры, мной овладели сомнения
  • 2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

    3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.

    4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

    5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

    6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

    7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным.

    8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

+

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Сказуемые должны быть одного вида и одного времени.

  • В простом предложении
  • сов. вид несов. в

    Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет.

    пр. в наст. в

    Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание.

    2. В сложном предложении.

    Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг.

    В жизни случается разное, но и были чудеса.

пересказывали

зашел

наступит

случалось

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.

2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует.

3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё.

4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома.

5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.

6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей

гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

5. Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом

  • Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание)
  • каких?

    Мы видим ребят, гулявшими в парке.

    Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2. Ошибка в разрыве причастного оборота.

Мы видим играющих детей с машинками.

Мы видим играющих с машинками детей.

3. Ошибка в неверном употреблении залога

причастия (страдательное или действительное)

Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может)

Мы видим впереди быстро построенное здание.

Алгоритм выполнения

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-).

2. Находим определяемое слово, задаем вопрос

к причастию, выясняем, нарушено ли

согласование или нет.

3. Если согласование не нарушено, то находим

границы причастного оборота, выясняем, есть ли

разрыв или нет.

4. Если разрыва нет, то определяем залог.

Выясняем, есть ли ошибка или нет.

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.

3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.

4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ.

6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию.

7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.

10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Связь между подлежащим и сказуемым может

быть нарушена в числе и роде.

1. Конструкции типа

Те, кто …, …

Все, кто …, …

Тот, кто …, …

Кто, как не …, …

Кто – всегда ед.ч., м.р.
Тот — ед.ч., м.р.
Все, те – мн.ч.

Все, кто опоздал, останутся после урока.
Все, кто опоздали, останется после урока.
Кто, как не мать, заботилась о ребенке.
Подлежащее и сказуемое
должны быть согласованы.

Все, кто пришёл в театр, был в восторге.

Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

Все, кто пришли в театр, были в восторге.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2. Употребление несклоняемых

существительных (нарушение рода)

А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,

кенгуру – м.р.

Б) названия продуктов, растений: кольраби,

брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.

В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,

Миссисипи, Миссури – ж.р.

На дереве сидел шимпанзе.

Пони катала в парке детей.

катал

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3. Употребление аббревиатур (нарушение рода)

МГИМО сообщило о результатах.

МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (м.р.)

МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания.

МГУ – Московский государственный университет (м.р.)

МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район.

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.)

ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах.

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.)

МИД предупредил консульство соседних стран.

МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.)

сообщил

направило

сообщила

предупредило

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)

Аудитория долго и громко смеялись.

5. Если есть уточняющие члены предложения при

подлежащем.

Вся семья, а особенно младшие дети, ждали наступления Нового года.

6. Сочетания числительного и существительного.

К нам подошли сорок один человек.

Выступило на концерте двадцать три актера.

Уже прошли сто лет со дня рождения поэта.

Большинство предметов стояли на полу.

Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с конструкциями.

Выясняем, есть ли в них ошибки.

2. Если нет, находим несклоняемые

существительные.

3. Если нет, находим все остальное, точнее,

обращаем внимание на то, чем выражено

подлежащее, определяем число.

4. Находим предложение с нужной ошибкой.

  • Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
  • Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.
  • 3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

    4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности,

    благословляет на творческий поиск.

    5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком?

    6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот.

    7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

    8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

    9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

  • Нельзя нарушать парность двойных союзов
  • 1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО…

    2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК

    3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

    4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А)

    Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии.

    2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов.

    Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

    Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

но

7. Нарушение в построении предложения
с однородными членами

3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что?

чем?

Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.

4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Я люблю рисовать и живопись.

Катя стройна и очень красивая.

7. Нарушение в построении предложения
с однородными членами

5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения.

Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.

Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро

товары подорожают.

4. Однородными могут быть слова из одной логической группы.

У автомобиля новые диски и отличные скоростные

показатели.

6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с составными союзами,

выясняем, нет ли ошибок в их употреблении.

2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с

общим дополнением.

3. Если нет, находим однородные, выраженные

разными частями речи или являющиеся разными

членами предложения. Проверяем.

4. Указываем номер предложения с

ошибкой.

  • Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
  • Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
  • 3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда

    4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

    5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

    6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.

    7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.

    8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности.

    9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

8. Неправильное построение предложения
с косвенной речью

Косвенная речь – это переделанная прямая речь в

сложноподчиненное предложение без кавычек.

1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.

Петр сказал, что я задержусь дома.

2. Использование кавычек

Петр сказал, что «я задержусь дома».

3. Если в прямой речи была вопросительная реплика,

то в предложении используется союз ЛИ.

Анна спросила, что пойдут они в кино.

он задержится

он задержится дома

Анна спросила, пойдут ли они в кино.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с косвенной речью.
Выясняем, какое лицо употребляется.
2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи.
3. Находим ошибку. Указываем номер
предлодения.

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.

2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?

3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.

4. Я с удивлением спросил, что где же крепость.

5. Я не заметил, что находится ли он в комнате.

6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно»

7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.

8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем».

10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

9. Ошибка в употреблении имени числительного

1. Употребление числительных полтора, полторы,

полтораста.

Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.

В полутора х километрах от нас находилась деревня.

2. Числительные ОБА, ОБЕ

С обоими подругами мы зашли в кафе.

3. Собирательные числительные

Трое книг лежало на полке.

Двадцать двое суток добирались до берега.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с числительным.

2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении.

3. Указываем номер предложения.

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.

2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю.

3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли».

4. Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток.

5. Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас

10. Ошибка в построении сложного предложения

1. В предложении нельзя употреблять одновременно

сочинительные и подчинительные союзы.

Как только начался урок, но мы все сразу встали.

2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что

насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)

Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде

Наташи.

Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.

3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы):

Отец узнал то, что рейс задержится.

Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.

4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.

Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Алгоритм выполнения

1. Находим сложное (сложноподчиненное

предложение).

2. Выясняем, есть ли неверное употребление

союзов, союзных слов, указательных слов.

3. Указываем номер предложения с ошибкой

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие.

2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.

3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог.

4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали.

6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.

7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.

8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки егэ шпаргалки
  • Грамматические ошибки практические задания
  • Грамматические ошибки егэ теория таблица русский
  • Грамматические ошибки памятка
  • Грамматические ошибки егэ правила