Гуманитарные университеты рассадники просвещения ошибка

Львиная часть премии досталась руководителям лексическая ошибка

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

  • из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
  • из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
  • латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
  • ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.

Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:

  • сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
  • замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
  • совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.

Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.

НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ

Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:

Неправильно

Правильно

Эти функции поручаются классному руководителю
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют

Эти функции возлагаются на классного руководителя

Он одел пальто и вышел на улицу
Одеть можно кого-то, например ребёнка

Он надел пальто и вышел на улицу

Необходимо повысить подготовку специалистов
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить

Необходимо улучшить подготовку специалистов

Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях

Половина не может быть большей или меньшей

Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка

Лексическая норма

1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)

1. За истекший период нами были проведены осушительные работы

2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов)

2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным

3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)

3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Помогите пожалуйста! Исправьте предложения, устранив ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.

Помогите пожалуйста!
Исправьте предложения, устранив ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.
1. Невооруженным взглядом видно, что вода в реке загрязненная. 2. Напрягая все свои возможности, они достигли в жизни многого. 3. Это произведение до глубины души меня удивило. 4. Этот человек живет как сыр в масле. 5. Львиную часть работы они уже сделали. 6. Телевидение имеет большое влияние на молодежь. 7. Писатель идет в ногу со своим временем. 8. Неправильное ударение в слове может поставить суд в заблуждение. 9. Руководитель просто обязан брать инициативу на себя.

1. Невооруженным взглядом видно, что вода в реке загрязнена. 2. Напрягая все свои силы, они достигли в жизни многого. 3. Это произведение потрясло меня до глубины души. 4.Этот человек катается как сыр в масле. 5. БОльшую часть работы они уже сделали. 6. Телевидение оказывает большое влияние на молодежь. 7. Писатель идет в ногу со временем. 8. Неправильное ударение в слове может ввести суд в заблуждение. 9. Руководитель просто обязан брать инициативу.

1 загрязнена 8 ввести суд 9 взять инициативу остальные не знаю

Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка

Темы и планы практических занятий

Орфоэпические нормы русского литературного языка

1. Дайте определение «языковой нормы». Почему языковая норма считается центральным понятием речевой культуры?

2. Кто создает языковые нормы? Перечислите источники формирования языковых норм.

3. Дайте развернутую характеристику орфоэпической норме современного русского литературного языка. В чем трудность русского ударения?

Литература для конспектирования (по выбору):

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 71- 89.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С. 5 — 11.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 25 – 31.

4. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 112-118.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз и лит» . – 2-е изд., испр.- М.: Высш.шк., 1988., С. 41-83.

6. Русский язык и культура речи: Учебник Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-283.

Практикум

Задание 1. Прочитайте диалог. Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, обратите внимание на правильное произношение.

— Добрый день, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку?

— Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?

— Я тоже занята: у меня много дел в компьютерномклассе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

— Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццериии купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтелии салат, а на завтрак — яичницу.

— Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и тортыкупить. Какой большой выбор тортов!

— Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

— Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

— Пожалуй, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. Проверьте правильность выполнения по словарю.

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.

Задание 3.

Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный)- характерный (типичный, особенный).

2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Атлас – атлас, броня – броня, запасник – запасник, кругом – кругом, подвижный – подвижной, занятый – занятой, безобразный – безобразный, кирка – кирка.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

1. Аргумент, аристократия, астроном, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), валовой, волк (волка), гравер, гренадер, гусь (гуся), диагноз, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь), злоба.

2. Иероглиф, издавна, импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш, комбайнер, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, набело, наголо, надолго, намерение, облегчить, озлобленный, отчасти, пахота, постамент, похороны (на похоронах), премировать, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь, русло.

3. Сантиметр, свекла, симметрия, сирота (сироты), созыв, сосредоточение, средство (мн. ч. средства), статуя, стенография, столяр, усугубить, феномен, щавель.

Задание 5.

Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? При работе используйте орфоэпический словарь.

Желоб, желчь, жернов, маневр, опека, острие, платежеспособный, афера, брюки клеш, скабрезный анекдот, тонкошерстная порода, шлем, щелочь, гравер, житие, одновременный, бытие, никчемный, ерничать, платежеспособный, забеленный, зев, иноплеменный, оседлый, околесица, завороженный, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, запеченный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный, белесый.

Задание 6. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е. При работе пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Мягкое произношение Вариантное произношение Твердое произношение
[Д’]емагог [д’]епо — [дэ]по [дэ]нди

Адекватный; альтернатива; анемия; антенна; антисептика; атеист; ателье; берет; бутерброд; бизнес; гипотеза; гантели; дебют; дебет; девальвация; декан; декада; декларация; депрессия; диспансер; интеграция; индекс; кодекс; интервью; кредо; компресс; компьютер; лотерея; менеджер; патент; портмоне; проект; пресса; протеже; темп; тенденция; термин; тезис; термос; тент; террор; фанера; фланель; экспресс; энергия.

Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка

1. Виды норм русского литературного языка.

2. Характеристика лексических, грамматических, синтаксических норм.

Литература для конспектирования (по выбору):

1. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С.11-28.

2. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 118-125.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 31 – 44.

4. Русский язык и культура речи: Учебник Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2000. – С.324 – 339.

Практикум

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Прокомментируйте свой ответ. Например: Наступила война. Исправляем: Началась война (смысловая ошибка, так как наступает то, что неизбежно, закономерно)

1) Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не время уповать на лаврах. 3) И вновь команда университета одержала первенство. 4) Правительство предпринимает усилия по стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы постоянно находятся в поле внимания ученых. 6) В планах сельчан возведение свинарника. 7) Львиная часть премии досталась руководителям. 8) Пока суть да дело, устаревшие курсы из года в год включаются в учебные планы. 9) От подобных сцен мороз по коже продирает. 10) Моя автобиография не представляет интереса для читателя. 11) Смешанное чувство досады и недоумения вызывают действия нашей администрации. 12) Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия. 13) Продолжительность процесса длится несколько минут. 14) Разрешите поднять тост. 15) Данная тема имеет для нас несомненный интерес. 16) В монографии красной линией проходит мысль о сращении данных процессов. 17) Гуманитарные университеты — рассадники просвещения.

2. Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.

1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567 (наименование) в список добавили еще 1033 (наименование). 9) В трех зрительных залах – по 70 (место). 10) Потери составили более 843 (килограмм).

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/2032609

http://allrefrs.ru/5-4012.html

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н.А. Даренская, Н.Н. Буянкина
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методическое пособие

Барнаул 2010

УДК 82.085
Рецензент – канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы АлтГПА, Т.И. Киркинская.
Н.А. Даренская. Русский язык и культура речи: методическое пособие / Н.А. Даренская, Н.Н. Буянкина. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. 95 с.
Методическое издание включает систему заданий, способствующих успешному освоению студентами основных разделов дисциплины «Русский язык и культура речи».

Содержит планы занятий, тесты и контрольные работы по изучаемой теме. Система практических занятий разработана в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Основные разделы курса «Нормы современного русского языка», «Функциональные стили речи», «Риторика», «Деловой этикет», «Выразительные средства языка» объединены единой системой заданий. Пособие рассчитано на 17- 32 часа(ов) аудиторных занятий.

Выполнение заданий поможет студентам в их подготовке к централизованному интернет-тестированию.

В представленных тестовых и контрольных заданиях наиболее полно отражен теоретический материал курса «Русский язык и культура речи». Предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией ЦГО АГАУ (протокол № 18 от 15 февраля 2010 г.).

© Даренская Н.А., Буянкина Н.Н., 2010

© ФГОУ ВПО АГАУ, 2010

Оглавление
Раздел 1. Темы и планы практических занятий……………………………..4

1.1 Орфоэпические нормы русского литературного языка………….4

1.2. Лексические, грамматические, синтаксические нормы

литературного языка…………………………………………….…6

1.3. Функциональные стили речи……………………………………..10

1.4. Этика речевого общения. Деловой этикет………….. ………….12

1.5. Основы ораторского искусства…………………………………..16

1.6. Богатство, разнообразие и выразительность речи……..………..17

1.7. Официально-деловая письменная речь…………………………. 23

Раздел 2. Тестовые задания по основным разделам дисциплины…………25

2.1. Функциональные стили речи. Этика речевого

общения………………………………………………………….25

2.2. Основы ораторского искусства………………………………… 29

2.3. Выразительные средства языка……………………………… . 31

2.4. Официально-деловая письменная речь……………………… 37

Раздел 3. Контрольные работы……………………………………………….40

Вариант 1……………………………………………………………..40

Вариант 2……………………………………………………………..43

Вариант 3……………………………………………………………..45

Вариант 4……………………………………………………………..48

Вариант 5……………………………………………………………..50

Вариант 6……………………………………………………………..54

Вариант 7……………………………………………………………..57

Вариант 8……………………………………………………………..61

Вариант 9……………………………………………………………..65

Вариант 10…………………………………………….. …………….68

Приложение 1. Демонстрационный вариант интернет-экзамена……………71

Приложение 2. Конкурсные задания олимпиады по русскому

языку и культуре речи……………………………………….83

Библиографический список………………………………………………… 94
Раздел 1. Темы и планы практических занятий

1.1. Орфоэпические нормы русского литературного языка

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение «языковой нормы». Почему языковая норма считается центральным понятием речевой культуры?

2. Кто создает языковые нормы? Под влиянием каких условий языковые нормы могут изменяться? Приведите примеры подобных изменений.

3. Дайте развернутую характеристику орфоэпической норме современного русского литературного языка: а) произношение согласных, б) произношение заимствованных слов, в) особенности русского ударения.
Литература для конспектирования (по выбору):

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 71- 89.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С. 5 — 11.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 25 – 31.

4. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 112-118.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз и лит» . – 2-е изд., испр.- М.: Высш.шк., 1988., С. 41-83.

6. Русский язык и культура речи: Учебник Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-283.

Практикум
Задание 1. Прочитайте диалог. Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, обратите внимание на правильное произношение.
— Добрый день, Ольга Ильин

ична, Вы в библиотеку?

— Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никит

ична?

— Я тоже занята: у меня много дел в компью

терном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

— Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак — яичницу.

— Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бу

тербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

— Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

— Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

— Пожалуй, вы правы.
Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. Проверьте правильность выполнения по словарю.
Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.
Задание 3.

Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

  1. ^ Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный)- характерный (типичный, особенный).

  1. ^ Составьте с ними предложения.

Атлас – атлас, броня – броня, запасник – запасник, кругом – кругом, подвижный – подвижной, занятый – занятой, безобразный – безобразный, кирка – кирка.
Задание 4. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

  1. Аргумент, аристократия, астроном, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), валовой, волк (волка), гравер, гренадер, гусь (гуся), диагноз, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь), злоба.
  2. Иероглиф, издавна, импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш, комбайнер, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, набело, наголо, надолго, намерение, облегчить, озлобленный, отчасти, пахота, постамент, похороны (на похоронах), премировать, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь, русло.
  3. Сантиметр, свекла, симметрия, сирота (сироты), созыв, сосредоточение, средство (мн. ч. средства), статуя, стенография, столяр, усугубить, феномен, щавель.

Задание 5.

Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? При работе используйте орфоэпический словарь.

Желоб, желчь, жернов, маневр, опека, острие, платежеспособный, афера, брюки клеш, скабрезный анекдот, тонкошерстная порода, шлем, щелочь, гравер, житие, одновременный, бытие, никчемный, ерничать, платежеспособный, забеленный, зев, иноплеменный, оседлый, околесица, завороженный, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, запеченный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный, белесый.

Задание 6. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е. При работе пользуйтесь орфоэпическим словарем.
Образец:

^ Вариантное произношение Твердое произношение
[Д’]емагог [д’]епо — [дэ]по [дэ]нди

Адекватный; альтернатива; анемия; антенна; антисептика; атеист; ателье; берет; бутерброд; бизнес; гипотеза; гантели; дебют; дебет; девальвация; декан; декада; декларация; депрессия; диспансер; интеграция; индекс; кодекс; интервью; кредо; компресс; компьютер; лотерея; менеджер; патент; портмоне; проект; пресса; протеже; темп; тенденция; термин; тезис; термос; тент; террор; фанера; фланель; экспресс; энергия.
^

Контрольные вопросы:

  1. Виды норм русского литературного языка.
  2. Характеристика лексических, грамматических, синтаксических норм.

Литература для конспектирования (по выбору):
1. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С.11-28.

2. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 118-125.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 31 – 44.

4. Русский язык и культура речи: Учебник Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2000. – С. 324 – 339.
Практикум

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Прокомментируйте свой ответ. Например: Наступила война. Исправляем: Началась война (смысловая ошибка, так как наступает то, что неизбежно, закономерно)

1) Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не время уповать на лаврах. 3) И вновь команда университета одержала первенство. 4) Правительство предпринимает усилия по стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы постоянно находятся в поле внимания ученых. 6) В планах сельчан возведение свинарника. 7) Львиная часть премии досталась руководителям. 8) Пока суть да дело, устаревшие курсы из года в год включаются в учебные планы. 9) От подобных сцен мороз по коже продирает. 10) Моя автобиография не представляет интереса для читателя. 11) Смешанное чувство досады и недоумения вызывают действия нашей администрации. 12) Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия. 13) Продолжительность процесса длится несколько минут. 14) Разрешите поднять тост. 15) Данная тема имеет для нас несомненный интерес. 16) В монографии красной линией проходит мысль о сращении данных процессов. 17) Гуманитарные университеты — рассадники просвещения.

^

1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567 (наименование) в список добавили еще 1033 (наименование). 9) В трех зрительных залах – по 70 (место). 10) Потери составили более 843 (килограмм).

^

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4. Город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.

^

1) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 2) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 3) Два инфаркта подорвало его здоровье. 4) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта. 5) Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. 6) Для Блока все старое, все образы старого мира — враждебно. 7) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 8) У нас в стране очень плохая экология. 9) Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 10) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. 11) Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру.

^

Национализм (воинственный — воинствующий); ужин (дружеский — дружественный); платье (эффектное — эффективное); человек (фанатичный — фанатический); характер (взрывной — взрывчатый); муки (нестерпимые — нетерпимые); почва (глинистая — глиняная).

^

1) Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома. 2) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай. 3) Чтобы хоть как-то скрасить этих обделенных судьбой детей, мы решили провести для них детский праздник. 4) В стране еще много проблем, поэтому нам предстоит обсудить целую кучу законодательных инициатив. 5) Львиная часть работы была уже выполнена. 6) В нашем городе начинают свою работу участковые избирательные кампании. 7) Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 8) В город ему пришлось ехать окружным путем. 9) Мне было грустно читать о несчастной героине Тургенева: о ее жизни, повадках и характере. 10) По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей. 11) Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей. 12) Поэма эта является пиком в творчестве поэта. 13) Рисунки получились немного неудачливые. 14) Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях. 15) Не из-за чего было ломать дрова.

^

1. К 15 мая в хозяйстве вспахано более 1750 (гектары). 2. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6. Каждому члену бригады было выплачено дополнительно по 78 (рубли). 7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 (поросята). 8. Для школьных мастерских куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 9. Сдано в ремонт (часы – 24). 10. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 13. Ответ пришел только через (52 – сутки, день).

8. Подчеркните лишнее слово в синонимическом ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать; воплотить, реализовать, привести, осуществить; употреблять, использовать, находиться, применять; храбрый, веселый, отважный, бесстрашный; обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый; мысли, думы, размышления, чувства.

^

Вежливый, вечность, возникать, гигант, движение, естественный, забывать, завязывать, знание, искренность, истина, красивый, мирить, надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, частый.

^

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.
^

Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый.

^
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь);. превосходство (над кем-нибудь); преимущество (пере кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь); обращать внимание (на что) ; уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).

^

Боа, гороно, депо, Дели, иваси, какао, колибри, Капри, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе, авеню, алиби, атташе, бикини, виски, антресоль, жалюзи, пенальти, пенсне, рандеву, рантье, рефери, салями, пони, толь.
^

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, доли, гектары, грузины, дяди, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, цапли, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли, донья (дно), петли.

^ :

респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр; мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

^

Контрольные вопросы:

  1. Стили современного русского языка: сфера функционирования, языковая характеристика.
  2. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
  3. Ошибки, связанные с нарушением стилистических норм.

Литература для конспектирования (по выбору):
1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 59 -68.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С. 32-44.

3. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 198 – 225.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000., С. 73-93.
Практикум

Задание 1. Заполните таблицу:

Стили Цель, задачи Сфера применения Жанры и подстили Языковые особенности
  1. Научный
  1. Официально-деловой
  1. Публицистический
  1. Разговорный
  1. Художественный

^

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

Задание 3. Устраните лексические и стилистические недочёты.

1. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесённого в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 2. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 3. Третий товарный сорт яблок охватывает всю пригодную для использования ( в основном для переработки) продукцию, но не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 4. Институт получает вещества, определяющие игривость шампанского. 5. Петр Васильевич высказал, что обувь комбината пользуется большим спросом. 6. Комиссия установила, что вследствие конструктивных и производственных дефектов плит перекрытия нередки случаи промерзания стен и потолков.

Задание 4. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, март месяц, необычный феномен, период времени.

Задание 5. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

1. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он был доставлен в больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 3.Тот факт, что в “Динамо” плохо пестуют смену, ещё раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. 4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный приём. 5. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 6. Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. 7.Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним.

^

Контрольные вопросы:

  1. Понятие речевого этикета.
  2. Формулы речевого этикета и их использование в конкретных речевых ситуациях.
  3. Основы делового этикета: подготовка и ведение деловых бесед; ведение делового телефонного разговора.

Литература для конспектирования (по выбору):
1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 139 -162.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С. 49-70

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. — М.: «Ось 89», 2000. – 240 с.;

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С.149-175.

5. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 36-75.
Практикум

Задание 1. Объясните этикетные нормы использования обращений «господин», «госпожа». Приведите примеры.
Задание 2. Укажите существующие этикетные формулы выражения благодарности.
Задание 3. Сформулируйте правила очередности приветствия: первыми приветствуют… .
Задание 4. Выберите из скобок нужные выражения и поставьте их вместо точек.
Студент ждет незнакомого ему преподавателя Степанову около аудитории, чтобы получить разрешение присутствовать на занятиях.
-… (Простите. Извините.)

  • … (Что вам угодно? Вы ко мне? Что вам? Пожалуйста, я вас слушаю. Да, пожалуйста.)
  • …(Здравствуйте. Добрый день.)
  • …(Очень рада вас видеть. Какая встреча! Здравствуйте!)
  • …( Если не ошибаюсь, товарищ Степанова? Вы преподаватель Степанова? Вы случайно не Степанова?)
  • … ( Да, вы не ошиблись. Именно.)
  • … ( Будем знакомы. Давайте познакомимся. Разрешите представиться. Я Сергей Иванов.)
  • …Я вас слушаю… ( Иванов, студент Иванов, Сергей Иванов).
  • … ( Простите, я не знаю вашего имени-отчества. (Позвольте узнать ваше имя-отчество.)
  • Нина Александровна.
  • … (Очень рад. Очень приятно). Нина Александровна, я хочу просить разрешения присутствовать на ваших занятиях. Дело в том, что моя дипломная работа посвящена философии античного периода, а у вас сегодня как раз эта тема.
  • Пожалуйста, ничего не имею против.

Задание 5. Прочитайте примеры. Объясните использование выражений неопределенного отказа.

  1. Я постараюсь выступить у вас с лекцией, но точно не обещаю.
  2. Пока я еще не знаю, буду ли я свободен в пятницу вечером.
  3. Может быть, я зайду в универсам, если буду проходить мимо.
  4. Возможно, к 7 часам я уже смогу дать ответ.
  5. Вряд ли я смогу навестить тебя на этой неделе.
  6. Наверное, я не смогу ответить на этот вопрос. Но еще подумаю.

Задание 6. Прочтите следующий диалог между руководителем предприятия и молодым специалистом, пришедшим устраиваться на работу.
РУКОВОДИТЕЛЬ. Почему Вы хотите работать на нашем предприятии?

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ. Я уже обращался в 50 мест, в трех из них получил отказ, в остальных моё обращение осталось без ответа. Я готов работать на любом предприятии.
^
Задание 7. Разработайте план деловой беседы по предложенной ситуации: Вы руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место, вам необходимо побеседовать с одним из претендентов на место. Он пришел по объявлению. При выполнении задания учитывайте приведенные ниже рекомендации специалистов по подбору персонала

«При найме персонала неизменно возникает вопрос: как проводить интервью? Этот разговор вполне может оказаться началом долгого сотрудничества, поэтому здесь имеет значение все – как работодатель выглядит, насколько убедительно звучит его голос. Важно, чтобы в него поверили и захотели работать вместе с ним.

Нужно быть готовым к трудным и неожиданным вопросам. Для кандидата могут оказаться важными причины, по которым создается новое дело, достижения и опасения предпринимателя. Кандидат ведь тоже принимает важное решение.

Хорошо, если работодатель сформулировал свои вопросы кандидату до встречи, тогда будет затронуто все, что может повлиять на решение, – опыт, профессиональные амбиции, деловые качества и причины, по которым предложение оказалось для кандидата интересным. Оценить его квалификацию можно косвенным образом – в процессе обсуждения реальных задач, которые предстоит решать. Имеет смысл попросить собеседника обозначить последовательность шагов, которые стоит предпринять, назвать наиболее вероятные трудности и ресурсы, которые понадобятся для достижения поставленной цели.

Не стоит приглашать человека на работу сразу после собеседования, даже если он очень нравится. Тем более не стоит этого делать, если у работодателя небольшой опыт приема на работу. Первое впечатление может существенно измениться после встреч с другими кандидатами».
^

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т. д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Вы как директор фирмы проводите собрание трудового коллектива (студенты вашей группы), информируете сотрудников о создавшейся ситуации и предлагаете свой вариант выхода из нее. Ваша цель – убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Помните, что в силу сложившейся финансовой ситуации Вы не можете обещать работникам денежное вознаграждение, поэтому продумайте доводы морального убеждения.
^

Вы директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка, что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состояние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перспективы; источники финансирования. Продумайте зачин своей речи (обращение к кредитору) и ее завершение (например, выразите надежду на взаимовыгодное сотрудничество и т.п.).
^

Вы – представитель благотворительной организации, выступаете перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по вашему выбору), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект. Продумайте систему доводов (эмоциональных, логических), которыми вы будете пользоваться для убеждения аудитории. Заверьте аудиторию, что собранные средства будут использованы по назначению. Обратите внимание на композиционное построение своей речи – ее начало (обращение к аудитории, собственное представление), а также ее завершение.
^

– ветерана Великой отечественной войны принять участие в празднике;

ученого из университета выступить на научно-практической конференции;

преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

руководителя администрации оказать помощь в проведении городского мероприятия.

Составьте план беседы, обращая внимание на ее начало (представление) и заключительную часть (прощание).

^

Контрольные вопросы:

  1. Понятие об ораторском искусстве. История возникновения (древние риторики) и развития ораторского искусства.
  2. Роды и виды красноречия.
  3. Факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией.
  4. Композиция речи. Способы (методы) изложения материала.
  5. Психологические приемы повышения действенности речи.
  6. Поведение оратора. Основные характеристики речи (темп, громкость, энергичность речи). Внешний вид выступающего.

Литература для конспектирования (по выбору):
1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 211 -302.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С.71-89.

3. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 225 – 278.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000., С. 95-115.
Практикум
Задание 1. Укажите способ изложения материала в тексте (исторический, дедуктивный, индуктивный, концентрический, метод аналогии, ступенчатый)

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.
Задание 2. Поясните суть дедуктивного метода изложения (преподнесения) материала.
Задание 3. Закончите фразу: «К жанрам социально-политического красноречия относятся……»
Задание 4. Выберите правильный(ые) вариант(ы). К жанру академического красноречия НЕ относится …
1) лекция вузовская, школьная; 2) научный доклад;

3) приветственное слово; 4) агитаторское выступление;

^

Контрольные вопросы:

  1. Роль эстетического и эмоционального фактора в восприятии устной и письменной речи.
  2. Выразительность речи. Использование пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.
  3. Образность речи. Тропы и стилистические фигуры (сравнение, метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, гипербола, литота, перифраза, анафора, эпифора, инверсия, антитеза, градация).

Литература для конспектирования (по выбору)

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. , С. 259-302.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. , С. 80 -84.

Лейбниц
КАК МЕНЯЛОСЬ интеллектуальное (не официальное, а именно интеллектуальное) восприятие России в Европе видно лучше всего, пожалуй, на примере великого немецкого математика и философа Лейбница.

За два года до рождения Петра — в 1670 году — он разработал план создания Европейского союза во имя вечного европейского мира. В отличие от плана Сюлли, России здесь уже место нашлось, но какое!
По замыслу Лейбница каждая великая европейская держава получала свою зону экспансии вне Европы. Ссориться друг с другом им впредь не разрешалось, как не рекомендовалось и нарушать «эксплуатационные нормы».

Жуликоватый Паниковский в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» делил страну на тридцать четыре эксплуатационных участка для такого же числа мошенников — «детей лейтенанта Шмидта».

У Лейбница «участков» было шесть во всем мире: Англии и Дании выделялась Северная Америка, Франции — Африка и Египет, Испании — Южная Америка, Голландии — Восточная Индия, а Швеции — … Россия.

Проходит тридцать лет. Русские терпят поражение в «первой Нарве». Лейбниц, с какого-то момента с интересом наблюдавший за Петром, теперь выражает надежду, что Карл XII овладеет всем Московским государством до Амура и приветствует шведов одой.

Проходит еще восемь лет, и над Россией восходит слава Полтавской победы…

Что же Лейбниц?

Теперь он оценивает Полтаву как достопамятное в истории событие, в письме русскому резиденту в Вене барону Урбиху настаивает на необходимости чеканки медали в память Полтавской битвы и выражает уверенность, что… Петр отныне будет принимать активное участие в делах мировой политики.

«Напрасно, — пишет он, — опасались чрезмерного могущества царя, называя его туркою севера. Что касается меня, то я очень рад водворению в России разума и порядка».

Проходит еще пара лет, и Лейбниц сообщает в письме курфюрсту ганноверскому: «Я убежден в том, что Россия будет на севере иметь то самое значение, которое до этого имела Швеция, и что она пойдет еще гораздо дальше».

Теперь Лейбниц переписывается с Петром, встречается с ним и дает ему государственные советы.

http://www.iss.niiit.ru/dobro/chapt-4.htm
_____________________________________________________________________
“Интересно проследить, — пишет В. Ф. Иванов, — первое заграничное путешествие Петра: а) Идея поездки дается Лефортом, кальвинистом и пламенным поклонником Вильгельма III (Оранского), б) относительно маршрута идет переписка с Витзеном, который поджидает посольство в Амстердаме, в) Лейбниц принимает самое горячее участие во всех событиях поездки и старается создать европейское общественное мнение в пользу будущего реформатора России, г) конечная цель поездки — свидание с масонским королем Вильгельмом Ш Оранским и вероятно посвящение Петра в масонство”.

http://www.magister.msk.ru/library/history/mason/bashil03.htm
____________________________________________________________________
Встреча с курфюрстиной Бранденбургской Софьей-Шарлоттой, блиставшей умом и красотой, ученицей Лейбница, привела к знакомству с великим немецким ученым.
Со знаменитым ученым Петр I встретился еще во время своего первого путешествия в 1697 году в городе Торгау и пожаловал ему звание тайного советника и содержание в 1000 рейхсталеров в год. За это Лейбниц составлял разные планы и проекты для просвещения России.
Именно Лейбниц наметил план просветительных реформ. Он писал Петру: «… счастлив возможности способствовать осуществлению великого и прекрасного замысла царя – обеспечить расцвет наук и искусств в громадной империи».

http://www.partner-inform.de/www/modules.php?name=News&file=article&sid=1037
_____________________________________________________________________
Петр хотел восстановить «разрушенные храмины» русского строя, но при этом, как хорошо характеризует профессор Алексеев, «он в своей преобразовательной деятельности отправлялся от безусловно отрицательного отношения к Московской системе управления. Он не видит в ней никаких светлых сторон и не находит в ней указаний, которые бы предначертали ему путь реформ. Он не хочет улучшить московское управление, воспользовавшись тем, что в нем было хорошего, а совершенно упразднить его и на расчищенной от старого почве воздвигнуть новое. Он принял близко к сердцу совет Лейбница, который советовал ему не медлить с преобразованиями, не производить их по частям, а сразу и по единообразному плану».

«Такой план, — говорил Лейбниц, — должен быть выполнен быстро и прямолинейно, творческим умом одного человека; точно так же, как город всегда бывает красивее, когда он выстроен сразу, чем когда он возникал постепенно, в несколько приемов».


«Такой совет Лейбница, который своей верой во всесилие учреждений и своими воззрениями на политический строй, как на механизм, имел несомненно большое влияние на направление реформы Петра, был прямым отрицанием исторических и национальных основ государственной жизни» [А. Алексеев, «Русское государственное право», 1895 г., стр. 405-406].

http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/monarchy/333.htm
______________________________________________________________
В преобразующейся России на всякий подобный вопрос обыкновенно отвечали другим вопросом: а как дела делаются за границею, в образованных государствах? Там были коллегии, следовательно, они должны были явиться у нас.
Знаменитый Лейбниц писал Петру, что хорошее правление может быть только при условии коллегий, которых устройство похоже на устройство часов, где колеса взаимно приводят друг друга в движение. Сравнение не могло не понравиться Петру,
который именно стремился к тому, чтоб русские люди во всем приводили друг друга в движение, ибо все зло происходило от разобщенности колес.
Он находил необходимым для нее учредить девять коллегий: государственную, военную, финансовую, полицейскую, юридическую, торговую, вероисповеданий, ревизионную и ученую.
Итак, надобно старинные приказы заменить коллегиями; но где взять колеса для часовых машин, для которых старые колеса не годятся? Первый способ для этого, разумеется, взять готовое, взять иностранцев.

В августе 1715 года Петр поручил генералу Вейде достать иностранных ученых и в правостях (правах) искусных людей для отправления дел в коллегиях; иностранцу давали асессорский чин, 500 рублей жалованья и квартиру; отправлять должность свою иностранцы должны были чрез толмачей. Это неудобство, разумеется, заставляло искать другого способа наполнить коллегии в «правостях» искусными людьми; в конце того же года царь дал наказ резиденту при императорском дворе Веселовскому: «Старайся сыскать в нашу службу из шрейберов (писарей) или из иных не гораздо высоких чинов из приказных людей, которые бывали в службе цесарской, из бемчан (чехов), из шленцев (силезцев) или из моравцев, которые знают по-славянски, от всех коллегий, которые есть у цесаря, кроме духовных, по одному человеку, и чтоб они были люди добрые и могли те дела здесь основать.

http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv16p3.htm
______________________________________________________________________
1715. Проект создания Академии наук по образцу Берлинской академии, в разработке которого участвует Готфрид Лейбниц.

Из городов, в которых следовало основать академии, университеты и школы, Лейбниц указывал на Москву, Киев, Астрахань и Петербург. Все эти рассадники просвещения должны были помещаться в удобных и обширных зданиях, владеть библиотеками, обсерваториями, снабженными инструментами, музеями и так далее.
Эти проекты, как и многие другие, о которых мы здесь не упоминаем, были слишком обширны и, конечно, в то время не могли быть выполнены в России, которая едва только начинала учиться. Но все-таки они оказали воздействие на реформы Петра. Не подлежит никакому сомнению, что под влиянием именно этих проектов великого энциклопедиста возникла у Петра мысль об учреждении коллегий, Академии наук в Петербурге, а затем и идея послать Беринга для открытия пролива между Азией и Америкой, и так далее

http://hronos.km.ru/171_ru.html
http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/lomonosov/part02.html
______________________________________________________________________
Виталий Куренной «Лейбниц и Петровские реформы»
http://www.strana-oz.ru/?numid=17&article=840

Контрольные
вопросы:

  1. Виды
    норм русского литературного языка.

  2. Характеристика
    лексических, грамматических, синтаксических
    норм.

Литература
для конспектирования (по выбору):

1.
Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура
речи: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во
АГАУ, 2002. , С.11-28.

2.
Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и
культура речи для технических вузов. –
Ростов н/Д: Феникс, 2001., С.
118-125
.

3.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. –
М.: Русский язык, 1990., С.
31 – 44.

4.
Русский язык и культура речи: Учебник
Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,
2000. – С.
324 – 339.

Практикум

1.
Найдите случаи нарушения лексической
сочетаемости. Прокомментируйте свой
ответ. Например: Наступила война.
Исправляем: Началась война (смысловая
ошибка, так как наступает то, что
неизбежно, закономерно)

1)
Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не
время уповать на лаврах. 3) И вновь команда
университета одержала первенство. 4)
Правительство предпринимает усилия по
стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы
постоянно находятся в поле внимания
ученых. 6) В планах сельчан возведение
свинарника. 7) Львиная часть премии
досталась руководителям. 8) Пока суть
да дело, устаревшие курсы из года в год
включаются в учебные планы. 9) От подобных
сцен мороз по коже продирает. 10) Моя
автобиография не представляет интереса
для читателя. 11) Смешанное чувство досады
и недоумения вызывают действия нашей
администрации. 12) Дифирамбы сыплются
на ректора как из рога изобилия. 13)
Продолжительность процесса длится
несколько минут. 14) Разрешите поднять
тост. 15) Данная тема имеет для нас
несомненный интерес. 16) В монографии
красной линией проходит мысль о сращении
данных процессов. 17) Гуманитарные
университеты — рассадники просвещения.

2.

Перепишите предложения, числительные
запишите словами, а не цифрами.

1)
Государственная казна пополнилась еще
678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще
в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены
1552 (студент). 4) Наши охотники за один
сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель
проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо
датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось
пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567
(наименование) в список добавили еще
1033 (наименование). 9) В трех зрительных
залах – по 70 (место). 10) Потери составили
более 843 (килограмм).

3. Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении имен числительных.

1.
Трое юношей и трое девушек исполняли
красивый танец. 2. Школьная библиотека
располагает двумя тысячами восемьдесят
тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на
льдине 274 суток. 4. Город находится в
полуторастах километров от областного
центра. 5. В этот день комиссия
проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
6. Влажность воздуха составляет 76,5
процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот.
8. До начала экзаменов осталось полтора
учебного месяца. 9. Девятьметровый
столетний дуб возвышался в центре
поляны. 10. В соревнованиях участвовало
243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по
пяти тетрадей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Поиск ответа

Всего найдено: 42776

Здравствуйте! Возник спор с корректором, утверждающим, что надо пи сать «Параолим пи ада». Как все же пи шется это слово в соответствии с современными требованиями?

Ответ справочной службы русского языка

Хотелось бы всё-таки получить ответ на интересующий меня вопрос: организация зарегистрирована как НОУ «Учебный Центр РТСофт» — не совсем корректно с точки зрения норм русского языка. Как быть в этом случае? Надо ли придерживаться этого на пи сания в пресс-релизах, статьях и т.д. или правильно пи сать: НОУ «Учебный центр «РТСофт»? Как пи сать название организации без родового слова? Я просмотрела все похожие вопросы на вашем сайте, но так и не нашла ответа — случай непростой. Помогите разобраться.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: НОУ «Учебный центр «РТСофт»», учебный центр «РТСофт».

Подскажите пожалуйста, в каких местах необходимо поставить запятые в заголовке: «Опыт поставки оборудования аналогичного предмету конкурса на объекты строительства в 2007-2009 гг.»
Прошу указать правило, согласно которому расставляются знаки пре пи нания.
Заранее благодарен, Сергей.

Ответ справочной службы русского языка

Обособляется распространенное определение, стоящее после определяемого слова: Опыт поставки оборудования, аналогичного предмету конкурса, на объекты строительства в 2007-2009 гг.

Добрый день! Склоняются ли названия, на пи санные в кавычках? Например: руководителю «Азербайджанского конгресса» или «Азербаджанский конгресс».
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае корректно без кавычек: руководителю Азербайджанского конгресса .

как правильно пи сать выражение «мама не горюй»? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с запятой, если мама обращение: мама, не горюй . В устойчивом обороте запятая не ставится.

Подскажите! В под пи си к пи сьму «С уважением директор колледжа» ставится ли запятая после слов «с уважением»?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
Подскажите, пожалуйст, нужна ли запятая в предложении «По техническим причинам, часть мастер-класса не была за пи сана».

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли моя фамилия склоняться? Меня зовут Эрнест Эм. Фамилия корейская. В школе учитель русского языка объяснил мне, что по право пи санию иностранных фамилий, моя фамилия не склоняется. В моей семье никогда не склоняли её по муж. и даже жен. линии. Она всегда пи салась в одном и том же падеже. Например, моему отцу выдавали аттестат: «Эм Вадиму Григорьевичу».

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, имеет место быть следующее предложение:

Договор между ООО «ЭЭ» и ОАО «ПП» под пи сан.
Или оно в корне неправильное?

Ответ справочной службы русского языка

В корне неправильно сочетание имеет место быть, встречающееся в Вашем вопросе. Правильно: имеет место. А фраза Договор между ООО «ЭЭ» и ОАО «ПП» под пи сан вполне корректна.

«Я сразу посту пи ла, а подруга через год, но потом выравнялись — я взяла академотпуск». В слове выРаВнялись какой корень?

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае верно на пи сание через А.

Нужно ли брать в кавычки английское название компании или продукта, если оно на пи сано русскими буквами. Капример, Кока_Кола?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

«С пи кер парламента» — это плеоназм или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки пре пи нания в следующем предложении: «Они — такие, что ах как хочется выдумать, если их нет».
Заранее спасибо.
С уважением, Мария

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вариант пунктуации корректен.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, почему пи шется «Санкт-ПЕтербург», но » ПИ тер»?

Ответ справочной службы русского языка

Наличие формы в И объясняется следующим. Город Санкт-Петербург был основан как крепость Санкт пи тербурх (в честь святого Петра, небесного покровителя императора). Название было дано Петром I. Среди вариантов, встречающихся в пи сьмах Петра Великого: Санктъпетерсъбурк (1703), Санкт пи тербурх (1703), Пи тербурх (1706), Санктпетерзбурк (1710); позже преобладают варианты с — Пи тер- : Санкт- Пи терБург (1714), Санктъ Пи тербурх (1720). В газете «Ведомости» чаще упоминается в форме Санктъ пи тербурх , и только с июля 1724 г. вместо Пи тер — начинают постоянно печатать Петер -. Очевидно, от форм с И и было образовано сокращенное Пи тер.

Практикум. 1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Прокомментируйте свой ответ. Например: Наступила война. Исправляем: Началась война (смысловая ошибка, так как наступает то, что неизбежно, закономерно)

1) Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не время уповать на лаврах. 3) И вновь команда университета одержала первенство. 4) Правительство предпринимает усилия по стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы постоянно находятся в поле внимания ученых. 6) В планах сельчан возведение свинарника. 7) Львиная часть премии досталась руководителям. 8) Пока суть да дело, устаревшие курсы из года в год включаются в учебные планы. 9) От подобных сцен мороз по коже продирает. 10) Моя автобиография не представляет интереса для читателя. 11) Смешанное чувство досады и недоумения вызывают действия нашей администрации. 12) Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия. 13) Продолжительность процесса длится несколько минут. 14) Разрешите поднять тост. 15) Данная тема имеет для нас несомненный интерес. 16) В монографии красной линией проходит мысль о сращении данных процессов. 17) Гуманитарные университеты — рассадники просвещения.

2. Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.

1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567 (наименование) в список добавили еще 1033 (наименование). 9) В трех зрительных залах – по 70 (место). 10) Потери составили более 843 (килограмм).

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении имен числительных.

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4. Город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.

Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант, определите тип ошибки.

1) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 2) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 3) Два инфаркта подорвало его здоровье. 4) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта. 5) Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. 6) Для Блока все старое, все образы старого мира — враждебно. 7) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 8) У нас в стране очень плохая экология. 9) Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 10) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. 11) Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру.

Выплаты студентам, врачам и льготникам: 11 мая Путин рассказал о плане выхода из карантина

В обращении к населению от 11 мая Владимир Путин рассказал о процессе выхода из карантина, введенного для борьбы с коронавирусом SARS-CoV-2. Меры восстановления будут включать повышение ряда социальных выплат.

Изменения коснутся льготных категорий граждан. В частности – студентов. Новые меры не предусматривают пересчета стипендий, но обеспечат повышение размеров пособий. Дополнительные выплаты также положены медицинским работникам, семьям с детьми. Читайте все самые свежие новости, советы и мнения экспертов про коронавирус COVID-19 по этой ссылке.

Поддержка студентов

Основой упор в обращении Путин сделал на поддержку семей с детьми. Президент предложил ввести ряд временных выплат и повысить минимальное пособие в 2 раза – с 3 375 до 6 751 руб.

«Такая сумма начисляется неработающим гражданам, включая студентов», — отметил Путин.

Увеличение минимального размера дотации поможет поддержать молодые семьи, считает президент. Сумма пособия сохранится после завершения карантина. В качестве временной меры премьер-министр Михаил Мишустин в конце апреля предлагал ввести дополнительные стимулирующие выплаты старшекурсникам медицинских ВУЗов, добровольно помогающих лечить пациентов с Covid-19. Чиновник поручил проработать вопрос Минздраву до 28 апреля 2020-го. Сумма выплаты, как и ее назначение, будет зависеть от региона и медицинского учреждения.

Из-за карантина некоторые ВУЗы смягчили условия получения социальных стипендий. Так, в Пензенском государственном университете студентам, чьи выплаты прекращаются в период с 15 марта по 15 мая, начисления продолжатся, несмотря на невозможность предоставления документов. Материальная помощь будет предоставляться в течение месяца после официального завершения карантина в регионе. Похожие меры вводятся и в других ВУЗах, призваны уменьшить риск распространения инфекции.

Студенты, официально работающие в медицинских и социальных учреждениях, могут рассчитывать на стимулирующие выплаты для персонала – от 10 000 до 25 000 руб., в зависимости от категории. Если человек непосредственно контактирует с больными коронавирусом, суммы увеличиваются до 15 000 – 35 000 руб.

Выплаты семьям с детьми

Пандемия коронавируса привела к введению ряда временных мер поддержки. На 3 месяца (апрель-июнь), вводятся дополнительные выплаты для семей с детьми. Граждане, имеющие право на материнский капитал, получат по 5 000 руб. за каждого малыша (до 3 лет). Семьям с несовершеннолетними детьми любого возраста, где один или оба родителя лишились работы, положено 3 000 руб.

Ранее Госдума смягчила требования для получения социальных пособий. Оформить выплаты могли граждане, чей доход на члена семьи был ниже одного прожиточного минимума. Во вчерашнем обращении Путин объявил, что программа начнет действовать на месяц раньше – с июня.

Гражданам, не имеющим права на материнский капитал, также предоставят 15 000 руб. за каждого ребенка младше 3 лет. Апрельские суммы будут начислены задним числом, объяснил президент. Дополнительно каждой семье с детьми 3-16 лет, на каждого несовершеннолетнего разово выплатят 10 000 руб.

«Дополнительных критериев для получения этой дотации нет», — объяснил президент, добавив, что власти стремятся помочь нуждающимся, не создавая дополнительную бюрократическую волокиту.

Mozilla/5.0 (Linux; Android 9; JAT-LX1 Build/HONORJAT-LX1; wv) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Version/4.0 Chrome/70.0.3538.110 Mobile Safari/537.36 YandexSearch/7.30 YandexSearchBrowser/7.30 [ 95.153.130.182 ]

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ. «Имя числительное как часть речи»

«Имя числительное как часть речи»

Морфологические задания

Задание 1Перепишите предложения, числительные запишите словами.

1. Государственная казна пополнилась еще 67 800 (рубль).

2. Забастовка, митинги и пикеты прошли еще 281 (город).

3. Стипендии были выплачены 1552 (студент).

4. Охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).

5. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).

6. Письмо датировано 1831 (год).

7. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование).

8. Потери составили более 843 (килограмм).

Задание 2Просклоняйте числительные 2008 год, двое, тысяча, 2133 рубля.

Задание 3Просклоняйте числительное полтора рубля и полторы секунды.

Задание 4Устно просклоняйте количественные числительные 45, 390, 978, 1987, подставляя их в данные ниже предложения.

Р. Я израсходовал около …

Д. Прибавьте это к … рублям.

В. Выдайте… рублей.

Т. Я приехал с … рублями.

П. Отчитайтесь в … рублях.

Задание 5Запишите числа словами

Теплоход с 382 экскурсантами, сидеть на 197 месте, коллекция из 456 картин, хранилище с 975 экземплярами книг, в 374 милях от берега.

90 (летний) юбилей, 40 (градусный) мороз, 900 (литровая) высота, 285 (миллионный) народ, 1264 (квартирный) дом.

Задание 6Напишите прописью дробные числительные

3/4 территории ___________________________________________________

0,5 гектара ___________________________________________________

1 ½ месяца ___________________________________________________

4/7 площади ___________________________________________________

Задание 7Из приведенного текста выберите все числительные и разберите их по схеме.

Первый трамвай появился в столице в 1898 году. С ним соперничали 26 тысяч извозчиков. Первые восемь автобусов вышли на линию Каланчевская — Белорусский вокзал летом 1924 года. Троллейбусы появились в столице в 1933 году. На семикилометровом пути курсировало тогда всего 2 машины.

(Московские новости, 2007, 17-20 декабря)

Стилистические задания

Задание 1Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении числительных.

1. Обоих женщин хорошо знают в университете.

2. Около деканата толпились четверо женщин.

3. Пятеро автобусов не вышло на трассу.

4. Вузовские соревнования продолжались трое дней.

5. Обе студентки справились с конкурсным заданием.

6. У них было восьмеро детей.

7. У обоих очков разбились стекла.

8. К пяти с половиной годам ребенок прекрасно играл в шахматы.

Задание 2

Укажите номера предложений, в которых нет ошибок в словосочетании.

1. Начать с сентября двухтысячепервого года

2. Преуспеть в две тысячи третьем году

3. Открылся двухсот пятидесятый театральный сезон

4. Подъехать к трехсот тридцатому километру

5. Встретиться на трехсот тридцать третьем километре.

Задание 3Раскройте скобки

16 пар (носки) _________________________________________

13 (грузины, узбеки) ____________________________________________

12 (килограмм) (мандарины, яблоки) _______________________________

16 (гектар, ампер) __________________________________________

11 (солдаты, офицеры) ____________________________________________

16 пар (санки) ______________________________________________

13 (якуты, болгар) ________________________________________________

16 пар (ремешки) _________________________________________________

12 (килограмм) (груши, томаты) _____________________________________

15 (центнеры) (вольты) ____________________________________________

Задание 4Напишите сложные порядковые числительные буквами

6 ½ (миллионное) население

3 ½ (тысячное) количество мест

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 2624 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Создан заказ №5976320

27 декабря 2020

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте.

Как заказчик описал требования к работе:

1. Художественная речь Толстого отражает сложный, глубинный анализ изображаемой жизни.
2. Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия.
3. Гуманитарные университеты — рассадники просвещения.
4. Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате.

Заказчик не использовал рассрочку

Гарантия сервиса
Автор24

20 дней

Заказчик принял работу без использования гарантии

28 декабря 2020

Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой

скачать

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте..docx

2020-12-31 12:59

Последний отзыв студента о бирже Автор24

Положительно

Обращаюсь не в первый раз.За предыдущее сочинение нам дали грамоту!Советую!не подведет!

Хочешь такую же работу?

Зарегистрироваться

Тебя также могут заинтересовать

по этому предмету
по этому типу и предмету

Читай полезные статьи в нашем

Правила речевого этикета

В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).
В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических …

подробнее

Стили речи

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:
Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:
Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет …

подробнее

Научный стиль речи

Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Языковые средства экспрессивного тона:
Подстили научного жанра:
Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…

подробнее

Правила речевого этикета

В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).
В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических …

подробнее

Стили речи

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:
Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:
Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет …

подробнее

Научный стиль речи

Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Языковые средства экспрессивного тона:
Подстили научного жанра:
Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…

подробнее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гуманитарии исправляют ошибки
  • Гулять собак воспрещается ошибка
  • Гугл таблицы функция если ошибка
  • Гугл таблицы формула если ошибка
  • Гугл таблицы ошибка неразрешенное название листа