Густая шампунь ошибка


Предмет: Русский язык,


автор: karinakirina094

Ответы

Автор ответа: ibadova2





0

Ответ:

8),12),13),14)

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Физика,
автор: akramjonov007

что из себя представляет «открытый колебательный контур»

3 года назад

Предмет: Алгебра,
автор: op5392074

розкладіть на множники:
x²-4
25-9a²
36m²-100n²​

3 года назад

Предмет: Английский язык,
автор: pallmari2008

Healthy food In each sentence, find one spelling error. 1. In some countries people are suffering from hanger . 2. In cases of sikness rely only on professional treatment.​

3 года назад

Предмет: Биология,
автор: Аноним

Сообщение о лебеде?Очень срочно!!!!!!1

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: исмаил9

длина прямоугольника равна 42см ,а ширина в 21 раз меньше .найти P прямоугольника

6 лет назад

xcoroas

xcoroas

Вопрос по русскому языку:

2. Укажите номера словосочетаний, образованных в соответствии с современными нормами русского литературного языка.
1)черный кофе 2)красная георгина 3)больная мозоль 4)густая тушь 5)старинная зала
6)дорогая шампунь, 7)густой бакенбард 8)модный туфель 9)модная туфля 10)маринованный иваси 11)маринованная иваси 12)дорогая салями,13)теплый кашне
14)клетчатое кашне 15)мой визави 16)моя визави 17)устный хинди 18)письменный хинди
19)зеленый Сочи 20)зеленые Сочи 21)серебряный призер Иванова 22)серебряная призер Иванова 23)знакомая ветеринар 24)левый рельс 25)стальная рельса

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

lyimalat218

lyimalat218

1)черный кофе  4)густая тушь,
  7)густой бакенбард, 9)модная туфля ,12)дорогая салями,
14)клетчатое кашне 15)мой визави 16)моя визави 17)устный хинди 18)письменный хинди,
19)зеленый Сочи, 21)серебряный призер Иванова, 23)знакомая ветеринар, 24)левый рельс

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Исправьте ошибки, запишите правильное предложение.
Определите и укажите, какая норма нарушена в предложении: лексическая (ЛН), морфологическая (МН) или синтаксическая (СН). При нарушении лексической нормы укажите тип лексической ошибки: 1) неточный выбор слова, 2) смешение паронимов, 3) лексическая несочетаемость, 4) тавтология, 5) плеоназм.

1. В нашем городе еще не решен жилой вопрос.
2. На Ученый совет собрались все профессоры факультета.
3. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего.
4. Проработав над темой три года, было получено новое задание.
5. У главного героя романа было много отрицательных недостатков.
6. Мне подарили густую шампунь.
7. Двадцать лет своей биографии он посвятил заводу.
8. Согласно договора заработная плата производится 1 раз в месяц.
9. Я купила 5 килограмм помидор.
10. Катаясь на санках, у меня заболела голова.

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Восстановление пароля

Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.

Если письма нет, проверь папку «Спам».

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Нужна регистрация на Учи.ру

«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.

Определите родовую принадлежность имен существительных : выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка : черное кофе — черный кофе, красная георгина — красный георгин, больная мозоль — больной мозоль, густая тушь — густой тушь, великолепный зал — великолепная зала, травяная шампунь — травяной шампунь, холеная бакенбарда — холеный бакенбард, покрыть крышу толем — покрыть крышу толью, правая туфля — правый туфель, розовый фламинго — розовое фламинго, вкусный киви — вкусное киви, крепкий виски — крепкое виски, белая лебедь — белый лебедь, маринованная иваси — маринованный иваси, зеленый Сочи — зеленые Сочи, мой протеже — моя протеже, мое протеже, программу вела талантливый журналист — программу вела талантливая журналист, в комнату вошла молодая хорург Иванова — в комнату вошла молодой хирург Иванова.

Вы перешли к вопросу Определите родовую принадлежность имен существительных : выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка : черное кофе — черный кофе, красная георгина — красный георгин, больная мо?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Раздел 4. Стилистика частей речи

Занятие 12

Формы имен существительных
Задание. Выполнение тренировочных заданий с комментированием.
1. Запишите слова в графы таблицы, определите их род.
Авеню, аэрозоль, бандероль, бистро, вермишель, вуаль, депо, кадриль, какаду, какао, картофель, кашне, колибри, конферансье, кофе, манго, маэстро, мозоль, ноль, пальто, пенсне, рояль, салями, тополь, турне, тюль, фамилия, фасоль, фламинго, цеце, шампунь, шимпанзе, шинель, шоссе, шрапнель.

Мужской род Средний род Женский род
Несклоняемое сущ., обозначающее предмет.
Несклоняемое сущ., обозначающее животное.
Несклоняемое сущ., обозначающее лицо.
Склоняемое существительное.

Комментарий.

Когда речь идет о существительных, обозначающих лиц, то слова относятся к м.р. или к ж.р. в зависимости от своего значения, т.е. соотнесенности с реальным полом обозначаемого лица: усатый кули (носильщик), старая леди.

Существительные, обозначающие животных, относятся к м.р.: пестрый какаду. При этом учитывается реальный пол животного: шимпанзе кормила детеныша. Исключения: иваси – ж.р. (под влиянием слова рыба), цеце – ж.р. (муха).

Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду слов город, река, озеро, гора: солнечны Батуми, полноводное Эри.

Сохраняется форма м.р., когда сущ. обозначают названия людей по профессии , выполняемой работе: судья Иванова объявила (гл. ставится в ж.р., если нужно подчеркнуть ,что производителем действия является женщина).

Образуются парные формы: артист- артистка, портной – портниха, продавец – продавщица.
2.Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.
1. Чёрное кофе. 2. Чёрный кофе. 3. Красная георгина. 4. Красный георгин. 5. Больная мозоль. 6. Больной мозоль. 7. Густая тушь. 8. Густой тушь. 9. Великолепный зал. 10.Великолепная зала. 11. Травяная шампунь. 12. Травяной шампунь. 13. Холёная бакенбарда. 14. Холёный бакенбард. 15. Покрыть крышу толем. 16. Покрыть крышу толью. 17. Правая туфля. 18. Правый туфель. 19. Розовый фламинго. 20. Розовое фламинго. 21. Вкусный киви. 22. Вкусное киви. 23. Крепкий виски. 24. Крепкое виски. 25. Белая лебедь. 26. Белый лебедь. 27. Маринованная иваси. 28. Маринованный иваси. 29. Зелёный Сочи. 30. Зелёные Сочи. 31. Мой протеже. 32.Моя протеже. 33.Моё протеже. 34.Программу вела талантливый журналист. 35.Программу вела талантливая журналист. 36.В комнату вошла молодая хирург Иванова. 37.В комнату вошла молодой хирург Иванова. 38.Широкий просек. 39.Широкая просека. 40.Лопнул левый рельс. 41.Лопнула левая рельса.
3. Поставьте имена сущ. в форму И.п. мн. ч.

Адрес, бухгалтер, вензель, волос, голос, директор, договор, доктор, инструктор, кум, отпуск, паспорт, повар, полотенце, профессор, слесарь, токарь, шофер.
4. Поставьте имена сущ. в форму Р.п. мн. ч.

Армянин, басня, блюдце, гребень, дно, доля, комментарий, кочерга, курица, няня, полено, полотенце, простыня, прут, пруд, свадьба, свеча, тетя, цапля, шприц, апельсины, баклажаны, башкиры, бигуди, ботинки, будни, валенки, вафли, грабли, грузины, заморозки, зразы, килограммы, кроссовки лохмотья, мандарины, носки, оладьи, партизаны, помои, сапоги, солдаты, татары, туфли, чулки, чулочки, яблоки, ясли.

  1. Выбери правильно построенное предложение.

Дом построили на Москва-реке. Схоронили его за Москвой-рекой. (Второй вариант правильный, т.к. склоняются обе части).

Похождения Робин Гуда или Робина Гуда? (Второй вариант правильный).

На улице много народу или народа? Я выпил стакан чая или стакан чаю? (Формы на –а(я) при обозначении части целого возникли как книжные, а формы на –у(ю) – разговорные.

А.П. Петров был в отпуске с… по… Я был в отпуску. (Формы на –е присущи книжной речи).

Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка

1.В этом мёртвом лесу, пожалуй, была своя поэзия. 2.В «Лесу» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. 3.Рассказ, написанный Грином, был «Остров Рено». 4.При всей быстроте избранного Чарли Чаплиным темпа его не покидала уверенность в своей правоте. 5.Ни слуху ни духу. 6.Декорации в «Вишнёвом саду» были искусно сделаны. 7.Согласно плана нам необходимо прибыть вовремя. 8.Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актёр. 9.Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 10.Купите мне пару чулок и две пары носок. 11.Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 12.Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 13.Девочке хотелось купить все эти куклы. 14.Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 15.Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 16.Документы нужно оформить к первому августа. 17.Собран большой урожай помидоров. 18.Разделите всё это на несколько равных доль. 19.Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 20. В ночь на второе ударил сильный заморозок.

Д.З. Решить тест.

Занятие 13

Формы имен прилагательных
Задание. Выполнение тренировочных заданий с комментированием.

1. Убедитесь, что вы умеете правильно образовывать простую форму сравнительной степени. Заполните правый столбик таблицы.

Начальная форма прилагательного Форма сравнительной степени прил.
Красивый
Лёгкий
Сухой
Тугой
молодой
Богатый
Простой
Близкий
Гладкий
Жидкий
Низкий
Редкий
Слабый
Длинный
Узкий
Широкий
Высокий
Поздний
Сладкий
Глубокий
Мерзкий
Бойкий
Плохой
Звонкий
Дикий
Ловкий

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Пять апельсинов

более решительнее

В двухстах метрах

На их территории

Форма типа «более решительнее» неправильная, т.к. сравнительная степень выражена дважды.

Д.З. Решить тест.

Занятие 14

Формы имен числительных
Задание. Решение лингвистических задач с комментариями.
1.Запишите: а) Стеллаж с 1785 книгами. Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами ( книжный вариант). …тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами (нейтральный или разговорный вариант). б) После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Мячикову. Со сколькими своими поклонниками обменялся рукопожатием Мячиков?
2. Представь, что ты пробыл в санатории 20 суток, а потом твоё пребывание продлили ещё на 1 сутки. Но если прибавили 1 сутки, то как ты прочитаешь сочетание «22 суток»? (Нельзя сказать «двадцать два сутки», «двадцать две сутки», «двадцать двоё суток». Количественное числительное двадцать и собирательное числительное двое не могут вступать в сочетание. Необходима лексическая замена: Пробыл двадцать два дня или пробыл в течение двадцати двух суток.
3. В каких предложениях допущены ошибки.

А) Посёлок находится в полтора километрах от города.

Б) Мы добрались за полтора часа.

В) Взибавайте миксером не более полуторы минуты.

Г) Космический экипаж проведёт на орбите полтораста дней.

Д) Гроссмейстер провёл сеанс одновременной игры на полтораста досках.

(Неверны предложения а, в, д. И.п., В.п. – полтора, полтораста, в остальных падежах – полутора, полутороста.)
4. Почему нельзя сказать «трое девочек», а можно «трое мальчиков»? (Собирательные числительные сочетаются: 1) с сущ. м. и об.р., называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; 2) с сущ., имеющими только форму мн.ч..: двое суток, трое саней, но начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц; 3) с сущ. дети, ребята, люди, а также со словом лицо (человек): двое детей, двое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями: нас двое; 5) с субстантивированными числ.: вошли двое; 6) с сущ. обозначающих детёнышей животных: трое медвежат.

5. Отметьте слова, которые можно употребить вместе с сущ. пятеро: людей, человек, школьниц, пар валенок, детей, героических личностей, подозрительных лиц.

Д.З. Решить тест.

Занятие 15

Формы местоимений
Задание.

1. Выбери правильную форму местоимения и устрани двойное понимание смысла предложения.

      • Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. (Когда Оля заболела, мать её стала очень нервной.
      • Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе. Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
      • Мать попросила дочь принести своё платье. ( Мать попросила, чтобы дочь принесла своё платье. Мать попросила, чтобы дочь принесла её платье.

2. Найдите ошибки в употреблении форм местоимений.

А) Он шел навстречу ей. Б) Справа стояли высокие дома, мимо их проходили прохожие. В)Благодаря ему она обрела счастье. Г) Впереди шёл высокий мужчина, сзади его шла небольшая девочка. Д) В отношении его возбудили уголовное дело. Е) Сестра стершее его. Ж) По стенам развешаны географические карты, выше них висят портреты известных путешественников.

(Неверны предложения Б, Г, Ж. В современном русском языке указанный звук (Н) добавляется, если местоимение стоит после любого простого предлога., а также наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади…), управляющих род. падежом.

Д.З. Решить тест.

Занятие 16

Формы глагола

Задание. Лингвистическая игра «Почему так?» Каждой группе учащихся предлагаются задания для выполнения. Используется справочная литература.

1. Диалог: — Каждое утро полощи рот.

— Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Определи, какая форма глагола книжная, а какая разговорная.

Колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет — плескает, рыщет – рыскает,

2. Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Форма брызгает имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает бельё), а форма брызжет означает «разлетается каплями, разбрасывает капли» (грязь брызжет, брызжет слюной). Объясни, в чем различие форм глагола движет – двигает, капает – каплет. Составь предложения. Движет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит». Им движет посторонняя ужасная сила. (Д.). Двигает означает «перемещать». С трудом двигаются усталые лошади. Капает – «падает каплями». Пот капает со лба. Каплет – «протекает». Крыша протекает.

3.Объясните смысл замен глагольных времен, наклонений, лиц в предложениях.

1. Еду сегодня в ночь. (П.) (Горький)

2. Герасим глядел, глядел, глядел, да как засмеётся вдруг. (Тургенев)

3. Знай я ремесло – жил бы в городе. (Горький)

4. Ефим, ты бы пошел к нему.

5. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы… приходят на память (Тургенев)

Д.З. Решить тест.

Занятие 17

Предупреждение грамматических ошибок

Задание. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Прокомментируйте исправленное предложение. Индивидуальная работа с использованием справочной литературы.

    1. В олимпиаде победила ученица тысяча двухсот тридцать второй школы.
    2. Вчера на аэродроме под Калининым прошли показательные полеты.
    3. На двухсот пятьдесят второй странице я заснул.
    4. Наш учебник написан авторским коллективом во главе с профессором Львовом.
    5. Наша дача расположена под Голицыным.
    6. Мне очень нравится собака моей сестры, которая всегда встречает меня на пороге.
    7. От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.
    8. Три незнакомцев остановились у забора.
    9. У обоих учениц замечательные сочинения.
    10. Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
    11. Отец Онегина, который «давал три бала ежегодно», в конце концов обеднел.
    12. Перед читателями выступил заведующий библиотеки.
    13. Сейчас для вас будут представлены диаграммы.
    14. По окончанию практики каждый студент должен написать отчет на проведенную работу.
    15. Этот диван-кровать совсем состарилась.
    16. По приезде из Петербурга друг поселился в моем доме.
    17. Вчера у меня было день рождения.
    18. Прочитайте характеристику на ученика десятого класса.

Д.З. Решить тест.

Литература
Анализ художественного произведения в школе.- Л., 1972 год.

Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола, ЛИК ПРЕСС, 2002 г.

Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста.- М.,2003 год.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., «Русский язык»,1986

Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001 год.

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М, «Просвещение», 1989 г.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., «Русский язык», 1988 г.

Скороходов Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М, «Прсвещение», 1990 г.

Словарь иностранных слов, М., «Русский язык», 1987г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. – М: «Международные отношения», 1993 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.Айрис пресс, 2006 г

Шанский Н.М. В мире слов. М, «Просвещение», 1985 год.

Упражнение 30. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.

Черное кофе — черный кофе, красная георгинакрасный георгин, больная мозоль — больной мозоль, густая тушьгустой тушь, великолепный зал — великолепная зала, травяная шампунь — травяной шампунь, холеная бакенбардахоленый бакенбард, покрыть крышу толем — покрыть крышу толъю, правам туфля — правый туфель, розовый фламинго — розовое фламинго, вкусный киви — вкусное киви, крепкий виски — крепкое виски, белая лебедь — белый лебедь, маринованная иваси — маринованный иваси, зеленый Сочи — зеленые Сочи, мой протеже — моя протеже — мое протеже, программу вела талантливый журналист — программу вела талантливая журналист, в комнату вошла молодая хирург Иванова — в комнату вошла молодой хирург Иванова, широкий просек — широкая просека, лопнул левый рельслопнула левая рельса.
Упражнение 31. Вставьте окончания имен существительных, мотивируйте свой выбор.

В этом мертвом лес…, пожалуй, была своя поэзия. В «Лес…» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. Рассказ, написанный Грин…, был «Остров Рено». При всей быстроте избранного Чаплин… темпа его не покидала уверен., .ость в своей правоте. От него не было ни слух…, ни дух…. С мир… по нитке. Деревья в вишневом садДекорации в «Вишневом сад…» были искус., .но сделаны. Согласно план… нам необходимо пр…быть вовремя.
Упражнение 32. Найдите ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ.

1. Девочке хотелось купить все эти куклы. 2. Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 3. Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 4. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 5. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 6. Купите мне пару чулок и две пары носок. 7. Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 8. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 9. Документы нужно оформить к первому августа. 10. Собран большой урожай помидоров. 11. Разделите все это на несколько равных долей. 12. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 13. В ночь на второе ударил сильный заморозок.
Упражнение 33. Объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1.Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизаны часто попадали в окружения. но смело вырывались из них. 4. Все цехи завода работают на полную мощность. 5. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 6. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. 7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

  1. Употребление форм имен прилагательных

ЗАПОМНИТЕ:

• При полной форме имени прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут (сравни: он болей ангиной — неправильно: он больной ангиной).

  • Не употребляются формы более лучший, более худший и.т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
  • Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного (сравни: он богатый и умный — неправильно: он богатый и умен).
  • Многие прилагательные имеют краткую форму на -ен, а не -енен: бедственный — бедствен, бессмысленный — бессмыслен и т.д.

Упражнение 34. Исправьте ошибки, мотивируйте свой выбор.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмысленен. 3. Мы были еще в более худших условиях. 4. Стихи были удачные по содержанию и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был существенен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.
Упражнение 35. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Мой брат очень (талантливый, талантлив) и (способный, способен). 2. Сделать уборку быстро не удалось, потому что пылесос оказался (неисправный, неисправен, неисправным). 3. Кто из вас (виноватый, виноват), кто (правый, прав) — разберемся беспристрастно. 4. Он из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование. 5. С возрастом угловатая девочка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. 6. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время. 7. Как показала проверка, факты, указанные в письме, (верны, верные). 8. Эта женщина всегда (милая, мила) и (очаровательная, очаровательна). 9. Дети остались очень (довольные, довольны, довольными), что экскурсия состоялась. 10. В Никитском саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. 11. Уроки русского языка стали удивительно (интересные, интересны, интереснейшие). 12. Необходимо завершить работу в самое (близкое, ближайшее) время и в (кратчайшие, наикратчайшие) сроки.
3. Употребление имен числительных.
ЗАПОМНИТЕ:

  • Собирательные числительные двое – десятеро употребляются:

— только с существительными, обозначающими лиц мужского пола;

— с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении человек);

— с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней);

— с существительными, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

— с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое).

  • Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.
  • При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

Упражнение 36. Исправьте ошибки, мотивируя свой выбор.

  1. Корабль находился на орбите 383 суток. 2. Износ оборудования составляет 56,5 процентов. 3. Было закуплено 22 ножниц. 4. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 5. Наша библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 6. Машины стояли у обоих ворот. 7. Надо добавить полтора полные стакана муки. 8. Наш город отметил двестипятидесятилетие. 9. Поймали трое зайцев. 10. В спектакле задействованы двое новых героинь.

Упражнение 37. Выберите правильный вариант.

  1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 2. Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. 3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. 4. Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими руками голосую за нее. 6. Я обеими руками голосую за нее.

Упражнение 38. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

  1. Обеспеченность населения продуктами первой необходимости составляет 85,7 (процента, процентов). 2. Из 21 (участника, участников) соревнования особенно выделились (три, трое) спортсменок. 3. Начинать свое дело с (пятиста, пятистами, пятьюстами) тысячами – значит провалить дело с самого начала. 4. Отец воспитывал (трех, троих) детей. 5. У (обоих, обеих) претенденток на медаль равные шансы.

Упражнение 39. Составьте словосочетания со словами.

  1. Два – двое (друзья, герои, мнения, бакенбарды, ягнята, сани). 2. Три – трое (рельс, граждане, испытатели, шахматы, ножницы, домохозяйки, неожиданности). 3. Четыре – четверо (гуси, малыши, сироты, здания, брюки, щенки). 4. Пять – пятеро (строители, профессора, сутки, буквы, детишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (ученики, спортсмены, хитрости, мечты (формы р.п. мн.ч. вообще нет). 6. Семь – семеро (мы, больных, слоны, лица).

4. Употребление местоимений.
ЗАПОМНИТЕ:

  • Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.
  • Местоимения ихний в русском языке нет.
  • Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
  • Собирательные существительные (студенчество, беднота, группа, народ) нельзя заменять местоимением в форме множественного числа.
  • Возвратные местоимения свой, себя указывают на лиц, которые производят действие.

Упражнение 40. Выберите правильный вариант.

1. Для ней нет имени. 2. Для нее нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребенок. 5. Около его толпился народ. 6. Около него толпился народ. 7. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее захватила полиция. 8. Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. 9. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 10. Она писала дочери, что той следует приехать. 11.В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 12. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 13. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 14. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 15. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 16. Каждый предлагает, чтобы почтенный гость приехал к нему.

Упражнение 41. Исправьте ошибки.

1. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 2. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 3. Мальчик теперь сирота, отец умер, когда ему было три года. 4. Сзади его шла нагруженная машина. 5. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 6. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 7. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 8. Больной попросил сестру налить себе воды. 9. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодными для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед. 10. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать много в дальнейшем. 11. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить им следующие два дня для отдыха.
Упражнение 42. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант.

1. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его роста). 2. Он опытный работник и знает все тонкости в (своем, его) деле. 3. Герои картины борются за (их, свои) права, но власти не признают их. 4. Троекуров уважал Дубровского и не прочь был (свою, его) дочь выдать замуж за Владимира. 5. Все это было интересно, а главное — помогло нам всесторонне обсудить это волнующее для всех (их, нас) событие. 6. В первый же погожий день мать взяла детей с (ней, собой) на прогулку.
5. Употребление форм глагола

ЗАПОМНИТЕ:

•В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

•В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, а есть только кладет, но положит; ездит.

  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида.
  • Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение -страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют?).
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например, исправленная рукопись редактором — неверно, следует заменить на: 1) исправленная редактором рукопись или 2) рукопись, исправленная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Например, горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов — неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
  • Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например, читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав) и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки.
  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.
  • Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.
  • Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Упражнение 43. Выберите правильный вариант.

1. Он часто (ложит, кладет) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (побежду, смогу победить, одержу победу). 5. Я (убежу, убеждю) его в правильности решения. 6. Результаты (подытоживовалнсъ, подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9, После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (откликается, откликался) на события окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно (составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (нарождающего, нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствующих, отсутствовавших) по уважительным причинам. 14. Мечет икру. 15. Мечет гром и молнии. 16. Метает гром и молнии. 17. Метает петли, шов.
Упражнение 44. Исправьте ошибки, мотивируя свой ответ.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси. 3. Внук часто одевается бабушкой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 6. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 7. Где вы слыхали об этом? 8. По совету врача больной полоскает горло раствором соды. 9. Цветы сохну ли в вазе. 10. Дверь открывается автоматически. 11. Собранный урожай отправляется в разные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 12. Наш отдел неоднократно премировался.
Упражнение 45. Исправьте предложения.

1. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 2. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 3. Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время. 4. Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 5. Делая разработку чертежа, у нас возникли разногласия по поводу целесообразности этого аппарата. 6. Выполняя маневр и сохранив дистанцию, поезд приблизился к опасном переезду. 7. Ездя в Петербург, можно узнать необычайно интересные вещи. 8. Проходя по перрону, у меня появилась интересная мысль. 9. Поданный состав машинистом точно остановился на переезде. 10. Состав, поданный машинистом, точно остановился на переезде.
Упражнение 46. Найдите правильное употребление деепричастий.

1. Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. 2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 4. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 5. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 6. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гусев метод средней ошибки
  • Гуманность и человечность лексическая ошибка
  • Гуманитарные университеты рассадники просвещения ошибка
  • Гуманитарии исправляют ошибки
  • Гулять собак воспрещается ошибка