УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
1.Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
2. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба: подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба: руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.
- Просьба: встань.
- Попрыгай на одной ноге.
- Просьба: покружись.
- Просьба: похлопай в ладоши.
- Опусти руки.
- Просьба: топни левой ногой.
- Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.
3. Исправь ошибки в описании сказочных героев.
Колобок залез на дерево.
Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
Буратино достал из огня золотой ключик.
Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
4. Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых не постоянны.
- Сладкое мороженое – сладкая конфета – сладкий виноград.
- Белая ромашка – белый снег – белый халат.
- Металлическая сковорода – металлические рельсы – металлическая ложка.
- Соленая селедка – соленый огурец – соленые грибы.
- Прямоугольная книжка – прямоугольное окно – прямоугольный стол.
- Деревянная ложка – деревянный стул – деревянная рама.
5. Отгадай загадки – обманки.
В работе он помощник наш
Всем дозвонится… (карандаш?)
На животе висит карман,
В нем дочку носит… (пеликан?)
Собирает с грядок внук
Сто стручков зеленый… (лук?)
Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой… (петух?)
Он зовется царь зверей,
Потому что… (воробей?)
В огороде до сих пор
Под землею…(помидор?)
Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий…(конь?)
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул… (олень?)
По лесу идем, в лукошки
Наберем одной… (картошки?)
Друга лучше не найдешь,
Лает громко верный… (еж?)
6. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
- Свинья летает.
- Рыба бежит к морю.
- Петух кукарекает.
- Муравей тащит бревно.
- Носорог залез в нору.
- Соловей ловит медведя.
- Мама младше дочки.
- Дедушка старше внука.
- В холодильнике жарятся котлеты.
- У кукушки вывелись котята.
- Мальчики играют в баскетбол.
- Пингвин ударил леопарда своим рогом и пр.
7. Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки.
К нам пришли зверята:
Цапли, жеребята,
Волки, лисы, утки
И… спасибо шутке!
8.Выбери из трех объектов один лишний. Объясни ход рассуждений.
ГЛАЗА |
НОС |
БРОВИ |
СТОЛ |
ПОЛКА |
СТУЛ |
СКОВОРОДА |
БЛЮДЦЕ |
КАСТРЮЛЯ |
СЛИВА |
ПЕРСИК |
ГРУША |
ПРОСТЫНЯ |
ПОДОДЕЯЛЬНИК |
НАВОЛОЧКА |
НОЧНИК |
ТОРШЕР |
СВЕЧА |
АВТОБУС |
ТРОЛЛЕЙБУС |
ТРАМВАЙ |
ОГУРЕЦ |
МОРКОВЬ |
СВЕКЛА |
ЮБКА |
БРЮКИ |
ШОРТЫ |
КОЗА |
СВИНЬЯ |
КОРОВА |
9. Реши задачи-шутки.
- Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
- Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
- Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
- На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?
- Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
- Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
- В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?
- Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
- На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
- Горело 4 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
УПРАЖНЕИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ
- Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.
Больничный халат, ствол дерева, помидор, трава, цыпленок, бумага, баклажан, радуга.
НАПРИМЕР: Радуга – картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.
2.Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что легким бывает…
Каждый знает, что круглым бывает…
Каждый знает, огромным бывает…
Каждый знает, красивым бывает…
Каждый знает, тяжелым бывает…
Каждый знает, глубоким бывает…
Каждый знает, полезным бывает…
3.Назови слово с противоположным значением, т.е. слово-противник.
Не друг, а… |
Не шершавый, а… |
Не зажигать, а… |
Не рассвет, а… |
Не высокий, а… |
Не ловить, а… |
Не холод, а… |
Не бедный, а… |
Не отнимать, а… |
Не сахар, а… |
Не сухой, а… |
Не придвигать, а… |
Не подъем, а… |
Не пушистый, а… |
Не кричать, а… |
Не конец, а… |
Не длинный, а… |
Не спрашивать, а… |
Не верх, а… |
Не добрый, а… |
Не ссориться, а… |
Не беда, а… |
Не мелкий, а… |
Не ломать, а… |
Не яма, а… |
Не грустный, а… |
Не ругать, а… |
Не вход, а… |
Не узкий, а… |
Не плакать, а… |
Не знаменитый, а… |
Не отдыхать, а… |
|
Не уродливый, а… |
4.Помоги Незнайке закончить свою мысль.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Такой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же голубой, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же шустрый, как…
- Такой же высокий, как…
- Такой же ровный, как…
- Такой же светлый, как…
- Такой же гладкий, как…
- Такой же блестящий, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
5.Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество слов, загибая пальцы.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 крупных птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 мелких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 летающих насекомых…
- Я знаю 5 животных севера…
6.Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь – положительное это качество или отрицательное.
- Смелость.
- Капризность.
- Жадность.
- Честность.
- Аккуратность.
- Леность.
- Храбрость.
- Драчливость.
- Хитрость.
- Жизнерадостность.
- Сообразительность.
- Доброжелательность.
- Уверенность в себе.
- Общительность.
- Замкнутость.
- Послушание.
- Трудолюбие.
- Дружелюбие.
- Обидчивость.
- Трусость.
- Вежливость.
- Жестокость.
- Чистоплотность.
7. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах.
Нора, сарай, море, гнездо, трава, пруд, скворечник, дупло, река, квартира, клетка, земля, подвал, лист дерева.
НАПРИМЕР: В траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и т.д.
8. Назови цепочку действий, имеющихся в знакомой сказке.
«Колобок», «Три поросенка», «Репка», «Маша и медведь» и т.д.
НАПРИМЕР: «Репка». Посадил, выросла, позвал, тянул,, не вытянул, позвал, помогали, тянули, вытянули.
9. Объясни, называя только слова-действия.
- Как открыть консервную банку.
- Как пожарить яичницу.
- Как сварить борщ.
- Как собраться в школу.
- Как вырастить большую яблоню.
- Как сделать салат.
- Как накрыть праздничный стол.
- Как убрать комнату.
- Как помыть окно.
- Как поменять постельное белье.
- Как заменить колесо у машины.
- Как из салфетки сделать снежинку.
НАПРИМЕР: Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
2.Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю.
БАН ТУХ МУН ( Гость сказал: «Приветствую вас!»)
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)
ТУКЕН ДАТОН КУВАН (Как у вас жарко!)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (Я прибыл с далекой планеты!)
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!)
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (Я скоро опять прилечу на Землю!)
(Особенности данного упражнения в том, что все звуки в сочетаниях легко произносимы, и ребенок с любыми нарушениями речи может повторить их правильно.)
3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Слон – волк – жук — кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.
4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мед, компот, плот. Сало, залы, хала. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.
5.Запомни предметы, разложенные на столе ( бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка). Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.
- Мять бумагу.
- Переливать воду.
- Стучать ложкой по чашке.
- Резать картон ножницами.
- Стучать вилкой о ложку.
- Рвать бумагу.
6.Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать. Повторяй за мной не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (Х – хлопок)
Х _ Х
ХХ _ Х
Х _ ХХ
ХХ _ ХХ
ХХХ _ ХХ
ХХ _ ХХХ
Х _ ХХ _ ХХ
ХХ _ Х _ ХХ
7.Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.
8.Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.
9. Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
- Громко (кот рядом).
- Тихо (кот далеко).
- Высоким голосом ( маленький котенок).
- Низким голосом (старый кот).
- Хриплым голосом (кот простудился).
МУ
- Громко (корова близко).
- Тихо (корова далеко).
- Высоким голосом (теленок мычит).
- Низким голосом (бык мычит).
- Грозным голосом (бык сердится).
ПОДБОР РИФМУЮЩИХСЯ СЛОВ
1.Назови последнее слово в рифмовке, выбрав один из трех вариантов.
(Особенность этого упражнения в том, что подходящие слова состоят из легко произносимых звуков.)
Раскрывает Жаба рот,
Громко песенку… (кричит, поет, квакает)
Стала Выпь с утра вопить:
— Есть хочу! Хочу я… (пить, танцевать, учиться)
На мяч набросился щенок,
Схватил его и… ( наутек, убежал, разгрыз)
Стали громко петь еноты,
Даже разучили… ( слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели
Для ежей у старой… (липы, ели, сосны)
Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим быть на… ( Бармалея, папу, Боярского)
И встарь, и в наши времена
Имеют люди… ( документы, имена, оружие)
В дальний путь берет верблюд
Два горба готовых… (завтраков, блюд, обедов)
- Отгадай загадки.
НАСЕКОМЫЕ
Опустился на цветок
Однодневка…(мотылек)
Много пользы принесла
Полосатая…(пчела)
У вертолетика глаза?
Над речкой кружит…(стрекоза)
У них блестящие бока.
На ветке рядом два…(жука)
ПТИЦЫ
Свой мотив среди ветвей
Напевает…(соловей)
Когда луч солнечный потух,
Запел ночной певец…(петух)
И про солнце, и про май
Распевает…(попугай)
Щебетунья эта птица,
Всех нежней поет…(синица)
И в лесу, и на опушке
Раздается клич…(кукушки)
У него есть свой дворец,
Лучше всех живет…(скворец)
МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ
— Посчитаю все вокруг:
У меня есть восемь рук,
У меня есть восемь ног!-
Так воскликнул…(осьминог)
Он огромный, словно дом,
Лупит по воде хвостом,
Над волной фонтан блестит,
Каждый скажет: «Это…» (кит)
Глазом маленьким сверкнула
Серебристая…(акула)
В морских волнах такой один:
Жонглер и акробат…(дельфин)
За рыбой нырять ему вовсе не лень,
В холодную прорубь ныряет…(тюлень)
ЯГОДЫ И ФРУКТЫ
Очень вкусны и, конечно, красивы
Крепкие, гладкие, сочные…(сливы)
На праздничном столе у нас
Царит большущий…(ананас)
Кислым соком напоён
В толстой кожуре…(лимон)
В вазе видны чьи-то круглые спины,
Радуют нас круглый год…(апельсины)
Урожаю рад садовник,
Облепил весь куст…(крыжовник)
Подойди и погляди-ка:
Покраснела вся…(клубника)
ДЕРЕВЬЯ
Листопадом утомлен
Стройный, красно-желтый…(клен)
Над водой игриво
Наклонилась…(ива)
Ранним утром у тропинки
Загрустили две…(осинки)
Этот гость из теплых стран
Называется…(каштан)
Забрался еж в свою постель,
Его накрыла веткой…(ель)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ БЛИЗКИХ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ
1.Назови имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию.
Августина – Агния – Ангелина – Акулина
Коля – Дима – Толя – Поля
Полина – Наина – Люба – Галина
Таня – Оля – Аня – Ваня
Инна – Тина – Татьяна – Дина
Акулина – Алевтина – Антонина – Анна
Евгений – Петя – Витя – Катя
Елисей – Тимофей – Глеб – Алексей
2.Произнеси парами похожие по звучанию слова.
Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка.
3.Исправь ошибки в рифмовках-перепутанках.
Не сгибается ПОЛЕНО.
Раскололи мы КОЛЕНО.
Распускается БАТОН.
Поровней нарежь БУТОН.
Поднимаем мы КОМПОТ.
Выпьем ягодный КАПОТ.
Заверну отверткой БИНТ.
По ноге сползает ВИНТ.
Завяжу на блузке ФАНТИК,
Заверну конфету в БАНТИК,
Открывается УЛИТКА.
Тихо ползает КАЛИТКА.
АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ
1.Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.
Сосна- береза- дуб- лиственница
Свекла- авокадо- лук- апельсин
Груздь- подберезовик- рыжик- мухомор
Ласточка- грач- галка- перепелка
Шкаф- тумбочка- диван- раскладушка
Муха- гусеница- жук- муравей
2.Распутай перепутанные слова.
Фли-ту, баш-ру-ка, ка-мой, ле-те-фон, ду-га-ра, га-кни, стрю-ля-ка, бы-гри, рел-ка-та, за-ми-мо.
3.Соедини первые звуки слов в новое слово. Отгадай имена детей и клички животных.
Троллейбус, осы, мороженое.
Ворона, индюк, корова, ананас.
Баран, окна, барабан, иголка, кровать.
Дом, автобус, нитка, индеец, лодка, арбуз.
4.Назови звуки, которые убежали из слов.
Клуба, клума (клумба), бакажан, балажан (баклажан), карошка, картоша (картошка), комас, копас (компас), комата, коната (комната), тыва, тыка (тыква), манит, магит (магнит), кота, кофа (кофта).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ
1.Трижды повтори каждую рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь.
Вновь Агата едет куда-то.
К деду, Вика, подойди-ка.
В океане вода тиха иногда.
Опять у буфета одна конфета.
В темноте гамак не найти никак.
Какие-то коты мяукают до темноты.
Кабан, кабан, не попади в капкан.
Эта хата так темновата!
Дали Петеньке пятак, не найдет его никак.
У дубка быки, под дубком пеньки.
2.Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.
- Отдает гном фее дом. Отдает гном фее дом?
- Для купанья Анны не хватает ванны. Для купанья Анны не хватает ванны?
- Новые тапки у моего Потапки. Новые тапки у моего Потапки?
- Катя в кино увидит кимоно. Катя в кино увидит кимоно?
- Бумаги комок давно намок. Бумаги комок давно намок?
- Моет Ваня ботинки в ванне. Моет Ваня ботинки в ванне?
3.Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто сообщаешь радостную весть.
- Этот дом с одним окном.
- Этот хомяк копает так.
- Фаина и Нина купили пианино.
- Темка, Темка, не ходи в потемках.
- Над мухой у деда вновь победа.
- Попадает метко в пакет конфетка.
4.Произнеси рифмовки-трудноговорки четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения.
- Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
- У Вани фантик, у Фани бантик.
- У Фаины именины, именины у Фаины.
- Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.
- От тополя до тополя много пуха по полю.
- Пеликан-великан, не попади в капкан.
- В доме у енота ходит кто-то. Ходит кто-то в доме у енота.
- Дед делит дыню: дольку Диме, дольку Дине.
- Дед Михай, папахой не махай! Не махай, Михай, мух не пугай!
- Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
- Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
- Много ли у уток до отлета минуток? Таких минуток не много у уток.
- Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги не оттопали.
- Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
- На мели мы видели налима, а налим, видно, глядит мимо.
- От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт.
- По небу вата едет куда-то. Этой ваты в небе многовато.
- Поглядите на фото дяди Федота. Глядеть неохота на фото Федота!
- Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
- Павианы любят бананы. Бананы едят павианы.
- Поля в поле лен полет. Лен полет в поле Поля.
- Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.
- Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.
- Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!
Инструкция: исправь ошибки Незнайки.
1. Уборщица шьет головные уборы.
2. Плотник чинит плоты.
3. Секретарь хранит секреты.
4. Переводчик переводит людей через дорогу.
5. Курьер разводит кур.
6. Часовой чинит часы.
7. Садовник заведует детским садом.
8. Пожарный обжаривают продукты.
9. Водитель водит хороводы.
10. Механик делает изделия из меха.
Автор Т. А. Ткаченко. Игра прекрасно развивает связную речь, расширяет кругозор. Правда, перед тем, как играть, возможно, необходимо будет объяснить ребёнку значение некоторых профессий.
Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).
Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строят муравейник.
Муравей вылез из воды.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает на дереве.
Пчела живет в конуре.
Подвижная игра«Птички в гнездышках»
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этихслов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!.. »
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
Автор:
Бичевая Ирина Александровна
педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ №36 г.Воронеж
В названиях прочитанных им книжек Незнайка, как обычно, сделал ошибки.
«Восстановите» подлинные названия сказок и книг, изменив в них одну или несколько букв.
А я вам помогу
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Шурочка Ряба», русская народная сказка.
« К урочка Ряба», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Золотая рубка», русская народная сказка.
«Золотая р ыбка, русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Шар — птица», русская народная сказка.
« Ж ар — птица», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Гусли — лебеди», А.Н.Толстой.
«Гуси – лебеди», А.Н.Толстой.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Кособок», русская народная сказка.
«Ко л обок», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Журавль и капля», русская народная сказка.
«Журавль и ц апля», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Волк и роза», русская народная сказка.
«Волк и к оза», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Звери в ярме», русская народная сказка.
«Звери в яме», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Чадо лесное», русская народная сказка.
«Ч у до лесное», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Медведь – лиловая нога», русская народная сказка.
«Медведь – ли п овая нога», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Лицо одноглазое», русская народная сказка.
«Ли х о одноглазое», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Не любо – не скушай», русская народная сказка.
«Не любо – не с л ушай», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Певучий корабль», русская народная сказка.
« Л е т учий корабль», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Иванушка-чудачок», русская народная сказка.
«Иванушка — д у р ачок», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Кепка», русская народная сказка.
« Р епка», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Златогласка», чешская сказка.
«Злато в ласка», чешская сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Кот и киса», русская народная сказка.
«Кот и л иса», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь букву и исправь мою ошибку
«Кошечка-Хаврошечка», русская народная сказка.
«К р ошечка-Хаврошечка», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Киса и Журавль», русская народная сказка.
« Л иса и Журавль», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Война гробов», русская народная сказка.
«Война гр и бов», русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Красная Тапочка», Ш.Перро.
«Красная Ш апочка», Ш.Перро.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери лишнюю букву и исправь мою ошибку
«Крот в сапогах», Ш.Перро.
«Кот в сапогах», Ш.Перро.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери лишнюю букву и исправь мою ошибку
«Гладкий утёнок», Х.К.Андерсен.
«Гадкий утенок», Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Свинопёс», Х.К.Андерсен.
«Свиноп а с», Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Кусалочка», Х.К.Андерсен.
« Р усалочка», Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Старый сом», Х.К.Андерсен.
«Старый д ом», Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Серая лейка», Д.Н.Мамин-Сибиряк.
«Серая Ш ейка», Д.Н.Мамин-Сибиряк.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Маленький Чук», В.Гауф
«Маленький М ук», В.Гауф.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь букву и исправь мою ошибку
«Нежная королева», Х.К.Андерсен
« С нежная королева», Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Оле-Лукойл», Х.К.Андерсен.
«Оле-Лукой е », Х.К.Андерсен.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Рике с хохотком», Ш.Перро.
«Рике с хохо л ком», Ш.Перро.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери лишнюю букву и исправь мою ошибку
«Сопящая красавица», Ш.Перро.
«Спящая красавица», Ш.Перро.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Молодой пеликан», братья Гримм.
«Молодой в еликан», братья Гримм.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь букву и исправь мою ошибку
«Аленькие человечки», братья Гримм
« М аленькие человечки», братья Гримм.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Сивка-мурка», К.Д.Ушинский.
«Сивка- б урка», К.Д.Ушинский.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Сказка о бабе и козе», В.М.Гаршин.
«Сказка о ж абе и р озе», В.М.Гаршин.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Госпожа Неделица», братья Гримм.
«Госпожа М е т елица», братья Гримм.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Как мужик гусей белил», Л.Н.Толстой.
«Как мужик гусей д елил», Л.Н.Толстой.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Хозяйка медной норы», П.Бажов.
«Хозяйка медной г оры», П.Бажов.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Серебряное корытце», П.Бажов.
«Серебряное ко п ытце», П.Бажов.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Федорино море», К.Чуковский.
«Федорино г оре», К.Чуковский.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Китёнок с улицы Лизюкова», В.М.Злотников.
«К о тёнок с улицы Лизюкова», В.М.Злотников.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Сказки дядюшки Примуса», Дж.Харрис.
«Сказки дядюшки Римуса», Дж.Харрис.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Маленький цветочек», С.Аксаков.
«Аленький цветочек», С.Аксаков.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Танькины именины», Д.Н.Мамин-Сибиряк.
« В анькины именины», Д.Н.Мамин-Сибиряк.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Золотой ключник», А.Толстой.
«Золотой ключик», А.Толстой.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Царевна Людинка», Л.Чарская.
«Царевна Л ь динка», Л.Чарская.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь букву и исправь мою ошибку
«Живая печатка», Лидия Чарская
«Живая пе р чатка», Лидия Чарская.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Мяч королевы», Л.Чарская.
«М е ч королевы», Л.Чарская.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери букву и исправь мою ошибку
«Беглая лебёдушка», А.Королькова.
«Белая лебёдушка», А.Королькова.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Сама, дай ума!», А.Королькова.
«С у ма, дай ума!», А.Королькова.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Старик-хоровик», В.Даль.
«Старик- г о д овик», В.Даль.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Приключения Пиколлино» Дж.Родари.
«Приключения Ч и п оллино», Дж.Родари.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь букву и исправь мою ошибку
«Лиса в Стране Чудес», Л.Кэрролл
« А лиса в Стране Чудес», Л.Кэрролл.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь буквы и исправь мою ошибку
«Жельсомин в стране гунов», Дж.Родари
« Д жельсомин о в стране л гунов», Дж.Родари.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Каракатище» К.Чуковский
« Т арака н ище», К.Чуковский.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Теплый хлев», К.Паустовский.
«Теплый хле б », К.Паустовский
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Деточка Снегурочка», В.Даль.
«Де в очка Снегурочка», В.Даль
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь буквы и исправь мою ошибку
«Городок в табаке», В.Одоевский.
«Городок в табаке рке », В.Одоевский.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Конек-горюнок», П.Ершов.
«Конек-гор бу нок», П.Ершов
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Мошкин сон», С.Я.Маршак.
« К ошкин д о м », С.Я.Маршак.
ответ
Я опять что-то напутал. Добавь буквы и исправь мою ошибку
«Гневушка — скакушка», П.Бажов.
« О гневушка — по скакушка», П.Бажов.
ответ
Совсем я запутался. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Упырь, половинка и ламоть», Русская народная сказка.
« П у з ырь, с оло м инка и л ап оть», Русская народная сказка
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Кузьма — Скоророгатый», Русская народная сказка.
«К о зьма — Скоро б огатый», Русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Петух и терновцы», Русская народная сказка.
«Петух и ж ерновцы», Русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Убери, поменяй букву и исправь мою ошибку
«Елена Пре м удрая», Русская народная сказка
«Белена Прекудрая», Русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Царевна — лапушка», Русская народная сказка.
«Царевна — л яг ушка», Русская народная сказка.
ответ
Совсем я запутался. Убери, поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Заморозка», Русская народная сказка.
«Морозк о », Русская народная сказка
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй букву и исправь мою ошибку
«Зимовье дверей», Русская народная сказка.
«Зимовье з верей», Русская народная сказка.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Хрупкая девочка», П.Бажов.
«Хрупкая в е т очка»,П.Бажов.
ответ
Я опять что-то напутал. Поменяй буквы и исправь мою ошибку
«Синюткин молодец», П.Бажов.
«Синю ш кин к олодец», П.Бажов
ответ
Интернет – ресурсы:
Божья коровка:
http://gifsgifsparavoce.files.wordpress.com/2012/02/abelhinha031.png?w=630
Цветок :
http://img.jogtheweb.com/users_avatars/avatarOdkDcQpW9WgQ
Незнайка:
http://lisyonok.ucoz.ru/kartinki/mult59.png
http://www.graycell.ru/picture/big/neznayka.jpg
Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Перейти к содержанию
Telegram
Telegram
Telegram
Предварительный просмотр и печать стенда, раскраски или карточки
Речевая игра «Незнайкины ошибки»
Чтобы распечатать или скачать материал для детского сада «Речевая игра «Незнайкины ошибки»», нажмите на картинку для увеличения до оригинального размера.
Скачать без сжатия
◄ Назад на страницу «Речевые игры для детей 5-6 лет»
Понравилось? Расскажи друзьям:
Картотека
дидактических игр
для развития
фонематического слуха и восприятия
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на
вербальном уровне.
Оборудование: «волшебный»
мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие
звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать
игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие
звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно
выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем,
что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном»
мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем
продолжают выполнение задания.
Игра «Найди ошибку».
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в
слове.
Оборудование: поезд, с тремя вагончиками, на каждом из которых
слоговая схема слова (одно-, двух — и трехсложные слова); предметные картинки.
Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным
поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами
слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако поезд
отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок
соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не
едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки
и исправляют их (перемещают картинки).
Игра «Собери игрушки».
Цель: тренировать детей в определении места звука С в
слове.
Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним
схемами звукового состава слов.
Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и
назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем
коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на
коробках.
Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования
двух команд детей.
Игра «Бусы».
Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового
состава.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству
детей в группе).
Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на
шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед
предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов),
сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус
соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно,
подчеркивает, что бусы получились длинными.
Игра «Построй домики».
Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.
Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру,
разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом — по типу puzzle — с
написанными на них слогами.)
Ход игры. Логопед показывает детям части домиков. Обращает
их внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает
построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось
слово. Сложившие домики правильно получают звания «лучших
строителей».
Игра «Кубик».
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в
слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с
кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней
грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии
которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети,
которые выполняют задание верно.
Игра «Помоги зайчику перейти через
речку».
Цель: упражнять детей в слуховом различении
изолированного звука 3 в ряду других звуков.
Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.
Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через
болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее
логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках
игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка»
(кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий
кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».
Игра «Исправь ошибки Незнайки».
Цель: тренировать детей в правильном употреблении
предлогов в предложениях.
Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе;
дети играют над/под/ деревом; и т.п.).
Ход игры. Логопед предлагает детям оценить предложения,
написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно
употребленный предлог правильным.
Игра «Накорми Великана».
Цель: упражнять детей в образовании существительных
множественного числа.
Ход игры. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах
накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного
числа от предложенных логопедом существительных единственного числа,
обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты,
котлета-котлеты, сосиска-сосиски, огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).
Игра «Отгадай букву».
Цель: закреплять зрительные образы букв у детей;
развивать у них пространственное воображение.
Оборудование: листы бумаги с незавершенными изображениями букв.
Ход игры. Логопед показывает детям то, что написал художник
Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу: он не дописал буквы.
Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.
Игра «Вставь нужную букву».
Цель: тренировать детей в выполнении операций по
звуко-буквенному анализу слов.
Оборудование: карточки с написанными на них словами; Игрушка
Дед Буквоед.
Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными
на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые
буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел»
Дед Буквоед в каждом из слов.
Игра «Придумай слово».
Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным
звуком.
Оборудование: робот (игрушка).
Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что
он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с
указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота на голове зажигается
лампочка.
Игра «Перебеги дорогу».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического
восприятия.
Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед
произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка,
ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении
определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны
перебежать «дорогу» (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом
логопед может использовать разные наборы слов.
Игра «Найди свой домик».
Оборудование: три стула — «домика», на каждом из них
изображение одной из трех букв — А, О, У; предметные картинки.
Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в
названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие
зрительно-моторной координации у детей.
Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены
стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о,
у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о,
у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны
собраться у своего «домика».
Игра «Перейди через болото».
Цель: упражнять детей в определении заданного звука в
составе слова — названия предмета; развитие двигательной активности у детей.
Оборудование: большие зеленые круги («кочки»);
предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар).
Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек»
(зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут
заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через
«болото», наступая только на те «кочки», возле которых
стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.
Игра «Собери букет».
Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных
букв.
Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов
разной формы и окраски, в центре каждого цветка — буква.
Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски
на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре
стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает
«букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После
того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из
букв, изображенных в центре каждого цветка.