Импонирует автор лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, СИМПАТИЗИРУЕТ своему герою.

Импонировать  — производить положительное впечатление. Если ВЫ кому-то импонируете, значит, это ВЫ кому-то понравились, ВЫ кому-то симпатичны. Поэтому по контексту приведённого предложения подразумевается слово СИМПАТИЗИРОВАТЬ, т. е. выражать свою симпатию кому-то.

Ответ: симпатизирует.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год

Сложность: вы­со­кая

Правило: За­да­ние 6. Лек­си­че­ские нормы (упо­треб­ле­ние слов в лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти)

Важно понять кому из героев рассказа больше всего импонирует автор лексическая

Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

Внимательно прочитайте предложения, найдите среди словосочетаний устойчивые словосочетания и определите, в каком словосочетании использовано неподходящее по смыслу или по стилю слово.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

Нет словосочетания «импонирует автор», правильно: симпатизирует автор.

Задания 6-7 ЕГЭ-2022. Практика (с ответами)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

2. На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов.

2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.

3. Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью.

3. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

4. Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.

4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.

5. Сатирическая карикатура разоблачает и осмеивает отрицательные, отвратительные черты человека и общества.

5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

6. Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.

6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.

7. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

7. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

8. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

8. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.

9. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

9. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

10. Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал.

10. етские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.

11. В мае 1820 года А.С. Пушкин с семьей генерала Раевского направляется на Кавказские Минеральные Воды, в Таганроге путешественники останавливаются в доме городского градоначальника.

11. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».

12. Летом 1913 года некий неизвестный инкогнито написал письмо, в котором предложил владельцу художественной галереи во Флоренции Альфредо Джери купить «Джоконду».

12. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.

13. А.А. Алехин вошел в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, в ранге гроссмейстера впервые дебютировал на международном турнире в Мангейме, который был прерван после 11-го тура в связи с началом Первой мировой войны.

13. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».

14. Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.

14. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.

15. Тайной интригой можно назвать тайные, закулисные действия, направленные на достижение требуемого результата.

15. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж времени.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело

На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов.

В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.

Роль – играть роль, но иметь значение

Сейчас, когда эмоции схлынули и весь азартный запал пропал, мирным торговцам было трудно заставить себя снова рисковать своей жизнью.

Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д.

Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.

Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.

Значения – иметь значение, играть роль

Сатирическая карикатура разоблачает и осмеивает отрицательные, отвратительные черты человека и общества.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление.

Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.

В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.

Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить

Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

Взгляд – бросить взгляд

Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.

Победу – одержать победу, завоевать первенство

Митридат VI Евпатор вошел в историю, как тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения

Он дважды продублировал фразу, сказанную им десять минут назад высокому парню, которого он хорошо знал.

етские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.

Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания

В мае 1820 года А.С. Пушкин с семьей генерала Раевского направляется на Кавказские Минеральные Воды, в Таганроге путешественники останавливаются в доме городского градоначальника.

Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».

Летом 1913 года некий неизвестный инкогнито написал письмо, в котором предложил владельцу художественной галереи во Флоренции Альфредо Джери купить «Джоконду».

Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.

Поднимается – нельзя стремительно ползти

А.А. Алехин вошел в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, в ранге гроссмейстера впервые дебютировал на международном турнире в Мангейме, который был прерван после 11-го тура в связи с началом Первой мировой войны.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».

Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль

Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.

Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.

Низкие – низкие цены, дешевые товары

Тайной интригой можно назвать тайные, закулисные действия, направленные на достижение требуемого результата.

«Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».

Важно понять кому из героев рассказа больше всего импонирует автор лексическая

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

Приведём верное написание.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, СИМПАТИЗИРУЕТ своему герою.

Импонировать — производить положительное впечатление. Если ВЫ кому-то импонируете, значит, это ВЫ кому-то понравились, ВЫ кому-то симпатичны. Поэтому по контексте приведённого предложения подразумевается слово СИМПАТИЗИРОВАТЬ, т.е. выражать свою симпатию кому-то.

источники:

http://infourok.ru/zadaniya-6-7-ege-2022-praktika-s-otvetami-5387662.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=39742

Задание 6. Лексические нормы

Задание 6.

Лексические нормы

Лексические нормы это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, (т.е. точность речи) слово выражало наше отношение, то есть было выразительным (т.е. выразительность речи), употребление слов в речи определялось сферой их функционирования ( т.е.стилевая принадлежность речи)

Лексические нормы

  • это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, (т.е. точность речи)
  • слово выражало наше отношение, то есть было выразительным (т.е. выразительность речи),
  • употребление слов в речи определялось сферой их функционирования ( т.е.стилевая принадлежность речи)

Типичные лексические ошибки в аспекте точности Нарушение лексической сочетаемости слов. Смешение паронимов. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Многословие. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

Типичные лексические ошибки в аспекте точности

  • Нарушение лексической сочетаемости слов.
  • Смешение паронимов.
  • Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
  • Многословие.
  • Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Лексическая несочетаемость – нарушение этой способности. Например: черствый хлеб, черствый человек , но не черствый торт, черствый друг ; глубокая ночь, глубокая старость , но не глубокий день, глубокая юность . НО следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов . Это один из видов тропов – оксюморон ( например: обыкновенное чудо, живой труп ) Ошибки этого типа связаны с тем, что носитель языка не замечает , что: слова противоречат друг другу, одно исключает другое по смыслу : (пр.: танцевальная песня) слова имею разную оценочную окраску : (пр.: полчища тружеников) слова разнородны по стилю (пр.: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню) слова несовместимы по традиции (пр.: выполнить желание, НО НЕ выполнить мечту; сильная привязанность, страсть, ненависть НО НЕ сильная дружба.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

  • Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Лексическая несочетаемость – нарушение этой способности.

Например: черствый хлеб, черствый человек , но не черствый торт, черствый друг ; глубокая ночь, глубокая старость , но не глубокий день, глубокая юность .

НО следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов . Это один из видов тропов – оксюморон ( например: обыкновенное чудо, живой труп )

  • Ошибки этого типа связаны с тем, что носитель языка не замечает , что:
  • слова противоречат друг другу, одно исключает другое по смыслу : (пр.: танцевальная песня)
  • слова имею разную оценочную окраску : (пр.: полчища тружеников)
  • слова разнородны по стилю (пр.: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню)
  • слова несовместимы по традиции (пр.: выполнить желание, НО НЕ выполнить мечту; сильная привязанность, страсть, ненависть НО НЕ сильная дружба.

2. Смешение паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию , но не совпадающие по значению Пр.: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Но паронимы не могут заменять друг друга Пр.: иллюстративная книга НО иллюстрированный материал

2. Смешение паронимов.

  • Паронимы – слова, сходные по звучанию , но не совпадающие по значению

Пр.: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический).

  • Но паронимы не могут заменять друг друга

Пр.: иллюстративная книга НО иллюстрированный материал

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда носитель языка не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание . ПР.: Татьяна противопоказана Онегину ( вместо : противопоставлена). Пр.: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку ( вместо: седовласую или седую).

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).

  • Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением.
  • Неточность словоупотребления возникает, когда носитель языка не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание .

ПР.: Татьяна противопоказана Онегину ( вместо : противопоставлена).

Пр.: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку ( вместо: седовласую или седую).

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество ) – употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов ПР.: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица») ПР.: Смелый и храбрый человек. ПР.: Свободная вакансия, главная суть. ПР.: Шляпа упала вниз ПР.: Вы забываете главная суть ПР.: Талант его бесполезно пропадает

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество ) – употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов

ПР.: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица»)

ПР.: Смелый и храбрый человек.

ПР.: Свободная вакансия, главная суть.

ПР.: Шляпа упала вниз

ПР.: Вы забываете главная суть

ПР.: Талант его бесполезно пропадает

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: Тавтология (от греч. tauto – то же самое , logos – слово ) – повторение однокоренных слов. ПР.: Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку . («контр» – ответ) Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему : ПР: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку . НО В языке немало тавтологичных сочетаний , употребление которых неизбежно , поскольку в них используется терминологическая лексика . ПР.: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты : ПР.: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • Тавтология (от греч. tauto – то же самое , logos – слово ) – повторение однокоренных слов.

ПР.: Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку . («контр» – ответ)

Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему :

ПР: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку .

НО В языке немало тавтологичных сочетаний , употребление которых неизбежно , поскольку в них используется терминологическая лексика .

ПР.: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады .

Тавтологичными могут быть фразеологические обороты :

ПР.: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: «Расщепление» сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием : ПР.: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора ВМЕСТО Ученики решили убрать школьный двор). «Слова-паразиты» – разнообразные частицы и слова , которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др .). Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания. ПР.: В кабинете висели русские писатели. ВМЕСТО В кабинете висели портреты русских писателей. Ошибки в употреблении местоимений . Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. ПР.: Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь.

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • «Расщепление» сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием :

ПР.: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора ВМЕСТО Ученики решили убрать школьный двор).

  • «Слова-паразиты» – разнообразные частицы и слова , которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др .).
  • Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания.

ПР.: В кабинете висели русские писатели. ВМЕСТО В кабинете висели портреты русских писателей.

  • Ошибки в употреблении местоимений . Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.

ПР.: Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь.

ЕГЭ (задание 6) В ЕГЭ встречаются задания по проверке знания лексических норм 2х типов: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

ЕГЭ (задание 6)

В ЕГЭ встречаются задания по проверке знания лексических норм 2х типов:

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.
  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

из демо: очень

из демо:

очень

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово. Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом. Он крепко держит в своих руках штурвал руля. Все гости получили памятные сувениры. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар. Я впервые познакомилась с ней в прошлом году. Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе. На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску. Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

  • Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
  • Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  • Все гости получили памятные сувениры.
  • Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  • О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  • Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар.
  • Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.
  • Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
  • На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску.
  • Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка. отправлен Больной был немедленно госпитализирован в больницу. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Подавляющее количество заданий было выполнено. В голове у него метнулась мысль о побеге. Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация. Необходимо повысить подготовку специалистов. Большая половина девушек предпочитает длинные волосы Эти функции поручаются классному руководителю. роль тонет пример большинство возникла значение непростая улучшить более половины возлагаются

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

отправлен

  • Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
  • Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
  • Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже
  • Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  • Подавляющее количество заданий было выполнено.
  • В голове у него метнулась мысль о побеге.
  • Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность.
  • В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
  • Необходимо повысить подготовку специалистов.
  • Большая половина девушек предпочитает длинные волосы
  • Эти функции поручаются классному руководителю.

роль

тонет

пример

большинство

возникла

значение

непростая

улучшить

более половины

возлагаются

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

  • Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был его первый дебют.
  • Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
  • Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.
  • В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.
  • Мы поднялись вверх по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
  • За истекший период времени нами были проведены осушительные работы .
  • Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  • В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два пожилых человека.
  • Чтобы получить премию, надо закончить начатую работу.
  • Командир приказал уничтожить полностью врага.
  • Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
  • Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «Ешь».
  • Он работал молча, без слов, но качественно.
  • Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте, в самые ближайшие дни мы это выясним.
  • По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
  • Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за три дня.
  • Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
  • На выставке были представлены деревянные изделия из древесины Моя бабушка любит народный фольклор.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

хватал

  • Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим в Семилетнюю войну.
  • Листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
  • Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
  • Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал.
  • В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
  • Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
  • Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
  • Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
  • Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
  • Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою .

минорное

чёрном

часть

дать

бедной

приложил

внимания

впечатление

симпатизирует

ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс статград варианты РУ2210401, РУ2210402, РЯ2210401, РЯ2210402 ответы для вариантов и текст для сочинения тренировочная работа №3 статград по русскому языку для 11 класса дата проведения 19 января 2023 года.

скачать тренировочные варианты

РУ2210401_РУ2210402_русский

ответы для олимпиады

Вариант 2210401 задание и ответы

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1. Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право на расторжение договора купли-продажи в отношении технически сложного товара, в том числе в случае: − обнаружения существенного недостатка товара (существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных затрат времени); − невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней <…> неоднократных работ по устранению его различных недостатков.

2. В соответствии со ст. 18 Закона, п. 6 ст. 24 Закона я, как потребитель, помимо расторжения договора купли-продажи имею право требовать возмещения убытков, причинённых мне вследствие продажи товара ненадлежащего качества. 3. Согласно п. 1 ст. 23 Закона за нарушение срока устранения недостатков товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости товара. Согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Закона такая неустойка взыскивается сверх убытков в полной сумме.

1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ЗАЩИТА. собир. Защищающая сторона в судебном процессе. Выступление защиты.
  • 2) СЛОЖНЫЙ. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. Сложные вещества.
  • 3) НЕДОСТАТОК. кого (чего) и в ком (чём). Неполное количество когочего-н., отсутствие нужного количества кого-чего-н. Н. материала. Н. кадров (в кадрах).
  • 4) РАБОТА. Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
  • 5) СРОК. Назначенный, установленный момент исполнения чего-н. Пропустить с. платежа. Представить работу в с.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст относится к официально-деловому стилю речи и характеризуется типичной для этого стиля точностью, стандартизацией языка, широким использованием канцелярских оборотов (например, в тексте присутствуют сочетания производных предлогов и существительных: в течение… года, вследствие продажи; нанизывание форм родительного падежа имён существительных: невозможности использования товара, расторжения договора купли-продажи).
  • 2) Формы повелительного наклонения глаголов (требовать, взыскивается) помогают привлечь внимание адресата.
  • 3) Лексика текста характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительными словами используются термины, свойственные научному стилю речи (товара, времени), и речевые штампы – клише, свойственные официально-деловому стилю (гарантийного срока, в размере одного процента).
  • 4) Усложнённость синтаксиса создаётся за счёт распространения предложений обособленными членами предложения (в том числе обособленными определениями, выраженными причастными оборотами), вставными конструкциями, однородными членами предложения.
  • 5) Официальность тона обеспечивается путём полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности; в тексте используются готовые словесные формулы.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) свЕрлит
  • 2) озлОбить
  • 3) вероисповЕдание
  • 4) туфлЯ
  • 5) Оптовый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Накрытая жестяным козырьком, откуда смотрели как бы исподлобья замкиглазища одинаковых СКЛАДСКИХ ангаров, платформа сортировочной станции выглядела угрюмо и неприветливо. Особых призов были удостоены ДИПЛОМАНТЫ международного музыкального конкурса. На этот раз штатный перечень праздничных событий по всеобщему согласию решили ДОПОЛНИТЬ плакатом в половину ватманского листа с большой фотографией юбиляра и подписью «Поздравляем!». Литература философствовала, драма стала ПУБЛИЦИСТИЧНОЙ, изобразительные искусства смыкались с наукой. Нужно только прибавить, что разоблачён этот кто-то был всё тем же профессором Мезонье, которого ныне Кениг обвиняет в таком же, только несравненно более ИСКУССТВЕННОМ подлоге.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Твардовский, без всякого сомнения, импонирует своему герою – неунывающему пехотинцу, простому деревенскому парню, который, не жалуясь, проходит через суровые испытания войны.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ЖЖЁТ сухие листья
  • с ДЕВЯТЬЮСТА коробками
  • нашли место ПОТИШЕ
  • ПРОПОЛОЩИ бельё
  • скоро ВЫЗДОРОВЕЕМ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
  • В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
  • Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • 1) Редактор был неумолим и при свете утренней зари, так прозрачно и нежно разгоравшейся на расчистившемся небе, умчался на своей машине, прижимая к груди драгоценную рукопись. 2) Будяев бессовестно ныл, повторяя, что у него сердце не выдержит напряжения, пока я не сказал, что, если услышу от него ещё хоть одну жалобу, не только погоню его к нотариусу, но и в банк, и в департамент…
  • 3) Я слышал это выражение при самых разных обстоятельствах, но никто из тех, кто употреблял эти слова, не потрудился объяснить мне, что они значат.
  • 4) Утром семнадцатого мая я снялся с места, отвязав обмотанный шнур вокруг старой коряги, и мы двинулись на лодке вдоль живописного берега.
  • 5) Толпа людей волновались и перекликались; протяжное аханье прокатывалось по ней.
  • 6) У парадного крыльца гостиницы стоял вишнёвый автомобиль, выглядевший не просто начищенным до блеска, а новёхоньким – хотя, как все машины в городе после короткой поездки, уже был заляпан снизу снежной кашицей почти серого цвета.
  • 7) Казацкая сотня на полном ходу повернула вправо, к краю леса, и помчалась наперерез не ожидавшего такого внезапного манёвра противника.
  • 8) Янтарь объединяет так называемую живую природу с так называемой неживой, доказывая, что на самом деле границы между ними нет, как бы человек ни пытался её провести.
  • 9) Глядя в окно поезда на быстро сменяющие друг друга пейзажи, я думал о том, что насколько же прекрасна эта природа – спокойная, величественная, несмотря на всё происходящее в этом неспокойном мире.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) к..рабкаться, к..валерия, м..кнуть (в краску кисть)
  • 2) ц..тата, ц..ркач, ц..кнуть
  • 3) ор..ентир, зан..мательный, разв..вающиеся (знамёна)
  • 4) ч..столюбивый, зам..реть, прец..дент
  • 5) об..няние, пор..сль, пл..вчиха

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) пр..задумался, непр..ходящие (ценности), (что-то) пр..виделось
  • 2) вз..мание (платы), пост..ндустриальный, сверх..нициативный
  • 3) бе..шумный, не..балансированный, и..синя-чёрный
  • 4) под..язычный, вз..ерошить, трёх..ярусный
  • 5) об..млеть, поз..прошлый, р..списная (ваза)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) участл..вый, соскуч..лась
  • 2) олед..нелый, магни..вый
  • 3) плат..ной (шкаф), плам..нный
  • 4) (свернуть) направ.., размеж..ванная (территория)
  • 5) врач..вать, застр..вают

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) (журавли) курлыч..т, (врачи) леч..т
  • 2) (трава) колыш..тся, незыбл..мый
  • 3) противореч..щий, повенч..нная (пара)
  • 4) (наша сила) зижд..тся (на вере в победу), предвид..шь
  • 5) дремл..щий, (овцы) бле..т

13. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Откуда (НИ)ВОЗЬМИСЬ на дороге появилась косуля, и отец едва успел затормозить. Женя знала, что на работе её (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛИ, и очень переживала изза этого. Настя слушала выступление певицы (НЕ)ДЫША. Человеком он был отнюдь (НЕ)ДОБРЫМ, но и злым его назвать было нельзя. (НЕ)НУЖНО ли принести что-нибудь?

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ВИДЕ исключения мне позволили (В)ТЕЧЕНИЕ месяца проживать в гостинице бесплатно. «Ладно, – пошёл (НА)ПОПЯТНУЮ проверяющий, – приду ещё в (ПОЛ)ДЕНЬ, если опять не все будете, станем по-иному разговаривать». Он излучал поэзию, БУД(ТО) нагретое физическое тело излучает (ИНФРА)КРАСНЫЕ лучи. (В)ОБЩЕМ, поступим так: я приеду к тебе завтра в ТО(ЖЕ) самое время. ЧТО(БЫ) ни случилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вы будете защищены от многих неприятностей.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. В багажнике автомобиля время от времени обнаруживались разные стра(1)ые предметы: то надтреснутая пудре(2)ица, то плюшевая собака с полуоторва(3)ым кожа(4)ым носом, то большой настольный калькулятор, на дисплее которого светилось бессмысле(5)о сложное, с четвёрками и тройками в периоде, число.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Тумаш развязал свой неновый побитый мелкими дырками вещевой мешок и достал два обкрошенных сухаря.
  • 2) Быстро летело время на острове Колибри и слонёнок Эле-Фантик стал уже вдвое больше прежнего.
  • 3) Сбоку сзади и прямо перед нами по-прежнему гремела и пылала осада.
  • 4) Не только в доме но и в подвале было множество картин и скульптур антикварных стульев и тумбочек.
  • 5) Борьба тёмных и светлых сил за Масленицу шла с переменным успехом и сопровождалась поединками.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он умел подняться над ситуацией (1) с любопытством взирая на скандалистов (2) извлекая пользу из каждого слова (3) сказанного ими (4) и (5) вовремя покрикивая на них (6) заставляя тем самым замолчать (7) или (8) направляя разговор в нужное ему русло.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. А звезда стала ярче светиться, И заметен с земли этот жест. Очевидно (1) он мог совершиться Под влияньем каких-то существ. Иль (2) сражались они меж собою Беспощадней, чем люди Земли, Иль (3) стремились от холода к зною Так, что новое солнце зажгли? Мне, поэту, ответить несложно На волнующий этот вопрос, То (4) возможно, и это (5) возможно (6) – Всё (7) возможно, коль (8) мыслить всерьёз! (Н.И. Глазков)

19. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Когда Катя смотрела на особенно большую сегодня луну (1) свет (2) которой (3) несмотря на то что он был непривычно оранжевым (4) оставался по-лунному, по-космически холодным (5) она невольно задумывалась о том (6) насколько же тепло здесь, на Земле (7) где всё очень непросто, но при этом так знакомо и близко.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Неизвестно (1) о чём они спорили (2) пока лифт поднимался на пятый этаж (3) однако этого времени вполне хватило (4) чтобы Бобровы выяснили (5) кто из них кто (6) и (7) когда дверь лифта на пятом этаже плавно раскрылась (8) к дежурной по этажу вышли вполне примирившиеся друг с другом и с обстоятельствами люди.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Зарайский кремль, памятник русского оборонного зодчества первой трети XVI века, расположен на территории Зарайской верхнепалеолитической стоянки. (2)Эти места были обжиты первобытными охотниками во временнóм промежутке от 23 тыс. до 16 тыс. лет назад, а каменный кремль был возведён на правом берегу реки Осётр по указу великого князя Московского Василия III в 1528–1531 гг. (3)Кремль стал одним из опорных пунктов для защиты южных рубежей Московского государства, подвергавшихся частым разорительным набегам крымских татар. (4)За те полтора века, в течение которых была задействована его боевая мощь, Кремль ни разу не покорился врагам. (5)Во время Смуты, в 1610 году, воеводой Зарайска был назначен князь Дмитрий Пожарский, который обеспечил «Зарайского города крепкое стоятельство» против сторонников Лжедмитрия II. (6)Зарайский кремль – одна из немногих русских регулярных крепостей XVI века – имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 125 и 185 метров, он возведён по канонам итальянской замковой архитектуры и приспособлен для ведения кругового боя с применением артиллерии. (7)Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, которые дошли до нашего времени. (8)Архитектурный ансамбль крепости включает в себя Никольский собор XVII века, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи начала XX века, а также здание бывших Присутственных мест (духовного училища), где располагаются экспозиции музея.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Согласно «теории поцелуя и удара», гениальность великого человека неизменно сопряжена с ударами по его карьере и самолюбию.
  • 2) Бетховен начал писать величайшую музыку после того, как потерял слух.
  • 3) Для мобилизации творческих сил мало данного от природы таланта и гениальности – всякий великий человек переживает удары судьбы, способствующие реализации творческого потенциала.
  • 4) На долю Шопена и Шуберта выпали одни и те же жизненные испытания: бедность, неприятие со стороны общества.
  • 5) Из-за онкологического заболевания Рахманинову приходилось сражаться за жизнь – и в этом ему помогала музыка.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложения 2, 3 раскрывают, поясняют содержание предложения 1.
  • 2) Предложение 13 содержит вывод из того, что сказано в предложениях 4–12.
  • 3) Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.
  • 4) В предложениях 25–27 представлено рассуждение.
  • 5) В предложениях 28, 29 представлено повествование.

24. Из предложений 1–5 выпишите одну пару контекстных антонимов.

25. Среди предложений 4–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).

26. «Рассказывая читателю о своей “теории поцелуя и удара”, М.С. Казиник ироничен и серьёзен одновременно. Создаётся впечатление, что автор делится своими мыслями не с широким кругом читателей, а с близкими друзьями, и этому способствуют, в частности, такое лексическое средство, как (А) (например, “дяденькам” в предложении 10, “хвори” в предложении 11), такой приём, как (Б) (в предложении 19), такое синтаксическое средство, как (В) (предложения 14, 27), а также приём – (Г) (предложения 28–31)».

Список терминов

  • 1) ряды однородных членов предложения
  • 2) разговорная и просторечная лексика
  • 3) вопросительные предложения
  • 4) анафора
  • 5) парцелляция
  • 6) риторическое обращение
  • 7) литота
  • 8) синтаксический параллелизм
  • 9) вводные конструкции

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Вариант 2210402 задание и ответы

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка – душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.

Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более – позавчера. Нужна <…> сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.

(По В.Д. Дудинцеву)

1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.
  • 2) ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).
  • 3) НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.
  • 4) СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
  • 5) ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт. Платья устарелых фасонов идут по сниженным ценам.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как метафора (лёг замысел произведения на сердце читателя), эпитет («сокровенным словом»), олицетворение (томится она [душа] в поисках ответа на вопросы), сравнение (вопросы сложные, как сама жизнь), а также таких приёмов, как риторический вопрос (Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя?), парцелляция (…за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще), антитеза (Вчера книга была ещё не нужна… Нужна <…> сегодня).
  • 2) Жанр этого публицистического текста – репортаж, поэтому основная задача автора текста – поделиться своими мыслями по поводу реакции читателей на новую книгу, рассказать о собственных впечатлениях от новых книг, поразмышлять о том, каковы задачи писателя.
  • 3) Текст содержит как элементы, характерные для книжной речи, например отглагольные существительные (ожидание, сомнения, проявления), так и элементы разговорной речи (например, фразеологизмы на злобу дня, душу бередят).
  • 4) В последнем абзаце, начинающемся с вводного слова, содержится вывод, к которому автор приходит в процессе рассуждений.
  • 5) Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными определениями.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) лгалА
  • 2) одОлжить
  • 3) нефтепрОвод
  • 4) облегчЁнный
  • 5) дОверху

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Старец ПОЧТЕННОГО вида, в мундире, восседал за огромным письменным столом. Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ. ВЕКОВЫЕ берёзы выстроились белой колоннадой. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас. Лицо у него было утомлённое, невыразительное, ЗЕМЛИСТОГО цвета.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наверняка на результаты повлияло то, что родители стали уделять значение образованию детей, активнее заниматься с ними, покупать научнопопулярную литературу.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • менее ПОЛТОРАСТА комментариев
  • рота СОЛДАТ
  • большие КОНТЕЙНЕРЫ
  • им ДВИЖЕТ зависть
  • ПРИОБРЕТШИЙ акции

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) хр..зантема, с..зон, прим..рять (куртку)
  • 2) ун..верситет, заж..гать, соед..нение
  • 3) распор..диться, снар..жение, недос..гаемый
  • 4) укр..щать, з..рницы, спр..ведливый
  • 5) изж..га, капюш..н, (крепкая) беч..вка

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) на..треснутый, о..дача, по..питывать
  • 2) непр..годный, предпр..имчивый, пр..стыдить
  • 3) ар..ергард, раз..единить, супер..яркий
  • 4) сни..хождение, ра..ценивать, не..горевший
  • 5) под..тожить, дез..нфицировать, сверх..зысканный

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) заступнич..ство, дрожж..вой (грибок)
  • 2) заплесн..веть, кож..ца (картофеля)
  • 3) опрометч..вый, шпакл..вать
  • 4) замач..вать, претерп..вавший
  • 5) протанц..вав, заво..вать

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) усво..нный (материал), понаде..вшись
  • 2) намыл..вший (руки), вороч..вшийся (с боку на бок)
  • 3) трепещ..щий, (они тяжело) дыш..т
  • 4) независ..мый, (он) гон..тся (за мечтой)
  • 5) (туман) зыбл..тся, (мы) хлопоч..м

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Деталь, на которую указал Денис, оказалась никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННОЙ. Константин вышел из офиса, (НЕ)ПРОСТИВШИСЬ с коллегами. На улицу в такую (НЕ)ПОГОДУ лучше не ходить. Мы шли, (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги. Цветы, (НЕ)ПОСТАВЛЕННЫЕ в воду вовремя, завяли.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. И во снах, и (НА)ЯВУ было всё ТО(ЖЕ): бесконечные полосы автотрасс, заправки, плохо освещённые стоянки, мельтешение встречных машин. Сборная СССР не дошла даже до (ПОЛУ)ФИНАЛА, проиграв (В)СУХУЮ сборной хозяев чемпионата. (В)ТЕЧЕНИЕ часа альпинисты пытались продвигаться по леднику, то продвигаясь (В)ВЕРХ, то сползая обратно. Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал (НА)ХОДУ, даже не задумываясь. Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ) хорошо, как они.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Труже(1)ик, собра(2)ый человек, знающий своё назначение, незаметно выбрался из-за пиршестве(3)ого стола, за которым продолжали бушевать его преда(4)ые и непутёвые сподвижники.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Старые вросшие в землю здания снова вздымают свои фасады и резные главы.
  • 2) В результате многолетнего речевого контакта с человеком и тренинга животное научилось адекватно реагировать на слова и правильно отвечать на вопросы.
  • 3) Операция по улучшению зрения была сделана и старичок вскоре вернулся в свою квартирку и свежими глазами начал осматривать жилище.
  • 4) Поздним вечером во дворе было совсем темно и царил аромат сирени.
  • 5) Меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вот там ещё чай пьют, за столом (1) накрытым клеёнкой (2) и глава семьи – кустарь (3) смотря на собственное лицо (4) удлинённое самоваром (5) щиплет гитару, а дети (6) встав коленками на стул (7) и (8) подпёрши кулачками голову (9) часами глядят то на лампу, то на печку, то на уголок пола.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Промчался миг, а (1) может (2) век, а (3) может (4) дни, а (5) может (6) годы – так медленно рождался снег из этой ветреной погоды. Всё моросило, и текло, и капало, и (7) то и дело (8) тряслось оконное стекло, свистело что-то и гудело. Когда метель пошла кружить, никто из нас не мог решиться хотя бы (9) и предположить, чем это действо завершится. (Ю.Д. Левитанский)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. И хотя он знал (1) что в двух или трёх километрах от того места (2) где сейчас проезжала их телега (3) был городок с вокзалом (4) через (5) который проходили парижские поезда (6) он не мог отделаться от впечатления (7) что попал в лесную глушь (8) где годами стоит неподвижная тишина (9) в которой десятилетия следуют за десятилетиями.

20.Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В работе у него было два состояния: или восторженное (1) когда что-то получается (2) или кисло-истерическое (3) когда не клеится (4) и (5) если для Иваныча главным было сделать так (6) чтоб не пришлось переделывать (7) то для Серёжки главным было побыстрей освободиться.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Национальный парк, образованный в 1994 году, находится на территории Саратовской области. (2)Целью создания этого, без сомнения, весьма масштабного парка – его площадь составляет около 25,5 тыс. га – стало сохранение уникальных природных комплексов края. (3)Парк расположен в северо-восточной части Саратовского Правобережья в Хвалынском районе, примерно в 200 км от областного центра. (4)Рельеф здесь достаточно холмист: есть много оврагов, балок и долов. (5)В парке насчитывается около 300 родников с отличной пресной водой – прозрачной, чистой, с незначительной минерализацией. (6)На территории в общей сложности растёт более 900 видов растений, и стоит отметить, что из них более 100 – это редкие и охраняемые виды. (7)Богата и фауна парка: достоверно обнаружено 53 вида млекопитающих, зарегистрировано 168 видов птиц, 15 видов амфибий и рептилий, насекомые представлены 339 видами. (8)В Красную книгу Российской Федерации входит множество живых обитателей парка – от дыбок степных (разновидность кузнечика) до русской выхухоли.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Трудности, с которыми сталкивается человек, закаляют характер и становятся для каждого истоком гениальности.
  • 2) Творчество Моцарта сначала основывалось на подражании модным в то время современникам.
  • 3) Шуберт страдал лёгочным заболеванием и рисковал умереть от самой ерундовой хвори.
  • 4) Рахманинов был очень мнительным человеком, но для этого были основания: серьёзная наследственная болезнь.
  • 5) Нередко гений в своём творчестве передаёт мощную энергию преодоления трудностей, поскольку сам сталкивается с серьёзными испытаниями в жизни.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 12 противопоставлено по содержанию предложениям 4–11.
  • 2) Предложение 17 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 14.
  • 3) В предложениях 14, 15 представлено рассуждение.
  • 4) Предложение 18 поясняет, раскрывает содержание предложения 17.
  • 5) В предложении 31 представлено описание.

24. Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Текст М.С. Казиника отличается эмоциональностью, искренним неравнодушием автора к судьбам великих композиторов и их творчеству. Говоря о Рахманинове, М.С. Казиник использует такой троп, как (А) (в предложении 24). Такие синтаксические средства, как (Б) в предложениях 13, 28) и (В)  (предложения 16, 19), а также лексическое средство – (Г) (в предложении 30) – позволяют автору расставить смысловые акценты, добавляют тексту экспрессии».

Текст ЕГЭ для сочинения

У меня есть теория, называется она «теория поцелуя и удара». (2)Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на землю, у тебя большая миссия, я поставил перед тобой очень сложную задачу». (3)Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения – страхами и болезнями.

(4)Возьмём Бетховена. (5)Бог его целует, но по прошествии времени видит, что у Бетховена ничего не получается так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Господь его оглушает: будешь глухим композитором. (7)И после этого Бетховен начинает писать величайшую музыку. (8)Точно так же Бог целует Моцарта. (9)Тебе вся гармония принадлежит, твоя миссия – спасать людей, появится даже понятие «эффект Моцарта» – такой красоты будет твоя музыка. (10)А Моцарт пишет музыку, подражая всяким модным в его время дяденькам, даже Иоганну Христиану Баху, одному из детей Иоганна Себастьяна Баха. (11)И тогда Бог не даёт Моцарту в полной мере наслаждаться жизнью: у композитора слабое, подверженное всяческим болезням тело, в любой момент он рискует умереть от самой ерундовой хвори – отсюда его фобия смерти… (12)Невозможность дышать у Шопена, одиночество и безденежье у Шуберта – та же история. (13)Получается, гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

(14)Иногда у меня спрашивают: а какой у Рахманинова был удар? (15)Потому что кажется, что был один поцелуй – такая ясность во всех его звуках. (16) Но удар был, и ещё какой удар! (17)Дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям. (18)А мнительность была вот с чем связана: он боялся умереть от рака и, как только у него кололо в правом боку, бежал к врачам весь трясущийся. (19)Жизнь кончена, всё пропало! (20)Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров». (21)Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока… не кололо в левом боку. (22)Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей Васильевич, вы здоровы». (23)И он снова убегал – в полёт. (24)Своей музыкой сражался за право жить. (25)В этом – лечебный эффект великой музыки. (26)Самый лучший антидепрессант. (27)Мы получаем от гения энергию преодоления трудностей, понимаете? (28)Я уже не говорю о том, что музыка – проводник в другой мир, другое измерение. (29)Туда, где нет постылой жизни, постылых, однообразных вещей, надуманных проблем и неразрешимых конфликтов. (30)Где мы подлинные, настоящие. (31)Потому что, когда мы слушаем музыку – Бетховена, Моцарта, Рахманинова, – мы, наконец, слушаем самих себя.

По М.С. Казинику

Михаил Семёнович Казиник (род. в 1951 году) — советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки.

Варианты РЯ2210301 РЯ2210302 с ответами

16 ноября русский язык 11 класс ЕГЭ 2023 статград варианты РЯ2210301 РЯ2210302 с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Сегодня можно частенько слышать по ТВ такую фразу: «Мне качества этого человека импонируют». Что значит сие, мы и разберем. Вдруг подвернется случай блеснуть своей образованностью и просвещенностью. Это никогда не бывает лишним, наоборот, всегда добавляет плюсов человеку в глазах других.

Происхождение

Лучше всего начинать с истории слова, разумеется, если она доступна. В нашем случае Фортуна нам благоволит, и мы можем поделиться информацией с читателем. Чем больше данных, тем меньше вероятность ошибки. Итак, что значит «импонируют» с точки зрения истории языка? Для удобства возьмем инфинитив «импонировать». Источники говорят, что у слова латинские корни, ведь imponere — «вкладывать», «внушать». Есть два варианта, откуда именно определение попало в русский язык: либо это был французский, либо немецкий.

Значение

Что значит импонируют

Сейчас это слово – частый гость передач, ведь оно хорошо звучит. Да, оно кажется новомодным, но на самом деле это не так, и его легко можно обнаружить в толковом словаре. Не будем пренебрегать помощью последнего. В нем зафиксировано следующее значение объекта исследования: «Производить положительное впечатление, внушать уважение; нравиться».

Как видим, что под загадочным словом скрывалась простая симпатия одного человека к другому. Вся хитрость в том, что когда человек испытывает симпатию, то он симпатизирует, а когда внушает, то импонирует. Например, такое предложение: «Лионель Месси импонирует болельщикам со всего света вне зависимости от клубных пристрастий». Можно придумать и что-то более традиционное, например: «Наш программист Иван Петрович импонирует мне своим отношением к делу, но в то же время он открыт для общения с другими людьми, а не аутично замкнут, как другие представители его профессии». Согласны с тем, что в предыдущем примере мы эксплуатируем штамп, но на стереотипах лучше понимается смысл, а, следовательно, легче можно ответить на вопрос, что значит «импонируют»? Кроме того, стереотипы живы, пока есть те, кто им соответствуют, хотя, конечно, правило, работает не всегда.

Синонимы

Что значит слово импонирует

Можно объяснить значение объекта исследования и другим путем – предложить смысловую замену. Их список мы тут же предоставим читателю:

  • нравиться;
  • внушать положительные чувства;
  • располагать к себе.

Перечень получился не очень обширным, потому что мы максимально насытили каждое определение. А над тем, что можно внушать, человек может подумать и сам. Но скажем только одно: вне зависимости от того, какое именно положительное чувство вам человек внушает, он вам импонирует (что это значит, мы как раз исследуем) по каким-то причинам.

Распространенная ошибка: симпатизирует и импонирует

Что это значит импонирует

Люди частенько употребляют слова, смысл которых представляют себе смутно. Конечно, в основе подобного поведения недостаток образования и ложные комплексы. Они считают, что если будут выражаться умно, то им это где-то зачтется. Но в действительности происходит наоборот: если человек не понимает значения слов, которыми пользуется, то он выставляет себя в дурном свете. Одно дело – не знать чего-то, а другое – пытаться ввести собеседника в заблуждение. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Потому что иногда люди ведут себя подобным образом, когда проходят важное для себя испытание, например, прием на работу.

Читатель, наверное, подумал, что мы далеко ушли в сторону, но это только кажется. На самом деле еще встречается ошибка, когда люди вместо того, чтобы сказать «импонирует», говорят «симпатизирует». Они улавливают правильно только то, что симпатия здесь занимает центральное место. В остальном же присутствует смысловая путаница. Вспомним, что это значит «импонирует». Когда человек внушает симпатию, он импонирует наблюдателю. Когда сам наблюдатель испытывает симпатию к человеку, он ему симпатизирует. Частенько можно слышать ляпы такого рода: «Криштиану Роналду мне симпатизирует», а надо было бы сказать: «Криштиану Роналду мне симпатичен». В орфографическом смысле ерунда, мелочь, а впечатление совсем иное. Невнимательность к деталям и губит большинство людей.

Почему нельзя использовать простые замены слова?

Что значит импонировать человеку

После того как мы поняли, что значит слово «импонирует», возникает не менее важный вопрос: почему нельзя использовать более понятные смысловые замены? Вопрос хороший. Действительно, было бы значительно проще сказать или написать: «А он мне нравится!». Да, так можно было бы сделать, но не всегда такой подход возможен. Существуют такие области человеческой деятельности, когда слово «нравится» может быть неверно истолковано и не только потому, что некоторые связывают его с сексуальной привлекательностью, а потому, что оно содержит некоторый эмоциональный элемент, который должен быть убран, например, в науке. То есть в частной беседе можно сказать, что философская концепция А. Шопенгауэра вам нравится, но в научной статье следует написать, что она импонирует, хотя даже это будет лишним. Наука должна сохранять видимость объективности и беспристрастности. Другими словами, люди прибегают к объекту исследования, когда им необходимо снизить эмоциональность, экспрессивность речи. Надеемся, это понятно.

После всего вышесказанного вопрос, что значит «импонировать человеку», не должен вызывать затруднений. А если все-таки читатель сейчас задумался, то скажем ответ: это значит внушать человеку симпатию.

Задание 6

Вариант 1

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.  

2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция. 

3. Выход в свет романа и громадный успех его у читателей дали автору славу одного из самых выдающихся русских писателей. 

4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.  

5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики. 

7. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан. 

8. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом. 

9. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ. 

10. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей. 

11. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком» 

12. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх. 

13. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра». 

14. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои

издержки и не сумеет выжить.  

15. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую

на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».

Ответы с пояснениями:

1 — Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 

2 — Роль – играть роль, но иметь значение 

3 — Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 

4 — Значения – иметь значение, играть роль 

5 — Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 

6 — Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить 

7 — Взгляд – бросить взгляд 

8 – Победу – одержать победу, завоевать первенство 

9 — Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости, движения 

10- Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания 

11 — Предшествующих 

12 — Поднимается – нельзя стремительно ползти 

13 — Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль 

14 — Низкие – низкие цены, дешевые товары 

15 — Косяк – косяк рыб, стая птиц 

Версия для печатиPDF

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.


Правильный ответ: симпатизирует

Пояснение: 

Симпатизировать – это испытывать симпатию к кому-либо,
Импонировать – это вызывать симпатию у кого-либо.

Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, СИМПАТИЗИРУЕТ своему герою.

Источник: 

Тренировочный вариант 1. СтатГрад

Связи с вариантами

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправление ошибок реестра windows 10 через командную строку
  • Имена обозначающие ошибка
  • Исправление ошибки прошлого периода проводки
  • Исправление ошибки 132
  • Изучая процесс разгосударствления обнаруживается определенная закономерность ошибка