Интерпретационные ошибки понятие виды

220

Юридическая техника

§1. Понятие и виды юридической техники

§2.Технико правовые категории

§3.Юридические документы

§4.Юридические ошибки: понятие, свойства, виды

§ 1.

Понятие и виды юридической техники»

При осуществлении различных видов юридической деятельно’ сти — правотворческой, правоприменительной, толковании нор’ мативных правовых актов, процедуры привлечения к юридиче’ ской ответственности важную роль играет юридическая техника.

Под юридической техникой понимается совокупность правил, при емов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.

Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирова’ ние общественных отношений, обеспечение доступности, про’ стоты, обозримости нормативного материала, адекватное словес’ ное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совер’ шенных как по форме, так и содержанию.

Юридическая техника играет большую роль в юридической на’ уке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на за конодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

1. Правила построения нормативных правовых актов. Они пред’ полагают логическую последовательность изложения норматив’

§1. Понятие и виды юридической техники»

221

ного материала, в частности выделение общих предписаний (Об’ щая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответству’ ющим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием раз’ личных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вво’ дную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кар’ динальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь на’ звание, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрацион’ ный номер, печать.

3.Приемы и средства формулирования норм права и иных норма тивных предписаний. К ним относятся терминологическая стро’ гость, единство и стабильность используемых терминов, адекват’ ное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обо’ значают принятые в литературном языке категории — «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально’юри’ дические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответ’ чик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально’технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение норма’ тивного материала по типу связи между его элементами. Типич’ ной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.

К категории средств формулирования норм права относят пра’ вовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, от’ сылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмо’ циональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн го’ сударства, мантия судьи и др.

222

Глава 9. Юридическая техника

С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообраз’ ной для применения.

4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом опре’ деляющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступ’ ность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований ино’ странных слов. Допускается использовать только полно’ стью освоенные иностранныех слова, например референ’ дум, кредит, конвенция и т. д.

в) формирование норм в форме долженствующе’предписы’ вающего и констатирующе’предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприя’ тие юридических понятий и категорий.

5.Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные догово’ ры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека. Дан’ ные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

6.Приемы, способы систематизации нормативных правовых ак тов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных ак тов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый

§1. Понятие и виды юридической техники»

223

правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык

истиль правоприменительного акта не должен отличаться от язы’ ка и стиля нормативного акта.

Нередко используются унифицированные формы правопри’ менительных актов в виде утвержденных соответствующими ор’ ганами бланков или типовых образцов (договоров, доверенно’ стей, протоколов и др.);

б) способы легализации документов, т. е. придания им юридиче’ ской силы. Среди этих способов наибольшее распространение по’ лучили нотариальное удостоверение и государственная регистра’ ция. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государствен’ ных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, ар’ хивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удо’ стоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов

идр.). В отношении иностранных документов существуют такие способы легализации, как: консульская легализация (удостовере’ ние консулом соответствующего государства), путем проставле’ ния апостиля (специального штампа, удостоверяющего подлин’ ность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, или подлинность печати, скрепляющей документ) или на условиях, предусмотренных международным договором между конкретными государствами;

в) способы и приемы толкования юридических норм и норматив ных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельно сти;

д) способы процедурно процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно’розыск’ ной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.

224

Глава 9. Юридическая техника

§2. Технико правовые категории

Кюридической технике принято также относить такие катего’ рии, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, пре! юдиции.

Правовая аксиома — это положение, принимаемое в юридиче’ ской науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридиче’ ская обязанность», «никто не может быть судьей в собственном деле», «из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий».

Правовая презумпция представляет собой предположение о на’ личии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и под’ твержденное предшествующим опытом.

Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение недостоверное, но вероятное. Наиболее распро’ страненными презумпциями являются презумпция невиновно’ сти, презумпция знания закона, презумпция истинности норма’ тивного акта и др.

Вюридической литературе выделяют два вида презумпций: обще правовые и отраслевые.

Кобщеправовым презумпциям относятся те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически стали правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним отно’ сятся: презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физиче’ ских и юридических лиц.

Что касается презумпций отраслевых, то они не достигли уров’ ня презумпций’принципов и чаще всего имеют отраслевую при’ надлежность, например презумпция равных долей имущества супругов, нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.

§2. Технико правовые категории

225

Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровер’ гнуты, например презумпция невиновности. Но существуют не’ опровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.

Юридические фикции — это несуществующее положение, одна’ ко признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции до’ вольно широко применяются в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объяв’ ленного умершим судом, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установ’ лено время начала безвестного отсутствия лица. В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.

Юридические фикции как прием юридической техники пред’ ставляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции по’ зволяют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Преюдиции (дословный перевод с латыни — «отношение к пре’ дыдущему судебному решению») представляют собой обязатель’ ность для всех судов, рассматривающих дело, принять без про’ верки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда. Например, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встреч’ ного) иска владельцем этого источника к непосредственному при’ чинителю вреда (например, при пользовании автомашиной по до’

226

Глава 9. Юридическая техника

веренности) факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т. е. не подлежат оспариванию. Другой пример: осуждение лица за хищение имущества может слу’ жить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением.

В Уголовно’процессуальном кодексе РФ (2001г.) преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, проку’ рором, следователем, дознавателем без дополнительной провер’ ки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90).

Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе.

При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании.

Но данный принцип действует только в отношении участво’ вавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоя’ тельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали.

Преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

§3. Юридические документы

Под юридическим документом понимается внешнее словесно оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или про тивоправное поведение и соответствующий результат. Существует понятие документа в узком смысле: это деловая бумага, подтверж дающая какой либо факт или право на что либо.

§3. Юридические документы

227

Юридические документы выступают материальными носите’ лями правовой информации (проф. А. Ф. Черданцев). Поэтому с помощью изучения юридических документов можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или иной исторический отрезок времени. Например, изучая содержа’ ние Судебников 1497 г., 1550 г., Соборного Уложения 1649 г., мы узнаем о законодательстве, юрисдикции, системе правосудия и в целом о правовой жизни феодальной Руси.

Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях — дискетах, пла’ стиковых магнитных картах и др. Например, в гражданском обо’ роте появилась категория ценных бумаг в бездокументарной форме (закрепляемых с помощью средств электронно’вычислительной техники), между тем как ценные бумаги всегда представляют со’ бой документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, которые могут быть осу’ ществлены или переданы только при предъявлении этих бумаг.

Принято выделять следующие свойства (признаки) юридических документов:

1) содержат информацию, имеющую юридическую значи’ мость; при этом содержание должно соответствовать харак’ теру документа;

2)им присуща официальность: они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные доку’ менты, например, судебные решения, приказы министров,

различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти и т. д.;

3)имеют особое внешнее оформление, так называемые рек’ визиты, в том числе сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержит сведения о нем, объекте, например, в техническом паспорте автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие машину, — марка, модель, год выпуска, номер двигателя, номер кузова, юридические основания собственности и др.; указываются юридические факты, например, при выдаче справки. Названные и другие реквизиты являются обяза’

228

Глава 9. Юридическая техника

тельными для юридического документа и придают ему юри’ дическую силу;

4)сопутствуют всем стадиям правового регулирования ‘ пра’ вотворчеству, правореализации и т. д.

Классификация юридических документов осуществляется по разным основаниям. Так, А.В. Малько выделяет четыре группы правовых актов’документов:

а) нормативные акты, содержание нормы права; б) правоприменительные акты’документы, содержащие ин’

дивидуальные властные предписания; в) интерпретационные акты’документы, полученные в ре’

зультате официального толкования юридических норм и нормативных актов;

г) акты, возникшие в результате договора (соглашения) меж’ ду соответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и инди’ видуально’правовые решения (сделки между различными субъектами).

А. Ф. Черданцев классифицирует юридические документы в зависимости от содержания правовой информации в документе и выделяет пять групп:

1)нормативные документы. К их числу он относит не только собственно документы, устанавливающие правила поведе’ ния, но и интерпретационные акты общего характера, кото’ рые содержат интерпретационные нормы;

2)документы, содержащие решения индивидуального харак’ тера, т.е. правоприменительные акты;

3)документы, фиксирующие юридические факты. Это наибо’ лее многочисленная группа документов, поэтому она, в свою очередь, классифицируется на отдельные разновидности:

а) документы, фиксирующие правовой статус лица (па’ спорт, удостоверение личности, свидетельство о рожде’ нии, о браке и др.);

б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права, например документ об отводе земельного участка для строительства, счета в банке и сберкнижки и др.;

§3. Юридические документы

229

в) документы, фиксирующие факты’волеизъявления субъ’ ектов права, например договоры, доверенности, заявле’ ния и др.;

г) документы, фиксирующие факты’события, например, акты о порче имущества, об уничтожении посевов в ре’ зультате стихийных бедствий и др.;

д) документы, фиксирующие факты движения товарно’ материальных и других ценностей, например приходно’ расходные документы и др.

Представляется, однако, что все названные документы составляют более крупную группу правоприменительных документов, поскольку они составляются или выдаются во исполнение действующего законодательства или иных нормативных актов — приказов, постановлений и т. д.;

4)деньги и ценные бумаги. Здесь надо решительно возраз’ ить против отнесения денег к юридическим документам. Согласно действующему гражданскому законодательству деньги составляют вещи как объекты гражданских прав. Финансовое право также считает деньги не юридическими документами, а особым товаром, который является един’ ственным всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют функции меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления. Что касается ценных бумаг, то их можно отне’ сти к юридическим документам, поскольку они фиксируют имущественные права их обладателей. Это акции, облига’ ции, приватизационные ценные бумаги и др.;

5)документы, закрепляющие факты’доказательства. Эти доку’ менты используются для доказывания фактов, имеющих юри’ дическое значение, например различные процессуальные до’ кументы — протоколы места осмотра происшествия, допроса, очной ставки, заключение экспертизы и т. д. Однако назван’ ные документы принято относить к правоприменительным актам дополнительного характера по отношению к основным

правоприменительным актам — судебному решению.

В юридической науке часто наблюдается инструментальный подход к юридической технике. Она рассматривается как сово’ купность лишь технических приемов в сфере правотворчества и

230

Глава 9. Юридическая техника

правореализации. Но юридическая техника имеет не только при’ кладное, но и фундаментальное значение в правовой сфере. Это обусловлено прежде всего значением юридических категорий, понятий, конструкций, юридической терминологии, использу’ емой в правотворчестве, при совершенствовании действующего законодательства, а также в процессе его применения. Овладение юридической техникой служит свидетельством высокой общей и правовой культуры законодателей, их профессионализма, компе’ тентности и позволяет создать эффективно действующие норма’ тивные правовые акты и реализовать их.

§4.

Юридические ошибки: понятие, признаки, виды

Юридическая ошибка чаще всего трактуется как негативный результат, обусловленный непреднамеренным неправильным де’ янием субъектов юридической деятельности (добросовестным за’ блуждением). Исходя из данной трактовки, рассмотрим призна’ ки (свойства) юридической ошибки. Они состоят в следующем.

Во’первых, следует выделить непреднамеренность ошибки. Субъект, допустивший ошибку, исходил из предположения пра’ вильности своих действий. Он действовал добросовестно, т. е. ошибка возникла в результате добросовестного заблуждения. При этом отсутствует намерение, умысел для совершения ошибки, пренебрежение законной обязанностью со стороны лиц, занима’ ющихся юридической деятельностью.

По признаку непреднамеренности принято различать юри’ дическую ошибку и правонарушение. Ошибка исключает вино’ вность, так как возникает без предварительного сознательного на’ мерения. Иначе говоря, ошибка возникает случайно, в то время как правонарушение – всегда осознанный акт поведения, и для констатации правонарушения необходимо установить его юриди’ ческий состав. Наделение юридической ошибки признаком вино’ вности без прямого указания на это в действующем законодатель’ стве означает объективное вменение.

Во’вторых, действующее законодательство не предусматривает юридической ответственности за совершение юридической ошиб’

§4. Юридические ошибки: понятие, признаки, виды

231

ки. Конечно, ошибка препятствует осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, поэтому она влечет право требовать ее исправления и юридическую обязанность соответствующего субъекта устранить эту ошибку.

В’третьих, юридическая ошибка всегда приводит к негатив’ ному результату. Это проявляется в том, что такого рода ошиб’ ки в определенной мере препятствуют реализации прав, свобод личности, охраняемых законом интересов, ухудшают положение субъектов права, препятствуют выполнению государством задач и целей, ведут к другим деструктивным явлениям. Поэтому вполне закономерно, что Конституционный Суд РФ относит юридиче’ скую ошибку ко вновь открывшимся обстоятельствам и предла’ гает судам общей юрисдикции и арбитражным судам принимать жалобы заинтересованных лиц на допущенные судами ошибки.

В’четвертых, юридическая ошибка должна быть существен’ ной по содержанию и очевидной по характеру. Технические ошиб’ ки, не имеющие практической значимости, в отдельных случаях могут быть проигнорированы в процессе реализации норматив’ ного правового акта. Но чаще всего такие ошибки также подле’ жат исправлению в установленном законодательством порядке.

В’пятых, для юридической ошибки характерно, что ее совер’ шает орган или должностное лицо, которые вправе заниматься правотворческой, правореализационной или интерпретацион’ ной деятельностью, т. е. субъекты, обладающие соответствующей правосубъектностью, за которыми данное право закреплено госу’ дарством или им делегировано (органы местного самоуправления, субъекты локального правотворчества).

В’шестых, среди свойств юридических ошибок принято ука’ зывать на процедурный характер их выявления и исправления. Это означает, что юридические ошибки возможно выявлять и исправлять не в произвольном порядке, а только по определен’ ной процедуре. Так, в действующем российском избирательном законодательстве указываются порядок и сроки для исправления ошибок, допущенных участковой избирательной комиссией при составлении списков избирателей. Каждый гражданин вправе подать в участковую избирательную комиссию заявление о не’ включении его в список избирателей или о любой ошибке или

232 Глава 9. Юридическая техника

неточности в этом списке. Участковая избирательная комиссия, в свою очередь, обязана проверить жалобу и устранить ошибку либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю письменный мотивированный ответ об отклонении жалобы.

В’седьмых, для исправления юридических ошибок использу’ ются специальные правовосстановительные средства, например, отмена судебного решения, признание акта недействующим и не подлежащим применению и др.

В’восьмых, юридическая ошибка должна быть официально признана в установленном законом акте . Без такого акта вполне возможно субъективное объявление тех или иных действий или акта ошибочными и, как следствие, отказ от их исполнения.

В’девятых, юридические ошибки характеризуются казуально’ стью: ошибка, совершенная при определенных обстоятельствах, не’ обязательно приведет к ошибке субъекта при аналогичных условиях.

Причины ошибок неоднородны по своей природе и механиз’ му воздействия на поведение и действия субъектов.

Кобъективным причинам появления юридических ошибок сле’ дует отнести постоянное развитие общественных отношений, а законодатель и другие юридические органы и учреждения не всег’ да поспевают за требованиями жизни. В результате действующее законодательство отстает от динамики общественных отношений

истановится в отдельных своих положениях, частях и даже отрас’ лях ошибочным, так как не соответствует общественным реалиям. К объективным причинам можно отнести противоречие между индивидуальными и общественными интересами, а государство не всегда находит правильные пути решения этой проблемы.

Вместе с тем на появление ошибок большое влияние оказы’ вают субъективные факторы, которые обусловлены личностными качествами человека, его поведением, действиями. Среди таких при’ чин в литературе называют невысокий уровень подготовки специа’ листов в области юриспруденции, недостаточный профессионализм законодателей, правоприменителей; противоречивость действую’ щего законодательства, его пробельность, другие дефекты; большая служебная загруженность работника, неблагоприятные условия де’ ятельности, недостатки в подборе и расстановке кадров.

Ксубъективным причинам юридических ошибок можно отне’

§4. Юридические ошибки: понятие, признаки, виды

233

сти нарушение требований юридической техники, некачествен’ ную работу разработчиков правовых актов и экспертов и др.

Юридическая практика свидетельствует о том, что большин’ ство ошибок детерминировано невнимательностью, небрежно’ стью в работе, неквалифицированным изучением материалов, не’ правильной интерпретацией полученной информации и др.

Не каждая юридическая ошибка неизбежно влечет негативные последствия для субъектов права, но любая ошибка может стать потенциально опасной и послужить причиной появления других ошибок.

Юридических ошибки классифицируются на четыре главные группы: правотворческие, правоприменительные, интерпретацион ные и доктринальные.

Охарактеризуем каждую из названных групп.

Для классификации правотворческих ошибок могут быть при’ менены различные критерии и многоуровневая дифференциация, что свидетельствует о множестве проявлений правотворческих ошибок.

В зависимости от субъекта правотворческие ошибки бывают:

а) допускаемые правотворческими органами федеральной власти; б) допускаемые органами государственной власти субъектов

Федерации; в) допускаемые муниципальными органами.

По стадиям правотворческой работы:

а) ошибки на стадии реализации правотворческой инициати’ вы. Эти ошибки препятствуют выработке правильных решений о целесообразности проекта нормативного правового акта или по’ правок к нему;

б) ошибки в обсуждении проекта акта. Они выражаются в не’ правильном воспроизведении основных положений нормативных правовых актов, в противоречиях в тексте акта. В случае принятия такого акта, содержащиеся в нем ошибки приобретают качество юридического основания для возбуждения процедуры по исправ’ лению ошибок и внесению изменений в этот акт;

в) ошибки, обнаруженные при принятии акта, например, на’ рушение процедуры голосования, пропуск сроков передачи акта на подпись и для опубликования и др. Эти ошибки носят, как пра’

234

Глава 9. Юридическая техника

вило, процедурный характер и на качестве принимаемого акта не отражаются);

г) на стадии опубликования и вступления в силу акта. Данные ошибки являются по своему характеру главным образом техниче’ скими, но они могут ухудшать правовое положение отдельных ка’ тегорий субъектов права из’за сроков вступления акта в юридиче’ скую силу, препятствуют восприятию отдельных положений акта, а в итоге могут привести к ошибкам в применении акта.

Для правоприменительных ошибок характерно, что они воз’ никают в процессе государственно’властной деятельности при разрешении правовых споров и конфликтов.

Выделяются следующие виды правоприменительных ошибок.

Во’первых, в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса ошибки делятся на: а) соверша’ емые субъектами данного процесса (ошибки следователей, судей, прокуроров и др., т. е. тех, кто обладает властными полномочия’ ми); б) ошибки других участников процесса (свидетелей, потер’ певшего, эксперта и др.).

Во’вторых, в зависимости от вида нормы права бывают ошиб’ ки в применении норм материального и процессуального права.

В’третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса, различают:

а) ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процес’ се выявления и анализа фактических обстоятельств дела. Это ошиб’ ки оценочно’познавательные и организационно’тактические. Они препятствуют получению полных и объективных сведений по делу, следовательно, правильному правоприменению. Чаще всего такие ошибки касаются относимости и допустимости доказательств;

б) ошибки в квалификации. Они выражаются в неправильной оценке действий (бездействия) в соотношении с конкретной нор’ мой права;

в) ошибки в принятии решения. Они влекут искажение воли государства относительно существа дела;

г) ошибки в исполнении принятого акта, как правило, отра’ жают все просчеты, допущенные на предшествующих стадиях правоприменительного процесса, оказывают непосредственное

§4. Юридические ошибки: понятие, признаки, виды

235

влияние на реализацию субъективных прав и юридических обя’ занностей, снижают эффективность профессиональной юриди’ ческой деятельности.

Интерпретационные ошибки (ошибки толкования) играют важ ную роль в юридической практике. Как справедливо отмечает проф. С. С. Алексеев, «толкование — необходимый обязательный эле’ мент при реализации права…Именно в толковании права следует видеть фокус юридических знаний в их соответствии с жизнью и юридической практикой». Виды интерпретационных ошибок зависят от нарушаемого правила. Соответственно, можно выде’ лить ошибки, возникающие при использовании грамматического, логического, систематического, телеологического, историко’по’ литического, функционального и других способов толкования, а также ошибки толкования по объему. Что касается толкования по объему, то здесь возможны ошибки, связанные с необоснованным ограничительным или, напротив, необоснованным расширитель’ ным толкованием.

Доктринальные ошибки мало изучены в юридической науке. Главная их особенность состоит в том, что они не только следствие заблуждения в науке, но и тесно связаны с политикой государства. Будучи воплощена в нормативном правовом акте, доктринальная ошибка является одновременно правотворческой ошибкой. Ряд исследователей отмечают, что негативные последствия доктри’ нальных ошибок наиболее масштабны.

Представляется возможным выделить следующие отличитель ные черты доктринальных ошибок:

1) они следствие заблуждения разработчиков общей или кон’ кретной доктрины относительно истинных свойств, теоретиче’ ской и практической значимости проведенных научных исследо’ ваний, обобщений и выводов;

2)их политический, идеологический характер;

3)результат диалектического поиска истины в процессе позна’ ния государственно’правовой действительности, следовательно, это ошибки в мыслительном процессе;

4)непреднамеренное введение в практику правообразования неопробированных приемов, способов и методов правовой регла’

236

Глава 9. Юридическая техника

ментации, в результате чего возникает неправильная ориентация субъектов юридической деятельности.

Доктринальные ошибки не столь очевидны, как другие виды юридических ошибок, но они могут привести к серьезной дефор’ мации права. Ученые справедливо отмечают, что концептуальные ошибки невозможно устранить средствами юридической техники именно в силу их политического характера.

Обнаружение любого вида юридических ошибок требует их устранения, исправления, ликвидации. Как известно, ошибку лучше предупредить, чем исправлять. Именно предупреждение служит оптимальным средством избежать юридических ошибок.

К числу предупредительных мер принято относить следующее:

1)соблюдение правил правотворческой и правоприменитель’ ной техники;

2)обобщение опыта по типизации и технологии выявления юридических ошибок;

3)повышение уровня квалификации и профессионализма ра’ ботников, занятых на государственной службе и в сфере юриди’ ческой деятельности;

4)проведение предварительной экспертизы правовых актов, которая является необходимым технологическим этапом право’ творческого и правоприменительного процессов и отличается компетентностью, обоснованностью, носит научно’исследова’ тельский и непосредственно практический характер;

5) государственная регистрация актов, которая как и нотари’ альное удостоверение документов, способна предупредить мно’ гие юридические ошибки.

Однако точно спрогнозировать или предотвратить каждую юридическую ошибку невозможно, поэтому особую значимость приобретает устранение такого рода ошибок.

Главным средством исправления ошибок выступает принятие но’ вого правового акта (нормативного правового, правоприменительно’ го, интерпретационного) или внесения изменений в ошибочный акт.

К числу эффективных средств устранения юридических ошибок относится толкование, особенно аутентическое (авторское) и судеб ное толкование.

§4. Юридические ошибки: понятие, признаки, виды

237

Устранение юридических ошибок необходимо осуществлять в разумные сроки, с тем, чтобы не допускать серьезного нарушения прав и законных интересов субъектов права, а также в урегули’ рованном действующим законодательством порядке (процедуре).

Литература

1. Проблемы юридической техники. сб. статей /под ред. В. М. Ба ранова. Н. Новгород, 2000.

2.Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Практиче ское руководство. Иркутск, 1995.

3.Язык закона /под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990.

4.Черданцев А. Ф. Логико языковые феномены в праве, юридиче ской науке и практике. Екатеринбург, 1993.

5.Власенко Н. А., Стародубцев С. В., Основы теории юридических документов. Курс лекций. М., 2006.

6.Лисюткин А. Б. Юридическое значение категории «ошибка»: теоретико методологический аспект. Саратов, 2001.

7.Давыдова М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и ме тодологии. Волгоград, 2009.

Контрольные вопросы

1.Что понимается под юридической техникой?

2.Что включает в себя законодательная (правотворческая) техника? 3.Каков состав правоприменительной техники?

4.Что такое технико правовые категории, используемые в юри дической практике?

5.Что понимается под юридическими документами, каковы их отличительные черты?

6.Как классифицируются юридические документы? 7.Что такое юридические ошибки?

8.Чем отличаются юридические ошибки от правонарушений? 9.Каковы причины юридических ошибок?

10.Какие существуют виды юридических ошибок?

11. Какие средства используются для предупреждения и устране ния юридических ошибок?

Интерпретационный ошибки: понятие, виды, технико-юридические пути преодоления негативных последствий


10 страниц


4 источника


Добавлена 09.06.2021

Фрагмент для ознакомления 1

Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и виды интерпретационных ошибок………………………….4
2. Технико-юридические пути преодоления негативных последствий….7
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………10

Фрагмент для ознакомления 2

Введение

Правотворческая ошибка — это негативный результат правотворческой деятельности, обусловленный добросовестным заблуждением ее субъектов, который препятствует реализации прав, свобод и охраняемых государством интересов личности (проф. А. Б. Лисюткин). По мнению проф. В. М. Сырых, правотворческая ошибка представляет собой отступление от требований правотворческой техники, логики, грамматики, которое снижает качество нормативного правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях.
Интерпретационные ошибки (ошибки толкования) играют важную роль в юридической практике. Как справедливо отмечает проф. С. С. Алексеев, «Толкование — необходимый обязательный элемент при реализации права… Именно в толковании права следует видеть фокус юридических знаний в их соответствии с жизнью и юридической практикой». Исследователи юридических ошибок в данной сфере указывают на то, что результат толкования не всегда соответствует содержанию интерпретируемой нормы. Это обусловлено отступлением от правил толкования норм права, т. е. несоблюдением требований, установленных способами (приемами) толкования. Данные требования не закреплены в действующем законодательстве, но существуют научные разработки правил толкования.


1.Понятие и виды интерпретационных ошибок
Виды юридических ошибок
Более распространена классификация юридических ошибок по видам работы. Выделяют ключевые 4 их группы: правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные. Временами выделяют кроме обозначенных, правореализационные ошибки. Правотворческие ошибки в целом ориентируются в законе страны и права единообразно.
Так по мнению С. В. Поленина : «Особенность недостатков правотворчества произведено в том, собственно что они не могут имеют быть исправлены в процессе правоприменения. Их присутствие безизбежно тянет за собой неэффективность закона, которая имеет возможность быть усилена в итоге ошибок». Таким образом, законодательный акт в последствии его введения в действие приобретает абсолютно другой юридический смысл: он становится предметом реализации, значит, изменяется и юридическое смысл ошибки в данном акте.[1]
Для систематизации интерпретационных ошибок могут быть использованы всевозможные аспекты и многоуровневая дифференциация, собственно что говорит о огромном количестве проявлений правотворческих ошибок.
В зависимости от субъекта интерпретационные ошибки делятся на:
— допустимые правотворческими органами федеральной власти;
— допустимые органами государственной власти субъектов Федерации;
-допускаемые государственными органами.
По стадиям правотворческой работы:
-ошибки на стадии реализации правотворческой инициативы. Эти ошибки мешают выработке верных решений при необходимости создания нормативного правового акта или же поправок к нему. Данные ошибки ведут к безосновательным финансово-экономическим, материально-техническим расходам. Не считая этого, на дальнейших стадиях процесса законопроект имеет возможность быть заблокирован;
-ошибки в обсуждении плана акта. Они выражаются в неверном проигрывании ведущих положений нормативных правовых актов, в противоречиях в тексте акта. В случае принятия такового акта содержащиеся в нем ошибки приобретают качество юридической причины для возбуждения процедуры по исправлению ошибок и внесению перемен в данный акт;
-ошибки, выявленные при принятии акта, к примеру, несоблюдение процедуры голосования, пропуск сроков передачи акта на подпись и для опубликования и др. Эти ошибки имеют, как правило, процедурный характер и на качестве принимаемого акта не отражаются. Но некоторые научные работники считают, собственно что процедурные ошибки воздействуют на содержание и качество принимаемого нормативного правового акта (А. Б. Лисюткин);
-на стадии опубликования и введении в силу акта. Данные ошибки считаются по собственному характеру ключевым образом техническими, но они имеют все шансы усугублять правовое состояние отдельных категорий субъектов права по причине сроков введения акта в юридическую силу, мешают восприятию отдельных положений акта, а в результате имеют все шансы привести к ошибкам в использовании акта.
Наибольший смысл научные работники присваивают юридическим ошибкам, которые могут выражаться в ошибках в проектировании механизма правового регулирования, в пробелах в действующем законодательстве, в фактологических и других ошибках. К последним относятся неточные ссылки на статьи иных законов, более обширное воздействие общепризнанных норм, чем желал законодатель, или напротив — нормативный действие не обхватывает всех социальных отношений, которые обязаны попадать под воздействие предоставленной общепризнанной меры или же акта.[2]

Показать больше

Фрагмент для ознакомления 3

Список литературы:
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 432 с.
2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. и др. Русский язык: Учеб. пособие. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 288 с.
3. Блинов А.В., Богатырёва И.И., Мурат В.П., Рапова Г.И. Введение в языковедение: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 341 с.
4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. — 6-е изд. — М.: Логос, 2001. — 527 с.

УДК 340 ББК 67.0

© 2017 г. О. Д. Овчинникова,

доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: olesya901@mail.ru

А. М. Шаганян,

доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: sha-anneta@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НОРМ ПРАВА

В статье раскрываются некоторые проблемы толкования норм права. Приводятся примеры, демонстрирующие ошибки, возникающие в результате интерпретационной деятельности в актах толкования, анализируются объективные и субъективные причины таких ошибок,обосновывается необходимость соблюдения требований юридической техники в процессе толкования норм права.

Ключевые слова: толкование, неофициальное толкование, официальное толкование, субъекты толкования, интерпретационные ошибки, ошибки толкования, процесс толкования.

O. D. Ovchinnikova — Associate Professor, Department of Theory and History of Law and State, the Barnaul Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.

A. M. Shaganyan — Associate Professor, Department of Theory and History of Law and State, the Barnaul Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.

SOME PROBLEMS OF INTERPRETATION OF NORMS OFLAW

The article deals with some problems of interpretation of the law. The examples, demonstrates the errors arising from interpretation activities in acts of interpretation is analyzed objective and subjective reasons for interpretive errors, required compliance with the requirements of legal technique in the process of interpretation of the law.

Key words: interpretation, informal interpretation, formal interpretation, subjects of interpretation, interpretation errors, errors of interpretation the process of interpretation.

Формирование правового демократического государства, укрепление режима законности и правопорядка зависят от большого количества факторов, в частности экономического и политического состояния общества, криминального индекса, социальной и правовой защищенности различных слоев населения, развития нормативной базы и, конечно, эффективного и своевременного толкования норм права для правильного и единообразного их применения на территории России.

Толкование права является одной из традиционных проблем юриспруденции, а в условиях формирования правового государства и осуществления перманентной реформы нормативной правовой базы оно приобретает особое значение. Правовая свобода, разрешительный тип механизма правового регулирования, открытость функционирования государственной системы не только расширяют спектр возможностей интерпретации

права, но и «делают его достаточно «точным» и универсальным инструментом обеспечения высокого уровня правовой культуры и легальности поведения всех субъектов» [1, с. 5].

Необходимо отметить, что существует достаточное количество исследований, посвященных проблемам толкования права. Это работы С. С. Алексеева [2], Н. Н. Вопленко [3], А. С. Пиголкина [4], В. В. Лазарева [5] и других авторов. В широком смысле процесс интерпретации, или толкования, следует определить как совокупность приемов и способов, применяемых с целью определения сути и содержания норм нормативных правовых актов, а также разъяснения их смысла адресату. Основная задача рассматриваемого явления должна сводиться к единообразному применению действующего законодательства на всей территории Российской Федерации.

Как известно, процесс толкования является сложным и многогранным, его эффективность напрямую зависит от компетентности

и законодателя, и интерпретатора. Кроме того, такие факторы, как уровень образования, профессионализма субъектов толкования, особенности правовой ситуации, а также специфика интерпретируемых норм могут привести к возникновению различных проблем теоретического и практического характера, в отдельных случаях — даже к интерпретационным ошибкам. Исследование их природы, безусловно, небезынтересно для законодателя, толкователя, правоприменителя и адресата норм-предписаний. В первом случае, имея представление об ошибках толкования, законодатель должен остерегаться причин их появления в правотворческом процессе, во втором — зная о проблемах в процессе интерпретационной деятельности, ее субъект вынужден стремиться избежать некорректного толкования. Следует согласиться с А. В. Малько в том, что именно нормативный «правовой акт выступает основой, в частности, для интерпретационных актов. Поэтому ошибки, допущенные в правотворческом процессе при принятии нормативного правового акта, с неизбежностью влекут за собой ошибки в правоприменении, толковании, автономном регулировании» [6, с. 138].

Сложность процесса толкования сводится также к тому, что фактически интерпретатор, анализируя смысл нормы права, должен посредством мыслительной деятельности воссоздать истинную волю законодателя, заложенную в самой процедуре правотворчества. Таким образом, можно вести речь о том, что одной из проблем в интерпретационной деятельности являются ошибки, возникающие в процессе толкования. Под интерпретационной ошибкой предлагается понимать частичное или полное отступление от правил толкования, что сказывается на конечном результате и не соответствует истинному смыслу нормы права, заложенной в ней воле законодателя. Ошибки толкования могут быть классифицированы на правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные, каждая из которых влечет за собой негативные последствия. Так, интерпретационная ошибка в большинстве случаев носит субъективный характер, а следовательно, по форме вины можно выделять умышленные и неосторожные ошибки, возникающие как результат отступления от правил интерпретации. Виды интерпретационных ошибок зависят от нарушаемого или

неиспользуемого правила. Соответственно, можно выделить ошибки, возникающие при использовании грамматического, логического, систематического, исторического, функционального и других способов толкования [7], а также ошибки толкования по объему, связанные с необоснованным ограничительным или, напротив, распространительным толкованием. Опасаясь такого рода ошибок, следует устанавливать определенные ограничения на безосновательное расширительное или ограничительное толкование. Важно отметить, что классифицировать ошибки в актах толкования необходимо, следуя логике толкования, на допущенные при уяснении познания смысла толкуемой нормы и умышленно искажающие государственную волю законодателя в форме пра-воразъяснительного произвола.

Указанные ошибки имеют место в актах официального и неофициального толкования. Зачастую вследствие различного рода субъективных причин ошибки актов неофициального профессионального толкования на практике носят разовый характер. Например, адвокат разъясняет право гражданина на жилище, но о порядке его получения умалчивает, а гражданин в местной администрации требует реализации права на жилище немедленно. Ошибка в толковании закона просматривается в двух вариантах. Во-первых, интерпретатором не полностью уясняется смысл закона, а во-вторых, некачественно разъясняется порядок его реализации. Это свидетельствует о важности исследования проблемы ошибок в неофициальном компетентном толковании. На наш взгляд, причинами, порождающими ошибки в неофициальном профессиональном толковании, являются: игнорирование или отступление интерпретатором от основных правил толкования, неправильное уяснение и разъяснение смысла нормы права, поверхностное изучение всех обстоятельств казуса и т. д. В этом случае неправильность умозаключения ведет к недостоверности разъяснения его смысла и в конечном счете — к нарушению реализации норм права.

Еще одна разновидность ошибок, встречающихся в актах неофициального профессионального толкования, образуется в тех случаях, когда норма права уже утратила силу или не вступила в законную юридическую силу или когда интерпретатор не имеет высокой квалификации в области права. Очевидно, что такие ошибки носят скрытый характер.

Обнаружить и способствовать их устранению могут лишь другие участники неофициального профессионального или официального толкования.

Особенность ошибок в актах неофициального профессионального толкования состоит в том, что они порождают неблагоприятные последствия не только в отношении авторитета интерпретатора, характеризуя его некомпетентный подход к толкованию нормы права, но и в отношении субъекта права, которому подобное толкование создает препятствия в реализации его прав.

Неофициальное толкование носит необязательный юридический характер, следовательно, ошибка в акте толкования направлена против самого интерпретатора, порождая определенный риск для его профессионального авторитета. В то же время выявленная ошибка дает возможность интерпретатору лично ее устранить. Следует полагать, что ошибки в акте неофициального профессионального толкования в большей степени являются случайностью для сферы, в которой толкованием занимаются юристы. Ошибки, как правило, становятся следствием познавательного процесса, связанного с трудностями правовой ситуации в стране (обилием противоречащих друг другу нормативных актов), а также противоречий экономического, социального, культурного порядка.

Зачастую вопросы возникают при использовании интерпретатором грамматического способа толкования норм права, содержащих в текстуальном выражении соединительные или разделительные союзы «и» и «или». Для правильного понимания оригинального смысла, например нормы-предписания, важную роль приобретает не только уточнение места и значения союзов в предложении, но и знаков препинания. Необходимо устанавливать правильное значение разделительных и соединительных союзов, содержащихся в правовой норме. Употребление законодателем этих союзов в разной очередности при текстуальном оформлении норм права, их насыщенность требуют четкого представления о выполняемых ими функциях. В частности, для уяснения смысла и содержания ч. 1 ст. 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации требуется высокий уровень профессиональной квалификации, поскольку помимо обилия соединительных и разделительных союзов диспозиция содержит значительное количество ссылочных

статей, что, безусловно, затрудняет ее интерпретацию [8].

Кроме того, например, буквальное толкование может привести к неоднозначности понимания нормы. В качестве иллюстрации можно привести положение ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [9]. Гражданами Российской Федерации являются лица как мужского, так и женского пола (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), следовательно, при буквальном толковании указанной нормы права защита Отечества является долгом и обязанностью лиц женского пола. В реальности при системном толковании с учетом норм права Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 (в ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе» интерпретатор делает вывод о том, что воинскому учету не подлежат граждане женского пола, за исключением лиц, имеющих военно-учетные специальности [10].

Как показывает анализ судебной практики, отдельные ошибки, например в квалификации преступлений, стали следствием непонимания правоприменителем субъективных признаков составов преступлений. «Из всего числа отмененных и измененных приговоров областных судов и определений кассационных инстанций около 21 % были отменены или изменены из-за неправильного определения признаков субъективной стороны» [11]. Доказательством вышеизложенного является и тот факт, что Верховный Суд Российской Федерации уделяет пристальное внимание интерпретационной деятельности.

Однако иногда встречаются ошибки, связанные с отсутствием системного способа толкования, когда норма права интерпретируется буквально, в то время как при системном подходе сужается объем нормы-предписания. В качестве примера можно привести статью 34 Семейного кодекса Российской Федерации «Совместная собственность супругов», к которой относятся «доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения

здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства» [12]. Однако профессиональный или доктринальный интерпретатор, используя системный способ толкования норм права, из этого перечня исключит следующее: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью, в том числе вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата» [12].

Таким образом, при толковании необходимо использовать все его способы в совокупности для того, чтобы направить интеллектуально-мыслительный процесс интерпретатора на понимание и разъяснение истинного смысла нормы права, заложенного в нее законодателем.

Процесс толкования призван обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности всех правоприменительных органов. При отсутствии такого комплексного подхода к интерпретируемой норме вероятность возникновения ошибок возрастает. Соответственно, интерпретационная деятельность содействует единообразному пониманию и применению норм права и оказывает влияние на состояние законности и правопорядка в обществе.

Необходимость толкования права обусловлена действием ряда причин, носящих как объективный (природа права), так и субъективный характер (несовершенство законодательства, специфика текста нормативных правовых актов и прочее). Уровень качества интерпретационной деятельности находится в прямой зависимости от умений и навыков

использования научно обоснованных приемов и способов толкования права.

Сложность и многогранность данного процесса выражается в классификации видов толкования права: по субъекту, его осуществляющему, степени обязательности результата толкования (официальное и неофициальное) и объему — соотношению смысла, или духа, нормы с ее текстуальным выражением, или буквой (буквальное, распространительное, ограничительное).

Акты толкования права, представляющие собой результат интерпретационной деятельности, имеют большое значение в механизме правового регулирования, в котором они наряду с нормативным и правовыми актами и актами применения права позволяют обеспечить адекватное воздействие правовых предписаний на общественные отношения, проецировать волю законодателя на фактическое поведение субъектов права.

В числе проблем интерпретации норм действующего законодательства можно выделить такие, как:

— искажение критериев правильности и истинности толкования;

— ошибки, совершаемые в процессе толкования права;

— несформированность навыков владения приемами и способами толкования права и отсутствие их сочетания.

В первом случае решение видится в научно обоснованном подходе к определению правильности, истинности толкования. Вторая и третья проблемы носят исключительно субъективный характер и всецело зависят от умений и навыков интерпретатора, его способности грамотно сочетать различные способы толкования права на стадии определения смысла толкуемой нормы, что позволит избежать праворазъяснительного произвола, в результате которого всегда деформируется государственная воля законодателя.

Безусловно, эффективность толкования зависит и от уровня правосознания толкователя. При этом чем выше уровень правосознания профессиональных или доктринальных интерпретаторов правовых норм, тем больше возможностей для реализации прав и свобод личности.

Профессионализм толкователей во многом определяет качество праворазъяснительной работы, понимание действительного смысла правовых норм, а значит, и точное выполнение их предписаний.

Литература

1. Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права: учеб. пособие. М., 2000.

2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2.

3. Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

4. Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1998.

5. Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972.

6. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2003.

7. Виды юридических ошибок. URL: https:// studopedia.ru/17_132625_vidi-yuridicheskih-oshibok.html

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голос. 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

10. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон Рос. Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) // Рос. газ. 1998. № 63, 64.

11. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 11 янв. 2007 г. № 2 // Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2007. № 4.

12. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 01.05.2017). URL: http://

Bibliography

1. Socuro L. V. Informal interpretation of the law: study guide. Moscow, 2000.

2. Alekseev S. S. General theory of law. Moscow, 1982. Vol. 2.

3. Voplenko N. N. The official interpretation of the law. Moscow, 1976.

4. The law: creation and interpretation / ed. by A. S. Pigolkin. Moscow, 1998.

5. Lazarev V. V. Application of Soviet law. Kazan, 1972.

6. The Russian legal policy: course of lectures / ed. by N. I. Matuzov, A. V. Malko. Moscow, 2003.

7. Types of legal errors. URL: https:// studopedia.ru/17_132625_vidi-yuridicheskih-oshibok.html

8. The Criminal code of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FL (as amended on 29.07.2017) (rev. and ext., joined. in force 26.08.2017) // Collected legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

9. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKL, from 30.12.2008 № 7-FKL, from 05.02.2014 № 2-FKL, from 21.07.2014 № 11 -FKL) // Collected legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

10. Concerning Military Duty and Military Service: Federal Law of the Russian Federation of 28.03.1998 № 53-FL (ed. from 26.07.2017) // Russian newspaper. 1998. № 63, 64.

11. About practice of appointment by courts of the Russian Federation of criminal punishment: resolution of Plenum of the Supreme court of the Russian Federation from January 11, 2007 № 2 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2007. № 4.

12. Family code of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation dated 29.12.1995 № 223-FL. URL: http://www.pravo.gov.ru


Подборка по базе: История отечественного государства и права-1.pdf, Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового, Единые типовые нормы.docx, ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.doc, 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО.docx, семинар 3 Щербинина А.С. гр. 2254з тема 1 проблемы.docx, Реферат Судно. Определение согласно международного морского прав, курсовая теории гос-ва и права.docx, история государства права россии.docx, ЭК. ТР. Лек. 5 Орг. и норм. тр (1).docx


Проблемы интерпретации норм права

Толкование права (лат. interpretatio) — интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам.

Проблемы толкования права приобретают самостоятельное значение в процессе научно-теоретического или обыденного познания государственноправовой действительности, в ходе правотворческой работы. Процесс толкования является составной частью реализации норм права органами суда (Конституционного, арбитражного, суда общей юрисдикции), прокуратуры, иных правоохранительных органов или других органов государственной власти, при заключении сделок и договоров хозяйствующими субъектами, в деятельности политических партий и общественных объединений, при осуществлении гражданами (и иными физическими лицами) юридически значимых действий и т.д.

Толкование права является одной из традиционных проблем юриспруденции, а в условиях формирования правового государства и осуществления перманентной реформы нормативной правовой базы оно приобретает особое значение. Правовая свобода, разрешительный тип механизма правового регулирования, открытость функционирования государственной системы не только расширяют спектр возможностей интерпретации права, но и «делают его достаточно “точным” и универсальным инструментом обеспечения высокого уровня правовой культуры и легальности поведения всех субъектов».

В широком смысле процесс интерпретации, или толкования, следует определить как совокупность приемов и способов, применяемых с целью определения сути и содержания норм нормативных правовых актов, а также разъяснения их смысла адресату. Основная задача рассматриваемого явления должна сводиться к единообразному применению действующего законодательства на всей территории Российской Федерации.

Сложность процесса толкования сводится также к тому, что фактически интерпретатор, анализируя смысл нормы права, должен посредством мыслительной деятельности воссоздать истинную волю законодателя, заложенную в самой процедуре правотворчества. Таким образом, можно вести речь о том, что одной из проблем в интерпретационной деятельности являются ошибки, возникающие в процессе толкования. Под интерпретационной ошибкой предлагается понимать частичное или полное отступление от правил толкования, что сказывается на конечном результате и не соответствует истинному смыслу нормы права, заложенной в ней воле законодателя. Ошибки толкования могут быть классифицированы на правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные, каждая из которых влечет за собой негативные последствия. Так, интерпретационная ошибка в большинстве случаев носит субъективный характер, а следовательно, по форме вины можно выделять умышленные и неосторожные ошибки, возникающие как результат отступления от правил интерпретации. Виды интерпретационных ошибок зависят от нарушаемого или неиспользуемого правила. Соответственно, можно выделить ошибки, возникающие при использовании грамматического, логического, систематического, исторического, функционального и других способов толкования , а также ошибки толкования по объему, связанные с необоснованным ограничительным или, напротив, распространительным толкованием. Опасаясь такого рода ошибок, следует устанавливать определенные ограничения на безосновательное расширительное или ограничительное толкование. Важно отметить, что классифицировать ошибки в актах толкования необходимо, следуя логике толкования, на допущенные при уяснении познания смысла толкуемой нормы и умышленно искажающие государственную волю законодателя в форме праворазъяснительного произвола.

Указанные ошибки имеют место в актах официального и неофициального толкования. Зачастую вследствие различного рода субъективных причин ошибки актов неофициального профессионального толкования на практике носят разовый характер. Например, адвокат разъясняет право гражданина на жилище, но о порядке его получения умалчивает, а гражданин в местной администрации требует реализации права на жилище немедленно. Ошибка в толковании закона просматривается в двух вариантах. Во-первых, интерпретатором не полностью уясняется смысл закона, а во-вторых, некачественно разъясняется порядок его реализации.

Еще одна разновидность ошибок, встречающихся в актах неофициального профессионального толкования, образуется в тех случаях, когда норма права уже утратила силу или не вступила в законную юридическую силу или когда интерпретатор не имеет высокой квалификации в области права. Очевидно, что такие ошибки носят скрытый характер.

Зачастую вопросы возникают при использовании интерпретатором грамматического способа толкования норм права, содержащих в текстуальном выражении соединительные или разделительные союзы «и» и «или». Для правильного понимания оригинального смысла, например нормы-предписания, важную роль приобретает не только уточнение места и значения союзов в предложении, но и знаков препинания. Необходимо устанавливать правильное значение разделительных и соединительных союзов, содержащихся в правовой норме. Употребление законодателем этих союзов в разной очередности при текстуальном оформлении норм права, их насыщенность требуют четкого представления о выполняемых ими функциях.

Процесс толкования призван обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности всех правоприменительных органов. При отсутствии такого комплексного подхода к интерпретируемой норме вероятность возникновения ошибок возрастает. Соответственно, интерпретационная деятельность содействует единообразному пониманию и применению норм права и оказывает влияние на состояние законности и правопорядка в обществе.

Акты толкования права, представляющие собой результат интерпретационной деятельности, имеют большое значение в механизме правового регулирования, в котором они наряду с нормативным и правовыми актами и актами применения права позволяют обеспечить адекватное воздействие правовых предписаний на общественные отношения, проецировать волю законодателя на фактическое поведение субъектов права.

В числе проблем интерпретации норм действующего законодательства можно выделить такие, как:

– искажение критериев правильности и истинности толкования;

– ошибки, совершаемые в процессе толкования права;

– несформированность навыков владения приемами и способами толкования права и отсутствие их сочетания.

Безусловно, эффективность толкования зависит и от уровня правосознания толкователя. При этом чем выше уровень правосознания профессиональных или доктринальных интерпретаторов правовых норм, тем больше возможностей для реализации прав и свобод личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Интернет эксплорер ошибка сертификата как убрать
  • Интернет эксплорер ошибка 403
  • Интернет эксплорер выдает ошибку сертификата безопасности
  • Интернет шашки ошибка 0x80041004
  • Интернет цензор для windows 10 ошибка драйвера безопасности