Исправить ошибки вызванные нарушением норм управления он неоднократно

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

1. Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами (Т.п.).

2. Это качество в учениках (П.п.) воспитывали в школе.

3. Неоднократно подчеркивалось то (И.п.), что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается жизнь (В.п.) в деревне.

5. Читатель просит объяснить роль (В.п.) литературы.

6. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этим успехам (Д.п.).

7. Некоторые ученики тормозят выполнение (В.п.) общих заданий.

8. Робость, неуверенность в своих силах (П.п.) уже давно преодолены.

9. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся к прошлому (Д.п.) города

10. А потом оказалось, что эти претензии ничем (Т.п.) не обоснованы.  

11. Молодые хоккеисты были разочарованы результатом (Т.п.) первой встречи.

12. Поэт воспевает преданность (В.п.) Родине.

13. Нужно проявлять большую заботу о детях (П.п.).

14. Писатель ярко показал те качества (В.п.), которые не украшают человека.

15. Сережа бросился в постель, уткнувшись в подушку (В.п.).

Русский язык 11 класс

1. (1 балл за каждый правильный ответ). Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка, выпишите  правильно эти слова.
А) Беспреце…дентный инци…дент.
Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

2.(1 балл за каждый правильный ответ) Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания:
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.
Б) Уничижение паче гордости.

3.(1 балл за правильный ответ)

Дайте толкование лингвистическому термину ортология.

4.(1 балл за каждый правильный ответ+1 балл вид ошибки) Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах, назовите вид ошибки)
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.

5.(1 балл  за каждый правильный ответ) Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт. 

6.(1 балл за каждый правильный ответ) Расставьте ударения.

Августовский, анатом, балую, ветеринария, девичий, завидно, каталог, новорожденный, обеспечение, столяр.

7. (1 балл за определение + 1 балл свой пример) Определите , какое изобразительно-выразительное средство представлено в предложении. Приведите собственный пример.

Шли три студента: один в институт, другой домой, а третий в пальто.

8.(1 балл+1 балл аргументы) Раньше одно из этих слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и объясните.

9. (1 балл + 1 б. за  каждый пример)

Завершите предложение: «На протяжении всей истории русского языка в тех случаях, когда возникал конфликт смысла и грамматики, побеждал(а)… (смысл, грамматика)». Приведите 2–3 примера, доказывающие правильность вашей точки зрения.

10.  (1 балл за каждое  правильное предложение).Замените данное предложение предложениями-синонимами.

Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного.

Ответы 11 класс

1. Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъюнктура, констатировали. .(1 балл за каждый правильный ответ)

2.А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. — Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость.
аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»; 
формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.
Б) Уничижение паче гордости. — Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости. 
Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё». . (1 балл за каждый правильный ответ)

3. Ортология – от греч. orthos– прямой, правильный; logos — наука, учение, слово.
Ортология — раздел языкознания, объектом которого является теория правильной литературной речи. .(1 балл за правильный ответ)
Современная ортология является частью учения о правильности речи.
4.А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение синтаксической нормы — неверный порядок слов.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.
Ошибка в управлении. 
В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее. 
Нарушен порядок слов. .(1 балл за каждый правильный ответ+1 балл вид ошибки)
5.А). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)
Б). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)
В). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)
Г). Несколько человек шли по улице. (При наличии в составе подлежащего слова несколько сказуемое ставится в как в ед.ч., так и во мн. ч. Можно сказать Несколько столов стояло в комнате.)
Д). Сколько книг стоит на полке. 6). Много людей пришло на концерт. . (1 балл за каждый правильный ответ) .(1 балл за каждый правильный ответ)

6. АнАтом ,Августовский, балУю, ветеринАрия, дЕвичий, завИдно, каталОг, новорождЁнный, обеспЕчение, столЯр. . (1 балл за каждый правильный ответ)

7.Это ЗЕВГМА, смешение  разных значений слова. (1 балл за определение + 1 балл свой пример).

8. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает… (1 балл+1 балл аргументы)

9. Побеждал смысл. Примеры (как вариант):а) «Врач (сущ. м.р.) Иванова выписала (гл. в форме ж.р.) рецепт»; б) имена собственные не имеют формы мн.ч.; в) некоторые качественные прилагательные (слепой, горбатый и под.) не образуют степеней сравнения.

(За правильный ответ – 1 балл. За каждый пример и краткое объяснение – по 1 баллу. )
10. Варианты синонимической замены: 1. Сколько бы раз ни приходил на красную площадь, всегда дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного. 2. Приходишь на Красную площадь, и всякий раз захватывает дух от сказочной красоты храма Василия Блаженного. 3. Глядя на храм Василия Блаженного на Красной площади, не устаёшь восхищаться его сказочной красотой. 4. Я много раз бывал на Красной площади, и каждый раз у меня дух захватывает, когда я смотрю на сказочный храм Василия Блаженного.

Участники олимпиады могут привести другие варианты. Они оцениваются по 3 параметрам: адекватность передачи смысла, отсутствие фактических ошибок, грамматическая правильность.

I. Нормы русского литературного языка.

1.Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам.

Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов? Ответ аргументируйте.

А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь.

(Н.С. Гумилев «Охота»)

Б)…И ворвались в объятия друг друга.

(А.С. Пушкин «Гаврилиада»)

В) Весна! Выставляется первая рама –

И в комнату шум ворвался.

(А.Н. Майков «Весна»)

2. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.

А) Беспреце…дентный инци…дент.

Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.

4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.

II. История русского языка

1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?

2. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:

А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.

Б) Уничижение паче гордости.

3. Внимательно прочитайте фрагменты текстов:

А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.)

Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.)

В) Но человека человек

Послал к Анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек …

(«Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.)

Г) Ну что же! Вставай, Сергуша!

Ёще и заря не текла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла.

(«Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.)

Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов.

Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента.

Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке.

III. Язык художественных произведений

1. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчет короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

2. Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог проселочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог.

1854

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?

3. Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.

А) Оторвался твой добрый конь

От того столба малинова.

Б) На берегу лес

Все малинов.

Что обозначают подчеркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?

IV. Современный русский язык

1. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.

2. Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М.Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте.

3. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Ниже приведены и те, и другие. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте эти группы.

Дать стрекоча Набрать в рот воды

Бить баклуши Бросать тень

Очертя голову Первая ласточка

С какой стати Делать из мухи слона 

4. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

А) Три книги лежал… на столе.

Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.

В) Прошл… десять лет.

Г) Несколько человек шл… по улице.

Д) Сколько книг сто…т на полке.

Е) Много людей пришл… на концерт.

5. Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните.

6. Дайте толкование лингвистическому термину ортология.

V.Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга».

Ответы.

I. Нормы русского литературного языка

1.

Современная литературная норма произношения: ворвАться, ворвАлся, ворвАлись. Допускается ворвалАсь, ворвалИсь. Делая ударения на последнем слоге «ворвалсЯ», мы следуем старой норме произношения.

Поэты часто нарушают нормы произношения слов в угоду рифме (звучанию). Эта поэтическая вольность традиционна для поэзии XVIII – XIX в.в.

2.

Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъюнктура, констатировали.

3.

Валюта – денежная единица. Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на архитектурных сооружениях.

Компания – пришло из франц. через латинский: СОМ(«вместе»)+ РАNIS (хлеб); дословно СОМ РАNIS – «сохлебник, соучастник в еде, тот, кто ест хлеб вместе с кем-либо». 1.Торговое объединение, фирма, предприятие: кондитерская компания. 2.Небольшая группа лиц, приятелей, проводящих время вместе: компания сверстников.

Кампания — фр.CAMPAGNE, лат. CAMP- поле. 1.Совокупность военных действий: летняя кампания войны 1812 года. 2.Политические мероприятия: избирательная кампания.

4.

Правильный вариант:

А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение синтаксической нормы — неверный порядок слов.

Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.

Ошибка в управлении.

В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота.

Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее.

Нарушен порядок слов.

II.История русского языка

1.

1. Погода названа дивной, т.к. она необычна, чудесна, удивительна. Дивная –связанная с дивом, чудом. Див – бог славян-язычников. Современное значение «дивная» — прекрасная.

2. Дождь идет – современная «стершаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именно летит.

2.

А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. — Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость.

аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»;

формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.

Б) Уничижение паче гордости. — Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости.

Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».

3.

1. В первом примере глагол течь употреблен в значении «идти».

А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие») – Петр встал и пошел к могиле. Словесные связи глагола течь («идти, проходить»), с обозначением человека восходят к старославянскому – еще церковнославянскому – источнику.

Б) Из второго примера мы понимаем, что течь в значении бежать, нестись могли и животные: Тогда Влуръ влъком потече («Слово о полку Игореве», XII в.). – Тогда Влур волком побежал.

В) В третьем примере во времена А.С. Пушкина мы видим, что глагол течь, сцепляясь с существительным, обозначающим человека, имел временное значение «идти, проходить; быстро идти; бежать, нестись»:

Но человека человек

Послал к Анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек … (А.С.Пушкин «Анчар», 1828 г.)

Г) Есенинское слово «течь» употребляется со словом «заря» и имеет общеязыковое значение «идти, проходить» (о времени), потому что слово «заря» означает по словарю В.Даля «время восхода ли захода солнца».

2. Смысл строчки «Еще заря не текла» можно перевести — «еще на рассвете» или «еще до восхода солнца».

Глагол течь вводится поэтом для воссоздания народного говора.

3. В современном литературном языке слово течь употребляется в значении: «течь, литься» (о жидкости), «идти, проходить» (о времени),

«протекать, пропускать жидкость» (о прохудившемся предмете).

Перед нами речь мельника, носителя соответствующего народного говора. Так можно объяснить употребление С. Есениным слова оладьев в тексте поэмы.

III. Язык художественный произведений

1.

Языковой каламбур создается следующими способами:

А) Созвучие слов – бездельник – без дела.

Оксюморонность сочетания бездельник деловой.

Б) Игра с многозначностью слова.

Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.

Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».

В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание;

3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

2.

Русский бог – авось, небось да как-нибудь.

3.

Малиновый столб и малиновый лес – слова употреблены в переносном значении и, на первый взгляд, являются алогизмами. Но в данном случае в произведениях УНТ эти мнимые алогизмы проявляют оценочность, скрытую в существительном МАЛИНА. Малиновый служит показателем высоких качеств предмета (например, в литературном языке часто встречается словосочетание малиновый звон – очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов).

IV. Современный русский язык

1.

Слова с окончанием –ом обозначают в данном случае населенный пункт, а с окончанием -ым обозначают фамилию.

2.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Ни то, ни другое.

Это не опечатка и не ошибка М.Ю. Лермонтова, поэт хорошо знал русскую грамматику. Просто поникши не деепричастие, а прилагательное, выступающее в качестве определения к существительному – подлежащему ели. Перед нами усеченное прилагательное. Поэты XVIII и начала XIX в.в. очень активно употребляли такую форму прилагательных как одну из поэтических вольностей.

3.

1. Фразеологизмы разграничиваются на фразеологические сращения

(сочетания, смысл которых нам понятен, но объяснить их этимологию без специальных знаний нельзя): бить баклуши, очертя голову…

Первый столбик — фразеологические сращения.

2. Второй столбик — фразеологические единства (сочетания, семантика которых объясняется достаточно легко и без специальных знаний): набрать в рот воды, бросать тень, первая ласточка.

4.

А). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)

Б). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)

В). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)

Г). Несколько человек шли по улице. (При наличии в составе подлежащего слова несколько сказуемое ставится в как в ед.ч., так и во мн. ч. Можно сказать Несколько столов стояло в комнате.)

Д). Сколько книг стоит на полке. 6). Много людей пришло на концерт.

(Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед. числа.)

5.

6.Две формы родительного падежа образованы по-разному. В первом случае все формы мн. числа образованы с наращением в основе «йота» [й]: муж[й]а, муж[й]ам, муж[й]ах. Следовательно, в родительном пад. в основе перед [й] появляется беглая гласная Е, а окончание – нулевое: муже[й]. Также образованы слова: друзей, князей

Во втором случае родительный падеж мн. числа образован с помощью окончания -ЕЙ, закономерного у сущ. мужского рода 2-го склонения: царей, сторожей, товарищей.

6.

Ортология – от греч. orthos– прямой, правильный; logos — наука, учение, слово.

Ортология — раздел языкознания, объектом которого является теория правильной литературной речи.

Современная ортология является частью учения о правильности речи.

V. Творческая работа

Оценивается

· качество связного текста: глубина, оригинальность суждений;

· языковое и речевое оформление работы: ясность выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Задача 4366 Установите соответствие между…

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
Б) Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.
В) В группу студентов, направленных на полевую практику, входят сорок один человек.
Г) Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.
Д) В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложений с косвенной речью

русский язык 10-11 класс
5992

Решение

Написать комментарий

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Аватар

Русский язык, опубликовано 2018-08-22 23:50:14 by Гость

Отметьте предложения с ошибками управления. Исправьте ошибки: 1. Неоднократно подчёркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования. 2. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни в деревне. 3. Читатель просит объяснить роль литературы. 4. Участники обсуждения подтвердили свои предложения примерами.

Аватар

Ответ оставил Гость

1. не однократно подчеркивалось что прямолинейный….

Вопрос

Не нашли ответа?

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Русский язык.

1.Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами (Т.п.).

2. Это качество в учениках (П.п.) воспитывали в школе.

3. Неоднократно подчеркивалось то (И.п.), что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается жизнь (В.п.) в деревне.

5. Читатель просит объяснить роль (В.п.) литературы.

6. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этим успехам (Д.п.).

7. Некоторые ученики тормозят выполнение (В.п.) общих заданий.

8. Робость, неуверенность в своих силах (П.п.) уже давно преодолены.

9. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся к прошлому (Д.п.) города

10. А потом оказалось, что эти претензии ничем (Т.п.) не обоснованы.  

11. Молодые хоккеисты были разочарованы результатом (Т.п.) первой встречи.

12. Поэт воспевает преданность (В.п.) Родине.

13. Нужно проявлять большую заботу о детях (П.п.).

14. Писатель ярко показал те качества (В.п.), которые не украшают человека.

15. Сережа бросился в постель, уткнувшись в подушку (В.п.).

1.Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами (Т.п.).

2. Это качество в учениках (П.п.) воспитывали в школе.

3. Неоднократно подчеркивалось то (И.п.), что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4. Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается жизнь (В.п.) в деревне.

5. Читатель просит объяснить роль (В.п.) литературы.

6. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этим успехам (Д.п.).

7. Некоторые ученики тормозят выполнение (В.п.) общих заданий.

8. Робость, неуверенность в своих силах (П.п.) уже давно преодолены.

9. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся к прошлому (Д.п.) города

10. А потом оказалось, что эти претензии ничем (Т.п.) не обоснованы.  

11. Молодые хоккеисты были разочарованы результатом (Т.п.) первой встречи.

12. Поэт воспевает преданность (В.п.) Родине.

13. Нужно проявлять большую заботу о детях (П.п.).

14. Писатель ярко показал те качества (В.п.), которые не украшают человека.

15. Сережа бросился в постель, уткнувшись в подушку (В.п.).

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления 5.

В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой.

6. Журналисты получили ответы по всем интересующим их вопросам.

7. Он не оплатил за проезд в автобусе.

8. Этот факт показывает о том, насколько экономически опасны неплатежи.

9. В нашей стране женщины равноправны мужчинам.

10. Получить приказ за подписью директора.

11. Красоту Москвы не опишешь и не рас — скажешь.

12. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков.

13. Эти воспитатели способны воспитывать и обеспечить надлежащий уход за детьми.

На этой странице находится вопрос Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления 5?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

СИНТАКСИС

      Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

      Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
      Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
      — определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
      — объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
      — обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

      Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
      По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
      Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

      В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
      Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
      Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
      Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

      I. Выделить словосочетание из предложения.
      II. Охарактеризовать строение словосочетания:
      а) указать главное и зависимое слова;
      б) назвать части речи, которыми они выражены;
      в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
      III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

      Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
              какой?
      Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

      Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
      Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

§ 4. Тестовые задания

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
      а) вьющиеся растения
      б) любой человек 
      в) изумительной красоты
      г) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
      а) иди гулять
      б) сделать случайно
      в) ушел не попрощавшись
      г) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
      а) крайне недовольный
      б) практически не выполнимо
      в) огорченно прошептал
      г) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
      а) разговор по душам
      б) прийти поговорить
      в) близко от нас
      г) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
      а) яйца всмятку
      б) вернуться к полуночи
      в) приказал отступать
      г) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
      а) рисовать красиво
      б) желание уехать
      в) идти по бульвару
      г) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
      а) наши шефы
      б) быстро доехать
      в) прогулка верхом
      г) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?
      а) немного странно
      б) забыл рассказать
      в) таять во мгле
      г) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
      а) бутылка из-под молока
      б) говорить по-французски
      в) тринадцатая глава
      г) глядеть по сторонам

КУЛЬТУРА РЕЧИ

      Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

§ 5. Нормы управления

      Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
      1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
      2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
      3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
      ЗАПОМНИТЕ:
      характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
      заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
      командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
      управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
      апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
      говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
      гордиться кем/чем: гордиться внуком
      задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
      неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
      непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
      указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
      4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
      ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи    с чем? (творительный падеж)

(в связи с выборами)

      В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
      При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

      В ИЗ
      НА С

      Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
      5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

      ЗАПОМНИТЕ:

беспокоиться о ком

тревожиться за кого

идентичный чему

сходный с чем

надеть что на что

одеть кого во что

обращать внимание на что

уделять внимание чему

отзыв о чем       

рецензия на что

превосходство над чем

преимущество перед чем

предостеречь от чего

предупредить о чем

препятствовать чему

тормозить что

уверенность в чем

вера во что

уплатить за что

оплатить что

Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

      Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

      Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

      1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

§ 6. Тестовые задания

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) поражаться — кому? чему?
      б) восхищаться — кем? чем?
      в) возмущаться — кем? чем?
      г) удивляться — на кого? что?

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) рад — кому? чему?
      б) обеспокоен — кем? чем?
      в) доволен — за кого? что?
      г) спокоен — за кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) отзыв — на что?
      б) вера — во что?
      в) рецензия — на что?
      г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
      б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
      в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
      г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
      б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
      в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
      г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
      б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
      в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
      г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
      б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
      в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
      г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
      а) препятствовать (развитие)
      б) примириться (недостатки)
      в) отчитаться (работа)
      г) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
      а) поздравить (награда)
      б) уклониться (ответ)
      в) разочароваться (профессия)
      г) убедиться (правота)

10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
      а) родительного падежа
      б) винительного падежа
      в) дательного падежа
      г) творительного падежа

 Занятие
7.
Синтаксические
нормы современного русского литературного
языка

  1. Нормы управления

  2. Нанизывание
    падежей

  3. Употребление
    причастных и деепричастных оборотов

  4. Типы синтаксических
    ошибок

Упражнения

Упражнение 1.
Составьте
предложения с приведенными ниже словами,
требующими разных падежей зависимого
слова.

Ручаться —
гарантировать, начать — приступить,
одевать — надевать, спрос — потребность,
беспокоиться — тревожиться, примириться
— смириться, преимущество — превосходство,
вера — уверенность, расфасовать —
упаковать, тормозить — препятствовать,
обосновать — основать, опираться —
базироваться, поражаться — удивляться,
предупреждать — предостерегать, ценить
— дорожить.

Упражнение 2.
Исправьте
ошибки, вызванные нарушением норм
управления.

1. Он неоднократно
убеждался о том, что в споре с одноклассниками
часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована
рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения
заведующей, в библиотеке будет организована
выставка древних книг. 4. По окончанию
переговоров представители делегаций
подписали совместное заявление. 5. Факты,
о которых изложил автор письма, при
проверке полностью подтвердились. 6.
Студенты уделяют внимание на записи во
время лекций. 7. Это был характерный ему
почерк. 8. По завершению эксперимента
ученые опубликуют аналитический отчет.
9. Благодаря электрическим свойствам
кремний — один из наиболее распространенных
элементов в природе — широко применяют
в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли
приехать лучшие учителя со всех районов
города.

Упражнение 3.
Найдите
ошибки и недочёты, связанные с
использованием зависимых падежных форм
и управлением. Исправьте предложения.

1. Если на неё
приглядеться, она не такая уж молодая.
2. Большое внимание он уделял на тесную
связь между качеством работы и дисциплиной.
3. Герои Бородино мне понравились своей
преданностью к отчизне. 4. Легкомысленное
отношение к энергоресурсам повлекло к
огромным затратам. 5. Согласно заявления
его перевели на другую работу. 6. Нельзя
ли сделать два снимка: один – в профиль,
другой – в анфас? 7. Возникшие благодаря
этому серьёзные трудности совпали с
тяжелыми стихийными бедствиями. 8. Гринёв
никогда не позволял грубости к старику.
9. Штатные психологи проводят
профилактические беседы по вопросам
вреда курения и алкоголя. 10. Благодаря
Вас я узнала много нового о нашем городе.
11. Наверное, многие возмутятся на такое
сравнение. 12. Но это не даёт никакой
гарантии на то, что в уже отремонтированных
домах не возникнут трудности с подачей
воды. 13. Участки, занятые под овощными
культурами, заметно расширяются. 14.
Правительство области утвердило
мероприятия о ликвидации последствий
аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён
неосведомлённостью главного конструктора
в основных производственных процессах.
16. Они долго шли, ориентируясь на Большую
Медведицу, боясь попасться кому-либо
на глаза. 17. Пусть министр отчитается
за срыв переговоров! 18. Мцыри никогда
не оставляло сильное желание к свободе.
19. Наряду с критикой следует всячески
пропагандировать прогрессивные тенденции
в нашем обществе. 20. Его замечания ни на
чём не обоснованы. 21. Книга представляет
из себя результат многолетних наблюдений
биолога. 22. Ответ по его заявлению был
получен немедленно. 23. Составлен график
по погашению задолженности по детским
пособиям. 24. Мыслимо ли равнодушие
педагога за судьбу воспитанников! 25.
Дело ускорения хода подготовки мер
увеличения производства товаров
повседневного спроса волнует каждого.
26. По истечению положенного срока дивизия
вернётся в Омск. 27. В книге дана
характеристика развитию самоуправления
за последние десять лет. 28. Инициатором
пресс-конференции стала шведская
делегация. 29. Мать колдовала ужин на
кухне. 30. По техническим причинам наш
канал не работает. 31. С подростками
регулярно проводятся беседы по морали
и нравственности. 32. Минимальная пенсия
увеличена более на сто рублей. 33. На
заседании кафедры заслушали аспирантов.
34. Инициатором викторины стали
старшеклассники. 35. Подготовка специалистов
желает лучшего. 36. Я отдаю отчёт, что
поступаю рискованно. 37. Тогда от
разъярённого зверя отнимали бочку. 38.
Еженедельно администрация района
устраивает рейды по торговле. 39. Планы
по картофелю в этом году выполнены. 40.
Мы все переживали за наших фигуристов.
41. Пора подвести итоги о работе
коллектива. 42. Молодому композитору
характерно использование фольклорных
мотивов в творчестве. 43. Постепенно у
меня начала вырабатываться объективная
историческая оценка на личность. 44. По
отношению к Бэле Печорин ведёт себя со
свойственным для него эгоизмом. 45.
Прототипом Базарову является Печорин.
46. Революционная деятельность этого
человека схожа со многими людьми того
времени. 47. В образе Наташи Ростовой
Толстой воплотил лучшие женские качества:
внутренняя гармония, естественность и
доброта. 48. Согласно распоряжения
директора курение в институте запрещено.

Упражнение 4.
Найдите
ошибки и неточности в употреблении
деепричастий и деепричастных оборотов.
Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу»
А.Н. Островского, перед нами встают
образы представителей «тёмного царства».
2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой
возникало естественное волнение. 3.
Перечитывая пьесу М. Горького «На дне»,
у меня каждый раз возникает вопрос,
может ли быть две правды. 4. Раскольников
не может понять, что, убив старуху, мир
не изменится. 5. Проехав 40 километров,
слева от дороги нам стали видны здания
города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную
литературу, студентам стали ясны их
собственные ошибки в построении
предложений и употреблении иноязычных
слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении,
и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него
замирало сердце. 8. Взобравшись на курган,
Пьеру стало видно всю панораму боя. 9.
Поднявшись на вершину, не слышно ни
одного звука из долины. 10. Начав работать
над диссертацией, у товарища уже не
оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень
важно, учитывая дефицит времени
практического врача. 12. Заблудившись в
лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в
нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был
вскоре найден родителями. 15. Пройдя
несколько комнат, я был встречен самим
графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав
мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший
и опершись на локоть, начал пятить
лошадей. 18. Поселившись в деревне, его
мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали
больных на матрацах или взяв под мышки.
20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали
с себя обувь и платье. 21. От науки требуются
такие советы, применив которые получился
бы большой эффект в практической работе.
22. Затем отец назначается начальником
цеха, работая в этой должности полтора
года. 23. Следовало бы выяснить, кем
принято незаконченное строительство
объекта, нарушая тем самым правительственное
постановление. 24. Он ушёл, закончив
ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новую книгу, она затягивает
меня и заставляет думать. 26. Убедившись
в своей беспомощности, герою пришлось
перерезать верёвку. 27. Потеряв на войне
мужа, у неё не было желания заводить
новую семью.

Упражнение 5.
Исправьте
ошибки, связанные с избыточностью
родительного падежа.

1. В случае
соприкосновения с твердым телом силы
сцепления молекул жидкости с молекулами
твердого тела начинают играть существенную
роль. 2. Если тело имеет неправильную
форму, расчет положения центра тяжести
затруднителен. 3. Для повышения точности
измерения давления из коробки манометра
выкачивается часть воздуха. 4. Эти
аномалии формируются из-за индивидуальных
особенностей развития поперечных
отростков позвонков. 5. Для понимания
действия винтов при скреплении надо
принимать во внимание, что здесь требуется
приложить некоторую минимальную силу,
определяемую трением покоя. 6. Рынок
ценных бумаг возникает как средство
объединения капиталов предпринимателей
для реализации тех или иных проектов
организации производства конкурентноспособных
товаров. 7. Следует помнить, что любая
ошибка четкого определения точных
параметров сканирования может непоправимо
испортить передачу цвета и оттенков в
конечном изображении. 8. Имеются
достаточные основания избегания
применения очень низких давлений.

Упражнение 6.
Найдите
ошибки и недочёты в употреблении
однородных членов. Исправьте предложения.

1. Родители заботятся
и переживают даже за взрослых детей. 2.
Я понимаю и сочувствую стремлению автора
всесторонне осветить эту сложную
проблему. 3. Везде: на улицах, площадях,
парках и садах – ощущается близость
весны. 4. Режиссёр опирался и развивал
в своей работе систему Станиславского.
5. Сборные панели из кирпича не уступают
железобетонным ни по прочности, ни
морозостойкости, ни другим показателям.
6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся
драматургом, но и блестящим дипломатом.
7. В семье Раевских опальный поэт встретил
дружеское расположение и тепло домашнего
очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии
создают как действующие лица, а также
внесценические персонажи. 9. Маяковский
всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только
кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли. 11. Москва – город, который
был родиной Пушкина и подробно описанный
им. 12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько
грязи. 14. Алексея удивляли её глаза,
скромность и доверчивость. 15. Для полного
счастья мне не хватает хорошей учёбы,
дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная
фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня
прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду
и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто
были хамелеонами и тщеславными. 20. Не
было слышно весёлых ребячьих голосов
и ярких стенгазет. 21. Меня разбирали
любопытство и радость. 22. Софья, чтобы
досадить и оскорбить Чацкого, распускает
о нём сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит
уверенность и любовь к будущему России.
24. Автор говорит не только о её внешней
красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы
завести собаку для интереса и чтобы
было весело. 26. Я не люблю болеть и
горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда
ругают. 28. В повести «Капитанская дочка»
Пушкин показал людей с разными характерами,
но которые знают, что такое честь. 29.
Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга,
встретившийся Петру во время бурана и
которого Пётр отблагодарил стаканом
вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не
заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь
в шестидесятые годы мы смогли прочитать
и насладиться романом Булгакова «Мастер
и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не
с усмешкой, а с гордо поднятой головой.
33. Пушкин – национальный поэт, и мы не
можем не любить и не восхищаться им.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправить ошибки врач прилечь силач
  • Исправить ошибки во французском тексте
  • Исправить ошибки when she was younger she
  • Исправить ошибки what tony is writing
  • Исправить ошибки we likes to read fairy tales