Исправьте ошибки при цитировании

Урок  русского языка в 8 классе

«Цитата. Оформление цитат» по
учебнику Л.А. Тростенцовой

РАЗДЕЛ:  Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА:Цитата. Основные правила цитирования,
пунктуация.

ЦЕЛЬ: 
познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления
цитат.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий,
повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности,
эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей,
мыслительной деятельности, внимания.

ФОРМА УРОКА:традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение,
обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые
технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ:модельный метод (элементы ролевой игры),  метод конструирования
правил, метод ошибок,  исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники  пословиц,
крылатых фраз и цитат.

ХОД УРОКА:

I.Организационно-психологический этап.

1.Подготовка психологического настроя;

Предупреждение уч-ся:
за каждый правильный ответ-смайлик.
http://www.russian-hawaii.ru/4room/download/file.php?id=687/В    конце урока считаем, у кого — сколько?/

-На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой
речью». /Схемы на столах/

Вопросы для
повторения
(устная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой
речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и
вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

 Слова автора и прямая  речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью
ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью
ставится двоеточие?

Когда сначала стоят слова автора,а  потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков
завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки
ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.

2.Проверьте свои
знания на практике
:

а) карточки с
заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)

1 уч-ся

2-уч-ся

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

1. Нет ничего здоровее  говорил отец,  как  просыпаться  на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

«Нет ничего здоровее, —   говорил отец, —  как 
просыпаться  на заре».

«Кто научил тебя этой премудрости?» — спросил
Алексей.

2. Дай мне слово сказала она,наконец,  что  ты  никогда  не будешь 
искать  меня  в  деревне.

2. Алексей спросил Ты не обманешь меня.

Алексей спросил: « Ты не обманешь меня?»

«Дай мне слово, —  сказала она, наконец, —   что 
ты  никогда  не будешь  искать  меня  в  деревне».

Задания выполняются у доски.          

б) Работа со слайдами №1-4/самопроверка, ошибка в предложении№1/

II.Этап постановки темы, цели и задач урока:

Задачи:

1.    
организовать и
целенаправить познавательную деятельность учащихся;

2.    
показать значимость
изучения нового материала;

3.    
поставить перед учащимися
учебную проблему.

Правила, изучаемые
на уроках обязательно, пригодятся в жизни.

1.Блиц-опрос
класса
(фронтальная работа).

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного
оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию
выполняют предложения с прямой речью в  текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое
цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь,
переданная дословно.

4) Для чего
нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо
факта, мнения, утверждения.

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель
самостоятельно
)-  освоить основные правила цитирования.

III.Этап организации восприятия и осмысления
новой информации.

Постараемся применить на практике первое
правило
: цитата должна быть точной. Очень часто  в своих сочинениях
и других работах  учащиеся  нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не
подходящие по смыслу.

1.Ролевая игра: вы — студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ.
Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым
предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Подберите цитату для речи (работа с карточками):

Начните работу с определения  того, какой смысл должен быть у цитаты.

Совместная проверка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

(работа обучающихся)

1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека».
Герцен

Цитата не подходит, так как она  относится к другой
теме.

2) «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

Цитата не подходит, так как она относится к другой
теме.

3) «Ты можешь,
потому что ты должен».    Кант

Цитата подходит, так как напоминает об ответственности,
долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…»

4) «Порой и мудрецу
расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

Цитата не подходит, так как она относится к другой
теме.

5) «Умный в гору не
пойдет, умный гору обойдет». Пословица

Эта цитата скорее навредит, так как  может быть
понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе
жестоки».

                                                 
Лессинг

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с
объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос:  Каким требованиям должна соответствовать цитата
для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы,
должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.

2.Работа с учебником. Чтение учебника,упр.№ 405

3.РЕЛАКС-МИНУТА: Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох и
подумали о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты

Рассмотрим на практике соблюдение второго 
правила.
  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но 
использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам.

Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире
сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит
перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против
войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа в парах.

Взаимопроверка, самооценка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

«Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются
друг с другом».

                      Кай Юлий Цезарь

Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор
известен как великий завоеватель.

Не подходит.

«На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического
амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми».

                      Джеймс Олдридж

Эта цитата, скорее всего, покажется оскорбительной.
Не подходит.

«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе».

                         Булат Окуджава

Цитата точная, но она не будет уместной, так как
слишком поэтична. Не  подходит.

«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет».

                   Наполеон Бонапарт

Цитата может быть использована только в качестве
опровержения.

«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны». 

                   Ярослав Смеляков

Цитата точна и  уместна.

Подбирая цитату, нужно учитывать  назначение текста
(речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Третье
правило
цитирования: «Цитата
должна быть короткой».

Представьте, что я
беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна
быть короткой?»

Ответы:

·       
Легче запоминается.

·       
Легче воспринимается.

·       
Показывают умение точно
выражать свою мысль.

·       
«Краткость – сестра
таланта». А.П. Чехов

·       
Быстрее «попадают в цель».

В русском фольклоре, так же  как в любом фольклоре, много мудрых
высказываний, созданных народом – пословиц. Вы, наверное, знаете, что  речь
талантливых людей  изобилует пословицами, крылатыми  фразами. Таких людей
интересно слушать, их речь привлекает внимание,  запоминается. И пословицы, и
крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его
память, но говорят о его эрудиции
,
 находчивости, грамотности.

Давайте проверим,  знаете ли вы русские пословицы, тем более что они
вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента.
Существуют  сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.

Задание: Все разрезано по фразам,нужно найти свою половинку.

·       
Капля камень точит.

·       
Ученье – свет, а неученье
тьма.

·       
Тише едешь – дальше будешь.

·       
Родная земля – мать, а
чужая – мачеха.

·       
Век живи — век учись.

Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных
произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и 
используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы?.
Устная работа.

Примеры:

·       
«Счастливые часов не
наблюдают». А.С. Грибоедов

·       
«Чем меньше женщину мы
любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

·       
«Красота спасет мир».
Ф.М. Достоевский

·       
«А воз и ныне там».
И.А. Крылов

·       
«Ты навсегда в ответе
за тех, кого приручил».  Антуан де Сент-Экзюпери

Существует много мудрых  высказываний, собранных  в отдельных книгах.
Там они  распределены по тематике или по авторству.

IV. Этап творческогоприменения знаний, освоение способов
деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных
знаний и умений.

Задачи:

1.      
научить применять знания,
сформированные задания в переформулированных вопросах;

2.      
организовать деятельность
учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

3.      
использование творческой
деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих
по-новому взглянуть на ранее изученное.

Задание: Исправь ошибку!  Карточки с примерами. Все цитаты представлены на
экране. / Уч-ся подходит и исправляет ошибки, каждому по 3 предло

жения/

Пример с ошибкой

Правильный вариант

1

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2

«Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты».

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты».

3

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим 
товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4

Людовиг  XIV говорил —  «Государство — это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство — это я».

5

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им
самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной
им самим».

6

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: —  Сказала ведущая  программы».

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» —  сказала ведущая  программы.

V. Этап обобщения изучаемого на уроке и
введение его в систему ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. выделить основное и сформулировать выводы;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

       3. выделять мировоззренческие идеи;

       4. установить причинно-следственные связи между понятиями.      

Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам
обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по
другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.

Вопросы классу (фронтальная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Перечислите
основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная
пунктуация.

Какие знания необходимы человеку, чтобы  правильно использовать и
написать цитату?

Эрудиция, знание  синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить
нужную цитату?

Много читать, знать русский язык.

VI. Этап контроля за результатом учебной
деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

1.    
стимулировать класс к
овладению рациональными приемами обучения и самообразования;

2.    
выявить качество и уровень
знаний
;

3.    
обеспечить коррекцию
знаний;

Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую
работу
. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с
утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой.

Текст представлен
на экране.

ТЕКСТ:

Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

Абу Али ибн Сина
(Авиценна)

Полагают, что надо уметь прощать.

·       
«Некто спросил:
«Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем
тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро –
добром». Конфуций

·       
«Справедливость
проявляется в воздаянии каждому по заслугам».  Цицерон

·       
«Нельзя прощать тем,
кто не умеет прощать». Ф. Ницше

·       
«Прощайте, и прощены
будете» Евангелие от Луки

·       
«Мы все хотим быть
прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл

·       
«За преступлением
следует наказание». Гораций

·       
«Безнаказанность бывает
лишь временной» Сенека

VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.

       Задачи:

             1.  дать возможность обучающимся оценить важность и
нужность  

                  изученного материала, свою работу на уроке;

             2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;

             3. наметить перспективу дальнейшей работы.

1.Попросить уч-ся сдать учителюсмайлики.

2.Подводим итоги.

3.Подсчет кол-васмайликов, оценки.

Вербальная рефлексия.

Вопрос:

Каков результат учебной деятельности на уроке?

(Обучающиеся высказывают свое мнение)

Высказывания обучающихся:

* Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно
использовать цитаты в  речи и письменных работах.

* Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату.

* Полученная сегодня на уроке информация поможет мне  при написании
докладов, рефератов, сочинений.

Перспектива дальнейшей работы.

(Объявляет учитель)

На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию
теста, у вас появится возможность применить ваши знания  правил цитирования
на практике.

Оценки

(Объявляет учитель)

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки
за работу по карточкам.

1.

2.

3.

4.

5.      

6.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЦИТИРОВАНИЯ

Цитаты или дословно приведённые выдержки из высказываний и сочинений разных авторов являются разновидностью чужой речи. Знания правильного оформления чужой речи, в частности цитат, требуются при подготовке докладов, рефератов, научных работ, при написании сочинений. Цитаты необходимы в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. Также умение цитировать необходимо при написании части С1 итоговой аттестации, для этого важно включать в работу упражнения по формированию навыков цитирования.

Основных правил цитирования пять, следовательно, упражнения должны быть направлены на закрепление всех пяти правил:

  1. Точность
  2. Уместность
  3. Необходимость
  4. Минимальный объем
  5. Правильная пунктуация

Очень часто  в своих сочинениях и других работах  учащиеся  нарушают первое правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу. В данном случае можно предложить детям ролевую игру. Описываем ситуацию и условие и раздаём карточки с подборкой цитат. Дети должны определить, какая цитата подходит под условие. Например:

Вы — студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Необходимо подобрать цитату для речи и верно оформить её на доске:

«Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

 «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

«Ты можешь, потому что ты должен». Кант

«Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

 «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». Лессинг

     Важно обратить внимание детей на алгоритм работы, на её начало и формулировку определения  того, какой смысл должен быть у цитаты. И именно с этого начинать проверку предложенных вариантов.

Этим же методом можно укреплять на практике соблюдение второго  правила.  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но  использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам. И в части С1 единого государственного экзамена одним из критериев является отсутствие этических ошибок.

Пример:

Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите и правильно оформите цитату для речи из предложенных (на карточках):

1) Жалкий  человек!

Чего он хочет!…небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

М.Ю. Лермонтов

2) «Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом». Кай Юлий Цезарь

3) «На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми». Джеймс Олдридж

4) «Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе». Булат Окуджава

5) «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет». Наполеон Бонапарт

6) «Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».  Ярослав Смеляков

Анализ цитат в карточках можно проводить письменно и организовать работу и взаимопроверку по парам. Важно обратить внимание детей на то, что подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Когда пишется рецензия или сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста. В этом случае хорошо использовать упражнения, направленные на самостоятельный подбор цитаты для сочинения из текста. Для этого следует подготовить несколько вариантов текстов и небольших сочинений к ним. Работу можно проводить также по вариантам, как самостоятельную. Например:

Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).

Задача обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.

Варианты даны в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Текст

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                            Ф.И. Тютчев

Сочинение

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир  одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий  свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь.

Добавление цитаты

Ключ: Нет необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана.

Таблица 2

Текст

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

                                                       Ф.И. Тютчев

Сочинение

В понимании Ф.И. Тютчева Россия — необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

Добавление цитаты

Ключ: Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с «особенной статью»,   непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

 ИЛИ

Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, которую «аршином общим не измерить».

Результаты можно проверить в виде дискуссии: обсуждение  вариантов, обмен мнениями, примерами.

В требованиях к части С1  ЕГЭ  есть следующее: «Избегайте чрезмерного цитирования».  Это значит: не нужно использовать большое количество цитат и включать в текст сочинения большие цитаты. Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой» можно отрабатывать, используя в упражнениях пословицы и крылатые фразы. И пословицы, и крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции,  находчивости,  грамотности. Можно проводить маленькие разминки в течение урока, когда учитель начинает фразу, а ученики должны её закончить. Таким образом, у детей сформируется базовый набор коротких выражений, пословиц, и будет меньше затруднений при написании сочинений.

Например:

Ученье — свет, а (неученье —  тьма)

Тише едешь — (дальше будешь)

Родная земля – мать, а (чужая — мачеха)

Век живи — (век учись)

 «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов

«Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

«Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский

«А воз и ныне там». И.А. Крылов

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент Экзюпери.

Правила пунктуации при оформлении разных цитат можно повторять в виде такого упражнения: работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему. Проверяющие — весь остальной класс. Пример дан в Таблице3.

Таблица 3

Вид цитаты

Правила оформления

(называется обучающимися)

Схема

(выполняется обучающимися)

 Полная цитата

Пунктуация как при прямой речи.

А: «Ц».

Неполная цитата

Пунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск слов.

А: «…ц….».

Частичное цитирование

Цитата —несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.

…… «ц»…….

Стихотворная цитата

Пишется без кавычек, в центре  страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

       Ц,

       Ц –

       Ц

       Ц.

Формированию правописных пунктуационных навыков при цитировании способствуют творческие задания, такие, где требуется исправить ошибку. Упражнения можно выполнять индивидуально, подготовив карточки с примерами. Примеры представлены в Таблице 4.

Таблица 4

варианта

Пример с ошибкой

(задание варианта)

Правильный вариант

(ответы обучающихся)

1 вариант

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2 вариант

«Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. — «Спой и ты.»

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. — Спой и ты».

3 вариант

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим  товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4 вариант

Людовиг  XIV говорил —  «Государство —  это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство— это я».

5 вариант

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».

6 вариант

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: —  Сказала ведущая  программы.»

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая  программы.

Самая распространенная форма цитаты — прямая речь. Поэтому для формирования правописных пунктуационных навыков при оформлении цитат подойдут и упражнения, используемые при изучении прямой речи. Можно использовать тот же материал, однако отдавать предпочтение следует творческим заданиям и заданиям с повышенной сложностью, для развития в детях большей самостоятельности.

Если рассматривать схематические диктанты, то можно взять два-три известных высказывания и зашифровать их в схеме-ребусе, используя картинки (смайлы или стикеры) из современных электронных средств коммуникации, например:

красота спасёт мир

Достоевский писал: «Красота спасёт мир».

счастливые

«Счастливые часов не наблюдают», — писал Грибоедов.

Подобные упражнения подходят и для уроков-викторин по теме, но при этом требуют значительных временных затрат для подготовки со стороны учителя.

Как и при изучении пунктуации других способов передачи чужой речи, при формировании навыков цитирования важно использовать несколько видов упражнений, постепенно повышая уровень сложности. Такой подход к изучению поможет развить в детях пунктуационную зоркость, расширит активный словарный запас для дальнейшего уверенного его использования при написании творческих работ и выполняя задания итоговой аттестации.

Урок русского языка в 8 классе

«Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации»

Аннотация: Формируются новые знания ,воспитывается самоконтроль у уч-ся, развивается мыслительная деятельность.

РАЗДЕЛ: Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА: Цитата. Основные правила цитирования, пунктуация.

ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и цитат.

ХОД УРОКА:

I.Организационно-психологический этап.

1.Подготовка психологического настроя;

Предупреждение уч-ся: за каждый правильный ответ-смайлик. /В конце урока считаем, у кого — сколько?/

-На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой речью». /Схемы на столах/

Вопросы для повторения (устная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

Слова автора и прямая речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие?

Когда сначала стоят слова автора, а потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.

2.Проверьте свои знания на практике:

а) карточки с заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)

1 уч-ся

2-уч-ся

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

1. Нет ничего здоровее говорил отец, как просыпаться на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

«Нет ничего здоровее, — говорил отец, — как просыпаться на заре».

«Кто научил тебя этой премудрости?» — спросил Алексей.

2. Дай мне слово сказала она ,наконец, что ты никогда не будешь искать меня в деревне.

2. Алексей спросил Ты не обманешь меня.

Алексей спросил: « Ты не обманешь меня?»

«Дай мне слово, — сказала она, наконец, — что ты никогда не будешь искать меня в деревне».

Задания выполняются у доски.

б) Работа со слайдами №1-4/самопроверка, ошибка в предложении№1/

II.Этап постановки темы, цели и задач урока:

Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;

  2. показать значимость изучения нового материала;

  3. поставить перед учащимися учебную проблему.

Правила, изучаемые на уроках обязательно, пригодятся в жизни.

1.Блиц-опрос класса (фронтальная работа).

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

4) Для чего нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)- освоить основные правила цитирования.

III.Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

1.Ролевая игра: вы — студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Подберите цитату для речи (работа с карточками):

Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.

Совместная проверка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

(работа обучающихся)

1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант

Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…»

4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». Эсхил

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки».

Лессинг

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.

2.Работа с учебником. Чтение учебника, упр.№ 405

3.РЕЛАКС-МИНУТА: Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох и подумали о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты

Рассмотрим на практике соблюдение второго правила. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.

Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация. Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные аргументы.

Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа в парах.

Взаимопроверка, самооценка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

«Война не терпит никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом».

Кай Юлий Цезарь

Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель.

Не подходит.

«На армию я всегда смотрел, как на сборище актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми».

Джеймс Олдридж

Эта цитата, скорее всего, покажется оскорбительной. Не подходит.

«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе».

Булат Окуджава

Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не подходит.

«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет».

Наполеон Бонапарт

Цитата может быть использована только в качестве опровержения.

«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».

Ярослав Смеляков

Цитата точна и уместна.

Подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Третье правило цитирования: «Цитата должна быть короткой».

Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна быть короткой?»

Ответы:

  • Легче запоминается.

  • Легче воспринимается.

  • Показывают умение точно выражать свою мысль.

  • «Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов

  • Быстрее «попадают в цель».

В русском фольклоре, так же как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности.

Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы, тем более что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.

Задание: Все разрезано по фразам, нужно найти свою половинку.

  • Капля камень точит.

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • Тише едешь – дальше будешь.

  • Родная земля – мать, а чужая – мачеха.

  • Век живи — век учись.

Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы?. Устная работа.

Примеры:

  • «Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов

  • «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

  • «Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский

  • «А воз и ныне там». И.А. Крылов

  • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери

Существует много мудрых высказываний, собранных в отдельных книгах. Там они распределены по тематике или по авторству.

IV. Этап творческого применения знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.

Задачи:

  1. научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;

  2. организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

  3. использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.

Задание: Исправь ошибку! Карточки с примерами. Все цитаты представлены на экране. / Уч-ся подходит и исправляет ошибки, каждому по 3 предло

жения/

Пример с ошибкой

Правильный вариант

1

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2

«Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты».

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты».

3

Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4

Людовиг XIV говорил — «Государство — это я».

Людовиг XIV говорил: «Государство — это я».

5

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».

6

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: — Сказала ведущая программы».

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая программы.

V. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Задачи:

1. выделить основное и сформулировать выводы;

2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

3. выделять мировоззренческие идеи;

4. установить причинно-следственные связи между понятиями.

Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.

Вопросы классу (фронтальная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечислите основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация.

Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату?

Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату?

Много читать, знать русский язык.

VI. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

Задачи:

    1. стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;

    2. выявить качество и уровень знаний;

    3. обеспечить коррекцию знаний;

Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую работу. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой.

Текст представлен на экране.

ТЕКСТ:

Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

Абу Али ибн Сина (Авиценна)

Полагают, что надо уметь прощать.

  • «Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Конфуций

  • «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам». Цицерон

  • «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать». Ф. Ницше

  • «Прощайте, и прощены будете» Евангелие от Луки

  • «Мы все хотим быть прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл

  • «За преступлением следует наказание». Гораций

  • «Безнаказанность бывает лишь временной» Сенека

VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.

Задачи:

1. дать возможность обучающимся оценить важность и нужность

изученного материала, свою работу на уроке;

2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;

3. наметить перспективу дальнейшей работы.

1.Попросить уч-ся сдать учителю смайлики.

2.Подводим итоги.

3.Подсчет кол-ва смайликов, оценки.

Вербальная рефлексия.

Вопрос:

Каков результат учебной деятельности на уроке?

(Обучающиеся высказывают свое мнение)

Высказывания обучающихся:

* Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно использовать цитаты в речи и письменных работах.

* Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату.

* Полученная сегодня на уроке информация поможет мне при написании докладов, рефератов, сочинений.

Перспектива дальнейшей работы.

(Объявляет учитель)

На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию теста, у вас появится возможность применить ваши знания правил цитирования на практике.

Оценки

(Объявляет учитель)

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Что отличает
настоящую научную работу от обычного
школьного доклада? Специфических
признаков много. Но одним из важнейших
является правильно оформленное
цитирование. Ссылочный аппарат позволяет
разграничить чужие и свои идеи, отделить
теоретическую базу от выводов автора.

На первых
этапах кажется, что наличие списка
литературы автоматически решает проблему
цитирования. Но это большое заблуждение.
Существует масса нюансов, игнорирование
которых не только снижает качество
научной работы , но и может стать
основанием для привлечения к ответственности
по закону. Мы разберем 10 самых
распространенных ошибок цитирования,
чтобы вы не допускали их в своих
исследованиях.

Немного об авторском праве

Прежде чем
разбирать конкретные ошибки, нужно
уяснить, почему это неправильно. На
вреде репутации ученого подробно
останавливаться не будем. Это очевидно,
что бездумное копирование чужих идей
и выдача их за свои характеризует автора
не с лучшей стороны. Такие люди подвергаются
порицанию «Диссернетом», а иногда и
теряют ученые степени.

Но последствия
могут быть и куда более серьезными.
Произведения науки, согласно статье
1225 Гражданского кодекса РФ, – это
результаты интеллектуальной деятельности,
охраняемые законом. Присвоение их себе
– это нарушение прав настоящего автора.

Статья 1255
ГК РФ содержит перечень авторских прав,
за нарушение которых предусмотрена
гражданско-правовая ответственность:

  1. Исключительное
    право на произведение. Это значит, что
    автор пользуется и распоряжается своей
    научной работой по своему усмотрению.
    При этом отсутствие запрета другим
    лицам на пользование ею не приравнивается
    к разрешению.
  2. Право
    авторства. Создатель произведения
    имеет право признаваться его автором.
    Если кто-либо приписывает авторство
    себе, это нарушает право создателя.
  3. Право
    на имя. Ученый разрешает использовать
    научную работу под своим именем. Это
    как раз и предполагает обязательность
    цитирования.
  4. Право
    на неприкосновенность произведения.
    Другим людям запрещается без согласия
    автора вносить в научную работу
    какие-либо изменения или искажать ее
    смысл.
  5. Право
    на его обнародование. Делать научную
    работу доступной для публики или нет
    – решает только сам автор.

По ходу
знакомства с распространенными ошибками
цитирования мы выясним, какие именно
авторские права нарушаются при
некорректном оформлении ссылок на
использованные источники.

Делая первые
шаги в науке, мало кто обходится без
ошибок. Добросовестный исследователь
старательно изучает все правила
цитирования и избавляется от недочетов.
Мы приводим наиболее часто встречающиеся.

Отсутствие цитирования

Фактически
это присвоение интеллектуальной
собственности – наиболее грубое
нарушение гражданского законодательства,
касающегося авторских прав. В нынешних
реалиях такое пресекается сразу же:
научный руководитель отправляет на
доработку или издание отклоняет материал,
представленный для публикации.

«Антиплагиат»
необязательно показывает в таком случае

нулевую уникальность

. При должной
обработке текста он может быть технически
оригинален. Но если работу посмотрит
живой человек, он невооруженным взглядом
обнаружит некорректное заимствование.

Отсутствие ссылок в тексте при наличии
списка литературы

Любимый
рецепт студентов: соблюсти формальность,
поместить после текста требуемый раздел,
собрав его наугад. Список литературы
подбирается исключительно по созвучности
названий теме реферата или курсовой
работы, но ни с одним из перечисленных
источников автор не работает.

Получается,
что написанная (точнее, списанная или
скопированная) работа не имеет ничего
общего с приведенной литературой.
Соответственно, невозможно проставить
внутритекстовые ссылки. А это приравнивается
к отсутствию цитирования с вышеперечисленными
последствиями.

Некорректное заимствование графических
материалов

Научные
работы нередко содержат иллюстрации:
картинки, графики, схемы. Часто они
бывают авторскими и неразрывно связаны
с текстом. Соответственно, они тоже
охраняются как объекты авторского
права.

Во избежание
нарушения гражданского законодательства
необходимо под любым изображением,
созданным не вами, указывать источник
его заимствования (даже если он взят из
Интернета, и автор неизвестен).

Неправильное склонение фамилий авторов

Это в
некотором смысле нарушает право автора
на имя. Он дал право на издание произведения
под своим – вполне конкретным – именем.
Неправильное склонение искажает его.
Чаще всего ошибки связаны с неправильным
употреблением рода.

Неразличение первичного и вторичного
цитирования

Автор любой
научной работы, на которую ссылаетесь
вы, ссылается, в свою очередь, на работы
предшественников. И важно разобраться,
где мысль данного автора, а где он
цитирует коллегу. Если этого не сделать,
получится что вы приписываете идеи
одного человека другому. Тем самым
нарушается право первого на авторство.

Например,
если Иван Петров пишет о категорическом
императиве и в своей работе ссылается
на фундаментальный труд Иммануила
Канта, он все делает правильно. Но если
Василий Смирнов пишет о категорическом
императиве, излагает идеи Канта, но
ссылается только на Ивана Петрова, он
делает грубую ошибку при цитировании.

Исключения
бывают, если первоисточник найти не
удается или он написан на редком или
сложном языке. Тогда можно использовать
формулировку «Цит. по …» и сослаться
на лицо, впервые процитировавшее
оригинал.

Искажение смысла при парафразе

Этот прием
помогает

повысить уникальность текста

с технической точки зрения. Но важно не
переусердствовать в попытках пройти
барьер «Антиплагиата». Внесение смысловых
искажений нарушает право на
неприкосновенность произведения. К
тому же получается, что вы приписываете
человеку идеи, ему не принадлежащие.

Избыток цитат

Цитировать
чужие работы нужно в меру. Их переизбыток
так же вреден, как и отсутствие. Разве
что о нарушении интеллектуальных прав
в данном случае речи не идет. Страдает
лишь научный уровень работы: она
превращается в реферат, пусть и надлежащим
образом оформленный.

Неправильное оформление цитирования

Во избежание
даже самого незначительного нарушения
авторского права следует убедиться,
что ссылка на источник содержит все
компоненты, позволяющие достоверно
идентифицировать цитируемое произведение:

  • фамилия
    автора;
  • его
    инициалы (да, однофамильцы вполне могут
    работать в одной области);
  • год
    издания;
  • место
    издания и название издательства (для
    книг);
  • название
    и номер выпуска (для журналов);
  • номера
    страниц.

По какому
стандарту

оформлять
ссылку


– это уже другой вопрос.
Ответа на него связан с редакционными
правилами, а не гражданским законодательством
или научной этикой.

Предпочтение электронной версии издания
печатной

Нарушения
интеллектуальных прав здесь нет. Но
основным изданием все же считается
печатное: оно выходит раньше, потому
более предпочтительно. Ссылки на
электронные ресурсы нужно давать в том
случае, если на физическом носителе
книга или журнал не издавался.

Отсутствие самоцитирования

Нарушать
собственные права законом не запрещается.
Однако в научной среде не приветствуется
бесконечное дублирование собственных
идей. Если необходимо использовать тот
или иной тезис, уже представленный под
вашем именем, необходимо поставить
ссылку на соответствующую работу.
Самоплагиат – не воровство, но и не
норма.

Частые ошибки при цитировании в сочинении ЕГЭ по русскому языку и как их избежать

Одной из важных составляющих сочинения ЕГЭ является цитирование литературы. Однако, часто при выполнении задания возникают ошибки, связанные с неправильным оформлением цитат.

Основные ошибки при цитировании

1. Отсутствие кавычек

Одна из самых распространенных ошибок — не указание кавычек в начале и в конце цитаты. Кроме того, важно помнить, что для указания кавычек используются «ёлочки», а не простые кавычки.

2. Неправильная пунктуация

Еще одна распространенная ошибка — неправильная пунктуация в цитате. Важно помнить, что запятая перед началом цитаты всегда ставится за кавычку. Если цитата оканчивается на точку, то она ставится перед закрывающей кавычкой. Если после цитаты идет продолжение предложения, то после закрывающей кавычки ставится запятая.

3. Неправильный порядок слов

Иногда при цитировании слова или фразы выносятся за пределы контекста и таким образом меняют свой смысл. Важно помнить, что цитата должна быть точной копией оригинала, поэтому необходимо сохранять порядок слов и не изменять их форму.

4. Неправильное оформление прямой и косвенной речи

Еще одна распространенная ошибка — неправильное оформление прямой и косвенной речи. В прямой речи необходимо указывать кавычки, а в косвенной речи они не нужны. Кроме того, в косвенной речи глаголы-сказуемые должны быть в соответствующей форме.

Как избежать ошибок при цитировании

Чтобы избежать ошибок при цитировании, необходимо внимательно прочитать и проанализировать источник, из которого берется цитата. Важно также придерживаться правил оформления цитат, указанных в ГОСТе.

Ниже приведены основные правила оформления цитат:

  • Цитаты следует указывать в кавычках.
  • Если цитата занимает более одной строки, то вторая и последующие строки следует отступать на 1,25 см от левого поля и не выделять кавычками.
  • Если цитата используется для подтверждения какой-либо мысли в авторском тексте, то она помещается в конце предложения, перед точкой.
  • Если цитата вставляется в предложение авторского текста, то она должна оформляться запятой, закрывающей кавычкой и указанием источника.

При выполнении задания по написанию сочинения ЕГЭ необходимо помнить о том, что качество оформления цитат также имеет значение для получения высокой оценки. Поэтому важно избегать частых ошибок при цитировании и следовать правилам оформления цитат.

1.

Квалификация ошибок,
допускаемых при цитировании
1

2.

Ошибки в цитировании
Проблемная ситуация
Цитата не оформлена кавычками
Решение проблемы
1. При небольшом объеме – не учитываем.
2. При большом объеме – пунктуационная
ошибка К8.
В! «Незакавыченная» чужая речь (в любом
количестве) – пунктуационная ошибка
(включая случай, когда пишущий активно использует
исходный текст, берет из него точные цитаты, при
этом кавычки не используются совсем).
Неправильное включение цитаты Случай квалифицируется как грамматическая
в текст сочинения
ошибка К9. Например: «По мнению Базарова:
«Природа не храм, а мастерская».
Цитата без слов, вводящих ее
Случай квалифицируется как грамматическая
ошибка К9.

3.

Ошибки в цитировании
Викентий Викентьевич говорит, что ему бывает обидно
наблюдать, как человек покорно идет туда, куда несет его
неумолимое и беспощадное время: «Я с пристальным вниманием
следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека,
так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время».
Ошибка по К5.
Цитата дублирует
ранее высказанную мысль.
3

4.

Ошибки в цитировании
Чтобы раскрыть данную проблему, Яковлев показывает двух героев: мать,
спасающую своего сына, и коменданта крепости. Он говорит, что изменить свое
решение коменданту помогли воспоминания о его матушке. Комендант вспомнил,
как много хлопот и неприятных минут он доставил маме, когда был еще совсем
ребенком, и решил помочь героине. Автор пишет: «Я вдруг почувствовала, что все
четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце. Они все
мои сыновья».
Яковлев показывает, как любовь матери не только способна смягчить любое
сердце, но и сделать сердце самой матери огромным, способным любить всех детей,
и своих, и чужих».
К2 или К5?
4

5.

Ошибки в цитировании
Автор с горечью рассуждает о том, что: «Литература
тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и
сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая,
воображая, что поддерживает какие-то «заветы».
Грамматическая ошибка (К9).
5

6.

Ошибки в цитировании
«Оно (время) незаметно захватывает тебя ведет, куда хочет…
Протестуй всем своим существом, — оно все-таки делает по-своему».
Этими строками автор поясняет, что так называемый дух времени
неумолим.
Не является ошибкой.
Далее автор показывает, что борьба человека со временем никогда
не приносит человеку побед. Время в любом случае окажется сильнее
самого человека. «Сила времени – сила страшная и не по плечу
человеку». Дух времени оказывается сильнее и заставляет человека
принимать новые традиции и ценности.
Не является ошибкой.
6

7.

Ошибки в цитировании
Автор текста говорит, что сила времени – это страшная сила.
«Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу,
было много, особенно в последний год, – работы тяжёлой и
ответственной». Далее Вересаев говорит о том, что человеку
трудно ощущать себя щепкой по сравнению с временем,
которое его уносит в неизвестность.
Ошибка по К9. Цитата не
введена в текст сочинения.
7

8.

Ошибки в цитировании
Спасение от подавляющего личность времени
автор видит в любимой работе: «…Всем существом
отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, – вот
была моя цель, смысл жизни».
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
8

9.

Ошибки в цитировании
В качестве примера писатель приводит литературу «с
мёртвым сердцем, без огня и без веры», в которой, по
его мнению, происходили ужасающие процессы: «это
было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое и,
что всего ужаснее, бессознательное».
Орфографическая ошибка (К7).
9

10.

Ошибки в цитировании
«…я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,

пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Ошибка по К7.
Орфографическая ошибка.
10

11.

Ошибки в цитировании
«…Я со страхом видел, что оно посягает на самое для
меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю
мою
душевную
жизнь»,

пишет
В.В.Вересаев,
рассуждая о силе времени.
Правильный вариант
11

12.

Ошибки в цитировании
Нет ошибки
12

13.

Ошибки в цитировании
(22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной
уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь
стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво
встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую
неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно
«обессмысленную щепку» когда-то
«победоносного корабля».
13

14.

Ошибки в цитировании
Следует обратить внимание на степень искажения текста.
При пропуске незначимого слова – не учитываем
(например, «Служить рад, прислуживаться тошно!»). При
замене знака препинания (например, «Служить рад –
прислуживаться тошно») или незначимого слова (например,
«Служить я рад, прислуживаться тошно!») – не учитываем.
Но учитываем, например, в следующих случаях:
«Природа не храм, а наш родной дом».
«»Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… жаворонок…ты
готов всю жизнь просидеть под кровлей… да я не такая…»
14

15.

Ошибки в цитировании
Но учитываем, например, в следующем случае:
В стихотворении «Реквием» Роберт Рождественский призывает
сохранить память обо всех героях Великой Отечественной войны:
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно
всем мертвым,
Это нужно
живым!
15

16.

Ошибки в цитировании
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
16

17.

Ошибки в цитировании
Время здесь представляется «страшной силой»,
способной «даже в такой короткий срок» изменить
порядок жизни и идеалы людей, «заставить самые
светлые имена потускнеть».
Нет ошибки по К8
17

18.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
[email protected]
18

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте речевую ошибку это самый добрейший человек
  • Исправьте речевую ошибку эрмитаж ценная сокровищница нашей культуры
  • Исправьте речевую ошибку парад планет необычайный природный феномен
  • Исправьте речевую ошибку они окончательно закончили работу
  • Исправьте речевую ошибку он вошел поддерживая шпагу