Исправьте ошибки вызванные нарушением норм управления он неоднократно

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

СИНТАКСИС

      Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

      Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
      Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
      — определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
      — объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
      — обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

      Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
      По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
      Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

      В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
      Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
      Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
      Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

      Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

      I. Выделить словосочетание из предложения.
      II. Охарактеризовать строение словосочетания:
      а) указать главное и зависимое слова;
      б) назвать части речи, которыми они выражены;
      в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
      III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

      Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
              какой?
      Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

      Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
      Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

§ 4. Тестовые задания

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
      а) вьющиеся растения
      б) любой человек 
      в) изумительной красоты
      г) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
      а) иди гулять
      б) сделать случайно
      в) ушел не попрощавшись
      г) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
      а) крайне недовольный
      б) практически не выполнимо
      в) огорченно прошептал
      г) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
      а) разговор по душам
      б) прийти поговорить
      в) близко от нас
      г) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
      а) яйца всмятку
      б) вернуться к полуночи
      в) приказал отступать
      г) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
      а) рисовать красиво
      б) желание уехать
      в) идти по бульвару
      г) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
      а) наши шефы
      б) быстро доехать
      в) прогулка верхом
      г) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?
      а) немного странно
      б) забыл рассказать
      в) таять во мгле
      г) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
      а) бутылка из-под молока
      б) говорить по-французски
      в) тринадцатая глава
      г) глядеть по сторонам

КУЛЬТУРА РЕЧИ

      Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

§ 5. Нормы управления

      Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
      1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
      2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
      3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
      ЗАПОМНИТЕ:
      характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
      заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
      командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
      управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
      апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
      говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
      гордиться кем/чем: гордиться внуком
      задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
      неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
      непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
      указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
      4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
      ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи    с чем? (творительный падеж)

(в связи с выборами)

      В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
      При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

      В ИЗ
      НА С

      Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
      5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

      ЗАПОМНИТЕ:

беспокоиться о ком

тревожиться за кого

идентичный чему

сходный с чем

надеть что на что

одеть кого во что

обращать внимание на что

уделять внимание чему

отзыв о чем       

рецензия на что

превосходство над чем

преимущество перед чем

предостеречь от чего

предупредить о чем

препятствовать чему

тормозить что

уверенность в чем

вера во что

уплатить за что

оплатить что

Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

      Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

      Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

      1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

§ 6. Тестовые задания

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) поражаться — кому? чему?
      б) восхищаться — кем? чем?
      в) возмущаться — кем? чем?
      г) удивляться — на кого? что?

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) рад — кому? чему?
      б) обеспокоен — кем? чем?
      в) доволен — за кого? что?
      г) спокоен — за кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
      а) отзыв — на что?
      б) вера — во что?
      в) рецензия — на что?
      г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
      б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
      в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
      г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
      а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
      б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
      в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
      г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
      б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
      в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
      г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
      а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
      б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
      в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
      г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
      а) препятствовать (развитие)
      б) примириться (недостатки)
      в) отчитаться (работа)
      г) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
      а) поздравить (награда)
      б) уклониться (ответ)
      в) разочароваться (профессия)
      г) убедиться (правота)

10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
      а) родительного падежа
      б) винительного падежа
      в) дательного падежа
      г) творительного падежа

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления 5.

В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой.

6. Журналисты получили ответы по всем интересующим их вопросам.

7. Он не оплатил за проезд в автобусе.

8. Этот факт показывает о том, насколько экономически опасны неплатежи.

9. В нашей стране женщины равноправны мужчинам.

10. Получить приказ за подписью директора.

11. Красоту Москвы не опишешь и не рас — скажешь.

12. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков.

13. Эти воспитатели способны воспитывать и обеспечить надлежащий уход за детьми.

На этой странице находится вопрос Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления 5?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

 Занятие
7.
Синтаксические
нормы современного русского литературного
языка

  1. Нормы управления

  2. Нанизывание
    падежей

  3. Употребление
    причастных и деепричастных оборотов

  4. Типы синтаксических
    ошибок

Упражнения

Упражнение 1.
Составьте
предложения с приведенными ниже словами,
требующими разных падежей зависимого
слова.

Ручаться —
гарантировать, начать — приступить,
одевать — надевать, спрос — потребность,
беспокоиться — тревожиться, примириться
— смириться, преимущество — превосходство,
вера — уверенность, расфасовать —
упаковать, тормозить — препятствовать,
обосновать — основать, опираться —
базироваться, поражаться — удивляться,
предупреждать — предостерегать, ценить
— дорожить.

Упражнение 2.
Исправьте
ошибки, вызванные нарушением норм
управления.

1. Он неоднократно
убеждался о том, что в споре с одноклассниками
часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована
рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения
заведующей, в библиотеке будет организована
выставка древних книг. 4. По окончанию
переговоров представители делегаций
подписали совместное заявление. 5. Факты,
о которых изложил автор письма, при
проверке полностью подтвердились. 6.
Студенты уделяют внимание на записи во
время лекций. 7. Это был характерный ему
почерк. 8. По завершению эксперимента
ученые опубликуют аналитический отчет.
9. Благодаря электрическим свойствам
кремний — один из наиболее распространенных
элементов в природе — широко применяют
в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли
приехать лучшие учителя со всех районов
города.

Упражнение 3.
Найдите
ошибки и недочёты, связанные с
использованием зависимых падежных форм
и управлением. Исправьте предложения.

1. Если на неё
приглядеться, она не такая уж молодая.
2. Большое внимание он уделял на тесную
связь между качеством работы и дисциплиной.
3. Герои Бородино мне понравились своей
преданностью к отчизне. 4. Легкомысленное
отношение к энергоресурсам повлекло к
огромным затратам. 5. Согласно заявления
его перевели на другую работу. 6. Нельзя
ли сделать два снимка: один – в профиль,
другой – в анфас? 7. Возникшие благодаря
этому серьёзные трудности совпали с
тяжелыми стихийными бедствиями. 8. Гринёв
никогда не позволял грубости к старику.
9. Штатные психологи проводят
профилактические беседы по вопросам
вреда курения и алкоголя. 10. Благодаря
Вас я узнала много нового о нашем городе.
11. Наверное, многие возмутятся на такое
сравнение. 12. Но это не даёт никакой
гарантии на то, что в уже отремонтированных
домах не возникнут трудности с подачей
воды. 13. Участки, занятые под овощными
культурами, заметно расширяются. 14.
Правительство области утвердило
мероприятия о ликвидации последствий
аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён
неосведомлённостью главного конструктора
в основных производственных процессах.
16. Они долго шли, ориентируясь на Большую
Медведицу, боясь попасться кому-либо
на глаза. 17. Пусть министр отчитается
за срыв переговоров! 18. Мцыри никогда
не оставляло сильное желание к свободе.
19. Наряду с критикой следует всячески
пропагандировать прогрессивные тенденции
в нашем обществе. 20. Его замечания ни на
чём не обоснованы. 21. Книга представляет
из себя результат многолетних наблюдений
биолога. 22. Ответ по его заявлению был
получен немедленно. 23. Составлен график
по погашению задолженности по детским
пособиям. 24. Мыслимо ли равнодушие
педагога за судьбу воспитанников! 25.
Дело ускорения хода подготовки мер
увеличения производства товаров
повседневного спроса волнует каждого.
26. По истечению положенного срока дивизия
вернётся в Омск. 27. В книге дана
характеристика развитию самоуправления
за последние десять лет. 28. Инициатором
пресс-конференции стала шведская
делегация. 29. Мать колдовала ужин на
кухне. 30. По техническим причинам наш
канал не работает. 31. С подростками
регулярно проводятся беседы по морали
и нравственности. 32. Минимальная пенсия
увеличена более на сто рублей. 33. На
заседании кафедры заслушали аспирантов.
34. Инициатором викторины стали
старшеклассники. 35. Подготовка специалистов
желает лучшего. 36. Я отдаю отчёт, что
поступаю рискованно. 37. Тогда от
разъярённого зверя отнимали бочку. 38.
Еженедельно администрация района
устраивает рейды по торговле. 39. Планы
по картофелю в этом году выполнены. 40.
Мы все переживали за наших фигуристов.
41. Пора подвести итоги о работе
коллектива. 42. Молодому композитору
характерно использование фольклорных
мотивов в творчестве. 43. Постепенно у
меня начала вырабатываться объективная
историческая оценка на личность. 44. По
отношению к Бэле Печорин ведёт себя со
свойственным для него эгоизмом. 45.
Прототипом Базарову является Печорин.
46. Революционная деятельность этого
человека схожа со многими людьми того
времени. 47. В образе Наташи Ростовой
Толстой воплотил лучшие женские качества:
внутренняя гармония, естественность и
доброта. 48. Согласно распоряжения
директора курение в институте запрещено.

Упражнение 4.
Найдите
ошибки и неточности в употреблении
деепричастий и деепричастных оборотов.
Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу»
А.Н. Островского, перед нами встают
образы представителей «тёмного царства».
2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой
возникало естественное волнение. 3.
Перечитывая пьесу М. Горького «На дне»,
у меня каждый раз возникает вопрос,
может ли быть две правды. 4. Раскольников
не может понять, что, убив старуху, мир
не изменится. 5. Проехав 40 километров,
слева от дороги нам стали видны здания
города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную
литературу, студентам стали ясны их
собственные ошибки в построении
предложений и употреблении иноязычных
слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении,
и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него
замирало сердце. 8. Взобравшись на курган,
Пьеру стало видно всю панораму боя. 9.
Поднявшись на вершину, не слышно ни
одного звука из долины. 10. Начав работать
над диссертацией, у товарища уже не
оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень
важно, учитывая дефицит времени
практического врача. 12. Заблудившись в
лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в
нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был
вскоре найден родителями. 15. Пройдя
несколько комнат, я был встречен самим
графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав
мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший
и опершись на локоть, начал пятить
лошадей. 18. Поселившись в деревне, его
мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали
больных на матрацах или взяв под мышки.
20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали
с себя обувь и платье. 21. От науки требуются
такие советы, применив которые получился
бы большой эффект в практической работе.
22. Затем отец назначается начальником
цеха, работая в этой должности полтора
года. 23. Следовало бы выяснить, кем
принято незаконченное строительство
объекта, нарушая тем самым правительственное
постановление. 24. Он ушёл, закончив
ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новую книгу, она затягивает
меня и заставляет думать. 26. Убедившись
в своей беспомощности, герою пришлось
перерезать верёвку. 27. Потеряв на войне
мужа, у неё не было желания заводить
новую семью.

Упражнение 5.
Исправьте
ошибки, связанные с избыточностью
родительного падежа.

1. В случае
соприкосновения с твердым телом силы
сцепления молекул жидкости с молекулами
твердого тела начинают играть существенную
роль. 2. Если тело имеет неправильную
форму, расчет положения центра тяжести
затруднителен. 3. Для повышения точности
измерения давления из коробки манометра
выкачивается часть воздуха. 4. Эти
аномалии формируются из-за индивидуальных
особенностей развития поперечных
отростков позвонков. 5. Для понимания
действия винтов при скреплении надо
принимать во внимание, что здесь требуется
приложить некоторую минимальную силу,
определяемую трением покоя. 6. Рынок
ценных бумаг возникает как средство
объединения капиталов предпринимателей
для реализации тех или иных проектов
организации производства конкурентноспособных
товаров. 7. Следует помнить, что любая
ошибка четкого определения точных
параметров сканирования может непоправимо
испортить передачу цвета и оттенков в
конечном изображении. 8. Имеются
достаточные основания избегания
применения очень низких давлений.

Упражнение 6.
Найдите
ошибки и недочёты в употреблении
однородных членов. Исправьте предложения.

1. Родители заботятся
и переживают даже за взрослых детей. 2.
Я понимаю и сочувствую стремлению автора
всесторонне осветить эту сложную
проблему. 3. Везде: на улицах, площадях,
парках и садах – ощущается близость
весны. 4. Режиссёр опирался и развивал
в своей работе систему Станиславского.
5. Сборные панели из кирпича не уступают
железобетонным ни по прочности, ни
морозостойкости, ни другим показателям.
6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся
драматургом, но и блестящим дипломатом.
7. В семье Раевских опальный поэт встретил
дружеское расположение и тепло домашнего
очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии
создают как действующие лица, а также
внесценические персонажи. 9. Маяковский
всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только
кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли. 11. Москва – город, который
был родиной Пушкина и подробно описанный
им. 12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько
грязи. 14. Алексея удивляли её глаза,
скромность и доверчивость. 15. Для полного
счастья мне не хватает хорошей учёбы,
дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная
фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня
прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду
и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто
были хамелеонами и тщеславными. 20. Не
было слышно весёлых ребячьих голосов
и ярких стенгазет. 21. Меня разбирали
любопытство и радость. 22. Софья, чтобы
досадить и оскорбить Чацкого, распускает
о нём сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит
уверенность и любовь к будущему России.
24. Автор говорит не только о её внешней
красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы
завести собаку для интереса и чтобы
было весело. 26. Я не люблю болеть и
горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда
ругают. 28. В повести «Капитанская дочка»
Пушкин показал людей с разными характерами,
но которые знают, что такое честь. 29.
Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга,
встретившийся Петру во время бурана и
которого Пётр отблагодарил стаканом
вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не
заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь
в шестидесятые годы мы смогли прочитать
и насладиться романом Булгакова «Мастер
и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не
с усмешкой, а с гордо поднятой головой.
33. Пушкин – национальный поэт, и мы не
можем не любить и не восхищаться им.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Задание 1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении,
исправьте их.

1. Текучесть кадров порождает
невнимательное отношение администрации. 2. Обсуждался вопрос о подготовке к
выборам Центральной избирательной комиссии. 3. В стихотворениях употребляются
обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и
эмоциональности. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 5. Кутузов, как
показал Л.Н. Толстой,
находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в
солдатах. 6. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников
«шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 7. Можно без
преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 8. Бурное
обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по
медицинским показателям.

 Задание 3. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Среди психологов широкое
распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении
психологическом. 2. Этот человек всегда был неприятен для меня своим эгоизмом и
себялюбием. 3. Делаются выводы по получению различных химических соединений. 4.
В борьбе по снижению преступности мы занимаем не последнее место. 5. В этом
проявилось преимущество Печорина над окружающей средой. 6. Журналисты получили
ответы по всем интересующим их вопросам. 7. Он не оплатил за проезд в автобусе.
8. Этот факт показывает о том, насколько экономически опасны неплатежи. 9. В
нашей стране женщины равноправны мужчинам. 10. Получить приказ за подписью
директора. 11. Красоту Москвы не опишешь и не расскажешь. 12. Ему удалось
заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков. 13. Эти воспитатели
способны воспитывать и обеспечить надлежащий уход за детьми.

Задание 5. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения.
В случае необходимости устраните речевые ошибки.

1.
Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 2. В
углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный,
снисходительный и раздражительный (И.С. Тургенев). 3. Деревня показалась ему
довольно велика: два леса были у ней справа и слева (Н.В. Гоголь). 4.
Американцы с помощью радиопередатчиков попытались проследить за перемещением
животных и их судьбой. За короткое время восемнадцать погибли, в пятнадцати
случаях они стали жертвой охоты. 5. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно
залаяли (И.С. Тургенев). 6. По данным на 1 декабря 1996 г., в собственности
граждан находятся 15 млн. 200 тыс. легковых автомобилей. 7. Большинство лиц,
получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (А.С. Пушкин).
8. В бараке стояло пять лошадей (Л.Н. Толстой). 9. В 1997 г. на учительских
курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 10. Большинство проголосовали до
двенадцати часов дня.
Задание 6. Объясните ошибки в сочетании однородных членов предложения. Приведите
правильные варианты.

1. Перед нами сборник коротких,
но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской
музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3.
Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для
того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные
вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3)
опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить
научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие
специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме. 7.
За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а
также драматический театр и библиотека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте грамматические ошибки автор статьи пишет что
  • Исправьте ошибки врач прилечь силач много туч кирпич
  • Исправьте грамматические ошибки what is a lawyer
  • Исправьте ошибки более выше
  • Исправьте географические ошибки город мадагаскар