Исправьте предложения объясните ошибки наука опирается

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка
практического занятия

по дисциплине Русский язык и
культура речи

Раздел: Нормы русского литературного языка

Тема: «Устранение  морфологических  и словообразовательных ошибок и
неточностей  в своей  речи »

Купино, 2017

Автор — составитель:
преподаватель высшей квалификационной категории Папшева Марина  Артуровна

СОДЕРЖАНИЕ

1.    
Пояснительная
записка

2.    
Учебно-методический
план занятия

3.    
 Хронологическая
карта занятия 

4.    
Приложение  
1

5.    
Приложение 
2

6.    
Приложение 
3

7.    
Приложение 
4

8.    
Приложение 
5

Пояснительная
записка

к методической разработке практического занятия  по
дисциплине  Русский язык и культура речи  по теме: «Устранение 
морфологических  и словообразовательных ошибок и неточностей  в своей  речи».    

 Методическое пособие разработано для преподавателя и
студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Устранение 
морфологических  и словообразовательных ошибок и неточностей  в своей  речи», в
процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и
формируют умения использовать знания русского языка и культуры речи.

 Методическая разработка составлена в соответствии с
требованиями  ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в
рамках специальности 060101  Лечебное дело, 060501 Сестринское дело

 После изучения данной темы студент должен

Знать:

—  нормы русского литературного
языка

Уметь:

строить свою речь в соответствии с 
нормами русского литературного языка

—  устранять ошибки и недочеты в
своей устной и письменной речи

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Устранение  морфологических 
и словообразовательных ошибок и неточностей  в своей  речи

Тип занятия: практическое

Цели занятия:

1.
Образовательная: знать нормы русского литературного языка;

уметь
строить свою речь в соответствии с  нормами русского литературного
языка;  устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

2.
Воспитательная: использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности  и повседневной жизни для  увеличения словарного
запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью

3. Развивающая:
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и
выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание,
память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи.

Внутридисциплинарная
интеграция:
Выстраивание своей речи в соответствии  с морфологическими
и словообразовательными  нормами русского литературного языка

ПМ. 01 Диагностическая деятельность

 

Русский язык и культура речи

 

Междисциплинарная интеграция:

1.                                                               

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными
»

 

                                                             

ПМ. 02 Лечебная деятельность

 

Надпись: Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ. 03
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

 

                                                                                        

ПМ. 06 Организационно- аналитическая  деятельность

 

ПМ. 05 Медико-социальная деятельность

 

ПМ. 04 Профилактическая деятельность

 

                             

Формируемые
компетенции:
ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 5; ОК 6;  ОК 7; ОК
13 —  ПК 2.1.; ПК 2.6  (базовая подготовка);  ПК 1.7; ПК 2.8; ПК 3.7; ПК 4.9; ПК
5.6; ПК 6.3 (углубленная подготовка)

Оснащение занятия:
методическая разработка практического занятия,   упражнения для самостоятельной работы; задания для закрепления
материала, словари, учебники, КОС по дисциплине

Время занятия: 90 минут

Место проведения: кабинет организации профессиональной деятельности, экономики и
управления в  здравоохранении

Рекомендуемая
литература:


Введенская Л.А., Черкасова М.Н.  Русский язык и культура речи. / Введенская
Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2012.


Орлова Е.В. Русский  язык и культура речи для медицинских вузов.- Ростов н/Д,
2011.


Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/ Е.Д. Ващенко.- Ростов
н/Д: Феникс, 2005

— Культура устной и
письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.

— Кузин Ф.А. Культура
делового общения. – М., 2000.

— Рахманин Л.В.
Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

— Рогожин М.Ю.
Документы делового общения. – М., 1999.

Интернет- ресурсы:

1. portal@gramota.ru;

2. http://www.slovari.gramota.ru;

3. http://www.slovari.ru.

4. www.yamal.org//ook

5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm

Хронологическая карта занятия

Основные
этапы занятия.  Коды формируемых компетенций

Ориентировочное
время

Содержание
этапа.  Методическое обоснование

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает
студентов на учебную деятельность

2 мин.

 Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность
аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной
деятельности. Целевая установка. Формирование    ОК 1.

Цель: активизировать познавательную
деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии
специалиста

3 мин.

 Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет
цели и план занятия.

3.

Актуализация
опорных знаний  ОК 4 (Приложение 1)

Цель: выявить уровень теоретических
знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

—  проверка домашнего задания (выборочно)

Орлова Е.В. Русский  язык и культура речи
для медицинских вузов.- Ростов н/Д, 2011- Задание 139

Подготовить сообщение «Основные способы
образования слов в русском языке»

— устный диктант

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы  ОК 2
(Приложение 2)

Цель:
подготовка студентов к самостоятельной работе

2 мин

Преподаватель разъясняет цели, задачи и
этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция)

5.

Самостоятельная
работа студентов

План:                                        
1.  Заполнение рабочей тетради

2. Выполнение упражнений

(Приложение 3)

3.  Работа с учебником

Цель: сформировать умение  устранять морфологические
и словообразовательные  ошибки и неточности  в своей   речи

50 мин

Преподаватель организует и контролирует
выполнение студентами заданий, направленных на формирование умений и развитие
способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

Индивидуально – групповая методика обучения.

Физкультминутка.
Реализация ОК 13                                  
Цель:
снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

 Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и
систематизация полученных знаний реализация  ОК 4; ОК 6; ОК7

(Приложение 4)

Цель: систематизировать и закрепить
полученные знания и умения, повышение уровня осмысления изученного материала

10 мин.

Закрепление
материала осуществляется  в форме тестовых заданий

7.

Подведение итогов
(Приложение 5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов на
занятии; выставляются  оценки с комментариями.

8.

Задание на дом   — ОК 5                     Цель: информирование студентов о подготовке к
следующему занятию

5 мин.

Расшифровать медицинские аббревиатуры

АД,
АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК,
РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ,
ЯМР.

Всего

90 мин

Приложение 1

Актуализация опорных знаний 

Устный диктант

  Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины их
появления
.

1. Врачиха Носкова принимает больных три раза в
неделю. 2. Моя сестра спортсмен-разрядник. 3. Во время войны моя бабушка была
минометчиком. 4. Балеринщик мастерски исполнил свою партию. 5. Кореец и корейка
собирали товар с прилавка. 6. Инженерша была сегодня особенно хороша. 7.
Секретарь-машинист быстро справился с поставленной задачей. 8. Иван Перепелкин
– прекрасная медицинская сестра. 9. Деревья в вишневом саде благоухали. 10.
Отряд расположился на мысу реки. 11. Он был весь в поте. 12. В ряде новобранцев
его не заметили. 13. Перед экзаменами необходимо трудиться в поте лица. 14. На
расчетном счету числилась огромная сумма. 15. Ему нравилось, когда сад был в
цвете. 16. Этот сотрудник был на хорошем счете у начальства.

Приложение 2

Методические указания к
проведению самостоятельной работы       Этапы самостоятельной работы

№ п/п

Содержание этапа

Время

1.

Заполнение рабочей тетради

Ознакомьтесь с блоком информации
по теме Морфология

— Выполните упражнения для самоконтроля

10 мин.

2.

Выполнение упражнений. Работа с
раздаточным материалом

— Выполните практические задания

— выполните тестовые задания

25 мин.

3.

Работа с учебником — Орлова Е.В. Русский  язык и культура речи для медицинских вузов.-
Ростов н/Д, 2011- 3адание 140

10 мин

4.

Коллективная проверка выполненных упражнений

3 мин

5.

Задайте вопросы преподавателю. Сдайте рабочие
тетради.

2 мин.

Приложение 3

Самостоятельная работа студентов

Выполните практические задания

Упражнение 1. Из данных форм выберите
правильные
(нормативные). Аргументируйте свой выбор.

 По приезде –– по приезду; бережа ––
сберегая; обеих кандидатов –– обоих

кандидатов; помидоров –– помидор;
более красивее –– красивее –– красивше –– краше; оглохнувший –– оглохший; езжай
–– едь –– ехай –– поезжай; бюллетеня –– бюллетня; пылесосю –– пылесошу; правая
туфля –– правый туфель; не порть –– не порти; мерять –– мерить; ложить, ложьте
–– класть, кладите.

Упражнение 2.  Определите род аббревиатур

 РУВД, ТЮЗ, ЗАО, ЭВМ, вуз, ОВИР, ОНТ,
РНПЦ, ЦРБ, БГМУ,

МИД, ГКБ, ОВРЗ, ВОЗ.

Упражнение 3.  Определите отклонения от норм. Скорректируйте их.

1.
Более четырёхста детей отдохнули в детском оздоровительном лагере.

2.
Среднемесячные доходы 147 из 541 фирм превысили 40 000 евро.

3.
Несмотря на сложные погодные условия, в республике собрали по 42,9

центнеров
с гектара.

4.
Учителя с восьмистами школьниками выехали на оздоровление за

рубеж.

5.
Мой дедушка был награжден двумя медалями.

6.
По оперативным данным, в области травы скошены на площади 10,7

тысяч
гектаров.

7.
Зерно обмолочено на двух тысячах шестьсот шестидесяти тысяч

гектаров.

8.
Партия будет представлена в парламенте стами депутатами.

9.
Решение было принято двумя третьими голосов.

10.
Мы запаслись семьюстами шприцами.

11.
К 8 Марту был приготовлен сладкий сюрприз.

Упражнение 4.  Определите нарушения норм и
скорректируйте их
.

1.
Больной попросил сестру налить себе воды.

2.
По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

3.
Врач прописала ребенку другое лекарство.

4.
Много детей было больны гриппом.

5.
Успокойтесь, выпейте воду!

6.
Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни.

7.
Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.

8.
Мать сильно беспокоилась за здоровье сына.

9.
Широкий шрам на его лице проходил между правым и левым глазами.

10.
Загоревший и окрепший брат и сестра вернулись с моря.

Упражнение 5.  Определите нарушения норм и
исправьте их
.

1.
Она сегодня еще красивее.

2.
Это еще более худший вариант решения проблемы.

3.
Это самый добрейший человек из всех, кого я знал.

4.
Разработка нового метода лечения становится все более интенсивнее.

5.
Он был горяч, полный жизни.

6.
Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.

7.
Один брат шумный, другой –– тих.

Упражнение 6. Исправьте ошибки
А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в
санатории)

Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)
В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из
отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал
весело» (Из сочинения ученика)

Д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг»
(Из сообщения на пейджер).

А) «Граждане отдыхающие, пойдемте взвешиваться» (Из объявления в санатории)
Б) «Весело отгуляли свадьбу»
(Заголовок в газете)

В) « Питание в наших столовых улучшилось»
(Из отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг поглядывал весело» (Из сочинения ученика)
Д) «Закончил завтракать,
иду на
 встречу с журналистами» (Из сообщения на пейджер).

Упражнение 7. Исправьте
предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.

А) Роль Несчастливцева в
«Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из
того, что было создано Дарвиным.

В) Купите мне пару чулок и две пары носок.
Г) Периодически астрономам удается четко
наблюдать Марса.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.
Е) Собран большой урожай помидор.
Ж) Разделите все это на несколько равных доль.
З) Мы находились в самом большом цеху завода.
И) Документы нужно представить к первому
августу.

К) Помножьте числителя первой дроби на
знаменателя второй.

А) Роль
Несчастливцева в «Лесе» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из
того, что было создано Дарвином.

В) Купите мне пару чулок и две пары носков.
Г) Периодически астрономам удается четко
наблюдать Марс.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектаров.
Е) Собран большой урожай помидоров.
Ж) Разделите все это на несколько равных долей.
З) Мы находились в самом большом цехе завода.
И) Документы нужно представить к первому августа.
К) Помножьте числитель первой дроби на знаменатель второй.

Упражнение 8. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ученик был способный к
математике.

Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый
урожай гречихи и более обильный — в следующем.

В) Подобный ответ бессмысленен.
Г) У мальчика появились и более худшие привычки.
Д) Стихи были удачные и по содержанию и по
форме.

Е) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
Ж) Комната низкая для такой мебели.
З) Небо сегодня голубое и полно удивительной
прозрачности.

И) Партия была отложена в более лучшем положении
для белых.

К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он
всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

А) Ученик был способен к математике.
Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый
урожай гречихи и
 еще более обильный – в следующем.
В) Подобный ответ бессмыслен.
Г) У мальчика появились и худшие привычки.
Д) Стихи были удачны и по содержанию и по форме.
Е) Первый ученик отвечал более бойко,
чем второй.

Ж) Комната низка для такой мебели.
З) Небо сегодня голубое, полное удивительной прозрачности.
И) Партия была отложена в лучшем положении для
белых.

 К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянут,
всегда одет по форме, культурен в обращении.

Упражнение 9.Исправьте
предложения, объясните ошибки

А) Трое юношей и трое
девушек исполняли красивый танец.

Б) Школьная библиотека располагает двумя
тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят
четыре суток.

Г) Город находится в полуторастах километров от
областного центра.

Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать
трех учащихся.

Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть
с половиной процентов.

Ж) Машины стояли у обоих ворот.
З) До начала экзаменов осталось полтора учебного
месяца.

И) Девятьметровый столетний дуб возвышался в
центре поляны.

К) В соревнованиях участвовало двести сорок три
юношей и девушек.

Л) Каждому дали по пяти тетрадей.
А) Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.
Б) Школьная библиотека располагает двумя
тысячами четырьмястами
 восьмьюдесятью тремя книгами.
В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят
четыре
 дня.
Г) Город находится в полутораста километрах от областного центра.
Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать
три
 учащихся.
Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть
с половиной процента.

Ж) Машины стояли у тех и у других ворот.
З) До начала экзаменов осталось полтора учебных месяца.
И) Девятиметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.
К) В соревнованиях участвовало двести сорок три
юноши
 и девушки.
Л) Каждому дали по пять тетрадей.

Упражнение 10
Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Мальчик теперь сирота;
отец умер, когда ему было три года.

Б) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
В) Группа сдала все зачеты и просила
проэкзаменовать их в первую очередь.

Г) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула
его в сторону.

Д) Когда наступили каникулы, студенты поехали к
своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Е) Больной попросил сестру налить себе воды.
Ж) Первое выступление артистки принесло ей
большой успех и от ней можно было ждать многого.

З) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям
и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ребенку было
три года.

Б) Сзади него шла нагруженная вещами
телега.

В) Группа сдала все зачеты, учащиеся просили проэкзаменовать их в первую очередь.
Г) Хозяйка сняла со стола чемодан, который отодвинула
в сторону.

Д) Студенты поехали к своим родным, когда
наступили каникулы; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько
отдохнуть.

Е) Больной попросил сестру налить ему воды.
Ж) Первое выступление артистки принесло ей
большой успех, и от
 нее можно было ждать многого.
З) Экскурсовод давал своим слушателям объяснения
и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение 11.
Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Семена подсолнуха
дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.

Б) Надо помогать молодежи расти и проявить свои
способности.

В) Не порти мебель, ставя на стол горячий
чайник.

Г) Необходимо сосредотачивать внимание на
важнейших вопросах.

Д) Где Вы слыхали об этом?
Е) Если так будет продолжаться, я очучусь в
затруднительном положении.

Ж) По совету врача, больной полоскает горло
раствором питьевой соды.

З) Не махай так сильно руками.
И) Цветок без воды сохнул в вазе.
А) Семена подсолнуха дробят, разминают и отмывают холодной
водой от примесей.

Б) Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности.
В) Не порть мебель, ставя на стол горячий чайник.
Г) Необходимо сосредоточить внимание на важнейших вопросах.
Д) Где Вы слышали об этом?
Е) Если так будет продолжаться, я могу очутиться в затруднительном положении.
Ж) По совету врача, больной полощет горло раствором питьевой соды.
З) Не маши так сильно руками.
И) Цветок без воды засох в
вазе
.
Упражнение 12.
Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Наука опирается на
достижения и открытия предшествующих поколений.

Б) Задание, выполняющееся нами, не вызывает
особых затруднений.

В) Писатель рассказал об изменениях в книге,
готовящейся им к переизданию.

Г) В ближайшее время будет показана новая
постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра.

Д) Наша регулярно выпускающая стенгазета
сообщает интересные сведения о жизни коллектива.

Е) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение
на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Ж) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение,
должны будут его переделать.

З) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в
работе научного кружка, должен подать заявление директору.

И) Прочитанная лекция для учеников о мирном
использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

К) Через несколько дней после ссоры Дубровский
поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

А) Наука опирается на
достижения и открытия предшествовавших
 поколений.
Б) Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
В) Писатель рассказал об изменениях в книге, которую он готовит к переизданию.
Г) В ближайшее время будет показана новая
постановка, создаваемая
 силами
обновленной труппы театра.

Д) Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни
коллектива.

Е) Смельчаки, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы в зимних
условиях, поплатятся жизнью.

Ж) Ученики, которые напишут слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
З) Каждый студент, пожелавший участвовать в
работе научного кружка, должен подать заявление директору.

И) Прочитанная для учеников лекция о мирном
использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

К) Через несколько дней после ссоры Дубровский
поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.

Упражнение 13.
Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) В соревнованиях по
шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Б) Употребление этих выражений и оборотов может
быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы
художественной литературы.

В) Все изложение в книге сделано предельно
коротко, учитывая бюджет времени студента.

Г) От науки требуют такие советы, применив
которые получилась бы польза в практической работе.

Д) Прочитав вторично работу, мне думается, что
основные мысли выражены в ней правильно.

Е) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей,
быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Ж) Пользуясь калькулятором, расчет производится
быстро и легко.

З) Получив тяжелую рану, солдат был спасен
своими товарищами.

И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал
в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встретившись с
гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Б) Употребление этих выражений и оборотов может
быть показано на наглядных примерах, взятых
 в качестве иллюстраций из образцовхудожественной
литературы.

В) Так как у студента не хватает времени, все
изложение в книге сделано предельно коротко.

Г) От науки требуют такие советы, от применения которых была бы польза в практической работе.
Д) Прочитав вторично работу, я думаю, что
основные мысли выражены в ней правильно.

Е) Подъехав к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на
землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Ж) При использовании калькулятора расчет
производится быстро и легко.

З) Когда солдат получил тяжелую рану, он был
спасен своими товарищами.

И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал
в школу, но зацепился
 за
что-то, споткнулся и
 упал.

Выполните
тестовые задания

Задание 1.
Отметьте правильное предложение.

а)   Я познакомился с офтальмологом Штромберг Михаилом
Алексее­вичем и его женой урологом Штромберг Ольгой Александровной.

б)   Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом
Алексеевичем и его женой урологом Штромберг Ольгой Алек­сандровной.

в)   Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом
Алексеевичем и его женой урологом Штромбергом Ольгой Александровной.

Задание 2.
Отметьте правильное предложение.

а)   Язвы — дефект кожи или слизистых оболочек и
расположенных под ними тканей, сохраняющийся длительное время вследствие
нарушения процессов заживления.

б)   Язвы — дефект кожи или слизистых оболочек и
расположенных под ними тканей, сохраняющихся длительное время вследствие
нарушения процессов заживления.

в)   Язвы — дефект кожи или слизистых оболочек и
расположенных под ними тканей, сохраняющиеся длительное время вследствие
нарушения процессов заживления.

Задание 3.
Отметьте правильное предложение
.

а)   Он
заплатил за лекарство больше двухсот пятьдесят рублей.

б)   Он
заплатил за лекарство больше двести пятьдесят рублей.

      в)   Он
заплатил за лекарство больше двухсот пятидесяти рублей.

Задание 4.
Отметьте неправильное предложение.

а) Человек, полагаясь на осязание, уверенно и точно
совершает лю­бые движения, обходит препятствия.

б)   Полагается на осязание, уверенно и точно человек
совершая любые движения, обходя препятствия.

в)   Человек полагается на осязание, уверенно и точно
совершая лю­бые движения, обходя препятствия.

Задание 5.
Отметьте неправильное предложение.

а)   Когда кальций пищи усваивается организмом, он
оказывает существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному
использованию в организме пищевых веществ.

б)   Кальций пищи, усваиваясь организмом, оказывает
существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использова­нию в
организме пищевых веществ.

в)   Усваиваясь, кальций пищи организмом, оказывает
существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использова­нию в организме
пищевых веществ.

 Задание 6. Укажите
предложения, в которых неверно употреблены существительные.

1. Аспиранты уверены в необходимости изучать бактерий.

2. Его хобби – исследовать бациллы.

3. Уничтожать микробы – задача любой дезинфекции.

4. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его.

5. В нашем дворе дети обожают играть в
казаков-разбой-ников.

6. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали
туда гостей.

7. Ему удалось подстрелить на охоте трех уток.

8. Юный писатель решил ввести в повесть комический
персонаж.

9. Почтальон не один раз пытался отыскать адресат.

Приложение  4

Осмысление и систематизация полученных знаний

ТЕСТ  

1. В каком варианте верно
определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А)
даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят)
слова и как они образованы (т.е. от чего и с   помощью чего),

Б)
изучается звуковая сторона слова,

В)
изучаются правила правописания слов,

Г)
изучается история слова,

Д)
изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А)
главная значимая часть слова,

 Б)
значимая часть слова перед корнем,

В)
часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г)
значимая часть слова без корня,

Д)
значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова
мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели  «∩^^»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования
видовой пары глаголов:

    прощать – простить,
получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

 Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) 
приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных
словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ
на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на
мягкий согласный и гласные,

В) после основ на
мягкий согласный,

Г) только после основ
на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на
шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует
словам:

   слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□,
¬∩^□;

В) ¬∩^□, ^□,
¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□,
^^□.

8. Определите способ образования существительного
учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной
части речи в другую;

В) сложение основ

Г)
приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось
слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и
суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной
гласной Е.

10. Какое слово образовано путём  сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

11 Отметьте правильное словосочетание.

а) собрать анамнез

б) собрать диагноз

в) собрать
этиологию заболевания

12 Отметьте правильное
предложение.

а)  Перкуссия — один из
старейших методов обследования больного.

б)  Перкуссия — одна из
старейших методов обследования больного.

в)  Перкуссия —
одно из старейших методов обследования больного.

13.
Отметьте правильное предложение.

а) Опытная хирург
Смирнова провела удачную операцию.

б) Опытный хирург
Смирнова провела удачную операцию.

в) Опытный хирург
Смирнова провёл удачную операцию.
14. Отметьте правильное предложение.

      а) Я познакомился с
эндокринологом Шоман Михаилом Александ­
ровичем и его женой педиатром Шоман Ольгой 
Владимировной

     б)    Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом
Алек­
сандровичем и его женой
педиатром Шоманом Ольгой Владими­
ровной.

    в) Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом Александровичем и его
женой педиатром Шоман Ольгой Владимировной
.

15 Отметьте правильное предложение.

а)  Гастрит —
заболевание желудка, характеризующийся воспалени­
ем его слизистой оболочки.

б)  Гастрит —
заболевание желудка, характеризующееся воспалением  
его слизистой оболочки.

в)  Гастрит —
заболевание желудка, характеризующегося воспале­
нием его слизистой оболочки.

16. Отметьте правильное предложение.

а)  Он оплатил
медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

б)  Он заплатил
медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

в)  Он уплатил
медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.
17. Отметьте неправильное предложение.

а)  Гормоны,
попадая в кровь, оказывают регулирующее влияние на 
организм.

б)  Попадая в кровь,
гормоны оказывают регулирующее влияние на
организм.

в)  Попадая
гормоны в кровь, оказывают регулирующее влияние на
организм
.

18. Отметьте неправильное предложение.

а)  Когда он пришёл
домой, ему стало плохо.

б)  Придя домой, ему
стало плохо.

в) Придя домой, он
почувствовал себя плохо.

19. Отметьте слово женского рода.

а) АД

б) ДЦП

в) НС

20. Отметьте слово женского рода.

а)  гамма-излучатель

б)  грамм-молекула

в)  спа-отель

Приложение  5

Критерии оценки знаний и умений студентов

«5»  (отлично)- знание теоретического материала с учетом
междисциплинарных связей, при тестовом контроле  — 100-90%  правильно
выполненных заданий, правильное выполнение упражнений.

«4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические
вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоретических
вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле
—  80% правильно выполненных заданий, выполнение  упражнений   с участием
преподавателя.

«3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы,
требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с
дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79%
правильно выполненных заданий,  затруднения при выполнении  упражнений с
участием преподавателя.

«2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы,
требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле – менее 70% правильно
выполненных заданий, грубые ошибки при выполнении  упражнений  с участием
преподавателя.

Критерии 
оценки  словарного диктанта

Оценка «5»  ставится за диктант, в
котором  нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в
котором студент  допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в
котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в
котором допущено до 7 ошибок.

Критерии оценки тестовых заданий

Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов

из 10 тестов  9
правильных ответов          из 15 тестов  14 правильных ответов

из 20 тестов  18
правильных  ответов       из 30 тестов  27 правильных  ответов

из 35 тестов  31
правильных  ответов       из 50 тестов  45 правильных  ответов

из 100 тестов  90
правильных  ответов    

Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов

из 10 тестов  8
правильных ответов           из 15 тестов   12  правильных ответов

из 20 тестов   16
ответов правильных        из 30 тестов  24 правильных ответов

из 35 тестов  28
правильных ответов         из 50 тестов  40 правильных ответов

из 100 тестов  80
правильных  ответов     

Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных
ответов

из 10 тестов  7
правильных ответов             из 15 тестов  11 правильных ответов

из 20 тестов  14
правильных  ответов          из 30 тестов  21 правильных  ответов

из 35 тестов  24
правильных  ответов           из 50 тестов  35 правильных  ответов

из 100 тестов  70
правильных  ответов       

Оценка «2» (неудовлетворительно) — 69% правильных
ответов

из 10 тестов  6
правильных ответов             из 15 тестов  10 правильных ответов

из 20 тестов  13
правильных  ответов          из 30 тестов  20 правильных  ответов

из 35 тестов  23
правильных  ответов          из 50 тестов  34 правильных  ответов

из 100 тестов  69
правильных  ответов

Артериальное давление,

Адренокортикотропный гормон,

Бронхиальная астма,

Вирус иммунодефицита человека,

Гипертоническая болезнь,

Гамма-оксимасляная кислота,

Дезоксирибонуклеиновая кислота,

Желудочно-кишечный тракт,

Ишемическая болезнь сердца,

Искусственная вентиляция легких,

Инфаркт миокарда,

Лечебная физкультура,

Острая дыхательная недостаточность,

Острая респираторная вирусная инфекция,

Острая сердечная недостаточность,

Объем циркулирующей крови,

Рибонуклеиновая кислота,

Спинномозговая жидкость,

Скорость оседания эритроцитов,

Синдром приобретенного иммунодефицита,

Сердечно-сосудистая система,

Соматотропный гормон,

Ультразвуковое исследование,

Ультрафиолетовое облучение,

Хронический активный гепатит,

Хроническая почечная недостаточность,

Хроническая сердечная недостаточность,

Центральная нервная система,

Частота сердечных сокращений,

Частота дыхательных движений,

Электрокардиография,

Ядерно-магнитный резонанс.

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен:

Знать понятия «морфология», «морфологические нормы»;

Уметь правильно образовывать формы слов.

На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:

1.Морфологические нормы.

2.Правила употребления в речи различных частей речи.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

Знать морфологические нормы;

Уметь правильно образовывать формы слов, соблюдая морфологические нормы.

Практические задания

Задание 1.Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных:

А) К завтраку был… подан… кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл…

В) В табел… отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была покрыта тол…

Д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев… рельс…

Е) В магазине продается яблочн… повидл…

Ж) Лесовоз проезжал по широк… просек…

И) На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль.

Задание 2.Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных:

А) Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

В) Купите мне пару чулок и две пары носок.

Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Е) Собран большой урожай помидор.

Ж) Разделите все это на несколько равных доль.

З) Мы находились в самом большом цеху завода.

И) Документы нужно представить к первому августу.

К) Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

Задание 3. Допишите нужные окончания:

А)Чуж… богатств…- природн… богатств…

Б) Выбор… профессии- предстоящ… выбор… в местные органы власти.

В) Знани… законов развития- получить прочн… знании…

Г) Семейн… отношении…- отношении… к своему делу.

Д) Денежны… расход…- расход… электроэнергии.

Задание 4. Исправьте предложения, объясните ошибки:

1) Ученик был способный к математике.

2) Подобный ответ бессмысленен.

3) У мальчика появились и более худшие привычки.

4) Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

5) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

6) Комната низкая для такой мебели.

7) Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

8) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

9) Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Задание 5. Исправьте предложения, объясните ошибки:

1) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

2) Они проводили на льдине двести семьдесят четыре суток.

3) Город находиться в полуторастах километров от областного центра.

4) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

5) Машины стояли у обоих ворот.

6) До начала экзаменов оставалось полтора учебного месяца.

7) В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.

Основная литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 2006.

Дополнительная литература

1.Тихонов А.Н., Шанский Н.М. Современный русский язык. — М, ,2006;

2. Современный русский язык/ Под ред.Б.А. Белошапковой. — М.,2005;

3.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.I — М., 2007.

Практическое занятие № 11. «Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения».

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен:

Знать понятие «части речи», «морфологические нормы».

Уметь употреблять разные части речи в соответствии с ситуацией общения и стилем речи.

На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:

1.Морфологические нормы.

2.Правила употребления в речи различных частей речи.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

Знатьморфологические нормы;

Уметь корректировать ошибки в употреблении различных частей речи.

Практические задания

Задание 1. Заключенные в скобках слова поставьте в нужной форме:

1. Лицо незнакомки было закрыто (вуаль).

2. Большим успехом пользовалась промышленная выставка в (Познань).

3. При окончательной подготовки рукописи в нее был внесен ряд (коррективы).

4. На завтрак им дали 25 (граммы) сливочного масла, два ломтика (сыр) и немного (джем).

5. Не только дети, но и взрослые увлекаются рассказами о приключениях ( Шерлок Холмс).

Задание 2. К сочетаниям двух существительных подберите сочетания с прилагательным-определением:

Лучи солнца, бульвар Москвы, продукция высокого качества, девушка восемнадцати лет, пейзажи моря, ловля рыбы, прогулка вечерами, отношения родства, беседка в саду, венок из лавра, фрукты с юга, степи за Волгой, площадь у вокзала, шторм в девять баллов, отчет за полугодие.

Задание 3. Раскройте скобки, напишите цифры прописью, устраните неправильные формы числительных:

1. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля.

2. В работе кружка приняло участие около (полтора десятка) студентов.

3. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю всех своих (24 однокурсника).

4. Из 31 (участник) соревнований особенно выделились трое.

5. Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг).

Задание 4.Напишите правильный вариант следующих предложений, объясните ошибки:

1) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

2) Сзади его шла нагруженная вещами телега.

3) Группа сдала все зачеты и просили проэкзаменовать их в первую очередь.

4) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

5) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

6) Больной попросил сестру налить себе воды.

7) Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно было ждать многого.

8) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их записывать.

Задание 5.Напишите правильный вариант следующих предложений, объясните ошибки:

1) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.

2) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

3) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

4) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

5) Где вы слыхали об этом?

6) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.

7) По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой соды.

8) Не махай так сильно руками.

9) Цветок без воды сохнул в вазе.

10) Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений.

Основная литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 2006.

Дополнительная литература

1.Реформатский А.А. Морфология // А.А. Реформатский. Очерки по морфологии, фонологии и морфонологии. М., 2008.

2.Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 2007.

3.Русская грамматика. Т1.М., 2006

4.Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.,2005.

5.Распопов И.П., Ломов А,М. Основы русской грамматики. Воронеж, 2006

6.Богданов С.И. Форма слова и морфологическая форма. СП6, 2007.



Главная

страница 1страница 2страница 3страница 4

Наедине с природой

Сначала ответьте сами себе на вопрос: где я отдыхаю? Если среди ответов у вас присутствуют такие, как «дома», «на диване», «в ресторане», «в гостях» и т.д., то вам срочно нужно добавить к этому списку слова «на природе». Можно, конечно, сидя в кресле, включить для релаксации запись звуков природы. Но, увы, она не может полностью заменить общение с живой природой, которого нам ежедневно остро не хватает.

В каждую историческую эпоху отношение человека к природе было разным. На заре истории человечества теснейшая связь с природой была для него органична. Люди осознавали, что зависят от природы: она была их домом и источником пищи. Животные в сознании первобытного человека выступали равноправными партнерами в борьбе за существование. Затем в разные исторические эпохи связь человека и природы рассматривалась по-разному. В античности, напротив, прослеживалась отстраненность человека от живой природы. Можно предположить, что именно эта отстраненность лежала в основе наступления на природу не только как на объект исследований, но и преобразования ее в выгодном для человека направлении.

Каждый из нас – частица природы, мы все неразрывно связаны с ней. Но в городских условиях часто эта связь нарушается, а то и вообще рвется. Происходят сбои в здоровье, которые мы лечим таблетками, загоняя свои проблемы внутрь, вместо того, чтобы, например, сходить в лес и наполнить легкие чистым, свежим воздухом, вылечить душу пением птиц. Найдите, хотя бы 20 минут в день для того, чтобы пообщаться с природой наедине. Скажите себе: «Природа, я – твоя маленькая частичка, прими меня, реши все мои проблемы». Это надо делать постоянно. Пусть вашим лекарством от стрессов и недомоганий станет природа.

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая, внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов – юноша двадцати двух лет – выступил с первым научным исследованием, показавшим его талантливым ученым.

Невозможно сосчитать количество операций, сделанных Пироговым, замечательным хирургом, в те годы в клиниках, госпиталях, больницах.

Прошло четыре года. Он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.


    1. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.

  1. Пользуясь словарем, определите лексическое значение следующих терминов:

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм.


  1. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторения однокоренных слов:

А) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.


  1. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

А) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

В) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее воскресенье.

Д) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.

Е) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.


  1. Исправьте предложение, устранив лексические ошибки:

А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

Б) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

В) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.

Г) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.


    1. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

  1. Пользуясь «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова, объясните значение выражений:

Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.


  1. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».


    1. Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

  1. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.

2. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиалгия

Б) цистоскопия

В) флеботомия

Г) дистрофия

Д) гидрофобия

3. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия

Б) гастроскопия

В) кардиография

Г) кардиограмма

Д) флеботомия

4. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток

Б) боязнь

В) склонность

Г) исследование

Д) расширение


  1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки:

А) (Северо) западный ветер, (иссык) кульский воздух, (бурят) монгольские поговорки.

Б) (Выпукло) вогнутая линза, (русско) (немецко) французский словарь, (журнально) газетное объединение, (желудочно) кишечный тракт, (сердечно) сосудистая система, (гнойно) воспалительный процесс, (анатомо) клинические симптомы.

В) (Горько) соленая вода, (миндально) гвоздичный запах, (холодно) скользкая кожа.

Г) (Бледно) голубой, (темно) красный, (тускло) серый, (синевато) голубой, (серебристо) белый, (иссиня) черный.

Д) (Восточно) Китайское море, (Западно) Карельская возвышенность, (Северо) Западный административный округ.

Е) (Литературно) художественное произведение, (историко) филологический факультет, (критико) библиографический отдел.

Ж) (Двенадцати) перстная кишка, (ново) рождённый малыш.


  1. Исправьте словообразовательные ошибки:

А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер).


    1. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

  1. Образуйте формы женского и среднего рода и множественного числа от следующих кратких прилагательных мужского рода:

Весел, вреден, глуп, груб, горд, глух, горек, густ, дешев, дорог, долог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, пуст, редок, сыт, светел, тесен, туп.


  1. Сформулируйте правило, прочитав следующие глагольные формы:

А) Брал, брала, брало, брали. Был, была, было, были. Взял, взяла, взяло, взяли. Внял, вняла, вняло, вняли. Гнал, гнала, гнало, гнали. Дал, дала, дало, дали. Донял, доняла, доняло, доняли. Жил, жила, жило, жили. Задал, задала, задало, задали. Занял, заняла, заняло, заняли. Лил, лила, лило, лили. Нажил, нажила, нажило, нажили. Нанял, наняла, наняло, наняли. Начал, начала, начало, начали. Отнял, отняла, отняло, отняли.

Плыл, плыла, плыло, плыли. Поднял, подняла, подняло, подняли. Понял, поняла, поняло, поняли. Принял, приняла, приняло, приняли. Спал, спала, спало, спали.

Б) Взят, взята, взято, взяты. Начат, начата, начато, начаты. Придан, придана, придано, приданы. Продан, продана, продано, проданы. Прожит, прожита, прожито, прожиты. Роздан, роздана, роздано, розданы. Созван, созвана, созвано, созваны.


  1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.

А) К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

В) В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была прокрыта тол..

Д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс..

Е) В магазине продается яблочн.. повидл..

Ж) Лесовоз проезжал по широк.. просек..

И) На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.

А) Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

В) Купите мне пару чулок и две пары носок.

Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Е) Собран большой урожай помидор.

Ж) Разделите все это на несколько равных доль.

З) Мы находились в самом большом цеху завода.

И) Документы нужно представить к первому августу.

К) Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ученик был способный к математике.

Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем.

В) Подобный ответ бессмысленен.

Г) У мальчика появились и более худшие привычки.

Д) Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

Е) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

Ж) Комната низкая для такой мебели.

З) Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

И) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки

А) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

Б) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.

Г) Город находится в полуторастах километров от областного центра.

Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.

Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

Ж) Машины стояли у обоих ворот.

З) До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

И) Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.

К) В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.

Л) Каждому дали по пяти тетрадей.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

Б) Сзади его шла нагруженная вещами телега.

В) Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Г) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Д) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Е) Больной попросил сестру налить себе воды.

Ж) Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно было ждать многого.

З) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.

Б) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

В) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

Г) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

Д) Где Вы слыхали об этом?

Е) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.

Ж) По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой соды.

З) Не махай так сильно руками.

И) Цветок без воды сохнул в вазе.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений.

Б) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

В) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

Г) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра.

Д) Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива.

Е) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Ж) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

З) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление директору.

И) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

К) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Б) Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

В) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

Г) От науки требуют такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

Д) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

Е) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Ж) Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

З) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.


    1. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.

  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Мать сильно беспокоилась за сына.

Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.

Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Е) Мы наблюдали за солнечным затмением.

Ж) Мальчик бросил камнем в воду.

З) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

И) Успокойтесь, выпейте воду.

К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.

2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошли сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

3. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

А) Три (соседние — соседних) здания были построены недавно.

Б) Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.

В) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

Г) И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).

4. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

А) Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

Б) Упорные бои шли на реке Висл..

В) Родом он был из села Крюков..

Г) Теплоход приближался к острову Кипр..

Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..

Ж) Поезд приближался к станции Тул..


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

И) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

В) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Д) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

З) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.


    1. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.

  1. Тест.

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении?

Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:

Примерная программа русский язык и культура речи

673.65kb.

4 стр.

Русский язык и культура речи Содержание

2561.11kb.

22 стр.

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения

441.08kb.

2 стр.

Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011

111.39kb.

1 стр.

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи»

770.15kb.

5 стр.

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для специальности «Международный туризм» М. Ю. Сидорова Тема Язык: информация коммуникация культура 3 Задания 3 Терминологический словарик 54 Слова для диктанта 55

1809.72kb.

9 стр.

Современный русский литературный язык. Нормы срля

212.09kb.

1 стр.

Приложение 1 Предмет

919.41kb.

11 стр.

Русский язык и культура речи

870.69kb.

5 стр.

Книга для чтения со словарем. М., 2007. Крючкова Л. С. Русский язык как иностранный. Говорим по-русски без переводчика. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. М., 2002

27.99kb.

1 стр.

Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей

1419.18kb.

8 стр.

«Русский язык и культура речи» в рамках Интернет-тестирования. Для работы с ними необходимо обратиться к специальной литературе

251.5kb.

1 стр.

Ответ: 1. Люди пользуются колодезной водой, вытекающей из земных недр.

2. Возвращаясь из школы, я попал в грозу.

3. Хорошая книга—это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Читая эти строки, я представляю, что автор пишет о нас.

Объяснение:

1, придаточное опрелелительное в СПП должно стоять после слова, которое поясняет.

2. и 4. Содержит дееприч. оборот, который должен пояснять сказуемое. Здесь он употреблён неверно.

В 3 предлож. должно быть страдательное причастие, а не действительное, так как ПОДАРОК, КОТОРЫЙ ЗАВЕЩАЛИ.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправьте предложения объясните ошибки кроме спектаклей артисты
  • Исправьте предложения объясните ошибки больному давали фрукты крепкий
  • Исправьте ошибки определите тип нарушения
  • Исправьте ошибки определите жанр высказываний опытный молодой человек
  • Исправьте ошибки обратно идет дождь не берись