Исследовательская работа орфографические ошибки

                       Муниципальное
общеобразовательное учреждение

                       Средняя
общеобразовательная школа с. Долина

                       Федоровского района
Саратовской области

                        Исследовательская
работа

           «Орфографические ошибки. Почему
дети их допускают?»

                                                          
Выполнила учитель русского

                                                          
языка и литературы

                                                           
Шнайдер Елена Николаевна.

                                    2015
год

     Содержание

1.     Введение.
Что такое орфография? Орфографические ошибки.              Стр.1-2

2.      Причины
появления орфографических ошибок.
                   Стр. 2

3.     Работа по
предупреждению орфографических ошибок .    Стр. 2-3

4.     Анализ
орфографических ошибок у учащихся 11 класса.  Стр.3-6

5.      Исследование
ошибок, допущенных в 11 классе.                 Стр.6-7

6.     Заключение.
Как работать над ошибками в старших классах?                   Стр.7-8

        1.Введение. Что такое орфография?
Орфографические ошибки.
  

      Чтобы
писать правильно слова, человек должен знать, что такое орфография. Если
перевести с греческого языка, то получится «правильно писать». Чтобы людям было
легче, в русском языке все правила привели к единой норме и ее зафиксировали в
орфографическом своде правил.

      Орфография
в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых
умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется,
обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный
самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике,
словообразованию и опирается на него.

      Орфография в школе служит связующим
звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу
слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для
учащихся  важнейшими являются такие орфографические темы, как:

  —  правописание безударных гласных в
корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

—   правописание согласных – звонких и глухих,
непроизносимых, удвоенных;  —   чередование гласных в корне слова;

—   употребление заглавных букв;

—   перенос слов;

—   слитно-раздельные и дефисные написания
и др.

 Именно при изучении этих тем учащиеся
допускают наибольшее количество орфографических ошибок.

      Орфографические ошибки – это один из
видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и
природа их т

                                                                     
                                                             1

различна. Поэтому внутри этой категории
ошибок должна быть проведена более детальная классификация .

       Работа над
орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, — важный этап в формировании
у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в
определенной системе.

     2. Причины появления орфографических
ошибок.
    

 Появление в письменной речи
учащихся орфографических ошибок — закономерное явление процесса обучения. Они
возникают в силу объективных и субъективных причин.

              Объективными
причинами являются:

— незнание орфографической
нормы к моменту письменной работы;

— оперирование лексикой,
которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

— психофизическая усталость
детей к концу письменной работы;

— наличие в словах с той или
иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

          Ошибки на не изучаемые в
школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Из
данного факта вытекают следующие методические правила: перед письменной работой
необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, повторить
орфографические правила, изученные ранее.

      Как показывают специальные
наблюдения, орфографические ошибки  необходимо перед окончанием работы делать
небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.

 3.   Работа по предупреждению
орфографических ошибок.

      Я думаю,
что работа по предупреждению орфографических ошибок имеет

                                                                                                                              
 2

две формы: самоконтроль учащихся за
выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.

        Самым важным в старших
классах, мне кажется, должен быть самоконтроль ученика. Самоконтроль —
намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных
ошибок и их исправления.

       Самоконтроль у школьников
развивается с помощью следующих приемов: послогового орфографического
проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным текстом; проверка
написанного с помощью орфографического словаря; морфемное членение слова с
целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.

         Послоговое проговаривание,
одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти
описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно
используется как при списывании,  написании диктантов, так и в тестовых
заданиях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Полезно оно и при проверке изложений и
сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали
послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного.

        Проверка написанного с
помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися любых работ.
Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с помощью орфографического
словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать отдельные виды
орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно это сделать.

       Членение слова на морфемы
как прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение
в правильности написания букв в выделенных частях слова.

 4. Анализ
орфографических ошибок у учащихся 11 класса.

       Свою работу я посвятила
рассмотрению орфографических ошибок, допущенных учащимися 11 класса, решив
проанализировать их частотность и причины  появления.

                                                                                                                                   3

    В 2014-2015 учебном году мною
было проведено с будущими выпускниками 5 пробных (репетиционных) экзаменов на
уровне школы.  Знание орфографии проверяется в тестовых заданиях с 8 по 14. Я
попыталась выяснить, какие орфографические ошибки они часто допускают. Это
представлено в таблице.

Дата пробного экзамена

Число учащихся

№ тестового задания

Орфографические ошибки

% ошибок от числа уч-ся

5.02.2015

8

№8

№9

№10

№12

№14

Безударная проверяемая гласная
корня

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными
частями речи

Правописание НН и Н  

50%

25%

13%

50%

25%

12.03.2015

9

№8

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная
корня

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными
частями речи

Слитное и раздельное написание  наречий
и союзов

 Правописание НН и Н

11%

11%

11%

44%

44%

                   4

22%

9.04.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная
корня

 Правописание приставок
Правописание приставок  Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными
частями речи

Слитное и раздельное написание
наречий и союзов Правописание НН и Н

44%

22%

11%

33%

55%

44%

44%

23.04.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная
корня

 Правописание приставок
Правописание приставок  Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными
частями речи

Слитное и раздельное написание
наречий и союзов Правописание НН и Н

22%

33%

22%

22%

55%

22%

66%

7.05.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная
корня

 Правописание приставок
Правописание приставок  Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными
частями речи

Слитное и раздельное написание
наречий и союзов

 Правописание НН и Н

22%            5

11%

22%

22%

44%

44%

55%

   Проанализировав
материал этой таблицы, я выяснила, что большой % ошибок  приходится на
следующие правила:

— правописание безударных
проверяемых гласных корня (№8);

— правописание НЕ с различными
частями речи (№12);

— слитное и раздельное написание
наречий и союзов (№13);

— правописание НН и Н в
прилагательных и причастиях полных и кратких (№14).

5. Исследование
ошибок, допущенных в 11 классе.
 

       Предметом моих исследований
стали также ошибки, допущенные 11-классниками в итоговом сочинении и в
сочинении ЕГЭ.

    Я анализировала работы у 7
учащихся (10 сочинений) и сделала вывод, что в работах встречаются следующие
ошибки:

                                                                                                                                 6

1.Безударные проверяемые гласные
корня – 6

2.НЕ с различными частями речи – 3

                                                                     
                                                           3.Правописание -ТЬСЯ
и — ТСЯ  — 1

4.Правописание приставок на З и С –
2

5.Правописание суффиксов
действительных причастий – 1

6.НН и Н в прилагательных и
причастиях – 2

7.Дефисное написание наречий – 3

8.Правописание непроверяемой
безударной гласной в корне – 2

      Из этого списка ошибок видно,
что ошибки на правописание безударной гласной в корне встречаются чаще и что
при работе с учащимися и подготовке их к экзаменам нужно уделять больше
внимания этой орфограмме. На втором месте стоят ошибки, связанные с написанием
НЕ с различными частями речи и дефисное написание наречий. На эти орфограммы
тоже нужно обратить внимание.

    6. Заключение. Как работать
над ошибками в старших классах?  
  

      Работа над ошибками
проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых
забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки.
Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные
школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.

      Опыт показывает, что над
всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно,
анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими
будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Учащиеся могут неоднократно допускать
ошибки в

                                                             
                                                                7

одних и тех же словах в течение
длительного времени  (как это видно из таблиц выше) , поэтому следует вновь и
вновь обращаться к ним на уроках, консультациях и дополнительных занятиях.

     Для выработки правильного
написания орфограмм можно выполнить следующие упражнения из учебника «Русский
язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение»,
2010) : 2,3, 4,5.6 (проверяемые безударные гласные; личные окончания глагола;
правописание приставок; суффиксов; чередующихся гласных; местоимений; наречий и
др.) и другие упражнения учебника. После выполнения упражнений следует провести
проверочную работу или тестирование по орфографии.

                                                                                                                                  8                                                                                                                         
     

Проектная работа

по русскому языку

Основные орфографические ошибки, допускаемые в социальных сетях

Выполнила

ученица 9 А класса

  Дорцвейлер Анастасия

Учитель:

Лемудкина Н.В.

Кстово

2020

Оглавление

Введение        2

Основная часть        3

Вывод        7

Ссылки и источники        8

Введение

Проблема

В настоящее время практически невозможно представить жизнь современного человека без социальных сетей. По данным исследования Mediascope ежедневно пользуются интернетом в России более 82,8 миллионов человек. Безусловно, многие из них зарегистрированы в социальных сетях и используют их на постоянной основе. Однако именно потому, что люди привыкли использовать данные ресурсы, количество орфографических ошибок в текстах значительно возросло. Обуславливается это тем, что в социальных сетях принято не обращать внимания на орфографию. Люди забывают правильное написание слов, т.к. привыкли к игнорированию окружающими данной проблемы. Но  знание орфографических правил важно в любое время и в любом контексте, ведь именно по  этому навыку можно судить об образованности человека. Гипотеза

Чаще всего ошибки допускаются в правописании морфем и слитном, раздельном и дефисном написании морфем.

Цель

Выявить основные орфографические ошибки, допускаемые при общении в социальных сетях.

Задачи:

  • разобраться в значении орфографии;
  • выявить основные принципы орфографии;
  • проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку;
  • проанализировать социальные сети;
  • выявить самые часто допускаемые ошибки;
  • сделать вывод по проделанной работе.

Основная часть

Термин «орфография» имеет 2 значения:

  1. раздел науки о языке, изучающий принципы написания и устанавливающий их иерархию и взаимосвязи;
  2. свод правил, обеспечивающих единый образ написания слов и их форм.

Слова Л.В. Щерба отлично описывают ценность орфографии: «Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание… Всё непривычное, все непривычные сокращения и т. п. – всё это замедляет наше восприятие, останавливая на себе внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и не сразу понимаешь написанное… писать безграмотно – посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Русское письмо является фонетическим, так как в нём звуки соответствуют «своим» буквам. Такое письмо также называется звуко-буквенным и буквенно-звуковым. Это письмо – фонетический принцип русской графики. При соответствии звука букве орфограммы нет. Однако иногда этот принцип включают в число принципов орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфемный. Он заключается в сохранении на письме буквенного единства написания одних и тех же морфем. Нередко единообразие морфемных написаний нарушается под влиянием фонетического принципа графики. В таких случаях правильное письмо требует знания правил, регулирующих написание корней, приставок и суффиксов.

В школе изучается большое количество орфографических правил. Так, основным правилом, определяющим написание гласных в корне без ударения, является подбор однокоренных слов с ударным гласным.

Большая часть приставок сохраняет единство буквенного состава вне зависимости от места ударения, от части речи, от лексического значения слов (в-, за-, на— и другие). Однако есть приставки, реагирующие на последующий звук. Например, приставка без— изменит свой графический облик перед глухими согласными на бес-. Есть и приставки, написание которых регулируется лексическим значением слов. К таким приставкам относятся при- и пре- и другие.

Большая часть суффиксов сохраняет единство написания вне зависимости от ударения. Есть суффиксы, написание которых зависит от ряда условий: от предшествующего согласного, от места ударения в слове и др.

Морфологический принцип определяет написание окончаний слов при их изменении. На этом принципе основывается ряд правил, связанных со спряжением и склонением изменяемых слов. Окончание является единственной словообразовательной морфемой. Правила написания окончаний в значительном количестве случаев обусловлены принадлежностью слов к частям речи.

Традиционный принцип объясняет написание по традиции. К традиционным написаниям относятся, например, написания букв после шипящих. По традиции мы продолжаем писать как прежде, хотя это противоречит фонетическому принципу графики.

Написание некоторых слов могут определять несколько принципов. В науке отмечаются и другие, частные принципы, например, дифференцирующие написания, которые показывают разные лексические значения омонимов.

В соответствии с указанными принципами сформулированы основные правила написания слов и их форм. Орфографические правила, изучаемые в школе, можно поделить на несколько групп:

  • правописание морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний;
  • правописание не и ни с разными частями речи;
  • правописание букв после шипящих;
  • слитные, раздельные и дефисные написания.

Основные разделы орфографии:

  • Правописание гласных в корне
  • Правописание согласных в корне
  • Употребление прописных букв
  • Разделительные ъ и ь
  • Правописание приставок
  • Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
  • Правописание имён существительных
  • Правописание имён прилагательных
  • Правописание сложных слов
  • Правописание имён числительных
  • Правописание местоимений
  • Правописание глаголов
  • Правописание причастий
  • Правописание предлогов
  • Правописание союзов
  • Правописание частиц

В школе уделяется много времени на изучение правил орфографии, но выпускники не всегда усваивают их.

Такой вывод можно сделать, просмотрев результаты ЕГЭ по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2019 года показал, что процент выполнения заданий 9–12 по сравнению с результатами выполнения этих заданий в 2018 г. значительно снизился.         

Изменения в заданиях (объема языкового материала) позволили увеличить диагностический потенциал экзаменационной работы 2019 г. При этом анализ результатов показывает, что задания 9–12 были выполнены экзаменуемыми значительно хуже по сравнению с 2018 г. Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для экзаменуемых 2019 г. оказалась орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Практика показывает, что причиной ошибок при выполнении заданий на эту орфограмму зачастую является неумение восстановить неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот. Задания, проверяющее правописание суффиксов различных частей речи (кроме —н-/-нн-) и правописание приставок, оказались вторыми по сложности в 2019 г. (58% выполнения) из заданий по орфографии части 1 экзаменационной работы.

 Для успешного выполнения задания 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме —н-/-нн-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом – применение определенного орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания. 

Для успешного выполнения задания 10 необходимы знания по морфемике. Ошибки возникают в результате неумения правильно выделить приставку, т.е. определить морфемный состав слова. Практика показывает, что ошибки могут возникать в случаях смешении правил написания приставок. Несколько лучше (65%), чем все остальные задания по орфографии, выполнено задание 9. Чтобы выполнить это задание, надо привлечь все знания о правописании корней слов. Устойчивость ошибок при выполнении этого задания обусловлена причинами, которые, как и при выполнении заданий 10 и 11, находятся за пределами орфографии – неправильным определением состава слова и неправильной квалификацией орфограмм, что ведет к ложному применению правила. Не изменился по сравнению с 2018 г. процент выполнения задания, проверяющего правописание —н— и —нн— (задание 15) в различных частях речи (65%), процент выполнения задания 14 (около 80% выполнения) и процент выполнения задания 13 (написание не и ни с разными частями речи) (около 80% выполнения). Ошибки экзаменуемых при выполнении этих заданий связаны в первую очередь с неумением определять части речи.

Люди взрослеют — правила забываются, и социальные сети наиболее точно отражают  незнание  сложных  правил орфографии. Под влиянием общения в Интернете люди всё чаще делают орфографические ошибки. До появления Интернета практически все сферы использования письменного языка не допускали или вовсе не приветствовали орфографические ошибки, но, поскольку Интернет предоставляет возможность не только формального общения, но и общения в большей степени неформального, люди всё больше следуют правилу «говори коротко и понятно». Многие полагают, что вовсе не обязательно соблюдать орфографические правила, общаясь в Интернете, т.к. орфографические ошибки не искажают смысл слова и не мешают правильному понимаю собеседника. По моему мнению, это свидетельство пренебрежительного отношения как к смыслу речи, так и к родному языку. „…Игры с орфографией легли на замечательную почву массовой неграмотности. Иначе говоря, антиграмотность стала прикрывать неграмотность,“ – так говорил советский лингвист М.А. Кронгауз, и такую массовую неграмотность мы можем наблюдать на просторах Интернета.

Основными причинами допуска орфографических ошибок являются спешка, невнимательность, элементарное отсутствие знаний правописания и подчинение модным тенденциям.

На примере ошибок, допускаемых в социальных сетях, я узнала, какие из них встречаются чаще всего при общении в Интернете. В ходе работы я анализировала одни из самых популярных социальных сетей России, такие как «Instagram» и «Вконтакте». Именно эти соцсети наиболее популярны у аудитории в возрасте 14-24 лет, но при этом имеют немного разные направления контента. «Instagram» представляет собой платформу для публикаций фотографий и видео и является одной из самых популярных платформ для блогеров. «Вконтакте», являясь мессенджером, не только имеет коммуникативную функцию, но и содержит в себе разностороннюю информацию, например, развлекательные страницы, новости, интернет-магазины и многое другое. В результате анализа я выяснила, что в соцсетях встречаются разнообразные орфографические ошибки, но всё-таки можно сказать, какие из них допускают чаще всего. Очень часто ошибки возникают в теме, которую изучают ещё в начальной школе: правописание —ться и —тся в глаголах. Также люди часто делают ошибки при спряжении глаголов и склонении существительных. Нередко забывается правило написание —н- и -нн- в прилагательных. И последняя самая основная ошибка – неправильное написание безударной гласной в корне слова.

Вывод

Знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма показывает культурный уровень человека и его образованность. Она тесно связана с историческими корнями письменности и представляет собой многовековые устои, которые ведут своё происхождение из древних времён. Изучение орфографических правил начинается в школе, но это не означает, что с окончанием обучения стоит их сразу забыть. Исследование социальных сетей показало, что люди часто забывают правила орфографии и допускают множество различных ошибок. Орфография – наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать её правила. Язык – это наше величие и наша гордость, поэтому каждый человек должен стремиться к чистоте своей речи, как устной, так и письменной, чтобы наши потомки получили в наследие великий и могучий русский язык.

Ссылки и источники

  1. http://rosental-book.ru/
  2. https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-1
  3. http://www.textologia.ru/

Распространённые ошибки в орфографии

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Кривуля М.С. 1


1общеобразовательная школа 13

Перова  И.Н. 1


1общеобразовательная школа 13


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение. Задачи проекта.

Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.

В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!

Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.

Для того, чтобы писать правильно нужно разобраться с понятием орфография. В переводе с греческого языка значит «писать правильно».

Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.

В разделе орфография изучаются такие важные темы как:

Слитное и раздельное написание слов;

Перенос слов;

правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

правописание непроизносимых, удвоенных букв;

и так далее.

При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.

И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.

Задачи исследовательского проекта:

усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;

совершенствование навыков в использовании источников данных;

классифицировать ошибки;

разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;

Цели проекта:

Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;

Закрепить знания о написании слов;

Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;

Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.

Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.

Исследование.

Причины появления орфографических ошибок.

Многие ученики 10-11 классов тоже допускают ошибки. Это является закономерным процессом обучения. У своих одноклассников я спросила: «По какой причине, по –вашему мнению, вы сделали такие ошибки?» и сделала выводы. Ошибки могут возникать из-за разных обстоятельств, таких как:

Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;

Незнание орфографических норм и правил;

Анализ орфографических ошибок.

Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.

В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.

Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.

Таблица.

Слово или фраза

Правильное написание, %

Неправильное написание, %

Правило

Прийти

Прийти, 60%

Придти, 40%

— (посмотреть, как пишется слово в словаре русского языка)

агентство

Агентство, 35 %

Агенство, 65 %

проверочное слово «агент». Следовательно, правильный вариант «агентство».

русификация

Русификация, 30%

Руссификация, 70%

Русь и Россия — два названия русского государства, и от Руси исходит корень слова, поэтому 1 с

попробовать

Попробовать, 85%

Попробывать, 15%

если в первом лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -ую или -юю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени используются суффиксы -ева-, -ова-. Попробую – попробовать.

исподтишка

Исподтишка, 45%

Ис-под тишка, 55%

Пишется только слитно.

поскользнуться

Поскользнуться, 10%

Подскользнуться, 90%

Все просто: Человек шёл по скользкой дороге, поскользнулся, и упал.

кремы

Кремы, 90%

Крема, 10%

правильно, все-таки, будет «кремы». Просто запомните это.

Воскресенье (как день недели)

Воскресенье, 95%

Воскресение, 5%

Если иметь в виду день недели, то обязательно используйте мягкий знак: воскресенье. Если же вы рассказываете о том, как Христос воскрес из мертвых, тогда говорите через «И»: воскресение.

в магазин пойдет Юля, Вика, а также Арсений

Также, 70%

Так же, 30%

«также» это то же самое, что и союз «и», а вот «так же» обозначает «точно так»

Скрепя сердце

Скрепя сердце, 15%

Скрепя сердцем, 85%

Правильное написание этого выражения – скрепя сердце, и обозначает оно то, что делается неохотно, вопреки своему желанию. Скрепя сердце – это значит скрепив сердце, или в целом – укрепившись.

Заключение. Выводы.

Выводы.

По данным таблицы я смогла сделать выводы о том, что даже учась в 10 классе ученики допускают ошибки. Достаточно большое количество слов можно назвать «сложными», так как они затрудняют выбор написания.

Пути решения проблемы.

Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых было забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.

Также нужно уделить больше внимания орфографическим ошибкам, научить школьников пользоваться словарями, проработать более детально ошибки.

Да, в русском языке и без того много правил и разделов, которым нужно уделить время, но все-таки не стоит забывать об орфографии.

Учительский опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Если же времени нет, то можно проработать ошибки в специальных упражнениях и учебниках, созданных для исправления орфографических ошибок. «Русский язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение», 2010), а также и другие учебники под редакцией других авторов.

Используемая литература.

Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1191 г.

М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, 2001 г.

Интернет ресурсы:

https://www.wikipedia.org

Просмотров работы: 3491

Русский язык один из самых сложных языков мира. Обучать человека правильно пользоваться как устной, так и письменной речью необходимо ещё со школы. Поэтому повышение
речевой культуры учащихся является насущной проблемой современного общества.

Актуальность: в связи с распространением сленгизмов, снижением уровня речевой культуры в сфере СМИ, незнанием некоторых правил русского языка количество совершаемых
учащимися ошибок значительно увеличилось.

Проблема: наличие ошибок в письменной и устной речи у подростков способствует утрате истинных знаний языка.

Цель: выявить наиболее распространённые ошибки в устной и письменной речи школьников, причины их возникновения, и составить памятку, которая поможет сократить количество совершаемых ошибок.

Объект: письменная и устная речь учащихся 9-11 классов.

Предмет: ошибки в письменной и устной речи учащихся 9-11 классов.

Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить материал о том, какие существуют ошибки в письменной и устной речи, используя книжные ресурсы.
  2. Провести анкетирование учащихся девятых, десятых, одиннадцатых классов МОУ Гимназии №16.
  3. Выявить тринадцать наиболее распространённых ошибок и составить материал, который поможет поднять уровень грамотности школьников.

Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ литературы и интернет-источников по теме исследования).
  2. Эмпирические (проведение анкетирования, сравнительный анализ полученной информации, вывод).

Практическая значимость: материал данного проекта может быть использован учителями на уроках русского языка, при подготовке учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Исследовательская работа по русскому языку Орфографические ошибки. Почему дети их допускают?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата 29.09.2015
Формат docx
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Долина

Федоровского района Саратовской области

Исследовательская работа

«Орфографические ошибки. Почему дети их допускают?»

Выполнила учитель русского

языка и литературы

Шнайдер Елена Николаевна.

2015 год

Содержание

  1. Введение. Что такое орфография? Орфографические ошибки. Стр.1-2

  1. Причины появления орфографических ошибок. Стр. 2

  1. Работа по предупреждению орфографических ошибок . Стр. 2-3

  1. Анализ орфографических ошибок у учащихся 11 класса. Стр.3-6

  1. Исследование ошибок, допущенных в 11 классе. Стр.6-7

  1. Заключение. Как работать над ошибками в старших классах? Стр.7-8

1.Введение. Что такое орфография? Орфографические ошибки.

Чтобы писать правильно слова, человек должен знать, что такое орфография. Если перевести с греческого языка, то получится «правильно писать». Чтобы людям было легче, в русском языке все правила привели к единой норме и ее зафиксировали в орфографическом своде правил.

Орфография в школе — один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах — повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для учащихся важнейшими являются такие орфографические темы, как:

— правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

— правописание согласных — звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; — чередование гласных в корне слова;

— употребление заглавных букв;

— перенос слов;

— слитно-раздельные и дефисные написания и др.

Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.

Орфографические ошибки — это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их т

1

различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более детальная классификация .

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, — важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

2. Причины появления орфографических ошибок.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок — закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.

Объективными причинами являются:

— незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

— оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

— психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

— наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Из данного факта вытекают следующие методические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, повторить орфографические правила, изученные ранее.

Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.

3. Работа по предупреждению орфографических ошибок.

Я думаю, что работа по предупреждению орфографических ошибок имеет

2

две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.

Самым важным в старших классах, мне кажется, должен быть самоконтроль ученика. Самоконтроль — намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления.

Самоконтроль у школьников развивается с помощью следующих приемов: послогового орфографического проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным текстом; проверка написанного с помощью орфографического словаря; морфемное членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.

Послоговое проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно используется как при списывании, написании диктантов, так и в тестовых заданиях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Полезно оно и при проверке изложений и сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного.

Проверка написанного с помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися любых работ. Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с помощью орфографического словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать отдельные виды орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно это сделать.

Членение слова на морфемы как прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение в правильности написания букв в выделенных частях слова.

4. Анализ орфографических ошибок у учащихся 11 класса.

Свою работу я посвятила рассмотрению орфографических ошибок, допущенных учащимися 11 класса, решив проанализировать их частотность и причины появления.

3

В 2014-2015 учебном году мною было проведено с будущими выпускниками 5 пробных (репетиционных) экзаменов на уровне школы. Знание орфографии проверяется в тестовых заданиях с 8 по 14. Я попыталась выяснить, какие орфографические ошибки они часто допускают. Это представлено в таблице.

Дата пробного экзамена

Число учащихся

№ тестового задания

Орфографические ошибки

% ошибок от числа уч-ся

5.02.2015

8

№8

№9

№10

№12

№14

Безударная проверяемая гласная корня

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными частями речи

Правописание НН и Н

50%

25%

13%

50%

25%

12.03.2015

9

№8

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная корня

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными частями речи

Слитное и раздельное написание наречий и союзов

Правописание НН и Н

11%

11%

11%

44%

44%

4

22%

9.04.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная корня

Правописание приставок Правописание приставок Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными частями речи

Слитное и раздельное написание наречий и союзов Правописание НН и Н

44%

22%

11%

33%

55%

44%

44%

23.04.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная корня

Правописание приставок Правописание приставок Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными частями речи

Слитное и раздельное написание наречий и союзов Правописание НН и Н

22%

33%

22%

22%

55%

22%

66%

7.05.2015

9

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Безударная проверяемая гласная корня

Правописание приставок Правописание приставок Правописание суффиксов

Правописание НЕ с различными частями речи

Слитное и раздельное написание наречий и союзов

Правописание НН и Н

22% 5

11%

22%

22%

44%

44%

55%

Проанализировав материал этой таблицы, я выяснила, что большой % ошибок приходится на следующие правила:

— правописание безударных проверяемых гласных корня (№8);

— правописание НЕ с различными частями речи (№12);

— слитное и раздельное написание наречий и союзов (№13);

— правописание НН и Н в прилагательных и причастиях полных и кратких (№14).

5. Исследование ошибок, допущенных в 11 классе.

Предметом моих исследований стали также ошибки, допущенные 11-классниками в итоговом сочинении и в сочинении ЕГЭ.

Я анализировала работы у 7 учащихся (10 сочинений) и сделала вывод, что в работах встречаются следующие ошибки:

6

1.Безударные проверяемые гласные корня — 6

2.НЕ с различными частями речи — 3

3.Правописание -ТЬСЯ и — ТСЯ — 1

4.Правописание приставок на З и С — 2

5.Правописание суффиксов действительных причастий — 1

6.НН и Н в прилагательных и причастиях — 2

7.Дефисное написание наречий — 3

8.Правописание непроверяемой безударной гласной в корне — 2

Из этого списка ошибок видно, что ошибки на правописание безударной гласной в корне встречаются чаще и что при работе с учащимися и подготовке их к экзаменам нужно уделять больше внимания этой орфограмме. На втором месте стоят ошибки, связанные с написанием НЕ с различными частями речи и дефисное написание наречий. На эти орфограммы тоже нужно обратить внимание.

6. Заключение. Как работать над ошибками в старших классах?

Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.

Опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в

7

одних и тех же словах в течение длительного времени (как это видно из таблиц выше) , поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, консультациях и дополнительных занятиях.

Для выработки правильного написания орфограмм можно выполнить следующие упражнения из учебника «Русский язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение», 2010) : 2,3, 4,5.6 (проверяемые безударные гласные; личные окончания глагола; правописание приставок; суффиксов; чередующихся гласных; местоимений; наречий и др.) и другие упражнения учебника. После выполнения упражнений следует провести проверочную работу или тестирование по орфографии.

8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исследование программного кода на предмет ошибок это
  • Испытывать эмоции речевая ошибка
  • Испытывать нужду ошибка
  • Испугавшийся выстрела заяц показал стрекача ошибка
  • Исправьте словообразовательные ошибки разночинская интеллигенция