Исторические ошибки россии

Все мы иногда ошибаемся. Наши оплошности имеют очень разные последствия от незначительных до непоправимых. Но некоторые из людских неудач были настолько значительными и масштабными, что в той или иной мере они изменяли целый мир за считанные секунды. Винстон Черчилль (Winston Churchill) однажды сказал, что историю пишут победители, но в этой публикации вы сможете убедиться в том, что так происходит не всегда. От столкновения Титаника с айсбергом до крушения платформы Deepwater Horizon – здесь собраны одни из самых громких неудач и ошибок в истории человечества.

25. Вторжение Наполеона и Гитлера в Россию в преддверии зимы

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

И Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер совершали свои амбициозные попытки захватить Россию летом (1812 и 1941 года соответственно), но русские сопротивлялись намного дольше и ожесточеннее, чем ожидал их враг. В итоге в обоих случаях агрессоры позорно отступали именно зимой. Ни армия Наполеона, ни армия Гитлер не были готовы к таким суровым погодным условиям, и по мнению историков, в том числе, по этой причине они и потерпели бесславное поражение, полностью уступив русской армии.

24. Приказ Мао Цзэдуна убивать всех воробьев

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: pixabay.com

В 1958 году Мао Цзедун (Mao Zedong), отец-основатель Китайской Народной Республики, решил, что его страна обойдется без таких животных, как воробьи. Тогда же он и приказал убить всех этих птиц. Спустя 3 года уничтожение воробьев привело к массовому голоду китайцев из-за того, что была прервана пищевая цепочка. Истребляемые ранее именно воробьями насекомые расплодились до невиданной численности (особенно саранча) и съели практически весь урожай в стране.

23. Рональд Уэйн продал свой пакет акций компании Apple

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: pixabay.com

Рональд Уэйн (Ronald Wayne) был третьим соучредителем и владельцем 10% акций компании Apple Computer. В апреле 1976 года он решил продать свою долю за 800 долларов. Увы, тогда он не знал, что сегодня этот пакет акций будет стоить около 63 миллиардов долларов.

22. Студент загубил самое древнее в мире дерево

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Dcrjsr / wikimedia

В 1964 году Дональд Раск Кюрри (Donal Rusk Currey) проводил исследования в сосновом бору Грейт Бэйзин (Great Basin), и его пробоотборник застрял в грунте. Местный лесник помог студенту – чтобы вытащить инструмент, он срубил целое дерево. Позже Кюрри решил посчитать кольца на пне и выяснил, что дереву было почти 5 000 лет. Это было старейшее в мире дерево среди всех задокументированных прежде…

21. История Пизанской башни

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: goodfreephotos.com

На строительство Пизанской башни ушло 177 лет, но спустя всего 10 лет после завершения всех работ в 1372 году она начала наклоняться из-за просадки почвы. В проектировании был явно совершен серьезный просчет. Башня наклонилась на 5.5 градусов, но после реставрации 2010 года угол составляет уже несколько меньше – 3,99 градуса. Специалисты уверены, что следующие 200 лет этому легендарному сооружению не понадобится помощь строителей и реставраторов.

20. Крушение Титаника

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

Крупнейший пассажирский лайнер всех времен, Титаник, когда-то считали непотопляемым кораблем, но во время его первого плавания из Софэмптона в Нью-Йорк (Southampton, New York City) в апреле 1912 года весь мир убедился в обратном. К несчастью, Титаник столкнулся в море с айсбергом, что привело к гибели свыше 1500 человек из 2 224 пассажиров этого гигантского судна. Многие из них умерли от переохлаждения в воде просто потому, что лайнер не был оснащен достаточным количеством спасательных шлюпок.

19. Россия продала США Аляску

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Paxson Woelber / wikimedia

18 октября 1867 года Соединенные Штаты купили у России Аляску по цене в 2 цента за акр (7,2 миллиона долларов в золоте). Русские власти считали, что это бесполезная тундра и не более, и с легкостью расстались с северной землей. Вскоре после этой международной сделки в 1880-1890 годах там была запущена широкомасштабная добыча золота, которая продолжается и по сей день. На Аляске до сих пор добывается больше драгоценного металла, чем в любом другом штате Америки, кроме Невады (Nevada).

18. Открытие пенициллина

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

Александр Флеминг (Alexander Fleming), шотландский биолог, фармацевт и ботаник не особо заботился о гигиене во время своих научных исследований. Именно благодаря его небрежному отношению к чистоте Флеминг и открыл пенициллин. Однажды ученый просто заметил, что на его пробах завелась плесень, убивающая бактерии. Так пенициллин стал первым в мире антибиотиком.

17. В шаге от смертельной катастрофы из-за неверных расчетов

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: abdallahh / flickr

В 1983 году первый воздушный лайнер авиакомпании Air Canada, Боинг 767, был вынужден долгое время планировать и затем совершить экстренную посадку из-за того, что у самолета закончилось топливо. Кто-то ошибся в конвертации метрических систем и неправильно перевел количество галлонов горючего в необходимое число литров для запланированного полета. После того, как оба двигателя Боинга перестали работать, пилоты совершили то, что сегодня считается первым успешным аварийным приземлением коммерческого рейса с помощью приема «скольжение на крыло».

16. Потерявшийся охотник сжег целый лес

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

Неопытный охотник Серхио Мартинез из Вест Ковина, штат Калифорния (Sergio Martinez, West Covina, California) потерялся в лесу в районе Сан Диего (San Diego) и решил развести огонь. К сожалению, этот костер привел к тому, что сегодня называют величайшим пожаром в истории штата. «Кедровый пожар» спалил лес площадью в 1 133 квадратных километров.

15. Жители Лондона убили всех кошек

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: pixabay

Во время Великой Лондонской чумы 1665 года люди заподозрили, что главными разносчиками болезни были кошки, и начали планомерно уничтожать это животное, чтобы очистить город от смертельного недуга. Однако из-за значительного снижения популяции кошек чума приняла еще более серьезные обороты. А все потому, что надо было убивать не кошек, а настоящих разносчиков чумы – мышей и крыс. Великая эпидемия чумы в Лондоне всего за 18 месяцев унесла жизни около 100 000 англичан, что составляло почти четверть населения столицы Великобритании в те времена.

14. Водитель эрцгерцога Франца Фердинанда просто повернул не туда

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софи (Franz Ferdinand, Sophie) в Сараево 28 июня 1914 года считается происшествием, спровоцировавшим начало Первой мировой войны. Эту трагедию можно было бы избежать, если бы водитель Фердинанда не ошибся поворотом, из-за чего машина привела императорскую семью в руки их убийцы — Гаврило Принцип (Gavrilo Princip). Пораженный и обрадованный выпавшему ему шансу, Принцип убил сразу обоих знатных пассажиров несчастливого автомобиля – и Фердинанда, и его супругу.

13. Кто-то забыл закрыть ворота в Константинополь

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

С середины 5 века до начала 13-го столетия Константинополь был крупнейшим и самым богатым городом Европы, не сдавшимся перед натиском арабов, берберов, болгар и русских агрессоров. В 1453 году его взяли в осаду уже турки. Кто-то из горожан не запер одни из входных ворот, через которые захватчики и пробрались внутрь. Жителей жестоко убивали или брали в рабство, а император Константин XI в итоге был казнен.

12. Звукозаписывающая компания Decca Records отказала группе The Beatles

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: wikipedia

В феврале 1962 года относительно неизвестная музыкальная группа The Beatles проходила прослушивание в студии Decca Records в Лондоне. Они исполнили 15 песен, но компания не оценила их выступление и отказала в записи их альбома. Как мы все знаем, Битлы позже стали одной из самых успешных и популярных групп в истории, но без помощи и выгоды для Декки.

11. Австрийская армия победила саму себя

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: wikipedia

В 1788 году во время Битвы за Карансебеш (Karansebes, современная Румыния) австрийская армия раскололась на 2 лагеря, и сражение закончилось тем, что по ошибке австрийцы победили себя самих. Турки, против которых они должны были воевать, прибыли на место сражения спустя 2 дня и обнаружили там 10 000 убитых или раненых и умирающих австрийских воинов.

10. Blockbuster «прошляпил» востребованный сегодня канал Netflix

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Michel Ngilen / flickr

В 2000 году Рид Хастингс (Reed Hastings) обратился к бывшему гендиректору и основателю телевизионной сети Blockbuster Джону Антиоко (John Antioco) с предложением выкупить у Хастингса за 50 миллионов долларов студию Netflix. Антиоко решил, что это бизнес слишком низкого уровня для него, и отказал Хастингсу, не купив Netflix, который тогда был просто службой рассылки DVD. Сегодня компания Netflix оценивается на рынке в 32,9 миллиарда долларов. Владелец Blockbuster, наверное, очень жалеет о своем просчете.

9. NASA потеряло свой спутник из-за ошибки в подсчетах

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

В 1999 году NASA потеряло спутник ценой в 125 миллионов долларов. Космический аппарат, вращающийся по орбите вокруг Марса, пропал из-за того, что Мартин Локхид (Lockheed Martin) из команды инженеров использовал в своих подсчетах британские единицы измерения в то время, как остальные члены команды космического агентства использовали более привычную им метрическую систему для управления орбитальным судном.

8. NASA удалили съемку первой посадки на Луну

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

И снова про NASA. Есть еще кое-что, чем в агентстве не гордятся. Когда пришел черед пересмотреть старые пленки с записью культовой посадки на Луну 1969 года, оказалось, что она была нечаянно стерта, и на эти кассеты уже много раз с тех пор были записаны другие видеоматериалы. Все ради экономии. Для создания новой официальной версии прилунения NASA собрало записи телеэфиров этого события со всего мира и смонтировало цифровой ролик, чтобы исправить эту неприятную оплошность.

7. Пекарь сжег Лондон

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

Спустя всего один год после Великой Лондонской чумы, свирепствовавшей в 1665 году, британской столице пришлось пережить еще одну катастрофу. Пекарь по имени Томас Фарринер (Thomas Farriner) отвлекся от работы, и его пекарня на улице Пуддинг Лэйн (Pudding Lane) загорелась. Пожар скоро распространился на другие части города и охватил еще 13 200 домов и 87 церквей.

6. Визит Юлия Цезаря в сенат закончился очень плохо

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

Жена предупреждала Цезаря, что не стоит ему идти в сенат, но римский политик, известный своим высокомерием, не послушал супругу. Он все равно пошел туда 15 марта 44 года до нашей эры. К несчастью для гордеца, его закололи насмерть 60 членов этого самого сената, включая его лучшего друга Брута. Это довольно известная и грустная история, а ведь стоило всего лишь прислушаться к словам любимой.

5. Чернобыльская катастрофа

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

26 апреля 1986 года во время поспешной ночной проверки на прочность системы электроснабжения, предусматривающей умышленное отключение системы безопасности, произошло непоправимое. Конструкторские недостатки и несоблюдения персоналом, обслуживающим ядерный реактор, протокола по проведению стресс-тестирования повлекли за собой то, что по сей день считается самой страшной ядерной катастрофой в истории человечества.

4. Пожар в Серро-Гранде

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

Разрушительный пожар в Серро-Гранде (Cerro Grande) в 2000 году начался с контролируемого огня. Однако в итоге он быстро вышел из-под контроля из-за сухой и ветреной погоды. Свыше 400 семей города Лос Аламос, Нью Мехико (Los Alamos, New Mexico), лишилось крыши над головой и всей своей собственности из-за пожара, который не стихал еще 3 месяца вопреки всем стараниям спасательных служб.

3. Советские инженеры подожгли газовый карман

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Roderick Eime / flickr

В 1971 году в Дарвазе, центральный Туркменистан, буровая установка пробилась в кратер вулкана. Чтобы продвигаться дальше и обезопасить работу, советские инженеры решили воспламенить газовые скопления, полагая, что они будут гореть от силы несколько недель. Спустя 46 лет кратер все еще полыхает. Он даже стал одним из самых популярных туристических мест в стране.

2. Путешествие Колумба в Америку

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikimedia

В 1492 году Христофор Колумб переплыл Атлантический океан и высадился на берег Америки, хотя он полагал, чтоб открыл новый морской путь для торговли с Индией. Вдобавок, он и его люди нечаянно перевезли с собой целый букет заболеваний, о которых местные жители никогда не знали прежде. Их иммунная система не была готова бороться, например, с оспой, из-за чего целая популяция коренных народов Америки была стерта с лица Земли.

1. Разлив нефти на буровой платформе Deepwater Horizon

Топ-25: судьбоносные ошибки, которые полностью изменили ход истории

Фото: Wikipedia

20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе взорвалась нефтяная вышка корпорации British Petroleum, высвободив из колодца почти 5 миллионов баррелей нефти. Это был крупнейший в истории случай разлива нефти, потеснивший с первого места катастрофу 1979 года, когда 3,3 миллиона баррелей разлились в Мексике в районе залива Кампече (Campeche). Образовавшееся в результате взрыва на Deepwater Horizon нефтяное пятно распространилось на территорию площадью в 176 100 квадратных метров, и эта катастрофа вызвала губительные последствия на всех обитателей моря, убив миллионы рыб, черепах, морских млекопитающих, птиц и других животных.

Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU

В очередной раз пришло время освежить исторические познания по стратегическим проблемам Российской империи перед и в ходе Первой Мировой войны. Тема эта довольно неплохо исследована, разобрана и с военной, и с экономической, и с дипломатической точки зрения, но в массовой публицистике по инерции используются самые базовые показатели. Например, РИ сравнивают со странами Тройственного союза и Антанты по выплавке стали, добыче угля, уровню образования и тому подобным вещам. Но пришло время уточнить картину до уровня конкретных ошибочных решений и нерешённых проблем. Хотя бы в количестве 4 штук.

Проблема 1: экономическая география

Первая Мировая выдвинула на передний план экономический аспект ведения войны, поставив его как минимум на один уровень с военным. А из чего он состоит? Из вопроса о размещении ресурсов, из размещения, количества и качества промышленных и сельскохозяйственных объектов и из транспортного вопроса.

Важнейшим является вопрос топлива и энергетики, на нём, как на становом хребте, держится промышленность и сельское хозяйство, армия и гражданская жизнь в тылу.

Здесь мы (и царские министры) упёрлись в вопрос территориального размещения ресурсов. Например, угля, на котором работали электростанции, ходили поезда и работали заводы.

А дело в том, что в Российской империи к 1913 году было 2 крупнейших угольных бассейна — Донецкий и Домбровский (в царстве Польском). Из которых Домбровский бассейн, №2 по объёмам добычи, далеко обгоняющий Урал и Сибирь, находился в Польше, на самой западной границе, у самой территории Германии и Австро-Венгрии — перед носом у главных противников в грядущей войне.

Соответственно, Российская империя могла потерять — и потеряла в самом начале войны, — второй по значимости стратегический источник угля. Из 2 млн 213 тыс. 843 пудов вычитаем 426 310 пудов — получаем 1 млн 787 тыс. 533 пуда в примерных объёмах, около 20% оценочные потери в добыче угля. Что не замедлило сказаться на работе электростанций, промышленности, железнодорожного и морского транспорта, а также Российского императорского флота.

Сюда же добавим, что Польша, Прибалтика и Финляндия в Российской империи играли важную роль в промышленном производстве. В том же Домбровском бассейне размещался также металлургический центр производства. Российская имперская экономика потеряла текстильные производства в Лодзи к концу 1914-го, в Варшаве и Белостоке — по итогам наступления немцев и австрийцев в 1915 гг. С большим трудом удалось удержать Ригу, в том числе Балтийский флот вёл тяжелые бои во время первого сражения на Моонзундском архипелаге в горле Рижского залива. А в сентябре-октябре 1917-го, ещё до Великой Октябрьской революции немцы всё же заняли этот город и прорвались в Рижский залив, что стало одним из важных факторов для смещения Временного Правительства, в том числе и с экономической точки зрения.

Словом, многие отрасли промышленности и сельского хозяйства понесли ущерб в 1914-1915 гг., что являлось в том числе последствием неграмотного экономико-географического планирования. Бизнес в Российской империи развивался не там, где нужно было для выдерживания масштабной войны, а там, где ему выгоднее всего. Ну, и к долгой войне на самом деле в Зимнем дворце не готовились.

И сюда же, как под-проблему, добавим потерю населения, на примере городского — Варшава и Лодзь были 3-м и 5-м городами по величине во всей империи!

Да и в целом царство Польское, западные области Белоруссии и Украины были густо населены…


Проблема 2: транспортный коллапс

Про этот вопрос известно также довольно неплохо, во всяком случае, в видеороликах и даже школьных учебниках частенько упоминают нехватку подвижного ж/д состава для доставки продовольствия в города к 1917-му году и снабжения фронта. Но пока без конкретики, которую мы сейчас внесём.

Почему в РИ, где железные дороги строились очень интенсивно и было развито хорошее производство паровозов и вагонов, произошёл коллапс к 1916-1917 годам?

Ответ: потому что в предвоенные годы не учли необходимость быстро ремонтировать подвижной состав в течении продолжительного времени (несколько лет). Плечо подвоза даже в европейской части Российской империи было значительным, нагрузка на поезда очень высокой, что ускоряло износ и необходимость в ремонте. С ремонтом заводы не успевали, соответствующие цеха на Путиловском и других заводах сократили производство из-за переброса мощностей на производство военной продукции… Сокращение паровозного парка составило 51% (!!!) к 1917 году по отношению к пиковому 1915-му (см. ниже в таблице), а вагонного состава — на почти 48% (!!!) к тому же 1917-му, по отношению к тому же 1915-му.

Отдельным крайне любопытным нюансом, про который автор вообще услышал на днях, является экспроприация военным командованием гражданских поездов для своих нужд в прифронтовой полосе! То есть скопления подвижного состава, приводившие к пробкам на железных дорогах, были не только в ремонтных заводах и транспортных узлах, но и на пути к фронту, так как господа генералы забирали часть вагонов для своих нужд, чтобы ездить в войска и просто жить. А эти пробки усложняли доставку снабжения и пополнения фронту!

Географический и инфраструктурный факторы ударили по ж/д транспорту также с немалой силой. Дорога на Архангельск (единственный, но замерзающий порт на севере) была одноколейной, в Петроградском ж/д узле отсутствовала прямая связь дорог из Финляндии в остальную Россию, а связь с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком осуществлялась… через всего лишь 2 (два!) моста через Волгу. Всё это создавало соответствующие места для пробок при ж/д-сообщении:

Ещё одним немаловажным фактором железнодорожного коллапса стала коррупция на путях сообщений. Из доклада министра Родзянко известно о развившейся торговле литерами, тем более пагубной из-за того, что многие отрезки дорог находились в частных руках:

Полностью всю информацию, во всех подробностях можно почерпнуть в этой лекции:

Теперь о морском транспорте. Здесь тоже был непорядок и роковые стратегические ошибки.

Ниже приведена таблица с количеством торговых судов в РИ и их вместимостью на начало ХХ века. Как видите, основная нагрузка ложилась на Чёрное и Каспийское море, на втором месте Балтийское море. Перспективные северное и дальневосточные направления либо малозначимы, либо вообще не указаны…

Опять же, причина прежняя — бизнес развивался там, где ему выгодно, а не там, где было нужно для повышения обороноспособности империи. Торговый путь через Босфор и Дарданеллы заблокировала Османская империя, а Балтику — Германская империя.

Это почти незамедлительно привело к проблемам с работой промышленности и электростанций Петербурга, потому что… потому что несмотря на добычу православного донецкого и католического домбровского угля, Питер в основном снабжался английским углём из Бирмингема! Зависимость от импорта, необходимость «импортозамещения» в условиях военного времени также была не особо учтена и привела к некоторым проблемам снабжения.

Возить же нефть из Баку в Питер было весьма накладно и в мирное время.

Но отсутствие незамерзающего порта в Мурманске я вынесу в отдельный стратегический пункт с ошибкой, так как на него завязан и военный вопрос.


Проблема 3: бесполезная база в Либаве вместо порта в Мурманске

Подробно об этой проблеме я уже писал в ноябре 2018-го в статье «Как связаны Николай II, Мурманск и авиация».

Кратко повторюсь в контексте обсуждения общего транспортного коллапса РИ в ходе Первой Мировой.

Ещё в 1890-х Николаю II предложили на выбор два стратегических проекта, связанных с флотом (это кроме Порт-Артура на Тихом океане): родственник царя, великий князь Алексей Александрович стоял за строительство морской базы и крепости в Либаве на Балтике, а министр Витте предложил построить незамерзающий порт на побережье Баренцева моря.

Место, выбранное для строительства порта в Либаве изначально было не особо перспективным: близко к немецкой границе, сложности с течением, ветрами, проблемой размещения кораблей с глубокой осадкой, излишние сложности при строительстве фортов береговой обороны…

А вот порт на Мурмане был выбран экспедицией исследователей верно — крупная незамерзающая гавань, укрытая от ненастья, удобная для защиты. По плану Витте, кроме порта здесь ещё следовало построить электростанцию и прочую сопутствующую инфраструктуру, протянуть железную дорогу…

Догадайтесь, чей проект победил? Правильно, царского родственничка. Несколько миллионов рублей, в том числе разворованных Алексеем Александровичем на благородную старость в обществе парижских любовниц, потерянная в 1915 году Либава, нерешённая стратегическая проблема торговли с Англией, Францией и США.

Намертво к порту в Мурманске привязана тема авиации в Российской империи. Потому что собственного производства двигателей в РИ не было, их покупали в Англии и Франции! Отсюда уже чисто военная проблема: императорские ВВС имели в начале войны больше всего самолётов (263 шт. при 129 лётчиках), но ключевых самолётов российского изобретения и производства было произведено — бомбардировщиков «Илья Муромец» (85 штук), разведчиков «Лебедь-12» с двигателем «Сальмсон» было произведено 200 штук, аэропланов «Анатра-Анасаль» 60-70 штук.

Конечно, кроме авиации через единственный и замерзающий порт на севере, в Архангельске, шли не только детали для авиапрома, но и поставки прочего вооружения, техники и товаров.

Строить железную дорогу до будущего Мурманска стали уже в ходе войны и опоздали. А если бы построили, то всё равно на неё распространились бы те же проблемы — сокращение подвижного состава, пробки и коррупция. Мурманский порт начал работать в конце 1916-го, за несколько месяцев до Февральской революции…


Проблема 4: печальный медицинский вопрос

Медицина относилась и относится к передовому направлению науки, техники и промышленного производства (фармакология). И тут в Российской империи всё было очень и очень грустно.

С 1903 по 1913-й годы количество врачей на 10 000 жителей империи колебалось от 1,1 до 1,4, количество фельдшеров на те же 10 000 человек — от 1,4 до 2,7. Смертность на 1000 человек колебалась от 26,0 (1911) до 30,0.

Это самый-самый общий показатель из всех возможных, без детской смертности и продолжительности жизни.

Для того, чтобы представить хотя бы примерно распределение этих 1,4 врача на 10 000 жителей, нам вновь понадобится карта с плотностью населения — она даёт кое-какое представление и понимание, что скорее всего лучше дела обстояли в Польше, Белоруссии, Украине, Прибалтике и около столиц (Петроград, Москва):

Отсюда можно очень оценочно представить потери в сотрудниках медицины, подлежащих мобилизации.

Возврат раненых в строй составлял 40%, при этом возможность по проведению операций в прифронтовых госпиталях — всего 4% (данные историка Александра Поволоцкого). Для сравнения, у французов возврат раненых в строй составлял до 80%.

Отсюда несложно высчитать, что:

— Если оценивать кол-во раненых в 3 223 508 человек (данные ГУ Генштаба от 3.X.1917), то возврат в строй составил примерно 1 289 403 человека, а 1 934 105 человек в строй не вернулось.

— Если оценивать кол-во раненых в 2 754 202 человека (данные ЦСУ СССР, 1925 г.), то возврат в строй составил примерно 1 101 681 человек, а 1 652 521 человек в строй не вернулся.

— Если оценивать кол-во раненых в 3 850 000 человек (расчёты Головина, СССР, 1939 г.), то возврат в строй составил примерно 1 540 000 человек, а 2 310 000 человек в строй не вернулось.

По мнению историка Александра Поволоцкого, данная картина привела к нехватке пополнений для фронта уже в 1917 году. Конечно, при том условии, что Первая Мировая не воспринималась, как война на уничтожение, тотальная война, и мобилизации в Российскую императорскую армию и флот подлежали люди в возрасте от 21 года (действительная служба), от 39 до 43 лет (ратники 1-го разряда) и люди, годные к нестроевой службе по причинам здоровья и возраста (ратники 2-го разряда). То есть детей 17 лет, как в конце Великой Отечественной, призывать не пришлось. Но…

Но при этом за время войны было мобилизовано 15 800 000 человек, что составляет 8,7 % населения России (для сравнения, в Германии— 20,7%, в Австро-Венгрии — 17,1 %, во Франции — 17%). С сентября 1915 г. пришлось призывать ратников II разряда, ресурс которых был исчерпан к концу 1916-го.

Тогда царю докладывали, что остаются 18-летние (около 750 000), возрастные (свыше 40 лет, последний ресурс, равный по качеству ратникам 2-го разряда, 150 000) и подлежащие переосвидетельствованию «белобилетники» (около 600 000). Всего около 1,5 млн последних людей, призыв которых можно было начинать в 1919 году…

Словом, для кампании 1917 и тем более 1918 гг. сильно нехватало людского ресурса вообще, подготовленного ресурса в частности, в том числе офицеров и особенно младших командиров. Медицина, по оценочным расчётам, смогла вернуть в строй лишь около 1,5 миллиона человек в течении всей войны.

Если бы результативность российской царской медицины была сравнима с французской (в среднем, 80% возврата в строй), то можно было бы дать фронту ещё 1 289 403 человека, всего 2 578 806, если считать по цифрам ГУ Генштаба от 3.X.1917.

То есть почти столько же, сколько собирались выгрести из тыла на кампанию 1917-1918 гг.!

За многочисленными частностями отсылаю вас к полному ролику с лекцией А. Поволоцкого. В ней в гораздо большем объёме раскрывается тема + детали фармакологического производства. Например, на фронте и в тылу Первой Мировой очень нехватало банального йода в качестве антисептика…

Вместо заключения

Перечисленными в заметке проблемами список не заканчивается. На память приходит много чего ещё — «снарядный голод», в том числе из-за выросших цен на частных заводах, продовольственный кризис, инфляция… И многое другое.

Однако в рассмотрении конкретных 4 проблем (экономическая география, транспорт, включая важнейшие морские порты, зависимость от импорта многих товаров и компонентов для высокотехнологичных видов производства, включая авиацию, и состояние медицины) нам удалось приблизиться к пониманию человеческого фактора в планировании и оценке стратегических перспектив, чтобы определить «имена и фамилии». Кроме объективной картины существуют ещё и конкретные просчёты руководства страны, приведшие к необходимости выхода России из Первой Мировой войны.

П.С. Большевиков даже рядом не стояло :- )

03 января 2018, 16:05 / Мнения / Аналитика

Девять исторических ляпов политиков

Путин – о евреях во власти, Мединский – о потерях немецких войск, а Поклонская «цитирует» Суворова

Путин – о евреях во власти, Поклонская «цитирует» Суворова, а Мединский – о потерях немецких войск

/ Ведомости, ТАСС

Российские политики, в том числе и первые лица, нередко призывают уважать историю и бережно относиться к прошлому. К сожалению, это далеко не всегда получается у них самих. Они делают грубые фактические ошибки, демонстрируют недостатки школьных и вузовских курсов истории.

/Пресс-служба президента России

Кто и где сказал. Президент Владимир Путин во время посещения Еврейского музея и Центра толерантности в Москве в 2013 г.

Цитата. «Решение о национализации этой библиотеки (библиотеки Шнеерсона — «Ведомости») было принято первым советским правительством, и членами его примерно на 80–85 процентов являлись евреи».

В чем ошибка. Президент стал жертвой распространенного предрассудка о еврейском засилье в руководстве партии и государства в первые годы Советской власти. Если отбросить выдумки лжеученых, способных выявить еврейское родословную у каждого эсера, большевика и кадета, то в первом составе Совета народных комиссаров (СНК) евреев было 8%: из 16 его членов евреем был только Лев Троцкий. В Совнаркоме РСФСР в 1917–1922 гг. евреев было 12% (6 человек из 50). В ЦК РСДРП(б) накануне октября 1917 г. евреев было 20% (6 из 30), а в первом составе политбюро ЦК РКП(б) – 40% (3 из 7).

/Евгений Разумный / Ведомости

Кто и где сказал. Министр культуры Владимир Мединский в колонке на сайте iz.ru.

Цитата. «22 июня люфтваффе потеряло 300 самолетов. Больше таких
колоссальных потерь у немецких ВВС не было».

В чем ошибка. Даже советская пропаганда не позволяла себе таких преувеличений и говорила про 200 сбитых 22 июня 1941 г. самолетов противника. Авторитетный исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отечественной войны Дмитрий Хазанов, детально изучивший советские и немецкие документы о боевых действиях авиации, установил, что в первый день войны противник недосчитался 78 самолетов. Это никак не принижает подвига советских пилотов, принявших первый бой в трагических и неравных условиях. А ложь никак не способствует воспитанию патриотизма и уважению к истории и ее героям.

/Евгений Разумный / Ведомости

Кто и где сказал. Председатель совета министров Крыма Сергей Аксенов 17 марта 2017 г. в эфире крымского телеканала.

Цитата. «Николай II поиграл в демократию, в итоге там потеряли Аляску, потеряли ну вообще. Потеряли империю. <…> Ну вот группа баламутов просто-напросто настроила царя, то есть на негативный лад, и так далее. И что мы получили? Сегодня у России была бы Аляска. Ну так, одну минутку. Это изменило бы геополитическую ситуацию во всем мире».

В чем ошибка. Николай II, конечно, не самый успешный русский царь, но обвинять его в потере Аляски, проданной США в 1867 году в период правления его деда, Александра II, вряд ли уместно. Николай II родился в 1868 г., спустя год после передачи Аляски США.

/Андрей Гордеев / Ведомости

Кто и где сказал. Прокурор Крыма* Наталья Поклонская в эфире радиостанции «Вести FM» осенью 2016 г.

Цитата. «Вы знаете, как говорится: служить хочу, да прислуживать тошно. Это наш великий полководец Суворов сказал»

В чем ошибка. Видимо, в школе Наталья Владимировна не слишком усердно изучала русскую классическую литературу. В действительности это слова Чацкого из пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума», в оригинале цитата звучит так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

/Максим Стулов / Ведомости

Кто и где сказал. Председатель Госдумы и Высшего Совета
«Единой России»*
Борис Грызлов в онлайн-интервью Газете.ру в марте 2010 г.

Цитата. «Сам термин «лженаука» уходит глубоко в средние
века. Вспомним Коперника, которого сожгли на костре за фразу «Земля все-таки
вертится».

В чем ошибка. Фраза «Земля все-таки вертится» принадлежат Галилео Галилею, который не был казнен. По приговору суда инквизиции был сожжен был другой итальянский ученый, Джордано Бруно, а Николай Коперник дожил до преклонных по тем временам (XVI в.) — 70 лет.

/Максим Стулов / Ведомости

Кто и где сказал. Депутат Госдумы Вячеслав Никонов на ток-шоу
«Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» 3 декабря 2017 г.

Цитата. «Я вот обратил внимание на количество маккартизма в Соединенных Штатах
Америки. Это ведь у них давно началось. Вот лидера Социалистической
партии Юджина Дебса посадили на два года за то, что он выступал против
Первой мировой войны. А в России Ленина за это не посадили».

В чем ошибка. Внуку известного функционера РКП(б) и ВКП(б) Вячеслава Молотова и доктору исторических наук неплохо бы знать, что в период Первой мировой войны Ленин находился в эмиграции сначала на территории Австро-Венгрии, а затем переехал в Швейцарию. Оттуда он с соратниками и отправился в Россию через Германию в знаменитом пломбированном вагоне.

/Евгений Разумный / Ведомости

Кто и где сказал. Юрий Афонин, зампредседателя ЦК КПРФ, на ток-шоу
«Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» 7 ноября 2017 г.

Цитата. «При царизме ничего хорошего не было. Нефтью в
Азербайджане владели американцы — Ротшильды. И всюду был сепаратизм. Страна
стала разваливаться. А Гражданскую войну развязали белочехи. 14 стран хотели
разделить Россию. Я как историк еще много фактов могу привести».

В чем ошибка. Странно, что историку Афонину неизвестно, что бакинские промыслы осваивали представители семьи Нобелей (шведы), а не Ротшильды, занимавшиеся в Баку торговлей нефтью и ссудными операциями. Они были французами, а не американцами. Кроме того, в начале ХХ в. Ротшильды продали свои активы в России компании Royal Dutch Shell. Кроме того, Гражданскую войну в Поволжье весной 1918 г. спровоцировали не чехи, а попытка их разоружения отрядами Красной гвардии. Было бы также интересно узнать, как намеревались участвовать в разделе России, например, Сербия, Греция или Италия, войска которых участвовали в интервенции.

/Евгений Разумный / Ведомости

Кто и где сказал. Бывший губернатор Орловской области Вадим Потомский на пресс-конференции в ТАСС 22 июля 2016 г.

Цитата. «Иван Грозный однажды произнес фразу: «Я виновен в смерти своего сына, потому что вовремя не отдал его лекарям». Когда они ехали в дороге и он заболел, они ехали из Москвы в Петербург».

В чем ошибка. Потомский явно не в ладах с хронологией. Иван Грозный правил в 1547-1584 гг., а Петербург был основан Петром Первым в 1703 г.

/Евгений Разумный / Ведомости

Кто и где сказал. И снова президент России Владимир Путин на пресс-конференции 14 декабря 2017 г.

Цитата. «Украина вошла в состав Российской империи в 1645 г. тремя областями, если говорить сегодняшним языком: Киев, Чернигов и сегодняшний Житомир – там как‑то по‑другому центр назывался, – три области».

В чем ошибка. В действительности Левобережная Украина (нынешние Полтавская, Сумская, Черниговская области и часть Киевской) были присоединены к России в 1654 г., когда она еще не была империей, которую провозгласили существенно позже, в 1721 г. при Петре I. Житомир и окружающие его волости не были присоединены к России и остались в составе Речи Посполитой до конца XVIII в.

*Должности указаны на момент выступления.

У каждой страны есть повод для национальной гордости, но, в то же время и страницы позора. Что-то, что сделали предки. То, за что потомкам стыдно.

У немцев, например, до сих пор сильно чувство вины за злодеяния фашистов. На улицах Берлина, в Нюрнберге множество напоминаний о Третьем Рейхе, но везде рядом с этой памятью вы увидите стенды и плакаты, где рассказывается о нацистских преступлениях и том, что нынешним немцам стыдно за это.

В самом центре Берлина видел уличную выставку с портретами знаменитых немецких евреев, которые были уничтожены гитлеровским режимом или сбежали за границу, прячась от него же. Эти люди могли принесли Германии новые открытия, но Германия принесла им только несчастья.

Поэтому немцы не смеются над анекдотами про Гитлера, и рассказать его — лучший способ вызвать смущение, если не раздражение. В шутку «зигануть» при встрече — огромное оскорбление. Не только для немца, кстати, почти для любого европейца. У нас я такое видел неоднократно.

У Соединённых Штатов тоже есть повод для стыда. С ходу вспоминаются два самых ярких — геноцид индейцев и рабовладельчество. И, если первый далеко не самый популярный в людских массах, всё же проблемы коренных америкнцев обычно занимают только их самих, выпрашивающих дополнительные дотации и налоговые послабления. А вот период эксплуатации чёрных рабов, привезённых из Африки — определённо, вызывает в душе почти каждого американца чувство неловкости.

Хотя, в ряде штатов до сих пор популярны мнения о какой-то «неполноценности» чёрных, всерьёз это не воспринимается, а главное, не поддерживается государством даже на уровне округа. Потому что это та самая, «стыдная» страница, о которой не стоит забывать.

И в первом и во втором случаях государства признают ошибки прошлого, выплачивают компенсации и учат граждан, что так больше делать нельзя.

Не смог вспомнить, какие ошибки прошлых Россий были признаны и за который попросили прощения? Крепостное право? Допустим, это было давно. Октябрьская революция? Были ли принесены извинения перед дворянством, купечеством, зажиточным крестьянством, что государство их ограбило, что многим пришлось бежать из страны? Может быть — сталинские репрессии? ГУЛАГ? В чём заключалась «реабилитация»? Эти люди получили по квартире и машине? Им было возвращено всё конфискованное имущество? Или, может быть, Россия просила прощения за антисемитизм? У нас, конечно, гитлеровщины не было, но до сих пор достаточно случаев расизма, и не только в отношении евреев (которые и так почти все уехали).

Мне кажется, что моя страна, к сожалению, ни одной ошибки своей истории не признала. Поправьте, если не так.

Исторические монументы и памятники, как маяки, освещают важные вехи в истории государства, напоминая людям о значимых датах и событиях. Иногда при создании скульптур авторы допускают ошибки, связанные с осознанной вольной трактовкой либо обычной некомпетентностью. Сегодня мы рассмотрим несколько известных российских памятников, содержащих исторические ошибки в области ставрографии.

Прежде всего следует пояснить, что ставрография — это сложившаяся историческая дисциплина, связанная с изучением иконографии и истории христианского Креста как одного из основополагающих религиозных символов. В настоящее время в России существует немало ученых, религиозных деятелей и просто исследователей-коллекционеров, которые занимаются развитием ставрографии, пишут на эту тему образовательные статьи и даже издают книги-каталоги.

Мы решили рассмотреть с точки зрения ставрографической науки некоторые известные российские монументы, посвященные выдающимся историческим личностям и событиям, и нашли немало занимательных несоответствий.

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве

Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.

Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам.

Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор.

Памятник Ивану Грозному в Орле

Памятник Ивану Грозному в Орле.

Памятник Иоанну Васильевичу, открытый недавно в Орле, вызывал бурные споры общественности еще до момента установки, несмотря на это большинство жителей Орла одобрило установку скульптуры. Не обсуждая политические и социальные вопросы, связанные с фигурой царя Ивана Грозного, рассмотрим монумент с точки зрения ставрографии, тем более что памятник украшен сразу двумя выразительными крестами.

Напрестольный крест в руке Ивана Грозного в Орле.

За время правления Ивана Грозного площадь российского государства выросла почти в два раза. Вслед за расширением границ страны расширялись и границы христианского влияния. Крест в поднятой правой руке царя изображает Иоанна Васильевича, как крестителя новых земель. К сожалению, создатели монумента отнеслись к изображению этого символа весьма вольно, вручив царю крест, датируемый примерно 19-20 вв. с разницей во времени не менее 300 лет.

Нательный крест на памятнике Ивану Грозному в Орле.

Известно, что при всей своей противоречивости Иван Грозный был очень набожным человеком. Вероятно по этой причине, другой нательный крест висит поверх одежды царя. Но авторы памятника промахнулись и с ним, изобразив распространенный тип креста 17-18 веков, именуемый у коллекционеров «штурвалом». На этот раз разброс во времени составил 150-200 лет.

Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области

Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области

В 2017 году на территории музейного комплекса в Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт монумент Великому князю Иоанну III. Хотя для официальной истории он долгое время находился в тени своего внука Ивана Грозного, в последние годы происходит переоценка важности деяний Иоанна III, приведших к объединению разрозненных княжеств и возвышению Московской Руси, фактически заложивших основу для будущего развития единого сильного государства.

Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области.

Авторы монумента украсили фигуру Великого князя красивым наперсным крестом, но… современным. В 15 веке нательные кресты выглядели иначе, а подобных массивных крестов не существовало. Ошибка в 500 лет.

Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде

Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде.

Своим появлением современный Белгород во многом обязан последнему из династии Рюриковичей царю Федору Иоанновичу, который в конце 16 века повелел создать засечную черту из русских крепостей на пути набегов крымских татар. В 2016 году на бульваре в центре города был установлен памятник, изображающий государя, который сидит на троне с символами власти в руках и зорко вглядывается в даль.

Идея монумента красивая и символичная, но и тут не обошлось без ставрографической ошибки. На шее Федора Иоанновича висит наперсный крест, не имеющий точных исторических аналогов. Вероятно это плод авторской фантазии, возможно созданный по мотивом модерновых крестов 19-20 вв.

Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве

Памятник князю Владимиру в Смоленске.

В России установлено минимум тринадцать монументов князю Владимиру, а в мире их насчитывается порядка двадцати с учетом сборных скульптурных композиций. На большинстве из них вопросы ставрографии трактуются весьма вольно, но сегодня мы рассмотрим только два из них — в Смоленске и Москве.

Памятник князю Владимиру в Москве на территории Даниловского мужского монастыря.

Дело в том, что на обоих памятниках князь Владимир, несмотря на разницу в возрасте, держит в руке очень похожие кресты. Доподлинно известно, что во время правления Владимира на рубеже 10-11 веков кресты выглядели по-другому. Авторы обеих скульптур вложили в руку князя кресты, созданные по мотивам изделий 19-20 веков.

Кресты на скульптурах князя Владимира в Смоленске и в Москве.

К вопросу, поднятому в статье, можно относиться по-разному. С одной стороны, расхождения в датировках и визуальных образах крестов, которые визуально являются незначительными деталями монументов, никак не сказываются на общем авторском замысле, да и подавляющее число граждан эти расхождения просто не замечают.

С другой стороны, Крест на Руси всегда был важным символом Веры, очень значимым предметом для русского человека. Присутствие креста на каждом из памятников обусловлено смысловой нагрузкой, раскрывающей идею монумента. Авторы скульптур вполне могли бы обратиться за консультацией к научному сотруднику любого доступного музея.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исторические ошибки правителей
  • Исторические ошибки корана
  • Историческая ошибка это
  • Истории на ночь цена ошибки
  • Истинный документ какая ошибка речевая