Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например: Иванов был круглый сирота (Н.Г. Гарин-Михайловский). — И над ней умирает луна — эта круглая сирота (М. Исаковский).
Ср. другие примеры: Спи, мой малютка, спи (В.А. Жуковский). — Снова слышу за стеною над малюткою больною баюшки—баю (А.Н. Плещеев); Комаров был человек серьезный, скупой на слово, большой работяга (А. Макаренко). — Уж я сама немножко зарабатываю. Я ведь жуткая работяга (Л. Леонов); Миловидов… отчаянный задира и драчун (М. Горький). — Зинаида вовсе не такая задира, как о ней говорят (И.А. Арамилев).
Поэтому, если о мальчике могут сказать, что он забияка, задира, неряха, обжора, разиня, соня, растрепа, лежебока, зевака, злюка, растеряха, грязнуля, копуша, сластена, тупица и т. д. (конечно, не все эти «достоинства» приписываются одному и тому же мальчику, их следует распределить между многими), то, желая усилить малоприятную для него характеристику, можно добавить определения большой, неисправимый, страшный, жуткий и т. д. А говоря о девочке, мы бы употребили те же существительные с добавлением определения-прилагательного в форме женского рода.
Но в разговорной речи при словах общего рода, имеющих окончание -а, встречается постановка определения в форме женского рода и в тех случаях, когда речь идет о лице мужского пола, например: Он такая растяпа; Он известная лакомка.
Сравнивая словосочетания два прилежных ученика — две прилежные ученицы, мы находим в них разные формы согласования определений-прилагательных с существительными. Это связано с различием в грамматическом роде самих существительных.
При сочетании определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре, обычно используются такие формы согласования:
1) при существительных мужского и среднего рода определение, находящееся между числительным и существительным, ставится в форме родительного падежа множественного числа, например: два высоких дома, три широких окна; ср.: В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа (К. Симонов); Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами (А.Н. Толстой).
2) при существительных женского рода в этом положении определение чаще ставится в форме именительного падежа множественного числа, например: две широкие улицы, три молодые девушки, ср.: На изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры (А.Н. Толстой).
Будет ли считаться ошибкой, если ученик напишет: Наша семья занимает две больших комнаты? Нет, такая форма согласования тоже допустима, хотя встречается реже. Ср.: у писателей: …Примостились две взрослых дочери (М. Шолохов); Алеша заметил две темных лодки (К. Федин).
Если определение стоит перед числительными два, три, четыре, то оно ставится в именительном падеже, например: первые два дня, последние три недели, каждые четыре часа. Ср.: Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (И.С. Тургенев); Остальные три лошади шли сзади (М. Шолохов).
Если определение (обособление) стоит после сочетания числительного два, три, четыре с существительным, то чаще тоже ставится в именительном падеже, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л.Н. Толстой).
Мы говорим: жители нашего и соседнего домов (не дома, так как речь идет о двух домах), но мы же говорим: существительные мужского и среднего рода (не родов, хотя имеются в виду два рода). Как объяснить это различие в форме числа существительных, при которых имеются два определения, указывающие на разновидность предметов? Почему в одних случаях употребляется форма единственного числа, а в других — форма множественного числа? Как бы вы сказали: Окна были освещены в правой и левой половине (или половинах) дома?
В рассматриваемом случае единственное число употребляется:
1) если форма множественного числа этого слова вообще не употребляется: научный и технический прогресс, тяжелая и легкая атлетика;
2) если это существительное имеет во множественном числе иное значение, чем в единственном: железнодорожный и водный транспорт (в значении «средство сообщения»), тогда как транспорты (с продовольствием) обозначают «поезда или морские суда, предназначенные для перевозки чего-либо»; молодежное и студенческое движение (ср.: ритмические движения);
3) если перечисляемые разновидности предметов тесно связаны между собой по смыслу, образуют сочетания терминологического характера: в правой и левой руке (также: в правой и левой половине дома, см. выше), существительные мужского и женского рода, глаголы первого и второго спряжения, совершенного и несовершенного вида, в настоящем и будущем времени, формы первого и второго лица.
Существительное ставится во множественном числе, если подчеркивается наличие нескольких предметов: золотая и серебряная медали, токарный и фрезерный станки, болгарская и польская футбольные команды, английский и французский языки. Например: Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы (Л.Н. Толстой).
Сопоставляя сочетания мой отец и мать и родные брат и сестра, мы можем сделать вывод: если определение относится к двум иди нескольким существительным, то оно может стоять или в единственном, или во множественном числе.
Определение ставится в форме единственного числа, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным. Так, в предложении у И.С. Тургенева: Дикий гусь и утка прилетели первыми— речь не могла идти о диком гусе и домашней утке. Или: Ее великолепная шуба и шляпка не производили никакого впечатления (А.П. Чехов) — по смыслу великолепными были и шуба и шляпка. Ср.: летний жар и зной, морской прилив и отлив, уличный шум и грохот, школьная успеваемость и дисциплина, каждый завод и фабрика, советская печать, радио и телевидение. Сравните также у писателей: Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор (А.С. Пушкин); Сначала слышался общий веселый говор и хохот за ужином… (Л.Н. Толстой).
Определение ставится в форме множественного числа, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов: в комнате стояли коричневые шкаф и диван; прошли мимо десятилетние мальчик и девочка; посетить передовые колхоз и совхоз. Ср.: Зеленели молодые рожь и пшеница (А.П. Чехов).
Как бы вы сказали: Я давно не видал моего (или моих) брата и сестру?
Найдите и исправьте ошибки в согласовании.
1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовали в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменные.
4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5. Иванов был круглая сирота.
6. Он такая растяпа!
7. Это было в проливе Босфоре.
8. Это случилось в штате Мичигане.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарны шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.
12. Три скамейки стояло у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадут завтра.
15. Музей-квартира закрыта на ремонт.
16. Плащ-палатка была уже сложена.
17. Космический корабль летит к планете Марсу.
18. Над горой Казбеком взлетел флаг.
19. Для этого потребуются несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написала об этом?
22. При погрузке сэкономлены 32 часа.
23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.
26. Она опытная инженер.
27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
29. Детвора с утра резвились во дворе.
30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовал в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменная.
4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5. Иванов был круглый сирота.
6. Он такой растяпа!
7. Это было в проливе Босфор.
8. Это случилось в штате Мичиган.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарна шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.
12. Три скамейки стояли у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадет завтра.
15. Музей-квартира закрыт на ремонт.
16. Плащ-палатка был уже сложен.
17. Космический корабль летит к планете Марс.
18. Над горой Казбек взлетел флаг.
19. Для этого потребуется несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написал об этом?
22. При погрузке сэкономлено 32 часа.
23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.
26. Она опытный инженер.
27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.
29. Детвора с утра резвилась во дворе.
30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна.
АТ
Алексей Тарасов
исправьте синтаксические ошибки
Помогите исправить ошибки, указать какие
Я не заметил, что находился ли он в комнате.
Лаборанту предоставили отпуск согласно личного заявления.
Иванов был круглая сирота.
Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
В мастерскую привезли табуретки, сделавшиеся столярами.
Алёна Базаргулова
Я не заметил, что находился он в комнате.
Я не заметил, находился ли он в комнате.
Лаборанту предоставили отпуск согласно личному заявлению.
Иванов был круглым сиротой.
В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
А(
Александр (())
не знаю, у меня тоже с русским одни проблемы) )
Ну вот в последнем-
В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами. .
Третье-Иванов был круглой сиротой? Или нет… не уверена вообщем; З
первое-Я не заметил, что он находился в комнате.. .
А вот другие-без понятия!
АР
Алексей Рудковский
Я не заметил, находился ли он в комнате.
Лаборанту предоставили отпуск согласно личному заявлению.
Иванов был круглой сиротой.
По окончании экскурсии в ресторане нас ждал обед.
В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
АК
Анна Касаткина
Объяснение:
Я не заметил, что он находился в комнате. / Я не заметил, находился ли он в комнате. — каждое из слов «что» и «ли» может вводить придаточное предложение, вместе их употреблять нельзя.
Лаборанту предоставили отпуск согласно личному заявлению. — согласно (кому? чему? ) — требуется дат. падеж
По окончании экскурсии в ресторане нас ждал обед. — деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему субъекту, что и сказуемое, поэтому здесь его нельзя употребить.
Иванов был круглым сиротой. — прилагательное согласуется с фамилией «Иванов»
В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами. — причастие в страдательном залоге, потому что действие производили над табуретками, а не табуретки себя делали.
Св
Светлана
находился ли он (неправильно время)
личному (падеж)
круглой (падеж)
ждёт (время)
сделанные (время)
найдите и устраните ошибки в предложениях.
а) председатель собрания представил слово докладчику.
б) Пейзаж города обогатился новыми зданиями.
в) План по выпуску цветных металлов не выполняется.
г) Иванов был круглая сирота.
д) Не оставляйте топящие печи без присмотра
е) И это письмо Анна Петровна заставляет читать саму Машеньку.
ж) Самодеятельных духовых оркестров в нашем крае более полуторасот.
з) В новом костюме Дима выглядел как истинное денди.
и) После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.
к) Началась подготовка по проведению выборов.
- Дисциплины
- Виды работ
Русский язык
Курсовой проект — Педагогика
Другие курсовые по предмету Педагогика
вность работы сердца и легких.
Задание 10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении. Исправьте и запишите:
1) Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.
2) В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.
3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.
4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.
5) Тридцать один подписчик журнала Коммерсант выиграли льготную подписку на следующий год.
1) Сквозь шум машины я услышал угрожающие рокотание и гул реки.
2) В его душе попеременно появлялись страх, досада, обида.
3) Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочка.
4) Дикий гусь и утка прилетели первыми.
5) Тридцать один читатель журнала Коммерсант выиграл льготную подписку на следующий год.
Задание 11. Нормы употребления однородных членов нарушены в предложении. Исправьте и запишите:
1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструкции, и какие меры нужно принять для его реализации.
2) И я люблю вас за все — за прошлое и настоящее, за вчерашнее и сегодняшнее.
3) Значительные изменения и реформы произошли в последнее время в жизни общества.
4) Дипломант конкурса награжден премией и высокой оценкой жюри.
5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и которые преодолевают препятствия.
1) Дирекция завода утвердила предложенный проект реконструкции и меры для его реализации.
2) И я люблю вас за все — за прошлое и настоящее, вчерашнее и сегодняшнее.
3) Значительные изменения произошли в последнее время в жизни общества.
4) Дипломант конкурса награжден премией.
5) Среди литературных героев ему нравились люди, ищущие свое место в жизни и преодолевающие препятствия.
Задание 12. Речевые недочеты и ошибки допущены в предложении. Исправьте и запишите:
1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал что я еще не проголодался.
2) Он говорил, что у Магды была колдовская власть над людьми.
3) Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.
4) С горы были видны дома и поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.
5) Лес, погруженный в туман и который окружал нас со всех сторон, вызывал ужас.
1) Когда его спросили, почему он не садится к столу, он сказал, что еще не проголодался.
2) Он говорил, что Магда обладала колдовской властью над людьми.
3) Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.
4) С горы были видны дома, а также поля пшеницы, которые обрабатывали селяне.
5) Лес, погруженный в туман и окружающий нас со всех сторон, вызывал ужас.
Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в согласовании:
1) Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2) Тридцать один ученик участвовали в походе.
3) Большая часть домов в этом районе каменные.
4) На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5) Иванов был круглая сирота.
1) Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2) Тридцать один ученик участвовал в походе.
3) Большая часть домов в этом районе каменные.
4) На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5) Иванов был круглый сирота.
Задание 14. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов:
1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.
2) По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.
4) Об этом не раз уже было указано.
5) На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.
1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личному заявлению.
2) С приездом в Москву он чувствовал себя плохо.
3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.
4) На это не раз уже было указано.
5) На собрании постановили выдать премию.
Задание 15. Исправьте речевые ошибки:
1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2) Что можно комментировать о таком ударе?
3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.
4) На конференции состоялся обмен мнений.
5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
1) Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2) Как можно комментировать такой удар?
3) Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.
4) На конференции состоялся обмен мнениями.
5) Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
Задание 16. Исправьте речевые ошибки:
1) У стены стоит черная рояль.
2) На ужин мы приготовили жареную картофель.
3) По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.
4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.
5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.
1) У стены стоит черный рояль.
2) На ужин мы приготовили жареный картофель.
3) По обеим сторонам дороги росли высокие деревья.
4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.
5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.
Задание 17. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений:
1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.
3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.
4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.
5) В комнате возле печи ст?/p>
- Назад
- 1
- 2
- 3
- Далее
Упражнения по стилистике русского языка — Ирина Борисовна Голуб 2001
Синтаксическая стилистика
Согласование определений и приложений
Упражнение 328. Проанализируйте формы согласования определений и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта. Отметьте случаи нарушения писателями современной литературной нормы.
1. Иванов был круглый сирота (Г.-М.). 2. И над ней умирает луна — эта круглая сирота (Ис.). 3. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели (П.). 4. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза (П.). 5. Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги (П.). 6. На них он выменял борзые три собаки (Гр.). 7. Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т.). 8. По платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки (Шол.). 9. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (С. -Щ.). 10. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Т.). 11. Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы (Л. Т.). 12. Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут (П.). 13. Ее великолепная шуба и шляпка не произвела никакого впечатления (Ч.). 14. Можно себе представить, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Акс.). 15. Замечено передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги (Л. Т.). 16. За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой (Сурк.). 17. Поезд остановился у станции Злынка. 18. Придется ждать добрых полчаса. 19. Организация праздника проведена была и оформлена за три-четыре последних дня (Фурм.). 20. Вдали показались две высокие пальмы. 21. Захват заложников произошел в автобусе в городе Минеральные воды. 22. Полк дошел походным порядком до города Ровно (Шол.). 23. На острове Кипр можно отдыхать круглый год у моря. 24. Это случилось близ города Ниш. 25. Собрались атаманы за хутором Сестраковом. 26. Жестокие бои произошли у деревни Берестечко. 27. Детство мое прошло в местечке Ельск. 28. Намечены сроки визита в Москву президента южноамериканской республики Колумбия. 29. Всемирный экономический форум проходил на курорте Давос в Швейцарии. 30. Губернаторы штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, где живут много русских эмигрантов, требуют внести изменения в закон о пособиях (из газ.).
Упражнение 329. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного — множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.
1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый — неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных — огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные — неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых — целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой — новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые — первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие — набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда — команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место — места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области — областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического (факультета — факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную — разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный — реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей. 13. Объявлен конкурс на решение (шахматного — шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный — специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий — отстающие) ученик и ученица.
Упражнение 330. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме; укажите возможные варианты.
1. Писательница Галина Николаева родилась в деревне (Усманка) Томской области. 2. Установлена прямая фототелеграфная связь между городами (Москва) и (Кемерово). 3. Дом отдыха построен близ реки (Истра). 4. Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река). 5. Выставка картин испанских мастеров была организована в музее («Эрмитаж»). 6. Близ города (Крюков), за селом (Уклеево), начинается узкоколейная дорога, доходящая до озера (Краюхино). 7. В столице Чувашии, городе (Чебоксары), открылся новый драматический театр. 8. Первая группа туристов остановилась в гостинице («Москва»). 9. Много живописных мест вы найдете на реках (Дон) и (Северный Донец). 10. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр). 11. В Москву для ведения переговоров по вопросам экономического сотрудничества между Россией и (Республика Индия) прибыла делегация. 12. Поезд остановился на станции («Трикотажная»). 13. Один из московских универмагов находится на улице (Арбат). 14. Мы приближались к древнему городу (Афины). 15. Португальский лайнер «Санта Мария», направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра).
Упражнение 331. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений, мотивируйте свою стилистическую правку.
1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва — Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.
вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
При построении простого предложения довольно часто нарушаются правила согласования сказуемого с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила:
- Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
- При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
- При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
- Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
- Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:
1) грамматическое: сказуемое ставится в единственном числе (Большинство граждан России пришло на выборы);
2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)
Согласование по смыслу предпочтительно:
1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;
2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;
3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.
4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.
5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.
Форма множественного числа предпочтительна:
1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);
2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);
3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).
- В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, единственное число сказуемого употребляется:
1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски);
2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов);
3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать)
4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол — (Полгода пролетело)
Форма множественного числа сказуемого употребляется
1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);
2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);
3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах).
Прим. если сказуемое предшествует подлежащему, используется ед.ч.: На столе лежит несколько тетрадей.
- Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей—квартира Владимира Высоцкого интересен всем)
- При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
- При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого:
1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении
2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы)
- В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным.
1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна).
2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив)
Существуют и особые случаи согласования сказуемого с подлежащим:
- если подлежащее выражено несклоняемым неодушевленным существительным, то сказуемое при нем употребляется в форме среднего рода. Например: Метро открыто. Исключение: слова типа кофе, тюль — мужского рода: Кофе уже стоял на столе. Густой тюль скрывал черты ее лица;
- если подлежащее выражено местоимением кто или производными от него местоимениями кто-то, кто-нибудь, кто-либо и т.п., то сказуемое употребляется в форме мужского рода. Например: Кто-то о вас сегодня спрашивал.;
- если подлежащее выражено местоимением что или производными от него, то сказуемое употребляется в форме среднего рода. Например: Что-то изменилось в ее голосе;
- если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, то сказуемое имеет форму как единственного, так и множественного числа.
Несогласованное сказуемое выражается неизменяемыми формами:
- инфинитивом: Что хочу, то и говорю, а ты – молчать;
- формой типа стук, бац, бряк, хвать, щелк: Окунь сорвался с крючка … и бултых в воду;
- формой глагола 2 лица повелительного наклонения со значением неожиданного действия: Она вдруг и останови коня.
Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например: Иванов был круглый сирота
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
Тест на тему Культура речи
Тесты на тему Согласование сказуемого с подлежащим
Тест на тему Определение рода аббревиатур
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«