Ошибки — это хорошо. Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, говорит, что уверен в том, что эта идея известна всем. На первый взгляд ошибки кажутся чем-то страшным. Им могут сопутствовать какие-то потери. Ошибка, сделанная на публике, вредит авторитету того, кто её совершил. Но, совершая ошибки, мы на них учимся, а значит, попадая в следующий раз в ситуацию, в которой раньше вели себя неправильно, делаем всё как нужно.
Выше мы говорили об ошибках, которые люди совершают в обычной жизни. Ошибки в программировании — это нечто иное. Сообщения об ошибках помогают нам улучшать код, они позволяют сообщать пользователям наших проектов о том, что что-то пошло не так, и, возможно, рассказывают пользователям о том, как нужно вести себя для того, чтобы ошибок больше не возникало.
Этот материал, посвящённый обработке ошибок в JavaScript, разбит на три части. Сначала мы сделаем общий обзор системы обработки ошибок в JavaScript и поговорим об объектах ошибок. После этого мы поищем ответ на вопрос о том, что делать с ошибками, возникающими в серверном коде (в частности, при использовании связки Node.js + Express.js). Далее — обсудим обработку ошибок в React.js. Фреймворки, которые будут здесь рассматриваться, выбраны по причине их огромной популярности. Однако рассматриваемые здесь принципы работы с ошибками универсальны, поэтому вы, даже если не пользуетесь Express и React, без труда сможете применить то, что узнали, к тем инструментам, с которыми работаете.
Код демонстрационного проекта, используемого в данном материале, можно найти в этом репозитории.
1. Ошибки в JavaScript и универсальные способы работы с ними
Если в вашем коде что-то пошло не так, вы можете воспользоваться следующей конструкцией.
throw new Error('something went wrong')
В ходе выполнения этой команды будет создан экземпляр объекта Error и будет сгенерировано (или, как говорят, «выброшено») исключение с этим объектом. Инструкция throw может генерировать исключения, содержащие произвольные выражения. При этом выполнение скрипта остановится в том случае, если не были предприняты меры по обработке ошибки.
Начинающие JS-программисты обычно не используют инструкцию throw
. Они, как правило, сталкиваются с исключениями, выдаваемыми либо средой выполнения языка, либо сторонними библиотеками. Когда это происходит — в консоль попадает нечто вроде ReferenceError: fs is not defined
и выполнение программы останавливается.
▍Объект Error
У экземпляров объекта Error
есть несколько свойств, которыми мы можем пользоваться. Первое интересующее нас свойство — message
. Именно сюда попадает та строка, которую можно передать конструктору ошибки в качестве аргумента. Например, ниже показано создание экземпляра объекта Error
и вывод в консоль переданной конструктором строки через обращение к его свойству message
.
const myError = new Error('please improve your code')
console.log(myError.message) // please improve your code
Второе свойство объекта, очень важное, представляет собой трассировку стека ошибки. Это — свойство stack
. Обратившись к нему можно просмотреть стек вызовов (историю ошибки), который показывает последовательность операций, приведшую к неправильной работе программы. В частности, это позволяет понять — в каком именно файле содержится сбойный код, и увидеть, какая последовательность вызовов функций привела к ошибке. Вот пример того, что можно увидеть, обратившись к свойству stack
.
Error: please improve your code
at Object.<anonymous> (/Users/gisderdube/Documents/_projects/hacking.nosync/error-handling/src/general.js:1:79)
at Module._compile (internal/modules/cjs/loader.js:689:30)
at Object.Module._extensions..js (internal/modules/cjs/loader.js:700:10)
at Module.load (internal/modules/cjs/loader.js:599:32)
at tryModuleLoad (internal/modules/cjs/loader.js:538:12)
at Function.Module._load (internal/modules/cjs/loader.js:530:3)
at Function.Module.runMain (internal/modules/cjs/loader.js:742:12)
at startup (internal/bootstrap/node.js:266:19)
at bootstrapNodeJSCore (internal/bootstrap/node.js:596:3)
Здесь, в верхней части, находится сообщение об ошибке, затем следует указание на тот участок кода, выполнение которого вызвало ошибку, потом описывается то место, откуда был вызван этот сбойный участок. Это продолжается до самого «дальнего» по отношению к ошибке фрагмента кода.
▍Генерирование и обработка ошибок
Создание экземпляра объекта Error
, то есть, выполнение команды вида new Error()
, ни к каким особым последствиям не приводит. Интересные вещи начинают происходить после применения оператора throw
, который генерирует ошибку. Как уже было сказано, если такую ошибку не обработать, выполнение скрипта остановится. При этом нет никакой разницы — был ли оператор throw
использован самим программистом, произошла ли ошибка в некоей библиотеке или в среде выполнения языка (в браузере или в Node.js). Поговорим о различных сценариях обработки ошибок.
▍Конструкция try…catch
Блок try...catch
представляет собой самый простой способ обработки ошибок, о котором часто забывают. В наши дни, правда, он используется гораздо интенсивнее чем раньше, благодаря тому, что его можно применять для обработки ошибок в конструкциях async/await
.
Этот блок можно использовать для обработки любых ошибок, происходящих в синхронном коде. Рассмотрим пример.
const a = 5
try {
console.log(b) // переменная b не объявлена - возникает ошибка
} catch (err) {
console.error(err) // в консоль попадает сообщение об ошибке и стек ошибки
}
console.log(a) // выполнение скрипта не останавливается, данная команда выполняется
Если бы в этом примере мы не заключили бы сбойную команду console.log(b)
в блок try...catch
, то выполнение скрипта было бы остановлено.
▍Блок finally
Иногда случается так, что некий код нужно выполнить независимо от того, произошла ошибка или нет. Для этого можно, в конструкции try...catch
, использовать третий, необязательный, блок — finally
. Часто его использование эквивалентно некоему коду, который идёт сразу после try...catch
, но в некоторых ситуациях он может пригодиться. Вот пример его использования.
const a = 5
try {
console.log(b) // переменная b не объявлена - возникает ошибка
} catch (err) {
console.error(err) // в консоль попадает сообщение об ошибке и стек ошибки
} finally {
console.log(a) // этот код будет выполнен в любом случае
}
▍Асинхронные механизмы — коллбэки
Программируя на JavaScript всегда стоит обращать внимание на участки кода, выполняющиеся асинхронно. Если у вас имеется асинхронная функция и в ней возникает ошибка, скрипт продолжит выполняться. Когда асинхронные механизмы в JS реализуются с использованием коллбэков (кстати, делать так не рекомендуется), соответствующий коллбэк (функция обратного вызова) обычно получает два параметра. Это нечто вроде параметра err
, который может содержать ошибку, и result
— с результатами выполнения асинхронной операции. Выглядит это примерно так:
myAsyncFunc(someInput, (err, result) => {
if(err) return console.error(err) // порядок работы с объектом ошибки мы рассмотрим позже
console.log(result)
})
Если в коллбэк попадает ошибка, она видна там в виде параметра err
. В противном случае в этот параметр попадёт значение undefined
или null
. Если оказалось, что в err
что-то есть, важно отреагировать на это, либо так как в нашем примере, воспользовавшись командой return
, либо воспользовавшись конструкцией if...else
и поместив в блок else
команды для работы с результатом выполнения асинхронной операции. Речь идёт о том, чтобы, в том случае, если произошла ошибка, исключить возможность работы с результатом, параметром result
, который в таком случае может иметь значение undefined
. Работа с таким значением, если предполагается, например, что оно содержит объект, сама может вызвать ошибку. Скажем, это произойдёт при попытке использовать конструкцию result.data
или подобную ей.
▍Асинхронные механизмы — промисы
Для выполнения асинхронных операций в JavaScript лучше использовать не коллбэки а промисы. Тут, в дополнение к улучшенной читабельности кода, имеются и более совершенные механизмы обработки ошибок. А именно, возиться с объектом ошибки, который может попасть в функцию обратного вызова, при использовании промисов не нужно. Здесь для этой цели предусмотрен специальный блок catch
. Он перехватывает все ошибки, произошедшие в промисах, которые находятся до него, или все ошибки, которые произошли в коде после предыдущего блока catch
. Обратите внимание на то, что если в промисе произошла ошибка, для обработки которой нет блока catch
, это не остановит выполнение скрипта, но сообщение об ошибке будет не особенно удобочитаемым.
(node:7741) UnhandledPromiseRejectionWarning: Unhandled promise rejection (rejection id: 1): Error: something went wrong
(node:7741) DeprecationWarning: Unhandled promise rejections are deprecated. In the future, promise rejections that are not handled will terminate the Node.js process with a non-zero exit code. */
В результате можно порекомендовать всегда, при работе с промисами, использовать блок catch
. Взглянем на пример.
Promise.resolve(1)
.then(res => {
console.log(res) // 1
throw new Error('something went wrong')
return Promise.resolve(2)
})
.then(res => {
console.log(res) // этот блок выполнен не будет
})
.catch(err => {
console.error(err) // о том, что делать с этой ошибкой, поговорим позже
return Promise.resolve(3)
})
.then(res => {
console.log(res) // 3
})
.catch(err => {
// этот блок тут на тот случай, если в предыдущем блоке возникнет какая-нибудь ошибка
console.error(err)
})
▍Асинхронные механизмы и try…catch
После того, как в JavaScript появилась конструкция async/await
, мы вернулись к классическому способу обработки ошибок — к try...catch...finally
. Обрабатывать ошибки при таком подходе оказывается очень легко и удобно. Рассмотрим пример.
;(async function() {
try {
await someFuncThatThrowsAnError()
} catch (err) {
console.error(err) // об этом поговорим позже
}
console.log('Easy!') // будет выполнено
})()
При таком подходе ошибки в асинхронном коде обрабатываются так же, как в синхронном. В результате теперь, при необходимости, в одном блоке catch
можно обрабатывать более широкий диапазон ошибок.
2. Генерирование и обработка ошибок в серверном коде
Теперь, когда у нас есть инструменты для работы с ошибками, посмотрим на то, что мы можем с ними делать в реальных ситуациях. Генерирование и правильная обработка ошибок — это важнейший аспект серверного программирования. Существуют разные подходы к работе с ошибками. Здесь будет продемонстрирован подход с использованием собственного конструктора для экземпляров объекта Error
и кодов ошибок, которые удобно передавать во фронтенд или любым механизмам, использующим серверные API. Как структурирован бэкенд конкретного проекта — особого значения не имеет, так как при любом подходе можно использовать одни и те же идеи, касающиеся работы с ошибками.
В качестве серверного фреймворка, отвечающего за маршрутизацию, мы будем использовать Express.js. Подумаем о том, какая структура нам нужна для организации эффективной системы обработки ошибок. Итак, вот что нам нужно:
- Универсальная обработка ошибок — некий базовый механизм, подходящий для обработки любых ошибок, в ходе работы которого просто выдаётся сообщение наподобие
Something went wrong, please try again or contact us
, предлагающее пользователю попробовать выполнить операцию, давшую сбой, ещё раз или связаться с владельцем сервера. Эта система не отличается особой интеллектуальностью, но она, по крайней мере, способна сообщить пользователю о том, что что-то пошло не так. Подобное сообщение гораздо лучше, чем «бесконечная загрузка» или нечто подобное. - Обработка конкретных ошибок — механизм, позволяющий сообщить пользователю подробные сведения о причинах неправильного поведения системы и дать ему конкретные советы по борьбе с неполадкой. Например, это может касаться отсутствия неких важных данных в запросе, который пользователь отправляет на сервер, или в том, что в базе данных уже существует некая запись, которую он пытается добавить ещё раз, и так далее.
▍Разработка собственного конструктора объектов ошибок
Здесь мы воспользуемся стандартным классом Error
и расширим его. Пользоваться механизмами наследования в JavaScript — дело рискованное, но в данном случае эти механизмы оказываются весьма полезными. Зачем нам наследование? Дело в том, что нам, для того, чтобы код удобно было бы отлаживать, нужны сведения о трассировке стека ошибки. Расширяя стандартный класс Error
, мы, без дополнительных усилий, получаем возможности по трассировке стека. Мы добавляем в наш собственный объект ошибки два свойства. Первое — это свойство code
, доступ к которому можно будет получить с помощью конструкции вида err.code
. Второе — свойство status
. В него будет записываться код состояния HTTP, который планируется передавать клиентской части приложения.
Вот как выглядит класс CustomError
, код которого оформлен в виде модуля.
class CustomError extends Error {
constructor(code = 'GENERIC', status = 500, ...params) {
super(...params)
if (Error.captureStackTrace) {
Error.captureStackTrace(this, CustomError)
}
this.code = code
this.status = status
}
}
module.exports = CustomError
▍Маршрутизация
Теперь, когда наш объект ошибки готов к использованию, нужно настроить структуру маршрутов. Как было сказано выше, нам требуется реализовать унифицированный подход к обработке ошибок, позволяющий одинаково обрабатывать ошибки для всех маршрутов. По умолчанию фреймворк Express.js не вполне поддерживает такую схему работы. Дело в том, что все его маршруты инкапсулированы.
Для того чтобы справиться с этой проблемой, мы можем реализовать собственный обработчик маршрутов и определять логику маршрутов в виде обычных функций. Благодаря такому подходу, если функция маршрута (или любая другая функция) выбрасывает ошибку, она попадёт в обработчик маршрутов, который затем может передать её клиентской части приложения. При возникновении ошибки на сервере мы планируем передавать её во фронтенд в следующем формате, полагая, что для этого будет применяться JSON-API:
{
error: 'SOME_ERROR_CODE',
description: 'Something bad happened. Please try again or contact support.'
}
Если на данном этапе происходящие кажется вам непонятным — не беспокойтесь — просто продолжайте читать, пробуйте работать с тем, о чём идёт речь, и постепенно вы во всём разберётесь. На самом деле, если говорить о компьютерном обучении, здесь применяется подход «сверху-вниз», когда сначала обсуждаются общие идеи, а потом осуществляется переход к частностям.
Вот как выглядит код обработчика маршрутов.
const express = require('express')
const router = express.Router()
const CustomError = require('../CustomError')
router.use(async (req, res) => {
try {
const route = require(`.${req.path}`)[req.method]
try {
const result = route(req) // Передаём запрос функции route
res.send(result) // Передаём клиенту то, что получено от функции route
} catch (err) {
/*
Сюда мы попадаем в том случае, если в функции route произойдёт ошибка
*/
if (err instanceof CustomError) {
/*
Если ошибка уже обработана - трансформируем её в
возвращаемый объект
*/
return res.status(err.status).send({
error: err.code,
description: err.message,
})
} else {
console.error(err) // Для отладочных целей
// Общая ошибка - вернём универсальный объект ошибки
return res.status(500).send({
error: 'GENERIC',
description: 'Something went wrong. Please try again or contact support.',
})
}
}
} catch (err) {
/*
Сюда мы попадём, если запрос окажется неудачным, то есть,
либо не будет найдено файла, соответствующего пути, переданному
в запросе, либо не будет экспортированной функции с заданным
методом запроса
*/
res.status(404).send({
error: 'NOT_FOUND',
description: 'The resource you tried to access does not exist.',
})
}
})
module.exports = router
Полагаем, комментарии в коде достаточно хорошо его поясняют. Надеемся, читать их удобнее, чем объяснения подобного кода, данные после него.
Теперь взглянем на файл маршрутов.
const CustomError = require('../CustomError')
const GET = req => {
// пример успешного выполнения запроса
return { name: 'Rio de Janeiro' }
}
const POST = req => {
// пример ошибки общего характера
throw new Error('Some unexpected error, may also be thrown by a library or the runtime.')
}
const DELETE = req => {
// пример ошибки, обрабатываемой особым образом
throw new CustomError('CITY_NOT_FOUND', 404, 'The city you are trying to delete could not be found.')
}
const PATCH = req => {
// пример перехвата ошибок и использования CustomError
try {
// тут случилось что-то нехорошее
throw new Error('Some internal error')
} catch (err) {
console.error(err) // принимаем решение о том, что нам тут делать
throw new CustomError(
'CITY_NOT_EDITABLE',
400,
'The city you are trying to edit is not editable.'
)
}
}
module.exports = {
GET,
POST,
DELETE,
PATCH,
}
В этих примерах с самими запросами ничего не делается. Тут просто рассматриваются разные сценарии возникновения ошибок. Итак, например, запрос GET /city
попадёт в функцию const GET = req =>...
, запрос POST /city
попадёт в функцию const POST = req =>...
и так далее. Эта схема работает и при использовании параметров запросов. Например — для запроса вида GET /city?startsWith=R
. В целом, здесь продемонстрировано, что при обработке ошибок, во фронтенд может попасть либо общая ошибка, содержащая лишь предложение попробовать снова или связаться с владельцем сервера, либо ошибка, сформированная с использованием конструктора CustomError
, которая содержит подробные сведения о проблеме.
Данные общей ошибки придут в клиентскую часть приложения в таком виде:
{
error: 'GENERIC',
description: 'Something went wrong. Please try again or contact support.'
}
Конструктор CustomError
используется так:
throw new CustomError('MY_CODE', 400, 'Error description')
Это даёт следующий JSON-код, передаваемый во фронтенд:
{
error: 'MY_CODE',
description: 'Error description'
}
Теперь, когда мы основательно потрудились над серверной частью приложения, в клиентскую часть больше не попадают бесполезные логи ошибок. Вместо этого клиент получает полезные сведения о том, что пошло не так.
Не забудьте о том, что здесь лежит репозиторий с рассматриваемым здесь кодом. Можете его загрузить, поэкспериментировать с ним, и, если надо, адаптировать под нужды вашего проекта.
3. Работа с ошибками на клиенте
Теперь пришла пора описать третью часть нашей системы обработки ошибок, касающуюся фронтенда. Тут нужно будет, во-первых, обрабатывать ошибки, возникающие в клиентской части приложения, а во-вторых, понадобится оповещать пользователя об ошибках, возникающих на сервере. Разберёмся сначала с показом сведений о серверных ошибках. Как уже было сказано, в этом примере будет использована библиотека React.
▍Сохранение сведений об ошибках в состоянии приложения
Как и любые другие данные, ошибки и сообщения об ошибках могут меняться, поэтому их имеет смысл помещать в состояние компонентов. При монтировании компонента данные об ошибке сбрасываются, поэтому, когда пользователь впервые видит страницу, там сообщений об ошибках не будет.
Следующее, с чем надо разобраться, заключается в том, что ошибки одного типа нужно показывать в одном стиле. По аналогии с сервером, здесь можно выделить 3 типа ошибок.
- Глобальные ошибки — в эту категорию попадают сообщения об ошибках общего характера, приходящие с сервера, или ошибки, которые, например, возникают в том случае, если пользователь не вошёл в систему и в других подобных ситуациях.
- Специфические ошибки, выдаваемые серверной частью приложения — сюда относятся ошибки, сведения о которых приходят с сервера. Например, подобная ошибка возникает, если пользователь попытался войти в систему и отправил на сервер имя и пароль, а сервер сообщил ему о том, что пароль неправильный. Подобные вещи в клиентской части приложения не проверяются, поэтому сообщения о таких ошибках должны приходить с сервера.
- Специфические ошибки, выдаваемые клиентской частью приложения. Пример такой ошибки — сообщение о некорректном адресе электронной почты, введённом в соответствующее поле.
Ошибки второго и третьего типов очень похожи, работать с ними можно, используя хранилище состояния компонентов одного уровня. Их главное различие заключается в том, что они исходят из разных источников. Ниже, анализируя код, мы посмотрим на работу с ними.
Здесь будет использоваться встроенная в React система управления состоянием приложения, но, при необходимости, вы можете воспользоваться и специализированными решениями для управления состоянием — такими, как MobX или Redux.
▍Глобальные ошибки
Обычно сообщения о таких ошибках сохраняются в компоненте наиболее высокого уровня, имеющем состояние. Они выводятся в статическом элементе пользовательского интерфейса. Это может быть красное поле в верхней части экрана, модальное окно или что угодно другое. Реализация зависит от конкретного проекта. Вот как выглядит сообщение о такой ошибке.
Сообщение о глобальной ошибке
Теперь взглянем на код, который хранится в файле Application.js
.
import React, { Component } from 'react'
import GlobalError from './GlobalError'
class Application extends Component {
constructor(props) {
super(props)
this.state = {
error: '',
}
this._resetError = this._resetError.bind(this)
this._setError = this._setError.bind(this)
}
render() {
return (
<div className="container">
<GlobalError error={this.state.error} resetError={this._resetError} />
<h1>Handling Errors</h1>
</div>
)
}
_resetError() {
this.setState({ error: '' })
}
_setError(newError) {
this.setState({ error: newError })
}
}
export default Application
Как видно, в состоянии, в Application.js
, имеется место для хранения данных ошибки. Кроме того, тут предусмотрены методы для сброса этих данных и для их изменения.
Ошибка и метод для сброса ошибки передаётся компоненту GlobalError
, который отвечает за вывод сообщения об ошибке на экран и за сброс ошибки после нажатия на значок x
в поле, где выводится сообщение. Вот код компонента GlobalError
(файл GlobalError.js
).
import React, { Component } from 'react'
class GlobalError extends Component {
render() {
if (!this.props.error) return null
return (
<div
style={{
position: 'fixed',
top: 0,
left: '50%',
transform: 'translateX(-50%)',
padding: 10,
backgroundColor: '#ffcccc',
boxShadow: '0 3px 25px -10px rgba(0,0,0,0.5)',
display: 'flex',
alignItems: 'center',
}}
>
{this.props.error}
<i
className="material-icons"
style={{ cursor: 'pointer' }}
onClick={this.props.resetError}
>
close
</font></i>
</div>
)
}
}
export default GlobalError
Обратите внимание на строку if (!this.props.error) return null
. Она указывает на то, что при отсутствии ошибки компонент ничего не выводит. Это предотвращает постоянный показ красного прямоугольника на странице. Конечно, вы, при желании, можете поменять внешний вид и поведение этого компонента. Например, вместо того, чтобы сбрасывать ошибку по нажатию на x
, можно задать тайм-аут в пару секунд, по истечении которого состояние ошибки сбрасывается автоматически.
Теперь, когда всё готово для работы с глобальными ошибками, для задания глобальной ошибки достаточно воспользоваться _setError
из Application.js
. Например, это можно сделать в том случае, если сервер, после обращения к нему, вернул сообщение об общей ошибке (error: 'GENERIC'
). Рассмотрим пример (файл GenericErrorReq.js
).
import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'
class GenericErrorReq extends Component {
constructor(props) {
super(props)
this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
}
render() {
return (
<div>
<button onClick={this._callBackend}>Click me to call the backend</button>
</div>
)
}
_callBackend() {
axios
.post('/api/city')
.then(result => {
// сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
})
.catch(err => {
if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
this.props.setError(err.response.data.description)
}
})
}
}
export default GenericErrorReq
На самом деле, на этом наш разговор об обработке ошибок можно было бы и закончить. Даже если в проекте нужно оповещать пользователя о специфических ошибках, никто не мешает просто поменять глобальное состояние, хранящее ошибку и вывести соответствующее сообщение поверх страницы. Однако тут мы не остановимся и поговорим о специфических ошибках. Во-первых, это руководство по обработке ошибок иначе было бы неполным, а во-вторых, с точки зрения UX-специалистов, неправильно будет показывать сообщения обо всех ошибках так, будто все они — глобальные.
▍Обработка специфических ошибок, возникающих при выполнении запросов
Вот пример специфического сообщения об ошибке, выводимого в том случае, если пользователь пытается удалить из базы данных город, которого там нет.
Сообщение о специфической ошибке
Тут используется тот же принцип, который мы применяли при работе с глобальными ошибками. Только сведения о таких ошибках хранятся в локальном состоянии соответствующих компонентов. Работа с ними очень похожа на работу с глобальными ошибками. Вот код файла SpecificErrorReq.js
.
import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'
import InlineError from './InlineError'
class SpecificErrorRequest extends Component {
constructor(props) {
super(props)
this.state = {
error: '',
}
this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
}
render() {
return (
<div>
<button onClick={this._callBackend}>Delete your city</button>
<InlineError error={this.state.error} />
</div>
)
}
_callBackend() {
this.setState({
error: '',
})
axios
.delete('/api/city')
.then(result => {
// сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
})
.catch(err => {
if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
this.props.setError(err.response.data.description)
} else {
this.setState({
error: err.response.data.description,
})
}
})
}
}
export default SpecificErrorRequest
Тут стоит отметить, что для сброса специфических ошибок недостаточно, например, просто нажать на некую кнопку x
. То, что пользователь прочёл сообщение об ошибке и закрыл его, не помогает такую ошибку исправить. Исправить её можно, правильно сформировав запрос к серверу, например — введя в ситуации, показанной на предыдущем рисунке, имя города, который есть в базе. В результате очищать сообщение об ошибке имеет смысл, например, после выполнения нового запроса. Сбросить ошибку можно и в том случае, если пользователь внёс изменения в то, что будет использоваться при формировании нового запроса, то есть — при изменении содержимого поля ввода.
▍Ошибки, возникающие в клиентской части приложения
Как уже было сказано, для хранения данных о таких ошибках можно использовать состояние тех же компонентов, которое используется для хранения данных по специфическим ошибкам, поступающим с сервера. Предположим, мы позволяем пользователю отправить на сервер запрос на удаление города из базы только в том случае, если в соответствующем поле ввода есть какой-то текст. Отсутствие или наличие текста в поле можно проверить средствами клиентской части приложения.
В поле ничего нет, мы сообщаем об этом пользователю
Вот код файла SpecificErrorFrontend.js
, реализующий вышеописанный функционал.
import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'
import InlineError from './InlineError'
class SpecificErrorRequest extends Component {
constructor(props) {
super(props)
this.state = {
error: '',
city: '',
}
this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
this._changeCity = this._changeCity.bind(this)
}
render() {
return (
<div>
<input
type="text"
value={this.state.city}
style={{ marginRight: 15 }}
onChange={this._changeCity}
/>
<button onClick={this._callBackend}>Delete your city</button>
<InlineError error={this.state.error} />
</div>
)
}
_changeCity(e) {
this.setState({
error: '',
city: e.target.value,
})
}
_validate() {
if (!this.state.city.length) throw new Error('Please provide a city name.')
}
_callBackend() {
this.setState({
error: '',
})
try {
this._validate()
} catch (err) {
return this.setState({ error: err.message })
}
axios
.delete('/api/city')
.then(result => {
// сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
})
.catch(err => {
if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
this.props.setError(err.response.data.description)
} else {
this.setState({
error: err.response.data.description,
})
}
})
}
}
export default SpecificErrorRequest
▍Интернационализация сообщений об ошибках с использованием кодов ошибок
Возможно, сейчас вы задаётесь вопросом о том, зачем нам нужны коды ошибок (наподобие GENERIC
), если мы показываем пользователю только сообщения об ошибках, полученных с сервера. Дело в том, что, по мере роста и развития приложения, оно, вполне возможно, выйдет на мировой рынок, а это означает, что настанет время, когда создателям приложения нужно будет задуматься о поддержке им нескольких языков. Коды ошибок позволяют отличать их друг от друга и выводить сообщения о них на языке пользователя сайта.
Итоги
Надеемся, теперь у вас сформировалось понимание того, как можно работать с ошибками в веб-приложениях. Нечто вроде console.error(err)
следует использовать только в отладочных целях, в продакшн подобные вещи, забытые программистом, проникать не должны. Упрощает решение задачи логирования использование какой-нибудь подходящей библиотеки наподобие loglevel.
Уважаемые читатели! Как вы обрабатываете ошибки в своих проектах?
В этой статье вы познакомитесь с оператором throw в JavaScript.
В предыдущей статье вы познакомились с исключениями в JS и научились их обрабатывать с помощью оператора try…catch. Это стандартный способ обработки ошибок в программе, но существует и другой.
С помощью оператора throw
можно обрабатывать исключения, созданные пользователям. Например, если в программе какое-то число делится на 0 и вы хотите, чтобы это считалось ошибкой (по умолчанию результатом будет Infinity
), можно задать соответсвующее исключение, используя оператор throw
.
Синтаксис
Синтаксис оператора следующий:
throw выражение;
выражение
— это значение исключения, то есть описание ситуации, которая должна считать ошибочной.
Примечание.
выражение
может быть типа string, boolean, number или объектом.
Пример
const number = 5;
// «создавай исключение, когда число делится на 0»
throw number/0;
Использование с try…catch
Синтаксис
try {
// тело try
throw выражение;
}
catch(error) {
// тело catch
}
Примечании. После выполнения оператора throw, программа покидает блок try и передается в блок catch. Поэтому код ниже оператора throw выполняться не будет.
Пример
const number = 40;
try {
if(number > 50) {
console.log('Все ок');
}
else {
// пользовательское исключение
throw new Error('Число слишком маленькое');
}
// код после throw не выполнится
console.log('привет');
}
catch(error) {
console.log('Возникла ошибка');
console.log('Сообщение об ошибке: ' + error);
}
Вывод
Возникла ошибка
Сообщение об ошибке: Число слишком маленькое
Если в этом примере некое число number
меньше 51, возникакет ошибка — пользовательское исключение. Исключение создано с помощью оператора throw
.
Здесь выражение
— строка.
Примечание. Вы можете использовать и другие встроенные конструкторы ошибок для стандартных исключений:
TypeError
,SyntaxError
,ReferenceError
,EvalError
,InternalError
иRangeError
.
Повторный throw
Оператор throw можно повторное использовать в блоке catch. Например, если ошибку не удалось исправить и сообщать об исключении все равно придется. Повторное использование throw называется rethrow.
const number = 5;
try {
// пользовательское исключение
throw new Error('Это обычный throw');
}
catch(error) {
console.log('Возникла ошибка');
if( number + 8 > 10) {
// здесь происходит обработка ошибки
console.log('Сообщение об ошибке: ' + error);
console.log('Ошибка исправлена');
}
else {
// если не смогли обработать ошибку
// делаем rethrow
throw new Error('Число слишком маленькое');
}
}
Вывод
Возникла ошибка
Сообщение об ошибке: Error: Это обычный throw
Ошибка исправлена
Сначала мы использовали оператор throw
в блоке try
— как обычно. Затем мы повторно вызвали throw
в блоке catch
— это называется rethrow. Rethrow произойдет, если в блоке catch
не удалось обработать ошибку.
При number = 5
блок catch
справляется с обработкой и ошибок не возникает. Поэтому rethrow не происходит.
Если бы исключение не удалось обработать в блоке catch, появилось бы следующее: Uncaught Error: Число слишком маленькое
.
В этой статье мы познакомимся с инструкцией для обработки ошибок try...catch
и throw
для генерирования исключений.
Непойманные ошибки
Ошибке в коде могут возникать по разным причинам. Например, вы отправили запрос на сервер, а он дал сбой и прислал ответ, который привёл к неожиданным последствиям. Кроме этой, могут быть тысячи других, а также свои собственные.
Когда возникает ошибка, выполнение кода прекращается, и эта ошибка выводится в консоль:
const json = '{name:"Александр"}';
const person = JSON.parse(json); // Uncaught SyntaxError: Unexpected token n in JSON at position 1
console.log('Это сообщение мы не увидим!');
Выполнение этого примера остановится при парсинге строки JSON. В консоль будет выведена непойманная ошибка (uncaught error). Она так называется, потому что мы её не поймали (не обработали). Дальше код выполняться не будет и сообщение, которые мы выводим с помощью console.log()
не отобразится.
try…catch
Обработка ошибок в JavaScript осуществляется с помощью try...catch
.
try...catch
– это специальный синтаксис, состоящий из 2 блоков кода:
try {
// блок кода, в котором имеется вероятность возникновения ошибки
} catch(error) {
// этот блок выполняется только в случае возникновения ошибки в блоке try
}
Первый блок идёт сразу после ключевого слова try
. В этот блок мы помещаем часть кода, в котором есть вероятность возникновения ошибки.
Второй блок располагается за ключевым словом catch
. В него помещаем код, который будет выполнен только в том случае, если в первом блоке возникнет ошибка. В круглых скобках после catch
указываем параметр error
. В этот параметр будет помещена ошибка, которая возникла в блоке try
.
Код, приведённый выше мы обернули в try...catch
, а именно ту его часть, в котором может возникнуть ошибка:
const text = '{name:"Александр"}';
try {
const person = JSON.parse(text); // Uncaught SyntaxError: Unexpected token n in JSON at position 1
} catch(error) {
console.error(error);
console.log(error.message);
}
console.log('Это сообщение мы увидим!');
Здесь в блоке try
произойдет ошибка, так как в данном примере мы специально присвоили переменной text
некорректную строку JSON. В catch
эта ошибка будет присвоена параметру error
, и в нём мы будем просто выводить эту ошибку в консоль с помощью console.error()
. Таким образом она будет выведена также красным цветом, но без слова Uncaught
, т.к. эта ошибка была поймана.
Ошибка – это объект и у него имеются следующие свойства:
message
– описание ошибки;name
– тип ошибки, например, RangeError при указании значения выходящего за пределы диапазона;stack
– строка стека, которая используется в целях отладки; она позволяет узнать о том, что происходило в скрипте на момент возникновения ошибки.
В этом примере мы также написали инструкцию для вывода описание ошибки error.message
в консоль с помощью console.log()
.
Пример функции для проверки корректности JSON:
const isValidJSON = (text) => {
try {
JSON.parse(text);
return true;
} catch {
return false;
}
}
При вызове функции, сначала будет выполняться инструкция JSON.parse(text)
. Если ошибки не возникнет, то возвратится значение true
. В противном случае, интерпретатор перейдёт в секцию catch
. В итоге будет возвращено false
. Кстати здесь catch
записан без указания круглых скобок и параметра внутри них. Эта возможность была добавлена в язык, начиная с версии ECMAScript 2019.
Блок «finally»
В JavaScript возможны три формы инструкции try
:
try...catch
try...finally
try...catch...finally
Блок finally
выполняется всегда, независимо от того возникли ошибки в try
или нет. Он выполняется после try
, если ошибок не было, и после catch
, если ошибки были. Секция finally
не имеет параметров.
Пример с использованием finally
:
let result = 0;
try {
result = sum(10, 20);
console.log('Это сообщение мы не увидим!');
} catch(error) {
console.log(error.message);
} finally {
console.log(result);
}
В этом примере произойдет ошибка в секции try
, так как sum
нигде не определена. После возникновения ошибки интерпретатор перейдём в catch
. Здесь с помощью метода console.log()
сообщение об ошибке будет выведено в консоль. Затем выполнится инструкция, находящаяся в блоке finally
.
В JavaScript имеется также конструкция без catch
:
try {
// ...
} finally {
// завершаем какие-то действия
}
Инструкция throw
В JavaScript имеется инструкция throw
, которая позволяет генерировать ошибку.
Синтаксис инструкции throw
:
throw expression;
Как правило, в качестве выражения обычно используют встроенный основной класс для ошибок Error
или более конкретный, например: RangeError
, ReferenceError
, SyntaxError
, TypeError
, URIError
или другой.
Создаём новый объект Error
и выбрасываем его в качестве исключения:
throw new Error('Какое-то описание ошибки');
Пример генерирования синтаксической ошибки:
throw new SyntaxError('Описание ошибки');
В качестве выражения можно использовать не только объект ошибки, но и строки, числа, логические значения и другие величины. Но делать это не рекомендуется:
throw 'Значение не является числом';
При обнаружении оператора throw
выполнение кода прекращается, и ошибка выбрасывается в консоль.
Например, создадим функцию, которая будет просто выбрасывать новую ошибку:
// создаём стрелочную функцию и присваиваем её переменной myFn
const myFn = () => {
throw new Error('Описание ошибки');
}
// вызываем функцию
myFn();
console.log('Это сообщение мы не увидим в консоли!');
Для обработки ошибки обернём вызов функции в try...catch
:
const myFn = () => {
throw new Error('Описание ошибки');
}
try {
myFn();
} catch(error) {
console.error(error);
}
console.log('Это сообщение мы увидим в консоли!');
В этом примере вы увидите в консоли ошибку и дальше сообщение, которые мы выводим с помощью console.log()
. То есть выполнение кода продолжится.
Кроме встроенных классов ошибок можно создать свои собственные, например, путем расширения Error
:
class FormError extends Error {
constructor(message) {
super(message);
this.name = 'FormError';
}
}
Использование своего класса FormError
для отображение ошибок формы:
<form novalidate>
<input type="text" name="name" required>
<input type="email" name="email" required>
<button type="submit">Отправить</button>
</form>
<script>
class FormError extends Error {
constructor(message) {
super(message);
this.name = 'FormError';
}
}
const elForm = document.querySelector('form');
elForm.onsubmit = (e) => {
e.preventDefault();
elForm.querySelectorAll('input').forEach((el) => {
if (!el.checkValidity()) {
try {
throw new FormError(`[name="${el.name}"] ${el.validationMessage}`);
} catch(error) {
console.error(`${error.name} ${error.message}`);
}
}
});
}
</script>
Глобальная ловля ошибок
Возникновение ошибок, которые мы никак не обрабатываем с помощью try
, можно очень просто перехватить посредством window.onerror
:
window.onerror = function(message, source, lineno, colno, error) {
// ...
}
Это анонимное функциональное выражение будет вызываться каждый раз при возникновении непойманной ошибки. Ей передаются аргументы, которые мы будем получать с помощью следующих параметров:
message
— строка, содержащее сообщение об ошибке;source
— URL-адрес скрипта или документа, в котором произошла ошибка;lineno
иcolno
— соответственно номер строки и столбца, в которой произошла ошибка;error
— объект ошибки илиnull
, если соответствующий объект ошибки недоступен;
Передача ошибок на сервер
Что делать с этими ошибками? Их, например, можно передавать на сервер для того чтобы позже можно было проанализировать эти ошибки и принять меры по их устранению.
Пример кода для отправки ошибок, возникающих в браузере на сервер через AJAX с использованием fetch:
window.onerror = (message, source, lineno, colno) => {
const err = { message, source, lineno, colno };
fetch('/assets/php/error-log.php', {
method: 'post',
body: JSON.stringify(err)
});
}
На сервере, если, например, сайт на PHP, можно написать такой простенький скрипт:
<?php
define('LOG_FILE', 'logs/' . date('Y-m-d') . '.log');
$json = file_get_contents('php://input');
$data = json_decode($json, true);
try {
error_log('[' . date('d.m.Y h:i:s') . '] [' . $data['message'] . '] [' . $data['lineno'] . ', ' . $data['colno'] . '] [' . $data['source'] . '] [' . $_SERVER['HTTP_USER_AGENT'] . ']' . PHP_EOL, 3, LOG_FILE);
} catch(Exception $e) {
$message = implode('; ', $data);
error_log('[' . date('d.m.Y h:i:s') . '] [' . $message . '] [' . $_SERVER['HTTP_USER_AGENT'] . ']' . PHP_EOL, 3, LOG_FILE);
}
Его следует сохранить в файл /assets/php/error-log.php
, а также в этом каталоге создать папку logs
для сохранения в ней логов.
В результате когда на клиенте, то есть в браузере будет возникать JavaScript ошибки, они будут сохраняться на сервер в файл следующим образом:
Данная статья является переводом. Ссылка на оригинал.
В статье рассмотрим:
- Объект Error
- Try…catch
- Throw
- Call stack
- Наименование функций
- Парадигму асинхронного программирования Promise
Представьте, как разрабатываете RESTful web API на Node.js.
- Пользователи отправляют запросы к серверу для получения данных.
- Вопрос времени, когда в программу придут значения, которые не ожидались.
- В таком случае, когда программа получит эти значения, пользователи будут рады видеть подробное и конкретное описание ошибки.
- В случае когда нет соответствующего обработчика ошибки, отобразится стандартное сообщение об ошибке. Таким образом, пользователь увидит сообщение об ошибке «Невозможно выполнить запрос», что не несет полезной информации о том, что произошло.
- Поэтому стоит уделять внимание обработке ошибок, чтобы наша программа стала безопасной, отказоустойчивой, высокопроизводительной и без ошибок.
Анатомия Объекта Error
Первое, с чего стоит начать изучение – это объект Error.
Разберем на примере:
throw new Error('database failed to connect');
Здесь происходят две вещи: создается объект Error
и выбрасывается исключение.
Начнем с рассмотрения объекта Error
, и того, как он работает. К ключевому слову throw
вернемся чуть позже.
Объект Error
представляет из себя реализацию функции конструктора, которая использует набор инструкций (аргументы и само тело конструктора) для создания объекта.
Тем не менее, что же такое объекты ошибок? Почему они должны быть однородными? Это важные вопросы, поэтому давайте перейдем к ним.
Первым аргументом для объекта Error
является его описание.
Описание – это понятная человеку строка объекта ошибки. Также эта строка появляется в консоли, когда что-то пошло не так.
Объекты ошибок также имеют свойство name
, которое рассказывает о типе ошибки. Когда создается нативный объект ошибки, то свойство name
по умолчанию содержит Error. Вы также можете создать собственный тип ошибки, расширив нативный объект ошибки следующим образом:
class FancyError extends Error {
constructor(args){
super(args);
this.name = "FancyError"
}
}
console.log(new Error('A standard error'))
// { [Error: A standard error] }
console.log(new FancyError('An augmented error'))
// { [Your fancy error: An augmented error] name: 'FancyError' }
Обработка ошибок становится проще, когда у нас есть согласованность в объектах.
Ранее мы упоминали, что хотим, чтобы объекты ошибок были однородными. Это поможет обеспечить согласованность в объекте ошибки.
Теперь давайте поговорим о следующей части головоломки – throw
.
Ключевое слово Throw
Создание объектов ошибок – это не конец истории, а только подготовка ошибки к отправке. Отправка ошибки заключается в том, чтобы выбросить исключение. Но что значит выбросить? И что это значит для нашей программы?
Throw
делает две вещи: останавливает выполнение программы и находит зацепку, которая мешает выполнению программы.
Давайте рассмотрим эти идеи одну за другой:
- Когда JavaScript находит ключевое слово
throw
, первое, что он делает – предотвращает запуск любых других функций. Остановка снижает риск возникновения любых дальнейших ошибок и облегчает отладку программ. - Когда программа остановлена, JavaScript начнет отслеживать последовательную цепочку функций, которые были вызваны для достижения оператора
catch
. Такая цепочка называется стек вызовов (англ. call stack). Ближайшийcatch
, который находит JavaScript, является местом, где возникает выброшенное исключение. Если операторыtry/catch
не найдены, тогда возникает исключение, и процесс Node.js завершиться, что приведет к перезапуску сервера.
Бросаем исключения на примере
Мы рассмотрели теорию, а теперь давайте изучим пример:
function doAthing() {
byDoingSomethingElse();
}
function byDoingSomethingElse() {
throw new Error('Uh oh!');
}
function init() {
try {
doAthing();
} catch(e) {
console.log(e);
// [Error: Uh oh!]
}
}
init();
Здесь в функции инициализации init()
предусмотрена обработка ошибок, поскольку она содержит try/catch
блок.
init()
вызывает функцию doAthing()
, которая вызывает функцию byDoingSomethingElse()
, где выбрасывается исключение. Именно в этот момент ошибки, программа останавливается и начинает отслеживать функцию, вызвавшую ошибку. Далее в функции init()
и выполняет оператор catch
. С помощью оператора catch
мы решаем что делать: подавить ошибку или даже выдать другую ошибку (для распространения вверх).
Стек вызовов
То, что показано в приведенном выше примере – это проработанный пример стека вызовов. Как и большинство языков, JavaScript использует концепцию, известную как стек вызовов.
Но как работает стек вызовов?
Всякий раз, когда вызывается функция, она помещается в стек, а при завершении удаляется из стека. Именно от этого стека мы получили название «трассировки стека».
Трассировка стека – это список функций, которые были вызваны до момента, когда в программе произошло исключение.
Она часто выглядит так:
Error: Uh oh!
at byDoingSomethingElse (/filesystem/aProgram.js:7:11)
at doAthing (/filesystem/aProgram.js:3:5)
at init (/filesystem/aProgram.js:12:9)
at Object.<anonymous> (/filesystem/aProgram.js:19:1)
at Module._compile (internal/modules/cjs/loader.js:689:30)
at Object.Module._extensions..js (internal/modules/cjs/loader.js:700:10)
at Module.load (internal/modules/cjs/loader.js:599:32)
at tryModuleLoad (internal/modules/cjs/loader.js:538:12)
at Function.Module._load (internal/modules/cjs/loader.js:530:3)
at Function.Module.runMain (internal/modules/cjs/loader.js:742:12)
На этом этапе вам может быть интересно, как стек вызовов помогает нам с обработкой ошибок Node.js. Давайте поговорим о важности стеков вызовов.
Стек вызовов предоставляет «хлебные крошки», помогая проследить путь, который привел к исключению(ошибке).
Почему у нас должны быть функции без имен? Иногда в наших программах мы хотим определить маленькие одноразовые функции, которые выполняют небольшую задачу. Мы не хотим утруждать себя задачей давать им имена, но именно эти анонимные функции могут вызвать у нас всевозможные головные боли. Анонимная функция удаляет имя функции из нашего стека вызовов, что делает наш стек вызовов значительно более сложным в использовании.
Обратите внимание, что присвоить имена функциям в JavaScript не так просто. Итак, давайте кратко рассмотрим различные способы определения функций, и рассмотрим некоторые ловушки в именовании функций.
Как называть функции
Чтобы понять, как называть функции, давайте рассмотрим несколько примеров:
// анонимная функция
const one = () => {};
// анонимная функция
const two = function () {};
// функция с явным названием
const three = function explicitFunction() {};
Вот три примера функций.
Первая – это лямбда (или стрелочная функция). Лямбда функции по своей природе анонимны. Не запутайтесь. Имя переменной one
не является именем функции. Имя функции следующее за ключевым словом function
необязательно. Но в этом примере мы вообще ничего не передаем, поэтому наша функция анонимна.
Примечание
Не помогает и то, что некоторые среды выполнения JavaScript, такие как V8, могут иногда угадывать имя вашей функции. Это происходит, даже если вы его не даете.
Во втором примере мы получили функциональное выражение. Это очень похоже на первый пример. Это анонимная функция, но просто объявленная с помощью ключевого слова function
вместо синтаксиса жирной стрелки.
В последнем примере объявление переменной с подходящим именем explicitFunction
. Это показывает, что это единственная функция, у которой соответствующее имя.
Как правило, рекомендуется указывать это имя везде, где это возможно, чтобы иметь более удобочитаемую трассировку стека.
Обработка асинхронных исключений
Мы познакомились с объектом ошибок, ключевым словом throw
, стеком вызовов и наименованием функций. Итак, давайте обратим наше внимание на любопытный случай обработки асинхронных ошибок. Почему? Потому что асинхронный код ведет себя не так, как ожидаем. Асинхронное программирование необходимо каждому программисту на Node.js.
Javascript – это однопоточный язык программирования, а это значит, что Javascript запускается с использованием одного процессора. Из этого следует, что у нас есть блокирующий и неблокирующий код. Блокирующий код относится к тому, будет ли ваша программа ожидать завершения асинхронной задачи, прежде чем делать что-либо еще. В то время как неблокирующий код относится к тому, где вы регистрируете обратный вызов (callback) для выполнения после завершения задачи.
Стоит упомянуть, что есть два основных способа обработки асинхронности в JavaScript: promises (обещания или промисы) и callback (функция обратного вызова). Мы намеренно игнорируем async/wait
, чтобы избежать путаницы, потому что это просто сахар поверх промисов.
В статье мы сфокусируемся на промисах. Существует консенсус в отношении того, что для приложений промисы превосходят обратные вызовы с точки зрения стиля программирования и эффективности. Поэтому в этой статье проигнорируем подход с callback-ами, и предположим, что вместо него вы выберете promises.
Примечание
Существует множество способов конвертировать код на основе callback-ов в promises. Например, вы можете использовать такую утилиту, как promisify, или обернуть свои обратные вызовы в промисы, например, так:
var request = require('request'); //http wrapped module
function requestWrapper(url, callback) {
request.get(url, function (err, response) {
if (err) {
callback(err);
} else {
callback(null, response);
}
})
}
Мы разберемся с этой ошибкой, обещаю!
Давайте взглянем на анатомию обещаний.
Промисы в JavaScript – это объект, представляющий будущее значение. Promise API позволяют нам моделировать асинхронный код так же, как и синхронный. Также стоит отметить, что обещание обычно идет в цепочке, где выполняется одно действие, затем другое и так далее.
Но что все это значит для обработки ошибок Node.js?
Промисы элегантно обрабатывают ошибки и перехватывают любые ошибки, которые им предшествовали в цепочке. С помощью одного обработчика обрабатывается множество ошибок во многих функциях.
Изучим код ниже:
function getData() {
return Promise.resolve('Do some stuff');
}
function changeDataFormat() {
// ...
}
function storeData(){
// ...
}
getData()
.then(changeDataFormat)
.then(storeData)
.catch((e) => {
// Handle the error!
})
Здесь видно, как объединить обработку ошибок для трех различных функций в один обработчик, т. е. код ведет себя так же, как если бы три функции заключались в синхронный блок try/catch
.
Отлавливать или не отлавливать?
На данном этапе стоит спросить себя, повсеместно ли добавляется .catch
к промисам, поскольку это опционально. Из-за проблем с сетью, аппаратного сбоя или истекшего времени ожидания в асинхронных вызовах возникает исключение. По этим причинам указывайте программе, что делать в случаях невыполнения промиса.
Запомните «Золотое правило» – каждый раз обрабатывать исключения в обещаниях.
Риски асинхронного try/catch
Мы приближаемся к концу в нашем путешествии по обработке ошибок в Node.js. Пришло время поговорить о ловушках асинхронного кода и оператора try/catch
.
Вам может быть интересно, почему промис предоставляет метод catch
, и почему мы не можем просто обернуть нашу реализацию промиса в try/catch
. Если бы вы сделали это, то результаты были бы не такими, как вы ожидаете.
Рассмотрим на примере:
try {
throw new Error();
} catch(e) {
console.log(e); // [Error]
}
try {
setTimeout(() => {
throw new Error();
}, 0);
} catch(e) {
console.log(e); // Nothing, nada, zero, zilch, not even a sound
}
try/catch
по умолчанию синхронны, что означает, что если асинхронная функция выдает ошибку в синхронном блоке try/catch
, ошибка не будет брошена.
Однозначно это не то, что ожидаем.
***
Подведем итог! Необходимо использовать обработчик промисов, когда мы имеем дело с асинхронным кодом, а в случае с синхронным кодом подойдет try/catch
.
Заключение
Из этой статьи мы узнали:
- как устроен объект Error;
- научились создавать свои собственные ошибки;
- как работает стек вызовов;
- практики наименования функций, для удобочитаемой трассировки стека;
- как обрабатывать асинхронные исключения.
***
Материалы по теме
- 🗄️ 4 базовых функции для работы с файлами в Node.js
- Цикл событий: как выполняется асинхронный JavaScript-код в Node.js
- Обработка миллионов строк данных потоками на Node.js
Обработка ошибок, «try..catch»
Неважно, насколько мы хороши в программировании, иногда наши скрипты содержат ошибки. Они могут возникать из-за наших промахов, неожиданного ввода пользователя, неправильного ответа сервера и по тысяче других причин.
Обычно скрипт в случае ошибки «падает» (сразу же останавливается), с выводом ошибки в консоль.
Но есть синтаксическая конструкция try..catch
, которая позволяет «ловить» ошибки и вместо падения делать что-то более осмысленное.
Синтаксис «try..catch»
Конструкция try..catch
состоит из двух основных блоков: try
, и затем catch
:
try { // код... } catch (err) { // обработка ошибки }
Работает она так:
- Сначала выполняется код внутри блока
try {...}
. - Если в нём нет ошибок, то блок
catch(err)
игнорируется: выполнение доходит до концаtry
и потом далее, полностью пропускаяcatch
. - Если же в нём возникает ошибка, то выполнение
try
прерывается, и поток управления переходит в началоcatch(err)
. Переменнаяerr
(можно использовать любое имя) содержит объект ошибки с подробной информацией о произошедшем.
Таким образом, при ошибке в блоке try {…}
скрипт не «падает», и мы получаем возможность обработать ошибку внутри catch
.
Давайте рассмотрим примеры.
-
Пример без ошибок: выведет
alert
(1)
и(2)
:try { alert('Начало блока try'); // *!*(1) <--*/!* // ...код без ошибок alert('Конец блока try'); // *!*(2) <--*/!* } catch(err) { alert('Catch игнорируется, так как нет ошибок'); // (3) }
-
Пример с ошибками: выведет
(1)
и(3)
:try { alert('Начало блока try'); // *!*(1) <--*/!* *!* lalala; // ошибка, переменная не определена! */!* alert('Конец блока try (никогда не выполнится)'); // (2) } catch(err) { alert(`Возникла ошибка!`); // *!*(3) <--*/!* }
««warn header=»try..catch
работает только для ошибок, возникающих во время выполнения кода»
Чтобы `try..catch` работал, код должен быть выполнимым. Другими словами, это должен быть корректный JavaScript-код.
Он не сработает, если код синтаксически неверен, например, содержит несовпадающее количество фигурных скобок:
try { {{{{{{{{{{{{ } catch(e) { alert("Движок не может понять этот код, он некорректен"); }
JavaScript-движок сначала читает код, а затем исполняет его. Ошибки, которые возникают во время фазы чтения, называются ошибками парсинга. Их нельзя обработать (изнутри этого кода), потому что движок не понимает код.
Таким образом, try..catch
может обрабатывать только ошибки, которые возникают в корректном коде. Такие ошибки называют «ошибками во время выполнения», а иногда «исключениями».
````warn header="`try..catch` работает синхронно"
Исключение, которое произойдёт в коде, запланированном "на будущее", например в `setTimeout`, `try..catch` не поймает:
```js run
try {
setTimeout(function() {
noSuchVariable; // скрипт упадёт тут
}, 1000);
} catch (e) {
alert( "не сработает" );
}
```
Это потому, что функция выполняется позже, когда движок уже покинул конструкцию `try..catch`.
Чтобы поймать исключение внутри запланированной функции, `try..catch` должен находиться внутри самой этой функции:
```js run
setTimeout(function() {
try {
noSuchVariable; // try..catch обрабатывает ошибку!
} catch {
alert( "ошибка поймана!" );
}
}, 1000);
```
Объект ошибки
Когда возникает ошибка, JavaScript генерирует объект, содержащий её детали. Затем этот объект передаётся как аргумент в блок catch
:
try { // ... } catch(err) { // <-- объект ошибки, можно использовать другое название вместо err // ... }
Для всех встроенных ошибок этот объект имеет два основных свойства:
name
: Имя ошибки. Например, для неопределённой переменной это "ReferenceError"
.
message
: Текстовое сообщение о деталях ошибки.
В большинстве окружений доступны и другие, нестандартные свойства. Одно из самых широко используемых и поддерживаемых — это:
stack
: Текущий стек вызова: строка, содержащая информацию о последовательности вложенных вызовов, которые привели к ошибке. Используется в целях отладки.
Например:
try { *!* lalala; // ошибка, переменная не определена! */!* } catch(err) { alert(err.name); // ReferenceError alert(err.message); // lalala is not defined alert(err.stack); // ReferenceError: lalala is not defined at (...стек вызовов) // Можем также просто вывести ошибку целиком // Ошибка приводится к строке вида "name: message" alert(err); // ReferenceError: lalala is not defined }
Блок «catch» без переменной
[recent browser=new]
Если нам не нужны детали ошибки, в catch
можно её пропустить:
try { // ... } catch { // <-- без (err) // ... }
Использование «try..catch»
Давайте рассмотрим реальные случаи использования try..catch
.
Как мы уже знаем, JavaScript поддерживает метод JSON.parse(str) для чтения JSON.
Обычно он используется для декодирования данных, полученных по сети, от сервера или из другого источника.
Мы получаем их и вызываем JSON.parse
вот так:
let json = '{"name":"John", "age": 30}'; // данные с сервера *!* let user = JSON.parse(json); // преобразовали текстовое представление в JS-объект */!* // теперь user - объект со свойствами из строки alert( user.name ); // John alert( user.age ); // 30
Вы можете найти более детальную информацию о JSON в главе info:json.
Если json
некорректен, JSON.parse
генерирует ошибку, то есть скрипт «падает».
Устроит ли нас такое поведение? Конечно нет!
Получается, что если вдруг что-то не так с данными, то посетитель никогда (если, конечно, не откроет консоль) об этом не узнает. А люди очень не любят, когда что-то «просто падает» без всякого сообщения об ошибке.
Давайте используем try..catch
для обработки ошибки:
let json = "{ некорректный JSON }"; try { *!* let user = JSON.parse(json); // <-- тут возникает ошибка... */!* alert( user.name ); // не сработает } catch (e) { *!* // ...выполнение прыгает сюда alert( "Извините, в данных ошибка, мы попробуем получить их ещё раз." ); alert( e.name ); alert( e.message ); */!* }
Здесь мы используем блок catch
только для вывода сообщения, но мы также можем сделать гораздо больше: отправить новый сетевой запрос, предложить посетителю альтернативный способ, отослать информацию об ошибке на сервер для логирования, … Всё лучше, чем просто «падение».
Генерация собственных ошибок
Что если json
синтаксически корректен, но не содержит необходимого свойства name
?
Например, так:
let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны try { let user = JSON.parse(json); // <-- выполнится без ошибок *!* alert( user.name ); // нет свойства name! */!* } catch (e) { alert( "не выполнится" ); }
Здесь JSON.parse
выполнится без ошибок, но на самом деле отсутствие свойства name
для нас ошибка.
Для того, чтобы унифицировать обработку ошибок, мы воспользуемся оператором throw
.
Оператор «throw»
Оператор throw
генерирует ошибку.
Синтаксис:
Технически в качестве объекта ошибки можно передать что угодно. Это может быть даже примитив, число или строка, но всё же лучше, чтобы это был объект, желательно со свойствами name
и message
(для совместимости со встроенными ошибками).
В JavaScript есть множество встроенных конструкторов для стандартных ошибок: Error
, SyntaxError
, ReferenceError
, TypeError
и другие. Можно использовать и их для создания объектов ошибки.
Их синтаксис:
let error = new Error(message); // или let error = new SyntaxError(message); let error = new ReferenceError(message); // ...
Для встроенных ошибок (не для любых объектов, только для ошибок), свойство name
— это в точности имя конструктора. А свойство message
берётся из аргумента.
Например:
let error = new Error(" Ого, ошибка! o_O"); alert(error.name); // Error alert(error.message); // Ого, ошибка! o_O
Давайте посмотрим, какую ошибку генерирует JSON.parse
:
try { JSON.parse("{ bad json o_O }"); } catch(e) { *!* alert(e.name); // SyntaxError */!* alert(e.message); // Unexpected token b in JSON at position 2 }
Как мы видим, это SyntaxError
.
В нашем случае отсутствие свойства name
— это ошибка, ведь пользователи должны иметь имена.
Сгенерируем её:
let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны try { let user = JSON.parse(json); // <-- выполнится без ошибок if (!user.name) { *!* throw new SyntaxError("Данные неполны: нет имени"); // (*) */!* } alert( user.name ); } catch(e) { alert( "JSON Error: " + e.message ); // JSON Error: Данные неполны: нет имени }
В строке (*)
оператор throw
генерирует ошибку SyntaxError
с сообщением message
. Точно такого же вида, как генерирует сам JavaScript. Выполнение блока try
немедленно останавливается, и поток управления прыгает в catch
.
Теперь блок catch
становится единственным местом для обработки всех ошибок: и для JSON.parse
и для других случаев.
Проброс исключения
В примере выше мы использовали try..catch
для обработки некорректных данных. А что, если в блоке try {...}
возникнет другая неожиданная ошибка? Например, программная (неопределённая переменная) или какая-то ещё, а не ошибка, связанная с некорректными данными.
Пример:
let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны try { user = JSON.parse(json); // <-- забыл добавить "let" перед user // ... } catch(err) { alert("JSON Error: " + err); // JSON Error: ReferenceError: user is not defined // (не JSON ошибка на самом деле) }
Конечно, возможно все! Программисты совершают ошибки. Даже в утилитах с открытым исходным кодом, используемых миллионами людей на протяжении десятилетий — вдруг может быть обнаружена ошибка, которая приводит к ужасным взломам.
В нашем случае try..catch
предназначен для выявления ошибок, связанных с некорректными данными. Но по своей природе catch
получает все свои ошибки из try
. Здесь он получает неожиданную ошибку, но всё также показывает то же самое сообщение "JSON Error"
. Это неправильно и затрудняет отладку кода.
К счастью, мы можем выяснить, какую ошибку мы получили, например, по её свойству name
:
try { user = { /*...*/ }; } catch(e) { *!* alert(e.name); // "ReferenceError" из-за неопределённой переменной */!* }
Есть простое правило:
Блок catch
должен обрабатывать только те ошибки, которые ему известны, и «пробрасывать» все остальные.
Техника «проброс исключения» выглядит так:
- Блок
catch
получает все ошибки. - В блоке
catch(err) {...}
мы анализируем объект ошибкиerr
. - Если мы не знаем как её обработать, тогда делаем
throw err
.
В коде ниже мы используем проброс исключения, catch
обрабатывает только SyntaxError
:
let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны try { let user = JSON.parse(json); if (!user.name) { throw new SyntaxError("Данные неполны: нет имени"); } *!* blabla(); // неожиданная ошибка */!* alert( user.name ); } catch(e) { *!* if (e.name == "SyntaxError") { alert( "JSON Error: " + e.message ); } else { throw e; // проброс (*) } */!* }
Ошибка в строке (*)
из блока catch
«выпадает наружу» и может быть поймана другой внешней конструкцией try..catch
(если есть), или «убьёт» скрипт.
Таким образом, блок catch
фактически обрабатывает только те ошибки, с которыми он знает, как справляться, и пропускает остальные.
Пример ниже демонстрирует, как такие ошибки могут быть пойманы с помощью ещё одного уровня try..catch
:
function readData() { let json = '{ "age": 30 }'; try { // ... *!* blabla(); // ошибка! */!* } catch (e) { // ... if (e.name != 'SyntaxError') { *!* throw e; // проброс исключения (не знаю как это обработать) */!* } } } try { readData(); } catch (e) { *!* alert( "Внешний catch поймал: " + e ); // поймал! */!* }
Здесь readData
знает только, как обработать SyntaxError
, тогда как внешний блок try..catch
знает, как обработать всё.
try..catch..finally
Подождите, это ещё не всё.
Конструкция try..catch
может содержать ещё одну секцию: finally
.
Если секция есть, то она выполняется в любом случае:
- после
try
, если не было ошибок, - после
catch
, если ошибки были.
Расширенный синтаксис выглядит следующим образом:
*!*try*/!* { ... пробуем выполнить код... } *!*catch*/!*(e) { ... обрабатываем ошибки ... } *!*finally*/!* { ... выполняем всегда ... }
Попробуйте запустить такой код:
try { alert( 'try' ); if (confirm('Сгенерировать ошибку?')) BAD_CODE(); } catch (e) { alert( 'catch' ); } finally { alert( 'finally' ); }
У кода есть два пути выполнения:
- Если вы ответите на вопрос «Сгенерировать ошибку?» утвердительно, то
try -> catch -> finally
. - Если ответите отрицательно, то
try -> finally
.
Секцию finally
часто используют, когда мы начали что-то делать и хотим завершить это вне зависимости от того, будет ошибка или нет.
Например, мы хотим измерить время, которое занимает функция чисел Фибоначчи fib(n)
. Естественно, мы можем начать измерения до того, как функция начнёт выполняться и закончить после. Но что делать, если при вызове функции возникла ошибка? В частности, реализация fib(n)
в коде ниже возвращает ошибку для отрицательных и для нецелых чисел.
Секция finally
отлично подходит для завершения измерений несмотря ни на что.
Здесь finally
гарантирует, что время будет измерено корректно в обеих ситуациях — и в случае успешного завершения fib
и в случае ошибки:
let num = +prompt("Введите положительное целое число?", 35) let diff, result; function fib(n) { if (n < 0 || Math.trunc(n) != n) { throw new Error("Должно быть целое неотрицательное число"); } return n <= 1 ? n : fib(n - 1) + fib(n - 2); } let start = Date.now(); try { result = fib(num); } catch (e) { result = 0; *!* } finally { diff = Date.now() - start; } */!* alert(result || "возникла ошибка"); alert( `Выполнение заняло ${diff}ms` );
Вы можете это проверить, запустив этот код и введя 35
в prompt
— код завершится нормально, finally
выполнится после try
. А затем введите -1
— незамедлительно произойдёт ошибка, выполнение займёт 0ms
. Оба измерения выполняются корректно.
Другими словами, неважно как завершилась функция: через return
или throw
. Секция finally
срабатывает в обоих случаях.
«`smart header=»Переменные внутри try..catch..finally
локальны»
Обратите внимание, что переменные `result` и `diff` в коде выше объявлены до `try..catch`.
Если переменную объявить в блоке, например, в try
, то она не будет доступна после него.
````smart header="`finally` и `return`"
Блок `finally` срабатывает при *любом* выходе из `try..catch`, в том числе и `return`.
В примере ниже из `try` происходит `return`, но `finally` получает управление до того, как контроль возвращается во внешний код.
```js run
function func() {
try {
*!*
return 1;
*/!*
} catch (e) {
/* ... */
} finally {
*!*
alert( 'finally' );
*/!*
}
}
alert( func() ); // сначала срабатывает alert из finally, а затем этот код
````smart header="`try..finally`"
Конструкция `try..finally` без секции `catch` также полезна. Мы применяем её, когда не хотим здесь обрабатывать ошибки (пусть выпадут), но хотим быть уверены, что начатые процессы завершились.
```js
function func() {
// начать делать что-то, что требует завершения (например, измерения)
try {
// ...
} finally {
// завершить это, даже если все упадёт
}
}
```
В приведённом выше коде ошибка всегда выпадает наружу, потому что тут нет блока `catch`. Но `finally` отрабатывает до того, как поток управления выйдет из функции.
Глобальный catch
Информация из данной секции не является частью языка JavaScript.
Давайте представим, что произошла фатальная ошибка (программная или что-то ещё ужасное) снаружи try..catch
, и скрипт упал.
Существует ли способ отреагировать на такие ситуации? Мы можем захотеть залогировать ошибку, показать что-то пользователю (обычно они не видят сообщение об ошибке) и т.д.
Такого способа нет в спецификации, но обычно окружения предоставляют его, потому что это весьма полезно. Например, в Node.js для этого есть process.on("uncaughtException")
. А в браузере мы можем присвоить функцию специальному свойству window.onerror, которая будет вызвана в случае необработанной ошибки.
Синтаксис:
window.onerror = function(message, url, line, col, error) { // ... };
message
: Сообщение об ошибке.
url
: URL скрипта, в котором произошла ошибка.
line
, col
: Номера строки и столбца, в которых произошла ошибка.
error
: Объект ошибки.
Пример:
<script> *!* window.onerror = function(message, url, line, col, error) { alert(`${message}n В ${line}:${col} на ${url}`); }; */!* function readData() { badFunc(); // Ой, что-то пошло не так! } readData(); </script>
Роль глобального обработчика window.onerror
обычно заключается не в восстановлении выполнения скрипта — это скорее всего невозможно в случае программной ошибки, а в отправке сообщения об ошибке разработчикам.
Существуют также веб-сервисы, которые предоставляют логирование ошибок для таких случаев, такие как https://errorception.com или http://www.muscula.com.
Они работают так:
- Мы регистрируемся в сервисе и получаем небольшой JS-скрипт (или URL скрипта) от них для вставки на страницы.
- Этот JS-скрипт ставит свою функцию
window.onerror
. - Когда возникает ошибка, она выполняется и отправляет сетевой запрос с информацией о ней в сервис.
- Мы можем войти в веб-интерфейс сервиса и увидеть ошибки.
Итого
Конструкция try..catch
позволяет обрабатывать ошибки во время исполнения кода. Она позволяет запустить код и перехватить ошибки, которые могут в нём возникнуть.
Синтаксис:
try { // исполняем код } catch(err) { // если случилась ошибка, прыгаем сюда // err - это объект ошибки } finally { // выполняется всегда после try/catch }
Секций catch
или finally
может не быть, то есть более короткие конструкции try..catch
и try..finally
также корректны.
Объекты ошибок содержат следующие свойства:
message
— понятное человеку сообщение.name
— строка с именем ошибки (имя конструктора ошибки).stack
(нестандартное, но хорошо поддерживается) — стек на момент ошибки.
Если объект ошибки не нужен, мы можем пропустить его, используя catch {
вместо catch(err) {
.
Мы можем также генерировать собственные ошибки, используя оператор throw
. Аргументом throw
может быть что угодно, но обычно это объект ошибки, наследуемый от встроенного класса Error
. Подробнее о расширении ошибок см. в следующей главе.
Проброс исключения — это очень важный приём обработки ошибок: блок catch
обычно ожидает и знает, как обработать определённый тип ошибок, поэтому он должен пробрасывать дальше ошибки, о которых он не знает.
Даже если у нас нет try..catch
, большинство сред позволяют настроить «глобальный» обработчик ошибок, чтобы ловить ошибки, которые «выпадают наружу». В браузере это window.onerror
.