К источникам мусульманского права относятся найдите ошибку

  1. Источники исламского права

Концепция
источников исламского права, как самая
разрабо­танная часть в исламской
доктрине права, обладает рядом
осо­бенностей, отличающих ее от
концепции источников других пра­вовых
систем персонального и территориального
характера. Эти особенности проявляются
в следующем:

  • в
    их религиозном характере, проявляющемся
    в том, что в качестве основополагающих
    источников исламского права высту­пают
    основные источники исламской религии;

  • в
    том, что основополагающие нормы,
    составляющие фунда­мент системы
    источников исламского права, имеют
    божествен­ное начало, т.к. закреплены
    в Коране и Сунне;

  • в
    том, что данная концепция не исключает
    существования позитивного права на
    базе основополагающих источников и
    до­пускает формирование на их основе
    других источников, носящих характер
    производных, дополнительных и малых
    по отношению к первым.

Концепция
источников исламского права обусловливает
приме­нение такой классификации его
источников, которая бы охватила не
только основополагающие и производные,
но и все остальные источники, которые,
играют значительную роль в реализации
норм исламского права. Следовательно,
целесообразно классифициро­вать
источники исламского права на следующие
группы.

В
первую группу входят основополагающие
источники — Коран и Сунна, обладающие
в иерархии источников наивысшей силой
и ценностью. Они имеют божественное
происхождение и на этой основе носят
сверхисторический характер, и,
следова­тельно, не могут подвергаться
ни сомнению, ни изменению.

Коран
в качестве главного источника исламского
права не считается не книгой права, не
кодексом, а является религиозной,
философской, идеологической и моральной
основой исламского права и государства,
исходным началом в процессе их
формиро­вания и развития.

Коран
ниспосылался Пророку Мухаммаду с 610 г.
— начала его пророчества и вплоть до
его смерти в 632 г., т.е. в течение
приблизительно двадцати трех лет, Коран
состоит из 114 сур (глав) различных по
объему, разделен на 30 равных джюс
(частей), каждая из которых, в свою
очередь, делится на две хизб (части),
которые также разделены, но уже на рубу
(четыре части) и 6219 аятов (стихи)
1.
Предписания Корана, носящие регулятивный
ха­рактер, образуют источник исламского
права, кодекс поведения каждого
мусульманина от рождения до смерти.
Они являются тем критерием, который
позволяет отличать в любой сфере жиз­ни
истинное от ложного, хорошее от плохого
и халал (дозволен­ное) от харам
(запретного). Корану присущи те качества,
ко­торых лишены все другие законы,
составленные людьми, — он не может быть
исправлен, изменен. Поэтому ахкам
(предписа­ния) Корана остаются
неизменными в течение последних почти
1400 лет, т.е. со времени его появления.

Только
небольшая часть аятов Корана содержит
в себе норма­тивно-правовые положения,
так как большинство из них касаются
религиозных вопросов, точное число
которых трудно установить по причине
нераздельности исламского права и
религии. Они пре­имущественно
рассматривают вопросы брака, полигамии,
придано­го, алиментов, прав и
обязанностей супругов, развода,
завещания, наследования, договоров,
ссуд, залога, судопроизводства и др.

Сунна
уточняет предписания Корана и содержит
высказыва­ния, решения и действия
Пророка Мухаммада, а также высказы­вания
и решения его сподвижников, одобренные
им. Помимо детализации и разъяснений
положений Корана, Сунна содержит новые
положения, регулирующие жизнь мусульман.
Главным требованием к таким новым
положениям является их не противо­речие
Корану.

Высказывания
сподвижников Пророка Мухаммада также
вхо­дят в понятие Сунны как источника
права, вносящие ясность в различные
аспекты исламского права, так как
сподвижники нахо­дились рядом с
Пророком и знали суть либо же предысторию
различных проблем.

Сунна
рассказывает о бытии и поведении пророка
как приме­ре для руководства действий
верующих. Она явилась итогом толкования
Корана в первые десятилетия пйсле
смерти Мухам­мада, проводившегося
самыми авторитетными в мусульманском
мире богословами и юристами, отразившее
политическую и рели­гиозную борьбу
вокруг его наследия.

В
отличие от Корана, содержащего
божественные откровения, Сунна выступает
как сборник традиций, касающихся
действий и высказываний самого Мухаммада,
воспроизведенных и обрабо­танных
рядом известных в VII—IX вв. в период
становления и развития мусульманского
права богословов и юристов. Содержа­ние
Сунны составляют признанные достоверными
хадисы, каж­дый из которых представляет
собой предание о поступках и из­речениях
Пророка Мухаммада.

Сунна,
так же как и Коран, не содержит в себе
каких бы то ни было нормативных положений,
четких указаний на права и обязанности
сторон.

Вторая
группа источников исламского права
включает иджму и кияс, которые называются
производными, поскольку они явля­ются
таковыми от двух первых источников, и
отражают процесс доктринальной
разработки исламского права. Их авторитет
так­же не подвергается сомнению.
Некоторые исследователи ислам­ского
права к ним причисляют и иджтихад.

Иджма,
считающаяся третьим по значимости
источником ис­ламского права. Это —
согласованное мнение исламских
правове­дов и богословов по религиозным
и правовым вопросам, требую­щим
практического применения положений
Корана и Сунны.

Исламско-правовая
доктрина выработала неизменный прин­цип,
согласно которому любое согласованное
решение в рамках иджмы не может изменять
или отменять положения, содержащи­еся
в Коране или Сунне. Следует подчеркнуть
осрбенности юри­дической силы иджмы
в зависимости от ее характера: если
какая- либо иджма опирается на тексты
Корана и Сунны, она не может быть отменена
впоследствии другим единодушным
мнением; если же иджма основывается
только на общественных интересах, она
может быть отменена в дальнейшем, если
этого потребует обще­ственное
благосостояние.

Кияс
представляет собой суждение по аналогии,
основанное на детальном изучении Корана
и Сунны и охватывающее множе­ство
проблем, возникающих в процессе правового
регулирования жизни мусульман.

Суть
кияса заключается в применении тех или
иных установ­ленных Кораном, Сунной
или иджмой предписаний к новым, не
предусмотренным этими источниками
права случаям, т.е. при тол­ковании
закона мусульманские юристы прибегают
к рассуждению, пытаются сочетать
божественное откровение с разумом
человека.

Рассуждение
по аналогии можно рассматривать только
как спо­соб толкования и применения
права. Применительно к мусульман­скому
праву в научной литературе, и, что вполне
оправданно, ука­зывается на ограниченный
характер аналогии. При помощи сужде­ния
по аналогии чаще всего можно найти
решение, исходя из суще­ствующих норм
права, что применительно лишь к данному
частно­му случаю. Однако, нельзя
надеяться приспособить при помощи
этого метода всю систему мусульманского
права к современности.

Третью
группу
источников
исламского права можно назвать
дополнительными,
поскольку
они регулируют правовые отноше­ния,
не урегулированные основополагающими
и производными источниками. Они выступают
как результат существования ис­ламской
общины и правотворческой деятельности
исламских го­сударств. В эту- группу
входят следующие источники:

Фетва,
представляет собой устные и письменные
суждения авторитетных теологов и
правоведов на решения светских влас­тей,
принимаемые по вопросам социальной
жизни, а также по толкованию различных
положений, содержащихся в основных
источниках права, но носящих общий
характер. Это официальное суждение,
своего рода вердикт по какому-либо
религиозно-право- вому или социальному
вопросу, выносимый авторитетными
рели­гиозными деятелями в ответ на
запрос судьи или другого лица.

Фетва
выносится устно или оформляется в виде
специального документа и может служить,
как отмечалось выше, основанием для
судебного решения или для выбора
запрашивающими ее своих действий. Часто
фетвы являются формой реакции ислам­ских
теологов-правоведов на события
общественно-политической и культурной
жизни, вызывающие споры как в исламском
мире, так и за его пределами.

Урф
(обычай)
и
адат
(привычная
практика) как источники права востребованы
в том случае, если отсутствуют предписания
Корана и Сунны по конкретному вопросу.
Главное требование, предъявляемое к
ним, — это полное соответствие основным
принципам исламского права. Если
какие-либо из них противо­речат любому
принципу исламского права, они теряют
юриди­ческую силу. Те же, которые
согласуются с ним, фактически рас­ширяют
сферу его приложения и дополняют его.

Согласно
доктрине исламского права; государство
в лице пра­вителя, или же в более
позднее время — парламента, не может
творить право, быть законодателем.
Основы исламского права создаются лишь
самим Аллахом и его Пророком Мухаммадом.
Что же касается правителя, то он, следуя
праву, издает лишь административные
акты и следит за правильным осуществлением
правосудия. Это не означает, что законы,
указы халифов или иные нормативные
акты государства не использовались в
каче­стве источников исламского
права. Однако, в классическом ис­ламском
праве эти виды источников имели
второстепенное значе­ние. В то время
государство выполняло свою правотворческую
функцию преимущественно через
санкционирование норм, сфор­мулированных
судебной практикой и правовой доктриной.

Ферманы
представляют собой указы главы исламского
госу­дарства, которые издаются для
решения различных вопросов государственной
и общественной жизни. Правитель в
исламских странах традиционно обладал
огромной властью, в связи с чем издаваемые
им акты всегда имели большое значение.
Однако, принятие всех его актов должно
было осуществляться с соблю­дением
основных принципов ислама.

Таким
образом, к классическому исламскому
праву непримени­мо западное
позитивистское понимание источников
права как официальных письменных
документов, изданных от имени госу­дарства,
в которых фиксируется содержание
отдельных норм, институтов и отраслей
права, выступающих официальной, т.е.
признанной государством формой выражения
права.

  • уникальность
    структуры проявляется, прежде всего,
    в ее системно-генетической связи с
    основополагающими источниками
    исламского права — Кораном и Сунной;

  • в
    основных правовых нормах исламского
    права содержатся правила поведения,
    установленные Аллахом-законодателем,
    регу­лирующие различные стороны
    жизни мусульман;

  • божественная
    воля в них выражена либо прямо, с помощью
    божественного откровения, закрепленного
    в Коране, либо кос­венно — в форме
    вывода, сформулированного в рамках
    доктри­нальной разработки исламского
    права, т-.е. если правовые нормы имеют
    другое происхождение (законодательное),
    то главным тре­бованием к ним является
    соответствие основополагающим нор­мам;

  • к
    ее особенностям относится архаичность
    и отсутствие определенной систематизации,
    что оръясняется средневековым
    происхождением исламского права.

Структура
исламского права характеризуется
своеобразием соотношения публично-правовых
и частно-правовых отраслей пра­ва.
Аналогично’ разделению основных отраслей
на частное и пуб­личное право, в данной
структуре условно можно выделить два
основных правовых массива (правовых
объединения), вокруг кото­рых
объединяются остальные группы правовых
норм публичного и частного характера.
Что касается общественных отношений,
вхо­дящих в сферу регулирования
отраслей, традиционно относящихся к
частному праву, то в структуре исламского
права многие из них входят в правовой
массив, именуемый «правом личного
статуса»

  • это
    вопросы брака, развода, материального
    обеспечения семьи, отношения между
    родителями и детьми, завещания, опеки,
    попечи­тельства, ограничения
    правоспособности и др. Остальные
    право­вые отношения, например,
    институт права собственности, инсти­тут
    договора, институт вакфа и др., также
    входят в сферу частного права, хотя и
    не включаются в данный правовой массив,
    однако имеют самое непосредственное
    отношение к нему.

Что
касается сферы публичного права, то в
структуре ислам­ского права центральным
является «право властных норм», кото­рое
обычно используется для обозначения
отрасли государствен­ного права,
однако, данный правовой массив по своему
значению

и
содержанию больше, чем указанная
отрасль. Вокруг него объе­диняются
такие группы правовых норм, как исламское
междуна­родное право, исламское
военное право, исламское деликтное
пра­во, исламское трудовое право и
др.

Указанные
правовые массивы (правовые объединения)
— «право личного статуса» и «право
властных норм», по своему содержанию,
значению и структуре больше, чем обычная
отрасль права. Вместе с тем, они не
претендуют на статус правовых общностей,
аналогично частному и публичному праву,
которые объединили бы отдельные отрасли
права.

Важное
значение в рамках структуры исламского
права имеет правосубъектность, т.е.
правоспособность и дееспособность.
Согласно исламскому праву, все мусульмане
являются правоспо­собными с момента
рождения, и только в трех случаях
допуска­ется утрата правоспособности:
при естественной смерти; при предполагаемой
смерти (в случае безвестного отсутствия);
когда суд сам выносит решение о частичной
правоспособности (лише­ние собственности,
расторжение брака).

По
мнению большинства знатоков исламского
права дееспо­собными считаются лица,
достигшие совершеннолетия и находя­щиеся
в здравом уме. Совершеннолетие для
мужчин наступало в 15 лет, а для женщин
— в 9 лет
1.
Исламское право знает деление
недееспособных на полностью недееспособных
и ограниченно дееспособных (например,
психически больные). В сунне выделя­ются
три категории людей, относящихся к
недееспособным, чьи действия остаются
безнаказанными. Это — спящий человек,
пока он не проснется; человек, страдающий
умопомешательством, пока он не придет
в разум; и дитя, не достигшее зрелости.

Несмотря
на своеобразие структуры исламского
права, целесо­образно рассматривать
ее через основные отрасли и институты.

Семейно-правовые
отношения регулируются нормами,
объе­диненными в институты брака,
развода, а также послеразводные
обязательства.

Понятие
брака определяется как заключение
договора между мужчиной и женщиной для
создания семьи и формирования здо­рового
союза и получения удовольствия друг
от друга. Предель­ного брачного
возраста не существует. Лица, достигшие
совер­шеннолетия, могут заключить
брачный договор по собственному желанию,
без вмешательства опекунов, а также
требовать рас­торжения брака,
заключенного без их согласия.

Разрешается
развод,
хотя
это и не поощряется Аллахом. Исламское
право детально разработало послеразводные
обяза­тельства обеих сторон, одним
из которых является содержание детей
с целью обеспечения для них хорошего
воспитания, обра­зования и сохранения
их достоинства.

Наследственное
право
регулирует
вопросы, связанные с иму­щественными
правами и обязанностями, оставшимися
после умершего, в рамках которого
признается передача наследства двумя
путями — по завещанию и по закону.
Исламское право не дает наследодателю
полной свободы при завещании своего
иму­щества. Завещатель может завещать
кому угодно только 1/3 своего имущества,
а 2/3 он должен распределить на основе
зако­на между законными наследниками.
Наследство распределяется следующим
образом: на издержки по погребению
умершего (они должны соответствовать
социальному положению и производить­ся
без расточительства, но и без скупости);
на уплату бесспор­ных долгов умершего;
одна треть имущества идет на удовлетво­рение
духовного завещания; оставшееся
имущество делится меж­ду наследниками.

Наследниками
считаются родственники мужского пола
до пято­го колена по мужской линии и
до третьего по женской, а женского пола
до третьего колена по мужской и женской
линиям, включая сводных братьев и
сестер.

Гражданско-правовые
отношения
регулируются
в рамках следующих правовых институтов.

В
исламском праве собственность
рассматривается как одна из основных
ценностей наряду с религией, человеческой
жизнью, потомством и разумом, без чего
существование человека невоз­можно.
Вместе с тем, полное право собственности
на все, что существует в мире, принадлежит
только Аллаху (а через него и всей
исламской общине). Человек выступает
лишь в качестве доверительного
собственника имеющихся в его распоряжении
богатств и благ. Институт права
собственности, рассматриваю­щий
право собственности как вечное и
неограниченное, включает в себя право
распоряжения вещью и пользования ее
плодами, при котором собственнику,
которым мбг быть только мусульма­нин,
принадлежит право пользования, владения,
распоряжения и право получения доходов.

Институт
договорного права рассматривает договор
как со­глашение двух сторон, посредством
которого они принимают на себя взаимные
обязательства по поводу определенного
предмета, включающий в себя не только
частно-правовую, но и публично­правовую
сферы. В частности, действие данного
института рас­пространяется и на
правителя государства, который при
вступле­нии в должность заключает
байа (договор) с исламской общиной в
лице ее представителей, в котором
предусмотрены права и обязанности
главы государства и верующих по отношению
друг к другу. Важнейшим принципом
данного института является сво­бодное
волеизъявление сторон при заключении
договора. Не менее важным является
принцип соблюдения договора, основан­ный
на положениях Корана и сунны.

Институт
вакфа регулирует вопросы неотчуждаемого
имуще­ства, предназначенного для
определенных благотворительных це­лей,
право собственности на которое по
волеизъявлению учредите­ля вакфа
ограничено пользованием всем или частью
дохода или продукта. Для управления
вакфом назначают так называемого
мутавалли, т.е. управляющего вакфом. В
эпоху О^ейядов было впервые создано
управление, занимающееся надзором и
управле­нием вакфами.

Торгово-правовые
отношения регулируются нормами, в
осно­ву которых положен принцип
свободы торговли, предусматриваю­щий
невмешательство со стороны государства
в данную сферу. Исламское государство
не должно вмешиваться в рыночный
меха­низм установления цен. По
исламскому праву никто не может
ограничивать свободу торговли, и
стоимость товара регулируется спросом
рынка. Исламское право запрещает
монополию в лю­бом виде. Согласно
хадису, «тот, кто монополизирует,
является

грешником»1.
Правитель имел право заставлять тех,
кто монопо­лизирует какие-нибудь
товары, продавать их с нормальной
прибы­лью, не приносящей вреда ни
продавцу, ни покупателю.

Государственное
право регулирует вопросы, связанные с
функционированием исламского государства,
порядок формирова­ния его основных
органов, прежде всего, главы государства
— халифа.

Концепция
государства в различных религиозных
правовых школах занимают разное место.
Шиитские представления о вла­сти,
отстаивающие ее исключительно сокральный
характер, отли­чающиеся этим от
суннитской теории, имеют свою специфику,
которая заключается в том, что вопросы
структуры государства рассматриваются
в тесной связи с общей концепцией власти
и разрабатывает широкий круг иных
проблем, имеющих прямое отношение к
политике, демократии, политическому
режиму прав­ления
2.

Согласно
исламской концепции государства,
основное назначе­ние государства
рассматривается исламским правом во
взаимо­связи всех его органов и
ориентации их деятельности на
осуще­ствление его предписаний.
Включение в государственное право
исламских, по своему происхождению
институтов и норм, при­дает ему особое
политическое и правовое значение.
Данную груп­пу норм называет еще
отраслью властных норм. Хотя, как
пред­ставляется, право властных норм
по своему объему и содержа­нию шИре,
чем отрасль государственного права.

Исламское
международное право состоит из
совокупности норм, регулирующих не
только взаимоотношения исламских
госу­дарств с неисламскими, но и самих
мусульман как индивидов с немусульманами.
Данная отрасль объединяла в своем
составе как нормы международно-правового
характера, так и отдельные
внут­ригосударственные юридические
предписания. Характерным явля­ется
то, что вторая группа норм регламентировала
ряд внутренних функций исламского
государства как суверенной политической
организации общества. Она дополняла
отрасль властных норм.

Заслуживает
внимания разделение мира на несколько
групп: Дар аль-Ислам (Мир ислама), куда
входит вся территория исламских
государств, на которую распространяется
юрисдикция исламского права;

  • Дар
    аль-Харб (Мир войны), куда входят
    территории госу­дарств неисламских
    государств, с которыми исламские
    государ­ства находятся в состоянии
    войны;

  • Дар
    Аль-Агд (Мир договора), куда входит
    территория, над которой мусульмане не
    установили свой контроль, но имеют
    до­говоренности
    1.

Исламское
военное право состоит из совокупности
правовых предписаний, содержащихся в
основных источниках исламского права,
а также разработанных исламско-правовой
доктриной, регулирующих вопросы правил
ведения войны и применения во­енной
силы исламским государством как против
других госу­дарств, так и внутри
исламского государства. Понятие
«ислам­ское военное право» не является
синонимом понятия «джихад». Джихад
зачастую рассматривается как «священная
война» про­тив неверных, тогда как
истинное обозначение этого слова
отра­жает борьбу за веру и отдачу
всех сил ради распространения и торжества
ислама не только с помощью военной
силы. Исламс­кое военное право детально
разработало также правила поведе­ния
армий в военный период. Так, от мусульман,
участвовавших в войне, требовалось не
присваивать чужое имущество, не
обма­нывать, не предавать, не калечить,
не убивать несовершеннолет­них,
стариков и женщин и др.
1

Формирование
исламского права происходило ,в условиях
за­рождения и развития феодальных
отношений, поэтому оно не могло
игнорировать вопросы земельных
отношений. Земельно­правовые отношения
регулируются нормами, устанавливающи­ми
право собственности на землю, а также
орошение земли. Все земли делились на
три вида. Первый вид — это святая земля,
состоящая из Мекки и примыкающей к ней
территории, поныне являющихся
неприкосновенными. Второй вид — это
земли, со­ставляющие собственность
исламского государства, но населе­ние
которых пользовалось наследственным
правом владения или пользования землей.
Сюда относились завоеванные мусуль­манами
земли, жители которых заключили с
победителями дого­вор, по которому
владеют землей до тех пор, пока платят
ха- радж (повинность). При переходе этой
земли из собственности государства к
мусульманину она не освобождалась от
повин­ности. Владелец такой земли
мусульманин также не освобожда­ется
от уплаты заката. Третий вид — это
земли, являвшиеся собственностью
населения. При этом право земельной
собствен­ности основано на владении.
Собственники земли платят только закат
(обязательные благотворительные
выплаты) с ее произ­водных, т.е. с
выращенной продукции, размер которого
состав­лял 1/10.

Трудовые
отношения регулируются нормами,
направленными на организацию труда, в
которых установлены основные права и
обязанности работников и работодателей.
Говоря о правах работ­ников, исламское
право предписывает определенные
правила, регулирующие отношения между
работодателем и работниками, которые
должны быть основаны на принципах
братства, равен­ства и защиты
человеческого достоинства.

Согласно
сунне, работодатель обязан оплачивать
труд работ­ника: «Есть три категории
людей, которым я буду противником в
Судный День: человек, который поклялся
моим именем испол­нить какое-нибудь
обещание, затем он поступил вероломно,
и человек, который продал свободного
человека за раба, затем по несправедливости
проел его цену, и человек, который нанял
ра­ботающего за плату, последний
выполнил работу, а хозяин не дал ему
оплату»
1.
Исламское право также запрещает
обременять работников такими работами,
которых они не могут выполнить. Однако
если необходимо выполнять какие-нибудь
тяжелые ра­боты, то работодателю
необходимо помогать работникам либо
материально, путем повышения оплаты
труда, либо физически, путем оказания
помощи в исполнении этих работ.

Исламское
деликтное право направлено, прежде
всего, на предотвращение отступлений
от норм, установленных исламским правом,
квалифицируемых как непослушание воле
Аллаха. В Кора­не предусмотрены запреты
на самые разнообразные формы нару­шения
социально-правовых и семейно-бытовых
отношений и др. Реализация норм исламского
деликтного права обеспечивается не
только принудительной силой исламского
государства, но и кара­ется религиозным
осуждением.

Исламское
деликтное право включает в себя несколько
наибо­лее опасных преступлений,
строгие наказания за которые предус­мотрены
в Коране и сунне. Основная масса норм
исламского деликтного права направлена
на предотвращение преступлений в сфере
частного права, которые затрагивают
права и интересы отдельных лиц.

Все
преступления делятся на следующие
группы:

  • худуд
    Аллах (границы Аллаха), куда входит
    строго опре­деленный список
    преступлений, на которые имеется
    указание в Коране и за которые обязательно
    следует специфическое на­казание,
    применение которого не должно зависеть
    от воли офици­альных властей или
    частных лиц (например, вероотступничество,
    употребление вина или других опьяняющих
    напитков);

  • джинайят,
    куда входят те противоправные действия,
    кото­рые рассматривались как
    посягательство на права отдельных лиц.
    К джинайяту относятся убийство, нанесение
    тяжких теле­сных повреждений и др.;

  • тазир,
    куда включаются противоправные действия,
    не пре­дусмотренные законом, однако
    они наказываются в судебном по­рядке
    с помощью исправительных наказаний
    из-за
    !
    их противоре­чия общественным
    интересам. Это такие действия, как:
    неуплата заката, несоблюдение поста,
    легкие телесные повреждения, ос­корбление,
    хулиганство, обвешивание, обмеривание,
    взяточни­чество, растрата государственных
    средств, азартные игры и т.п.

Таким
образом, структура исламского права
состоит из сово­купности норм,
регулирующих различные сферы общественной
жизни мусульман, а также их взаимоотношения
с немусульмана- ми, обладающая рядом
специфических особенностей, вытекаю­щих
из самой сущности исламского права.

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоСравнительное правоведениевопросы


«Семья мусульманского права»

271. Мусульманское право имеет следующие источники права:
Коран, Сунна, иджма, кияс

272. Мусульманское право сложилось на рубеже:
VII-X веков

273. Общее решение авторитетных исламских правоведов (единое соглашение мусульманского общества) — это:
иджма

274. Основаль маликитской школы права?
Малик ибн Анас

275. Основателем, какой школы является Ахмад ибн Ханбал аш Шейбани?
ханбалитской

276. Основатель ислама, пророк истинной веры?
Мухаммед

277. Понятие «личный статус» характерно для:
мусульманского права

278. Священная книга мусульман — это:
Коран

279. Священный город мусульман?
Мекка

280. Среди перечисленных источников права источником мусульманского права является:
иджма

281. Среди перечисленных источников права источником мусульманского права является:
кийяс

282. Среди перечисленных источников права источником мусульманского права является:
Сунна

283. Среди перечисленных источников права к источникам мусульманского права относится:
Коран

284. Среди перечисленных правовых систем к мусульманской правовой семье относится правовая система:
Саудовской Аравии

285. Среди перечисленных стран к мусульманской правовой семье можно причислить:
Ирак


УДК 340.15

Султанова А.Б. студент магистратуры Институт права Башкирский государственный университет научный руководитель: Тимонин А.Н., д.ю.н.

профессор Россия, г. Уфа ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Аннотация: В представленной статье раскрываются основные особенности источников мусульманского права, исследуется сущность взаимодействия права и религии и их влияние на функционирование современных правовых систем мусульманского права.

Ключевые слова: Ислам, источники права, Коран, мусульманское право, шариат.

Sultanova A.B. undergraduate student of Institute of Law Bashkir State University Russia, c. Ufa Scientific advisor: Timonin A.N.

Аnnotation: The article presents the main features of the sources of Islamic law, explores the essence of the interaction of law and religion and their impact on the functioning of modern legal systems of Islamic law.

Key words: Islam, the sources of law, Koran, Islamic law, shariah.

Большинством исследователей данной темы констатируется тот факт, что характерные черты религиозных правовых систем находят свое отражение в различных аспектах, а именно в том, что каждая правовая система современности является частью отдельной религии (ислама, буддизма, иудаизма). Соответственно, нормы права в своем базисе имеют религиозные представления и верования, вследствие чего правовые и религиозные нормы переплетаются теснейшим образом, а зачастую полностью совпадают, поскольку в религиозных системах права не произошло явного отмежевания норм права и иных социальных норм, прежде всего религиозных.

Феномен права рассматривается в качестве результата Божественного откровения, а государство и личность являются носителями данного откровения, их задачей является лишь верно осознать и растолковать Божественное откровение. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся статичность религиозных норм, их содержание менялось с течением времени, благодаря новым толкованиям священных текстов религиозными деятелями. В отличие от закрепленного в англо-саксонской и романо-германской системах права общечеловеческий принцип равенства в религиозных системах рассматривается достаточно своеобразно, для личности закреплены

разнообразные правовые статусы в соответствии с ее принадлежностью к определенной группе (пол, социальная принадлежность и т.д.).

Общеизвестно, что право и религия по сути являются формализованными регуляторами общественных отношений, соответственно, нормы западных правовых систем получили свое закрепление в нормативно-правовых актах и судебных прецедентах. Для религиозной системы права источниками являются священные тексты (Коран), толкования авторитетных религиозных деятелей, переводы, откровения, постановления руководящих органов религиозных организаций. Соответственно, к юридической технике предъявляются особые требования, и, если нормам европейского права присуща конвенционная форма, которая является достаточно условной (термины, определения, понятия), то язык религии воспринимается верующими буквально. В исламе господствующей является «теория общности», согласно которой государство играет роль служителя установленной официальной религии337.

Мусульманское право, являясь составной частью ислама, рассматривается как специфическая правовая система, существующая в рамках исламской религии и имеющая государственный характер338. Главной особенностью мусульманского права является его близость к праву более всех существующих на сегодня религий. Мусульманское право складывается из религиозных, моральных и правовых норм, образовавшихся вследствие толкования учеными-богословами и правоведами ислама и поддерживающихся государством. Таким образом, мусульманское право

339

является одной из сторон ислама339, составными частями которого являются теология (религиозные догмы, в которые должен верить мусульман) и шариат «путь следования» (то, что должен и не должен делать верующий).

Особенную ценность исламские исследователи мусульманского права усматривают в его происхождении, которое является результатом Божественного откровения, а не человеческой деятельности, оно «черпает свою силу не в государственной власти, а в воле Аллаха». Таким образом, при толковании воли Аллаха имеют значения поступки, заповеди и даже молчание Магомета. Главным же материальным источником мусульманского права является Коран (араб. «чтение»), в котором содержатся проповеди Магомета, навеянные непосредственно Аллахом, а также пересказанные Магометом древние легенды и поучения. Коран содержит более 6 000 стихов, в которых, по мнению исламских правоведов, содержится от 200 до 500 правил поведения правоверных и 140 правил проведения религиозных ритуалов (молитва, пост, паломничества). Однако правила, содержащиеся в Коране, имеют казуистический характер, так как возникли благодаря разрешению

337 Северинюк В.М. Механизм правового регулирования в мусульманском праве: учеб.пособие. Классич.приват.ун-т, Запорожье. 1997.С.176.

338 Сологуб О.О. Роль классического мусульманского права в формировании и функционировании правовых систем современных государств мусульманского права. Летопись академии адвокатуры. 2013. №3 (20). С.2.

339 Лубская М.В. Мусульманское право: религиозно-правовой контекст. Киев: Фитосоциоцентр, 2006. С. 111.

пророком конкретных жизненных ситуаций или ответов на вопросы верующих.

Вторым источником мусульманского права является Сунна, представляющая собой книгу, в которой собраны рассказы (адаты) о жизни и деяниях пророка, воспринимающиеся как истинный пример поведения правоверных мусульман в повседневной жизни. Поскольку адаты были зафиксированы не самим пророком, а его соратниками и последователями, еще в IX веке авторитетними религиозными деятелями ислама была проведена огромная исследовательская работа по установлению приведенных в Сунне фактов, большинство из которых совпадает с соответствующими нормами Корана, однако имеются и некоторые новые нормативные предписания. Нормы Корана и Сунны делятся на две категории: однозначно определенные предписания правил поведения и абстрактные, допускающие двойственность толкования их смысла, исходя из конкретной ситуации.

Необходимо указать, что с течением времени и возникновением новых общественных отношений, в мусульманском праве остро ощущается недостаточность непогрешимых предписаний Корана в качестве социальных регуляторов, что повлекло за собой возникновение пробелов в правовой системе мусульманских стран. Необходимость их устранения вызвала необходимость признания иных источников мусульманского права, помимо Корана и Сунны.

Так появились иджмы — собрания единогласных решений докторов ислама (муджатахидов) по поводу установления общеобязательных правил поведения, которые до сих пор не были урегулированы вышеприведенными источниками мусульманского права. Невзирая на принцип «всеобщего признания», для того, чтобы норма стала составляющей иджмы, необходимо признание ее большинством верующих. Необходимо добавить, что Коран и Сунна, составляющие концептуально-идеологическую основу мусульманского права, остаются основными его источниками, иджма же конкретизирует отдельные нормы права, применяемые в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Еще одним источником мусульманского права являются труды основателей и авторитетных теоретиков различных его школ, их работы послужили основой для формирования науки о мусульманском праве -правовой доктрины (фикх), в число которой входят 6 тысяч работ, написанных в Средние века. Следует добавить, что содержание фикха специально никем не разрабатывалось. После того, как суды при рассмотрении конкретных дел начали руководствоваться доктриной той либо иной школы, можно было говорить о «доктринальном мусульманском

340

праве»340.

К источникам мусульманского права также можно отнести кияс —

340 Давид Р. Основные правовые систему современности. (перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова), М.: Прогресс, 1988. С. 388-389.

вывод, определение по аналогии, применяемый в тех случаях, когда в Коране и сунне не сформулированы правила поведения. В каждой конкретной ситуации происходит анализ жизни пророка, его фраз и действий, исходя из которого сложная ситуация всегда будет разрешена.

Однако, именно в неопределенности содержания и формы мусульманского права специалисты усматривают одну из главных его ценностей — гибкость, которая заключается в том, что норма, применимая к конкретному случаю всегда будет определена и применима.

В заключение можно сказать, что связь мусульманского права с религией ислам является неоднозначной, поскольку, с одной стороны имеют место правовые и религиозные нормы, по своему содержанию совпадающие и реализуемые религиозными учреждениями и государственными органами, а с другой — государство со свойственным ему принудительным аппаратом поддерживает не все религиозные нормы, формируя, в свою очередь большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями и благоприятствуя применению юридических норм не только мусульманскими судами, но и государственными судебными и

341

правоохранительными органами341.

Использованные источники:

1. Давид Р. Основные правовые систему современности. (перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова), М.: Прогресс, 1988. 279 с.

2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. 568 с.

3. Лубская М.В. Мусульманское право: религиозно-правовой контекст. Киев: Фитосоциоцентр, 2006. 196 с.

4. Северинюк В.М. Механизм правового регулирования в мусульманском праве: учеб.пособие. Классич.приват.ун-т, Запорожье, 1997, 318 с.

5. Сологуб О.О. Роль классического мусульманского права в формировании и функционировании правовых систем современных государств мусульманского права. Летопись академии адвокатуры. 2013. №3 (20). С.1 -5.

341 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 341.

В широком смысле слова мусульманское право представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно рели­гиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эс­тетическими.

Мусульманское право в узком смысле слова вырос­ло из ислама как «богооткровенное право», аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как ав­тономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.

Мусульманское право иногда обозначают словом шариат, смысл которого передается выражениями «путь следования» либо «то, что открыто Богом». Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — «право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе». Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священ­ных текстов, то есть собранных в некое фиксированное число священ­ных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

В предписаниях шариата различают пять разновидностей по­ведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные действия:

    • обязательные;
    • рекомендуемые;
    • дозволенные;
    • предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания);
    • зап­рещенные и подлежащие наказанию.

Мусульманин должен соблю­дать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть сви­нину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запрет­ные книги. Он обязан принять участие в объявленной «священной» войне (джихад) с неверными.

Источники мусульманского права:

    • Коран;
    • Сунна;
    • древние обычаи Медины;
    • жизнеописание посланца Аллаха («Сират расул Аллах»);
    • общее согласие мусульманской общи­ны (законоведов) — иджма;
    • обычаи (у неарабских народов).

Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или «аркан» — пять столпов веры):

    1. исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и испове­дание веры в то, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед по­сланец Его»;
    2. молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится 5 раз в день;
    3. месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
    4. милостыня (закят) — налог, который платят богатые, что­бы помочь бедным (именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспре­делялся);
    5. паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.

Коран как источник мусульманского права

Коран — первый источник мусульманского права. Само слово «коран» происходит от слова «читать» и чаще всего передается вы­ражением «произносить речитативом, декламировать». Коран со­держит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и кото­рые пророк затем излагал. В Коране есть слова: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

Коран делится на

    • 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из
    • 6211 стихов (аятов — стихов, знамений).

Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назна­чения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним от­носится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридиче­ского назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в ос­новном карательного права и о браке и семье.

В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:

    1. прибегали к помощи «прецедентов«, которыми стали считать «предания о словах и поступках пророка» (хадисы), со­бранные в Сунне (от араб, «тропа, по которой ходил пророк»);
    2. об­ращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
    3. обращались к собствен­ному чувству справедливости (рай) (был доволь­но быстро вытеснен Сунной).

В Коране есть выражения «Сунна пророков» и «Сунна Алла­ха» в значении поведения Аллаха в общении с древними народа­ми, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как «свод обычаев и правил по­ведения древней общины… практика и теория мусульманского пра­воведения» (А. Мюссе). Вскоре правоверные мусульмане, придер­живающиеся Сунны, получили название «люди Сунны», сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и по­требностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.

Жизнеописание по­сланца Аллаха («Сират расул Аллах») как источник мусульманского права

К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание по­сланца Аллаха — «Сират расул Аллах» (от «сира» — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источ­ником.

«Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн Хишамом ал-Химйари, является для мусульман самым авторитетным (после Корана и хадисов) источником сведений о жизни Пророка. Это самое раннее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас. Этот труд оказал большое влияние на всю мусульманскую культуру, став одним из значительных памятников и образцов арабо-мусульманской художественной прозы. У этой книги трудно назвать одного автора, нет у нее и точного авторского названия.

«Сира» — это история жизни пророка и основателя религии, написанная для людей, эту религию исповедующих. Это — образ и идеал человека, сама жизнь и успехи которого стали чудесным доказательством величия Аллаха.

Иджма как источник мусульманского права

Помимо Корана и Сунны к источникам права относится иджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общи­ны (алъ-умма), а затем как «общее согласие законоведов» из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен автори­тетом Мохаммеда, который однажды сказал: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по пра­вовым вопросам).

Значительные облегчения (на случай молчания первых источ­ников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кияс (решение юридических дел по аналогии).

Обычай как источник мусульманского права

В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (алъ канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа).

Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права.

Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адатпы — родовые и племенные обычаи, в том числе правового на­значения).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • К друг другу какая ошибка
  • К двумстам девяносто пяти прибавить два где ошибка
  • К грубым ошибкам относятся ошибки
  • К грамматическим ошибкам относятся следующие
  • К грамматическим ошибкам можно отнести