Как делать работу над ошибками дефис

1. Проверяемые безударные
гласные в корне слова.

Проверь слово так: каток —
катит

2. Непроверяемые гласные и
согласные.

Запиши слово три раза
правильно:
билет, билет, билет.

3. Проверяемые согласные в
корне слова.

Проверь слово так: гриб — грибы.

4. Непроизносимые согласные в
корне слова.

Проверь слово так: поздно — опоздать.

5. Буквы
и, у, а после шипящих.


Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:

машина- шишка, шина, тишина.

6. Разделительные ь и
ъ.


Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:

платье — льёт- пьёт- бьёт; объяснение, объявление, объезд, объединение.

7. Раздельное написание
предлогов с другими словами.

Проверь так: Листья в лесах облетели.
Листья в наших лесах облетели. Листья в (чём?)
лесах облетели.

8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.


Запиши слово правильно, в скобках укажи
склонение, запиши ещё три слова на это правило:

рожь (3 скл.)- печь, молодёжь, туч (не 3 скл.)

9. Употребление и неупотребление
ь для обозначения
мягкости согласных.


Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

Мощный — хищник, вечный, сельдь (конец слова).

10. Гласные и согласные в
приставках, кроме приставок на
з
/с/.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

дочитал — долетел, доиграл, допел.

11. Буквы з и с на
конце приставок.


Запиши слово правильно, графически объясни:
разбудить.

12. Буквы о – а в корне – лаг -, -лож-.


Запиши слово правильно, графически объясни:
предполагать.

13. Буквы о – а в корне — раст -, -ращ -, -рос-.


Запиши слово правильно, графически объясни:

вырасти, заросли, росток ( искл.).

14. Буквы о – ё после шипящих в корне слова.


Запиши слово правильно, графически объясни:

жёрдочка (жердь), крыжовник (искл.).

15. Буквы и – ы после ц.


Запиши слово правильно, графически объясни:

цифра (в корне), цыган ( искл.), лекция (на – ция), с улицы (в окончании),
сестрицын (в суффиксе).

16. Большая буква и кавычки в
собственных именах и наименованиях.

Запиши слово правильно, графически объясни:
Москва (собств.), в “Труде” (название газеты)

17. Буквы е – и в падежных окончаниях имён
существительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

поётся в песне (1-е скл. П.п.), о революции (на —
ия. П.п.) читать.

18. Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных и прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

врачом, товарищем, большого снега.

19. Безударные гласные в
окончаниях имён прилагательных.

Запиши слово правильно, графически объясни:

озером (каким?) глубоким, шар (какой?) красный
(м.р., И.п., ед.ч.).

20. Неупотребление ь на конце кратких
прилагательных на шипящую.


Запиши слово правильно, графически объясни:
могуч (кр. прил.).

21. Не с глаголами.

Запиши слово правильно, графически объясни:

не был (глаг.), ненавидеть (искл.).

22. Мягкий знак после шипящих в
глаголах.

Запиши слово правильно, объясни графически:

беречь (н. ф.), учишься (2 –е л. ед. ч.).

23. Тся и ться в глаголах.

Запиши слово правильно, объясни графически:

пошли (что делать?) купаться (н. ф.), он (что
делает?) купается (3 –е л.).

24. Буквы е – и в корнях с чередованием.


Запиши слово правильно, графически объясни:

расстилать, расстелить (не перед а).

25. Буквы е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.


Запиши слово правильно, объясни графически:

борется (бороться, 1 спр.), зависит (зависеть, 2
спр., искл.).

26. Буквы о – а в корне – кос -, -кас-.


Запиши слово правильно, объясни графически:

касаться, коснуться (нет а).

27. Буквы о – а в корне — гар -,- гор -.


Запиши слово правильно, графически объясни:

подгореть (без ударения), гарь (под
ударением).

28. Буквы и – ы после приставок.


Запиши слово правильно, графически объясни:

подыскать (искать).

29. Гласные в приставках пре-,
при-.

Запиши слово правильно, объясни графически:

привинтить (присоед.), прескверный (= очень).

30. Соединительные о – е в сложных словах.


Запиши слово правильно, запиши
ещё три слова на это правило:

зверолов — путепровод, пешеход, пылесос.

31. Буква е в суффиксах – ен – существительных на —
мя.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

по имени (на — мя) — к
знамени, от пламени, в стремени.

32. Не с существительными.

Запиши слово правильно, графически объясни:

невольник (не употр. без не), неряха (не употр.
без не), неправда (ложь), не правда, а ложь.

33. Буквы щ – ч в суффиксе – щик — ( — чик -).


Запиши слово правильно, графически объясни:

смазчик (смазать), каменщик ( не на д – т, з –
с, ж ).

34. Гласные в суффиксах
существительных – ек – и – ик -.

Проверь слово так:
сыночек – сыночка,
носик – носика.

35. Гласные о – е после шипящих в суффиксах
существительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

снежок (под ударением), горошек (без
ударения).

36. Дефисное и слитное написание
слов с пол-, полу-.

Запиши слово правильно, графически объясни:

пол–луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома (не
на гласн., л, больш. букв.).

37. Не с прилагательными.

Запиши слово правильно,
графически объясни:

неряшливый (не употр. без
не), нелживый (правдивый), не правдив, а лжив. Книга
нисколько не интересна.

38. Буквы о –
е
после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных.


Проверь слово так:
ежовый (под
ударением), вещевой (без ударения).

39. Различение на письме
суффиксов прилагательных – к – и — ск -.

Запиши слово правильно, графически объясни:

резкий (резок), ткацкий (ткач), матросский
(матрос, не на ч, ц, к).

40. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

каменный (камень), безветренный, ветреный
(искл.), лебединый, даль туманна.

41. Дефис в сложных
прилагательных.

Запиши слово правильно, графически объясни:

жёлто-синий (цвет), горько-солёный (горький и
солёный), железнодорожный (железная дорога).

42. Мягкий знак в середине
числительных.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

семьдесят – семьсот,
пятьдесят семь, восемьдесят.

43. Буква и в окончаниях количественных
числительных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

к пятнадцати (Д.п.) часам.

44. Не в неопределённых
местоимениях.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
несколько (неопр.) —
некто, нечто, некоторый.

45. Различение на письме
приставок
не -, ни — в отрицательных местоимениях.


Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

никого — ничей, никому,
некого.

46. Дефис в неопределённых
местоимениях.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

кто-нибудь,
кое-кто, что-то, кое у кого.

47. Слитное и раздельное
написание
не, ни в
отрицательных местоимениях.


Запиши слово правильно, графически объясни:
ни у кого.

48. Мягкий знак в глаголах
повелительного наклонения.

Запиши слово правильно, графически объясни:
познакомь(пов.н.).

49. Гласные в суффиксах глаголов — ова-/-ева-/, -ыва-/-ива-/.


Запиши слово правильно, рядом запиши
проверочное слово:

советовать (н. ф.)- советую
(н. вр.), опаздывал (пр. вр.) — опаздываю (не на — ую).

50. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени.

Запиши слово правильно, графически объясни:

борющийся (бороться, 1 спр.).

51. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени.

Запиши слово правильно, графически объясни:

видимый (видеть, 2 спр.).

52. Слитное и раздельное
написание не с причастиями.

Запиши слово правильно, графически объясни:

собрание не закончено (кр. прич.), не
законченное, а начатое собрание; не
закончившееся вовремя собрание;
недоумевающий взгляд (не употр. без не);
незакончившееся собрание.

53. Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов.


Запиши слово правильно, графически объясни:

закрученная нитка, маринованные огурцы,
решённая (сов. в.) задача, сеянная через сито мука,
крашеный пол, раненый (искл.) боец.

54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных.


Запиши слово правильно, графически объясни:

ошибка исправлена (кр. прич.), дети рассеянны
(мн. ч.), девочка рассеянна (ж. р., ед. ч.)

55. Гласные перед одной и двумя
буквами
н в
суффиксах страдательных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов.


Запиши слово правильно, графически объясни:

размешанный (размешать), закрученный
/закрутить/, увиденный /увидеть/.

56. Буквы е – ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.


Запиши слово правильно, графически объясни:

завершённый, скошена.

57 .Раздельное написание не с
деепричастиями.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

не зная
(деепр.)- не веря, не думая, недоумевая (не употр.
без не).

58. Слитное и раздельное
написание не с наречиями на — о, — е.

Запиши слово правильно, графически объясни:

нелепо (не употр.), неискренне (= фальшиво), не
по-товарищески (не на — о, — е), вовсе не интересно;
не хорошо, а плохо.

59. Буквы е-и в приставках не — и ни — отрицательных
наречий.


Запиши слово правильно, графически объясни:

некогда (под ударением), никогда (без
ударения).

60. Одна и две буквы н в наречиях на — о и — е.


Запиши слово правильно, графически объясни:

мужественно (мужественный), интересно
(интересный).

61. Буквы о — е после шипящих на конце наречий.


Запиши слово правильно, графически объясни:

свежо, певуче, ещё (искл.).

62. Буквы о — а на конце наречий с приставками из -, до -,
с -.


Запиши слово правильно, графически объясни:

досуха (от сухой), досрочно (от досрочный).

63. Дефис между частями слова в
наречиях.

Запиши слово правильно, графически объясни:

по-осеннему, по-дружески, во-первых, кое-как,
когда-нибудь, еле-еле.

64. Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.

Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:

вскачь,
настежь (искл.), замуж, прочь.

65. Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
из наречий.

Запиши слово правильно, графически объясни:
выйти навстречу (из нареч.) гостям.

66 .Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
от существительных с предлогами.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

продолжается в течение
(предлог) недели — договориться насчёт ремонта,
отменить ввиду плохой видимости, ждать в
продолжение месяца.

67. Буква е на конце предлогов в
течение,
в
продолжение, вследствие.


Запиши слово правильно три раза:
опоздал
вследствие задержки (вследствие, вследствие).

68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


Проверь слово так:
Отец также (= и)
учился в институте. Сын тоже (= и) хорошо учился.
Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно
опустить). Возьми на час терпенья, чтобы (= для
того чтобы) квартет в порядок наш привесть.

69. Дефисное написание частицы —
то со словами.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
задачу-то реши —
решил-то, мы-то, откуда-то.

70. Дефисное написание частицы —
ка с глаголами в повелительном наклонении.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

принеси-ка — дай-ка,
иди-ка, задумайся-ка.

71. Дефис в междометиях.

Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:

ай-ай — ах-ах, ой-ой, о-о-о.


“Образец для работы над ошибками”
наглядно показывает, как работать над той или
иной ошибкой. Подобный образец разработан и для
работы над пунктуационными ошибками.

Очень часто в письменной речи путают такие небуквенные знаки, как дефис и тире. Многие ошибочно полагают, что это один и тот же знак, просто называться может по-разному.

Давайте разберемся.

Знак дефис представляет собой короткую горизонтальную черточку. Перед ним и после него не нужен пробел. Он идет вплотную к буквам с обеих сторон, находится между частями одного слова.

Желтозеленый — в этом примере перед нами дефис.

Тире — это тоже горизонтальная черточка, но она длиннее дефиса. Перед тире и после тире пробел необходим, тире ставится между словами.

Санкт-Петербург северная столица нашей великой Родины. В предложении мы видим пример постановки тире.

Тире является знаком препинания, правила постановки тире, как и других знаков препинания, регулируются правилами пунктуации.

Дефисы, если можно так выразиться, вотчина орфографии. Дефис можно приравнять к букве, чтобы было понятнее.

Таким образом, пропуск дефиса относится к орфографическим ошибкам, а постановка дефисов регулируется правилами орфографии.

Делаем работу
над ошибками

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах


1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот
правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос
слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая
буква в собственных именах и названиях.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще
два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное
слово.
Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и
середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это
правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после
шипящих в существительных.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это
правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце
глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.),
решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.).

Ь пишется в
неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в
неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в
словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со
словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание
предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.

11. Ошибка в
предлоге.
Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.

12. Безударная
проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели
корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так:
гористая — горка.

13. Звонкие и
глухие согласные в корне слова.
Подбери проверочное слово. Выдели в нем
корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый
непроизносимый согласный в корне.
Выпиши слово и запиши два подобных:
интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание
слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч
(сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е –
и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена
ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге –
дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно,
стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши
всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в
окончаниях имен прилагательных и причастий.
Выпиши слово вместе с тем
существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу, к лесу
(какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или
шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е –
и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай
так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще
два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный

20. Соединительные
гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни
гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой. Водовоз, самолет.

21. Дефис в
сложных словах.
Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский,
светло-русый.

22. НЕ с
глаголом.
  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило.
Подчеркни орфограмму.  Не_пришел, не_выучил.

23. Не с
другими частями речи.
Запиши два слова на это правило. Подчеркни
орфограмму. Неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы
существительных и прилагательных.
Выпиши слово и подбери похожие слова с
эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в
разных частях речи.
Запиши слово, определи часть речи и разбери его по
составу: пленник, пустынный, масляный, купленный, нечаянно.

26. Гласные в
суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.
  Выпиши слово,
выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий,
невидимый, увидев.

27. Однородные
члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни
однородные члены предложения. Составь схему.

28. Знаки
препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно.
Придумай своё с таким же знаком.

29. Сложное
предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы.
Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

30. Предложения
с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.

31. Обособленные
и уточняющие члены предложения.
Запиши правильно предложение. Составь
схему.

32. Вводные
слова и обращения.
Запиши правильно предложение. Составь схему.

Скачано с www.znanio.ru

Предлоги со словами работа над ошибками

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Источник статьи: http://ruslita.ru/kalendar/2014/03/16

Предлоги со словами работа над ошибками

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

15. Знаки препинания в конце предложения (. . ).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Источник статьи: http://a-school.ru/uchenicam/rabota-nad-oshibkami

В предыдущей статье мы начали говорить о том, какие ошибки чаще всего встречаются в текстах комиксов, и разобрали самые распространенные логические и стилистические недочеты. Сейчас предлагаем продолжить работу над ошибками и обратить внимание на проблемы оформительского характера. Из этого материала вы узнаете, как оформить сноски и цитаты, сколько точек может стоять на конце предложения и почему с российских изданиях не используется знак, состоящих из двух дефисов. Знание всех этих тонкостей позволит вам сделать красивый и грамотный комикс, что наверняка будет положительно оценено вашими читателями.

Знаки препинания на конце реплик

  • Какими бы ни были фраза и эмоциональное состояние героя, если вы хотите закончить реплику многоточием, используйте только три точки («…»), не две («..») и не пять («…..»).
  • В случае вопросов или восклицаний идеальный вариант – один вопросительный или восклицательный знак на конце фразы. В крайнем случае – но только в крайнем! – их может быть три («???» или «!!!»). Хотим сразу предупредить, что подобных сочетаний не должно быть много, иначе это будет свидетельствовать об истерике – либо у вас, либо у ваших героев.
  • Если предложение – это одновременно вопрос и восклицание, то верный порядок знаков таков – «?!» (не наоборот). Есть еще и такой знак – «?!.»: это одновременно вопросительный и восклицательный знаки и многоточие.

Дефис, тире и два дефиса

  • Тире и дефис – это разные знаки. Дефис – короткий, до и после него не нужны пробелы. С точки зрения грамматики он пишется внутри одного слова (например, «ярко-белый», «мало-мальский», «экс-президент»). Тире – длинное, с пробелами до и после. Оно ставится между словами: «Лондон – столица Великобритании», «Поезд „Москва – Санкт-Петербург“».
  • Кстати, не лучший тон – ставить два дефиса вместо тире. Логика «Два дефиса – это как бы длинный знак, значит, тире» не работает – не поленитесь поставить тот знак, который действительно должен стоять в этом месте предложения.
  • В зарубежных комиксах для обозначения незаконченных фраз используется знак из двух дефисов. В русском языке такого знака нет: на конце незавершенного предложения ставьте только многоточие. Не забывайте, что незаконченных предложений не должно быть слишком много, иначе реплики будут плохо читаться (или у аудитории возникнет ощущение, что вам просто лень дописывать фразы до конца).

многоточие в комиксе
Пример использования многоточия при разрыве реплики (отрывок из комикса «Дэдпул»)

Многоточие в случае разрыва реплики

  • По «традиционным» правилам русского языка, если предложение разрывается и размещается в различных местах текста, первая часть такой фразы заканчивается многоточием, а вторая с него начинается. Таким образом мы демонстрируем, что эти две половинки на самом деле составляют одно целое. Легче всего найти подобные примеры в газетах и журналах. Скажем, два подзаголовка, предваряющие каждый свою часть статьи и в принципе являющиеся одним предложением: «Депутат ехал с проверкой…» (далее о депутате и проверке), «…Но так и не доехал из-за плохих дорог» (далее о состоянии дорог в регионе и мнении депутата на этот счет). То же самое иногда можно увидеть в подписях к иллюстрациям.

В комиксах такое написание также возможно, однако если в публицистическом издании разорванные предложения встречаются не слишком часто, то про комикс такого не скажешь. Чтобы не плодить обилие многоточий, на практике их в большинстве случаев опускают. И здесь на автора падает дополнительная ответственность – привести реплики таким образом, чтобы читателям было точно ясно, в какой последовательности герои произносят фразы (точнее, их отрывки).

Подводя итог теме многоточия перед частями разорванных реплик, заметим, что главное правило для комикса и комиксиста – выберите для себя один вариант и придерживайтесь его на протяжении всей книги.

  • Однако есть такие случаи, когда многоточие в начале предложения точно не будет лишним. Один из них – если вы хотите показать, что предложение и/или беседа в целом начались вовсе не с первого написанного вами слова (но это начало вы по каким-то причинам не приводите). Например, герой подслушивает чей-то разговор, и первое, что он слышит, – слово «Подкуп». Если вы хотите показать, что до этого были какие-то еще слова, используйте многоточие – «…Подкуп».

Рассмотрим другую ситуацию. Представим, что у нас есть два бабла – они даны подряд, но заключенные в них реплики выражают совсем разные мысли (на разные темы). Здесь перед началом второго бабла многоточие тоже будет уместно. Этим вы покажете, что у героя в голове происходит некий мыслительный процесс, скрытый от читателя, и что между написанными предложениями подразумевались и другие, проигрываемые в голове героя. Почему бы тогда просто не дать многоточие в конце первой реплики, спросите вы? Потому что так читатель подумает, что первая мысль просто не закончена. Чтобы исключить двоякое толкование, знак препинания переносят в начало второго бабла.

многоточие в комиксе

Пример использования многоточия в начале реплики (отрывок из комикса «Юные Мстители»)

Как ставить переносы?

  • На самом деле в комиксах желательно обходиться вовсе без переносов – как правило, в коротких фразах они смотрятся не слишком хорошо, и их стараются не употреблять. Но если без них не обойтись (например, у вас встречается очень длинное слово, которое никак не влезает на одну строку), лучше всего будет поставить перенос между гласной и согласной или двумя согласными. То есть – «глас-ной или дву-мя со-глас-ны-ми». Но эта рекомендация очень общая, так как существует свыше 10 правил по правильному переносу слов, учитывающих наилучшее деление по слогам, смысловым частям (в частности, именно поэтому мы предлагаем переносить «со-глас-ны-ми», а не «сог-лас-ны-ми») и даже благозвучию. Учитывая, что перенос в комиксе – явление не самое желательное, приводить все правила не видим смысла, но тонко намекнем, что найти их в Интернете не составит труда.

Как показать, что человек заикается или произносит тот или иной звук протяженно?

  • В большинстве случаев комикс передает речь героя, поэтому довольно часто возникают ситуации, когда надо показать удивление, заикание, задумчивость или какое-либо еще состояние, при котором человек произносит один и тот же звук несколько раз или удлиняет его. В таком случае руководствуйтесь следующим принципом: на письме этот эффект передается двух- или трехкратным (но не более) повторением соответствующей буквы, и данное повторение обычно пишется через дефис.

То есть вы можете написать, например, «О-о-о» или «О-о», «Хм-м» или «Хм-м-м», «П-п-привет» или «П-привет». «Дай мне во-от ту бутылку» или «Во-о-от ту». Впрочем, тут есть и несколько тонкостей, например «Тсс» пишется слитно и с двумя С – такое написание зафиксировано в словаре, а у «М-м-м» закреплены такие варианты – «Мм», «М-м», «М-м-м».

Если по сюжету ваш герой очень сильно заикается или находится в состоянии крайней задумчивости, возбужденности, радости, то есть буквально не может говорить от нахлынувших эмоций, на письме это можно передать следующим образом: повторить не букву, а слог. Причем для того чтобы визуально передать большую паузу между повторениями, используйте не дефис, а многоточие. Выглядеть это может, например, вот так: «Д-да… да… даже не знаю, что сказать». Или так: «Про… про… прости». В данном случае количество повторений формально не ограничено, но все же не стоит ими увлекаться: оптимальный вариант все те же два-три.

заикание в комиксе
Пример заикания (отрывок из комикса «Сорвиголова»)

Как оформить сноски

  • Для комиксов (как и для большинства других художественных произведений) удобнее всего такой формат сноска, при котором в тексте ставится ссылка, а внизу страницы дается расшифровка. Это может быть перевод слова, пояснения к упоминаемым событиям, лицам и т.д. Важный момент – в некоторых художественных и тем более нехудожественных произведениях допустимы пространные расшифровки, но для комикса это не самый удачный вариант. Помните, что сносок вообще не должно быть слишком много, так как это затрудняет чтение.

Несколько важных моментов, касающихся оформления сносок:

  1. Как правило, расшифровки отделяются от основного текста, чтобы читатель не запутался.
  2. На конце расшифровки в идеале должна стоять точка.
  3. Ссылка чаще всего ставится до знаков препинания (запятой, точки и т.д.), исключение – если она относится ко всей фразе (например, к цитате). Если дается выражение в скобках, и ссылка относится к последнему слову этой части предложения, она ставится до скобки, если ко всему выражению – после нее.

Как оформить цитаты?

  • Оформление цитаты зависит от того, приводите ли ее дословно (такие цитаты надо брать в кавычки) или пересказываете, даете своими словами (здесь кавычки не нужны). При дословном цитировании фразу не обязательно приводить целиком, но пропуски желательно обозначить – или многоточием, или вот таким знаком: <…> Последний специально предназначен для пропуска в цитат, однако больше характерен для нехудожественной литературы, «серьезных» жанров.

Для любой цитаты очень важно показать, чьи слова вы приводите. Можно сделать это, как мы говорили выше, с помощью сноски, а можно – ввести упоминания автора в речь героя. Причем необязательно называть точное имя и полное название произведения, если вы считаете, что это непринципиально. Допустимы, например, такие пояснения: «Как говорил мой любимый поэт, „Остановись, мгновенье, ты прекрасно“» или «По словам классиков, разруха-то больше в головах». Однако хоть какое-то пояснение должно быть, иначе вы покажете читателю его низкий интеллект, недостаточный уровень образования или еще что-либо такое, что аудитории вряд ли понравится.

цитаты в комиксе
Пример использования цитаты из известного произведения (отрывок из комикса «Дэдпул»)

Как сделать комикс более грамотным

В заключение приведем несколько общих советов, как сделать текст комикса более грамотным. Наши рекомендации касаются даже не столько самих правил русского языка, сколько того, как лучше проверять собственный текст, чтобы уменьшить число ошибок и опечаток.

  • После того как вы написали текст, перечитайте его через какое-то время. В идеале – через пару-тройку дней или даже неделю. В крайнем случае (если нет времени на столь большую паузу) можно по окончании работы над репликами заняться чем-то другим, чтобы отвлечься, а уже потом проверить себя. Дело в том, что мы часто пропускаем ошибки в текстах, которые нам слишком хорошо знакомы. В таком случае мы уже не читаем слова, а просто бегаем глазами по строчкам, и мозг просто «вспоминает» то, что он уже и так знает. Именно поэтому проверять свои тексты всегда сложнее всего, но этот процесс можно немного облегчить, если «подзабыть» собственные предложения, отвлечься от них.
  • Еще один интересный прием – в буквальном смысле взглянуть на текст по-новому: сменить его внешний вид или носитель. Если фразы будут по-другому выглядеть, то и восприниматься они будут иначе. Среди вариантов, как применить этот способ самопроверки на практике, – распечатать комикс и прочесть его, как говорится, с листа, а не с экрана компьютера. Можно скопировать текст (без изображений) в Word. Это хорошо и с той точки зрения, что в центре вашего внимания останутся только предложения, и изображения не будут вас отвлекать.
  • Свежий взгляд лишним не будет. Конечно, идеальный вариант – если у вас есть знакомый редактор или, например, учитель русского языка, однако даже при отсутствии таковых, найдите того, кто сможет прочесть ваше произведение. Незамыленный взгляд наверняка заметит что-то, что вы могли пропустить.

грамотность

  • Конечно, знание основных правил грамматики, орфографии и пунктуации лишним никогда не будет, и если вы хотите освежить их – не отказывайте себе в этом. Впрочем, мы не призываем перечитывать учебники – можно пойти и другим путем. На многих сайтах, посвященных грамотности, встречаются разнообразные хит-парады самых распространенных ошибок – ознакомьтесь с ними, возможно, вы откроете для себя интересные моменты. Еще один хороший способ запомнить правила – добавить в них толику юмора. Например, почитайте уже ставшие интернет-фольклором «70 правил русского языка ». Те или иные тонкости, отраженные в иллюстрациях, также станут более эффективным и приятным способом подтягивания грамотности.
  • Еще один момент, связанный с нюансами языка, – никогда не стесняйтесь проверять себя, если сомневаетесь в том, какую букву написать, нужна ли здесь запятая и можно ли так сочетать слова. Пожалуй, этот совет – один из самых важных: многие ошибки связаны не с неграмотностью, а с безразличием пишущего. Необязательно держать все правила в голове, но если вы чувствуете неуверенность, не поленитесь залезть в словарь или справочник (в том числе электронный). Среди популярных и авторитетных источников с самой разнообразной информацией отметим «Грамота.ру», «Грамма.ру» и т.д.
  • Не доверяйте слепо программам проверки орфографии. Конечно, игнорировать предупреждения не стоит, но, прежде чем не глядя принимать правки, уточните, верны ли они. Во-первых, программа может неправильно понять ваше предложение, а во-вторых, в ней могут быть заданы изначально неправильные установки. Например, проверка орфографии MS Word считает, что частица «тем не менее» должна выделяться запятыми с двух сторон, но правилам русского языка это предположение не соответствует. Еще пример – MS Word настойчиво предлагает ставить точки после таких сокращений, как «млрд», «млн» и «трлн», однако это, опять же, противоречит действующим нормам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как делать меньше ошибок при слепой печати
  • Как делать грамматические ошибки
  • Как делается работа над ошибками во 2 классе
  • Как делается ошибка
  • Как декодер обнаруживает ошибку