Памятка по выполнению
работы над ошибками (РО)
по русскому языку.
1. Пропуск точки (.) в конце предложения.
Перепиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Подчеркни первую букву в предложении и точку в конце предложения.
Например:
У Ани нитки. (Птицы улетели.)
2. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например:
Выпал снег. Дети рады.
3. Пропуск буквы, недописка букв.
Выпиши слово правильно. Раздели его на слоги, подчеркни пропущенную (недописанную) букву и пропиши это слово правильно еще 2-3-4 раза (до конца строки).
Например: было токи, надо тонки
тон-ки тон-ки тон-ки тон-ки тон-ки
4. Замена букв (у-и, п-р, и-ш, м-л, п-т).
Выпиши слово правильно, разделив его на слоги, подчеркни замененную букву. Пропиши слово правильно еще 2-3-4 раза (до конца строки).
Например: было зибки, надо зубки
зуб-ки зуб-ки зуб-ки зуб-ки
5. Перенос слова.
Выпиши слово правильно, в котором допущена ошибка, разделив его на слоги для переноса, и пропиши так до конца строки.
Например:
осо-ка осо-ка осо-ка осо-ка осо-ка
6. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек, озер… (в именах собственных).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на это правило. Подчеркни большую букву.
Например:
Саша Тузик Москва Кубань
7. Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом правильно. Докажи раздельное написание предлога со словом (вставь вопрос). Придумай еще 2 слова с таким же предлогом.
Например:
У (какого?) дома, у (каких?) детей, у (кого?) мальчика.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно (предлоги: в, на, за, под, около, у, к, о,по).
8. Ударение.
Выпиши слова. Определи в них правильно ударение. Раздели на слоги, поставь ударение, пропиши еще 2-3 раза это слово, подчеркивая ударный слог.
Например:
о-ко-ли-ца о-ко-ли-ца о-ко-ли-ца о-ко-ли-ца
9. Пропуск удвоенной согласной.
Выпиши слово правильно, разделив его на слоги, подчеркни удвоенную согласную. Пропиши слово правильно еще 2-3-4 раза (до конца строки).
Например:
длин—ный длин—ный длин—ный длин—ный
10. Словарное слово.
Выпиши слово 2-4 раза, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.
Например:
карандаш карандаш карандаш
Словарные слова надо запомнить!
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую безударную гласную, напиши проверочное слово, пропиши до конца строчки.
Например:
трава – травы трава – травы
Вспомни правило проверки безударного
гласного в корне слова.
12. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2-3 слова на этот правило.
Например:
Жил, жизнь, живот.
(Чаша, чайка, чайник.)
13. Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще 2-3 слова с этой орфограммой.
Например:
Дочка, удачный, птенчик, мощный.
14. Звонкие и глухие парные согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Подбери однокоренные слова. (Вспомни правило!)
Например:
Суп – супы, супец, суповой.
ПАМЯТКА
для работы над ошибками по русскому языку .
(1-2 класс)
1. Пропуск
или замена букв.
Выпиши слово три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву. (
Лампа, лампа, лампа. )
2. Перенос
слов.
Указать все случаи
переноса.
(Лу-жайка, лужай-ка.)
3. Мягкий
знак.
Напиши
три разных слова с ь знаком, подчеркни
орфограмму. (Пень,
письмо, коньки.)
4. Сочетания
жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Напиши три разных слова, подчеркни орфограмму. (Мыши,
роща, щука.)
5. Сочетания
чк, чн, нч, нщ, щн. Напиши
три разных слова, подчеркни
орфограмму.
(Дочка, кончик, мощный.)
6. Разделительный
ь знак. Напиши
три разных слова, подчеркни орфограмму.
(Вьюга, воробьи, обезьяна.)
7. Буквы
безударных гласных, проверяемых ударением.
Выпиши слово, проверь его. Поставь во всех словах ударение,
подчеркни орфограмму. (Гора – горы, цветы – цвет, свисток
– свист.)
8. Буква
сомнительного парного согласного в середине и в конце слова. Выпиши
слово, проверь его. Подчеркни орфограмму и допиши ещё три слова на это
правило. (
Шубка – шуба, грибки – грибы, глаз – глаза, дуб –
дубы.)
9. Удвоенные
согласные. Выпиши
слово правильно, подчеркни орфограмму. Допиши три слова на это правило. (Класс,
группа, аллея. ванна.)
10. Имена
собственные.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с той же
орфограммой. (Таня, Волга, Москва.)
11. Предлоги.
Выпиши слово с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. (За
домом, за (каким?) домом, за (большим) домом, за _ речкой, за_ стеклом)
12. Словарное
слово.
Напиши три раза это слово, подчеркни
орфограмму. (Морковь,
морковь, морковь.)
13. Частица
«не» .
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2
слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
(Не _шумел, не_кричал, не_знает.)
1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву.
Например:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Знаки в конце предложения, запятая и другие знаки в предложении.
Выпиши предложение. Поставь нужный знак.
Например:
Москва – столица нашей Родины.
3. Мягкий знак на конце и в середине слова — показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 5 слов на это правило.
Например:
Окунь, рысь, уголь, мальчик, школьник, коньки.
4. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Например:
Машина, малыши, карандаши, уши.
5. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса .Запиши еще 3слова на это правило. Поставь ударение.
Например:
О-си – на, при-ле-те-ли , у-ле-те-ли,са-мо-лет.
ЗАПОМНИ!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов или ошибка на неизвестную орфограмму.
Выпиши слово правильно. Подчеркни букву. Придумай предложение с этим словом.
Делай так:
Прилетели. Птицы прилетели.
7. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 5 слов на это правило.
Например:
Девочка, ночка, почка, точка, тучка.
ЗАПОМНИ!
Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
8. Безударная гласная в корне (общей части родственных слов), проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень. Запиши еще 5 слов на это правило, поставь ударение, подчеркни.
Например:
волна́ — во́лны
9. Безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 6 раз. Запомни, как оно пишется. Придумай предложение.
Делай так:
ребя́та ребя́та ребя́та Ребята гуляли в парке.
10. Парные звонкие и глухие согласные ( слабая позиция парных согласных).
Выпиши слово правильно. Подчеркни согласную. Подбери проверочное слово.
Например:
Мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
11. Большая буква в именах собственных: отчествах и фамилиях, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Придумай предложение с одним из слов.
Например:
Таня, Саша, Андрей. Таня играла дома.
Мурка, Зорька, Пушок. Мурка лакала молоко.
река Киренга, Австралия, улица Геологов, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ!
Имена, отчества и фамилии, клички животных, названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
12. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Например:
Вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
Например:
Группа, рассказ, коллектив, грипп.
ЗАПОМНИ!
При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
14. Предлог
Выпиши из предложения слово с предлогом, в скобках подбери вопрос. Запиши ещё 2-3 слова с этим предлогом.
Например: у (кого?)нас к(чему?) морю с (которым?) пятым к (какому?) ближнему
ЗАПОМНИ!
Предлоги пишутся отдельно.
15. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Делай так: съезд объём объявление съел
ЗАПОМНИ!
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Памятка работы над ошибками по русскому языку в 1 классе.
Заглавная буква в начале
предложения.
Выпиши предложение, в котором
допущена ошибка. Подчеркни
заглавную букву в начале
предложения и знак препинания в
конце.
Заглавная буква в именах
собственных.
Выпиши слово правильно, подчеркни
орфограмму. Запиши 2 – 3 своих
примера на это правило.
Таня, Москва, Енисей,
Жучка.
Правильно прочти слово. Раздели
слово на слоги, запиши его,
подчеркни гласные буквы.
Обозначение мягкости
согласных.
Правильно выпиши слово в котором
допущена ошибка. Подчеркни мягкий
знак и согласную перед ним. Запиши 2
– 3 своих примера на это правило.
Разделительный мягкий
знак.
Правильно выпиши слово в котором
допущена ошибка. Выдели
орфограмму. Запиши 2 – 3 своих
примера на это правило.
Правописание жи – ши, ча
– ща, чу – щу.
Правильно выпиши слово в котором
допущена ошибка, подчеркни
орфограмму. Запиши 2 – 3 своих
примера на это правило.
Мыши, шишка,
камыши.
Чайка, час, чайник.
Выпиши слово правильно, подчеркни
орфограмму. Запиши 2 – 3 своих
примера на это правило.
Напиши слово правильно3 раза,
поставь ударение, подчеркни
«опасные» места. Придумай с этим
словом словосочетание или
предложение.
Капу’ста,
капу’ста,капу’ста.
В этом году был
хороший урожай
капу’сты.
Безударная гласная в
корне, проверяемая
ударением (а, я, о, е, и).
Выпиши слово. Поставь ударение.
Выдели корень. В корне подчеркни
безударную гласную. Обозначь
орфограмму. Подбери проверочное
слово и запиши рядом.
Запиши слово. Запомни: сколько в
слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги, обозначь
гласные.
Мо/ло/ко – 3 сл.,
ро/бот—2 сл.
Знаки препинания в конце
предложения.
В конце предложения ставится точка,
восклицательный или вопросительный
знак.
Выпиши предложение правильно.
Придумай своё или найди в учебнике
предложение с таким же знаком
препинания и запиши. Подчеркни знак
препинания.
Кедр – хвойное
дерево. Скоро Новый
год! Кто стучится в
нашу дверь?