Как исправлять лексические ошибки егэ

Задание № (6) проверяет знание лексических норм и умение найти лексическую ошибку в предложении.

Встречаются два типа заданий: исключить лишнее слово (т. е. найти плеоназм) или заменить неверно употреблённое слово (в том числе исправить лексическую несочетаемость).

Пример:

вариант (1). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпиши это слово.
Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.

Вариант (2). Отредактируй предложение: исправь лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запиши подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.

В первом случае нужно выписать лишнее слово в той форме, в которой оно представлено в тексте. Во втором случае нужно заменить слово на подходящее, также обращая внимание на форму.

За правильное выполнение задания даётся (1) балл. Неверный ответ оценивается в (0) баллов.

Вариант (1)

1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловую избыточность.

Выступления этой группы проходят с полными аншлагами.

Выступления проходят — всё верно.

Выступления этой группы — всё верно.

Проходят с аншлагами — всё верно.

С полными аншлагами — плеоназм, потому что слово аншлаг означает «полный зал на каком-либо представлении»; это значит, что слово полный будет лишним.

2) Запиши в ответ лишнее слово.

Ответ: полными.

Вариант (2)

1) Выдели грамматическую основу предложения, разбей предложение на словосочетания, чтобы найти в более мелких конструкциях, чем предложение, смысловое противоречие.

Я пассивно наблюдал за ходом событий, но в глубине души импонировал противнику.

Я наблюдал — всё верно.

Пассивно наблюдал — всё верно.

Наблюдал за ходом событий — всё верно.

В глубине души — всё верно.

(Я) импонировал противнику — слово употреблено в неверном значении, потому что импонировать означает «производить положительное впечатление», а имеется в виду, что кто-то положительно относится к другому человеку.

2) Замени неверное слово на подходящее по смыслу.

Значение «хорошо относиться к кому-либо» имеет слово симпатизировать.

Запиши в ответ это слово в нужной форме.

Ответ: симпатизировал.

При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!

Задание 6. Исправьте лексическую ошибку

При выполнении задания обратите внимание на формулировку. Если сказано «ИСКЛЮЧИВ ЛИШНЕЕ СЛОВО», значит, речь идет о плеоназме или тавтологии

Алгоритм выполнения задания 6

1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова; 2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). 3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности). 4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Тип ошибки

Примеры

Плеоназм

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.

Нарушение лексической сочетаемости

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).

Употребление паронимов

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов — это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т. д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм — лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»); Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»); Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело…; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы — слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты — щёки, очи — глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы — новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова — слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот — человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Конец ознакомительного фрагмента.

  • Нарушение лексической сочетаемости.

  • Речевая избыточность.

  • Разберём некоторые речевые ошибки.

  • Выполним задание № 6.

  • Смотрите наши видео

Задание № 6 проверяет ваши знания лексических норм русского языка. За верное выполнение этого пункта вы получите один балл.

Само задание может быть сформулировано несколькими способами:

1) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

2) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Обратите внимание! Вам необходимо либо ИСКЛЮЧИТЬ слово, либо ЗАМЕНИТЬ.

Какие же нарушения лексической нормы может встретиться в этом задании? (Мы говорим о РЕЧЕВЫХ ОШИБКАХ, которые намеренно допущены в этом задании.)

к оглавлению ▴

Нарушение лексической сочетаемости.

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способности соединяться друг с другом. Непроизвольное нарушение лексической сочетаемости – весьма распространённая речевая ошибка. Например, подобную ошибку можно услышать в речи спортивных комментаторов: Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя (но: одерживают победу, терпят поражение).

Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сочетаниях:

встреча созвана

усилить внимание

уделить значение

повысить кругозор

к оглавлению ▴

Речевая избыточность.

Речевая избыточность – это многословие. Многословие может проявляться в различных формах, например, принимать форму плеоназма.

1) ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos – излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов:

главная суть

повседневная обыденность

тёмный мрак

Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов:

мужественный и смелый

только, лишь

тем не менее, однако

так, например

2) Разновидностью плеоназма является ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto – то же самое, logos – слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов:

рассказать рассказ

умножить во много раз

спросить вопрос

возобновить вновь

а также при соединении иноязычного и дублирующего его значение:

памятные сувениры

впервые дебютировал

к оглавлению ▴

Разберём некоторые речевые ошибки.

ТИХО ПРОШЕПТАТЬ.

В слове «прошептать» содержится смысл ‘сказать очень тихо’, поэтому слово «тихо» в данном примере лишнее. Лишним является слово «тихо».

ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ.

Патриот – это «человек, готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины», поэтому сочетание «своей родины» является лишним.

ОНА ПРОИЗВОДИТ УЮТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Можно производить «приятное» впечатление, но не «уютное». Заменяем слово «уютное» на слово «приятное».

к оглавлению ▴

Выполним задание № 6.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Новые туфли оказались для неё немного великоваты.

В данном примере лишним является слово «немного». В прилагательном «великоваты» суффикс -оват- указывает на неполноту признака, то есть обувь ‘несколько большего размера, чем нужно’. При этом слово «немного» имеет значение – ‘в незначительной мере, слегка’. Это значение пересекается со значением слова «великоваты». Следовательно, мы исключаем слово «немного».

Автор Ирина Кривенкова

к оглавлению ▴

Смотрите наши видео

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 6 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
06.06.2023

Задание 6 проверяет знание лексических норм.

В этом задании нужно исправить лексическую ошибку: заменить неуместное слово или исключить лишнее. Лексическая ошибка – это неуместное употребление слова, использование слова в неверном значении, нарушение сочетаемости.

hidden head

Использование слова в неверном значении

Важно употреблять слово в его точном значении. Иногда люди не знают значение слова, и тогда возникает ошибка.

Он бежал по экскаватору в метро.
Экскаватор – неуместное слово, ведь экскаватор – это машина для рытья земли, по ней невозможно бежать в метро. Очевидно, имелся в виду эскалатор – движущаяся лестница.

Он очень нелицеприятный человек: всё время обманывает, грубит.

Слово нелицеприятный употреблено в значении ‘неприятный’. Это неверно, поскольку нелицеприятный – беспристрастный, справедливый. Обычно с помощью этого слова характеризуют какое-либо действие, которое можно оценить, например, нелицеприятная критика, дискуссия.

Чтобы найти ошибку этого типа, нужно проверить, в точном ли значении употреблены все слова в предложении. Если на экзамене попадется слово, в значении которого ты сомневаешься, подбери другие контексты его употребления. В каких еще предложениях обычно употребляют это слово? Контексты подскажут тебе его значение.

hidden head

Нарушение лексической сочетаемости

Слова в предложении должны сочетаться. Ошибочны выражения это играет значение или черствый шоколад, потому что в них нарушена лексическая сочетаемость.

Правила сочетания слов

  1. Слова должны сочетаться по смыслу, соответствовать логике жизни.
    Например, ошибочны выражения быстро плестись, спрыгнуть вверх, огромный домик.
  2. Некоторые слова могут сочетаться только с ограниченным рядом других слов.
    Например, карими могут быть только глаза, а волосы не могут; можно причинить ущерб, боль, но нельзя причинить удовольствие, радость.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ

Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.

Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

hidden head

Речевая избыточность

Избыточное повторение одного и того же смысла в нескольких словах называется плеоназмом.

Примеры плеоназма
Май месяц – это плеоназм, поскольку в слове май уже есть значение ‘месяц’. Слово май лишнее. Первый дебют – плеоназм, так как дебют – это первое выступление, значение ‘первый’ уже содержится в слове дебют. Внутренний интерьер – плеоназм, так как интерьер – это внутренний вид помещения.

Тавтология – избыточное повторение одного и того же смысла в однокоренных словах.

Примеры тавтологии
Трудоёмкий труд, спросить вопрос, танцевать танец.

hidden head

Неверное употребление фразеологизмов

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания с образным (небуквальным) смыслом.

Денис задирает нос не означает, что Денис поднимает вверх нос. Это выражение значит, что Денис ведет себя высокомерно, зазнаётся.

На контрольной Алиса считала ворон и допустила кучу ошибок. Выражение считать ворон не стоит понимать буквально: Алиса не рассматривала птиц в окно. Выражение значит, что девушка была невнимательна, рассеянна.

Ошибки, связанные с фразеологизмами

  1. Использование фразеологизма в неверном значении
    Подросток был невысокий и выглядел совсем ребенком: словом, косая сажень в плечах.
    Косая сажень в плечах означает крепкое, богатырское телосложение, но в предложении употреблено в противоположном смысле. Это ошибка.
    Косая сажень – это расстояние от пятки до вытянутой вверх руки. Это больше 2 метров! А теперь представь человека, у которого такое расстояние “в плечах”, то есть между вытянутыми руками.
  2. Изменение слов во фразеологизме
    Большинство фразеологизмов не имеет вариантов употребления. Это значит, что во фразеологизме не стоит менять слова даже на синонимичные.
    Ошибка: он был не в своем блюде; правильно: он был не в своей тарелке.
    Ошибка: у них было шляпное знакомство; правильно: шапочное знакомство.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ

Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.

Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

hidden head

Стилистическая неуместность

Разные условия общения требуют разных слов. Некоторые слова можно использовать в любой ситуации. Это нейтральные слова, например: окно, учиться, экзамен.

Некоторые слова подходят для книг (воспевать, воздвигнуть). Некоторые – только для бытовой речи (абитура, велик, дурак). Для общения группы людей может использоваться сленг (краш, флексить, криповый). Использование сленга в официально-деловой или публицистической речи – это ошибка.

Важно не путать стили речи. В заданиях ЕГЭ тексты относятся к газетно-публицистическому или художественному стилям. В газетно-публицистическом неуместно использовать слова разговорно-бытового или официально-делового стиля. В художественном можно использовать лексику этих стилей, но только как особый приём, например, для описания речи персонажа.

Верно выполненное задание №6 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с лексической ошибкой; нужно исключить неверное слово либо отредактировать предложение. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Тип лексической ошибки Пояснение Пример
Нарушение лексической сочетаемости слов Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость. Облокотиться спиной, потерпеть победу
Неточное использование фразеологизмов Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»
Неразличение оттенков значения паронимов Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный). Длительный день утомил меня.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы Плеоназмы — словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова. главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) повторение однокоренных или одинаковых слов организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение
Ошибки в использовании синонимов Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.) Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).
Неверное употребление антонимов и омонимов Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).  
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.). Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)  
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.  

Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ:

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Внимательно читаем предложение: ищем паронимы, плеоназмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, многозначные слова.
  3. Ищем ошибку в употреблении лексической единицы.
  4. Записываем правильный ответ.

Задание ER0621R

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.


В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):

По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

Обратим внимание на сочетание первая премьера. Слово премьера обозначает «первый показ», «первое представление». Видим, что слово первая уже входит в значение существительного премьера. Значит, слово первая – лишнее.

Ответ: первая

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0619T

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
  2. В предложении нет паронимов, синонимов, антонимов и других лексических единиц. Если в задании, предлагается исключить лишнее слово, то искать нужно плеоназмы.
  3. Выражали главную суть воды – суть это и есть самое главное в любом понятии, поэтому слово главную – лишнее.

Ответ: главную

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0601

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: причастные к инциденту – принимающие участие в инциденте – все верно; предотвращение подобных случаев – принятие каких-то мер, чтобы такого больше не произошло – все верно.
  3. Сделали ряд решений – решения невозможно сделать или совершить; слово сделали употреблено неверно, вместо него нужно употребить слово приняли.

Ответ: приняли

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0602

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
  3. Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.

Ответ: потерпели

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0603

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.


  1. Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
  2. Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: оценил профессиональные умения и навыки – верное употребление слов; свободных вакансий не нашлось – ошибка в употреблении – плеоназм.
  3. Свободных вакансий– слово свободных лишнее, так как слово вакансии само по себе обозначает свободное рабочее место.

Ответ: свободных

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0622T

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

 


В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого):

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.

Обратим внимание на сочетание очень оптимальные. Прилагательное оптимальные употребляется в значении «наиболее благоприятные, наилучшие в данных условиях». Оптимальный – это и есть самый / наиболее подходящий, идеальный в данных условиях. Сроки не могут быть очень оптимальными. Значит, слово очень – лишнее.

Ответ: очень

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправлять кадастровую ошибку
  • Как исправить ошибку фн 234 эватор
  • Как исправлять жизненные ошибки
  • Как исправить ошибку фатал ерор
  • Как исправлять грамматические ошибки детей кратко