Методические рекомендации для педагогов начальной школы
Классификация ошибок (условные обозначения)
Материал подготовил:
методист начальной школы Григорьева Е.В.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При
оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:
«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)
«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление
«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления
«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Работа над
ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – один из обязательных видов
деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно
помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего
работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти
материалы будут для вас полезными.
Способы исправления учителем ошибок
в письменных работах учащихся
Исправления, сделанные учителем в тетради, должны
обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно
контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не
способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы
используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только
позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует
правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка
зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками.
1. Обозначение на полях
условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
2. Подчеркивание слова, в
котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.
3. Подчеркивание ошибки в
слове и обозначение на полях условным знаком (/).
4. 3ачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на
которую допущена ошибка.
5. Зачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой
находится ошибка.
Например:
6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного
варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок
/ – орфографическая ошибка.
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К
лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка
(нет отступа).
Г – нарушение границы
предложения. (Кот фыркнул. И убежал под диван.)
V – пропуск слова,
предложения.
1, 2, 3 – нарушение
порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Стакан стоял на столе с водой.)
Н – речевой недочет
(неудачный выбор слова).
– нарушение последовательности изложения.
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать
синонимы).
Работа над ошибками (1 класс)
СЛОВАРНОЕ СЛОВО.
Выпишите правильно слово один раз, подчеркните
(выделите) букву, поставьте ударение.
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ – ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните гласную (сочетание). Придумайте и запишите еще два слова
с таким же сочетанием.
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.
Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните (выделите) сочетание. Придумайте и запишите еще два слова
с этим сочетанием.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (имена, фамилии, названия городов
и т. д.).
Выпишите правильно имя
собственное, подчеркните (выделите) заглавную букву. Придумайте и запишите два
слова на это правило.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово,
выделите безударную гласную. Проверьте гласную ударением: подберите и запишите
проверочное слово. Обозначьте ударение в этих словах. Придумайте и запишите два
слова на это правило.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (на конце и в середине
слова).
Выпишите слово правильно,
рядом – проверочное. Придумайте и запишите два слова на это правило.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите слово, выделите
букву. Если написание можно проверить, подберите и напишите проверочное слово.
Придумайте и запишите два слова на это правило.
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово,
подчеркните (выделите) двойные согласные. Придумайте и запишите два слова на
это правило.
ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпишите слово, разделите
его для переноса всеми возможными способами.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ
МЯГКОСТИ.
Выпишите слово,
подчеркните (выделите) Ь. Обозначьте графически. Напишите два слова с
разделительным Ь или Ь – показателем мягкости.
ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ, ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА.
Выпишите слово правильно,
разделите на слоги, подчеркните (выделите) гласные.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Напишите предложение
правильно, подчеркните нужное написание (большая буква в начале, точка, ?, ! –
в конце, раздельное написание слов, пропуск слов и т. д.).
Работа над ошибками (2–4 классы)
I. Последовательность работы над
орфограммами.
1. С новой строчки
выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.
2. Подчеркните (выделите)
орфограмму.
3. Определите, в какой
части слова (или части речи) допущена ошибка.
4. Выясните, на какое
правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это
правило.
5. Выполните указания
правила. Графически обозначьте орфограмму.
6. Выберите ошибки на то
же правило и исправьте их.
7. Приведите один-два
примера на это правило.
№ п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Заглавная буква в начале предложения. Предложение – выражают |
Запишите |
Мальчики гуляли |
2 |
Заглавная буква в именах Имена, фамилии, отчества людей, клички |
Напишите слово правильно. Выделите заглавную букву. Объясните написание по образцу |
Иван – имя Петрович – отч. Сидоров – фам. Грузия – геогр. н. река Нева – геогр. н. пес Филька |
3 |
Перенос слов. Запомните! 1. Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или 3. Нельзя отрывать букву Й, а (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными 5. Особого внимания требует перенос на (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, |
Напишите слово правильно, Подчеркните, выделите гласные Напишите все случаи переноса |
про/пус/тил про-пустил пропус-тил |
4 |
Если |
Напишите слово |
пло/щад/ка |
5 |
Гласные И, А, У после шипящих. Запомните: Жи-ши Ча-ща Чу-щу |
Напишите слово |
машина широкий чаща щука чугун |
6 |
Сочетания Запомните: ЧК-ЧН НЧ-НЩ (пишите |
Напишите |
банщик диванчик одуванчик |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Проверяемые Запомните! Безударные Для подобрать |
Подберите Напишите |
мост – мОсты красный – крАсиво кормит – кОрмушка |
8 |
Проверяемые (п/с). Запомните! Парные |
Подберите |
морозы, морозный – мороЗ глаза, глазной – глаЗки резок – реЗкий |
хие согласные б-п, д-т, в-ф, |
Напишите правильно слово с п/с. |
||
9 |
Непроизносимые согласные в корне Измените слово или подберите Запомните! Букву Т – писать напрасно! Чудесно – чудеса Прекрасно – краса Ужасно – ужасы Опасно – опасен Вкусно – вкусы Интересно – интересы |
Подберите и запишите проверочное Напишите правильно слово с н/с. |
звезда звездочка звезДный |
10 |
Непроверяемые орфограммы в корне Непроверяемые гласные и |
Напишите слово правильно. Выделите |
мороз морозный морозец (город, |
11 |
Двойные Две А. |
А. Запишите (выделите |
А. группа ванна |
Б. |
Б. Запишите |
Б. рассказ оттолкнуть |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
В. |
В. |
В. ранняя осенний |
|
Г. |
Г. Запишите |
Г. клюквенный |
|
12 |
Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных. Пишется · на конце слова (конь) · в середине слова между согласными (коньки) |
Напишите Обозначьте |
конь морковь девять коньки мальчик пальцы |
13 |
Ь — разделительный. Пишется в корне слова после |
Напишите слово правильно. Выделите ь. Обозначьте стрелкой или подчеркните |
вьюга листья платье |
14 |
Разделительный твердый знак (Ъ). Запомните! Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Е, Ю, Я. согл. Ъ е, е, ю, я Исключения: объект, субъект, |
Напишите слово правильно. Выделите приставку и Ъ. Подчеркните согласную в приставке и |
съезд объем объявление |
15 |
Ь – на конце имен существительных после На конце имен существительных ж. р. в и. |
Определите род имени существительного. Объясните графически |
дочь – ж. р. печь – ж. р. луч – м. р. мяч – м. р. |
16 |
Ь — после шипящих во 2-м л. ед. ч. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме |
Выпишите глагол. Выделите окончание. |
шишешь – гл., наст. вр., ед. ч., 2л. решаешь, пишешь |
17 |
Раздельное написание предлогов с другими Предлоги со словами пишутся раздельно, так как Между предлогом и словом можно поставить Перед местоимениями 3 лица после Перед глаголами предлоги не пишутся |
Выпишите слово с предлогом. Докажите |
Сосна росла У (какого?) берега, у крутого берега. Ко V мне С V ними |
II. Последовательность
работы над пунктуационными ошибками.
1. Выпишите все
предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму.
Повторите пунктуационное правило.
2. Составьте схему предложения (или подчеркните
грамматическую основу).
3. Приведите один-два
примера на данное слово.
№ п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Точка, Предложение |
Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак. Объясните по |
Наступило (повествовательное, |
2 |
Разбор предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или Сказуемое обозначает, что Остальные члены называются второстепенными: определение, обстоятельство |
Выпишите предложение. Подчеркните Выпишите из предложения все |
Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые. Плывут (куда?) к облакам |
3 |
Однородные члены предложения – несколько членов предложения 1) если между ними нет союзов; 2) если между ними есть союзы А, 3) если союзы И, ИЛИ повторяются. Запятая не ставится: если между ними один раз употребляется |
Выпишите Подчеркните Вспомните о знаках препинания между |
Наш народ любит
|
III. Ошибки в разборе слова по
составу.
Ошибки (правила) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
Состав слова. Если неправильно разобрано слово Запомните! Слова, которые имеют общую (одинаковую) Запомните! В корнях родственных слов Окончание – изменяемая часть слова, Приставка – это часть слова, которая Суффикс – это часть слова, которая |
Напишите слово. Разберите по составу, пользуясь планом. ПЛАН 1. Выясните смысл слова. 2. Определите часть речи. 3. Выделите окончание. Докажите 4. Выделите корень. Докажите (подберите два родственных слова). 5. Выделите приставку (она стоит 6. Выделите суффикс (он стоит после |
Поездка. Ездить, проезд Радостный. Рад, радовался |
IV. Ошибки в изложении или
сочинении.
Характер ошибок |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
П – повтор слова |
Замените повторяющееся слово. Запишите предложение с новым словом |
Ваня увидел собаку и испугался. Ваня Он закрыл руками лицо и заплакал. Мальчик закрыл руками лицо и заплакал |
Н – неудачное |
Замените Запишите |
Холодный Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их |
V – пропуск |
Подумайте, предложение, |
Жили-были Жили-были |
Г – нет в конце |
Подумайте, |
Наступило (повествовательное, невосклицательное) |
Z – красная |
Разделите текст |
|
1, неудачный |
Прочитайте Запишите |
Ученики |
условное обозначение |
как исправить |
П – повтор слова |
Замените повторяющееся слово. Запишите предложение с новым словом. |
Н – неудачное слово или предложение |
Замените неудачное слово или предложение. Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова. |
V – пропуск слова или предложения |
Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите предложение, вставив пропущен-ное слово (или запишите предложение, которое пропустили). |
V — нет знака препина-ния в конце предложе-ния или предложение написано с маленькой буквы |
Запишите предложение правильно (с боль-шой буквы). Поставьте в конце предложения нужный знак препинания (точка, вопросительный или восклицательный знак). |
Z – красная строка (нет отступа) |
Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки. |
1, 2, 3, 4… — неудачный порядок слов в предло- жении |
Прочитайте предложение. Измените порядок слов. Запишите предложение, правильно рас-положив слова. |
Ф – фактическая ошибка |
Прочитайте предложение (или часть текста), в котором допущена ошибка. Запишите предложение (или часть текста), исправив ошибку. |
Обновлено: 06.06.2023
Поэтому предоставляю вам на рассмотрение документ, который был принят у нас на заседании методического объединения.
Учёт ошибок в работе по русскому языку (диктанте)
Ошибкой считается
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
4. Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом данного класса.
За ошибку не считается
1. Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску).
2. Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.
3. Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За 1 ошибку считается
1. Две пунктуационные ошибки.
2. Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
• контрольные диктанты в 1-4-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
• изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.
В ходе проверки работ учащихся учитель должен соблюдать следующие правила и требования:
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку
учащихся 1-4-х классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
• При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (/ — орф., V — пункт.).
• Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
• Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.
• Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценки в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Следующий урок после проведения контрольных работ необходимо посвятить работе по исправлению ошибок, допущенных учащимися. Детям даются различные виды заданий или упражнений, направленные на предупреждение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
В связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение произошли некоторые изменения в оценивании знаний, умений и навыков учащихся:
— в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
— работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
• не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
• наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу;
• не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
• незначительные нарушения логики изложения материала.
• наличие 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
• не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
• отдельные нарушения логики изложения материала;
• неполнота раскрытия вопроса.
• наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
• более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
• нарушения логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса;
• отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
в связи со спецификой каждой образовательной области некоторые положения характеристики цифровой оценки (отметки) требуют уточнения.
Оценивая письменную работу в виде диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск, искажение букв в словах;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (слова с такими орфограммами следует оговорить с учащимися перед письменной работой, записать трудные для них слова на доске);
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются:
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове ежи дважды написана в конце буква ы). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
2 негрубые ошибки — I ошибке
• повторение одной и той же буквы в слове;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• единичный пропуск буквы на конце слова;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценивая письменную работу в виде словарного диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Критерии оценок за словарный диктант
В работе нет ошибок
При количестве 15-20 слов
Контрольные словарные диктанты
проводятся 1 раз в неделю или 1 раз в две недели
В работе допущено:
• 1 ошибка, 1 исправление.
В работе допущено:
• 2 ошибки, 1 исправление.
В работе допущено:
• от 3 и более ошибок.
К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т. к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.
Критерии оценок за контрольное списывание
В работе нет ошибок; безукоризненно выполненная работа (без исправлений).
Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
В работе допущено:
В работе допущено:
Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
В работе допущено:
• 3 ошибки и 1 исправление.
В работе допущено:
• 2 ошибки и 1 исправление.
Работа написана небрежно.
В работе допущено:
В работе допущено:
3 и более ошибок.
Работа написана неряшливо.
Оценивая письменную работу в виде грамматического задания, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Критерии оценок за грамматические задания
Работа выполнена без ошибок или
• 1 ошибка или 2 недочета в
определений, правил и умение
основном задании, но верно
выполнено дополнительное задание.
знания при выполнении работы.
Верно не менее 3/4 работы
В выполненной работе допущено:
• 2 ошибки или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено дополнительное задание.
Ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений.
Верно не менее 1/2 работы
В выполненной работе допущено:
• 3 ошибки или 1-2 недочета в основном задании;
• правильно выполнено одно дополнительное задание.
Ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала.
Не выполнено больше половины заданий.
Ученик обнаруживает плохое знание учебного материала.
Контрольная работа, которая состоит из диктанта (списывания) и грамматических заданий, оценивается двумя отметками:
• одна отметка за диктант;
• другая отметка за грамматическое задание.
При проверке творческих работ во 2-3-х классах выставляется одна общая оценка. В 4-м классе — две оценки: первая за содержание и речевое оформление, вторая оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.
Типичные недочеты в творческих работах:
• искажение содержания исходного текста (изложения);
• внесение лишних фактов, частей;
• отсутствие связи между частями текста;
• неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
• неоправданное повторение одного и того же слова или употребление слова в несвойственном ему значении.
Оценивая грамотность, следует руководствоваться критериями, принятыми при проверке диктантов.
Условные обозначения ошибок:
Z — красная строка;
Г— неверное определение границ предложений;
П — повторение слов;
Н — неудачное слово или предложение;
1, 2, 3 — неудачный порядок слов;
Ф — фактическая ошибка;
V — пропуск слов или предложения;
Т — не поставлены точки в конце предложения.
Проверочная работа и тестирование
Письменные работы в виде проверочных работ или тестирования считаются выполненными, если учащийся выполнил 3/4 объема задания. Каждое задание считается выполненным, если учащийся выполнил не менее 1/2 объема задания.
При этом следует помнить:
• оценка качества знаний обучающихся, представленная измерителями, не ставит своей целью выставление балла каждому ученику, а выражается двумя уровнями:
Проверка тетрадей — один из основных способов контроля знаний обучающихся. Поэтому оформлению, ведению и проверке тетрадей уделяется пристальное внимание. Специфика ведения тетрадей по каждому предмету существенно отличается, рассмотрим специфику ведения и оформления тетрадей по русскому языку.
По русскому языку в общеобразовательной школе каждый обучающийся обязан вести следующие тетради:
- Рабочая, 2 шт.
- Для контрольных работ.
- По развитию речи.
Иногда в 9-11 классах по требованию учителя ребята ведут дополнительно общую тетрадь, куда записывается теоретический материал в форме схем, таблиц, печатных вкладок и т.п. Материалы эти помогают систематизировать знания при подготовке к экзамену.
Правила оформления и ведения тетрадей по русскому языку
Каждая тетрадь должна быть объемом в 18 листов и выглядеть единообразно (например, зеленого цвета). В 9-11 классах допускается заводить для классных и домашних работ тетради объемом в 48 листов.
Титульный лист в рабочих тетрадях оформляется по образцу:
для работ по русскому языку
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
для контрольных работ
по русскому языку
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
по развитию речи
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
Все виды работ выполняются шариковой ручкой с пастой синего цвета.
Дата записывается по центру, далее называется вид работы.
Номера упражнений указываются по центру листа и без точек:
Красная строка соблюдается с каждым новым заданием или абзацем текста. Интервал между любым видом работ или отметкой — 2 строки. Подчеркивания, обозначения выполняются простым карандашом.
Сроки проверки тетрадей по русскому языку
- В 1-5 и первом полугодии 6 класса — ежедневно;
- В 6, 7, 8 классе — несколько раз в неделю.
- В 9-11 классах — по мере необходимости.
Контрольные работы с отметками возвращаются обучающимся на следующий день после проведения. На проверку изложений и сочинений отводится не более двух дней. Исключение: 9-11 классы, не более 7 дней на проверку.
У слабых, отстающих обучающихся или тех, которые занимаются по индивидуальной программе, регулярно проверяется каждая работа, а на проверенный диктант, изложение или сочинение возвращается на следующий же день.
Точные сроки проверки тетрадей по русскому указаны в специальном документе школы.
Как указываются ошибки в тетради по русскому языку?
В рабочих тетрадях ошибки пунктуационные, орфографические, грамматические могут быть исправлены красной пастой прямо в тексте работы.
При проверке контрольных работ и работ по развитию речи каждая ошибка исправляется в тексте и выносится на поля условными обозначениями, где
- | — орфографическая ошибка в слове;
- v — пунктуационная ошибка, знак препинания;
- г — грамматическая ошибка, неверное употребление падежа или формы слова.
В творческих работах (сочинение, изложение, эссе и т.п.) первая отметка ставится за содержание, при этом на поля также выносятся следующие типы ошибок:
- ф — фактическая ошибка, дана недостоверная информация;
- л — логическая ошибка, абзацы построены не по порядку или опровергается только что доказанное;
- р — речевая ошибка, штамп или неверное употребление слова.
При подсчете фактические и логические суммируются.
Работа над ошибками в тетради
Работа над ошибками проводится после проверки контрольных работ или работ по развитию речи. Для этого от проверенной работы отступается 1 строка и по центру пишется следующее:
Работа над ошибками
Ошибки анализируются учениками с помощью учителя, а затем слова или предложения записываются правильно, место, где была допущена ошибка подчеркивается, по необходимости дается графическое объяснение.
Внимательная и регулярная проверка тетрадей по русскому языку способствует улучшению успеваемости и повышению качества знаний.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
0 Спам
9 apolonturgenev • 10:39, 14.02.2022
Вопрос, учитель может писать
замечания на титульной странице тетрадки, где подписывается фамилия, предмет и т.д.
0
10 НАТАЛЛ • 14:56, 14.02.2022
0
7 urmanova-galina • 17:42, 28.01.2017
Кое-что возьму на заметку для себя: условные обозначения ошибок -«ф»- фактическая и «л» — логическая. Ведем 2 рабочих,1 для контрольных,1 по развитию речи и еще 1 общая тетрадь-справочник,куда с 5-го класса записываем схематически првила. Детям удобно «вспомнить» правило.Работаю с детьми (ОВЗ).Спасибо за статью.
0
5 Ellena3617 • 16:36, 23.01.2017
Насколько целесообразно заводить 4 тетради по русскому языку? Как правило, учитель ведёт уроки в нескольких классах: только на два класса восемь пачек тетрадей. Зачем? Кстати, и контрольные работы часто предлагаются на готовых бланках, распечатках.
0
6 Екатерина_Пашкова • 22:43, 23.01.2017
0
8 Lara3172 • 17:48, 28.01.2017
1
2 danilanikonets • 09:23, 23.01.2017
Тетрадь для развития речи? Впервые слышу.
Две рабочих тетради? Ну в младших, младших средних классах да, а потом одной толстой вполне хватало.
Для контрольных. точнее для диктантов и сочинений.
0
4 Екатерина_Пашкова • 10:14, 23.01.2017
1
1 zvetok081332 • 07:22, 23.01.2017
Разве в конце ставится точка? : «Пятнадцатое декабря.
Классная работа.»
Как пришли в 5 класс учитель зачеркнула точки и мы полгода привыкали , что ставить не надо. А все таки как правильно?
Пятнадцатое декабря
Классная работа
0
3 Екатерина_Пашкова • 10:13, 23.01.2017
Это спорный вопрос сейчас. Уже обсуждалось на сайте, что по новым нормам точки не ставятся. Нужно уточнять в своей школе.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, четкое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действия этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
Соблюдение орфографического режима экономит нервные силы ребенка, вырабатывает у него динамический стереотип работы, который поддерживается на протяжении всех лет обучения в школе. Сюда входят определенный порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка, обязательная работа над ошибками; соответствующий шрифт используемых наглядных пособий, их эстетичность, единообразие цвета для выделения различных орфограмм; грамотная речь всех работников школы.
Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока.
В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения слухового периферического аппарата, фонематического слуха, логопатических ошибок, быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, учителю следует заранее планировать помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы.
Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико-синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.
Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от максимальной для детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний, от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:
1. исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
2. анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика;
3. организация специального урока работы над ошибками.
При исправлении ошибок учитель по-разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого школьника. В тетрадях слабых учеников он исправляет ошибку, на поля выносит номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице (см.выше), выписывает слово, которое неверно написал ученик, и, если нужно, подбирает проверочное. По отношению к группе со средней успеваемостью объем помощи уменьшается. Учитель также исправляет ошибки, но на поля выносит только номер правила. В тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставится на полях вертикальная черточка, которая сигнализирует о неправильно написанной орфограмме. Ученик должен поработать над ней самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с правилом, найдя его в таблице, выполнить операции, которые в ней указаны.
В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, но на поля выносит только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Количество слов, отмеченных на полях, как показала практика, не должно превышать четырех—шести (в зависимости от темпа работы детей) даже тогда, когда общее число ошибок значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически, и в ней оказывается больше ошибок, чем в самом диктанте.
С целью наиболее точного отбора слов для фронтальной и индивидуальной работы учитель анализирует ошибки сразу после их исправления, до вынесения слов на поля.
Анализ ошибок можно выполнять по таблице. Число граф в таблице увеличивается или уменьшается в зависимости от года обучения и орфографической подготовленности класса. Дополнительные графы появляются в связи с новым изученным правилом. Число ошибок подсчитывается по горизонтали (общее количество у каждого ученика) и вертикали (количество ошибок класса на каждое правило).
Регулярный анализ, который выполняется по данной схеме, позволяет учителю четко просчитывать динамику формирования орфографического навыка как у отдельных учеников, так и у класса в целом, своевременно принимать необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.
Ориентируясь на проведенный анализ, педагог отбирает для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей, и включает их в план урока, где после каждого из этих слов указывает фамилии учеников, допустивших данные ошибки. Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более чем двух-трех правил, с которыми ведется работа на протяжении основной части урока. Далее учитель ставит на полях тетрадей школьников номера орфограмм (согласно стендовой таблице) против слов, с которыми они должны самостоятельно работать и которые не совпадают с орфограммами, уже отобранными для коллективного анализа.
Урок работы над ошибками строится по следующему плану:
2. Коллективный анализ типичных ошибок класса — 10— 15 мин.
3. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил — 10 мин.
4. Самостоятельная работа над ошибками — 10—15 мин.
5. Задание на дом — 3 мин.
6. Подведение итогов работы — 2 мин.
Время на отдельные этапы урока регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.
В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять оценки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности младших школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызывает негативную реакцию, обиду, излишнюю расторможенность. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоенными, над чем следует работать всему классу.
Второй этап начинается с записи даты и темы урока. Поскольку тетради для контрольных работ детям не раздают, школьники выполняют разбор ошибок в рабочих тетрадях, которые должны оставаться у них и для работы над домашним заданием.
Приступая к фронтальной работе, педагог зачитывает группу слов, орфограммы в которых были написаны неверно многими учащимися, и спрашивает, какое правило следует применить. Если ответ дается неточный, учитель просит прочитать название правила по таблице, вызывает ученика, который допустил ошибку в диктанте и фамилия которого записана в плане. Под диктовку учителя ребенок пишет слово на доске (остальные — в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово. Далее он подчеркивает орфограмму, записывает пример на это правило. Если ученик не справляется со своей задачей, класс помогает ему выполнить необходимый анализ и подобрать дополнительный пример.
семья — 2 ошибки (фамилии учеников класса), ульев — 5 ошибок (фамилии), свинья — 4 ошибки (фамилии);
мягкий знак в середине слова: пчельник ~ 4 ошибки (фамилии), большая — 2 ошибки (фамилии).
После того как класс распознает в этих словах (семья, ульев, свинья) определенную орфограмму, вызванный ученик проговаривает первое слово по слогам и записывает его. Затем объясняет, что м и я в этом слове произносятся раздельно, поэтому между ними надо писать разделительный мягкий знак. Он подчеркивает орфограмму по образцу таблицы, подбирает еще один пример на данное правило. Анализ орфограммы можно проводить, опираясь на образец разбора, записанный в карточке, либо без него. Так же разбирают и следующую группу слов.
Задание третьего этапа урока, в отличие от предыдущего, рассчитано на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. В связи с этим подробный разбор орфограмм здесь не проводится. Дети называют только правило. Упражнения для данного этапа должны быть интересными по форме. Они должны снять напряжение, которое возникло у детей от предыдущей трудной аналитической работы. Можно рекомендовать такие виды занятий:
1. картинный диктант. Учащиеся записывают название картинки, проговаривают слово по слогам, указывают орфограмму;
2. самодиктант. Школьники самостоятельно дополняют и записывают последнее слово-рифму в продиктованном учителем двустишии. Например:
Ах, какое объедение
земляничное . (варенье).
Устно выполняется работа, указанная в первом пункте;
5. работа с перфокартой, в которой проставляются нужная орфограмма и ее номер по таблице;
6. работа с карточками, где в предложении вместо слова вставлена картинка, название которой нужно записать правильно;
7. творческие виды работ: придумывание и запись предложений к каждой картинке серии; составление предложений по опорным словам с целевой установкой на письменный рассказ; запись короткого изложения; включение пропущенных предложений в рассказ и др.
Самый сложный этап урока — самостоятельная работа над ошибками, которая начинается с раздачи тетрадей для диктантов. Дети знакомятся со словами, над которыми им предстоит работать самостоятельно. Для того чтобы облегчить детям подбор примеров на правило, учитель предлагает использовать учебник. Школьники, зная название правила (они всегда могут уточнить его по таблице), по оглавлению находят нужные страницы и выбирают соответствующие слова. Такая работа приучает к использованию учебника в качестве справочника, неоднократно возвращает школьников к пройденному материалу.
Если ученик не сделал в диктанте ни одной ошибки или их было мало, учитель готовит для таких детей карточки на определенные правила с игровыми заданиями типа кроссвордов, загадок, шарад, стихотворений с незаконченными рифмами, загадочных кругов.
Учитель раздает карточки, ставя на обороте фамилию учащегося. Это дает возможность ориентироваться, какую карточку предложить в следующий раз ученику, который работает без ошибок, а также оценить работу тех детей, фамилии которых часто повторяются на карточках. Приступая к выполнению задания, школьники воспроизводят в тетрадях рисунок кроссворда, затем отгадывают и записывают слова. Подобные упражнения должны стать своего рода наградой для детей, не допускающих ошибок.
Четкие формулировки заданий, наглядные опоры для их выполнения, своевременная подготовка материала для каждой группы детей, закрепление у детей умения работать в соответствии с образцом делают четвертый этап урока более организованным, а планируемую учителем деятельность посильной для детей. В результате освобождается время на индивидуальную помощь ученикам, которые в ней нуждаются.
Домашнее задание можно предлагать только тем ученикам, в диктанте которых были ошибки. Это еще одно поощрение тем, кто справился с диктантом.
Содержание домашнего задания в младших классах будет заключаться в том, что школьники выписывают на отдельных листочках (примерный размер 7х 10 см) слова, с которыми они работали самостоятельно на уроке (те же 4—6 слов), подчеркивают орфограмму, добавляют, если надо, проверочное слово и подписывают листочки.
На следующем уроке учитель собирает домашние работы, проверяет записи, после чего дежурный вкладывает их в картотечный ящичек с фамилиями учеников. В дальнейшем при ответе ученика у доски или с места учитель может вынуть один из листков и предложить ребенку разобрать слово, которое на нем написано, назвать орфограмму, объяснить ее написание, проговорить по слогам. Если работа выполняется правильно, листочек выбрасывают. Задача школьников — добиться, чтобы в кармашках не осталось ни одного листочка.
Читайте также:
- Документальное оформление результатов анализа кратко
- Почему при вставании частота пульса учащается кратко 8
- Вот уж снег последний в поле тает анализ кратко
- Лабораторный химический анализ в школе
- Ф искандер школьный вальс или энергия стыда анализ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Способы исправления учителем ошибок в письменных работах учащихся
1. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.
2. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
3. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.
4. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).
Условные обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок
/ – орфографическая ошибка.
О! — необходимость выделить орфограммы в словах, предложении или тексте
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка (нет отступа).
Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)
V – пропуск слова, предложения.
1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.
Р – речевой недочет (неудачный выбор слова).
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).
Прилагаемая памятка поможет правильно выполнить работу над ошибками по русскому языку. Все орфограммы необходимо подчёркивать зелёной ручкой!
МАТЕМАТИКА
Зачеркивание ошибки и указание на полях «РП» означает необходимость выполнить работу над ошибками.
Выполнение работы над ошибками по математике:
- Отступить 4 клетки вниз от предыдущей работы и озаглавить «Решаю правильно.»
- Написать номер задания.
- Выписать пример, в котором была допущена ошибка, и решить его правильно.
Если ошибка была допущена в задаче, то необходимо составить и сделать краткую запись (или схему), решить по действиям с пояснением и ответом.