Как вести дневник ошибок

Почему стоит завести дневник решений и как его правильно заполнять

Такие заметки здорово облегчат процесс выбора и помогут лучше понимать себя.

Почему стоит завести дневник решений и как его правильно заполнять

В чём особенность дневника решений

В нём вы фиксируете только свои важные решения и ощущения от них. Его можно вести в бумажном блокноте, в файле на компьютере или другим удобным способом.

Вот что в любом случае стоит в него записывать, когда вы принимаете очередное решение:

  • суть и дату его принятия;
  • основные детали: почему оно для вас важно, минусы или подводные камни;
  • какой результат вы ожидаете получить (также можно указать лучший и худший варианты развития событий);
  • ваши эмоции.

Что даёт дневник решений

В отличие от матрицы решений или списка плюсов и минусов, дневник не поможет вам сделать выбор. Он нужен для другой цели: осмысления и улучшения самого вашего подхода к решениям. Фиксируя и регулярно оценивая их, вы лучше поймёте своё мышление, а также заметите, к чему обычно склоняетесь по умолчанию и в какие ловушки чаще всего попадаете.

Например, вы увидите, что во время стресса или при жёстком дедлайне поступаете нерационально. Зная о своей реакции, вы сможете «подстелить соломку» в подобных ситуациях в будущем.

Ведение такого дневника также поможет бороться с когнитивным искажением под названием «ошибка хайндсайта». Оно заключается в следующем: то, что уже произошло, всегда кажется нам очевидным и предсказуемым. Мы даже начинаем верить, что так и думали с самого начала, а значит, и события в будущем тоже сможем предвидеть. Это приводит к необоснованной уверенности в своей правоте и разнообразным заблуждениям.

Понимать, где именно вы допустили промах и почему, очень важно. Такая информация поможет исправлять свои ошибки и принимать лучшие решения. И дневник как раз идеальный помощник для этого.

Как извлечь из него максимум пользы

Фиксируйте только важные решения

Ведение дневника не должно быть обузой или ещё одним пунктом в списке дел, рядом с которым вечером нужно поставить галочку. Нет смысла записывать в него размышления о том, что съесть на обед или какой фильм посмотреть с друзьями. Оставьте дневник для больших решений с серьёзными последствиями, которые требуют обдумывания и оценки (например, смена работы, крупная покупка, выбор специальности).

Пишите просто

Помните, что вам предстоит перечитывать старые записи и анализировать свой выбор. А это будет удобнее, если заметки написаны лаконично. Используйте короткие предложения, простой язык и чёткие описания своих ожиданий и эмоций. Так потом легче извлечь из дневника полезную информацию.

Применяйте шаблон

Это упростит процесс, а также поможет сосредоточиться на самом важном. Вот основные пункты:

  • решение;
  • когда принято;
  • почему;
  • минусы;
  • ожидаемый результат;
  • ощущения и эмоции.

Например, вы решили переехать в другой город и хотите зафиксировать это в дневнике. Вот как может выглядеть запись:

  • Решение: переехать в Санкт‑Петербург.
  • Когда принято: 12.12.2022.
  • Почему: предложили хорошую работу.
  • Минусы: стресс от переезда; буду далеко от семьи.
  • Ожидаемый результат: продвинусь в карьере и увеличу доход; это даст возможность открыть своё дело.
  • Как я себя чувствую: спокойно, радостно.

Вы можете дополнить этот шаблон пунктами, которые кажутся вам важными. Но постарайтесь не делать его слишком длинным, иначе рискуете уйти в пространные рассуждения. Если вам хочется описать все сомнения и чувства, связанные с решением, сделайте это в обычном дневнике, а здесь оставьте только основные моменты.

Регулярно просматривайте записи

Самому себе обычно сложно высказать конструктивную критику. Дневник примет роль объективного наблюдателя, на которого можно положиться, и даст возможность взглянуть на принятые решения со стороны.

Старайтесь просматривать записи регулярно, по меньшей мере раз в квартал. Выделите на это полчаса или час и ответьте на такие вопросы:

  1. Есть ли ошибки, которые я повторяю снова и снова?
  2. Есть ли тип решений, который вызывает у меня больше тревоги, чем другие?
  3. В каких решениях я обычно уверен?

В процессе вы заметите свои заблуждения, сильные стороны и сферы, в которых вам нужно расти. И чем чаще записывать и анализировать решения, тем лучше будет даваться процесс их принятия.

Дневник с ретроспективным анализом

На пути системных изменений вам поможет ведение дневника. Многие слышали, что делать это весьма полезно, но я приведу немного необычную технику ведения дневника.

Если просто записывать в блокнот события, мысли и чувства, то дневник станет чем-то вроде сливной ямы для негатива. Становится немного легче, и все.

Я предлагаю использовать дневник как инструмент ретроспективного анализа. Это очень эффективный инструмент, поэтому настоятельно рекомендую его вести, особенно в самом начале.

Знаю, что для многих это довольно утомительный процесс, а для «Лучших» так вообще каторга. Но поверьте, вас приятно удивят результаты. Эта технология позволит не только лучше разобраться в себе, но самое главное – не сползти на «старые рельсы». На большинство вопросов теперь, зная теорию, вы сможете ответить сами. Даже если «вылезет» механизм, с которым будет сложно разобраться самостоятельно, вы по крайней мере сможете, обратившись к специалисту, четко сформулировать вопрос и привести пример. Это сэкономит вам время и деньги.

Где вести дневник

Кому как удобно, можно письменно в тетради или блокноте. Можно использовать компьютер.

Если вы ведете дневник в блокноте, то, записывая события текущего дня, используйте только левую страницу разворота. Правая пусть остается пустой, чуть позже мы ее будем использовать для анализа.

Если вы будете вести дневник в электронном виде, то рекомендую установить разные цвета шрифтов для описания событий дня и последующего анализа. Например, события набираете черным шрифтом, а анализ синим. Так будет проще ориентироваться по дням.

И постарайтесь защитить файл от чужих глаз. Ведь дневник – это очень личное.

Как часто вести дневник

В идеале нужно записывать событие сразу после того, как оно произошло. Если будет такая возможность, то это было бы идеально. Можно описать события вечером – сразу за весь день.

Делать записи за несколько дней не рекомендую, потому как и эмоции будут уже не те и память человеческая часто со временем искажает события.

Вначале рекомендую вести дневник ежедневно. Когда поймете, что проблемы, над которыми вы работали, в основном решены, то можете обращаться к записям лишь в те дни, когда чувствуете, что нужно разобраться в ситуации, или если «выплыл» какой-то новый механизм.

Что записывать в дневник

Мы разделили дневник на две части. События, которые произошли только что, записываете в раздел «События». В разделе «Анализ» анализируете, почему в этой ситуации среагировали таким образом, в чем причина и как нужно было поступить.

Что записываем в раздел «События»

Любые события, которые вызвали у вас эмоциональную реакцию, уронили самооценку в «минус» или повысили ее в положительной зоне, то есть не только негатив, но и позитив.

Вполне может оказаться, что всплеск положительных эмоций возникает только после чьей-то похвалы. Важно, что была реакция на событие, даже если оно мелкое. Например, вас подрезали на дороге, а вы из-за этого потом целый час успокоиться не могли. Вроде мелочь, но весьма показательная.

Мысли. Все, о чем вы думаете. Особенно это важно для тех, кто любит погонять «мыслительную жвачку».

Фантазии. Как вы представляете свое будущее, кем и с кем вы себя видите? Это может быть очень полезной информацией для анализа.

Когда заполнять раздел «Анализ»

Я рекомендую возвращаться и анализировать события через три дня. Не сразу после записи о событиях, а спустя какое-то определенное время. Например, записи событий, которые вы делали в понедельник, анализируете в четверг.

Для чего это нужно: обычно сразу после ситуации, оказавшей влияние на уровень самооценки, человека захлестывают эмоции, а разум отступает на второй план. Согласитесь, сложно ждать рационального анализа от человека, который обижен. Когда мы возвращаемся и анализируем событие через несколько дней, то к этому моменты эмоции отходят на второй план и появляется возможность сделать более объективный анализ.

Иногда анализ, который делается сразу после возникновения той или иной ситуации, помогает более трезво смотреть на происходящие события. Но «анализ по горячим следам» не заменяет ретроспективного анализа. В любом случае вернитесь к записям через три дня и проанализируйте их.

Как проводить анализ

Я рекомендую использовать технологию АВС-анализа. Именно она дает наилучшие результаты.

АВС-анализ предполагает, что вы делаете записи событий и анализируете их в следующей таблице.

А – ситуация, которая произошла в вашей жизни и привела к эмоциональной реакции и колебанию самооценки.

В – триггер, механизм, установка, отношение к ситуации, которое запускает реакцию.

С – реакция, поведение в ситуации А.

С1 – как вы хотели бы отреагировать в этой ситуации (рациональная реакция).

В1 – как вам нужно относиться и воспринимать ситуацию, чтобы была реакция С1.

Порядок проведения анализа (заполнения таблицы) следующий.

1. В колонке А описываете ситуацию.

2. В колонке С описываете свою реакцию на ситуацию. Поведение, эмоции и чувства.

3. В колонке В отмечаете, какой механизм, какое отношение к ситуации запустило реакцию С.

4. В колонке С1 записываете, как вы хотели бы поступить в этой ситуации. Модель рационального поведения.

5. В колонке В1 пишете, как нужно относиться к ситуации, чтобы была реакция С1.

Разберем АВС-анализ на примере.

А. Позвонила мама и попросила срочно отвезти ее на дачу. Нужно выкопать картошку. Мне это неудобно. Я сначала отказываюсь, но мама начинает обижаться и упрекать, что на нее у меня нет времени. Я соглашаюсь и везу ее на дачу, хотя у меня есть куча важных дел.

С. Я злюсь на маму, но соглашаюсь. Испытываю злость на мать и на себя, что согласился. Тревога по поводу того, что есть много важных дел, а я занимаюсь полной ерундой.

В. Я не хочу везти маму на дачу. Нам проще купить картошку на рынке. Но почему такая реакция? Почему я еду? Ведь у меня есть куча дел. Сработало чувство вины, есть ощущение, что я что-то должен.

В пункте В мы отследили тот момент, который провоцирует нас на возникшую в итоге реакцию. Но это только первый шаг.

С1. Задаем себе вопрос: как бы я хотел отреагировать в этой ситуации? Ведь мы находимся в поиске новой модели поведения. Поэтому спустя 3 дня, когда эмоции основательно улеглись, мы приступаем к поиску ответа.

Например: я хотел бы отказать матери в поездке на дачу, даже понимая, что она будет обижаться. Твердо обозначить свою позицию и не вестись на чувство вины, которое мама попытается вызвать.

В1. Как нужно воспринимать ситуацию и реагировать на просьбу мамы, чтобы отказать ей, не впадая в отчаяние и страх вызвать ее недовольство?

У меня своя жизнь, а у мамы своя. Огород для нее является важным моментом, потому что помимо огорода у нее не так много занятий. Мама может манипулировать мной, вызывая у меня чувство вины, но я не должен подстраиваться, идти у нее на поводу и делать все, что она захочет.

Так что я бы выбрал вариант отказаться от поездки, но купить для нее картошку, чтобы учесть ее интересы.

В итоге последовательность АВС-анализа такова.

А. Фактическая ситуация. Описание ситуации выглядит одинаково в обоих случаях: и когда мы сталкиваемся с ней, и когда проводим ее анализ.

С. По горячим следам мы заполняем этот раздел, вписывая в него все свои реакции, чувства, эмоции, поведение, возникшие в ответ на эту ситуацию.

В. Определяем триггер-причину, которая запустила процесс в данном направлении и привела к возникновению реакции С.

C1. Далее, через три дня, мы определяем желаемую эмоциональную реакцию: как бы вы хотели отреагировать на возникшую ситуацию в идеальном случае?

В1. Чтобы получить реакцию C1, вы должны изменить триггер, то есть найти такой взгляд на ситуацию, при котором отношение к ней будет максимально комфортным для вас.

Таким образом, работа по данной схеме заключается в анализе триггера:

Почему я боюсь? Я соглашаюсь отвезти маму, потому что иначе она обидится и я буду испытывать чувство вины, мне будет плохо, я буду ощущать себя плохим сыном.

Вы можете возразить, что заботиться о маме это нормально. Но на самом деле это неправда. Человек заботится всегда только о себе самом, даже если это выглядит, будто он заботится о маме. Потому что если он не поедет, то будет чувствовать себя виноватым, и вот этого ощущения он пытается избежать.

Очевидно, что отношение B1 – более здоровое, рациональное и правильное. И в этом случае оно уже не связано с возможными колебаниями самооценки. Оно основано на разуме, а не на эмоциях.

Вам не обязательно в каждом пункте расписывать весь ход ваших мыслей, достаточно отметить главные пункты, чтобы пользование этим мощным инструментом не сводилось к одной только писанине и чтобы у вас была возможность более четко сформулировать альтернативу реакции.

По аналогичной схеме вы можете прорабатывать все ситуации, которые приводят к колебаниям самооценки. Причем, как я уже отмечал, не стоит ограничиваться только негативными ситуациями. Причины подъема самооценки тоже могут быть весьма полезны для понимания себя.

Не забывайте и о том, что было намечено на этапе планирования. Прорабатывайте эти направления на практике. Естественно, не все у вас будет получаться с первого раза. Будут ошибки, которые нужно исправлять с помощью описанных выше инструментов, а исправив, еще и закреплять результат оттачиванием нового механизма.

Аналитическую работу со всеми выводами необходимо закреплять в реальном опыте, в формировании новых эмоций, новых навыков. Это обязательное условие для того, чтобы изменения происходили на глубинном уровне.

Часто люди стремятся посещать массу тренингов, читают большое количество книг, смотрят курсы. Но изменения происходят не на тренинге, а в реальной жизни. Я считаю, что об этом нужно помнить и реализовывать новые качества именно в реальной жизни.

Системные изменения происходят не быстро – не рассчитывайте на вау-эффект. Но только такие, на первый взгляд, незаметные изменения уж точно никуда не денутся. Не будет откатов на старые рельсы. А для того чтобы вы смогли отслеживать динамику собственной трансформации, мы внедрили в технологию следующий шаг – «Мониторинг изменений».

Не переживайте из-за ошибок, пишите когда хочется, шифруйте тайны, носите с собой блокнот — и другие ценные рекомендации

1. Начинать никогда не поздно

Нет какого-то определенного времени или возраста, когда нужно начинать дневник: он может вам понадобиться в любой момент жизни. Например, первоклассница Александра Ипполитова начала вести записи прямо в школь­ной тетради. Она старалась записывать все, что происходило с ней в школе и дома:

«17 января 1984 года Здесь и далее фрагменты дневников приводятся в соответствии с авторской орфографией и пунктуацией.
     Школа.
     Сегодня в школе все говорили что у нас в классе будет 5 уроков. А я про себя говорила что у нас будет три урока. Потому что третьим уроком были 3 диафильма а 4 уроком москонцерт. А на 5 урокове была физ-ра на лыжах.
     Дома.
     Забыла!»

Страница из дневника первоклассницы Александры Ипполитовой. 1984 год © ­«Прожито»

А анонимный автор из Усть-Нарвы, чей дневник хранится в архиве Иссле­довательского центра Восточной Европы при Бременском университете (Forschungsstelle Osteuropa), начал вести записи через неделю после выхода на пенсию:

«9-VIII-68
     
Знаю, что доля многих, „ушедших на заслу­женный отдых“, — так опреде­ляют пенсионеров наши сентиментально слащавые газетчики и партпроф­комов­ские ораторы — незавидна: они понемногу, но все же весьма зримо и ощутимо жиреют, дуреют, болеют и достаточно быстро сливаются с матерью-природой, участвуя своими останками в вечном коловращении материи. Спасение — не терять форму, что-то делать, к чему-то стремиться, в чем-то участвовать — пока котелок варит и ноги носят. Ведение дневника — это разновидность такой работы».

2. Короткие записи тоже ценные!

Чтобы вести дневник, не нужно обладать ни литературным талантом, ни любовью к подробным описаниям или интроспекции — даже отрывочные записи могут представлять ценность. Император Николай II вел дневник с четырнадцати лет и всегда делал это в скупой фактографической манере — вне зависимости от того, что происходило вокруг — война или революция. Последняя запись сделана 30 июня 1918 года — за несколько недель до рас­стрела:

«Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправ­ляется, но совершенно разогнуть его он не может. Погода теплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем». 

Последняя запись в дневнике Николая II. 30 июня 1918 годаГосударственный архив Российской Федерации

3. Используйте дневник для наблюдений

Не нужно ждать, пока в вашей жизни случит­ся что-нибудь необыкновенное. Достаточно просто оглядеться по сторонам. Биолог Борис Голов всю жизнь наблюдал за птицами и запи­сывал свои наблюдения в дневник:

«3 мая 1938 года
     Гришков лес. Из дупла спугнул сойку. Возможно, что там устроено гнездо. В прошлом году в этом же дупле было гнездо сойки. Над лесом очень низко летают 2 сарыча. Пролетал черный коршун». 

Дневник Бориса Голова. 1938 год © «Прожито»

Сотрудник ленинградского почтамта Илья Мельгунов следил за жизнью фикуса: 

«5 февраля 1971 года
     Фикус опять болеет. Опадают листья. Осталось 9 листьев. Сегодня вынул из горшка фикус, промыл землю. Вновь посадил его не так плотно для корней. <…>
     18 февраля
     У фикуса осталось только 3 листа. Ожидаю — или упадут последние, или поправится. Я подозреваю кошку — не сходила ли она в горшок с фикусом».

4. Разговаривайте с дневником

Тяжело установить, кто первым обратился к своему дневнику как к собесед­нику. Можно только сказать, что такая практика стала популярна на рубеже XVIII–XIX веков и возникла под влиянием эпистолярного жанра. В это время многие авторы замечают, что интересным собеседником, заслуживающим доверия, может быть не только друг по переписке, но и дневник. 

Дневник Магдалены ван Шинне. Обложка издания 1990 года© Uitgeverij Verloren 

В октябре 1788 года голландская девушка Магдалена ван Шинне вместо того, чтобы написать и отправить письмо своей подруге, просто записала на листе бумаги:

«О моя бумага, ты единственная, кто услышит мои идеи, чувства, заботы и радости. Здесь я смогу целиком излить свою душу; с другими, даже с моими лучшими друзьями, я хочу научиться скрывать свои чувства, или, по крайней мере, я больше не хочу рассказывать им о себе. Ты — мой единственный конфидент».

С тех пор дневник многократно выручал людей в ситуации, когда им не хватало надежного и понимающего собеседника.

5. Делитесь с дневником переживаниями

Дневник помогает превратить чувства, переживания и сомнения в текст на бу­маге, а значит, взглянуть на них со стороны. Иногда это нужно, чтобы перевес­ти дух, принять сложное решение или понять про себя что-то важное.

1 декабря 1923 года советская комсомолка Валентина Соколова записала в дневнике: 

«<…> Cейчас я думаю лишь о будущем. Что из меня выйдет. Неужели всегда я себя буду чувствовать не на месте. Ведь это мука. Я думала что я люблю приключения и вдруг все поколебалось. Что делать? Для чего? Да и выйдет ли чего? Неужели буду лишним человеком? Последний то вопрос положим я в прошлом году решала и кажется верно. А теперь что делать?»

Дневник Валентины Соколовой. 1923 годГосударственный архив Пермского края

6. Если вы не любите писать, записывайте на диктофон

Дневник совсем не обязательно должен быть на бумаге: его можно записывать на аудиокассету (так поступал герой подкаста «Перемотка» журналист Евгений Берг) или просто на смарт­фон.

7. Или рисуйте, наклеивайте фотографии, вырезки из журналов, билеты и все, что вам важно сохранить

Дневник — это не всегда исключительно текст, который вы сами написали. По сути это архив ваших впечатлений, в который вы, как в гербарий, вклеиваете все, что не хотите забыть.

Анонимный дневник. 2000 год© «Прожито»

Так, поклонница санкт-петербургского «Зенита» в 2000 году вклеивала в свой дневник портреты любимых футболистов, рисунки и фотографию группы Depeche Mode.

«3 августа 2000 года
     Вчера я с девчонками была на Зените. Было клево. Зенит — Спартак Алания 2:1. Зенит — ЧЕМПИОН!!!
     Как было круто.
     На 7 минуте Радимов так красиво со штрафного забил гол в дальнюю девятку».

Плейлист для вечеринок футбольных фанатов и не только

Песни, которые слушают и поют фанаты «Зенита», дальнобойщики, и подростки во дворах

8. Если вам кажется, что записи слишком личные и могут попасть в чужие руки, используйте шифр

Портрет Сэмюэла Пипса. Картина Джона Хейлза. 1666 год© National Portrait Gallery, London

Автор одного из самых знаменитых дневников в истории, лондонский чинов­ник Сэмюэл Пипс, чтобы затруднить чтение фрагментов о своих любовных похождениях, пользовался миксом из испанского и французского.

«17 февраля 1667 года
     Митчелс с женой нанесли нам визит, мы много пили и смеялись, после чего — вечер был прекрас­ный, светила луна — Митчелсы и я отпра­вились кататься на лодке. К своему огорчению, видел, как всю дорогу ella жмется a su marido и прячет manos, quando yo пытаюсь взять одну de los, — так что в сей вечер у меня con ella ничего не получилось. Когда мы пристали к берегу, я под каким-то благовидным предлогом отправил муженька обратно в bateau, рассчитывая урвать у нее пару baisers; взял было за руку, однако ella отвернулась, и quando я сказал: «Мне нельзя tocar te?» — с легким modo ответила: «Yo no люблю, когда меня трогают». Я сделал вид, что не заметил этого, после чего вежливо попрощался, et su marido andar меня почти до самого mi casa, где мы и расстались  Пер. Александра Ливерганта.».

А советский школьник Олег Черневский пользовался самодельным шифром из скобок, точек с запятой и других знаков. 

Зашифрованный дневник школьника сталинской эпохи

О чем писал Олег Черневский в 1937–1938 годах

9. Не заставляйте себя писать каждый день (если не хочется)

Дневник не должен быть регулярным. Вы можете обращаться к нему, когда возникнет потребность. Например, Лев Толстой вел дневник почти всю свою жизнь, но в 1870-х сделал перерыв и почти ничего не записывал. Или, наобо­рот, всегда носите блокнот с собой и записывайте все, что видите. Так делал инженер Эдуард Янович, оставивший больше 300 блокнотов.

Разворот из 113-го блокнота Эдуарда Яновича. 1972 год© «Прожито»

10. Не переживайте из-за ошибок и почерка

Многие авторы дневников стремятся к идеаль­ному почерку и грамотному письму, но при этом важно, чтобы внутренний корректор не убил желание писать. 

Токарь-горизонтальщик Николай Белоусов много учился, читал и очень волновался из-за своих ошибок, но все равно вел дневник.

«19 октября 1937 года
     Слабость в оргонизме, но не угосает жгучие желание к чтению, читаю, так много, что удивляються отдыхающие. Я среди них виду сибя, одиноко, и думая многие молодые женщины побаеваються сомною заговорить, думая, что я очень гордь, это видно по суровому взгляду. Но и они, как и многие легко ошибаются думая это обо мне. Я не сближаюсь только лишь потому, что считаю себя недостоиным для этого».

Разворот из дневника Елизаветы Сарапик © «Прожито»

Жительница Царского Села Елизавета Сарапик писала совершенно ужасающим почерком, но и ее записи смогли расшифровать волонтеры «Прожито».

другие полезные советы

14 советов, как записать воспоминания дедушки или бабушки

Как написать автобиографию, если вы Лев Толстой

Как написать русскую литературу: 14 инструкций

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Кандидат игрушечных наук

Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Вам доводилось выслушивать многословный анализ событий давно минувших дней? Ну знаете, когда старшее поколение пытается разложить по полочкам события, объясняя, кто, что думал, что делал, что из этого получилось. Вас не удивляло, что со временем оценка фактов и эмоций меняется порой до неузнаваемости? Это особенно видно, если вы сами принимали участие в анализируемых событиях. Дело в том, что такова природа человека. Мнения меняются под влиянием новой информации, мысли стираются, уходя в небытие. Чтобы не упускать бесценного опыта, сохранить данные о событиях в первозданном виде, появилась и прижилась идея ведения дневника. Это когда люди записывают свои свежие впечатления, мысли, идеи. Дело это полезное, иной раз — крайне важное. Только не все знают, как ведут личный дневник. А правила просты. Давайте с ними знакомиться.

Выбрать удобный формат.

Кому-то привычней писать от руки, другие предпочтут электронный текстовый редактор, а третьих заинтересуют онлайн-ресурсы, предлагающие бесплатное хранение секретов. Особого значения формат не играет, главное, чтобы это было удобно. Многих интересует, как красиво вести личный дневник. Творческий подход в данном деле поощряется.

Это то самое место, где можно рисовать на полях, использовать цветные ручки, краски, выражать эмоции не только письменно, но и графически. Например, охарактеризовать день можно смайликом (грустным, улыбающимся, смеющимся, влюбленным и т.д.), картинкой из интернета или реальной фотографией, сделанной в этот день. Далее описать произошедшее словами.

Но слишком изощряться необязательно. Ведение ежедневника можно свести исключительно к словесному формату. Желательно выделять даты или важные события/эмоции, чтобы можно было легко их отыскать, когда нужно будет перечитать записи.

Пройти тест на тип личности

Быть честным.

Главное правило – честность! Зачем вести дневник, если в нем будут искаженные данные? Смысл личного ежедневника состоит в том, чтобы проговорить волнующие вещи, указать самому себе на слабые и сильные стороны, постараться быть максимально непредвзятым и беспристрастным. Можно попытаться рассмотреть ситуацию со стороны, дать оценку своему поведению.

Нужно не бояться признавать плохие поступки. Некоторые ситуации и мысли будут вызывать при их описании стыд, отвращение, стеснение. Но именно поэтому их нужно проговорить, понять, откуда они взялись и что их вызывает. Дневник является тайником секретов, закрытым для посторонних глаз, здесь можно говорить честно и открыто. Чтобы сделать это комфортно, достаточно позаботиться о конфиденциальности данных. Для этого можно поставить пароль на файл или надежно спрятать бумажный вариант.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Определить «собеседника».

Люди отказываются от ведения личного дневника, потому что не могут вести обезличенное общение. Если сложно просто описывать случившееся, можно выбрать ментального собеседника. Как вести свой личный дневник, решать только вам. Кто-то предпочитает обращаться именно к дневнику, другие так общаются с Богом, третьи пишут умершим родственникам, как правило, кому-то из родителей, или ушедшим из жизни друзьям. Так создается впечатление реального общения. Можно обращаться к себе, вплоть до употребления своего имени, будто обсуждая себя со стороны. Например: «Маша, сегодня ты была на высоте, но меня расстроило, как ты повела себя с лучшей подругой».

Ritty.ru

В подростковом возрасте большинство из нас ведет личный дневник, выплескивая на его страницы свои душевные переживания, рассказывая секреты, которыми не поделишься даже с самым близким человеком. Но мы вырастаем и забываем такую хорошую привычку, как ведение личного дневника. И совершенно зря, ведь именно личный дневник помогает взглянуть на себя со стороны, разобраться в своих стремлениях, проанализировать неудачи.

Личный дневник – это наш главный помощник в плане самоанализа и саморазвития. Записывая в него практические все произошедшее за день, вы получаете возможность самым тщательным образом разобраться в совершенных просчетах, действиях и ваших поступках. Иными словами ведение личных записей – отличная привычка, имеющая массу преимуществ. Давайте попробуем разобраться в ключевых тезисах, доказывающих эффективность личного дневника, и основах того, как правильно вести личный дневник.

1. Записывая свои мысли в дневник, мы создаем базу для достижения поставленных целей.

Если вы хотите, чтобы ваши планы сбывались, старайтесь записывать их на бумаге. Ведь то, что проскользнуло в голове, но не было вовремя отражено на бумаге, с течением времени может легко забыться. А вот записанная цель четко фиксируется вашим сознанием, становясь неким ориентиром, маяком, к которому следует двигаться в обязательном порядке. При этом ваш мозг сам ищет любые возможные способы достижения цели, работая словно в режиме автопилота. Различные исследования показывают, что люди, не достигшие желаемого, на вопрос о том, записывали ли они свои желания на бумаге, отвечают отрицательно. В свою очередь те, кто достиг поставленных целей, практически всегда ведут личные записи, фиксируя мысли в личном дневнике. И объяснений необходимости ведения такого дневника у них масса.

2. Ведение дневника делает вашу жизнь более осознанной.

Записывая в дневнике каждый день мысли, посещавшие вашу голову, различные наблюдения, вы получаете возможность по прошествии определенного периода времени посмотреть на себя взглядом стороннего наблюдателя. Такая возможность в свою очередь позволяет местами переосмыслить тот образ жизни, который вы ведете, дать оценку тому, насколько правильно выбран жизненный путь, и достаточно ли вы прилагаете усилий для достижения поставленных целей. Наша жизнь настолько насыщенна различными мелочами, что мы зачастую забываем о серьезных вещах. Так уж мы устроены. Поэтому, записывая все в дневник, мы обеспечиваем сохранность важных моментов. Насколько жизнь, которую вы проживаете, соответствует вашим представлениям, сформированным ранее? Получается ли у вас реализовывать то, что вы задумали? Или, может быть, вы настолько закопались в мелочах, что совсем махнули рукой на свои реальные мечты и стремления?

3. Вести личный дневник – значит уметь сохранять идеи.

Периодически практически каждого из нас посещают неплохие идеи, не записав которые, мы просто-напросто забываем. Избежать этого позволяет фиксирование гениальных мыслей на бумаге. И даже если кажется, что посетившая вас идея не может быть реализована, все может измениться в одночасье. Поэтому прислушайтесь к совету, запишите и ждите подходящего момента.

4. Личный дневник развивает вашу дисциплинированность.

Этот довод перекликается с вышеупомянутой возможностью реализовать записанные дела и желания с наибольшей степенью вероятности. И тут объяснение кроется не только в том, что благодаря дневнику вы не забудете, что планировали выполнить. Основное преимущество заключается в возможности распределения записанных дел по степени важности, а также составления плана по их реализации.

5. Ведение личных записей совершенствует ваше умение формулировать мысли и грамотно их излагать.

Предположим, вы достаточно дисциплинированный, идейный и целеустремленный человек, и прекрасно справляетесь с ежедневными трудностями без личного дневника. Тогда доводом к началу его ведения может послужить именно возможность стать более грамотным, научиться красиво и лаконично формулировать мысли, разговаривать с немым слушателем, в роли которого дневник и выступает. Ведение дневника можно сравнить с рассказом человека о своей жизни. Вас можно сравнить с писателем, ежедневно совершенствующим свои литературные навыки. К тому же, как и любому другому писателю, вам захочется свое произведение сделать более интересным и положительным, соответственно и совершаемые вами поступки, о которых вы будете рассказывать читателю, со временем могут стать качественнее.

6. Ведите дневник и учитесь на своих ошибках.

Перечитывая изложенные в дневнике события и совершенные вами поступки, вы получаете возможность посмотреть на все происходившее со стороны. И, поверьте, это весьма эффективный инструмент для изменений в себе. Вам становится наглядно видно, что и где вы сделали неправильно, где струсили, а где наоборот перегнули палку и, главное, чем это закончилось для вас и близких вам людей. Все это позволяет избежать повторения аналогичных ситуаций в будущем.

7. Дневник позволяет стать увереннее в себе.

Еще одним важным доводом в пользу ведения личного дневника является возможность стать более уверенным в себе. Проводя анализ того, что было с вами в прошлом, разбираясь в своих внутренних ощущениях и переживаниях, вы получаете возможность изменить себя, стать увереннее и целеустремленнее.

8. Повышайте свою эффективность.

В любом деле главное – начать. Попробуйте записывать все, что происходит с вами в течение месяца. Вернитесь к этим записям через какое-то время, и вы поймете, что стали чуточку мудрее, приобрели некий опыт. Выплескивая мысли на бумагу, записывая идеи, вы получаете возможность структурировать свою жизнь, повысить ее эффективность, добиться поставленных целей. 9. Вести личный дневник — значит избавляться от негатива в своей жизни.

Удивительно, но факт остается фактом – записанные мысли, настроенные на позитив, получают удвоенную силу. Вы постепенно учитесь избавляться от всякого рода негатива, зависти и злобы. Кроме того, свои негативные переживания вы не срываете на близких людях, избегая скандалов, а просто описываете все тому же немому слушателю. А он, как говорится, все стерпит.

10. Учитесь у себя с помощью личного дневника.

Решив вести личные записи, относитесь к этому с полной самоотдачей, подробно описывайте ситуации, в которых оказываетесь, старайтесь найти ответ на встающие перед вами вопросы. Не распыляйтесь по мелочам, а вот действительно важным моментам уделяйте усиленное внимание. Вы убедитесь на собственном опыте, что начало дневника будет значительно отличаться от его середины и тем более концовки. Со временем изменятся ваши мысли, жизненные ориентиры, вы по-новому взглянете на жизнь. А причина тому – саморазвитие, приобретаемое постепенно умение правильнее жить и мыслить.

Таковы ключевые 10 причин, по которым вам следует завести личный дневник.

В завершении хочется отметить насколько важно правильно вести личный дневник. Вначале вы, конечно же, будете еще только учиться излагать свои поступки, а также желания и планы на будущее. Но уже с течением определенного периода времени, приобретая привычку делиться мыслями на бумаге, вы научитесь писать глубже, более содержательно и грамотно, переходя от стандартного описания событий к их тщательному анализу. Будьте уверены, это довольно ценное умение, которое может оказаться весьма полезным во многих жизненных ситуациях. Иными словами, приступайте, и эффект вас поразит.

Казнить нельзя помиловать.

Нельзя корить себя за плохие поступки, пугать наказаниями. Каждый человек имеет право на ошибки. Нужно разрешить себе их допускать. Как вести дневник, чтобы не превращать его в обвинительный приговор? Нужно еще раз вспомнить правило беспристрастности и объективности. Если в жизни произошла ситуация, в которой человек повел себя не так, как хотел бы или поведение вызвало сожаления, нужно разобраться, что двигало им в тот момент, почему именно так он поступил. Если ситуация привела к нежелательным последствиям, необходимо постараться нивелировать или смягчить их. Такой подход эффективнее самоедства. Похвале также найдется место. Достижения и счастливые моменты станут украшением мемуаров.

Начните с простого

Ким Бун, магистр гуманитарных наук из США, уверена, что люди должны начинать писать в дневнике об очень простых вещах, чтобы не выработать у себя комплекса неполноценности и не чувствовать подавленности. Вести дневник может любой человек, и совершенно необязательно иметь хороший слог или стиль, чтобы делать это. Прежде всего, вы ведете дневник для самих себя, а не для презентации себя перед окружающими.

Поправился. Мальчик изо всех сил пытается втиснуться в школьную форму: видео

«Вместе нам хорошо»: Любовь Успенская показала фото со своим молодым женихом

Девочку с российскими корнями называют «маленьким ангелом» из-за ее красоты

Дневник имеет совершенно иную функцию, чем социальные сети, это инструмент, с помощью которого вы успокаиваетесь и высвобождаете наружу собственные чувства и эмоции. Ким рекомендует делать записи в дневнике всякий раз, когда вы чувствуете себя подавленными, когда ваши мысли находятся в смятении, и вы не можете их упорядочить, когда вам нужен выход, чтобы освободить из своей души все, что произошло в течение дня, или когда вы хотите записать какие-то позитивные вещи, которые бы хотели запомнить.

Комментарии из будущего.

Если дневник ведется в электронном виде, можно периодически возвращаться на несколько месяцев или лет назад и комментировать свои записи. Делать это можно в скобочках, выделяя высказывание другим цветом. Важно не исправлять уже написанное, а просто дополнять, опираясь на опыт. Например, оставив в мае запись о том, что человек потерял веру в любовь и больше никогда не влюбится, в июле он может дополнить запись пометкой «как же я ошибался». Это часть работы над своей личностью, наглядный способ борьбы со стереотипами мышления.

Оценка и анализ результатов

Мы посвятили этой теме отдельную часть статьи, так как она очень важная. Именно благодаря правильной системе анализа своих действий, ваш дневник станет настоящим коллегой

, для каких бы целей вы его не заводили. Это своего рода работа над ошибками, как в школе.

Вот ее программа:

  • Подсчитывайте свои удачи и победы. Таким образом, вы поднимите свою самооценку, мотивация и энтузиазм вырастут. Заведите для этого строку успеха. Можно на каждый день, можно в конце выделить несколько страниц. Удачами считается все, например: «Дочитал книгу, удачно провел переговоры, сделал все намеченные дела». Так вы сможете замечать свои достижения;
  • Научитесь адекватно реагировать на неудачи, ведь именно они – самый сильный мотиватор на пути к успеху. Записывайте свои промахи со знаком минус. А на следующей строке исправляйте их своими идеями. Например: «Не читал сегодня книжку, вместо этого смотрел телевизор». Ниже со знаком «+»: «Включить самоконтроль, хорошо отдохнуть и выспаться, вытащить батарейки из пульта». Неудачи всегда были и будут, важна ваша реакция на них.

На следующий день вы сделаете новые записи, скорректированные анализом дня сегодняшнего.

Онлайн-блог.

Можно вести дневник онлайн в формате блога. Личным назвать его будет сложно, ведь он станет достоянием общественности, но зато другие люди смогут комментировать записи, давать советы, делиться похожим опытом. Не исключено, что появятся и недоброжелатели, готовые осудить.

В интернете есть ресурсы, где можно как начать вести личный дневник с публикацией, так и без нее. То есть он сохраняется на сервере, к которому всегда есть доступ, но кроме автора его больше никто не увидит. Преимущества такого варианта в круглосуточном доступе с любого устройства. Некоторые сайты предлагают дополнительные инструменты для удобного ведения личных записей – индивидуальное оформление, форматирование текста.

Как вести личный дневник в интернете

Конкретный выбор определяется целями, которые человек ставит перед собой, и задачами, которые собирается решить. Записи в Твиттере или ЖЖ имеют безграничную доступность для читателей. Чаще всего тексты, которые там размещают, носят публичный характер. Это неравнодушное описание, наблюдение, анализ и трансляция событий в общественной и личной жизни, которые не только интересны или забавны, но могут быть полезны большому количеству людей. Очень часто человек, который ведет Интернет-дневник, этим способом хочет не только громко рассказать о себе миру, но и сделать этот мир лучше. Для достижения популярности личного дневника в интернете стоит придерживаться определенных правил:

  • Постараться создать личную индивидуальную манеру письма. Она может быть и сухой (изложение фактов), и эмоциональной, восторженной или саркастической.
  • Описывать только те события и явления, которые вызвали реальную реакцию, реальные эмоции, положительные или отрицательные.
  • Давать честную информацию о событиях и своих личных оценках этих событий, в противном случае, это будет не личный дневник, а обезличенная газетная статья.
  • Надо следить за грамматикой и пунктуацией. Ошибки – это неуважение потенциального читателя.
  • Имеет смысл публиковать тексты достаточно регулярно. Описание продолжительных явлений, отпуск или эксперимент, можно разделить на главы и обещать продолжение. Только это обещание надо выполнять. Обманывать Интернет-читателей нельзя, они легко найдут для себя новое чтение.

Стабильное соблюдение этих правил не только удовлетворит желание высказаться, но поможет стать лучше. Они заставляют расставаться с вредными привычками и ленью, заниматься самообразованием и самосовершенствованием, приучают к дисциплине и порядку. Ведь никто не хочет выглядеть неграмотным и ненадежным неучем в глазах окружающих, в том числе и незнакомых людей.

Кроме того, часто ведут электронные дневники наблюдений – похудения или тренировок, тем более, что разработаны специальные формы для таких записей с подсказками и советами. На этих же сайтах можно обсудить и результаты с коллегами по проблеме. А вот для сокровенных размышлений компьютер походит мало, разве, что он не имеет выход во Всемирную паутину и на нем стоит очень мощный пароль.

Видео советы

Перечитывать дневник.

Как начать вести дневник, теперь понятно. Но также важно периодически его перечитывать. Особенно это необходимо, когда в жизни возникают ситуации, которые уже происходили. Тогда записи помогут избежать повторения старых ошибок. Иногда бывает просто интересно прочесть историю собственной жизни. Можно проанализировать свой рост или, наоборот, понять, когда появилось отклонение от намеченного жизненного курса.

Помните, что нет правил, как вести личный дневник. Это личное пространство человека, его мир, в котором он рассказчик и читатель одновременно. Он должен быть полезным, успокаивать, расслаблять, помогать избавиться от груза, делать счастливым.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

О чём писать

Три вещи, за которые вы благодарны

Благодарность — это суперспособность, доступная нам всем. Она помогает нам чувствовать себя счастливее, меньше волноваться и добиваться больших успехов на работе и в остальных сферах жизни. Запишите то, за что вы были сегодня благодарны.

Одна фраза для самоутверждения

Самоутверждающие фразы тоже помогут укрепить психологическую устойчивость. Тщательно выбирайте слова, чтобы избавиться от чего-то в своей жизни или, наоборот, создать что-то новое.

Один страх, который вы сегодня преодолеете

Чтобы избавиться от тревоги, нужно стараться каждый день сталкиваться с каким-то своим страхом. Это, конечно, не значит, что нужно ежедневно выпрыгивать из самолёта или увольняться с работы. У всех нас есть сотни мелких опасений, о которых мы стараемся не думать. Начните с малого и повторяйте день за днём. Через какое-то время вы научитесь контролировать свой страх и направлять его в позитивное русло.

Мы — дизайн-отдел в SVK.Digital. Решили поделиться опытом, как улучшить качество и ускорить работу на проектах с помощью анализа, типизации и устранения ошибок, возникающих при реализации.

Год назад мы начали вести журнал ошибок, в который записываем все проблемные места при работе над проектами.

Откуда появилась идея

Идею мы взяли из книги Рэя Далио «Принципы». Главная задача этого инструмента — выявить проблемы и их причины, проработать их и улучшить результат в будущих проектах за счет того, что эти проблемы уже не повторятся. Если сотрудник зафиксировал ошибку, ему ничего не грозит. Наказание или сильная критика приводят только к избеганию ответственности и замалчиванию проблем. Поэтому суть идеи — анализ, а не определение виноватого.

Также нас вдохновила книга Мэтью Сайеда «Принцип «Черного ящика», в которой на потрясающих по убедительности примерах автор доказывает, что ошибки — это путь к успеху. Конечно, при условии их внимательного анализа
и внедрении изменений в процессах.

Почему журнал вопросов?

Мы назвали журнал «Журналом вопросов», чтобы снизить негативное влияние слова «ошибка». Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Или тот, кто делает, но не думает и не сталкивается с последствиями. Мы смотрим на ошибки как на возможность извлечь опыт.

Запись в журнале надежнее и нагляднее воспоминаний. На дизайн-планерках мы прорабатываем ошибки и думаем, как избежать их в будущем. Все в команде могут извлечь опыт и поучаствовать в обсуждении.

Задаемся вопросами:

  • Что произошло?
  • Почему?
  • Как нужно было поступить, чтобы этого не случилось?
  • Что нужно сделать, чтобы улучшить результат?
  • Как нужно было поступить, чтобы этого не случилось?

Почему так важно зафиксировать ошибку?

Наша психика защищается от негативных переживаний и со временем вытесняет их. Мы с детства привыкли, что ошибка — это плохо. Чувствовать себя в чем-то неправым неприятно. Поэтому мы быстро забываем ошибку или не признаем, перекладываем ответственность на обстоятельства.
Если признать, обсудить и проанализировать ошибку, то можно заставить мозг запомнить ситуацию и принятое решение.

Как мы работаем с журналом

Для ведения журнала используем доску в Trello, где карточка – это ошибка,
в которой мы кратко описываем, что произошло. Добавляем ссылки на проект/ задачу/ скрин. Приглашаем в карточку ответственного. Если можно посчитать, то отмечаем, сколько времени ушло на исправление ошибки. Обязательно присваиваем карточке категорию.

Для экономии времени при ведении журнала создали в Trello шаблоны карточек с уже готовым содержанием и метками категорий.

Например, приходит срочная задача, и исполнитель рассчитывает, что до него в макете коллеги соблюдали принятый регламент, и он уложится в обещанное время. Но в файле оказываются недоделки, которые требуют дополнительного времени на исправление. Исполнитель вносит в журнал ошибки, которые обнаружил и отмечает ответственного. Становится ясно, почему сроки сдвинулись. Не важно, чьи это ошибки, важно, их отметить, проработать, и донести до всех участников.

Фиксируем ошибки и на этапе передачи макетов в верстку. У фронтендеров возникают вопросы, почему выбрано именно такое решение или почему что-то не учли. Дизайнеры забирают на проработку эти вопросы, обсуждают и меняют регламенты, если необходимо. В результате дальнейший программинг ускоряется, а количество возвратов задач в доработки уменьшается.

Примеры ошибок в нашем журнале

1. Нарушен регламент работы в Figma

  • Не сделан компонент;

  • Не применяется Autolayout (AL);

  • Не привязан стиль текста/цвета;

  • Не соблюдается UI kit;

  • Не вынесен компонент в UI kit (оставлен в макете, вынесен не мастер-компонент);

  • Ошибка в компоненте;

  • В UI kit положен не-компонент;

  • Нет вариантов у связанных компонентов;

  • Компонент задублировался (такой же по оформлению, такой же по смыслу, для того же действия);

  • UI kit оформлен небрежно, трудно найти элемент.

Эти ошибки чаще совершают новички. Не понимают процесса, не имеют опыта для аккуратной и техничной работы. Поэтому у нас есть регламент командной работы в Figma, где мы описали правила работы в макете с учетом требований верстки и эффективности.

Ошибка стиля (UI)

  • Стиль проекта/элемента не решает задачу;
  • Стиль текста выбран ошибочно (крупный/мелкий/блеклый);

  • Отступ нарушает правило близости (навигация и информационная иерархия затруднены);

  • Решение по стилю не принято стейкхолдерами.

Здесь поможет прокачка насмотренности, детальный брифинг клиента, защита мудбоарда перед началом работ и достаточное время на эскизный поиск.

Ошибка использования (UX)

  • Сложно взаимодействовать (понять/увидеть/применить);
  • Элемент не считывается, вводит в заблуждение.

Такие вопросы мы прорабатываем в user flow и тестируем готовые решения.

Ошибка сценариев

  • Не предусмотрен сценарий в макете;
  • Изменение сценария и/или новый сценарий влияет на сделанный макет

Когда мы получаем задачу от менеджера, то сначала её обдумываем и задаем вопросы. Менеджер отвечает сам или уходит за информацией к клиенту. Готовое решение ревьюит арт-директор.

Но иногда случается, что какой-то сценарий взаимодействия все равно упустили. Таких ошибок помогает избежать погружение в проект всех участников, еженедельные митинги команды и ведение проектной документации.

Несоответствие контенту

Элемент в макете не вмещает реальное количество контента.

Перед началом работ мы запрашиваем у клиента контент, который будет
на сайте. Однако, частая ситуация, что контент готовится не “до” дизайна,
а после завершения этапа разработки. Поэтому есть правило: показывать в UI kit все краевые состояния всех элементов.

Переиспользование

  • Отрисован макет заново, вместо использования готового;
  • В верстке внесли изменения, а в макете продолжается использование неактуальных элементов и стилей;
  • Близкие по функции и оформлению элементы используются по-разному;
  • Сделанные ранее кейсы не используются;
  • Изобретается «велосипед»;
  • Проводится кастомизация для базовых компонентов (для проектов
    на фреймворке).

Правильно составленный UI kit и документация проекта, в которых легко разобраться дизайнеру, который прежде в проекте не участвовал.

Технический баг

  • Явный баг (так быть не должно в принципе);

  • Поехал отступ/текст/цвет;
  • Слетели привязки к компонентам;
  • В макете оставлено несколько вариантов;
  • По весу макет перегружен (лишние слои, лишние страницы, крупный размер изображений).

Например, в адаптиве для мобильного разрешения используется стиль текста от десктопа – его просто забыли переназначить. Обычно такие ошибки появляются, когда исполнитель торопится, не внимателен. Глаз «замыливается», и не видит. На верстке эти недочеты выявляются, и нужно исправлять макет. Помогает такая проверка в Figma: Edit — Select all with same text properties

Ошибка коммуникации

  • Неверно понял ТЗ;
  • Члены команды неправильно поняли друг друга;
  • Ошибка в терминологии (не верно назван элемент/функция/цель);
  • Перебои со связью дали неверное понимание задачи;
  • Ошибки из разряда «говорил одно, имел в виду другое».

Ошибки коммуникации эмоционально труднее всего фиксировать и прорабатывать. Часто они затрагивают не один отдел, а систему работы в целом. На исправление подхода требуется иногда много времени и сил. Помогает прокачка эмоционального интеллекта и софт скиллов. На эту тему есть книги и тренинги. Начать можно с книги Максима Ильяхова «Новые правила деловой переписки».

Многое зависит от того как мы общаемся по проекту. Вовремя ли назначили встречу. Насколько информативна обратная связь по проекту, насколько вся команда в курсе ситуации.

Это выходит за рамки ведения журнала, но понимание, что к результату привела именно ошибка коммуникации — шаг в верном направлении.

Когда журнал может не сработать

Ошибки зависят от уровня исполнителя, от специфики проекта и наличия корректной информации. Журнал не сработает:

  • Если исполнители часто меняются и не заинтересованы вести какую-то историю. Мы сталкивались с тем, что журнал игнорировали люди, которые не хотели признавать ошибки. Или жалели на это время. У некоторых не было навыка описывать проблемы, в записях было трудно разобраться;

  • Или если нет ответственного, который следит за этим процессом и напоминает всем, чтобы не забывали вносить записи.

Такой журнал актуален скорее для постоянных команд, не для фрилансеров. Проработка ошибок обязательно должна происходить с правильной коммуникацией, чтобы ошибкой не страшно было делиться. Это просто сбор информации, из которой можно делать выводы.

Для поддержания рутины мониторинга ошибок наш арт-директор Таня ввела правило: к каждой планерке исполнитель заносит в журнал минимум 5 найденных ошибок. Это похоже на игру, но зато добавляет позитива. Такое микро-ретро в ленте.

Результаты фиксирования ошибок через 3 месяца:

  • обнаружили основные типы ошибок, их причины и способы решения;

  • сняли флер перфекционизма* при командной работе над проектом;

  • сфокусировались на улучшении процессов;
  • поняли слабые стороны каждого из исполнителей, чтобы помогать их прокачать.

Через полгода:

  • уменьшили количество типовых мелких ошибок;
  • подробно прописали регламент командной работы на основе полученной информации;

  • сделали гибкий шаблон UI kit для проектов;
  • увеличили скорость работы в дизайн-отделе;
  • собрали обратную связь от всех членов компании – фронты тоже ускорили свою работу.

Через год:

  • можем предотвратить серьезные ошибки, которые успели изучить из прошлого опыта;

  • свели потери времени на ведение журнала к минимуму, благодаря настройке шаблонов Trello и устранения большинства мелких ошибок;

  • клиенты стали хвалить дизайн-отдел за полную прозрачность процессов и понимание, на каком этапе находится проект;
  • проверили эффективность инструмента в отделе дизайна и можем его рекомендовать в другие отделы и вам.

Мы приняли тот простой факт, что ошибаются все, и результат тем лучше, чем лучше мы работаем над собой.

Автор статьи: Елена Снегирёва, UX/UI дизайнер SVK.Digital

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вернуть прошлое и исправить ошибки
  • Как вернуть ошибку питон
  • Как вернуть ошибку python
  • Казань экспресс ошибка при оплате
  • Казань экспресс ошибка 403