Памятка по работе над ошибками (2 класс)
1. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.
Образец: 1. Снег. Выпал пушистый снег.
2. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.
Образец: 2. Алфавит, звонит, щавель.
3. Неправильный перенос слова.
Выпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.
Образец: 3. Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Повтори правила переноса слов (учебник 1 класс, страница 21).
4. Написание заглавной буквы в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этойорфограммой.Подчеркни большую букву.
Образец: 4.Москва, Елена, Африка.
5. Написание заглавной буквы в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Образец: 5. Выпал пушистый снег.Дети рады.
6. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.
Образец: 6.Слава нашей Родине! Слава труду!
7. Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.
Образец: 7. Жизнь, ежи, жираф.
8. Сочетания чк, чн, щн, нщ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.
Образец: 8. Дочка, точка, кочка
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 9. Трава – травы
Червивый – червь
10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.
Образец: 10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник
11.Парные согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 11. Краб– крабы , сказка – сказочка
12.Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.
Образец: 12. За лесом; за (каким?) лесом, за (тёмным) лесом
13.Слитное написание приставок.
Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.
Образец: прибежал, убежал, забежал, пришёл, принёс
14.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: совесть, фасоль, пень
коньки, редька, возьми
15.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.
Образец: воробьи, семья, колье
16.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: разъезд , объявление , подъём
17.Состав слова.
Выпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.
Образец: поездка , разъезд, ездил
ПАМЯТКА
Работа над ошибками по
русскому языку, 2 класс
В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных и начала предложения), без запятых !
1.
Пропускаю 2 рабочих строки после работы.
2.
На третьей строке пишу посередине дату.
3.
На четвёртой строке пишу посередине с заглавной буквы: Работа над ошибками.
4. Начинаю
с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложение с красной строки без
ошибок, подчёркиваю места, где были допущены ошибки.
5. Выписываю
слово без ошибок с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю
орфограмму.
6. Нахожу
эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же
номером.
7.
На следующей строке после работы над ошибками записываю с красной строки:
Домашняя работа.
Орфограмма |
Что делаю? |
Пример. |
№ 1. Пропуск букв, замена |
1) Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю пропущенную или неправильно написанную букву. 4)Повторяю правило: Когда пишу, |
мокрый мокрый мокрый |
№ 2 . Оформление |
1) Выписываю предложение с заглавной 2) Ставлю в конце нужный знак препинания. 3) Подчеркиваю 4)Повторяю правило: Предложения начинаются с |
Наш класс дружный. |
№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи. |
1) Выписываю слово правильно. 2) Вспоминаю и пишу ещё 2 3) Подчеркиваю сочетания. 4) Повторяю правило: ЖИ – ШИ ЧА ЧУ ЧК – ЧН, ОРО – воробей, ворона, хорошо. ОЛО |
жираф живот жил |
№ 4. Словарные слова. |
1) Пишу словарное 2) Ставлю 3) Подчеркиваю букву, |
дорога дорога дорога |
№ 5. Проверяемые безударные (О, А, И, Е, Я.) |
1) 2) 3) 4) Повторяю правило: Если Вызвала Ты ее Ставь |
трава — травы |
№ |
1) 2) 3)Повторяю правило: Парные согласные самые опасные, в корне ты их |
гриб – |
№ 7. Мягкий |
1)Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: |
пальто конь кольцо |
№ 8. Разделительный мягкий знак. |
1) Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: после |
вьюга друзья медвежья |
№ 9. Слова с удвоенными согласными. |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю удвоенную согласную. 2)Подбираю 3) |
аллея |
№ 10. Заглавная буква в |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю заглавную букву. 2) Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму. 3)Повторяю правило: Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, |
Москва Балашов Саратов |
№ 11 . Правописание предлога со словом. |
1)Выписываю 2)Между 3) 4)Повторяю правило: Предлоги с именами существительными пишутся раздельно. |
в лесу |
№ 12. Перенос слов. |
1)Вспоминаю: сколько гласных, столько и слогов. 2) Делю 3) Показываю все виды переноса. 4) Если слово не переносится, то слово пишется целиком класс |
ма-ленький малень-кий |
№ 13. Разделительный |
1) Выписываю 2) Записываю ещё |
подъём |
№ 14 |
1)Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю места, где были ошибки. |
местный |
Работа над ошибками
1. Просмотри свою работу.
2. Найди слова с ошибками.
3. Посмотри номер ошибки на полях, найди этот номер в памятке.
4. Прочитай правило, выполни работу над ошибками.
№ 1. Пиши с заглавной (большой) буквы:
— имена, отчества, фамилии людей,
— клички животных,
— названия городов, деревень, стран, рек, морей, озер.
Напиши предложение или словосочетание правильно,
подчеркни заглавные буквы.
Мой друг Саша Лукин привез из Архангельска щенка Тузика.
№ 2. Начало предложения пиши с заглавной (большой) буквы. В конце предложения ставь точку.
Напиши предложение правильно, подчеркни заглавную букву или точку.
Ребята пошли в лес за грибами.
№ 3. Написание гласных после шипящих согласных.
жи – ши пиши буквой И – лыжи, машина, живут, крыши
ча – ща пиши с буквой А – кричать, часто, пища, трещат
чу – щу пиши с буквой У – чужой, кручу, щуриться, ищу
Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 4. Написание сочетаний
Пиши без ь: чк печка, удочка
чн, нч речной, одуванчик
чт почта, мечта
щн, нщ овощной, каменщик
Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 5. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова.
Чтобы проверить написание безударного гласного в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот безударный гласный стал ударным:
з?мля – земли – земля, м?ряк – море – моряк
Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 6. Парные звонкие и глухие согласные.
Чтобы проверить парный согласный, надо изменить это слово или подобрать к нему такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стояла бы буква, обозначающая гласный звук.
Кор? – коржи – корж, морко?ка – морковочка – морковка.
Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 7. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
Проверь по словарю. Напиши слово правильно, подчеркни букву. Напиши родственные слова.
Ветер, ветерок. Ученик, ученический.
№ 8. Мягкий знак после шипящих на конце слов-предметов.
Ь пишется в словах-предметах женского рода:
ночь, мышь, рожь.
Ь не пишется в словах-предметах мужского рода:
меч, стриж, шалаш.
Напиши слово правильно, обозначь род, подчеркни проверяемую букву. Придумай и напиши 3 слова на это правило.
Дочь – она моя – женский род. Грач – он мой – мужской род.
№ 9. Ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласного.
Напиши слово правильно, подчеркни букву согласного звука и Ь.
Пень, коньки, бежать.
Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 10. Пропуск или замена буквы.
Напиши слово правильно, подчеркни пропущенную или заменённую букву. Напиши это слово целую строчку.
№ 11. Написание буквы Ц с буквами И или Ы.
-
В корне после Ц пишется И: цифра, цирковой, циклон (кроме слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкать).
-
После Ц в окончании слов-предметов пишется Ы: птенцы, дворцы, китайцы.
Напиши слово правильно, подчеркни букву Ц с буквой И или Ы. Объясни написание – выдели корень или окончание.
Голубцы – Ы – окончание. Цитрусовые – И пишем в корне.
№ 12. Слова помощники – предлоги.
Предлоги служат для связи слов в предложении и пишутся всегда раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Можно убрать одно из слов.
Напиши предложение или словосочетание правильно, подчеркни пробел между словом и предлогом. Докажи, что это предлог.
Машины мчались (по) дороге. (По какой дороге? По широкой дороге.) Машины мчались по дороге.
Гости сидели (за) круглым столом. ( Гости сидели за столом.)
№ 13. Разделительные Ь и Ъ.
Разделительные Ь и Ъ пишутся после согласных перед гласными И, Е, Е, Я, Ю:
— Ь пишется в середине или на конце корня: льют, вьюга, ручьи, Илья,
— Ъ пишется после приставки: съел, объяснил, подъехал.
Напиши слово правильно, подчеркни Ь или Ъ. Объясни написание.
Соловьи – Ь – в корне. Листья, перья, вьюн.
Подъём – Ъ после приставки. Съезд, объявил, подъезд.
Придумай и напиши 3 слова на это правило.
№ 14. Написание суффиксов.
1) Под ударением, если корень заканчивается на шипящий звук, то в суффиксе пишется буква О. Жучок, бычок, ежонок, бельчонок, мышонок.
Если под ударением в корне нет шипящего звука, то суффикс пишется с буквой Ё. Пенёк, денёк, слонёнок, поросёнок.
Напиши слово правильно, подчеркни буквы. Объясни написание – выдели суффикс и подчеркни букву, стоящую перед ним.
Гусёнок, галчонок, паучок, уголёк.
2) Если при изменении слова из суффикса «убегает» буква гласного звука, то это буква Е: замоч?к – нет замочка – замочек, листоч?к – нет листочка – листочек.
Если все буквы в суффиксе остаются на месте, то это буква И:
Ключ?к – нет ключика – ключик, лист?к – нет листика – листик.
Звоночек – звоночка, цветик – цветика.
Напиши слово правильно, подчеркни букву. Объясни написание.
№ 14. Слова с непроизносимым звуком в корне.
Опасные сочетания звуков (с?н), (с?л), (з?н), (?нц), (?ст).
Если в родственных словах звуки хорошо слышны – значит, эти буквы нужно писать во всех словах: грус?ный – грусть – грустный, вкус?ный – вкус – вкусный.
Напиши слово правильно, подчеркни, проверь, выдели корень в родственных словах.
грусть – грустный, вкус – вкусный, звезда – звёздный, ужасен – ужасно, солнышко – солнце.
Придумай и напиши 3 слова на это же правило.
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку, 1—2 классы»
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Пропуск буквы, замена буквы.
Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при—леж—ны—е
3. Перенос слова.
Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.
Делай так: ве—селая, весе—лая
4. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: Саша, Алеша, Миша
5. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили
6. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: дочка, речка, мощный
7. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: учитель, пальто, коньки
8. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: вьюга, листья, соловьи
Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и
в корне слова.
9. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: объяснил, подъезд, съемка
Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами
е, е, ю, я.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 2—3 слова с этой приставкой.
Делай так: полетели, побежали, поехали или
отбежал, отлетел, отделал
11. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с
другими приставками.
Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал
Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.
№1. Пропуск, замена, искажение букв в
слове.
Выпиши
слово. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так. Звонок, ученик.
№2 Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением .
Выпиши слово.
Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
Подбери проверочное слово и запиши рядом. Обозначь ударную гласную в корне.
Делай
так. Волна
— волны.
№3.
Оформление предложения на письме.
Выпиши
предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в первом слове предложения и знак препинания на конце.
Делай так. Выпал пушистый снег. Дети
рады.
№4. Перенос слова.
Выпиши
слово. Раздели слово вертикальными палочками на слоги, а затем – покажи все
способы переноса этого слова.
Делай так. Осина- о│си│на, оси – на.
№5.Мягкий знак, обозначающий мягкость
согласного звука на письме.
Выпиши
слово. Подчеркни мягкий знак
и согласную перед ним одной чертой.
Делай так. Ель, мальчик, пальто.
№6. Гласные после шипящих.
Буквосочетания чк,
чн.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни буквосочетание.
Делай так. Малыши, карандаши, ширина.
Ручка, дочка, удочка.
№7. Большая буква в имени собственном.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни большую букву
в именах собственных.
Делай так. Москва, Волга, Россия.
№8. Проверяемые ( парные) согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка,
правильно. Проверь согласную. Выполни
обозначения.
Делай так. Мороз – морозы,
ягодка – ягоды.
№9. Правописание словарных слов. Слов с
непроверяемыми орфограммами.
Напиши слово. Запомни, как оно пишется.
Допиши еще два однокоренных слова. Поставь ударение, подчеркни
орфограмму.
Делай так. Хорошо- хорошая, хорошист.
№10. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и
гласную букву после него.
Делай
так. Вьюга,
листья, соловьи.
№11. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни
главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши из предложения все словосочетания с
вопросами.
Обозначение частей речи: существительное
-сущ., прилагательное- прил., предлог -пр., глагол- гл.
Словосочетание
пишем с маленькой буквы, каждое словосочетание на новой строке, подлежащее и
сказуемое не является словосочетанием.
Делай
так.
прил. сущ. гл. пр.
сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы ( какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам