Как сказать и написать правильно. Самые распространенные ошибки в русском языке
Русский язык довольно сложен и, конечно, большинство из нас не может знать абсолютно все правила и тонкости языковых, литературных норм. Даже специалисты, филологи иногда не могут прийти к единому мнению относительно правильности употребления тех или иных слов.
Но есть не слишком большое количество слов и выражений, которые мы используем очень часто, и так же часто ошибаемся в их использовании. Иногда эти ошибки бывают довольно нелепыми и неприятными.
Как правильно сказать? Где поставить ударение? Какое выражение лучше использовать? «Одеть» или «надеть»? «Сходить» или «выходить»? «Кушать» или «есть»?
Не обязательно разбираться во всех языковых тонкостях русского языка, но познакомиться со списком самых распространённых ошибок, проверить себя и сделать соответствующие выводы точно не помешает.
Знание типичных ошибок поможет вам подтянуть свою грамотность, чувствовать себя увереннее и избежать неприятных ситуаций во время разговора, выступления или в процессе переписки.
Наверное, невозможно говорить безупречно на любом языке. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное – стараться их исправлять, постигать логику языка и совершенствоваться.
60 типичных ошибок в письменной и устной речи
N |
Правильно |
Неправильно |
Пояснение |
1 |
кладут |
ложат |
Можно положить, но нельзя «ложить». Глагол «ложить» употребляется только с приставками («положить», «доложить», «уложить»), а «класть», наоборот, без приставок |
2 |
платят |
плотят |
В основе слова — «плАта», потому правильно «платить», «заплатить» |
3 |
есть |
кушать |
Считается, что слово «кушать» устарело, в современном языке оно звучит церемонно, подобострастно, некультурно. По современной литературной норме, этот глагол можно употреблять в вежливой форме приглашения гостей к столу, а ещё при обращении к детям или в речи женщин. В повседневной литературной речи, и особенно в речи мужчин нормой считается употребление глагола «есть» |
4 |
надеть что-то на себя |
одеть что-то на себя |
Надеть можно на себя, а одеть кого-то. Например, надеть пальто, но одеть ребенка |
5 |
мой день рождения |
мое день рождение |
«День рождения» — устойчивое выражение, в котором склоняется главное слово «день», а зависимое — «рождения» — остаётся неизменным. День – мужской род. |
6 |
до свидания |
до свидание, до свиданья |
К главному слову нужно правильно задать вопрос. До — чего? — свидания. Другой вопрос, честно говоря, и не задашь. Вариант «до свиданья» допускается в разговорной речи. |
7 |
поезжай |
ехай, едь, езжай |
Правильный вариант повелительного наклонения глагола «ехать» — «поезжай». В некоторых случаях подойдет слово «съезди» |
8 |
садитесь |
присаживайтесь |
Глагол «присесть» на самом деле означает «опуститься на полусогнутых ногах» («присесть от неожиданности» или «присесть на корточки»), а также «сесть на что-либо куда-либо на короткое время» («присесть на дорожку»). Таким образом, замена глагола «садитесь» на «присаживайтесь» может быть, напротив, расценена собеседником как невежливое приглашение |
9 |
кто последний? (в очереди) |
кто крайний? крайний раз |
Часто причиной употребления слова «крайний» вместо «последний» является языковое суеверие. Но замена прилагательного «последний» на «крайний» — грубое нарушение норм русского языка. Слово «последний», как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, не имеющие никаких отрицательных коннотаций: ‘самый новый’; ‘современный’. Тем не менее, миф о недопустимости вопроса «кто последний?» продолжает быть на удивление жизнестойким. Если вас смущает негативный оттенок слова «последний» в некоторых значениях, то стоит вспомнить, что у прилагательного «крайний» он тоже есть. |
10 |
выходить из … сходить с … |
сходить из … выходить с… |
В трамвае, автобусе, троллейбусе есть вход и выход. Здесь уместен вопрос: «Вы выходите?» Но, например, с парохода мы сходим. Подсказкой в таких ситуациях может быть и предлог: из вагона, из трамвая, из автобуса мы выходим; с поезда, с парохода, с трапа самолёта, с лестницы мы сходим |
11 |
оплатить проезд |
оплатить за проезд |
За проезд можно платить (или заплатить), а оплачивать только проезд — без всяких предлогов, так как по правилам переходному глаголу предлог не нужен. Член-корреспондент РАН Владимир Плунгян считает, что с точки зрения языка эти варианты равноправны, но норма говорит, что вариант «оплатить проезд» — всё-таки лучше. А значит правильнее. |
12 |
одолжи мне денег |
займи мне денег |
Если вы хотите попросить у кого-то дать взаймы, в долг, правильно будет сказать: «одолжи мне денег» или «можно занять у тебя денег?» Никак нельзя просить другого человека «занять» вам денег, поскольку «занять» — это, наоборот, взять взаймы |
13 |
созвонИмся |
созвОнимся |
Проверочное слово — «звонить» |
14 |
в течение часа |
в течении часа |
«В течение» —предлог, связанный с временными промежутками. Если к словам «в течении/в течение» нельзя задать вопрос «где?», пишите на конце -е. |
15 |
договОры |
договорА |
ДоговорА — южный просторечный диалектизм, ошибочный вариант. |
16 |
заём |
займ |
В производных словах – «заёмщик», «заёмный» – основа заем сохраняется. А в остальных падежах используется займ – «займа», «займу», «займом»… |
17 |
эспрессо |
экспрессо |
Эспрессо — это способ приготовления кофе |
18 |
мороженое |
мороженное |
«Мороженое» — существительное, образованное от глагола несовершенного вида «морозить», пишется с одной «н». |
19 |
участвовать |
учавствовать |
В слове «участвовать» две «в», не больше |
20 |
хотим |
хочем |
Глагол «хотеть» – разноспрягаемый и одни формы образует по первому спряжению: я хочу, ты хочешь, он хочет; другие — по второму: мы хотим, вы хотите, они хотят |
21 |
в общем, вообще |
вообщем |
Слова «вообщем» в русском языке не существует. Вместо него используются два похожих наречия «в общем» и «вообще». |
22 |
носков, чулок |
носок, чулков |
Правильное употребление в родительном падеже множественного числа |
23 |
пойдёмте! |
пошлите! |
У глагола «пойти» в побудительном наклонении есть сразу три правильных варианта: «пойдём», «пойдёмте» или «идём». Также есть еще разговорное слово-синоним «пошли». |
24 |
прийти (куда-то) |
придти (куда-то) |
В современном русском языке в инфинитиве, то есть в начальной форме слова «прийти» используется «Й». При этом еще около 50-ти лет назад грамматической нормой была именно форма «придти». Считается писать это же слово с корнем «-ид-» («придти») не будет грубой ошибкой в частной переписке. |
25 |
помаши рукой |
помахай рукой |
Правильными формами этого глагола в третьем лице в настоящем времени будет «машет» и «машут». В то время как в прошедшем времени верно говорить «махал» и «махали». С недавних пор форма «махает» считается допустимой в разговорной речи. Но все же лучше использовать литературную норму «машу, машешь, машет, машут» и так далее. |
26 |
сажать (дерево) |
садить |
В овременном русском языке во всех значениях предпочтение отдается глаголу «сажать»— например, деревья в саду , гостей за стол, ребёнка на колени. Хотя еще 100 лет назад глаголы «садить» и «сажать» считались равноправными синонимами. |
27 |
много народа |
много народу |
У слова «народ» в значении люди две формы родительного падежа: народу и народа. Допустимы оба варианта, но с окончанием на «-у» — больше разговорный, лучше писать: здесь много народа. |
28 |
отдохнуть в выходные |
отдохнуть на выходных |
«На выходных» — это разговорно-просторечный вариант, недопустимый в литературной речи. |
29 |
полощи рот |
полоскай рот |
Правильный вариант — «полощи». |
30 |
надеть обувь |
обуть обувь |
Глагол «набуть» когда-то всё-таки существовал в русском языке, но теперь считается архаизмом. Во-вторых, обуть обувь (себе) — грамматическая ошибка. И сейчас в русском языке действует своя обувная норма: надеть обувь (на себя), обуть — кого-то. |
31 |
нести что-то под мышкой |
нести что-то подмышками |
Подмышка — существительное, пишется слитно. «Под мышкой» —наречие, которое отвечает на вопрос «как?» или «каким образом?» |
32 |
вы пишете неправильно |
вы пишите неправильно |
Если второе лицо множественного числа, то будет: «Вы пишете неправильно». Под ударением пишется «И», в безударном положении — «Е». Глагол «писать» в повелительном наклонении пишется через «и»: «Обязательно пишите мне письма» |
33 |
борются |
борятся |
У глаголов первого спряжения пишутся гласные «е, у (ю)». Я борюсь, ты борешься, он борется, мы боремся, вы боретесь. А в третьем лице множественного числа будет по аналогии с «я борюсь» — «они борются» с буквой Ю. |
34 |
течёт |
текет |
В спряжении у глаголов, которые оканчиваются на -ечь,(жечь, печь, лечь, течь) происходит чередование в суффиксе: «г» и «к» на «ж» и «ч». Например: я теку, ты течёшь, он течёт, мы течём, вы течёте, они текут. |
35 |
печёт (блины) |
пекет (блины) |
Печет — форма глагола в третьем лице единственного. числа, в инфинитиве — печь. .А вот во множественном числе в корне будет »-к-»: пекут.. Я пеку и дети пекут |
36 |
сгибать |
сгинать |
Правильный вариант — «сгибать» |
37 |
нагибаться |
нагинаться |
Правильный вариант — «нагибаться» |
38 |
в смысле, в принципе |
всмысле, впринципе |
Оба этих наречия всегда пишутся раздельно |
39 |
вряд ли |
врятли |
«Вряд ли» и «навряд ли» всегда пишутся раздельно |
40 |
чересчур |
черезчур |
Языковая норма |
41 |
девчонки |
девчёнки |
«Девчонка» образуется от «девочка» с помощью суффикса «онк». Под ударением пишется «о», без ударения — «е» |
42 |
в аэропорту |
В аэропортЕ |
Хотя «-е» — типичное окончание предложного падежа для существительных мужского рода второго склонения, все же у некоторых слов (не больше сотни), в предложном падеже можно встретить окончание «-у». Его называют «местным падежом» (подтип «предложного»), а используют, когда мы говорим о пространстве. |
43 |
жжет, зажжём |
жгет, зажгем |
В формах глагола «зажечь» (и «жечь») происходит корневое чередование «жж» и «жг». Трудно сказать «я зажжу», а «они зажжут», поэтому в первом лице и третьем лице (множественного числа) все очевидно: «я зажгу», а «они зажгут». |
44 |
пылесошу |
пылесосю |
Корректная форма первого лица глагола «пылесосить» — это «пылесошу» или «пропылесошу» |
45 |
выиграл |
выйграл |
В глаголе «выиграть» почти во всех формах пишется «и», за небольшим исключением: в окончании повелительного наклонения появляется «й»— выиграй и выиграйте. |
46 |
офшор |
оффшор |
Современная словарная фиксация — «офшор», «офшорный» |
47 |
трафик |
траффик |
В соответсвии с новой языковой нормой, связанной с «исчезновением» одной согласной в заимствованиях: office — офис, offside — офсайд, offline — офлайн. |
48 |
граффити |
графити |
От итальянского graffiti, сохраняется удвоение буквы «ф». И это существительное во множественном числе, несклоняемое, ударение падает на второй слог: граффИти. |
49 |
плацкарта |
плацкарт |
«Плацкарта» (от немецкого platzkarte — «карта места») обозначает посадочный билет. Это существительное женского рода. |
50 |
сровнять с землей |
сравнять с землей |
На самом деле оба глагола (паронимы) верные, дело в контексте и в смысле сказанного. Если имеется в виду «сделать что-то ровным» (выровнять) — нужен глагол «сровнять». Если мы говорим о «сделать что-то равным» (сравнить/уравнять) — пишет «сравнять». |
51 |
да пребудет с вами сила |
да прибудет с вами сила |
«Прибывать» — значит «приближаться, приходить, появляться». А «пребывать» — «быть, находиться». |
52 |
цифры разнятся |
цифры рознятся |
«Розниться» — значит, отличаться чем-либо, не совпадать, не сходиться в мнениях. «Разниться» — различаться, отличаться. Сейчас вариант через «а» — считается стилистически нейтральным, а через «о» — устаревшим и просторечным. |
53 |
в лес за грибами |
в лес по грибы |
В лес идти за чем? За грибами. В современных словарях «по грибы» и «по ягоды» встречаются с пометкой «разговорное», а стилистически нейтральными считаются варианты «за грибами» и «за ягодами». |
54 |
без толку |
бестолку |
Современные правила языка устанавливают, что наречные сочетания с предлогами «без» пишутся раздельно. Например, без толку, без умолку, без разбора. Хотя, некоторые русские классики использовали слово «бестолку» в своих произведениях |
55 |
понарошку |
понорошку |
Писать необходимо слитно и через букву «а» во втором слоге. |
56 |
на носу, в глазу |
на носе, в глазе |
В данном случае так называемый местный падежом, употребляется с предлогами «в» или «на», когда называем определённое место (даже если это не пространство) или время действия. |
57 |
вместо |
заместо |
«Заместо» — просторечие, которое не рекомендуется употреблять даже в разговорной речи |
58 |
презентация к встрече |
презентация ко встрече |
Предлог «ко» употребляется в конкретных случаях. Перед словом «мне», перед дательным падежом слов «весь», «всякий», «всяческий», «второй», «многие», «вторник». |
59 |
деньгА́м, деньгА́ми, о деньгА́х |
дЕ́ньгам, о дЕ́ньгах, дЕ́ньгами |
Сначала ударение во всех формах этого слова оставалось на корне и никуда не переходило. Говорили «де́ньгам», «де́ньгами». Дореволюционная норма была именно такая. |
60 |
я скучаю по тебе |
скучаю за тобой |
не соответствует нормам русского языка. Выражение скорее относится к жаргонизмам, |
61 |
давай решим |
давай порешаем |
глагол «порешать» существует, но имеет определение «решать в течение какого-то времени» |
62 |
лучше |
более лучше |
избыточное слово — «более» |
TutorOnline
tutoronline.ru
Опытные преподаватели по любым дисциплинам
В TutorOnline обучают дошкольников, школьников, студентов, взрослых с любым уровнем подготовки. Это полномасштабная онлайн-школа, создавшая для своих учеников уникальный сервис для общения и обучения. Здесь вы найдете репетиторов с высоким профессиональным уровнем. Репетиторы проходят тщательный отбор. Занятия с преподавателем онлайн эффективнее, удобнее и в 2 — 3 раза доступнее обычных.
Тонкости русского языка. Обратите внимание
Твёрдое произношение согласного звука перед гласным «е» воспринимается теперь как устаревшее. Лингвисты настоятельно рекомендуют смягчить произношение таких слов, как «пресса», «рельсы», «брюнет», «патент», «декада», «термин», «тенор», «терминал», «демагог», «декорация», крем» , «депрессия», «гарем» … Во всех этих словах сегодня согласный звук перед «е» произносится мягко.
«Евро», «пенальти», «сирокко», в общем, всё «несъедобное», — мужского рода.
«Салями», «мацони», «кольраби», «иваси», всё «съедобное», — женского.
Глаголы «занять» и «одолжить» в повседневной речи часто не различают. «Занять» — значит «взять в долг». Одолжить — «дать в долг».
Как не следует говорить – лишние слова или «масло масляное»:
«истинная правда»/правда — сама по себе уже истинная
«высший предел» /«предел» и есть крайняя грань или высшая степень чего-либо
«ведущий лидер» /«лидер» и есть «первый, идущий впереди»
«основные принципы» / принципы не могут быть второстепенными
«свободная вакансия» /вакансия как раз и означает наличие незанятого рабочего места
«реальный факт»/«факт» и обозначает действительное, неоспоримое событие
«прогрессировать вперёд»
«хронометраж времени»
«биография жизни»
«продублировать дважды»
Буква «Ё» всегда стоит под ударением. Правильно — свёкла, планёр, манёвры, осуждённые, новорождённые, передохнём
Слова-«паразиты»
Постарайтесь не злоупотреблять этими словами
так сказать…
ну…
это…
видите ли…
э-э-э
значит,
вообще
короче,
вот
честно говоря
ёкэлэмэнэ
ёпэрэсэтэ,
ядрёна-матрёна
тыры-пыры
Некоторые филологи отмечают и положительную сторонуу слов-«паразитов» — иногда они не столько паразитируют на нашей речи, как помогают ей – заполняют паузы, пока мы думаем, придают разные оттенки.
Эти слова начинают раздражать, когда их слишком много.
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
TutorOnline
tutoronline.ru
репетиторы м онлайн-курсы для школьников и студентов
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Автор24
a24help.ru
преподаватели и эксперты помогают учиться лучше
Напишем
napishem.ru
помощь в учебе для студентов
Всё сдал
vsesdal.com
онлайн-сервис помощи студентам
Kampus
kampus.ai
получение ответа на любой учебный вопрос в течение 30 минут
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Я достаточно грамотна, как и все, кто не сдавал ЕГЭ. С орфографией у меня порядок (не беря во внимание опечатки). Орфография посвящена тому, чтобы все однокоренные слова писались монообразно, невзирая на то, как произносятся. То есть буквы я редко путаю. Но вот со знаками препинания и пунктуации бывает. Просто не знаю где ставить дефис, где двоеточие или там достаточно запятой.
Чаще всего пропускаю запятые. Гораздо реже ставлю запятые там, где не требуется. Иногда второпях и там, где не особо важно или сразу не очевидно. А иногда не ставлю запятую сознательно. Например, мне кажется в русском языке не стоит ставить запятую в очень часто встречаемом словосочетании «ПОТОМУ, ЧТО». Запятая предполагает паузу, смену интонации. А в большинстве фраз с «ПОТОМУ ЧТО» пауза не делается. И запятая ставится лишь потому, что она всегда ставится перед словечком ЧТО.
И ещё иногда не ставлю запятую перед КАК, ͇п͇о͇т͇о͇м͇у͇ ͇ч͇т͇о͇ запятая тогда искажает, затрудняет понимание или запятые оказываются на каждом слове. То, что вторую точку после т.е., т.к., т.о. и т.п. я обычно никогда не ставлю — это само собой. Но на БВ, когда замечаю, то ставлю вторую точку лишь с целью увеличения числа символов.
А в м/ж. роде и ед/мн. числе я ошибаюсь не из-за дислексии, а потому, что часто редактирую, чтобы улучшить стиль фразы и стало менее коряво, и заменив в ходе редактирования слово на другое, не везде замечаю, где надо поменять окончания. Но это бывает лишь, когда нет времени и я не перечитываю написанное.
Недавно с большим удивлением узнала, что слова паталогический и паталогоанатом, оказывается пишутся через О — патОлогический и патОлогоанатом. А произносится всегда со звуком «А». А я всю жизнь так и писала.
Что позорно для меня, так как считаю себя грамотной (не потому, что выучила правила, это как раз нет, а благодаря тому, что в детстве прочитала 10К книг и запомнила написание слов). Кстати, я даже не знаю значения слова патОлогический. По логике это явно что-то связанное с трупами и потому меня удивляет выражение «патологический врун» и подобные, с трупами никак не связанные.
А лет 10 назад также из интернета узнала, что слово дибил пишется через Е — дебил. Меня на этом поймали в склоке как-раз из-за русского языка, опозорилась. Хотя в моей местности все произносят это слово через И. Потому мне и казалось, что так и пишется, хотя я знала значение французского слова «debile».
С этими заимствованными словами никогда не угадаешь, некоторые искажаются при заимствовании, некоторые нет. Яркий пример — французское слово «condom», при заимствовании исказились аж две буквы.
Возможно есть ещё несколько слов, которые я пишу неверно по принципу «как слышится, так и пишется». Большинству выпускников ЕГЭ было бы проще, если бы так всё и писалось.
Меня как и всех русскоязычных раздражают на БВ толпы дислексиков и выпускников ЕГЭ, которые почему-то не чувствуют и очевидно из-за очень плохой памяти никак не могут запомнить простейшее правило, как писать окончание -ться/-тся (или возможно им плевать, что о них думают, и напрягаться не хотят).
Я такую ошибку сознательно не делаю, хотя у меня сейчас плохая клавиатура. Из-за того, что 4 клавиатуры в 2021 году сдохли, причём за 30 лет до того, пока не зашла на БВ не сдохло ни одной (это сказывается токсичность БВ, здесь очень много зла, которое порождают направленные на его порождение правила). На этой клавиатуре плохо работает как раз клавиша <Ь> (её приходится нажимать до упора, тогда как другие клавиши достаточно прижать лишь слегка).
От этого у меня в последнее время часто бывает опечатка — отсутствие мягкого знака в конце глагола (из-за того, что не владею слепым методом и не смотрю при наборе на экран). Уже дважды было такое в окончании -ТЬСЯ, но конечно не сознательно, как у дислексиков, а опечатка из-за клавиши. Но это было вовремя замечено и исправлено. Если у меня заметите отсутствие «Ь», не спешите злорадствовать и издеваться, это не сознательно.
С появлением социальных сетей люди стали больше писать . Сочиняет практически каждый. Блогеры завоевывают мир. Хорошо это или плохо ?
Какие ошибки мы допускаем чаще всего?
Уроки русского
2017-09-11T05:35:00+00:00
Ведь с количеством печатных строчек в интернете увеличилось и количество ошибок. Вот что думает по этому поводу координатор Тотального диктанта в Уфе Наталья Панчишина
(звуковой файл)
Какие же ошибки буквально преследуют нас , и чаще всего встречаются при проверке знаний? Продолжает Наталья Панчишина (звуковой файл)
А давайте вспомним правило!
Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает
на вопросы : что делать?,что сделать? Например: На небе начали (что делать?) появляться первые звёзды.
Буква «ь» не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы:
что делает?, что сделает? Например: На небе скоро (что сделают?) появятся первые звёзды
Заметьте, что присутствие или отсутствие мягкого знака уже в проверочном вопросе, дает вам однозначную подсказку: есть мягкий знак в вопросе -есть мягкий знак в форме глагола, нет мягкого знака в вопросе – нет его и в глаголе.
Какие орфографические ошибки допускают чаще всего?
«Яндекс» составил рейтинг запросов о правилах русского языка
12 апреля 2016, 15:00, ИА Амител
»
Фото: criticaltherapy.org
Компания «Яндекс» проанализировала поисковые запросы о правописании и выяснила, какие правила русского языка вызывают больше затруднений. Летом пользователи каждый месяц задают более 3,8 миллиона запросов, связанных с различными правилами русского языка, а в остальное время, когда идут занятия в школе, количество таких запросов вырастает до 8,1 миллиона в месяц. Какие правила русского языка чаще всего запрашивают пользователи интернета — читайте в рубрике «Вопрос-ответ».
Орфография
Почти три четверти запросов о правописании касаются орфографии. На пунктуацию и стилистику приходится всего 8% и 7% соответственно. Это не значит, что орфография в целом сложнее — просто про неё удобнее спрашивать у поиска. Около 7% пользователей интернета ищут правила правописания не и ни (Пример: не вовремя). 5,7% пользователей проверяют безударные гласные в корне слова, еще 5,5% проверяют правописание приставок. 4,8% ищут в поисковиках знания о спряжении глаголов. Про запятые во всевозможных случаях спрашивают примерно столько же, сколько про не и ни. Около трети запросов про запятые касается вводных конструкций, ещё треть — пунктуации в сложных предложениях. Последнюю треть занимают все остальные случаи — это запятые в сравнительных, причастных и деепричастных оборотах, при повторяющихся союзах, однородных членах предложения.
Стилистика
Стилистические запросы связаны в основном с выбором одного слова из двух вариантов: один из них может быть просторечным либо устаревшим или оба могут использоваться равноправно. Некоторые проблемы, которые видны в таких запросах, действительно часто обсуждаются. Например, [был надет или был одет], [есть ли слово кушать в русском языке], [в Украине или на Украине], [извиняюсь или извините – как правильно], [ихний – есть ли такое слово].
Запросов о распространённых сложных случаях, которые попадают на демотиваторы как «самые раздражающие ошибки», не так много, как можно было бы ожидать. Менее 2% запросов посвящено употреблению мягкого знака в глагольных формах — тся и –ться, менее 1% — слитному и раздельному написанию «тоже» и «также». Примерный топ «самых раздражающих ошибок» может выглядеть так:
1. -тся и –ться
2. тоже и также
3. прийти или придти
4. разница между надеть и одеть
5. в течение и в течении
6. договоры или договора
7. извините или извените
8. в общем, вообщем, вобщем и другие варианты
9. ударение в слове звонить
10. существование слова ихний
Пунктуация
Пунктуация в целом интересует людей гораздо меньше, или про знаки препинания менее удобно задавать поисковые запросы. Около трети запросов про запятые касаются вводных конструкций, ещё треть — пунктуации в сложных предложениях. Последнюю треть занимают все остальные запятые — в сравнительных, причастных и деепричастных оборотах, при повторяющихся союзах, однородных членах предложения и так далее.
Остальным знакам препинания посвящено менее одного процента запросов о правописании. Либо про них всем всё понятно, либо их просто почти не используют.
Ошибки руководителя в управлении могут разрушить предприятие.
Товары и услуги, которые предоставляют компании, сильно отличаются, но ошибки всегда одинаковые. В этой статье мы разберём ошибки руководителей, которые разрушительны для бизнеса. Возможно, какая-то из них прямо сейчас ведёт ваше предприятие к упадку.
Типичные ошибки руководителя
Ошибка № 1. «Не могу позволить себе нанять профессионалов, потому что мой бизнес слишком маленький»
Некоторые руководители считают, что, пока их компания маленькая, в неё не придут работать высококвалифицированные специалисты. Подумайте, почему вы создали этот бизнес. У вас точно была какая-то глобальная идея, как с помощью своего продукта или услуги сделать жизнь ваших потребителей лучше. Высококлассных работников сможет вдохновить эта идея так же, как и вас.
Если вы видите смысл в вашей деятельности, то его увидят и другие, нужно только правильно продвигать им цели и замысел компании.
Когда сотрудники увидят уверенность в том, что вы добьётесь поставленных целей и достигните нужного результата, они сами захотят с вами работать. Поэтому отбросьте уничижительные мысли и ищите лучших работников. Даже если на первых порах вы не можете обеспечить их огромным денежным вознаграждением, то не стоит переживать. Лучших специалистов привлекает в компанию не уровень дохода, а возможность самореализоваться в ней.
Ошибка № 2. «Я должен дать ответы на все вопросы»
Руководители думают, что должны каждому сотруднику рассказать, что нужно делать. Но, если к вам приходит первоклассный специалист, он уже в теме, ему не надо всё объяснять в сотый раз. И, когда вы пытаетесь его переучить, ему становится скучно, и он не хочет работать там, где его душат наставлениями.
Дайте сотрудникам возможность проявить творчество. Ставьте перед ними сложные вызовы. Тогда им будет интересно работать и развиваться в вашей компании.
Ошибка № 3. «Я должен обеспечить их всем»
Когда в компании появляется новый сотрудник, владелец ломает голову, где найти высокую зарплату, чтобы он не передумал работать и не ушёл. Вы не обязаны обеспечивать сотрудника сразу огромным доходом. Дождитесь результатов. Посмотрите, что этот сотрудник вам даёт. И, если он заслуживает, постепенно повышайте его вознаграждение.
Если это результативный специалист, он поймёт ваш подход и будет стараться показать высокие результаты, чтобы заслужить вознаграждение.
Ошибка № 4. «Хочешь сделать хорошо, сделай сам»
Предприниматели являются экспертами в той области, в которой они открывают бизнес. Так как они всё знают и умеют, у них часто появляется желание сделать всё за сотрудника.
Но руководитель должен научиться действовать через работника. Невозможно построить сильную успешную компанию, если выполнять работу за подчинённых.
Не получится вырастить сильных специалистов, если не давать им работать. Даже если вы можете сделать какую-то задачу за час, а ваш сотрудник справляется за три, пусть делает. Когда-нибудь он дорастёт до вашего уровня. Вырастив надёжных работников, вы сможете делегировать им функции и быть уверенным, что они справятся. А о правилах эффективного делегирования вы можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Ошибка № 5. «Я хороший. Я добрый. Я человечный»
Эта ошибка заключается в том, что руководитель боится обидеть сотрудника, поэтому никогда не отзывается плохо о его работе.
Однако руководитель не должен из-за этого страха закрывать глаза на ошибки. Руководитель обязан критиковать как плохие результаты, так и отсутствие результатов.
При этом, когда критикуете, не переходите на личности. Вы должны оценивать не человека, а его труд, поэтому так и говорите: «Ты хороший человек, но эта область у тебя немного проседает. Подумай, как это можно исправить».
Когда критикуете, не забывайте и о похвале. Отмечайте все успешные действия, которые совершил сотрудник. Это будет лучшая мотивация для него, и он будет стараться вас впечатлить снова.
Ошибка № 6. «Сотрудник научится всему сам»
Когда понимаете, что сотрудник делает ошибки, исправляйте его, не дожидаясь пока он сам увидит, что не так. Так вы избежите повторения негативного результата.
Когда вы не указываете сотруднику на неуспешные действия, он их повторяет. В итоге он сам увидит, что в вашей компании не получается добиться того, что он хочет, и убежит к конкурентам.
Ошибка № 7. Тотальный контроль
Не нужно управлять сотрудниками так, как будто они роботы. Вы должны давать свободу своим подчинённым, но при этом каждую неделю проверять составленный ими план работы и вносить корректировки.
Когда за работниками постоянно ходит руководитель и следит за каждым их шагом, это убивает творчество. Они не могут сделать что-то так, как они это видят, потому что боятся разгневать начальство. Но это неправильно. Каждый сотрудник должен что-то привносить в компанию. Руководитель должен лишь направлять и исправлять то, что не соотносится с целями компании.
Ошибка № 8. Полное отсутствие контроля
Хуже тотального контроля подчинённых может быть только полное его отсутствие, когда руководителю абсолютно всё равно, чем занимаются его сотрудники и он не следит за результатами.
Если подчинённые знают, что за их действиями никто не наблюдает, они позволяют себе лениться и выполнять работу вполсилы. А те работники, для которых действительно важно делать что-то полезное и приносить результаты, просто будут бежать туда, где их труд оценят.
Чтобы найти тонкую грань между тотальным контролем и его отсутствием, руководитель должен уметь применять инструменты управления. Это позволит ему руководить эффективно и не совершать ошибок. Чтобы узнать, какие инструменты помогут грамотно управлять персоналом и вместе с этим повышать эффективность вашего бизнеса, зарегистрируйтесь на бесплатный мастер-класс Александра Высоцкого «Как усилить свою команду и повысить эффективность бизнеса, чтобы выжить в трудные времена».
Выводы
Ошибки в работе руководителя могут негативно сказаться на деятельности всего предприятия. Даже самую успешную компанию можно погубить, не умея правильно управлять.
Чтобы избегать ошибок в управлении и эффективно руководить компанией, владелец должен:
- нанимать профессионалов;
- позволять сотрудникам действовать самостоятельно;
- обеспечивать их достойной зарплатой, опираясь на их высокие результаты;
- критиковать их неэффективные действия;
- найти грань между тотальным контролем и отсутствием его в принципе;
- вмешиваться в деятельность подчинённых тогда, когда это необходимо.