Какие ошибки допускают учителя

Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии

Статей и постов в интернете о типичных ошибках учителя довольно много. Но большей частью они касаются вопросов психологии или форм общения. Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия.

Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Ошибки перечисляются в хаотичном порядке, без ранжирования и расстановки по степени важности.

Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?

Ошибка 1. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться добровольцам

Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.

Ошибка 2. Когда урок превращается в мультимедийное шоу

Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Мы теряем минуты драгоценного педагогического общения, внезапного «прозрения» учеников и познания ими нового.

Ошибка 3. Монотонный урок

Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Может утомить ребят и выполнение лишь одной учебной задачи в течение всего занятия.

Ошибка 4. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту

Зачастую возникают различные обстоятельства, которые требуют изменения алгоритма занятия:

  • Низкая работоспособность класса после выполнения контрольной работы по другому учебному предмету.
  • Нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение.
  • Вы пришли в класс, где проектор «дышит на ладан».
  • Завис компьютер, а вы, забыв о классе, упорно ждёте, когда откроется необходимый файл.

Лучше отказаться полностью от такого сценария, чем быть обречённым на неудачу.

Ошибка 5. Ученики работают в группах без индивидуальной подотчетности

Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Одни ученики быстро берут на себя функции лидеров, а другие выбирают на какую руку облокотиться и спать с открытыми глазами и умным видом.

Ошибка 6. Ученики не усвоили учебный материал

По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. С первых минут урока учитель не обратил внимание, знакомы ли ученикам термины и понятия, которые посыпались от учителя, как из рога изобилия.

Ошибка 7. Учитель даёт слишком длинные и слишком частые тесты

Контроль знаний, обратная связь, — это, конечно, хорошо. Но этим не стоит злоупотреблять. Вместо системы обучения, учебный процесс превращается в натаскивание.

Ошибка 8. Урок проходит без чётких учебный целей и задач

Тема урока не объявлена. А если даже объявлена, то ученики не получили соответствующих инструкций и учебных задач. Это провальный урок.

Ошибка 9. Учитель не обращает внимание на учеников

Урок-лекция в школе неприемлема. Отсутствие диалога на уроке — катастрофа. Отсутствующие взгляды учеников — катастрофа. Учитель не проверил готовность учеников к учебной работе.

Ошибка 10. Учитель ведёт урок по бумажке

Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.

Конечно, ошибок может быть и больше. Каждый из нас знает свои слабые стороны. Но главное не врать самому себе. Признаться, что провалившийся урок — это прежде всего, моя вина, а не поведение учеников или их недостаточные знания и способности.

Георгий Аствацатуров

Кандидат исторических наук, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК С.С. Минаевой, Л.О. Рословой, О.А. Рыдзе, под редакцией В.А. Булычёва. Математика (1-4)

Математика

Типичные ошибки учителей при проведении уроков математики в начальной школе


Идеальных уроков не бывает, и даже самые опытные педагоги не всегда могут провести без недочетов разные этапы занятия. Наши эксперты, авторы линий УМК по математике Ольга Муравина и Георгий Муравин, взяв за основу опубликованные в сети открытые уроки, определили самые распространенные ошибки преподавателей на уроках математики в начальных классах и рассказали как преодолеть трудности.

17 сентября 2018

Ошибки учителя на уроке математики

Этап «Самоопределение к деятельности»

1. Нечеткость в постановке целей и задач урока.

Формулируйте цели и задачи в деятельностной форме, например: «Сформировать умение делить двузначные числа на однозначные с остатком». Всегда знакомьте детей с планом урока: зная точно, какие будут темы и какие задания ждут в конце занятия, ученики лучше усваивают материал.

2. Нечеткость в формулировке метапредметных и личностных результатов обучения на этапах урока.

Также формулируйте их для ребят в деятельностной форме: «Ставить цели», «Классифицировать числа», «Проявлять интерес».

3. Затянутое начало урока.

Отводите не больше 5 минут на игровое мотивационное задание, если такое есть. Не ждите всех учеников — достаточно получить ответ от самых активных ребят. Также не тратьте слишком много драгоценного времени на обсуждение девиза урока.

Этап «Актуализация опорных знаний»

4. Нелогичная актуализация знаний: задания из разных разделов математики.

В начале урока выполняйте с ребятами только те задания, которые связаны с новой темой. Актуализация нужна для того, чтобы вспомнить базовые понятия, на которые будут опираться новые знания.

Этап «Постановка учебной задачи»

Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь №1

Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь №1

Тетрадь предназначена для работы во 4 классе по учебнику «Математика» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) в течение 1-го полугодия. Задания разбиты на блоки, соответствующие разделам и темам учебника. Тетрадь содержит задания на отработку навыка устных вычислений (в том числе с многозначными числами), формирование умения прогнозировать результат вычислений, моделировать задачи на движение. Проектные задания нацелены на формирование познавательной инициативы учащихся и универсальных учебных действий: моделирование реальной ситуации, планирование деятельности, распределение ролей при выполнении сложной работы, применение заданий в нестандартной ситуации.

Купить

5. Отсутствие постановки проблемы или, наоборот, затянутость этого этапа.

Обязательно обсудите с детьми учебную задачу, но — быстро, с использованием наводящих вопросов. Не стоит предлагать ребятам сформулировать проблему на листочках: это сложно для детей и, тем более, для учеников начальной школы.

Этап «Изучение нового материала»

6. Работа исключительно на аудиалов.

Если учитель объясняет все устно (дает много занимательной наглядности, но мало учебной наглядности) — дети-визуалы и ребята с другими типами восприятия плохо усваивают информацию. Дублируйте все важное на доске, примеры решений прописывайте развернуто.

7. Отсутствие совместной работы.

Педагоги часто берут всю инициативу в свои руки, из-за чего ученики не производят собственный анализ. Подключайте детей к проговариванию нового материала. Если на доске представлен новый пример по теме, которая частично знакома детям, пусть ученики попробуют сами объяснить то, что видят.

Этап «Первичное закрепление»

8. Недостаточное внимание к алгоритму решения.

Часто алгоритм дается условно, проговаривается вскользь. Но алгоритм — это основа решения, порядок действий для достижения результата. Сформулируйте каждый шаг, зафиксируйте шаги на доске, проработайте их. Когда ученики выполняют задания по новой теме, лучше оставить алгоритм на доске.

9. Обилие фронтальной работы.

Так создается ошибочное впечатление, что все дети одинаково включены в рабочий процесс. Не пренебрегайте работой в тетрадях — она помогает определить эффективность урока, сократить домашнее задание, продемонстрировать родителям успехи и сложности в учебе ребенка.

Этап «Контроль и самоконтроль»

Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №1

Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №1

Тетрадь предназначена для работы в 3 классе по учебнику «Математика» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) в 1-м полугодии. Задания разбиты на блоки, соответствующие разделам и темам учебника. Рабочие тетради построены в соответствии с учебником. Тетрадь содержит задания на повторение (вычисления в пределах 100, задачи на все арифметические действия), на отработку разрядного состава трёхзначных чисел, устных вычислений в пределах 1000 (умножение и дееление двузначного числа на однозначное, умножение и деление круглых чисел), письменных алгоритмов сложения и вычитания в пределах 1000. Рассматриваются новые типы текстовых задач: задачи на кратное сравнение, задачи с инверсией условия «это на (в) больше (меньше), чем…», задачи на определение длины пути, скорости, времени движения и другие. Приводятся тестовые задания с выбором ответа по основным учебным темам.

Купить

10. Разные задания при групповой работе.

Выдав группам разные задачи, после вы можете потратить слишком много времени на разбор решений. Лучше дать всем группам одну и ту же задачу по теме, и выделить больше времени на обсуждение ее решения.

Этап «Рефлексия деятельности и домашнее задание»

11. Затянутость рефлексии или, наоборот, отсутствие этого этапа.

Для быстрого подведения итогов вы можете предложить ученикам, например, листы самооценки.

12. Демонстрация двоечников.

После того как дети провели самооценку, предложите поднять руки только тем, кто получил «пять» и «четыре». Попросить двоечников показать себя классу — значит создать в конце урока некомфортную обстановку.

Дополнительно

13. Отсутствие описания при публикации открытого урока.

Выкладывая запись открытого урока в интернет, укажите ФИО, город, номер школы, класс, тему урока, учебник — это интересно вашим коллегам.

Учителю на вооружение

Издания корпорации «Российский учебник» составлены таким образом, чтобы помочь учителям избежать ошибок в преподавании математики и сделать каждый урок максимально продуктивным. Вы можете взять на вооружение некоторые пособия бесплатно прямо сейчас:

  • Электронные формы учебников (содержание печатных изданий + интерактивные элементы) на сайте Lecta.ru по промокоду 5books.
  • Рабочая программа по УМК «Математика. 1-4 классы», Г.К. Муравин, О.В. Муравина.
  • Методическое пособие «Математика. 1 класс», О.В. Муравина.
  • Методическое пособие
    «Математика. 2 класс»,
    О.В. Муравина.
  • Методическое пособие
    «Математика. 3 класс»,
    О.В. Муравина.
  • Методическое пособие
    «Математика. 4 класс»,
    О.В. Муравина.

Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь №1

Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь №1

Тетрадь предназначена для работы по учебнику «Математика. 1 класс» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова). Каждому уроку (развороту учебника, часть 1) соответствует страница тетради. Пособие содержит дополнительные задания на развитие мелкой моторики, прописи цифр, задания общеращзвивающего характера, а также задания, направленные на отработку вычислений в пределах десятка. Использование тетради заменяет обычную тетрадь, чистые строчки предназначены для выполнения заданий из учебника. В тетради есть ссылки на соответствующие задания из учебника.

Купить

В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок

Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, причин и последствий рассмотрена явно в недостаточной степени.

Слово «ошибка» многозначно. Рассмотрение определений, объяснений и примеров ошибок, приводимых в информационных источниках, дало возможность составить список понятий, ему соответствующих .

Из него следует, что ошибка — общее название для голого класса понятий, связанных с искажением, с дефектом деятельности в каждом из трёх полей: предметном, логическом и поле взаимоотношений, смыслов.

Современная точка зрения заключается в том, что даже при организации с эффективным управлением обучением некоторые ошибки не только возможны, но даже могут быть желательны, поскольку во- многих ситуациях ошибки помогают выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, помогают выявить большее число альтернатив, проблем, что делает процесс принятия решений более эффективным и даёт возможность выразить свои мысли. От педагогических ошибок не застрахован ни один педагог, даже классики педагогики, такие как А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, совершали педагогические ошибки, в чем не стеснялись признаваться в своих произведениях.

Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает и от ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги. Поэтому, в конечном счете, имеет значение не сам факт, что педагог ошибается, а то, как часто, какие именно ошибки допускаются. Ведь страшна не сама по себе ошибка, а ее последствия.

Одно дело допустить ошибку и потом ее исправить, и совсем другое, если ошибка оказывается непоправимой. Самое лучшее, что можно сделать в последнем случае — извлечь урок на будущее. Но для этого ведь надо найти ошибку, понять ее, выявить причины, ее породившие, определить меры по устранению ошибки или ее причин)

Неумение предполагать свою ошибку, а тем более признавать ее, является самой большой и очень распространенной ошибкой человека.

Но чтобы педагог мог видеть, распознавать и исправлять собственные ошибки, ему необходимо знать, что следует считать ошибкой, какие ошибки наиболее типичны, каковы пути и способы их исправления (профессиональная коррекция и самокоррекция).

Знание о неправильных, ошибочных действиях является предпосылкой действий правильных, безошибочных и, следовательно, эффективных действий педагогов.

 Педагогическим ошибками, по нашему мнению, можно считать действия и личностные проявления педагога, связанные непосредственно с организацией деятельности, со способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности.

Ошибки, которые допускаются в педагогической деятельности, весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по характеру проявления.

Прежде всего, по степени осознания педагогами ошибки могут быть разделены на осознанные, или сознательно допускаемые (знаю, что так нельзя, но делаю), и неосознаваемые заблуждения (не ведаем, что творим), при которых субъективнее представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей.

Эта классификация имеет значение для профессиональной коррекции. В первом случае необходимо побудить педагога к самокоррекции, так как он уже осознал факт ошибочности своих действий, а во втором потребуются усилия самого педагога или администратора, методиста, коллег и др., направленные на осознание им ошибок и их определение.

Не менее важно различать ошибки по причинам их возникновения. В этом смысле можно выделить: квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) — допускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности; вынужденные ошибки (ошибки невозможности) — допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.); случайные ошибки (ошибки-упущения) — допускаемые по причинам нетипичного характера — из-за торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т.п.; ошибки профессиональной деградации — допускаемые исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы эмоционального выгоранияサ и профессиональной дезадаптации и т.п.).

Ошибки первых трех типов могут быть как неосознаваемыми, так и осознанными, а ошибки четвертого типа — только осознанными.

С точки зрения характерологических особенностей профессиональные ошибки педагогов могут быть разделены на: проектно–аналитические, методико-технологические; этико-психологические [1, с. 34]

Проектно-аналитические ошибки совершаются педагогом в результате того, что в его профессиональном сознании формируется искаженный образ осуществляемой деятельности, а также при отсутствии необходимых действий, приводящем к деформации либо неполноте образа деятельности. Их можно условно разделить на аналитико-диагностические и проектно-прогностические.

Аналитико-диагностические ошибки проявляются в виде умозаключений, выводов, оценок педагога, содержащих неверные суждения об обстоятельствах педагогической деятельности и участниках педагогического процесса. К аналитико-диагностическим ошибкам можно отнести некорректный, неправильный анализ педагогической ситуации, ошибки в диагностике состояния педагогического процесса, отсутствие анализа и диагностики (стартовой, текущей, итоговой), некорректность или отсутствие анализа результатов педагогического процесса и педагогической деятельности и т. п.

Как правило, аналитико-диагностические ошибки педагога становятся причиной и источником других типов и видов ошибок, что связано с недооценкой, неправильным, неумелым, неквалифицированным выполнением или пропусканием (невыполнением) в педагогической деятельности аналитико-диагностических действий и процедур [1, с. 42]

Обычно при выдвижении целей, а также анализе результатов начинающими (или недостаточно квалифицированными) педагогами совершаются типичные ошибки, которые можно выявить опытным путем. При этом различаются ошибки мышления и практические ошибки. Ошибки мышления обычно вызваны отсутствием необходимой информации или неверным, неточным

выполнением мыслительных операций. Их источником могут также стать убеждения и ценности педагога, отрицательным образом влияющие на объективность профессиональных суждений и действий.

Практические ошибки связаны с преобладанием интуитивности в деятельности, отсутствием навыков работы по получению и интерпретации диагностической информации, неумением анализировать педагогическую ситуацию и условия, связанные с оценкой достижимости цели, а также с нерациональностью выбора тех или иных действий.

Проектно-прогностические ошибки проявляются в действиях и их последствиях, связанных с формированием образа предстоящей педагогической деятельности. К такого рода ошибкам можно отнести:

-отсутствие общего замысла деятельности и плана действий (собираюсь что-то делать, но пока не знаю что);

-ошибочный выбор подходов, основополагающих идей, принципов проектирования педагогической деятельности;

-ошибочный прогноз (неверные предположения) об адекватности, эффективности выбираемых средств, методов и процедур педагогической деятельности и другие ошибки профессионального выбора;

— неверный прогноз возможных педагогических эффектов и дальнейшего развития профессиональной ситуации после достижения цели и т. п.

К методико-технологическим ошибкам можно отнести действия, приводящие к нарушению профессиональных нормативов организации педагогического процесса, к искажению методики или технологии, к деформации результатов, к потерям в результативности и эффективности воспитания и обучения. Характерной чертой этого вида ошибок является фактическое участие в них воспитанников, учащихся, так как рассматриваемые действия педагога обращены непосредственно к ним, включают их в педагогический процесс и отражаются на их деятельности и достижениях (учебных, предметно-практических, личностных). В этой группе ошибок выделяют стратегические, тактические, логические и технические ошибки [1, с. 47]

Стратегические ошибки имеют место в тех случаях, когда:

1) Включение учащихся, воспитанников в совместную или индивидуальную деятельность не сопровождается постановкой перед ними или ими самими конкретных целей и задач. Цель может быть известна только педагогу, при этом действия других участников педагогического процесса приобретают бесцельный характер;

2) В качестве цели выдвигаются заведомо ложные ориентиры деятельности, воспитания. Например, учитель химии, в классе с низкой успеваемостью и низким интересом к химии, ставит перед классом заведомо невозможную задачу – выиграть международную химическую олимпиаду, чтобы по итогам отправится в путешествие на теплоходе вокруг света. Такой подход сможет на короткий срок стимулировать учащихся к изучению химии, однако, в долгосрочной перспективе, такие действия только снизят мотивацию учащихся к изучению химии, что будет вызвано разочарованием, противоречием между ожидаемым результатом и реальностью.

3) Организуемая деятельность никак не связана с поставленными релями или противоречит им (декларативность, формальный характер цели). Как правило, это случается, если педагог при конструировании педагогического процесса, планировании работы формально подходит к делу:

4) организуемая деятельность вообще не имеет четко обозначенной цели, не носит целесообразный характер, не направлена ни на какой конечный результат;

5) в деятельности коллектива (школьного класса, общественной организации, творческого объединения) отсутствуют главная цель и перспективы. Ни воспитанникам, ни самому педагогу при этом неясно, для чего вообще существует данный коллектив, к чему он стремится, ради чего действует. Такие ошибки довольно распространены в массовой практике. Исключение составляет деятельность педагогов — руководителей так называемых профильных коллективов (пресс-центра, театра-студии и др.) или обычных (беспрофильных) коллективов, но имеющих цель, представляющую дело жизни (например, поиск и увековечение памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, шефство над детским садом или Домом ребенка, благоустройство микрорайона и др.);

6) во взаимодействии педагогов и воспитанников нарушаются принципы обучения, воспитания или деятельности общественных организаций, в которых состоят воспитанники. Например, чаще других нарушаются такие принципы воспитания, как принципы целенаправленности педагогического процесса, систематичности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей и др [1, с. 49]

Тактические ошибки выражаются в том, что при взаимодействии с воспитанниками выбирается неправильная педагогическая позиция и проявляются негативные характеристики стиля педагогической деятельности. О тактических ошибках можно говорить, когда:

1) при организации деятельности педагог берет на себя функции, которые могли бы (и должны бы) выполнить сами учащиеся. Например, составляет план работы коллектива, выполняет за ребят какую-нибудь работу (выпускает стенгазету), излишне опекает их в ситуациях, когда необходимы их самостоятельность и инициатива (при организации вечера отдыха, в походе), подменяет кого-либо из организаторов (дежурного и др.);

2) педагог неудачно (неадекватно ситуации) выбирает для себя роль в совместной деятельности. Например, становится ведущим в творческом деле, когда важнее, чтобы он выступил в качества эксперта при оценке творческих идей участников, или, наоборот, садится спокойно в жюри, когда ребятам необходима его помощь в проведении какого-нибудь конкурса;

3) педагог самоустраняется от организаторской деятельности, пускает все на самотек (Пусть делают все сами, у них же должно быть самоуправлениеサ);

4) педагог тяготеет к авторитарной позиции в системе взаимодействия с учащимися, осознавая на вербальном уровне необходимость демократизации школьной жизни [1, с. 49-50]

Логические ошибки — это действия, которые нарушают (искажают) общую логику организации деятельности, педагогического процесса. Логические ошибки проявляются:

1) в пропускании тех или иных этапов организации деятельности. Например, невключение детей в планирование их собственной деятельности, отсутствие подведения итогов и анализа проделанной работы;

2) в непоследовательности организаторской, педагогической позиции. Часто это бывает при предъявлении коллективу каких-либо организационных требований;

3) В отсутствии логики при выборе форм работы, определении их взаимосвязи и последовательности реализации. В этом случае совместная деятельность представляет собой случайный набор беспорядочно сменяющих друг друга форм работы, никак не учитывающих ни состояние развития коллектива (группы), ни соотношение интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки участников педагогического процесса, ни взаимосвязь и сочетаний различных видов деятельности — познавательной, художественно-эстетической, трудовой, спортивной и т.д.;

4) в стихийности выбора форм взаимодействия с учащимися, обусловленной психологической неготовностью к варьированию этих форм (слабое владение приемами взаимодействия с классом как целостным субъектом, предпочтение групповых форм воспитательной работы при малоэффективном их применении на уроке) [1, с. 51]

К техническим ошибкам относятся организаторские промахи, связанные, как правило, с непродуманностью действий, как собственных, так и воспитанников, что приводит к снижению общего уровня организации деятельности и сказывается на ее результатах. Технические ошибки совершаются, когда:

1) педагог не продумывает выполнение того или иного действия, процедуры. Например, планируя детально содержание и ход проведения викторины, он может не продумать ее начало (что скажет, что сделает, прежде чем перейти к вопросам викторины) и окончание;

2) ребята не получают необходимой информации, объяснений, для того чтобы правильно выполнить какие-либо действия, педагог не обеспечивает их организующей информацией. Учитель может неправильно или неточно, неполно объяснить, как выполнять то или иное действие или работу, может или просто забыть что-то уточнить, напомнить, или сделать это несвоевременно, или посчитать, что никаких объяснений не требуется;

3) при выполнении деятельности забываются различные организационные мелочи (недооценивается важность размещения участников совместного дела, не используются возможности наглядности, при организации конкурса не подготавливаются призы и награды, не продумывается, как будут количественно оценены и подсчитаны результаты соревнования, состязания и т.п.) [1, с. 53]

Среди типичных причин совершения ошибок на технологическом уровне отметим: — отсутствие в базовой подготовке обучения технологиям (предпосылок к формированию технологичности); — существование барьеров в осознании необходимости работы с собой как основным педагогическим инструментом; — довольствование успешным применением локальных приемов и конкретных методик; — боязнь отказаться от собственного дидактического опыта; — неумение совместить с положительным результатом работы (стандартами) новые механизмы работы; — неготовность к новым формам отношений, являющихся частью новых технологий.

Отдельного внимания в деятельности современного педагога заслуживают этико-психологические ошибки в работе учителя. В педагогике такие ошибки рассматриваются в рамках дидактогении.

Дидактогения — это неблагоприятные последствия педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия и влияния, т. е. последствия нарушений педагогической деонтологии (т .е науки о педагогической этике) [2, с. 67]. Дидактогения — явление историческое. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение, и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям.

Дидактогения — уродливый пережиток авторитарной педагогики. И хотя теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения кое-где сохранилась. Если учительница главное место отводит «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!», «Дети, ноги!», то это весьма похоже на неуважение к личности. Дидактогения становится причиной отклоняющегося поведения, педагогической запущенности. Ярким примером неадекватного педагогического поведения может быть такой случай :

Евгения К. до 3-го класса была хорошисткой. Произошел инцидент. Учительница сказала, чтобы дети принесли деньги в уплату за обеды как обычно. Но Женя попросила у бабушки несколько большую сумму, прибавив к ней еще деньги на мороженое. Как-то бабушка, придя в школу, поинтересовалась, с чем связано увеличение платы за обеды… Когда все выяснилось, учительница в присутствии бабушки и всего класса объявила Женю «воровкой»: «У бабушки украла деньги!» После этого, когда Женя оказывалась объектом ее внимания, она каждый раз обязательно указывала на нее пальцем и громко говорила: «Вот она, воровка!» Девочка стала изгоем. Не могла отвечать урок. Не могла в классе выполнять работу. Жила сначала в состоянии тревожного ожидания, потом наступила общая заторможенность. Теперь учительница стала обзывать ее еще и «дурой». Однажды в присутствии класса она сказала практиканту, указывая на Женю: «А эту дуру не спрашивайте, все равно ничего не знает».

В результате у ребенка развилась депрессия, понадобилось вмешательство психолога. Это яркий пример педагогической ошибки, граничащей с профессиональной некомпетентностью – такие ошибки прошить нельзя и такому педагогу имеет смысл найти себе другое поле деятельности

В целом, можно говорить о том, что если аналитико-диагностические ошибки и методологические ошибки могут быть оправданы, исправлены, скорректированы, то этические ошибки – это, во многом, свидетельство отсутствия у педагога личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности , и в случае частого возникновения ошибок подобного рода – речь должна идти об уходе из профессии.

Таким образом, педагог имеет право на ошибку, при условии последующей работы над ее исправлением, которая предусматривает непрерывную самооценку — оценку деятельности педагога, определение типа ошибок, их причин, способов устранения, а владение знанием о типологии ошибок формирует педагогическое видение ситуаций неуспеха профессиональной деятельности, задает подход к их анализу и профессиональной рефлексии.

Знание об ошибках может стать для педагога своеобразным инструментом коррекции своей профессиональной деятельности. В не меньшей степени оно необходимо также методистам и руководителям педагогических коллективов. Обращение к проблеме ошибок высвечивает проективный потенциал неуспеха, его диагностичность. Зная о существовании ошибок названных типов, можно не только фиксировать, но предупреждать и предотвращать их.

скачать файл:  ошибки педагога

Общение учителя с родителями часто оказывается сложным и непродуктивным. В чем ошибаются педагоги и как родителям найти с ними общий язык, рассказывает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян.

Как прикажете понимать?

Встреча с папой и мамой семиклассника. Мой коллега, увлеченный математик, рассказывает о содержании учебного курса и прогрессе ребенка. Описывает темы, навыки, которые совершенствует ребенок, – и вроде бы все хорошо и содержательно. Но мы с директором школы видим, что папа все больше недоумевает. Почему? Потому что он не понимает, что такое формулы сокращенного умножения, график линейной функции, аргумент и прочее. После встречи папа открыто говорит нам, что множество непонятных слов в сочетании с новейшими педагогическими терминами (peer-to-peer, например) он воспринимает как манипуляцию. Хорошо, что во время рассказа моего коллеги директор остановил его и описал прогресс ребенка в математике понятными словами, как и устройство курса.

Что делать учителю, чтобы подобное не происходило?

Во-первых, снизить количество специальных терминов в речи и использовать их, только когда это необходимо. Во-вторых, объяснять родителям, что значат, например, слова «эссе», «фактическая ошибка» и «пунктуация».

Каждый участник беседы имеет право на ясность объяснения, но часто родителям бывает неловко признаться, что что-то им непонятно. Поэтому если вы учитель – объясняйте. И будете услышаны и поняты.

Как вести себя родителям? Не стесняться задавать уточняющие вопросы, просить объяснять доступно или на примерах. В этом нет ничего зазорного. Более того, педагог будет благодарен вам за этот интерес, и это поможет найти общий язык.

«Я знаю вашего ребенка лучше вас»

Зачастую учитель действительно знает ребенка лучше, чем его родители. Особенно это касается подростков, которые на все вопросы дома отвечают «нормально», а учителям иногда доверяют рассказы о своих приключениях или спрашивают, какой фильм посмотреть.

А теперь представим себя на месте родителей. Какой-то чужой человек находится в более близком контакте с их ребенком, чем они сами, и пользуется его доверием. Не очень приятно это осознавать и тем более слышать это от малознакомого человека.

Один из моих коллег на встрече с папой семиклассника сказал, что может за пять минут расписать весь психологический портрет ребенка лучше любого из родителей. Реакция папы – отрицание всех успехов и достижений ребенка в школе, которых было немало и ради которых старались многие учителя и тьюторы.

Как быть родителям? Признать, что в наблюдении педагогов за ребенком есть много плюсов, ведь учителя видят детей в учебной и развивающей среде, а также в процессе социализации среди большого количества ребят. Быть готовыми к тому, чтобы узнать о своем ребенке что-то неожиданное. И разумеется, помнить, что ребенок может доверять, рассказывать и показывать себя разным взрослым, но любит он родителей и свою семью – никакого конфликта здесь нет. Учителям стоит умерить свою профессиональную гордость и говорить о том, что они увидели в ребенке, в спокойном и нерезком тоне. Может быть, родители в ответ расскажут что-нибудь новое и любопытное.

«Я знаю свой предмет лучше вас»

Сначала успокоим педагогов: родители подвергают сомнению профессиональную компетентность учителей и тьюторов крайне редко. За шесть лет работы в частной школе я встретился с этим один раз – мама ребенка рассказывала о конкретном преподавателе в другой школе.

Поэтому в разговоре с родителями воспринимать их вопросы стоит как попытку разобраться в предмете, а не усомниться в вас.

Кстати, все родители учились в школе и некоторые предметы изучали углубленно. Учитель и особенно тьютор может найти в их опыте что-то интересное или полезное для своей работы.

Например, мама ученицы рассказала мне о семейной традиции играть в литературные игры. Я расспросил о самих играх, о том, как это воспринимает ребенок, – и через две недели мы с семиклассниками уже играли в одну из них. А если у кого-то из учеников родитель добился высот в той или иной профессиональной области, его можно позвать в класс с рассказом о том, как школа помогла в выборе профессии, поступлении и профессиональном пути. По опыту, такие встречи всегда впечатляют ребят. То же самое может сделать и сам родитель – профессиональный педагог всегда проявит к этому интерес.

Если же педагог без разбора отвергает то, что важно в предмете для родителей, и мотивирует это своей исключительностью, скорее всего, это признак слабости и страха ее обнаружить. И повод для беседы с классным руководителем или администрацией.

Не сравнивайте, и вас не будут

Учителя обычно помнят, что сравнивать учеников в их присутствии не нужно: это не помогает мотивации (скорее наоборот) и часто усложняет отношения между детьми. При родителях делать подобное тоже не стоит. Вместо этого лучше рассказать, что объединяет их ребенка с другими.

Например, я увидел, что старший мальчик из 8-го класса заслужил уважение у семиклассников и влияет на них. Как тьютор я стал использовать это в своей группе: просил старшего друга объяснять темы 7-го класса младшим и проверять задания, давал групповые задания и назначал его ответственным, то есть использовал его лидерство для развития младших. И обратил внимание на это в разговорах с родителями всех ребят. Результат – полная поддержка родителей и фразы «Мы тоже заметили, что дети стали учиться лучше». Вряд ли этого можно было добиться сравнением трех очень разных семиклассников, тем более посредством разговора с родителями.

Как поступать родителям, при которых учителя сравнивают детей и заявляют это как педагогический принцип? Объяснить специфику коммуникативной конструкции сравнения (это противопоставление и разделение детей) как вредной в педагогическом общении.

Сказать, что в каждом ребенке есть уникальное и любопытное и каждый заслуживает, чтобы в нем заметили личность и потенциал для развития. Если педагог не желает отказываться от сравнения детей в качестве педагогического и коммуникативного принципа – меняйте педагога.

Всё понятно, но что конкретно?

О том, как учатся и развиваются дети, можно рассказывать по-разному. Такие конструкции, как «есть положительная динамика», «ответственно проявляет себя», «появились хорошие результаты» и им подобные точно не укрепляют доверие родителей к школе. Почему? Потому что это очень сложно измерить и понять.

Я не призываю к скрупулезным отчетам вроде «в работе из пяти заданий на семь тем, рассчитанной на 45 минут, делает три ошибки и ноль помарок».

Чрезмерная «измеряемость» образования – это другая крайность, которая больше мешает, чем помогает. Но все же вместо фразы «положительная динамика» лучше сказать, что среднее количество ошибок в классном упражнении уменьшилось с четырех до двух.

А вместо слова «ответственность» сказать, что в этой четверти ребенок дважды брал на себя обязательства в проекте и не нарушил срок сдачи заданий. Или вместо того, чтобы сообщать родителям, что «письменная речь ученика стала более доказательной», заметить, что каждое его эссе содержит два аргумента к тезису и они соответствуют требованиям.

Родителям не стоит стесняться выяснять конкретные факты, спрашивать, что учитель считает их общим с ребенком педагогическим достижением в четверти или есть ли в предмете какие-то продуктивные результаты, успех в командной работе или публичных выступлениях. Так родителям будет намного понятнее, о чем говорит учитель, педагогам – спокойнее, а доверие к школе укрепится.

Каждая ошибка, которую делает учитель, может привести к психологическим травмам детей, негативно повлиять на мотивацию и развитие. Разберем, какие из них чаще всего совершаются в начальной школе и как их предотвратить.

Разберем десять распространенных сложностей с коммуникацией и проведением уроков в начальной школе — чтобы вы знали, чего не стоит делать преподавателю.

1. Жесткое выставление оценок

В начальной школе не рекомендуют придерживаться жесткой шкалы оценок. Плохие отметки формируют негативное отношение к предмету, хорошие становятся самоцелью, что неправильно. Поэтому рекомендуется использовать «программируемое обучение с позитивным подкреплением» по Скиннеру — оценивать ребенка избирательно, выделяя то, что у него получается хорошо.

2. Повышенный тон, потеря самообладания

На учеников младшего школьного возраста нельзя кричать. Это малоэффективно и психологически травмирует детей. Чтобы сохранить контроль над классом, применяйте психологические методики сохранения самообладания (например, «обнуление» раздражителя, отложенная реакция). Не поощряйте громких выкриков с места — это приведет к неуправляемому шуму в классе.

3. Требование «только так, и не иначе»

К детям необходимо применять разные педагогические приемы — усредненный, безразличный подход приведет к проблемам с их обучением. Ученики сильно отличаются по скорости реакции, склонностям, сообразительности. Если ребенок не может выполнить жесткие требования, накапливает негативные оценки, у него «опускаются руки». Попробуйте индивидуально подойти к отстающему ученику, и вы увидите, что он может многое.

4. Слишком много «бумаги»

Печатные тетради, готовые тесты, наглядные пособия — хорошие помощники, но он не заменят учителя в образовательном процессе. Дозируйте количество таких материалов, чтобы дети учились выполнять задания «с нуля» и не привыкали к шаблонным упражнениям.

5. Влияние эмоций

Сохраняя эмоциональный контакт с детьми, не давайте чувствам и настроению влиять на ваши отношения с учениками. Это приводит к опасным ошибкам:

  • появлению любимчиков;
  • «вымещению» негативных эмоций на детях — например, вы раздражены, отчего слишком сильно реагируете на незначительную оплошность ребенка;
  • общей нервозной обстановке в классе из-за перепадов настроения учителя.

6. Однообразные уроки

Мозг детей младшего школьного возраста не выдерживает слишком долгой концентрации на одной теме, темпе или занятии. Составьте план, чтобы чередовать интенсивную нагрузку с отдыхом, выполнение упражнений с обсуждением пройденного, сидение за партой с «физкультминутками».

7. Перегруженность урока медиаконтентом

В борьбе с однообразием легко столкнуться с другойпроблемой— «перегрузить» уроки изображениями, видео и тому подобным. Это утомляет детей и отвлекает их от главной задачи — учебы. Поэтому медиаконтента не должно быть много. Вставляйте в урок песни на английском языке, обучающие видео, обсуждения наглядных схем и другие дополнения не чаще раза в 15 минут.

8. Неуважение к ученикам

Выставлять ошибки детей в смешном свете, жестоко стыдить их за провинности перед всем классом — табу для современного учителя. Ребенок в возрасте 6-9 лет еще слишком мал для самостоятельного «проживания» такого опыта. Он получит психологическую травму, начнет бояться осуждения, может даже стать жертвой буллинга. Проявляя уважение к ученикам, вы учите их социально приемлемому поведению и защищаете эмоционально уязвимых детей от травли.

9. Отсутствие контакта с классом, «физическая» дистанция

Учителю в начальной школе нельзя все время сидеть за столом. Детям нужен тесный контакт с теми, кого они считают значимыми. В школе такой фигурой выступает учитель, поэтому:

  • чаще вставайте с места — старайтесь подойти к каждому ученику;
  • поддерживайте тактильный контакт — например, помогайте руке ученика правильно писать буквы;
  • общаясь с учеником, присаживайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, ловите его взгляд.

Если вы требуете от детей, чтобы они не опаздывали, не использовали на уроках смартфон, не ели до перемены, поступайте так и сами. Иначе дети перестанут прислушиваться к вашим правилам и начнут игнорировать запреты. Прививать любовь к дисциплине ученикам в начальной школе лучше всего положительным примером.

Стать профессиональным учителем поможет АНПОО «НСПК». В колледже вы сможете получить среднее профессиональное образование в дистанционной* форме и сразу два диплома — основной и о профессиональной переподготовке. Обратитесь к сотрудникам приемной комиссии АНПОО «НСПК», и они подробно расскажут об условиях поступления.


* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Вам может быть интересно

Акции

Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!

Ответьте всего на 4 вопроса

Задать вопрос

Подать заявку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие ошибки допускают сотрудники телефонной службы
  • Какие ошибки допускают при метании мяча
  • Какие ошибки допускают предприниматели
  • Какие ошибки допускают ораторы
  • Какие ошибки допускают люди на добрачной стадии отношений