Какой ошибки стоит избегать при использовании противопоставления

Восстановить взаимное уважение поможет противопоставление

Восстановить взаимное уважение поможет противопоставление

Иногда недостаточно просто хорошо думать о человеке. Мы начинаем говорить о нарушенном обещании благожелательно, но, услышав, о чем пойдет речь, человек сразу настораживается. Проблемы никому не нужны, а раз уж он связан с проблемой, думает человек, значит, к нему нельзя относиться хорошо. Несмотря на все наши усилия, собеседник тут же замолкает или переходит в нападение, а мы еще даже первую фразу не закончили.

Закончить первую фразу поможет один прием, который позволит искоренить неуважение в зародыше. Он называется «противопоставление» и помогает не совершить фундаментальной ошибки атрибуции.

Итак, прежде чем начать разговор, представьте себе, что собеседник предполагает самое плохое. Из-за чего ему может показаться, что вы относитесь к нему неуважительно? Если вы поднимаете проблему качества, он решит, что вы считаете его недостаточно квалифицированным. Если говорите о плохой работе над конкретным проектом, подумает, что, по вашему мнению, его мотивация недостаточна, или что ему нельзя доверять, или, может, он вам просто не нравится, поэтому вы собираетесь наказать его, или что угодно в том же духе. Вы заметили проблему, и ваш оппонент приготовился к худшему раньше, чем вы высказали свою мысль до конца.

Для того чтобы человек правильно понял ваши намерения, используйте противопоставление. Во-первых, представьте себе, какие подозрения могут закрасться в его голову. Во-вторых, сразу объясните, что этого вы не имеете в виду. В-третьих – и здесь-то и используется противопоставление, – объясните, что именно собираетесь обсудить. Очень важно уточнить, чего вы не имеете в виду. Рассказывая об этом, вы боретесь с непониманием и ощущением угрозы. Как только вы восстановите безопасную атмосферу, вернитесь к поднятому вопросу, чтобы прояснить свои намерения. Приведем примеры, как противопоставление помогает избавить человека от ощущения, что его не уважают.

«Не хочу, чтобы ты считал, что мне не нравится работать с тобой. В целом я тобой доволен. Но нам нужно поговорить о том, как мы совместно принимаем решения».

«Не хочу сказать, что, не согласившись со мной на собрании, ты был неправ. Для того чтобы сделать правильный выбор, мы должны выслушать все мнения. Просто всем, и мне тоже, показалось, что ты говорил слишком агрессивно».

«Я знаю, ты очень старался получить хорошие отметки. Ты большой молодец. И не думай, что я не горжусь тобой. Я просто хочу дать тебе пару советов, чтобы тебе было легче заниматься».

Противопоставление помогает начать разговор о невыполненных обязательствах. Чем серьезнее проблема, тем скорее собеседник придет к выводу, что вы потеряли к нему уважение. Поэтому, начиная серьезный разговор об ответственности, следует пользоваться данным приемом. Между прочим, когда люди берут в руки эту книгу, они хотят узнать ответ на вопрос: с чего же начать разговор?

Если вы подозреваете, что собеседник обидится или займет оборонительную позицию, подготовьте почву, объяснив ему, чего вы не имеете в виду.

Конечно, противопоставление можно использовать и в середине разговора, если вдруг стало ясно, что собеседник насторожился. Сначала вы не предполагали такой реакции, но теперь вполне уверены: оппоненту показалось, что вы относитесь к нему без уважения.

«Послушай, я вовсе не считаю, что ты сделал это намеренно. Думаю, ты не знал, к чему это приведет. Я хочу, чтобы ты понимал это».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

2.3. Ложное противопоставление

2.3. Ложное противопоставление

Какие дамы нам не раз
шептали: «Дорогой!
Конечно, да! Но не сейчас,
не здесь и не с тобой!»

И. Губерман
В трактате о психологии чувств Т. Рибо описывает теории смеха, разделяя их на две группы. В первую относятся причины, вызывающие смех

Как восстановить ощущение собственного организма

Как восстановить ощущение собственного организма
Грег обратился ко мне с просьбой обучить его Стратегии Рационального Питания, которую ему порекомендовали люди, овладевшие данной стратегией. Когда я начал знакомить его со стратегией, Грег сказал мне, что у него ничего

Вспомнить и восстановить

Вспомнить и восстановить
Однако тут есть альтернатива, — часто люди ее не видят до среднего возраста, — и мужчины, с которыми мне приходится работать, обращаются к ней лишь в случае крайней необходимости, когда жизнь становится слишком болезненной и пустой, плоской и

Взаимное согласие

Взаимное согласие
Требование взаимного согласия включает предложение со стороны терапевта и принятие предложения со стороны клиента. Предложение должно быть ясно сформулировано. Терапевт предлагает изменить несчастливое положение дел клиента, и, чтобы грамотно

Как восстановить равновесие

Как восстановить равновесие
Принимая во внимание все вышесказанное, мы приходим к выводу, что первоочередная задача каждого человека — обрести жизненное равновесие, то есть добиться равномерного распределения энергии между различными жизненными сферами. Гармония —

9. Коммуникация ребенка и матери. Мать и младенец: сравнение и противопоставление

9. Коммуникация ребенка и матери.
Мать и младенец: сравнение и противопоставление
В первой лекции данного цикла доктор Сандлер говорил о сути психоанализа. В двух следующих речь пойдет о бессознательной коммуникации между родителями и детьми, а также между супругами. В

27. Можно ли восстановить память после 55 лет!

27. Можно ли восстановить память после 55 лет!
Конечно! Как мы уже увидели, восстановить функцию памяти можно, избавившись от двух главных зол — беспокойства и депрессии — с помощью расслабления. Результаты тринадцатилетних исследований доказали: с помощью наших занятий

Как восстановить биоритмы

Как восстановить биоритмы
[6]Моя недавняя поездка началась в Санта-Розе, Калифорния, где я провел месяц в True North Health Center, приучаясь жить на строгой веганской диете – без СМС: без Соли, Масла и Сахара, а также без продуктов животного происхождения (мяса, рыбы, птицы,

Взаимное уважение

Взаимное уважение
Вы впервые заговариваете с человеком о несоответствии между ожидаемым и случившимся, и если ваш тон, выражение лица или слова демонстрируют неуважение, оппонент ощущает, что с ним происходит что-то плохое. Вы его не уважаете. Говорите с ним невежливо.

Поддерживайте взаимное уважение

Поддерживайте взаимное уважение
Вы собираетесь заговорить о том, что человек не выполнил своего обязательства? Наверное, ему либо недостало мотивации, либо не представилось такой возможности. А ведь слышать такое неприятно никому. Если проблема серьезная – скажем, дело

Стратегия 5 Мы и они: аналогия, противопоставление и моральное давление

Стратегия 5
Мы и они: аналогия, противопоставление и моральное давление
Чему вас научит эта стратегия:? применять новый способ убедительного обоснования своих тезисов;? эффективно оказывать моральное давление на собеседника с помощью техники «Аналогия и

18.2. Как быстро восстановить силы

18.2. Как быстро восстановить силы
Канадские ученые пришли к выводу, что оптимизм почти любого человека в немалой степени определяется образом жизни (специалисты из Университета Торонто полагают, что «жаворонки» гораздо счастливее «сов»). И я с ними соглашусь. На мой

Глава 9. Восстановить свою целостность

Глава 9. Восстановить свою целостность

Читая эту книгу, вы постепенно понимаете, что с вашей моральной целостностью с самого детства плохо обращались. Большинство сверхэффективных всегда чувствуют себя отвергнутыми, зажатыми, непонятыми, покинутыми, терпят насмешки,

Как восстановить самоуважение?

Как восстановить самоуважение?
Отказаться от перфекционизмаПроделав полезный и приятный путь в поисках совершенства, люди со сверхэффективным умом часто ударяются в долгие и иллюзорные поиски абсолютного совершенства. Будучи требовательными и критичными, они хотят

Сцена 6 Обходить противопоставление

Сцена 6
Обходить противопоставление

«Моя дочь постоянно закатывает истерики, кричит, вопит, топает ногами, пока не получит то, что хочет. Проблема в том, что, когда она была младше, эти приступы даже заканчивались рвотой, да и сейчас они столь впечатляющие, что я, зная, что

Метод противопоставления

Иногда возникают такие ситуации, когда ваше поведение даёт кому-то повод сомневаться в вашем уважении и преданности общей цели. Из-за чего, пока вы не попросите прощения у своего оппонента, ваша дискуссия заканчивается уловками, недоразумениями или оскорблениями.

Для того чтобы избежать подобных недоразумений необходимо воспользоваться методом противопоставления.

У метода есть две формы: утвердительная и отрицательная

  • Утвердительной форме свойственно подтверждать ваше уважение и объяснять ваши истинные цели.
  • Отрицательной форме свойственно выражать опасения собеседника по поводу того, что вы не уважаете его или имеете недобрые намерения.

Отрицательная форма


Я бы меньше всего хотел, чтобы у вас сложилось впечатление, будто я не ценю вашу работу

Утвердительная форма


Я считаю, что ваша работа выполнена превосходно

Важно отличать метод противопоставления от извинения. Многие люди путают эти понятия, ведь противопоставление это не способ отказаться от сказанного, чтобы не оскорбить чьи-то чувства. Скорее, это возможность убедиться, что наши слова не задели собеседника.

Используйте метод противопоставления как предотвращение, направленное на укрепление общей атмосферы диалога, ещё до того, как ваш собеседник подумает перейти к молчанию, агрессии и самозащите.

Когда люди неправильно понимают вас, то вам лучше остановиться, и перестать оспаривать их слова. Объяснить, что именно вы не имели в виду и только после этого вернуться к разговору.

  1. Стилистические функции антонимов. Ошибки, связанные с употреблением антонимов.

Использование
антонимов в речи должно быть стилистически
мотивировано. Неуместное употребление
антонимов затрудняет восприятие фразы
(Ответ
В. Пухова был
лучшим из худших ).

Следует
избегать сочетания взаимоисключающих
признаков предмета (Дорога
шла
 прямая,
хотя и
 извилистая),
однако писатели могут нарушить это
требование с целью речевой характеристики
героя. Так, в комедии Грибоедова «Горе
от ума» Фамусов говорит Скалозубу:
«Давно полковники,
а служите
 недавно ».
Антонимические пары должны составляться
логично. Нельзя противопоставлять
несопоставимые понятия. Нелогичность
подобного противопоставления обыграна
в драме А.П. Чехова «Три сестры»: Ольга …На
вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!..
Наташа …Да? Но ведь это не
 зеленый,
а скорее
 матовый .
Это нелепое возражение Наташи подчеркивает
ее ограниченность.

Анализируя
употребление антонимов в речи, иногда
можно столкнуться с ошибками
в построении антитезы
,
например: Эта
книга охватывает все. Это книга о рождении
и смерти, о любви и радости, о ненависти,
страданиях и горе
.
Автор нарушил последовательность
перечисления, лишив речь стройности.
Прием антитезы требует четкости в
сопоставлении контрастных понятий:
после слова любовь следовало
поставить его антонимненависть,
рядом со словом радость
— горе
,
упомянув о страданиях,
автору нужно было дать антоним к этому
слову или исключить «выпадающее» из
антитезы существительное.

Употребление
антонимов оправдано в том случае, если
оно действительно отражает диалектическое
единство противоположностей окружающей
жизни. Но иногда игра слов, построенная
на антонимах, не отражает реального
противопоставления, не вскрывает
внутренних противоречий и воспринимается
как своего рода трафарет (например, в
заголовках газетных статей «Большие
беды малого кино», «Большие беды малого
флота», «Большие беды малого бизнеса»
 и
т.д.).

Стилистической
погрешностью слога могут стать и
неудачные оксюмороны. Например, «Теплая
метель
»
— в статье рассказывается о том, как во
время стихийного бедствия люди были
окружены вниманием и заботой. Автор
стремится провести параллель между
теплой заботой и …метелью. Другой
оксюморон — «Жаркая
мерзлота
»
— использован как заголовок статьи о
добыче угля в Заполярье. Так как уголь
идет на топливо, автор пытается вызвать
у читателя ассоциацию между жаром и
мерзлотой. Нелогичность подобных
заголовков очевидна.

Еще
больший ущерб стилю наносит немотивированный
оксюморон
,
случайно «проявляющийся» в результате
соединения несовместимых понятий: При наличии
отсутствия
 необходимых
материалов трудно наладить работу
.
Причиной неуместного комизма высказывания
порой становится и невольный 

каламбур,
который может возникнуть в результате
не замеченной автором антонимии
многозначных слов, что порой придает
речи двусмысленное, комическое звучание.
Например: Старый портфель
отца был еще
 новый 
здесь использовано слово старый в
значении «существующий с давнего
времени», а слово новый — в значении
«прочный». Но, оказавшись почти рядом,
эти прилагательные «столкнулись» в
значениях «испорченный от употребления»
и «не бывший в употреблении», что сделало
фразу абсурдной.

Искажает
смысл высказывания и неуместный 

антифразис,
т.е. употребление вместо нужного слова
его антонима, например: Трудность
нашего общения с местным населением
состояла в
 знании языка.
Словознание автор
использовал по ошибке, имея в виду как
раз противоположное ему — незнание.
Подобные ассоциативные ошибки порой
не просто и заметить: Не
разговорчивый, но и не
 болтливый,
он притягивал к себе какой-то внутренней
силой
 (следовало: не
молчаливый
).

Регулярность
антонимических отношений в языке не
позволяет свободно изменять состав
антонимической пары. О плохом знании
лексики свидетельствуют ошибки
в построении антонимической пары
Молодые
люди живут активно, они не
 соглядатаи жизни,
а ее участники
 —
слово соглядатай означает
«человек, тайно наблюдающий за кем-то»,
оно не связано со словом участник
антонимическими отношениями. Автору
следовало написать праздный
наблюдатель, созерцатель
.

Регулярность
антонимических отношений слов делает
невозможным их употребление вне
противопоставления. Поэтому столкновение
антонимов в речи становится причиной
комизма, порождает каламбуры (Щель
 узкоеместо, широко встречающееся
в строительстве
).

Рассмотрим
примеры стилистической правки текстов,
в которых 

антонимы
употреблены неудачно:

1. Лично
я в этом ничего
 плохого,
кроме
 хорошего,
не вижу.

1. Я
в этом ничего плохого не вижу.
 Или: Я
думаю, что это не плохо, а, наоборот,
хорошо.

2. В силу
слабой
 разработки
этого метода оценка его преждевременна.

2. Из-за
слабой разработки этого метода оценка
его преждевременна.

Для
стилистической правки первого предложения
пришлось отказаться от одного из
антонимов, ставших причиной абсурдности
высказывания, исключить 

плеоназм
(лично
я
).
Во втором предложении возник
немотивированный оксюморон: первое из
слов антонимической пары, выступая в
функции предлога, в тексте не должно
было сохранять первоначальное лексическое
значение, но из-за близкого соседства
его антонима это значение «проявилось»,
соединение несовместимых понятий стало
причиной нелогичности высказывания.
Редактор исключил стилистически не
оправданный оксюморон и устранил
канцелярскую окраску речи в предложении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки при употреблении антонимов в речи

Невнимание к антонимии может стать причиной досадных лексических ошибок. Иногда автор не замечает, что употребил рядом противоположные по значению слова, и возникает неоправданный оксюморон: При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно пробудить в ребятах желание заниматься спортом; В силу слабой организации этой работы успехов здесь ждать не приходится. А иногда из-за столкновения полярных слов трудно вникнуть в смысл информации: В итоге пришлось признать, что предложенная ею программа была лучшей из худших; В этом сезоне у нас значительно меньшее увеличение числа травм.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Все это убеждает в необходимости остерегаться «случайного» употребления антонимов. Но если автор старается применить те или иные стилистические приемы актуализации антонимов, он также не застрахован от ошибок, которые возможны, например при построении антитезы, создании оксюморона и т.д. Сошлемся лишь на один пример. Не всегда журналисту удается правильно выделить слова, объединенные по принципу контраста, и тогда он противопоставляет слова, не образующие антонимической пары. Это делает речь нелогичной: На соревнования слетелись пилоты как сильного, так и прекрасного пола из шести стран. Продиктованная, очевидно, соображениями этики замена определения в сочетании «слабый пол» оказалась стилистически не оправданной.

Существование антонимов в языке провоцирует и ассоциативные ошибки, т.е. оговорки, возникающие под влиянием ложных ассоциаций. При этом используется не то слово, которое требуется по смыслу, а противоположное, что, конечно, совершенно искажает мысль. Так, корреспондент сообщает читателям: Олимпиада пойдет на экране с некоторым опозданием: с 11 до 13 часов будет показана видеозапись утренней части соревнований предыдущего дня, затем в программе «Время» будет представлен спортивный обзор, а после неготрансляция вечерних соревнований. Это неуместный антифразис (следовало написать: минувшего дня).

Ошибки при употреблении антонимов

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные возможности для достижения выразительности речи и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов.

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное их употребление затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших). Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Дорога шла прямая, хотя и извилистая). Однако писатели могут нарушить это требование с целью речевой характеристики героя. Один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. Они еще новые.

Антонимические пары должны составляться логично. Нельзя противопоставлять несопоставимые понятия. Нелогичность подобного противопоставления обыграна в драме А.П. Чехова «Три сестры»: О л ь г а. …На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо. Н а т а ш а Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый. Это нелепое возражение Наташи подчеркивает ее ограниченность.

В статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой, автор стремится провести параллель между теплой заботой и метелью. Другой оксюморон — «Жаркая мерзлота» — использован как заголовок статьи о добыче угля в Заполярье (ведь уголь идет на топливо). Автор пытается вызвать у читателя ассоциацию между жаром и мерзлотой. Нелогичность подобных заголовков очевидна.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон , случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых мате­ риалов трудно наладить работу; В силу слабой разработки этого метода, оценка его преждевременна. (Из газ.)

Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур , который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве; На открытом партийном собрании говорили о скрытых производственных резервах.

Бывают и немотивированные антифразисы , если вместо нужного слова употребляется его антоним: Не разговорчивый, но и не болтливый (следовало: не молчаливый), он притягивал к себе какой­ то внутренней силой; Ее не покидали тяжелые воспоминания предыдущих лет (прошедших, минувших).

Подобные ошибки встречаются и при употреблении конверсивов: Он попросил меня занять (вместо одолжить) ему денег; За ложный вызов скорой помощи Иванов получил (уплатил) штраф. Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении сложной антитезы, например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе.

Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость — горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Фразу можно исправить: Эта книга о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях. Рассмотренные нами ошибки не редкость в речи ораторов, поэтому, готовясь к выступлению, особенно важно помнить об антонимии: она может и украсить речь, и сделать ее смешной.

Конспект урока по родному языку (русскому) на тему»Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.»(6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Родной язык (русский)

Тема урока : Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

развивающие : — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности ;

воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов, антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов , антонимов, омонимов

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные — научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы : словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование : словари, карточки, презентация

1 .Организационный этап.

Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз —

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.

А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

— Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

• к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски , чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты паришь, свой свет струя…

Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов

Влачится за струей струя.

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III. Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

Герой все время находится в подвесном состоянии.

В этот день я услышала много обидчивых слов.

Любой поступок заслуживает осуждения.

Студент быстро освоил материал.

Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

Она пришла в цветистом платье

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

С) Холодно, жарко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

Д) Грусть, печаль

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

Ключ к тесту.Самопроверка

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр.

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркнитеантонимы. Запись сделайте в тетрадях.

    источники:

    http://student-servis.ru/spravochnik/oshibki-pri-upotreblenii-antonimov/

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rodnomu-yazyku-russkomu-na-temu-tipichnye-rechevye-oshibki-svyazannye-s-upotrebleniem-sinonimov-antonimov-i-le-4639992.html

    Маньяки-философы бьются над диалектикой:

    «При использовании формальной логики, рассматриваемый нами в качестве объекта электрон может быть либо частицей («А»), либо волной («не А»). Но никак — тем и другим ОДНОВРЕМЕННО».

    Ох уж эти фелософы :)

    Кстати, классическая ошибка: путать противопоставление и противоречие.

    Противоречие — это когда есть некое высказывание и его точное отрицание. Например, частица и не частица, волна и не волна. Если для варианта с «не» есть синоним, тогда его можно подставить. Например, не тяжелый = легкий, поэтому тяжелый и легкий — это противоречие.

    В классической двузначной логике всегда истинно одно и только одно из них. Обозначается (X) и (не X).

    Противопоставление — это когда подчеркивается различие между какими-то утверждениями. Они необязательно соотносятся как высказывание и его отрицание.

    В этом вопросе есть несколько ловушек, но все они решаются в рамках обычной, классической формальной логики.

    1. Нечеткие границы понятий.

    Пусть имеется арбуз весом 4 кг. Это тяжелый арбуз или не тяжелый? По весу он близок к среднему, так что непонятно, в какую категорию его отнести. Причина затруднений проста: не задана четко граница понятия «тяжелый» по отношению к арбузам. Как только граница уточняется, все прходит в порядок. Пусть все арбузы весом 3,5 кг и более являются тяжелыми. Высказывание «арбуз тяжелый» — истинно, высказывание «арбуз легкий» — ложно.

    1+ Да, здесь можно применять так называемую нечеткую логику, но, как видите, можно и не применять.
    1++ Нечеткие границы понятий вообще часто ведут к путанице.

    2. Нарушение закона тождества.

    С точки зрения хрупкой Маши тот арбуз тяжелый, а с точки зрения качка Васи — вовсе не тяжелый. Есть ли здесь противоречие? Нет. Просто эти два высказывания говорят о разной тяжести. Тяжесть с точки зрения Маши — не то же самое, что тяжесть с точки зрения Васи. Эту фишку подметил уже древний пламенный борец за логику товарищ Аристотель, и сформулировал закон тождества. Смысл его в том, что одно слово должно употребляться в одном смысле в пределах одного рассуждения.

    Правильно составленное противоречие:
    Арбуз тяжелый с точки зрения Маши и арбуз легкий с точки зрения Маши.
    Формула: X и не X
    Правильно составленное противоречие:
    Арбуз тяжелый с точки зрения Васи и арбуз легкий с точки зрения Васи.
    Формула: Y и не Y
    Неправильно составленное противоречие:
    Арбуз тяжелый с точки зрения Маши и арбуз легкий с точки зрения Васи.
    Формула: X и не Y
    Обратите внимание: X и не Y — разные переменные, так что нет противоречия.

    2+ В применении к математическим формулам закон тождества Аристотеля можно сформулировать так: нельзя обозначать одной и той же переменной разные величины. Это кажется настолько очевидным, что в учебниках математики не встречается.

    2++ «в пределах одного рассуждения» — это важная оговорка. Вообще многие слова естественного языка многозначны. Но хотя бы в пределах одного рассуждения не стоит одним словом называть разные вещи.

    2+++ Закон тождества носит рекомендательный характер: это пожелание, которое помогает избежать путаницы. Но иногда путаница — это именно то, что нужно. Например, в каламбурах.

    3. Противоречие в два шага.

    Пример: кубик черный и белый. «Не черный» — не является синонимом белого, поскольку в категорию нечерных попадает также зеленый. Высказывание «черный и белый» не является противоречием по форме (X и не X). Но оно ведет к противоречию, если сделать один дополнительный шаг:

    Дано:
    X = кубик черный.
    и
    Y = кубик белый.

    Если кубик черный (X), то кубик не белый (не Y).
    (и не зеленый)
    — вот на этом шаге мы вывели (не Y), и можем теперь составить противоречие (Y и не Y).

    3+ Если подумаете о том, что между черным и белым есть еще серый, то вспомните о примере 1. Можно ввести четкую границу между белым и черным или две границы — между белым и серым, серым и черным.

    3++ А если подумаете о том, что разные грани кубика могут иметь разный цвет или на них может быть черно-белый узор, то также вспомните о примере 1. Здесь тоже нечеткая граница, которую всегда можно уточнить: сколько граней должны быть черными или какой процент поверхности должен быть покрашен черным цветом, чтобы считать кубик черным.

    4. Противоречие философское, ерундовое :)

    Дано:
    X = электрон — частица.
    и
    Y = электрон — волна.

    Тут не получается противоречия даже через несколько шагов. Из (X) логически не выводится (не Y), из (Y) логически не выводится (не X). Это противопоставление, которое не ведет к логическому противоречию.

    У электрона некоторые свойства как у частицы, а некоторые — как у волны. Дифрагирует как волна, поглощается как частица. Поэтому можно сказать, что он волна, и можно сказать, что он частица. То и другое верно.

    Примеры такого рода противопоставлений, в которых могут почудиться противоречия:

    Петя бьет жену и лебезит перед начальником.
    — это он дома в состоянии частицы, а на работе — волна :)
    Петя сволочь дома и милый у любовницы.
    — опять же… :)
    Петя не алкоголик и Петя приятный собутыльник.
    — просто не допился еще до алкоголизма.
    Петя ведет себя как идиот на физическом форуме и блещет умом на философском.
    — просто у Пети философское образование.

     «Прием
    противопоставления как основа связи между примерами-иллюстрациями в комментарии»

    Комментарий – одна
    из важнейших частей развернутого ответа на задание 27 ЕГЭ по русскому языку. За
    комментарий, в котором приведены два примера-иллюстрации, даны пояснения к
    каждому из примеров, проанализирована смысловая связь, выпускник может получить
    5 баллов. Таким образом, актуальна работа учителя по формированию навыков
    написания комментария к проблеме предложенного для анализа текста. Данная
    методическая разработка поможет педагогу сформировать у учащихся навык анализа
    смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Материал может использоваться на
    уроках русского языка, на факультативных и элективных занятиях по подготовке к
    написанию сочинения в формате ЕГЭ.

    Цель:
    1)сформировать конкретные знания, умения и навыки при
    работе над анализом смысловой связи между примерами-иллюстрациями
    текста, предложенного в задании 27  ЕГЭ по русскому языку;

    2)изучить прием
    противопоставления, лежащий в основе смысловой связи между двумя
    примерами-иллюстрациями, как наиболее распространенный и понятный выпускникам и
    разработать шаблон для конструирования комментария с учетом изменений,
    внесенных в формулировку задания 27 в 2022 году.

    Задачи:
    1) познакомить учащихся с разными видами связи,
    выявить их отличительные особенности;

    2) собрать
    теоретический материал для анализа приема противопоставления;

    3)разработать
    шаблон, помогающий учащимся сформулировать комментарий, примеры-иллюстрации в
    котором связаны с помощью приема противопоставление;

    4) выполнить
    практическое задание по предложенному тексту и написать комментарий на 5
    баллов.

    Новизна
    методической разработки:
    формулировка задания 27
    была дополнена в 2022 году, на данный момент в педагогическом сообществе идет
    активный процесс накопления методик, позволяющих результативно строить работу с
    учащимися, направленную на формирование навыков анализа смысловой связи между
    примерами-иллюстрациями. Данная разработка содержит конкретные приемы,
    позволяющие сформировать данные навыки у выпускников.

    Технологии:
    проблемного обучения, критического мышления,
    дифференцированного обучения, здоровьесберегающие.

    Ход
    урока:

    Урок «открытия» нового знания

    1. Мотивирование к учебной
    деятельности.

    2. Актуализация и пробное учебное
    действие.

    3. Выявление места и причины
    затруднения.

    4. Построение проекта выхода из
    затруднения.

    5. Реализация построенного проекта.

    6. Первичное закрепление учебного
    действия.

    7. Самостоятельная работа с
    самопроверкой по эталону.

    8. Включение в систему знаний и
    повторение.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    1. Мотивирование к учебной
    деятельности.

    На
    1 слайде презентации приведен фрагмент формулировки задания 27:

    «Напишите
    сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных
    автором текста.

    Прокомментируйте
    сформулированную проблему.

    Включите
    в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
    мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
    цитирования).

    Дайте пояснение к каждому
    примеру-иллюстрации, проанализируйте связь между ними. Сформулируйте позицию
    автора (рассказчика).
    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по
    проблеме исходного текста.
    Объём сочинения – не менее 150 слов».

    Учитель
    напоминает учащимся о важности качественной подготовки  к написанию сочинения в
    формате ЕГЭ и предлагает познакомиться с таблицей, в которой отражены
    требования к комментарию (слайд 2, см. Приложение). Учитель акцентирует внимание
    учащихся на том, что анализ смысловой связи  позволит получить выпускникам 1
    балл на экзамене в формате ЕГЭ. На данном уроке будет продолжена работа по
    написанию комментария, а именно состоится первичное знакомство учащихся с
    разными видами связи.

    2. Актуализация и пробное учебное действие.

    На слайде эпигаф
    к уроку :

    «Указать
    смысловую связь между примерами означает её назвать: «автор

    противопоставляет…», «писатель сравнивает…»,
    «публицист объясняет…».

    Проанализировать связь означает раскрыть сущность
    этих смысловых отношений
    : в чем смысл этого противопоставления, какие
    качества героев выявляются в сравнении и т.д». (А.Г. Нарушевич)

    Пробное
    учебное действие – прием «Реставратор».

    Учащиеся
    восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно
    «поврежденный»
    преподавателем.

    В сильном
    классе можно предложить восстанавливать текст без опоры на слова для справок,
    но целесообразнее для сокращения времени выполнения задания вывести на экран
    опорные понятия.

    Вариант выполнения для сильного
    класса: избыточные слова для справок (т.е. нужно отсортировать материал и
    выбрать только подходящие понятия), для слабого класса на экране только четыре названия
    видов связи, средства связи не убираются из текста).

    3.    
    Выявление места и
    причины затруднения.

    Работа с
    данным заданием позволит учащимся познакомиться с самыми распространенными
    видами связи, которые можно использовать при написании комментария. Необходимо
    отметить, что в 2023 году не обязательно указывать вид связи между примерами
    иллюстрациями, но понимание, в каких взаимоотношениях находятся между собой
    примеры-иллюстрации, будет полезно для анализа связи.

     Следующим
    этапом работы станет осознание недостаточности знаний на данном этапе для
    конструирования грамматически правильного и логично построенного комментария.
    Переходим к мозговому штурму и осознаем необходимость создания четкого
    алгоритма действий, позволяющих выявить отношения, в которых находятся между
    собой части предложенного для анализа текста, а также подобрать убедительные
    примеры- иллюстрации и проанализировать связь между ними.

    4.Построение проекта выхода из
    затруднения.

    Проблемный вопрос: что первично – подбор примеров иллюстраций
    или поиск связи между частями текста, позволяющей автору убедить читателя в
    правильности своей позиции?

    На
    данном этапе необходимо обратить внимание учащихся на распространенное затруднение
    при формулировании комментария. Учащиеся уже знают, что после определения
    проблемы текста необходимо сразу же сформулировать позицию автора. Таким
    образом, комментарий – своеобразный мостик от проблемы к позиции автора, тот
    путь, который преодолевает читатель, чтобы убедиться в значимости проблемы. Во
    время прохождения этого пути учащимся предстоит отобрать примеры-иллюстрации,
    подтверждающие правильность рассуждений автора предложенного текста. Очень
    часто, определив проблему, выпускники выбирают самые яркие эпизоды, не
    задумываясь о том, как они связаны, и искусственно пытаются эту связь
    сформулировать, не опираясь на законы логики. Именно поэтому уже в 2021 году
    разработчиками КИМ на ЕГЭ по русскому языку было подчёркнуто, что формулировки
    учащихся «Эти примеры дополняют друг друга…» или «…Далее автор
    приводит другой пример» не являются указанием на вид смысловой связи,
    так
    как не содержат указание на известные виды логической связи. Указать вид
    смысловой связи между примерами-иллюстрациями из текста – это определить вид логической
    связи между компонентами текста.

    Таким
    образом, необходим принципиально иной подход при написании комментария: сначала
    определяем, в каких отношениях находятся между собой части текста, а затем
    подбираем примеры-иллюстрации. Примечательно, что в одном тексте учащиеся могут
    обнаружить разные виды связи.

    Намечаем
    план действий:

    1)   
    Подробнее знакомимся с разными видами
    связей;

    2)   
    Изучаем шаблон построения комментария к
    каждому виду связи;

    3)   
    Учимся писать комментарий самостоятельно.

    Подобный
    алгоритм действий запланирован для каждого вида связи (из четырех основных, с
    которыми мы познакомились в начале урока). На данном уроке разбираем
    противопоставление как наиболее распространенный и понятный прием.

    5.    
    Реализация построенного
    проекта.

    1)Кластер «Контраст»

    Говоря о
    противопоставлении, невозможно не сфокусировать внимание учащихся на приеме
    контраста. В ходе мозгового штурма  заполняем на доске и в тетради кластер
    «Виды контраста». Возможно использовать прием фишбоун, если учащиеся с ним
    знакомы. В таком случае головой «рыбы» будет само понятие «контраст», верхние
    ребра – виды контраста, нижние ребра – конкретные примеры из художественных
    произведений, хорошо знакомые учащимся; хвост – вывод, функция, которую
    выполняет  прием контраста (подробнее о приеме фишбоун см. приложение).

    В тексте,
    предложенном для анализа, мы можем найти:

    1)контраст
    (противопоставление) характеров;
    примеры из художественных
    произведений, позволяющие учащимся понять суть контраста: Гринев и
    Швабрин, Онегин и Ленский, Родион Раскольников и Порфирий Петрович;

    2)контраст
    (противопоставление) внешнего и внутреннего, формы и содержания
    . В
    большинстве случаев он проявляется в противопоставлении внешности литературного
    персонажа его складу характера, желаниям. Такой прием контраст оказался
    довольно популярным у писателей. В частности, главный герой романа О. Уайльда
    «Дориан Грей» замечательно хорош внешне. Но за красотой этого персонажа
    скрывается уродливая душа страшного старика;

    3)противопоставление
    ожидаемого действительному, истинному
    . На подобном примере строятся все
    антиутопии. В подобных произведениях картина идеального мира в реальности
    оказывается далёкой от идеала. Так, в книге О. Хаксли «О, дивный новый мир»
    достижение «общества всеобщего счастья» оказывается невозможным;

    4)контраст
    символов
    .
    Порой образы-символы также противопоставляются друг другу. Понятный учащимся
    пример: два описания одного и того же дерева (Роман-эпопея «Война и мир»: образ
    дуба, который ещё не проснулся после зимнего «сна», и могучего дуба-великана,
    покрытого густой листвой ).

    Важно
    отметить!
    Сюжетный контраст
    традиционно основывается на противопоставлении красивого и уродливого,
    справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, любви и ненависти, жизни и
    смерти и, в конечном итоге, восходит к проблеме противоборства добра и зла.
    Таким образом, прием контраста позволяет автору наглядно продемонстрировать,
    как могут разрешаться важные нравственные проблемы.

    2)
    Работа с шаблоном

    Учащимся предлагается
    универсальный шаблон-карточка для построения комментария, основанного на приеме
    контраста. Карточку следует вклеить в тетрадь.

    Абзац
    1:

    Проблема
    рассматривается автором с двух сторон. Сначала мы видим, как … (пример из
    текста + пояснение).

    Абзац
    2:

    Но
    дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение).

    Абзац
    3:

      Так,  противопоставляя (ЧТО?),
    писатель подводит нас к мысли о том, что…

    Варианты шаблона для анализа
    связи:

    Использование
    двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии,
    позволяет писателю противопоставить две точки зрения (две модели поведения
    //различного отношения к…).
    (проанализировать!)

    Антитеза,
    лежащая в основе двух примеров-иллюстраций,  играет решающую роль в раскрытии
    поставленной автором проблемы
    :
    (проанализировать!)

    В
    приведенных примерах-иллюстрациях четко прослеживается противопоставление,
    реализованное с помощью ЧЕГО?.. Этот приём позволяет автору
    … (по тексту) (проанализировать!)

    Противопоставляя
    эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…

    Приведённые
    примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как противопоставление.
    С помощью антитезы писатель
    … 
    (по тексту)

    6. Первичное закрепление учебного
    действия.

    Работа с
    текстом В.В.Корчагина «Утро следующего дня было холодным и пасмурным…»
    (См. Приложение). Выделить в тексте цитаты, подтверждающие разные виды
    контраста.

    В тексте
    противопоставлены:

    — герои
    (Валерий/Наташа, Андрей Иванович);

    — внешнее и внутреннее, форма и
    содержание («красивое надменное лицо» «человек, который так много и с таким
    чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку,
    который писал стихи» / «скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое
    существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком»);

    противопоставление ожидаемого действительному,
    истинному
    Вы
    же мужчина! Стыдитесь! Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете
    уничтожить наш неприкосновенный запас. Я мальчишка и то…»/ «А мне наплевать на
    вас! Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. — Я моложе вас! Я имею
    больше прав на жизнь!».

    7. Самостоятельная работа. Написание
    комментария с опорой на шаблон.

    Выбираем из круга проблем следующий
    вопрос:
    Как страх влияет на поступки человека?

    Пример работы ученицы 10 класса:

    Как страх влияет на поступки
    человека? Именно этот вопрос волнует Кочергина, автора текста, предложенного
    для анализа.

    В экстремальной ситуации люди
    могут вести себя по-разному. Кого-то страх за свою жизнь стимулирует
    мобилизовать все свои силы и стойкость, а кто-то поддается панике и становится
    способен на подлость. Проблема влияния страха на поступки человека рассматривается
    автором с двух сторон. Сначала мы видим, как
    мужественно ведут себя Наташа
    и Андрей Иванович. Герои заблудились в лесу и сильно ослабели, но они не
    сдаются. Автор показывает читателям, как пожилой геолог подбадривает девушку
    («Что, Наточка, тяжело?.. Надо идти, Наташенька») и помогает ей подняться.
    Кочергин акцентирует внимание читателей на благородстве Андрея Ивановича – в
    трудной ситуации, когда выживание под угрозой, он думает в первую очередь о
    более слабом участнике похода. Перед нами пример истинного мужества, даже страх
    смерти не может изменить нравственные принципы геолога.

    Но дальше, используя приём
    контраста, писатель
    показывает, как может
    опуститься человек под влиянием животного ужаса. И тогда слетает тонкий налет
    цивилизации, обнажая звериную сущность человека. Валерий, «который так много и
    с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил
    музыку, который писал стихи», в погоне за выживанием съел шоколад –
    неприкосновенный запас. Читателю передается отвращение автора, и перед нами уже
    не юноша с «красивым надменном лицом», а «какое-то жалкое мерзкое существо,
    которое стыдно было даже сравнивать с человеком». Именно такая метаморфоза
    происходит с Валерием, которого уличили во лжи. Второй пример-иллюстрация
    позволяет читателю понять, что страх может раскрыть в человеке самые
    неприглядные стороны души, обнажить эгоизм, беспринципность, равнодушие к
    окружающим.

    В
    приведенных примерах-иллюстрациях четко прослеживается противопоставление двух
    моделей поведения
    героев под влиянием
    страха.  Приём контраста позволяет автору показать, как раскрываются
    характеры героев в экстремальной ситуации. Благодаря противопоставлению, Наташа
    и Андрей Ивановича вызывают  у читателей уважение и сочувствие, а поступок
    Валерия кажется еще более отталкивающим и бесчеловечным. Так, прием
    контраста позволяет Клчергину сильнее воздействовать на читателя и убедить его
    в правильности  точки зрения автора.

    8. Включение в систему знаний и
    повторение.

    Работа с
    таким видом связи, как противопоставление, будет продолжаться и на следующих
    уроках. На данном этапе учитель предлагает сформулировать порядок рассуждений,
    который позволит написать качественный комментарий.

    Прочитав
    текст и определив проблему и авторскую позицию, задай себе вопрос:

    1. Есть ли в тексте
    противопоставление (поступков героев; разных точек зрения; разного
    отношения к одному и тому же явлению, внешнего и внутреннего)? Если есть, то
    пишите комментарий к проблеме, основываясь на приёме противопоставления .

    2. Если противопоставления нет, посмотрите,
    сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления //
    действия? Если да, ищите примеры, иллюстрирующие такой вид связи, как сравнение,
    сопоставление
    .

    3. Если этих приёмов нет, ищите причинно-следственную
    связь
    .

    Как правило, в
    тексте присутствует один из этих трех видов связи. Если вы не нашли ничего,
    рекомендуем обратить внимание на детали (интерьер, пейзаж, портрет), именно они
    могут отражать  состояние внутреннего мира героя и способствовать раскрытию
    авторской позиции.

    Запомните: приём,
    лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен искусственно возникать в
    конце комментария. Указания на него вы должны сделать в самом  комментарии к
    проблеме.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    Целесообразно предложить учащимся оценить сначала свой комментарий по
    критериям, а затем комментарий соседа по парте. Можно предложить
    воспользоваться текстовыделителем, чтобы обозначить части комментария. Если
    учащиеся написали комментарий на 5-6 баллов, можно считать работу на уроке
    успешной.

    Приложение 1. Текст к приему «Реставратор»

    1.Противопоставление
    (противительная связь, антитеза, контраст)

    Если
    части текста
    противопоставлены
    друг другу, значит, в композиции использован
    прием
    контраста.

    Для
    контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий,
    содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и
    переживания автора или его героя.

    Средства
    связи: но, однако, зато

    2.
    Сравнение, сопоставление

    Если
    в тексте сравниваются
    какие-то явления, поступки, точки зрения, ситуации, выводы
    ученых и т.д., значит, в композиции использован прием сравнения. В чем
    проявляется сходство (различие)

    сопоставляемых явлений?

    Средства
    связи:
    и
    если…, то…. Как…, так и…

    3.Причинно-следственные
    отношения

    Если
    одна часть текста указывает на причину произошедшего, а другая является ее
    следствием, значит между частями текста установлены причинно-следственные
    отношения.

    Почему
    это случилось? Что стало причиной/следствием?

    Средства
    связи:
    вот
    почему, поэтому, потому что, из-за того что…

    4.
    Прием детализации/конкретизации/ уточнения

    Автор
    в тексте, подавая первоначально информацию, в дальнейшем сам еѐ конкретизирует,
    дополняет, уточняя детали, подробности.

    Средства
    связи:
    также,
    кроме того, более того, например, иными словами.

    Приложение
    2. Фишбоун

    Как известно,
    любая проблема начинается с головы.

    q  — помещаем
    нашу проблему в голову рыбы.

    q  — на
    верхних «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на
    нижних — факты, подтверждающие, что данные причины проблемы
    существуют.

    q  — хвост
    рыбы – вывод.

    https://documents.infourok.ru/bba58804-6503-4cd0-9e63-fa6679a7af81/0/image001.jpg

    Приложение 3. Текст ЕГЭ 2021 для анализа

    Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос
    Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она
    приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на
    землю. Все тело у нее болело. Сильная тошнота подступала к горлу.

    Наташа стиснула зубы:

    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно
    твердила она, проклиная свою слабость. Она слышала, как легко и быстро поднялся
    Валерий. Он даже насвистывал что-то. Почему же у нее так кружится голова?

    Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на
    землю. К ней подошел Андрей Иванович.

    — Что, Наточка, тяжело?

    Он сел возле нее.

    Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и
    большие, лихорадочно блестевшие глаза. Видно было, что и он еле поднялся.

    Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к
    влажному стволу дерева.

    Ничего, Андрей Иванович. Я еще могу идти…

    — Надо идти, Наташенька. — Он помог ей подняться. — Еще
    немного. А сегодня… Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.

    Он отыскал глазами Валерия.

    — Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. Вынь-ка одну
    плитку. Все мы очень ослабли…

    — Что вы, Андрей Иванович! Шоколад надо оставить на конец
    пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.

    — Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже
    недалеко. Одну плитку давайте разделим сейчас.

    — Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — Вы
    же мужчина! Стыдитесь! Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете
    уничтожить наш неприкосновенный запас. Я мальчишка и то…

    Геолог побледнел.

    — Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без
    шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели.

    Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — Ах, вот
    как! Это другое дело. Что ж… Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак, — сказал
    он вызывающим тоном. — Но шоколад останется неприкосновенным!

    Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь,
    зашагал вдоль реки. С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг
    страшное подозрение обожгло его мозг.

    — Стой!! — закричал он.

    Валерий остановился. Геолог подошел к нему.

    — Снимай рюкзак!

    Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.

    — Что?.. Что вы думаете?..

    Андрей Иванович взялся за его рюкзак.

    — Не дам! — рванулся Валерий.

    — Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.

    Лицо его сделалось страшным. Правая рука сжалась в кулак.
    Валерий дрожащими руками снял рюкзак. Андрей Иванович быстро расстегнул его и
    вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая
    хвоя пихты. Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его
    красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.

    — Ну что? Что смотрите! Может, и мораль начнете еще читать? А
    мне наплевать на вас! Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. — Я моложе
    вас! Я имею больше прав на жизнь! Я… — И вдруг голос его осекся. Прямо перед
    собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.

    — А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.

    Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру,
    тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по
    крошечной дольке сахару. После этого он направился к реке, чтобы набрать в
    котелок воды.

    Наташа словно оцепенела. Все происшедшее было настолько
    невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало
    сейчас же, немедленно разрешить. Валерий не мог этого сделать! Несмотря на все,
    что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать
    ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего
    все возможное для их спасения. Разве мог это сделать человек, который так много
    и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил
    музыку, который писал стихи, который…

    Но этого человека уже не было. Перед ней лежала на земле и
    скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно
    было даже сравнивать с человеком.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Какой объект содержит информацию об ошибке vba
  2. Какой номер ошибки при неисправном датчике кислорода
  3. Какой может быть цена ошибки
  4. Какой может быть ошибка определения постоянной временной систематической
  5. Какой метод бережливого производства содержит принцип нулевой ошибки