Какую ошибку совершил понтий пилат

Образ Понтия Пилата и проблема совести

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Как раскрывается тема совести на страницах романа «Мастер и Маргарита»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Понтий Пилат — Иешуа

В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала. Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».

Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.

Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.

«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. — О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает:

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»

Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа. Символизирует в романе муки совест , сознание совершаемого Пилатом греха и символическое очищение от него жест , когда он «…руки потер, как бы обмывая их…». Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.

Казнь Иуды

Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.

«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека… — Что он говорит? — спросила Маргарита… — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита… —…Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора. Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд…

Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего — это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет). Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Иису́с Христо́с или Иисус из Назарета — в христианстве центральная личность и предсказанный в Ветхом Завете Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей.

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу, был: «Ты Царь Иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна:
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя — багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9).

А Вы считаете приговор Пилата Иисусу ошибкой?
Самое интересное, что практически нет трудов юристов по этому судебному процессу.

ВНИМАНИЕ: не забудьте, добавиться в друзья, чтобы не пропустить полезную информацию.

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

У нас появилась новая характеристика Понтия Пилата.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлечка Крепышева

    15/16

  • Ахсар Гаглоев

    16/16

  • Сергей Яковлев

    14/16

  • Ирина Бершадская

    15/16

  • Салихат Тажудинова

    14/16

  • Serge Stepanov

    16/16

  • Наталия Бойко

    16/16

  • Александр Диденко

    10/16

  • Nadezhda Sergeevna

    16/16

  • Екатерина Кошкарева

    14/16

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи.
На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил — то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме.

08

Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая внутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения.
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат — ей ничто не угрожает, — а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее.
Трусость — вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» — неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.
Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, — таких, в сущности, немного, — как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие — это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон — муки ужасней не придумать, тем более что сон этот — его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Источник: http://masterimargo.ru/pontiy-2.html

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Булгаков

Один из главных героев произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» — Понтий Пилат. Мастер был так поглощен идеей вечного спора между прокуратором и его оппонентом Иешуа, что написал о них роман.

Пятый прокуратор Иудеи, очень богатый представитель высших правящих кругов Кесарии, представляет власть Рима, держит в своих руках жизни многих людей. Понтий Пилат занимается разбирательством различных судебных дел и руководит армией, человек вспыльчивый и грозный. Он невзлюбил Ершалаим, но вынужден по делам службы посещать ненавистный город. Его боятся, ему преклоняются, он окружен многочисленной прислугой, но при этом бесконечно одинок, всех людей считает жестокими и презренными, испытывает симпатию лишь к своей старой собаке.

В лице бродяги Га-Ноцри Понтий Пилат находит интересного собеседника, почти родственную душу. Со многими вещами, которые высказывает Иешуа, прокуратор в душе согласен, но никогда не признается в этом даже самому себе. Он слишком сильно зависим от власти императора и мнения окружающих, это не дает ему возможности поступать так, как велит ему совесть. Иешуа убежден, что наступит царство истины, где никакой власти не потребуется, Понтий Пилат не может согласиться с этим, он верит лишь в силу власти императора.

Встреча Иешуа с прокуратором неожиданно выявляет очень противоречивые черты последнего. Жестокий и суровый человек, каким его видят окружающие, вдруг испытывает симпатию к бродячему философу, но спасти обреченного не желает. Самонадеянно прокуратор предполагает, что Иешуа оправдают, ведь это так очевидно, что он невиновен.

Понтий Пилат — представитель правящей элиты, понимает, что, поступив несоразмерно понятиям этой власти, навлечет на себя ее гнев. И человек мужественный, волевой испытывает страх перед этой властью. Га-Ноцри обличает трусость в лице прокуратора, это качество отвратительно само по себе, но в лице такого могущественного человека – это позор.

Казнь невиновного заставляет Понтия Пилата мучиться угрызениями совести, он обречен страдать долгих два тысячелетия. После казни прокуратор приказывает убить предателя Иуду. Свершившаяся месть не успокаивает его терзаний. Искреннее раскаяние прокуратора дает ему возможность осознать свою ошибку. Прощение Иешуа освобождает его в итоге от мучительного бессмертия. Понтий Пилат получает свободу, он прощен, несмотря на грех, который совершил, отправив невиновного на смерть. Прощение –основная мысль произведения о двух одиноких непонятых людях.

Сочинение 2

Апогеем творчества Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». В своем проивзведении Булгакову удалось мастерски создать образы Иешуа, Мастера, Маргариты и других, но одним из самых сложных и фактурных образов является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат – олицетворяет власть, он поистине очень жесток, и он гордится этим. Он был на поле битв, поэтому точно знает, что сила руководит миром, и побеждает всегда только сильнейший, а именно тот, кому чужды нерешительность, страхи и жалость. У Понтия Пилата свои жизненные законы, по которым он живет, для него установка «раб подчиняется господину» непоколебима.

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги. Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака. Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях. Композиция романа, построенная по принципу «рассказ в рассказе», помогает лучше отразить всю многогранность человеческой души, которую всегда терзают одни и те же вопросы, несмотря на разницу и в поколениях, и в условиях жизни. Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный. Он с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос. Будучи глубоко поражённым и поведением, и ходом мыслей человека, которому ему предстоит вынести приговор, Пилат искренне желает пощадить героя, ведь он понимает, насколько поразительно умный и глубокий человек стоит перед ним, однако Понтий Пилат принимает ошибочное решение и приговаривает Иешуа к смерти. Возможно, прокуратор не желает ставить под сомнение свою всесильность и попросту терять уважение своего народа, отпуская на волю человека, которого обвиняют в том, что он якобы «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», однако Га-Норци обличает его в совершенно другом грехе – в трусости.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет. Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же. После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся. Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Я полагаю, что в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков открывает читателям глаза на то, как не нужно поступать. Нельзя позволять страху одержать победу, ведь самое лучшее, что мы можем привнести в этот мир попросту противоречит трусости. И, безусловно, необходимо не бояться постоять за себя и за других людей, если на их стороне истина.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Вариант 4

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат является одним из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость. Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни. Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Образ Пилата

Произведение «Мастер и Маргарита» написано великим писателем двадцатого века Михаилом Булгаковым. Роман в романе является самым неоднозначным и сложным произведением. Благодаря такому написанию, читатель имеет возможность переносится во времени и познакомится с двумя разными, но связанными друг с другом историями, открывающими полную картину происходящего.

Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.

Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.

При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.

Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какую ошибку совершил онегин
  • Какую ошибку совершил обломов на службе
  • Какую ошибку совершил котька ответ
  • Какой программой проверить оперативную память на ошибки
  • Какой программой проверить озу на ошибки