Какую ошибку совершила соня мармеладова

Какое преступление совершила Соня Мармеладова, что писать в сочинении?

LionBlue
[44.3K]

более года назад 

Autho­r
[788K]

9 месяцев назад 

Персонаж романа Фёдора Достоевского из «Преступление и наказание». А на страницах романа в первый раз появляется в рассказе Мармеладова и при знакомстве с Раскольниковым, по-моему, в распивочной. Преступление Сони – это естественно убийство самой себя, а точнее собственной души. Человек отважилась пойти по «желтому билету» вроде как ради спасение от голода собственных младших братьев и сестер. Человек приняла все их муки на себя, к сожалению, тем самым загубив собственную душу.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Образ Сони
Мармеладовой в христианской

мысли Ф.М. Достоевского

Введение


Исключительную
роль в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского
сыграло подаренною в Тобольске женами
декабристов Евангелие, единственная
книга, которую дозволялось иметь арестантам.
Эта книга стала главной в библиотеке
Достоевского. Никогда он не расставался
с ней, она всегда лежала на виду на письменном
столе, он брал ее с собой в дорогу. В этой
книге около восьмидесяти помет, сделанных
Достоевским, которому открылся смысл
христианства. После каторги образ Христа
становится для Достоевского существенным
и определяющим началом его мышления –
интеллектуального, эстетического и духовного.
За два часа до своей кончины Достоевский,
«подозвав к себе сына, передал ему Евангелие,
прося бережно сохранять и никому не отдавать
этой охранявшей его в жизни от всех заблуждений
святыни». Анна Григорьевна не забывала
о завещании Федора Михайловича. Евангелие
хранилось в семье Достоевских «как дорогая
незабвенная память о нем».

Достоевский
– один из тех писателей, художественный
мир которых есть форма отражениях их
миропонимания, их мироотношения. Мораль
Достоевского тесно связана с его религией.
Любой читатель, вообще испытывающий связь
с Богом («религия» от лат «связь», «связывать»),
сможет почувствовать ее присутствие
в творчестве Достоевского. Очевидно,
вне христианства Достоевского нельзя
вполне понять его творчество. Христианская
мысль получила свое полноценное воплощение
в позднем творчестве Достоевского, в
том числе, конечно, в «Преступлении и
наказании». И одним из главных образов,
которые нельзя не рассматривать без христианской
мысли, Соня Мармеладова.


Соня Мармеладова —
«великая грешница»
и «святая»


Как
пишут авторы книги «Творчество
Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза»,
не спасением человечества, а себя самого
Раскольников на протяжении романа до
самого финала. Духовный путь Раскольникова
пролегает через самоосуждение, но в самоосуждении
героя (как это выплеснулось из подсознания
в его бредовых видениях) парадоксально
соединяются смирение и гордыня, главные
грех и добродетель. Отсюда, Раскольников
не готов признать себя «просто» грешником,
но непременно — «великим, великим грешником»,
о чем свидетельствует, как уже отмечалось,
переживание им своей вины как вины «всемирно-исторической».
И тут оказывается крайне важным, что в
финале рядом с ним находится Соня Мармеладова.
Говоря условно, с окончанием романа миссия
героини в судьбе Раскольникова еще не
исчерпана. Любовь Раскольникова к Соне
– путь к его воскрешению, к цельности
его самосознания, к преодолению дисгармонии
в жизни, к снятию личной трагедии в выходе
из себя к целому мира, к жизни вдвойне.

Соня
— дочь бывшего чиновника, титулярного
советника Семена Мармеладова, от первого
брака. Отец ее вновь женился — «из жалости»
— на нуждающейся вдове Катерине Ивановне.
И от этого брака есть дети. Муж начал пить,
совершенно опустился, и роман начинается
с того, что блуждающий по городу Раскольников
попадает в распивочную, встречает там
Мармеладова и узнает от него историю
его бедствий: как на долю семьи выпала
не только бедность, но и полнейшая нищета;
как однажды измученная чахоткой Катерина
Ивановна стала осыпать приемную дочь
упреками, почему та не помогает семье,
почему не делает того, что делают многие
другие, — после чего она пошла на улицу
и продала себя. Злые соседки доносят на
нее — Соня вынуждена получить желтый билет
проститутки, и теперь она содержит всю
семью своим бесчестием.

Соня
Мармеладова — это тоже трагическая
героиня; она тоже вынуждена принимать
решения в ситуации, когда «вопросы неразрешимы».
«Ненасытимое сострадание» — то самоотречение,
которое полностью обезоруживает ее, благодаря
которому она приемлет каждую судьбу без
суждения о ней, без осуждения ее, — приемлет
полностью и искренне. Это самоотречение
порождает в ней и ту гениальность сердца,
при которой чужая судьба сопереживается
как собственная — без какой-либо примеси
собственных интересов, самоутверждения
или ранимости. Соне присущ дар чистого,
бескорыстного соучастия.

Однако,
вера в исконный, изначальный, глубинный
смысл жизни спасает Соню и возвышает
ее над низостью бытия, печальной необходимостью
продавать свое тело и пятнать свою душу.
Соня верит в ежечасную возможность чуда,
исходящего от Бога. «Весь этот позор,
очевидно, коснулся ее
только механически;
настоящий разврат еще не проник ни одной
каплей в ее сердце: он это видел; она стояла
перед ним наяву… Однако пусть не говорят
и не пишут, — настаивает В. Кирпотин,
— что нравственность Сони
— это нравственность христианская».
Именно вера позволяет ей жить своей жизнью.
Евангелие для нее книга о жизни, о назначении
человека на земле, книга, помогающая
ей быть непреклонной в служении добру,
жертвовать собой. Соня отстаивает
религиозный способ жизни и верит, что
все в «мире выражает волю творения». Соня
Мармеладова живет, несмотря на всю окружающую
ее грязь, жизнью истинной христианки:
«Что ж бы я без Бога-то была?». Она ощущает
Его живое присутствие.

Соня
— «падшая», «блудница», «великая грешница»,
«юродивая», «дитя», «святая», «вечная
Сонечка». В образе ее можно увидеть и
черты Марии Магдалины, и черты Марии,
матери Христа. Подобно первой она блудница,
подобно второй она готова заступиться
за всех. Готовя отдельное издание романа,
Достоевский переработал эпизод, в котором
герой говорит Соне, что он своей сестре
«сделал сегодня честь», посадив Дунечку
рядом с нею. Первоначально, в журнальной
редакции, ответная реакция Сони выглядела
так: «…сидеть со мной! Честь! Да ведь я
недостойная!, я ведь бесчестная, я великая,
великая грешница!» В правке писатель
вычеркнул слова: «я великая, великая грешница!»
Изменение это имеет не стилистический,
а глубоко принципиальный характер: для
истинно христианского смирения Сони
Мармеладовой исключительность, выделенность
даже в грехе невозможна.

В
момент второго свидания с Соней
Раскольников с «невыразимым ужасом»
признается ей в преступлении. Соня
отвечает на это признание состраданием.
Она готова сострадать всем, всех оправдывать,
так или иначе, всех наставлять «на путь
истинный»… С этим образом Соню роднит
и чисто внешнее сходство, о котором пишет
Т.А. Касаткина. Одежда Сони. «На ней был
ее бедный, старый бурнус и зеленый платок».
Бурнус — это «накидка и верхняя одежда
разного вида, мужская и женская, будто
по образцу арабскому» (Толковый словарь
Вл. Даля). Для того, чтобы изобразить традиционную
одежду Марии — мафорий (одежду замужних
палестинских женщин), более всего, конечно
подходит бурнус. Зеленый цвет как цвет
земной жизни вообще напрямую связан с
образом Богородицы, Молельщицы и Предстательницы
перед Господом за человека и землю, за
всякую земную тварь. «Лицо ее еще носило
признаки болезни, похудело, побледнело,
осунулось. Она приветливо и радостно
улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко
протянула ему свою руку». Побледневшее,
похудевшее и осунувшееся лицо в результате
чего всегда увеличиваются, как бы проступают
— на лице глаза, выражение лица: привет,
радость — в сочетании с робко протянутой
рукой удивительно точно передает довольно
трудно описываемое впечатление от икон
с такого типа жестом — жестом моления,
ласки и привета.

Здесь
же – некая беззащитность. Но эта
беззащитность неравнозначна слабости.
Когда нужно, это «хрупкое существо»
проявляет необыкновенную силу. Несмотря
на всю свою любовь к Раскольникову, Соня
без колебаний повинуется голосу собственной
совести и противостоит Раскольникову
при его попытках оправдать себя философией
сверхчеловека. Она требует от него внутренней
правды и готовности к искуплению вины,
однако при этом глубоко сострадает ему:
«Что вы, что вы это над собой сделали!
– отчаянно проговорила она и, вскочив
с колен, бросилась ему на шею, обняла
его и крепко-крепко сжала его руками.
<…> Странная какая ты, Соня, — обнимаешь
и целуешь, когда я тебе сказал про
это
…». Принесенные ею жертвы, можно
сказать, естественны для нее. Когда она
едет в Сибирь, атмосфера каторги помогает
раскрыться лучшим сторонам се натуры.
С тою же естественностью она берет на
себя заботу о каторжниках, так что вскоре
«матушка Софья Семеновна» становится
известной и уважаемой личностью…

Свидригайлов
рассказывает Раскольникову о своей
невесте-ребенке: «А знаете, у ней личико
вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской
мадонны лицо скорбной юродивой, вам это
не бросилось в глаза?». Раскольникову
бросается в глаза другое — у Сонечки
«лицо юродивой», но сам он не соотносит
ее с Мадонной. Это соотнесение возникает
у читателей исподволь.

Соня
воплощает путь спасение Раскольникова.
Нельзя не вспомнить о том, что Соня снимает
квартиру у Капернаумов — фамилия, созвучная
с местом Капернаум, которое неоднократно
посещал Христос. И не случайно именно
здесь Соня пытается воскресить Раскольникова,
читая ему о том, как Христос воскресил
Лазаря. В сущности, прежде чем увидеть,
Раскольникову дано было — услышать.

Подготовление
к тому, чтобы образ Богородицы был увиден
героем и читателем, начинается постепенно,
но откровенно и явно — с того момента,
где описывается взгляд каторжников на
Соню. Для Раскольникова их отношение
к ней непонятно и обескураживающе: «Неразрешим
был для него еще один вопрос: почему все
они так полюбили Соню? Она у них не заискивала;
встречали они ее редко, иногда только
на работах, когда она приходила на одну
минутку, чтобы повидать его. А между тем
все уже знали ее, знали и то, что она за
ним последовала, знали, как она живет,
где живет. <…> Но мало-помалу между
ними и Соней завязались некоторые более
близкие отношения. <…> И когда она
являлась на работах, приходя к Раскольникову,
или встречалась с партией арестантов,
идущих на работы, — все снимали шапки,
все кланялись: «Матушка Софья Семеновна,
мать ты наша, нежная, болезная!..». Прочитав
этот отрывок, невозможно не заметить,
что каторжники воспринимают Соню как
образ Богородицы. Они сразу ее увидел.
— и динамика описания свидетельствует
лишь о том, что Соня становится покровительницей
и помощницей, утешительницей и заступницей
всего острога, принявшего ее в таковом
качестве еще до всяких внешних его проявлений.
Называют они ее «матушкой», «матерью»,
любят, когда она им улыбается — род благословения.
Ну и — конец венчает дело — явленный
образ Богоматери оказывается чудотворным:
«К ней даже ходили лечиться».

Отношение
каторжников к Соне совершенно непостижимо
для Раскольникова. Он — неверующий —
не видит явленного всем вокруг него. Нелюбовь
каторжников к Раскольникову, их благоговейная
любовь к Соне (и то, и другое — без видимых
причин), и непонимание Раскольниковым
их любви — все это лишь стороны одного
вопроса: именно, вопроса о вере.

А
отметки Достоевского в Евангелие неоднократно
подчеркивают его страстное убеждение,
что вера и жизнь, «живая жизнь» и жизнь
вечная, органически, неотъемлемо связаны.
И жизнь, истинная жизнь невозможна без
веры. «…Я сложил для себя символ веры,
в котором для меня все ясно и свято. Этот
символ <…>: верить, что нет ничего прекраснее,
глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее
и совершеннее Христа, <…> и быть не
может. <…> Если бы мне кто доказал,
что Христос вне истины, и действительно

было бы, что истина вне Христа, то мне
лучше хотелось бы оставаться со Христом,
нежели с истиной», — писал Достоевский.

Уже
то, что Соню принимают как свою
заступницу каторжники, заставляет предположить,
что лучшего названия для явленной ее
посредством иконы, нежели чем «Споручница
грешных», не придумать. Но и само чудо,
совершенное ее любовью над Раскольниковым,
— чудо над грешником, отвернувшимся от
Бога (т.е. — самым безнадежным, в каком-то
смысле), во спасение. Явление Сони перед
героем, подобное, по мнению Т.А.Касаткиной,
чудесному обнаружению, «творению» иконы.
Интересно, что сразу за «творением» иконы,
следует поклонение ей Раскольникова.
«Как это случилось, он и сам не знал, но
вдруг что-то как бы подхватило его и как
бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал
ее колени. В первое мгновение она ужасно
испугалась, и все лицо ее помертвело.
Она вскочила с места и, задрожав, смотрела
на него. Но тотчас же, в тот же миг она
все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное
счастье…».


Заключение


В.
Кирпотин пишет: Раскольников «бросил
родных он теперь совершенно один, ему
нужна Соня, как союзница в борьбе за осуществление
своего призвания и своей миссии. Раскольников
призывает Соню покинуть ее веру и пойти
с ним по его пути, для осуществления его
целей: Соня должна оставить Христа, поверить
в Раскольникова, убедиться в его правоте,
попытаться вместе с его средствами, исцелить
и искоренить страдания». Сближаясь
с Соней, Раскольников оставляет родных,
людей, морально чистых и необремененных
мыслью о всемирном порядке, считая себя
не достойным их любви. «Я сегодня родных
бросил,- сказал он, — мать и сестру. Я
не пойду к ним теперь. Я там все разорвал…
у меня теперь одна ты,- прибавил он. —
Пойдем вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе
прокляты, вместе и пойдем!» Он почувствовал
внутреннюю близость с Соней, «преступившей»
и вместе с тем оставшейся по эту сторону
«дрожащей твари» благодаря своему смятению
и боли: «Ты тоже переступила…. смогла
переступить…». Но когда Раскольников
хочет вовлечь ее в свои «сверхчеловеческие»
рассуждения о том, кто имеет право на
жизнь, а кто нет, она возражает: «Да ведь
я Божьего промысла знать не могу… И к
чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?
К чему такие пустые вопросы?». Это раскрывает
ее благоговение перед непостижимостью
святого. Ее христианское самопонимание
сводится к тому, что она, никак себя не
оправдывая — уже одно желание «понять»
означало бы попытку оправдать — и будучи
убеждена в своей вине, продолжает жить,
послушная велению Божию, готовая к покаянию
и исполненная такого доверия к Богу, которое
она едва ли когда-нибудь выразила бы словами,
обращенными к Богу.


Список используемой
литературы:

    Ашимбаева
    Н.Т., Сердце в произведених Достоевского
    и библейская антропология// Достоевский
    в конце XX века, издательство «Классика
    плюс», М., 1996.

    Бурсов И.Б.,
    Личность Достоевского, издательство
    «Советский писатель», Л., 1974.

    и т.д……………..
  • Зверева Светлана Викторовна, учитель русского языка

Домашнее задание к уроку:

  • дать своё толкование или найти в словарях
    определения следующих слов “крест”, “грех”,
    “святой”, “любовь”;
  • главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4;
    эпилог;
  • подумать над символичностью цифры “4”.

Общие цели урока:

  • дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
  • умение анализировать материал и делать выводы;
  • попробовать прочитать роман с христианской
    позиции;
  • подготовка к письменной работе (выстраивание
    логических цепочек, обобщение).

1. Постановка цели урока.

а) Вступительное слово учителя.

Все герои Достоевского несут тайну. Тайна
нелегка в познании. Своему брату в письме
Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если
будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что
напрасно потерял время”.

(На доске написан эпиграф – высказывание
Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова:
святая или …”, основные понятия.)

Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к
одной из тайн романа Достоевского.

– Какое слово можно противопоставить понятию
“святая”? (Грешница)

б) Запишем тему урока.

– Над чем нам следует подумать, чтобы ответить
на этот вопрос?
– Какие слова в теме рождают вопросы?

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём
тайна Сони?

2. Подготовка к восприятию материала.

– Давайте подумаем, что мы понимаем под словами
“крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация
домашнего задания:
сопоставительный анализ
толкований, подготовленных учащимися и
предложенных учителем).

– Крест (церк.) – символ вечной жизни;
– знак искупительного страдания;
– грех – поступок, противный закону Божию (по
В.Далю);
– святой (церк.) – человек, сумевший побороть грех в
собственной душе;
– непорочный и угодный Богу, первообраз человека
(В.Даль);
– любовь (церк.) – закон, связывающий человека и
Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

3. Работа с текстом
.

– Во имя чего переступила Соня?
– Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим
историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что
мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и
малолетним себя предала? Где дщерь, что отца
своего земного, пьяницу непотребного, не
ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет:
“Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и
теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила
много…” (ч.1, гл.2)

– У Достоевского дальше стоит многоточие, а
интересно узнать продолжение фразы? Вы
догадались, откуда Мармеладов цитирует эти
строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие
за то, что возлюбила она многое, а кому мало
прощается, тот мало любит”.)

– Как вы понимаете слова “возлюбила многое”?
Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту
любовь поднимается до любви к Богу, вспомним
толкование слова “любовь” по Достоевсому.)

– Что обрела Соня?

Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А
тебе бог что за это делает?” – “Всё делает”,-
отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)

Встреча с Соней произвела глубокое впечатление
на Раскольникова.

– Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня
совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям,
переступив через одну из заповедей – “не
прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже
преступница. Не случайно он говорит ей, что давно
её выбрал.)

– А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы
старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому,
что свершится, но выбор сделан. Только Соня
вернёт его к людям, от которых он уже ушёл,
решившись переступить черту.)

– Верит ли Раскольников в любовь?

При перечислении сверхлюдей он называет
Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди
этих людей нет одного … . Кого?

Иисуса Христа.
Почему? (Христос принёс веру,
закон любви и самопожертвования, а Раскольников
считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

– Для чего же Раскольников идёт к Соне?

(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт
мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же
самое будет) – значит, её жертва бессмысленна,
любовь бессильна.

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на
землю и принёс себя в жертву.

Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к.
ничего не меняется в мире.

в)
Позиция Сони ясна, но именно ей
признаётся в преступлении Раскольников.

– Чего он ждёт после признания?
– Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не
может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна,
потому я к тебе и пришёл
Разве ты не то же
самое сделала? Ты тоже переступила…смогла
переступить. Ты на себя руки наложила, ты
загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты
выдержать не можешь и, если останешься одна,
сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как
помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной
дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

– С точки зрения Раскольникова, они оба
преступники. Между своим и её “преступлением”
он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников=Соня)

Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его,
хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие
и именно про воскресение Лазаря!

4. Реализация домашнего задания.

– Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт
цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о
воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий
живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи!
Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: – 4 дня Лазарь лежит во гробе;

– 4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы
и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом
этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

– Какую аналогию, связь можно проследить?

Раскольников, сам того не ведая, надеется на
воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я
не старуху убил, я себя убил!”
(сцена
признания у Сони, ч.
5,
гл.4
).

– Две слезы – пока только две –“ выкатились”
из глаз Раскольников. Большие, очистительные
слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на
каторге.

Давно уже незнакомое ему чувство волной
хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не
сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его
глаз и повисли на ресницах”.

– Что же сказала Соня, какие слова так проникли в
душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!”

Соня верит, что через страдания человек может
воскресить душу и обрести любовь (а значит,
приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову
крест, как символ чего? (Смотри толкование слова
“крест” – символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”?

– С одной стороны, она нарушила христианскую
заповедь, сама о себе говорит “великая
грешница”.

– С другой стороны, процитируем слова апостола
Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в
котором человек погубит душу свою за други своя
”.

Соня совершила грех во имя спасения других,
уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то
была?”

(В истории христианской церкви была святая,
будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина),
которая впоследствии удалилась в пустыню,
преобразилась и стала святой.)

Ответим на это вопрос в конце урока.

5. Работа с дидактическим материалом.
(Приложение1)

Иоанн Лественичек, христианский просветитель,
живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в
виде лестницы, по которой человек движется к богу
или удаляется от него.

“На каждой ступеньке бес, готовый подставить
ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

– Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?
(Мать, Дуня, Соня)
– Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая
кровь по совести).

Задание:
попробуйте выстроить цепочку
движения человека к Богу и падение человека в ад.

(раздаются листочки с рисунками лестницы, где
нужно расположить следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание,
жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в
любовь, своеволие.

(Проводится сопоставительный анализ схем
учащихся со схемой на доске, предварительно
закрытой. Листочки на доске открываются
постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы
могут не совпадать, так как у каждого свой путь).

6.
Соня спасает Раскольникова. Он
обретает возможность “вечной жизни”. И
доказательство тому, что он стал верить в любовь,
– Евангелие под подушкой на каторге.

Выводы урока:

– Так кто же Соня: святая или грешница? –
Святая грешница!

(В теме, записанной на доске, делаются
изменения: стирается союз “или” и вместо
вопросительного знака ставится
восклицательный).

У нас на доске есть запись, с которой я не
согласна, в отличие от героя. А вы?

Посмотрите внимательно на доску: можем мы
что-нибудь изменить в выводах?

(Ребята хотят исправить “формулу”:
Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак
равенства.)

Такая святость в духе Достоевского. Он
разрушает каноническое представление святости.
И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже
десяти негрешивших.

Домашнее задание к уроку:

  • дать своё толкование или найти в словарях
    определения следующих слов “крест”, “грех”,
    “святой”, “любовь”;
  • главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4;
    эпилог;
  • подумать над символичностью цифры “4”.

Общие цели урока:

  • дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
  • умение анализировать материал и делать выводы;
  • попробовать прочитать роман с христианской
    позиции;
  • подготовка к письменной работе (выстраивание
    логических цепочек, обобщение).

1. Постановка цели урока.

а) Вступительное слово учителя.

Все герои Достоевского несут тайну. Тайна
нелегка в познании. Своему брату в письме
Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если
будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что
напрасно потерял время”.

(На доске написан эпиграф – высказывание
Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова:
святая или …”, основные понятия.)

Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к
одной из тайн романа Достоевского.

Какое слово можно противопоставить понятию
“святая”? (Грешница)

б) Запишем тему урока.

Над чем нам следует подумать, чтобы ответить
на этот вопрос?
— Какие слова в теме рождают вопросы?

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём
тайна Сони?

2. Подготовка к восприятию материала.

Давайте подумаем, что мы понимаем под словами
“крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация
домашнего задания:
сопоставительный анализ
толкований, подготовленных учащимися и
предложенных учителем).

Крест (церк.) — символ вечной жизни;
— знак искупительного страдания;
— грех – поступок, противный закону Божию (по
В.Далю);
— святой (церк.) — человек, сумевший побороть грех в
собственной душе;
— непорочный и угодный Богу, первообраз человека
(В.Даль);
— любовь (церк.) – закон, связывающий человека и
Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

3. Работа с текстом
.

Во имя чего переступила Соня?
— Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим
историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что
мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и
малолетним себя предала? Где дщерь, что отца
своего земного, пьяницу непотребного, не
ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет:
“Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и
теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила
много…” (ч.1, гл.2)

У Достоевского дальше стоит многоточие, а
интересно узнать продолжение фразы? Вы
догадались, откуда Мармеладов цитирует эти
строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие
за то, что возлюбила она многое, а кому мало
прощается, тот мало любит”.)

Как вы понимаете слова “возлюбила многое”?
Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту
любовь поднимается до любви к Богу, вспомним
толкование слова “любовь” по Достоевсому.)

Что обрела Соня?

Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А
тебе бог что за это делает?” — “Всё делает”,-
отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)

Встреча с Соней произвела глубокое впечатление
на Раскольникова.

Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня
совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям,
переступив через одну из заповедей – “не
прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже
преступница. Не случайно он говорит ей, что давно
её выбрал.)

А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы
старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому,
что свершится, но выбор сделан. Только Соня
вернёт его к людям, от которых он уже ушёл,
решившись переступить черту.)

Верит ли Раскольников в любовь?

При перечислении сверхлюдей он называет
Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди
этих людей нет одного … . Кого?

Иисуса Христа.
Почему? (Христос принёс веру,
закон любви и самопожертвования, а Раскольников
считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

Для чего же Раскольников идёт к Соне?

(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт
мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же
самое будет) – значит, её жертва бессмысленна,
любовь бессильна.

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на
землю и принёс себя в жертву.

Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к.
ничего не меняется в мире.

в)
Позиция Сони ясна, но именно ей
признаётся в преступлении Раскольников.

Чего он ждёт после признания?
— Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не
может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна,
потому я к тебе и пришёл
Разве ты не то же
самое сделала? Ты тоже переступила…смогла
переступить. Ты на себя руки наложила, ты
загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты
выдержать не можешь и, если останешься одна,
сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как
помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной
дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

С точки зрения Раскольникова, они оба
преступники. Между своим и её “преступлением”
он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников=Соня)

Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его,
хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие
и именно про воскресение Лазаря!

4. Реализация домашнего задания.

Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт
цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о
воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий
живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи!
Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: — 4 дня Лазарь лежит во гробе;

4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы
и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом
этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

Какую аналогию, связь можно проследить?

Раскольников, сам того не ведая, надеется на
воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я
не старуху убил, я себя убил!”
(сцена
признания у Сони, ч.
5,
гл.4
).

Две слезы – пока только две –“ выкатились”
из глаз Раскольников. Большие, очистительные
слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на
каторге.

Давно уже незнакомое ему чувство волной
хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не
сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его
глаз и повисли на ресницах”.

Что же сказала Соня, какие слова так проникли в
душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!”

Соня верит, что через страдания человек может
воскресить душу и обрести любовь (а значит,
приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову
крест, как символ чего? (Смотри толкование слова
“крест” — символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”?

С одной стороны, она нарушила христианскую
заповедь, сама о себе говорит “великая
грешница”.

С другой стороны, процитируем слова апостола
Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в
котором человек погубит душу свою за други своя
”.

Соня совершила грех во имя спасения других,
уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то
была?”

(В истории христианской церкви была святая,
будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина),
которая впоследствии удалилась в пустыню,
преобразилась и стала святой.)

Ответим на это вопрос в конце урока.

5. Работа с дидактическим материалом.
(Приложение1)

Иоанн Лественичек, христианский просветитель,
живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в
виде лестницы, по которой человек движется к богу
или удаляется от него.

“На каждой ступеньке бес, готовый подставить
ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?
(Мать, Дуня, Соня)
— Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая
кровь по совести).

Задание:
попробуйте выстроить цепочку
движения человека к Богу и падение человека в ад.

(раздаются листочки с рисунками лестницы, где
нужно расположить следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание,
жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в
любовь, своеволие.

(Проводится сопоставительный анализ схем
учащихся со схемой на доске, предварительно
закрытой. Листочки на доске открываются
постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы
могут не совпадать, так как у каждого свой путь).

6.
Соня спасает Раскольникова. Он
обретает возможность “вечной жизни”. И
доказательство тому, что он стал верить в любовь,
– Евангелие под подушкой на каторге.

Выводы урока:

– Так кто же Соня: святая или грешница? –
Святая грешница!

(В теме, записанной на доске, делаются
изменения: стирается союз “или” и вместо
вопросительного знака ставится
восклицательный).

У нас на доске есть запись, с которой я не
согласна, в отличие от героя. А вы?

Посмотрите внимательно на доску: можем мы
что-нибудь изменить в выводах?

(Ребята хотят исправить “формулу”:
Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак
равенства.)

Такая святость в духе Достоевского. Он
разрушает каноническое представление святости.
И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже
десяти негрешивших.

Соня Мармеладова- падшая или святая?
Автор: Достоевский Ф.М.
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Правда Сони Мармеладовой

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» у каждого героя есть своя правда, а именно, по каким законам и как жить. Соня Мармеладова – один из центральных образов романа, её правда особенно важна для понимания романа. Через мировоззрение Сони Мармеладовой автор выражает собственную точку зрения.

Правда Сони Мармеладовой отличается от других правд тем, что она действительно добрая и направлена на благо. Она связана с верой в Бога.

Сама героиня добрая и отзывчивая девушка, но из бедной семьи. Она ставит благополучие родных превыше собственного: чтобы обеспечить родителей и младших детей в семье, Соня пошла по «жёлтому билету», из-за чего она считает себя грешницей. Даже Родион говорит девушке о том, что она пошла против моральных законов и она такая же преступница, как и главный герой. Но суть этих преступлений контрастна: Соня не хотела проверять никакую теорию, а стремилась обеспечить семью. Она пошла на преступление не ради своих целей, это было самопожертвование во имя блага других.

Таким образом, смысл жизни Сони Мармеладовой – вера в Бога, сострадание другим, милосердие. Несмотря на все жизненные обстоятельства, трудности в жизни, девушка сохраняет чистоту и открытость души, сочувствие.

Соня верит не задумываясь, это словно заложено в ней изначально. Для неё все люди равны перед всевышним, все в итоге получат то, что заслуживают, и справедливость восторжествует.

Вера Сонечки может духовно воскресить не только саму героиню, но других. Она пытается направить Родиона на тропу истины, считает, что за убийцей стоит обычный человек, который просто «от Бога отошёл». Она верит, что даже он может подняться после грехопадения. Девушка на своём примере доказывает это герою: она читает Евангелие, при этом её бросает в жар, голос её дрожит и срывается. Соня не считает себя святой, она чувствует вину и стыд за совершённый грех.

Более того, после ссылки Родиона на каторгу, Соня регулярно навещает его и остальных ссыльных, помогает им. Она искупает собственный грех и даёт уроки милосердия другим.

Автор описывает контраст внутреннего конфликта главного героя и смирения в душе Сони Мармеладовой, но в конце побеждает именно мировоззрение Сони, так как оно направлено на любовь к людям, а не против них. Сам Ф.М.Достоевский был очень религиозным человеком, поэтому ему важно было показать силу веры, как она может воскресить душу человека и изменить других к лучшему.

Вариант 2

Соня Мармеладова — отзывчивая и бедная 18-летняя дочь спившегося чиновника Семена Захаровича. Она худая, небольшого роста. В жизни ей не повезло. Она рано потеряла мать, а ее отец спился. Соня стала проституткой, чтобы не голодали отец, мачеха, а также сводные сестры и брат.

Несмотря на ту грязь, в которой находится Соня, ее душа чиста. Ведь дух у нее мощный. Он не поломался в этих обстоятельствах. Стоит заметить, что когда мораль приходит в упадок, возможность нормальной жизни небольшая, а сама она становится всё труднее, дух препятствует гнёту обстоятельств и, если он хилый, то пропускает отрицательную энергию внутрь. Это разрушающе влияет на душу. Но дух дочери спившегося чиновника мощный, и, благодаря этому, в мучительных обстоятельствах её душа сохраняет чистоту. Обладая такой стойкостью, она смиренно учит окружающих исправлять изъяны, и сама постоянно убирает их из собственной души.

Соня Мармеладова не соглашается с «правдой» Раскольникова. Дочь Семена Захаровича не поддерживает его странную теорию. Ведь она жертвует собой для блага других и оказывает помощь остальным. Например, девушка способствовала тому, что Родион переосмыслил себя. Благодаря ей, он понял, что его теория не правильна. Под ее влиянием он осознает, что преступил закон зря.

Эта героиня помогла Родиону осознать, что ему нужно раскаяться, признаться в совершенном. Теория была не правильна, ведь она базировалась на делении всех на две категории по социальным признакам, а те не могут выразить всего человека. Соня своими поступками опровергает ее. Ужасающая бедность и унижение дочери чиновника не отражают ее сущность. Ведь она пожертвовала собой ради помощи бедствующим родственникам.

Правда Софьи Семеновны состоит в христианской вере и надежде на помощь Всевышнего, а также в кротости, прощении и доброте. Она считает, что нужно прожить жизнь подобающим образом и в последний час знать, что всегда поступал, как человек. Эта героиня полагает, стоит любить всех людей и идти на жертву ради них. Правда Сони — это ее вера в человека, в неискоренимость добра в сердце, в то, что милосердие, самопожертвование, всепрощение и любовь спасут человечество.

Соня считает, что причиной ужасного поступка Родиона является его атеизм. Она говорит, что он совершил преступление не только против ростовщицы, но и против Бога и себя самого.

Соня полагает, что единственно правильный путь для него — это покаяние и возвращение к вере в Бога. Она верит, что воскресила Родиона. Девушка готова разделить с ним наказание на каторге. С ее помощью Родион сперва понял необходимость признания в содеянном, а затем, ощутил настоящее раскаяние. Соня стала для него ангелом-хранителем, который укрепляет и поддерживает на тяжелом пути к нравственному перерождению.

Другие сочинения: ← Образ природы в лирике Есенина↑ ДругиеЧему учит произведение В дурном обществе →

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек – не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» — с другой.

Здесь искали:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Сочинение-рассуждение

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский создает двух главных героев, около которых непосредственно и разворачивается основной сюжет. Сонечка и Родион – две противоположности, но, несмотря на различия во взглядах и темпераменте, они раз за разом помогают друг другу преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, хотя сами не осознают значимости в жизни чужого по крови человека.

Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.

Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.

После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.

Родин запутался практически окончательно, но светлое чувство – любовь к Соне служит спасением его души. Раскольников сумел разглядеть в девушке чистую невинную душу. Сонечка вынуждена продавать свое тело ради содержания близких. Но гнусная профессия не способна убить в героине веру в Бога.

Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.

Сочинения

Достоевский — писатель, который часто писал философские произведения. Среди них и изученный нами роман Преступление и наказание. Герои Достоевского срастаются со своими идеями, которые превращаются в их сущность. И тут мы видим Соню и Раскольникова. Эти герои имеют как общее сходство, так и противоположность, что выражена в идее. Как раз в нашем сочинении мы и порассуждаем о правде Раскольникова и правде Сони.

Правда Сони и правда Раскольникова

Раскольников, как и Соня — это герои романа Достоевского, которые были в своем роде преступниками, вот только мотивы их преступлений отличаются, как отличается и жизненная философия. Мы видим, что Родионом движет эгоизм, где на убийство он идет только по той причине, чтобы убедиться к какому сорту людей он принадлежит. Теория Раскольникова в том, что люди делятся на две категории, где гении распоряжаются судьбами людей второго сорта. Вот как раз среди гениев ему и захотелось оказаться. А вот правда Сони в отличие от лжи убеждений Раскольникова заключается в том, что идет она на преступление, на панель только чтобы спасти мачеху и ее детей от голодной смерти.

В произведении мы видим, что правда Раскольникова делает его палачом, в то время как правда Сони в том, что девушка — заложница обстоятельств. И если герой успокаивает свою совесть, оправдывая свой поступок, тешит себя тем, что все сделано ради счастья человечества, которое в его лице приобрело гения, то Соня стыдится своей деятельности, она видит в промысле грех и замаливает его. И вот правда Родиона, что обосновывается на вседозволенности, наталкивается на правду Сони. Но не сразу принимает Раскольников правду девушки, которая заключалась в принятии Евангелия. Только на каторжных работах, после болезни он понял правду героини, которая шла дорогой Добра. На эту дорогу, с помощью Сони, станет и Родион, он обязательно очистится от гордыни и начнут герои новую жизнь, в чем уверен Достоевский.

Правда Сони и правда Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

А какую оценку поставите вы?

Соня – жертва, мученица

Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.

Образ Пугачева в повести “Капитанская дочка” – сочинение на тему

Раскольников – заложник своей теории

Родион Раскольников создал теорию, которая дала ему право “убивать во имя идеи”, чувствовать себя выше других. Он идёт на преступление с точки зрения морали, христианства и закона. Его ложная правда разрушает всю жизнь молодого человека. Она – наваждение, его мания величия, путь в никуда. Возомнив себя избранным, Раскольников выбирает жертву, смерть которой принесёт благо многим людям. Так он оправдывает своё желание проверить теорию. Не ради семьи, денег или спасения бедняков и нуждающихся герой избавляется от старухи-процентщицы. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного…” – так он признаётся Соне и самому себе в мотиве преступления.

Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”. Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.

Побеждает любовь

По сути персонажи – убийцы: Соня убивает себя морально, а Раскольников убивает двух слабых старух. Он тоже осознаёт, что убил себя, только несколько по-другому: через преступление он узнал, что не относится к людям высшей категории. Для Раскольникова это страшнее смерти, это крах его теории и всей жизни. В борьбе за душу Родиона Соня уговаривает его сдаться в полицию, читает Евангелие, обещает быть рядом. Она выполняет свои обещания: следует за Родионом в Сибирь, делает всё, чтобы его душа оттаяла, любит, не надеясь на взаимность.

В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.

Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения “Правда Раскольникова и правда Сони”.

Вера в Бога

Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.

Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня говорит ему, что это произошло только из-за того, что он «от бога отошел». За это он и был наказан: «поражен» богом.

Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.

Поступки Сонечки

Сама Соня считает себя грешницей, потому что ей пришлось продавать себя. И Раскольников говорит о том, что героиня тоже преступила нравственные законы, она, как и он, преступница, но убила она свою жизнь. Родион пока не способен понять, что цели этих преступлений и падений были разные. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету» не потому, что хотела проверить некую теорию, а потому что хотела помочь своим близким. Ее преступление против самой себя – это добро во имя другого человека. Способность к самопожертвованию – смысл ее жизни. Именно так должен поступать верующий человек.

Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.

С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.

Ни смотря на то, что главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Раскольников, все же центральное место занимает образ Сони Мармеладовой. Данная героиня вызывает у читателя чувства сострадания и уважения. Читая роман, с каждой страницей читатель все больше узнает героиню и утверждается в ее доброте и благородстве. Именно она показывает прекрасный пример, какими ценностями должен обладать каждый человек. Созданный Достоевским образ Сони и ее рассуждения заставят любого человека посмотреть в глубину своей души и полноценно ощутить, что происходит вокруг него.

Удивляют поступки Сони Мармеладовой. Они всегда искренние и отличаются открытостью. Она старается помочь каждому нуждающемуся, забывая о себе. Соня — истинная христианка и праведница. Лучше всего это становится видно, когда происходит признание Раскольникова. Как раз здесь проявляется ее «теория Бога». Для нее непонятно его поведение к людям и тем более то, что он смог переступить «Закон Божий». Соня уверена, что перед Богом все будут стоять одинаково: и богатые, и бедные; и ни один человек не может вершить судьбы других людей.

«Убивать? Убивать-то право имеете?» — возмущенно воскликнула Соня.

Конечно, героиня также совершила преступление, как и Раскольников:

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит ей Раскольников.

Единственное отличие между их преступлениями в том, что он убил другого человека, а она навредила только себе. Соня готова не только свой грех искупить, но и помочь сделать это и Раскольникову. Никто не сомневается даже, что она всегда будет поддерживать его и находится с ним рядом. И ни смотря на то, что главный герой с Соней черств и сух, она все равно хочет быть с ним, ехать за ним в Сибирь и помогать.Именно героиня, при чтение Раскольникову Евангелие, пробудила в нем любовь и чувство раскаяния.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»

Родион пришел к тому, о чем так долго твердила ему Соня. Он пересмотрел свое отношение к жизни и ее суть:

«Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…»

Достоевский специально создал совершенно противоположный образ Раскольникову и его теории. Соня переносит в роман взгляды самого писателя, его веру, доброту и, конечно же, любовь к другим людям.

Таким образом, можно сделать вывод, что Соня Мармеладова своими поступками и отношению к другим людям, полностью искупила все свои грехи.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.

Биография

Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.

У нас появилась новая характеристика Сони Мармеладовой.

Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.

Характер

Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова – чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.

Смирение – вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.

Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.

Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.

Значение образа

Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.

Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.

Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.

Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.

Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.

Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.

Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.

Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Понякин

    13/16

  • Лия Суфиянова

    12/16

  • Анна Дымовская

    13/16

  • Александр Левенских

    16/16

  • ‘saint’ Apocalypse

    16/16

  • Александр Сошников

    14/16

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какую ошибку совершила наташа ростова перед андреем болконским
  • Какую ошибку совершила бабушка красной шапочки
  • Какую ошибку совершил сквайр остров сокровищ
  • Какую ошибку совершил раскольников при убийстве
  • Какую ошибку совершил профессор преображенский