Календарь юлианский ошибка

Пришлось придумать новый: в чем критично ошибался юлианский календарь?

Когда мы говорим «по старому стилю», то имеем в виду именно его

14 октября 2022

Юлианский календарь — это календарь, который появился благодаря Юлию Цезарю. Римский политик предпринял реформу по совету александрийского астронома Созигена.

Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней. 

Цезарь пошел на установление года в 365 дней, начинающегося 1 января, для ограничения власти понтифика — верховного жреца, который устанавливал продолжительность года произвольно, удлиняя и укорачивая разные годы в личных целях.

Юлианский календарь ввели в Римской республике с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима.

В чем ошибка юлианского календаря?

Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е.

Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д.

Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»). С каждым годом расхождение между датами двух календарей возрастает. Однако на сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю».

Как легко перевести даты со старого стиля на новый 

Со временем разница между юлианским и григорианским календарями росла, что надо учитывать при переводе исторических дат в современное летоисчисление.

Исторические даты после III века нашей эры переводятся в современное летосчисление прибавлением к дате разницы, свойственной данному столетию. Например, Куликовская битва по данным летописей состоялась 8 сентября 1380 года, в XIV веке. Следовательно, по григорианскому календарю её годовщину нужно отмечать 8 сентября + 8 суток, то есть 16 сентября.

Юлианский календарь был принят в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря во главе с Созигеном создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.
Юлианский календарьЮлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь («старый стиль») — эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Ошибка юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней, в который добавляется один день — 29 февраля. Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д. Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»).

Юлианский календарь в православии

На сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю». Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог. Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года. Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид. Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Черногорская православная церковь и Польская православная церковь.

2017-09-13



logo

Священномученик Киприан Карфагенский:
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».

Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.)…

Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).

Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него…

Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».

Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: «Какое сегодня число?» Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.

А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.

Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.

Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.

И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.

Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.

А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.

Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от «календарного раздвоения личности», когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
«25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»».
3) Постепенно удалось бы преодолеть «большевистскую рокировку» НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к «маргинализации церкви», вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.

P.S.
— В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
— Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.

* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!​

Ровно 100 лет назад Российская республика прожила первый день по новому стилю. Из-за перехода от юлианского календаря к более точному григорианскому, который был принят в большинстве европейских стран еще в XVII веке, 13 первых дней февраля 1918 года просто выпали из календаря, и вслед за 31 января сразу наступило 14 февраля. Это не только помогло синхронизировать национальный календарь с календарями других стран, но и привело к тому, что день Великой Октябрьской революции в Советском Союзе, несмотря на название, стали отмечать 7 ноября, день рождения Пушкина — в июне, хотя родился он, как известно, 26 мая, а в середине января появился непонятный праздник — Старый Новый год. При этом Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, поэтому, например, православные и католики празднуют Рождество в разные дни.

Двадцать шестого января 1918 года был принят декрет, в соответствии с которым молодая советская Российская республика перешла на общепринятый в Европе григорианский календарь. Это привело не только к сдвигу дат, но и к некоторым поправкам при определении високосных годов. Для того чтобы разобраться, откуда берется расхождение между двумя календарями, рассмотрим сначала те природные процессы, которые использовались при их разработке.

Астрономия и календарь

Наиболее распространенные календари основаны на соотношении времен трех циклических астрономических процессов: вращения Земли вокруг своей оси, вращения Луны вокруг Земли и вращения самой Земли вокруг Солнца. Эти три процесса приводят к хорошо заметным на Земле периодическим изменениям: смене дня и ночи, смене фаз Луны и чередованию времен года соответственно. Отношение длительностей этих временных интервалов и лежит в основе подавляющего числа используемых человечеством календарей. Понятно, что существуют и другие астрономические события, заметные человеку на Земле, которые происходят с удобной регулярностью (например, в Древнем Египте наблюдали за восхождением Сириуса, которое имело тот же годовой цикл), но использование их для разработки календаря — все же скорее исключение.

Из трех указанных интервалов, с астрономической точки зрения, проще всего разобраться с самым коротким из них — длиной суток. Сейчас за промежуток времени, на основе которого, в частности, составляются календари, берут средние солнечные сутки — то есть средний период времени, за который Земля совершает оборот вокруг своей оси относительно центра Солнца. Солнечными сутки являются потому, что центр Солнца используется в качестве начала отсчета, а усреднять сутки за год приходится из-за того, что вследствие эллиптичности орбиты Земли и ее возмущения другими небесными телами период обращения нашей планеты меняется с течением года, и самые длинные и самые короткие сутки отличаются друг от друга почти на 16 секунд.

Второй из нужных для календаря временных промежутков — это год. Из нескольких возможных вариантов для определения промежутка продолжительностью в один год при составлении календаря используется сезонный цикл, который можно наблюдать, если смотреть на положение Солнца на небе с Земли, — так называемый тропический год. Он определяется по изменению эклиптических координат Солнца, и один годовой цикл соответствует изменению на 360 градусов его эклиптической долготы (то есть его продольного положения на небесной сфере, отсчитываемого от точки весеннего равноденствия, в которой пересекаются плоскость вращения Земли
вокруг Солнца и экваториальная плоскость Земли). При этом продолжительность года может немного варьироваться в зависимости от выбора начальной точки, и, как правило, в качестве начальной позиции выбирают именно точку весеннего равноденствия, потому что для нее погрешность определения длины года минимальна.

В основе наиболее распространенных сейчас солнечных календарей (в том числе юлианского и григорианского) лежит отношение времени суточного и годового периода. Это отношение, то есть длительность тропического года в сутках, конечно, не целое и составляет 365,2422. И от того, насколько близко календарь сможет подстроиться под это значение, напрямую зависит его точность.

Стоит отметить: несмотря на то, что длительность одного тропического года практически постоянна, из-за небольших возмущений орбиты Земли она все же немного меняется. Эти возмущения связаны с влиянием ближайших к Земле небесных тел, в первую очередь Марса и Венеры, все они периодические и имеют амплитуду от 6 до 9 минут. Период каждого из возмущений составляет два или три года, которые в совокупности
дают 19-летний нутационный цикл. Кроме того, длительность тропического года не совпадает с временем оборота Земли вокруг Солнца (так называемым сидерическим годом). Это связано с прецессией земной оси, которая приводит к возникновению отличия, которое сейчас составляет примерно 20 минут (длина сидерического года в сутках равна 365,2564).

Третий из используемых для составления календарей промежутков времени — синодический месяц. Он отсчитывается как время между двумя одинаковыми фазами Луны (например, новолуниями) и в среднем равен 29,5306 солнечных суток. Фазы луны определяются взаимным положением трех небесных тел — Земли, Луны и Солнца и, например, не соответствуют периодичности положения Луны на небесной сфере относительно звезд. Кроме того, как и тропический год, синодический месяц сильно колеблется по своей продолжительности.

Основанные на смене фаз Луны лунные календари использовались довольно широко, но в большинстве были вытеснены солнечными или солнечно-лунными календарями. Это объясняется как неудобством использования лунных календарей из-за заметных вариаций продолжительности месяца, так и естественной привязкой деятельности человека к сезонным изменениям погоды, которые можно связать с положением на небе Солнца, но не с фазой Луны. Сегодня лунные календари применяются, в основном, для определения дат религиозных праздников. В частности, лунным является мусульманский календарь, также по лунному календарю определяются и даты ветхозаветных христианских праздников, в первую очередь Пасхи.

Любой календарь основан на попытках связать между собой хотя бы два из этих временных интервалов. Но так как любые из этих отношений нельзя представить в виде обыкновенной дроби, то абсолютно точный календарь составить невозможно. Решить эту проблему можно относительно простым способом, вообще не прибегая ни к каким календарям, а используя только один интервал, например длину суток. Так предлагают поступать, например, астрономы, которые просто считают дни, начиная от определенной точки в прошлом (по современному календарю, эта точка соответствует полудню 24 ноября 4714 года до нашей эры). В этом случае любая временная точка определяется юлианской датой — дробным числом, которое соответствует числу суток, прошедших от начала отсчета.

На рисунке выше: Способ определения эклиптических координат небесного тела (например Солнца) на небесной сфере. Они отсчитываются от точки весеннего равноденствия.

Юлианский календарь

Но считать время только по дням все-таки не слишком удобно, и хочется иметь под руками временные интервалы большего масштаба. Даже понимая, что никакой календарь не позволит с абсолютной точностью описать связь между длительностью солнечных суток, тропического года и синодического месяца, можно добиться от него удовлетворительной точности. Именно в степени точности при описании отношения двух из трех этих интервалов и заключается разница между юлианским календарем и григорианским.

Оба этих календаря — солнечные, они предназначены для того, чтобы связать между собой длительность средних солнечных суток и тропического года. Мы знаем, что с астрономической точки зрения продолжительность тропического года составляет примерно 365,2422 суток. Чтобы составить календарь, это число надо каким-то образом описать так, чтобы в каждом календарном году было целое число суток. Проще всего это сделать, варьируя длительность года.

Самое грубое из приемлемых округлений дает 365,25 суток, и именно на нем строится юлианский календарь. Если при таком округлении средней длины года разбить год на 365 суток, то за каждые четыре года будет набегать ошибка в одни сутки. Именно отсюда и появляется структура календаря, в котором каждый четвертый год — високосный, то есть включает в себя на один день больше, чем обычно. Полный цикл такого календаря составляет всего четыре года, что и делает его очень простым в использовании.

Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введен в использование в 46 году до нашей эры. Интересно, что изначально дополнительный день в високосный год добавлялся не за счет введения новой даты — 29 февраля, а за счет дублирования 24 февраля.

Конечно, юлианский календарь — далеко не первый вариант солнечного календаря. Так, основой для всех современных солнечных календарей послужил древнеегипетский солнечный календарь. Он отсчитывался по положению на небе восходящего Сириуса и включал в себя 365 дней. И хотя египтяне понимали, что при такой системе счета очень быстро происходит, например, смещение дат солнцестояний и равноденствий, для удобства длительность года не менялась. Поэтому каждые четыре года происходило смещение на один день, и через 1460 лет (этот интервал называли Великим годом Сотиса) год возвращался к своей исходной позиции.

При этом в самом Древнем Риме юлианский календарь заменил использовавшийся до этого римский календарь, состоявший из десяти месяцев и включавший в себя 354 дня. Чтобы привести в соответствие длину календарного года с длиной тропического, каждые несколько лет к году добавлялся лишний месяц.

Юлианский календарь оказался значительно удобнее римского, однако все равно был не очень точным. Разница между 365,2422 и 365,25 все-таки велика, поэтому неточность юлианского календаря заметили довольно скоро, в первую очередь из-за смещения даты весеннего равноденствия. К XVI веку она сдвинулась уже на 10 дней относительно своей начальной позиции, установленной Никейским собором в 325 году на 21 марта. Поэтому, чтобы повысить точность календаря, было предложено внести поправки к существующей системе из високосных годов.

График смещения времени летнего солнцестояния в зависимости от года по григорианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время летнего солнцестояния в календарном обозначении (четверть суток соответствует шести часам).

Григорианский календарь

Новый календарь был введен в пользование папой Григорием XIII, выпустившим в 1582 году буллу «Inter gravissimas». Для более точного соответствия календарного года тропическому количество високосных годов в новом григорианском календаре по сравнению с юлианским уменьшилось на три за каждые 400 лет. Поэтому високосными годами перестали быть те, порядковые номера которых нацело делятся на 100, но при этом не делятся на 400. То есть 1900 и 2100 — не високосные, а вот, например, 2000 год был високосным.

С учетом введенных поправок длительность одного года в сутках по григорианскому календарю составила 365,2425, что уже намного ближе к необходимому значению в 365,2422 по сравнению с тем, что предлагал юлианский календарь. В результате предложенных поправок между юлианским и григорианским календарями за 400 лет набегает разница в три дня. При этом поправку проводили по смещению дня весеннего равноденствия по отношению к установленной Никейским собором дате — 21 марта 325 года, поэтому она составила всего 10 дней (следующим днем после 4 октября в 1582 году стало сразу 15 октября), и нулевая разница между календарями соответствует не первому веку нашей эры, а третьему.

Переход на более точный григорианский календарь в Европе происходил постепенно. Сначала, в 80-х годах XVI века, на григорианский
календарь перешли все католические страны, а в течение XVII и XVIII веков — постепенно и протестантские государства. Несмотря на то, что реформа Григория XIII была мерой Контрреформации, символически подчинявшей календарное время булле римского понтифика, ее объективные преимущества были слишком очевидны, чтобы ей можно было долго противиться из религиозных соображений.

В России же процесс перехода к уточненному календарю несколько затянулся: до 1700 года, когда большинство европейских стран уже жило по григорианскому календарю, в Российском царстве все еще было принято византийское летосчисление. С точки зрения определения високосных годов, византийский календарь, разработанный в VII веке, соответствовал юлианскому календарю, но отличался названиями месяцев, датой начала года (1 сентября) и точкой отсчета летосчисления. Если юлианский и григорианский календари точкой отсчета считают 1 января года, в который родился Иисус Христос, то в византийском варианте время считается «от сотворения мира», якобы пришедшегося на 5509 год до нашей эры. (Заметим, что при определении точного года рождения Христа, вероятно, была допущена ошибка в несколько лет, из-за чего по юлианскому календарю это должен быть не первый год нашей эры, а 7–5 года до нашей эры).

На юлианский календарь Россию перевел Петр I в 1700 году. С одной стороны, он видел необходимость «синхронизировать» историческое время России с европейским, с другой стороны, испытывал глубокое недоверие к календарю «папистов», не желая вводить «еретическую» пасхалию. Правда, старообрядцы так и не приняли его реформы и до сих пор отсчитывают даты по византийскому календарю. Новообрядческая православная церковь перешла на юлианский календарь, но при этом до начала XX века противилась введению более точного григорианского.

Из-за практических неудобств, возникавших при ведении международных дел, в результате несоответствия между календарями, принятыми в Европе и Российской империи, вопрос о переходе на григорианский календарь поднимался, особенно в течение XIX века, неоднократно. Впервые подобный вопрос обсуждался во время либеральных реформ Александра I, однако до официального уровня тогда так и не дошел. Более серьезно проблему календаря подняли в 1830 году, для этого даже был собран специальный комитет при Академии наук, но в результате Николай I предпочел отказаться от реформы, согласившись с доводами министра народного просвещения Карла Ливена о неготовности народа к переходу к другой календарной системе из-за недостаточной образованности и о возможных возмущениях.

В следующий раз серьезную комиссию по поводу необходимости перехода на григорианский календарь в Российской империи собирали уже в самом конце XIX века. Комиссия была образована при Русском астрономическом обществе, но, несмотря на участие в ней заметных ученых, в частности Дмитрия Менделеева, от перехода все равно было решено отказаться из-за недостаточной точности григорианского календаря.

При этом комиссия рассматривала вопрос перехода как на григорианский календарь, так и на еще более точный вариант, разработанный профессором Дерптского университета астрономом Иоганом Генрихом фон Медлером в 1884 году. Медлер предложил использовать календарь со 128-летним циклом, содержащим 31 високосный год. Средняя длина года в сутках по такому календарю составит 365,2421875 и ошибка в один день при этом накапливается за 100 тысяч лет. Однако и этот проект принят не был. Как утверждают историки, значительную роль в отказе от реформ сыграло мнение православной церкви.

Только в 1917 году, после Октябрьской революции и отделения церкви от государства, большевики приняли решение о переходе на григорианский календарь. К тому моменту разница между двумя календарями уже достигла 13 дней. Для перехода на новый стиль было предложено несколько вариантов. Первый из них предполагал постепенный переход за 13 лет, при котором каждый год вносилась бы поправка в один день. Однако в итоге был выбран второй, более радикальный, вариант, в соответствии с которым в 1918 году просто отменили первую половину февраля, так что после 31 января сразу наступило 14 февраля.

График смещения времени весеннего равноденствия по новоюлианскому календарю. По оси абсцисс отложены годы, по оси ординат — рассчитанное действительное время весеннего равноденствия в календарном обозначении (четверть суток соответствует шести часам). Синей вертикальной линией отмечен 1923 год, когда календарь был разработан. Период времени до этой даты считается по пролептическому новоюлианскому календарю, который расширяет датировку на более раннее время.

Юлианский календарь и православная церковь

Русская православная церковь до сих продолжает пользоваться юлианским календарем. Основная причина, по которой она отказывается от перехода к григорианскому календарю, — это привязка ряда церковных праздников (в первую очередь Пасхи) к лунному календарю. Для расчета даты Пасхи используется система пасхалий, которые исходят из сопоставления лунных месяцев и тропических лет (19 тропических лет довольно точно равны 235 лунным месяцам).

Переход на григорианский календарь, по мнению представителей Русской православной церкви, приведет к серьезным каноническим нарушениям. В частности, в некоторых случаях при использовании григорианского календаря дата католической Пасхи оказывается раньше даты иудейской или совпадает с ней, что противоречит Апостольским правилам. После перехода на григорианский календарь католики четыре раза праздновали Пасху раньше иудеев (все — в XIX веке) и пять раз — одновременно с ними (в XIX и XX веках). Кроме того, православные священники находят и другие причины не переходить на григорианский календарь, например сокращение длительности некоторых постов.

При этом часть православных церквей в начале XX века перешла на новоюлианский календарь — с поправками, введенными сербским астрономом Милутином Миланковичем (известным в первую очередь, благодаря описанию климатических циклов). Миланкович предложил вместо вычитания трех високосных годов каждые 400 лет проводить вычитание семи високосных годов каждые 900 лет. Таким образом, полный цикл новоюлианского календаря составляет 900 лет, что делает его еще более точным, но при этом и более сложным в использовании, даже по отношению к григорианскому.

Поправки Миланковича приводят к тому, что дата по новоюлианскому календарю может отличаться от григорианской как в большую, так и в меньшую сторону (в обозримом будущем — не более чем на один день). В данный момент даты новоюлианского и григорианского календаря совпадают, и ближайшее расхождение между ними появится только в 2800 году.

Точность новоюлианского календаря приводит к накоплению ошибки в один день за 43500 лет. Это значительно лучше, чем у григорианского календаря (один день за 3280 лет) и, уж конечно, юлианского (один день за 128 лет). Но, например, уже упоминавшиеся поправки Медлера, которые также рассматривались Русской православной церковью в качестве альтернативы юлианскому календарю, позволяют добиться в два раза большей точности (один день на 100 тысяч лет), даже несмотря на значительно более короткий цикл в 128 лет.

Возвращаясь к вопросу о датировке Октябрьской революции и дня рождения Пушкина, стоит отметить, что их датируют по новому стилю (то есть по григорианскому календарю), в скобках указывая дату по старому (юлианскому) стилю. Похожим образом поступают и в европейских странах для датировки даже тех событий, которые произошли до введения григорианского календаря, используя при этом так называемый пролептический григорианский календарь, то есть расширяя григорианское летосчисление на период до 1582 года.

Разница между датами католического и православного Рождества сейчас полностью соответствует разнице между юлианским и григорианским календарями. Соответственно, после 2100 года православное Рождество сдвинется с 7 на 8 января, и различие дат увеличится еще на один день.

Александр Дубов

Весь западный мир давно перешел на грегорианский календарь. Православная Церковь придерживается юлианского. Оправданна ли такая позиция? По этому поводу идут острые споры. Проблему комментирует физик, математик, философ Виктор ТРОСТНИКОВ.

Vremja_i_kalendar_250 Часто можно услышать, что юлианский календарь — единственно правильный, что это какой-то исконный сакральный календарь. Конечно , все это — плоды астрономического невежества. Что такое календарь? Календарь — это система счисления времени. Человек живет не только в пространстве, но и во времени, он должен иметь какие-то временные координаты наперед и в прошлое. Это счисление должно учитывать — и это необходимое требование — два природных цикла: суточный — ночь-день и цикл годичный, или климатический, упрощенно говоря, лето-зима. Мы знаем четыре времени года, но упрощенно можно говорить о двух сезонах. Летний, который начинается с весеннего равноденствия и кончается осенним равноденствием, и зимний — с осеннего равноденствия до весеннего. Таким образом, весеннее равноденствие — это начало лета. Если мы хотим вписаться в природный климатический цикл, мы должны создать такой календарь, который не отпускает далеко дату начала лета от действительного начала лета. Согласовать это с природным движением, т. е. с движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена под углом 22 градуса к вертикали. То она более подставляет Солнцу Северное полушарие, и тогда там лето. То она другой стороной отклоняется от Солнца, и тогда более обогревается Южное полушарие, а в Северном наступает зима. Климатический год есть период между двумя последовательными равноденствиями, от одного весеннего, скажем равноденствия, до следующего. Он играет огромную роль в жизни всей природы, эта цикличность сказывается и на человеке, и на всем живом. Поэтому календарь должен это учитывать. Но ведь какая досада: за период между двумя равноденствиями проходит не целое число суток. То есть пока Земля оборачивается вокруг Солнца и попадает в ту же точку весеннего равноденствия, вокруг своей оси Земля совершает не целое число оборотов. А именно: пока Земля проходит вокруг Солнца — совершает климатический цикл, за это время вокруг своей оси она совершает 365 оборотов плюс еще примерно четверть оборота. Да и с чего бы природа должна была синхронизовать эти циклы, для этого никаких оснований нет, это не связанные между собой вещи. Если бы даже при сотворении Господь установил такую точную кратность, то она все равно бы «съехала», так как вращение Земли вокруг своей оси замедляется из-за влияния Луны, как это известно из физики и астрономии. Бог, который Сам и предпослал законы физики и материи, не может их отменить, да и не было у Него такой цели. Бог дал законы астрономии, тяготения и проч, и пусть человек к ним приспосабливается, а календарь — человеческое изобретение, совершенно условная вещь, он введен для удобства и не имеет какого-то абсолютного значения.

Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский.

Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.

Но православный мир этой прибавки не принял, потому что за долгое время пользования юлианским календарем нагрузил его сакральным содержанием — святцами, а главное — пасхалией. И менять все это считали кощунством. Кто же был прав? Арбитром тут может служить только пасхалия. Праздновать память святым по новому стилю легко привыкнуть, а изменить составленное на 7980 лет вперед расписание Пасхи гораздо болезненнее. В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора! То есть нам пришлось бы сказать, что юлианское счисление неправильное, если бы не одно поразительное обстоятельство. Святой огонь в храме Воскресения в Иерусалиме нисходит на православную «неправильную» Пасху, а не на «правильную» католическую.

Как видим, все дело в вере. Христос сказал, что вера может сдвинуть гору с места. Оказывается, что она может сдвинуть с места и весеннее равноденствие.

Какое нам дело до астрономического солнца — всего лишь раскаленного камня, — когда у нас есть Солнце правды — Иисус Христос!

Пасха — событие не астрономическое

Как определяется день празднования Пасхи? Принцип расчета, принятый на Никейском соборе в 325 году, объясняет священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик Николо-Кузнецкого храма (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.

 — Почему на Никейском соборе был поставлен вопрос о пасхалии? Потому что до него в разных концах империи Пасху праздновали в разное время. В малоазиатских Церквах, например, тогда, когда мы отмечаем Чистый четверг, Тайную Вечерю, 14 нисана по еврейскому календарю. Но поскольку Церковь на тот момент в империи стала единой, решили праздновать Пасху все вместе — в ближайшее воскресенье после полнолуния, которое идет за весенним равноденствием по юлианскому календарю. (По дополнительному условию, если это воскресенье совпадет с иудейской Пасхой, христианскую передвигают на неделю дальше.) Почему привязали Пасху к юлианскому календарю? Он оказался очень удобным в отличие от других календарей — лунного, солнечного, звездного и т. д. Он как бы промежуточный между этими календарями, сочетает и лунный, и солнечный циклы и обладает хорошей периодичностью. Раз в 28 лет даты в нем совпадают с днями недели, а раз в 19 лет — с фазами луны. По нему легко рассчитать, когда случилось то или иное событие в прошлом. Скажем, в историческом источнике написано: когда при императоре Феодосии I произошла такая-то битва, было лунное затмение и был четверг. В каком году это случилось? Чтобы произвести подобный расчет, даже григорианцы сейчас переходят на юлианский календарь, с помощью которого это делается мгновенно.

Да, весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием, но точно оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Реально точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она плавает, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново.

Привязка к весеннему равноденствию возникла потому, что события Воскресения Христова происходили на еврейскую Пасху, а Пасха в древнем Израиле была связана с посевной кампанией. И календарная реформа папы Григория XIII была вызвана тем, что он хотел праздник удержать в пределах ветхозаветной традиции, которая соотносила его с днями урожая. Католики испугались, что через тысячи лет Пасха будет служиться осенью, и решили, изменив календарь, привязать Пасху к весне. Но и по юлианскому календарю мы из весны выйдем не скоро, а, может быть, и вообще не выйдем, если до этого случится Второе Пришествие. И главное, мы же во время Пасхи празднуем не биографическое событие, не день рождения — эти земные привязки для религиозной жизни не имеют большого значения. Что и подтверждает, в частности, схождение Благодатного огня.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Обновлено: 04.06.2023

Ошибка юлианского календаря

Юлианский календарь в православии

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Черногорская православная церковь и Польская православная церковь.

Юлианский день

измененный юлианский день — (МСЭ R TF.686). Тематики электросвязь, основные понятия EN modified julian day … Справочник технического переводчика

юлианский — юлианская, юлианское . Только в выражениях: юлианский календарь, юлианское летосчисление – календарь, к рый был принят в России до Октябрьской революции, отстававший по сравнению с ныне действующим (григорианским, установленным в … Словарь иностранных слов русского языка

ЮЛИАНСКИЙ — ЮЛИАНСКИЙ, юлианская, юлианское (лат. Julianus). Только в выражениях: юлианский календарь, юлианское летосчисление календарь, который был принят в России до Октябрьской революции, отстававший по сравнению с ныне действующим (грегорианским,… … Толковый словарь Ушакова

Юлианский календарь — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный Календарная эра Вставка високосов 1/4 Другие календари Армелина · Армянский: языческий, христианский … Википедия

Юлианский год (астрономия) — Юлианский год (символ: a) единица измерения времени. Один юлианский год равен 365,25 юлианским дням по 86 400 секунд СИ каждый, то есть в точности 31 557 600 секунд. Это средняя продолжительность года в юлианском календаре,… … Википедия

Юлианский год — В астрономии, Юлианский год (символ: a) единица измерения времени. Один Юлианский год равен 365,25 дням по 86 400 секунд СИ каждый, то есть в сумме 31 557 600 секунд. Это средняя продолжительность года в Юлианском календаре, использовавшемся до … Википедия

День весеннего равноденствия — Даты и время солнцестояний и равноденствий по UTC год Равноденствие Март Солнцестояние Июнь Равноденствие Сентябрь Солнцестояние Декабрь день время день время день время день время 2002 20 19:16 21 13:24 23 04:55 22 01:14 2003 21 … Википедия

Юлианский календарь — старый стиль, система летоисчисления, введенная Юлием Цезарем в 46 до н. э. В Ю. к. високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (например, 1900, 1976, 1980 и т. д.); т. о., средняя продолжительность года в этом календаре… … Большая советская энциклопедия

Юлианский календарь — система счисления времени, разработанная александрийским астрономом Созигеном и введенная Юлием Цезарем в 45 г. до н. э. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Год по юлианскому календарю начинается 1… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

ДЕНЬ ЮЛИАНСКИЙ — Для некоторых вычислений полезно элиминировать месяцы и годы и получить время в сутках. Для этой цели существует таблица юлианских дней, указывающая для каждой даты число эфемеридных суток, прошедших с 1 января 4713 г. до н. э. На 1 января 1970 г … Астрологическая энциклопедия

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь.
Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

Юлианский и григорианский календари

Дата Век Рассчитать Юлианский календарь Григорианский календарь save Сохранить extension Виджет

Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.).

Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).

Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него.

Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: «Какое сегодня число?» Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.

А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.

Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.

Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.

А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.

P.S.
— В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
— Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.

* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!​

13 января последний день года по юлианскому календарю. С чем вас и поздравляем! Самое время разобраться с причинах временного кретинизма, которым веками «хворают» жители России.

Как все начиналось

Двоекалендарие

Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников.

Попытка — пытка

На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря.

Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали.

Самый короткий год

Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!

Старый стиль

Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года.

Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает непереходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.

В большинстве стран в качестве официального используют григорианский календарь. Однако, еще несколько столетий назад основным был юлианский календарь. Но он был настолько несовершенен, что мы отстали на несколько дней. Эта ошибка привела к появлению григорианского календаря. Переход от календаря к календарю привел к некоторым странным явлениям, например, странам пришлось перескочить сразу через десять дней.

Представьте, что вы ложитесь спать 4 июля и просыпаетесь, чтобы обнаружить, что сейчас 15 июля. Такие страны, как Швеция, попытались этого избежать, внося в календарь небольшие изменения. Однако они потерпели неудачу и все закончилось появлением странных дат, таких как 30 февраля. Григорианский и юлианский календари не единственные, вызвавшие проблемы. Римский, французский и Советский календари также принесли с собой головную боль.

10. После принятия григорианского календаря в 1582 году большая часть Европы потеряла десять дней

Фото: Wikimedia Commons

9. В 1712 году в Швеции было 30 февраля

Первая попытка Швеции принять григорианский календарь закончилась катастрофой – и единственной в своем роде датой 30 февраля. В конце 1600-х годов Шведская империя решила перейти от юлианского календаря к григорианскому. Вместо того, чтобы пропустить 11 дней одним махом, они решил пропускать каждый високосный год в период с 1700 до 1740 год. Так, чтобы 29 февраля не было до 1740 года.

По какой-то причине к 1708 году империя пропустила только один високосный год, что нарушило синхронизацию с юлианским и григорианским календарями. На тот момент у Швеции было два варианта: либо добавить дополнительный день к году, чтобы присоединиться к юлианскому календарю, либо перепрыгнуть десять дней, чтобы присоединиться к григорианскому календарю. Они выбрали первое. В 1712 году Швеция добавила дополнительный день к февралю. Учитывая, что 1712 год уже был високосным, дополнительный день сделал февраль полноценным 30-дневным месяцем. В 1753 году Швеция перешла на григорианский календарь. Они пропустили 11 дней и перескочили с 17 февраля на 1 марта.

8. В 1752 году Британия потеряла 11 дней

В то время как большая часть Европы приняла григорианский календарь в октябре 1582 года, Британия придерживалась юлианского календаря до сентября 1752 года. Переход на другой календарь был озвучен ранее, когда парламент принял Акт 1750 года о переходе на новый календарь (новый стиль). Первый переход произошел в 1751 году, когда в Британии год составлял 282-дня. Год начался 25 марта (новый год по юлианскому календарю) и закончился 31 декабря по григорианскому календарю. Тем не менее, Британия все еще отставала от остальной Европы на 11 дней. Это компенсировал прыжок со 2 сентября 1752 года на 14 сентября 1752 года.

7. Из-за смены календаря правительственные работники Саудовской Аравии потеряли зарплату

В исламском календаре хиджра год состоит из 354 дней и разделен на 12 месяцев, состоящих из 29 или 30 дней. Это означает, что он на 11 дней короче, чем год по григорианскому календарю. Это было головной болью правительства Саудовской Аравии, поскольку большинство стран, с которыми оно ведет бизнес, используют григорианский календарь.

В 2016 году государство решило сократить расходы, по крайней мере в отношении оплаты труда госслужащих, когда с 1 октября 2016 года перешло на григорианский календарь. Государственные служащие потеряли 11 дней работы и зарплаты. Работники частного сектора ничего не потеряли, поскольку они уже следовали григорианскому календарю.

6. В России День Святого Валентина был сразу после 31 января

Фото: Wikimedia Commons

В ноябре 1917 года большевики начали революцию, свергнув российское правительство. Вскоре революция перетекла в войну, в которой победили большевики. Это положило начало Советскому Союзу и вознесению лидера революции Владимира Ленина в качестве его первого лидера. Еще во время боевых действий в 1918 году большевики провели ряд реформ, в том числе совершили переход от юлианского календаря к более современному и популярному григорианскому. К этому моменту юлианский календарь отставал на 13 дней.

Сначала большевики предлагали убрать день из каждого следующего года в течение 13 лет, но потом решили перескочить сразу на 13 дней. Так с 31 января 1918 года они перешли на 14 февраля 1918 года. Именно смена календарей стала причиной того, почему ноябрьская революция 1917 года называется Октябрьской революцией. По юлианскому календарю она произошла в конце октября.

5. В Древнеримском календаре было 445 дней

Фото: Bauglir

До юлианского календаря был римский календарь. Он появился и использовался в Древнем Риме вплоть до 1 января 45 г. до н. э., когда по приказу Юлия Цезаря его заменил юлианский календарь. Римский календарь был лунным календарем, основанным на непосредственном наблюдении Луны древнеримскими жрецами. Первоначально он состоял из 304 дней, разбитых на 10 месяцев, начинался в марте и заканчивался в декабре. Январь и февраль добавили позже, когда год увеличили до 354 и 355 дней.

4. В 1793 году Франция уничтожила свой календарь

Фото: Philibert Louis Debucourt

В конце 1700-х годов французские крестьяне восстали против могущественной французской монархии. Это была печально известная французская революция. Разгневанные крестьяне казнили короля Людовика XVI и его жену Марию Антуанетту на гильотине. Однако, они не добились своих целей до того, как Наполеон Бонапарт захватил власть в 1799 году. 24 ноября 1793 года в попытке отделить государство от церкви, революционеры ввели французский революционный календарь (также называемый республиканским). Календарь состоял из 12 месяцев и имел 365 или 366 дней. Каждый месяц длился 30 дней. Остальные пять или шесть дней прибавлялись к концу года. Недель не было. Месяц был разделен на три декады по 10 дней. Граждане работали девять дней и отдыхали на десятый. Первые проблемы возникли из-за недостаточного количества выходных дней — рабочие отдыхали всего три дня в месяц.

Еще больше проблем возникало из-за дня, когда год начинался. Революционеры назначили начало года революционного календаря на первый день осеннего равноденствия. Однако осеннее равноденствие не имеет фиксированной даты и может выпасть между 22 и 24 сентября.
Это означало, что, когда праздновать Новый год всегда будут решать революционеры. Фактически они объявили 22 сентября 1792 года началом первого года революционного календаря, хотя календарь был введен в ноябре 1793 года.

Так что первого года не было. Они перешли с 1793 года по григорианскому календарю на второй год по революционному календарю. У революционеров тоже были проблемы с високосными годами. Они приходились на нечетные годы 3, 7 и 11, хотя каждый четвертый год объявили високосным. 1 января 1806 года Франция вернулась к григорианскому календарю. Революционный календарь ненадолго снова ввели в 1871 году.

3. В 1929 году Советский Союз тоже уничтожил календарь

Фото: Wikimedia Commons

Однако получалось, что выходные у близких родственников приходятся на разные дни недели. Жены работали, когда мужья дома, дети были дома, когда родители работали, и так далее. Это разделяло друзей и приводило к распаду семей. Правительство попыталось решить эту проблему, предоставив семьям единый выходной день. Это не сработало. Тогда 23 ноября 1931 года правительство ввело календарь шестидневки – шестидневной недели. Все работали пять дней и отдыхали на шестой день. Это плохо влияло на производительность, потому что люди не отдыхали должным образом. Машины также ломались, потому что они были перегружены работой. В июне 1940 года Советский Союз вернулся к григорианскому календарю.

2. В 4909 году нам нужно будет убрать лишний день из григорианского календаря

Григорианский календарь не идеален. Хотя он исправил несколько недостатков юлианского календаря, у него также есть свои недостатки. В среднем длина григорианского года составляет 365,2425 дня, но, как упоминалось ранее, длина солнечного года составляет 365,24219 дня.

Благодаря високосным годам мы уже наверстали упущенное, но григорианский календарь все еще отстает на 26 секунд. Это означает, что к 4909 году мы будем отставать на целый день. Так что в далеком будущем (если люди еще будут существовать) нам придется убрать этот лишний день из 4909 года. Может быть, люди будущего сделают иначе и объявят високосный год наоборот, сделав в феврале 4909 года всего 27 дней.

1. В пересмотренном юлианском календаре в 2800 году не будет високосного года

Мы уже упоминали, что юлианский календарь повсеместно не используется. Однако он продолжает жить, потому что Восточная православная церковь использует его для определения своих праздников. Многие из его недостатков были исправлены сербским ученым Милутином Миланковичем с помощью пересмотренного юлианского календаря, который он предложил в 1923 году.

Пересмотренный Юлианский календарь синхронизирован (с точки зрения того, какой это день) с Григорианским календарем и солнечным годом. Отчеты даже указывают на то, что он более совершенен, чем григорианский календарь. Он имеет погрешность всего в две секунды в год, в отличие от 26-секундной ошибки в григорианском календаре. Однако календари никогда не смогут быть идеальными. Пересмотренный юлианский календарь перестанет совпадать с григорианским календарем в 2800 году. В пересмотренном юлианском календаре этот год будет обычным годом без 29 февраля, хотя в григорианском календаре год будет високосным.

Читайте также:

      

  • Проект театр глазами детей в детском саду
  •   

  • Как нарисовать мышку в детском саду
  •   

  • Может ли рядовой гражданин влиять на политику кратко
  •   

  • Как дубай стал богатым городом кратко
  •   

  • Что такое мысли кратко

11 января 1700 года в России вместо византийского календаря был введен юлианский календарь. Император Петр I, не мудрствуя лукаво, взял да и обрезал 1699 год, перенеся его начало с 1 сентября на 1 января. Таким образом, тот год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Наша страна жила по календарю, придуманному древнеримским правителем Юлием Цезарем, до 1918 года. SPB.AIF.RU вспоминает, когда появился Юлианский календарь, его преимущества и недостатки.

Правило костяшек

Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с ученым Созигеном. Но древнеримский государственный деятель Гай Юлий Цезарь был человеком мудрым, понимал, как можно войти в историю навеки, поэтому дал новшеству свое имя.

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь Фото: репродукция

Введен был календарь 1 января 45 года до нашей эры.

Особенность его в том, что время в нем структурировано. Год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется 1 день – 29 февраля. Таким образом, юлианский год имеет среднюю продолжительность 365,25 дней. В этом состоит главный минус исчисления, так как данный срок больше тропического (солнечного) года примерно на 11 минут. Из-за этого с годами начали появляться несоответствия.  

Но были и очевидные удобства, которыми мы пользуемся и по сей день. Как известно, в каждом месяце разное количество дней, 30 или 31 (исключение – февраль). Но мало кто помнит количество этих дней. Тогда на помощь приходит «правило костяшек» на руках, по которым легко определить, длинный это месяц или короткий. Если начать с левой руки, то на первую костяшку попадает январь – 31 день, за костяшкой идет ямка – февраль, затем снова костяшка – март – 31 день. Хитрость в том, что при переходе с левой на правую руку идут подряд две костяшки, они означают июль и август, в которых, как известно, по 31 дню.

 Как мы уже сказали выше, несовершенство Юлианского календаря состоит в его невысокой точности. Из-за лишних ежегодных 11 минут каждые 128 лет накапливается лишний день. Рождество, например, которое изначально совпадало с зимним солнцестоянием, за 16 веков серьезно сдвинулось в сторону весны. Смещение пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок.

Поэтому уже в 1582 году в католических странах Юлианский календарь был заменен на более точный. Постановил переход на новое время папа Григорий XIII и «скромно» назвал календарь Григорианским. Постепенно, в течение нескольких веков, европейские страны переходили на новые рельсы. Так же, как и в Юлианском, в Григорианском есть високосный год. Однако раз в 100 лет он отменяется, благодаря чему исключаются накопившиеся сутки.

По старому стилю

Князь Владимир Святославович.

Князь Владимир Святославович. Фото: репродукция

Первым в России Юлианский календарь попытался ввести князь Владимир Святославович еще в X веке. Однако явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранились образцы деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по Юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре, который вел начало от сотворения мира.

Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников. Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, о начале или завершении полевых работ.

В современной жизни сохранились такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала. 

Проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря. Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали. Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Официально трансформировать летоисчисление удалось только Петру I. Любопытно, что к тому времени Европа уже пару веков как перешла на более точный Григоринский календарь, Петр же утвердил устаревший.

Григорианский был установлен в России 24 января 1918 года, после того, как к власти пришли большевики. В соответствии с ним была введена поправка на 13 суток. Год в григорианском исчислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет.

А за Юлианским календарем закрепилось название «старый стиль». По нему продолжает жить Православная церковь, которая сохраняет традиции. Сегодня по Юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. И всего два государства – Эфиопия и Таиланд. Последней страной, которая приняла это наиболее точное исчисление, был Китай, который ввел Григорианский стиль в 1949 году.

Смотрите также:

  • Разбросаны по всему миру. В эти дни отмечается 400 лет дому Романовых →
  • Бородатая история. Как Петр I пытался научить горожан бриться →
  • От парадного подъезда до кабинета →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каландр gmp ошибки
  • Кал оф дьюти ошибка при запуске 0xc0000906
  • Кал оф дьюти ошибка 6164
  • Кал оф дьюти ошибка 6036
  • Кал оф дьюти ошибка 5027