Карточка
№ 1
1. Вставь
пропущенную орфограмму, объясни написание:
Добры моло..цы,
ле..кий мороз, гла..кий лед, мя..кий снег, интересная ска..ка, быстрые
сала..ки, большая про..ьба, сла..кие пиро..ки, сколь..кая доро..ка, сторо..ка
лесника, высокие бере..ки, ни..кая избу..ка, новая блу..ка.
2. Выполни
фонетический разбор слова – снег.
Карточка
№1
1. Вставь
пропущенную орфограмму, объясни написание:
Добры моло..цы,
ле..кий мороз, гла..кий лед, мя..кий снег, интересная ска..ка, быстрые сала..ки,
большая про..ьба, сла..кие пиро..ки, сколь..кая доро..ка, сторо..ка лесника,
высокие бере..ки, ни..кая избу..ка, новая блу..ка.
2. Выполни
фонетический разбор слова – снег.
Карточка
№ 1
1. Вставь
пропущенную орфограмму, объясни написание:
Добры моло..цы,
ле..кий мороз, гла..кий лед, мя..кий снег, интересная ска..ка, быстрые
сала..ки, большая про..ьба, сла..кие пиро..ки, сколь..кая доро..ка, сторо..ка
лесника, высокие бере..ки, ни..кая избу..ка, новая блу..ка.
2. Выполни
фонетический разбор слова – снег.
Карточка
№ 1
1. Вставь
пропущенную орфограмму, объясни написание:
Добры моло..цы,
ле..кий мороз, гла..кий лед, мя..кий снег, интересная ска..ка, быстрые
сала..ки, большая про..ьба, сла..кие пиро..ки, сколь..кая доро..ка, сторо..ка
лесника, высокие бере..ки, ни..кая избу..ка, новая блу..ка.
2. Выполни
фонетический разбор слова – снег.
Карточка № 1
1. Вставь пропущенную орфограмму, объясни
написание:
Добры моло..цы,
ле..кий мороз, гла..кий лед, мя..кий снег, интересная ска..ка, быстрые
сала..ки, большая про..ьба, сла..кие пиро..ки, сколь..кая доро..ка, сторо..ка
лесника, высокие бере..ки, ни..кая избу..ка, новая блу..ка.
2. Выполни
фонетический разбор слова – снег.
Карточка
№ 2
1. Прочитай,
вспомни сказку. Вставь пропущенное слово, запиши. Подчеркни главные члены.
_________потеряла
хрустальный башмачок.
________очень
подружилась с семью гномами.
2. Запиши, заменяя
слова, обозначающие признак предмета, словами противоположными по значению. В
скобках пиши проверочные слова.
Образец: смелый
мальчик- робкий (робок)
Густой суп – …
Частый гость – …
Высокий дом – …
Далекий путь – …
Горький плод – …
Твердый характер –
…
Карточка
№ 2
1. Прочитай,
вспомни сказку. Вставь пропущенное слово, запиши. Подчеркни главные члены.
_________потеряла
хрустальный башмачок.
________очень
подружилась с семью гномами.
2. Запиши, заменяя
слова, обозначающие признак предмета, словами противоположными по значению. В
скобках пиши проверочные слова.
Образец: смелый
мальчик- робкий (робок)
Густой суп – …
Частый гость – …
Высокий дом – …
Далекий путь – …
Горький плод – …
Твердый характер –
…
Карточка
№ 2
1. Прочитай,
вспомни сказку. Вставь пропущенное слово, запиши. Подчеркни главные члены.
_________потеряла
хрустальный башмачок.
________очень
подружилась с семью гномами.
2. Запиши, заменяя
слова, обозначающие признак предмета, словами противоположными по значению. В
скобках пиши проверочные слова.
Образец: смелый
мальчик- робкий (робок)
Густой суп – …
Частый гость – …
Высокий дом – …
Далекий путь – …
Горький плод – …
Твердый характер –
…
Карточка
№ 2
1. Прочитай,
вспомни сказку. Вставь пропущенное слово, запиши. Подчеркни главные члены.
_________потеряла
хрустальный башмачок.
________очень
подружилась с семью гномами.
2. Запиши, заменяя
слова, обозначающие признак предмета, словами противоположными по значению. В
скобках пиши проверочные слова.
Образец: смелый
мальчик- робкий (робок)
Густой суп – …
Частый гость – …
Высокий дом – …
Далекий путь – …
Горький плод – …
Твердый характер –
…
Шероховатая доска-
…
Карточка
№ 3
Д о п и ш и т е
предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные
слова.
Тополь высокий, а
ш..повник … .
Р..ка широкая, а
ручей … .
Камень т..желый, а
пух … .
Ре..ька горькая, а груша …
Карточка
№ 3
Д о п и ш и т е
предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные
слова.
Тополь высокий, а
ш..повник … .
Р..ка широкая, а
ручей … .
Камень т..желый, а
пух … .
Ре..ька горькая, а груша …
Карточка
№ 3
Д о п и ш и т е
предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные
слова.
Тополь высокий, а
ш..повник … .
Р..ка широкая, а
ручей … .
Камень т..желый, а
пух … .
Ре..ька горькая, а груша …
Карточка
№ 3
Д о п и ш и т е
предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные
слова.
Тополь высокий, а
ш..повник … .
Р..ка широкая, а
ручей … .
Камень т..желый, а
пух … .
Ре..ька горькая, а груша …
Карточка
№ 3
Д о п и ш и т е
предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные
слова.
Тополь высокий, а ш..повник … .
Р..ка широкая, а
ручей … .
Камень т..желый, а
пух … .
Ре..ька горькая, а груша …
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,ропкий,
кокти, варешки,лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий,кокти, варешки, лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий, кокти, варешки,лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий, кокти, варешки, лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий, кокти, варешки, лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий, кокти, варешки лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 4
Запиши, и с п р а в ь т е
ошибки. Напишите проверочные слова.
Крушка,саласки,
ропкий, кокти, варешки, лехкий, мяхкий, снешки, орежки.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 5
И з д а н н ы х слов составьте
предложения так, чтобы получился рассказ.
Девочку, на,
пришли, огоро.. .
На, в..сели,
ветках, ни…ких, помидоры.
И, гря..ках, на,
росли, морко..ка, ре..ка.
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки. Харошо
зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
Карточка
№ 6
С п и ш и т е ,
исправив ошибки.
На дваре марос. Саша надел теплую
шупку и миховую шапку. На руках у Сашы варешки. Зина и яша играют в снишки.
Харошо зимой!
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ
1Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скоб ках пиши проверочные слова.
Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
• Подчеркни парные согласные.
2. Прочитай.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
• Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
- Рядом в скобках напиши проверочные слова.
3.Прочитай внимательно.
Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…).
• Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
4.Прочитай.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.
- Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со гласный.
- Подчеркни парные согласные.
5. Прочитай.
Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высо кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).
- Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со гласный.
- Подчеркни парные согласные.
6. Прочитай.Спиши, записывая проверочные слова по образцу:
Нам город Волгоград доро… Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це лый день.
*Образец: дорог — дорога.
7. Прочитай.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
- Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
1. Прочитай.
Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ло жечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, ска зочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.
- Образец: берёзонька — берёза.
- Подчеркни парные согласные.
2.Прочитай.
Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.
*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
3.Прочитай.
Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…) Голу..ка| громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоит у (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесу началась (…)ру..ка (…)дро…
- Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.
- Во втором предложении подчеркни главные члены пред ложения.
4.Прочитай.
Собака — друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Ки сель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… .Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….
- Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.
- Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
5. Прочитай.
Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .
- Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
6. Найди ошибки:
Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.
• Исправь ошибки, напиши проверочные слова
7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:
Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.
8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?
9. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные:
Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.
Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:
[б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.
Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.
Для запоминания ребенку очень поможет умение пользоваться лентой букв и звуков.
6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.
Правило «Парные согласные в корне слова»
Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
Например: плод — плоды, травка — трава.
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, кружка — кружечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: автобус, вокзал, завтра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
Карточка 1
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.
2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.
Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.
Гри.., су.., хле.., скри.., кло.., ду.., Архи.., зу.., гер…
Карточка 2
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.
Ле.., шка.., жира.., обу..ь, Кие.., клю.., шар.., телегра.., клю.., рука…
Карточка 3
- Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру.., мя..кий хле…
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.
Моро.., арбу.., интере.., но.., ма..ь, подно.., гру.., свя..ь, голо.., зале….
Карточка 4
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Сколь..кий лё.., у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё.., ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру.., кре..кие оре..ки.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.
Бере.., кула.., моря.., ночле.., червя.., кру.., творо.., синя.., тан.., утю.., дру..
Карточка 5
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё.., лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.
Каранда.., пейза.., глу..ь, ё.., ланды.., бро..ь, мор.., гара.., камы.., ду.., у.., сторо.. .
Карточка 6
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре.., оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.
Заво.., бра.., кро.., огоро.., дроз.., сала.., неф..ь, тру.., го.., трос..ь, радос..ь.
Карточка 7
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!
Карточка 8
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!
Карточка 9
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Карточка 10
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Репорта…
Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.
Карточка 11
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро.., а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.
Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
Наш луг
Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди с тексте все имена существительные.
Зима
Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Родной край
У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной край. (23 слова)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
Зимний наряд
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.
Весна пришла
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди в тексте имена прилагательные.
- Во 2-м предложении выдели основу.
Подводная охота
Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу и подпиши части речи.
Рыбки
В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
Бурундук
Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И. Литинецкому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста имена существительные во множественном числе.
- В 1-м предложении выдели основу.
Репка
Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
На катке
Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Сделай фонетический разбор слова лёд.
- В 1-м предложении выдели основу.
Тетерев
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Дом
Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Каток
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
- Выполни звуко-буквенный разбор слова мороз.
Раскраски на тему «Парные согласные»
Еще полезные статьи для 2 класса:
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Диктанты с грамматическими заданиями для 2 класса
Тексты для списывания 2 класс
Изложения 2 класс
Карточки с заданиями для 2 класса
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЮ:
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Карточки с разноуровневыми заданиями, тест, проверочная работа по теме: «Правописание парных согласных в корне слова»
Самостоятельная работа 5.2 (разноуровневая).
1 уровень
Списать, вставить пропущенные буквы.
Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Наш са(д,т) побелел. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки. Я вышел погулять и зале(з,с) в наш овра(г,к). Сне(г,к) в овраге покрыл хру(б,п)кий нас(д,т). На дне оврага кре(б,п)кий ле(д,т). Это замер(з,с) ручеек.
2 уровень
Разделить текст на части. Списать, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
3 уровень
Разделить текст на части. Списать. Подчеркнуть буквы на месте парных согласных в слабой позиции. Найти и исправить ошибки.
Легкий мороз мягкий снег замел тропки и дорожки наш сад побелел дерефца нарядились в белые шубки я вышел погулять и залез в наш овраг снег в овраге покрыл хрубкий наст на дне оврага крепкий лед это замерс ручеек.
Тест: « Проверь себя!»
Тема: « Правописание парных согласных в корне слова».
1. Соедини линиями согласные буквы, парные по звонкости-глухости.
Подчеркните буквы, которые пары не имеют.
з Д л Б Ж Щ В г
ш х т п Ц с К ч Ф
2. Отметь значком «+» верные высказывания:
«все согласные нужно проверять»
«нужно проверять парные согласные в корне слова»
«проверяй парные согласные всегда»
«проверяй парные согласные, если они стоят:
— перед любым гласным на конце слова
— перед согласным кроме согласных л, м, н, р, н, в».
3. Подчеркни согласные, которые не требуют проверки.
б, х, к, Ш. ф, Р. С, д, Щ. в, Г. т, ж, л
4. Подчеркни орфограмму «Проверяемые парные согласные в корне слова».
Снег да снежные узоры,
В поле — вьюги разговоры,
Холод, полутьма.
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
5. К каждому слову из левого столбика подбери проверочное слово из правого столбика. Соедини стрелкой. Вставь пропущенные буквы. (Задание с ловушкой).
пло..цы пирожочек
пиро…ки ягодный
кру…ки пловец
яго…ка кружка
6. Исправь ошибки.
Ножка, гри6, гупка, варешка , сугpoп, утюг, сладкий.
7. Вставь пропущенные буквы.
Вот иголки и булла…ки
Вып…лзают из-под ла…ки:
На меня они гл …дят,
Мол…ка они х…тят.
Проверочная работа № 3.
Цель: проверить навыки правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова».
1. Запишите однокоренные слова группами, выделите корень.
Засолка, дворовый, полет, соль, поход, летать, двор, соленый, ходить, дворник, летчик, посолить, обходить, перелетные, переходы, задворки ходики, летучий, пересолить.
2. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
Пришла (…) в..сна. На (…) р..ке растаял лед. (…) В..да (…) зат…пила (…) б..рега. В (…) со..сновом (…) б..ру (…) з..мля еще покрыта (…) сн..гом. Скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап(…) стреют цв (…)ты.
3. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
Вдруг налетел (…) ре..кий ветер. Закачались (…) ги..кие веточки. Затрепетали листочки. На (…) доро..ки сада упали первые капли дождя.
4. Спишите текст. Найдите и подчеркните орфограммы парных согласных в корне слов.
Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца в белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь спрятала рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.
КАРТОЧКА 1.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Садово (д,т) посадил молодые саженцы.
Геоло (г,к) открыл новое месторождение руды.
Рыболо(в,ф) шёл довольный уловом.
Лесору(б,п) повалил огромное дерево.
Сне(г,к) укутал верхушки деревье(в,ф) .
На ветках берё(з,с) появились серё(ж,ш)ки.
Сугро(б,п) закрыл выход из избы.
Дети играют в сне(ш,ж)ки.
КАРТОЧКА 2.
Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
КАРТОЧКА 3.
Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках рядом со словом пиши проверочные слова.
Русский солда (т,д) не знает прегра(д,т) .
Наука хлеба не просит, сама хле(б,п) даёт.
Наро(д,т) отдаёт свой голо(с,з) за депутата.
Отря(д,т) солда(д,т) собрался в похо(т,д).
Зелёный наря(т,д) полей радует гла(з,с).
КАРТОЧКА 4.
Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы, молоты, дубы, глаза, стрижи, малыши.
КАРТОЧКА 5.
Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Работники сложили сено в большой (стога).
У Волги правый (берега) крутой.
Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высокий.
На здании повесили красивый (флаги).
Женщина набросила на плечи красивый (платки).
У бабушки получился вкусный (пироги).
КАРТОЧКА 6.
Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
Человек человеку бра… и дру.. .
Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы.
Моро… разрисовал окна.
Матро.. шагал по мостовой.
Сегодня шёл дож…ь целый день.
В музей прибыл важный гру…
Коло… пшеницы у агронома в руке.
На полке стоит восемь кни…
Возле дома растет могучий ду…
КАРТОЧКА 7.
Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа, коллажи, ужи, шарфы
КАРТОЧКА 8.
Измени слова так, чтобы в середине слова появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.
Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.
КАРТОЧКА 9.
Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.
КАРТОЧКА 10.
Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Рыбак поймал удочкой маленькую ры..ку.
Голу..ка громко воркует.
Выросла ре..ка большая-пребольшая.
Насте купили меховую шу..ку.
Красная шля..ка, белая но..ка, стоит у доро..ки, постоит немно…ко, попадет в луко..ко.
В лесу началась ру..ка дро…
КАРТОЧКА 11.
Допиши предложения словами с противоположным значением (антонимы). Вставь пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Собака — друг человека, а волк -… .
Железо тяжёлое, а пух ….
Река широкая, а ручей ….
Чеснок горький, а яблоко ….
Кисель густой, а суп … .
Камень тяжёлый, а известняк… .
Дом высокий, а сарай ….
Мальчик смелый, а девочка .
Дождь частый, а гром ..
КАРТОЧКА 12.
Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Юля связала сестре варе..ки.
Бра. катался на коньках по скользкому льду.
Гле… упал в сугро.. .
Сне.. шёл всю ночь.
Дворни… разгребал сугро.. .
Лёд был кре…кий.
На горе рос великолепный са.. .
КАРТОЧКА 13.
Прочитай. Найди ошибки. Исправь ошибки, напиши правильно. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос, тёплые варешки, солёные слески, тёплая шупка, горячая лошка, ношка стула, берек реки.
КАРТОЧКА 14.
Спиши, вставь парные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет.
Как дети на заря(д,т)ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.
КАРТОЧКА 15.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки.
Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется.
В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?
КАРТОЧКА 16.
Вставь пропущенные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Ходит конь по бере(ж,ш)ку.
Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша.
Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл.
Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.
КАРТОЧКА 17.
Есть слова, в которых можно поставить любую парную согласную из пары. Очень важно понимать, что смысловое значение слова меняется.
Придумайте предложения со словами пруД-пруТ, стоГ-стоК, леЗ-леС, маК-маГ, луК-луГ. Важно, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
КАРТОЧКА 18.
Исправь ошибки. Спиши текст грамотно.
Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист и свеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожа на алмас.
КАРТОЧКА 19.
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор З-С. Аргументируй.
а) Дефи.., вопро.., выво.., перевя..ка, перено..ка, переко.., гу..ьком, обно..ки, термо.., ре..ьба, ле..ть, пол..ком, взно.., га.., интере.., францу.., полю.., прогно.., хлеборе..ка, надпи..ь, повя..ка, хле..
б) Стреко..ка, переска.., конкур.., пол..ти, сно..ка, переку.., молоково.., отбро.., вку..ный, развя..ка, заква..ка, матро.., анана.., покра..ка, скво..няк, выре.., сюрпри.., тря..ка, тормо…, во…
в)Причё..ка, фоку.., гипно.., желе..ка,карни.., колба..ка, перево..ка, сма..ка, не..ти, ве..ти, слё..ки, но..ки, лесово.., бро..кий, ири..ка, кукуру..ка, космо.., наре..ка, но.., зама..ка, воло..ки, гря..ь
г) Подска..ка, гру.., пару.., про..ьба, белору.., сою.., вы..ь, один ра.., гры.., глобу.., погру..ка, рого.., выро.., сала..ки, ко..ьба(травы), пово..ка, у..кий, та.., прика.., валь.., ре..кий, поло..ка, ле…
д) Сколь..кий, ку..ки, гру.., ма..ь, расчё..ка, алма.., бли..кий, до..ка, обре..ки, ни..ко, реди..ка, ука..ка, коло..ки, кра..ка, бли..ко, гла..ки, голо.., ска..ка, воло.., прика.., берё..ка, арбу.., коля..ка, моро.., запи..ка, гри.. (болезнь)
КАРТОЧКА 20.
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Б-П. Аргументируй.
а) Поку..ка, про..ка, ю..ка, ро..кий, коро..ка, хру..кий, це..кий, ша..ка, шу..ка, су.., голу..ь, ре..ка, оши..ка, шля..ка, гу..ка, дра.. (ткань), дро..ь, однолю.., жёло.., изги.., заку..ка, зя..кий, изги…, зу..
б) Клу.., кра.., ли..кий, россы..ь, глу..ь, оха..ка, россы..ь, ско..ки, гало.., он глу.., скри..ка, , кра.., скор..ь, скри.., ги..кий, сно.., посы..ка, ро..кий, ледору.., ра..ство, шуру..чик, микро.., сиро..,
в) шта.., ще..ка, жёло.., заклё..ка, лесору.., ло.., микроско.., однолю.., голу..чик, гардеро.., гер.., кре..кий, присы..ка, дро..ь, оха..ка, зу..чик, ры..ка, ду.., тря..ка, голу..цы, цара..ки, зя..ко, ли..кий,
г) око.., це..кий, ги..кий, сте..ь, скорлу..ка, сер.., стол.., ро..кий, прору..ь, сугро.., коро..ка, погре.., хру..кий, голу..ка, про..ка, тя..ка, ю..ка, кно..ка, ба..ка, па..ка, оши..ка, шля..ка, поку..ка,
д) ру..ка леса, тру..ка, ла..ка, ду..ки, це..ь, голу..ь, ястре.., ре..ка, укро.., бо.., зу..ки, чу.., ша..ка, шу..ка, ду..ки, небоскрё…, ро…кий, хлеборо…, кло…, клу…
КАРТОЧКА 21.
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор В-Ф. Аргументируй.
а) Пло..,бро..ь, чер..ь, була..ка, морко..ка, тор.., нра.., тра..ка, подгото..ка, уло.., воро..ка, жира.., ле.., сноро..ка, клю.., ла..ка, Сла..ка, вер..ь, верё..ка, голо..ка, гото.., пуго..ка, коро..ка, ми..
б) Ло..кий, козя..ка, жира.., подста..ка, выста..ка, краси.., призы.., любо..ь, ри.., кро..ь, ше.., кузо.., ста..ь, сли..ка, тари.., крапи..ка, тетере.., ци..ра, вежли.., здоро.., зави..ка, шар.., кана..ка,
в) Остро.., ва..ли, рыболо.., выши..ка, отзы.., шка.., коллекти.., коро..ник, жира.., клё.., приви..ка, телегра.., перегре.., ле..ша, маскиро..ка, релье.., ножо..ка, разры.., зо.., жира..,
г) Спра..ка, нер.., тари.., объекти.., крапи..ка, шка..чик, я..ь, пра..да, тор.., ми.., приба..ка, наста..ник, жира.., рука.., зарисо..ка, телегра.., устано..ка, доба..ка, лито..ка, вно..ь, краси..,
д) Ло..ко, гри.., нараспе.., вста..ка, гне.., гра.., да..ка, дере..це, дедекти.., дрей.., нет дро.., он жи.., оби..ка, зави..ка, загото..ка, попе..ка, запе.., заголо..ки, заплы.., ло..кий, пе..чий, запра..ка, заста..ка
КАРТОЧКА 22.
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Г- К. Аргументируй.
а) Катало.., кру.., ледни.., мя..кий, но..ти, лё..кий, вторни.., забе.., нало.., зву.., зигза.., зла.., испу.., ито.., блес.., нет брыз.., бумеран.., бубли.., вокру.., востор.., диало.., черпа.., психоло..
б) Бе.., бо..(правый), ю.., ожо.., исто.., побе.., бело.., вол.., крити.., супру..
ша..нуть, сро… фарту.., ми..нуть, розыс.., ито.., зооло.., тан.., испу.., кри.., нало… пау.., пры..,
в) Виз.., башма.., дол.., отзву.., значо.., зоопар.., снегови.., помо.., ми.., пи..нуть, барсу.., набе.., ко.., шлан.., дворни.., галcту.., овра.., вторни.., четвер.., ко..ти, лу..с травою, бере.., восто.., зву..
г) Завтра.., фла.., мра.., творо.., хирур.., ра.., язы.., мя..кий, пис.., утю.., пряни.., носоро.., вра.., бара.., лё..кий, сне.., сапо.., поро.., шёл.., вну.., ро..(у козы), фла.., но..ти, лу..(на гря..ке), дру..
д) Пиро.., творо.., су.., со.., цир.., черда.., рыча.., жемчу.., поджо.., индю.., каблу.., педаго.., зигза.., киос.., бульдо.., правну.., сто…, ле…кий, мя…кий, вол…, кула…, универма…, ми…
КАРТОЧКА 23.
Спиши слова, вставь парную согласную на выбор Д — Т. Аргументируй.
а) лё.., пло.. дерева, ка..ка (с водой), тор.., шокола.., мё.., лю..ской, ре..ька, компо.., сосе..,, площа..ь, ве..ка, лоша..ь, лебе..ь, дож..ь, наря.., жёлу..ь, ро..на лице, тетра..ка, го.., сала.., гря..ка,
б) Холо.., кле..ка, верблю.., счё..,спор.., наро.., похо..ка, мину..ка, заря..ка, крова..ка, гла..ко, моне..ка, поса..ка, ве..ка, бу..ка, конфе..ка, закла..ка, лопа..ка, лоша..ка, лю..ской, зага..ка,
в) Га..кий, грус..ь, яго..ка, ребя..ки, кали..ка, ре..ька, пого..ка, селё..ка, боло..це, бесе..ка, жи..кий, чу..кий, сла..кий, гла..кий, поря..ки, боро..ка, кого..ь, поз..ний, щё..ка, ре..кий, блю..це,
г) Хо..ьба, прово..ка, шерс..ь, сосе..ка, де..ство, сва..ьба, гло..ка, докла..чик, прихва..ка, наря..ный,, моло..чина, напа..ки, нахо..ка, шу..ка, ули..ка, площа..ка, ло..ка, гу..ки, поез..ка
д) Малю..ка, су.., пря..ки, разла.., въез.., зави..ки, гвоз..ь, гла..ь, голо.., горс..ь, гра.., гроз..ь, гру..ка, грус..ь, гря..ка, гос..ь, жер..ь, жес.., жи..кий, выхо.., жу..кий, заме..ка, изгоро..ь, зака..ка, закла..ка, запа.., жиле.., запла..ка, заря..