Классификация ошибок мышления

Нам не всегда свойственно мыслить полезным для себя образом: напротив, искаженные мысли ежедневно портят настроение и даже становятся фактором развития депрессивных расстройств. Вот классификация типичных ошибок мышления: важно постепенно учиться их избегать.

1. Всё или ничего

Если вы стали жертвой мышления «всё или ничего», середины для вас не существует. Вы любите использовать слова вроде «всегда», «никогда», «навсегда». Обратите особое внимание на то, не связан ли такой образ мыслей с восприятием себя как неудачника: «Я полное ничтожество». Вы, например, можете считать себя плохим работником, потому что позволили себе взять отгул. Вы делите все на черное и белое, воспринимаете все либо как успех, либо как провал. Что касается морально-этических вопросов, то вы также склонны делить все на черное и белое. Оттенков серого не существует. Помимо всего прочего, мышление «всё или ничего» тесно связано также с перфекционизмом, но мы поговорим об этом позже.

2. Чрезмерное обобщение

Для тех, кто пал жертвой чрезмерных обобщений, единичный случай или событие становится поводом для универсального заключения. Наиболее распространенные примеры чрезмерных обобщений:

— «Все мужчины/женщины одинаковы»;

— «За все приходится бороться».

Одно неудачное интервью при приеме на работу или разрыв с партнером — и готово: «Мне никогда не найти работу» или «Мне никогда не найти себе пару».

3. Ментальный фильтр

Ментальный фильтр идет в ход, когда мы преувеличиваем негативные стороны какой-то ситуации и отфильтровываем позитивные. Иногда этот процесс еще называют выборочным мышлением или эффектом бинокля. Для людей, находящихся в его власти, стакан всегда наполовину пуст, и они с легкостью поддаются пессимизму. Зная об этом, мы, например, когда проводим презентацию (или просто выступаем перед публикой), выясняем отношение аудитории. И если 95 процентам аудитории выступление понравилось, а пяти процентам — нет, мы раз за разом возвращаемся к критическим замечаниям, высказанным этими пятью процентами. Так мы подпитывает заблуждение, будто мы ничего и никогда не делаем идеально хорошо.

Преуменьшение позитивного также рассматривается как ошибка мышления. Если вы знаете, что склонны преувеличивать негативное или преуменьшать позитивное, значит, вам следует обратить на это особое внимание. Возможно, ошибка коренится в убеждении, что вы не достойны хорошего, поэтому вы просто не можете поверить в него, когда оно случается. Скажем, если кто-то к нам относится по-доброму, мы предполагаем, что у этого человека есть злой умысел.

4. Поспешные выводы

Поспешный вывод — это заключение, сделанное на основе слишком малого объема данных или вообще без них. Часто подобные выводы предполагают что-то плохое и, как правило, имеют сильное негативное воздействие, особенно если речь идет о том, что о нас думают другие. В результате страдает наше восприятие и самих себя, и окружающих. Более подробно мы поговорим об этом в седьмой главе. Например, если супруг вернулся домой поздно, мы приходим к заключению, что у него или у нее есть кто-то на стороне. Если в помещении, в которое мы входим, становится тихо (или нам кажется, что стало тихо), мы полагаем, что это произошло лишь потому, что до этого все говорили исключительно о нас. Поспешные выводы неотделимы от домысливания: «Он утром со мной не поздоровался, потому что зол на меня». Или предсказани будущего: «Сегодня я вновь завалю экзамен по вождению».

Подобные «предсказания» не соответствуют действительности, потому что основываются на откровенно ложных аргументах. И совсем другое дело: «Я снова завалю экзамен по вождению, потому что стал водить еще хуже, чем в прошлый раз». Это уже установленный факт. В таких ситуациях стоит обратить внимание на то, что вам известно наверняка, и отринуть домыслы. Если б вам пришлось выступать свидетелем, скажем, на судебном процессе, что бы вы сказали?

5. Утверждения долженствования

Утверждения долженствования связаны с жесткими требованиями, которые мы рассматривали, когда обсуждали модель АВС. В большинстве случаев это убеждение, что другие «должны» разделять наши личные правила, хотя, как мы уже видели, у нас нет контроля над другими людьми. Мы считаем, что люди «обязаны» быть благодарными, «должны» говорить спасибо и им «следует» вести себя соответствующим образом.

Личные правила могут быть навязаны нам извне, и тогда мы чувствуем напряжение и чувство вины: «Я должен поступить в университет», «Мне следовало бы быть более преданной дочерью», «Мне нужно лучше стараться совмещать семейную жизнь с работой». Или подталкивать нас совершать какие-то действия: «Я должен закончить этот обзор к восьми часам» или (вот фраза плохого менеджера) «Компетентный служащий должен работать более производительно».

Если вы, как это часто бывает, используете все ваши «должен» и «обязан» как палку-погонялку для самого себя, следует задать вопрос: а станете ли вы в аналогичной ситуации применять те же требования к человеку, которого по-настоящему любите?

6. Навешивание ярлыков

Навешивание ярлыков — это экстремальная форма мышления «всё или ничего» или чрезмерных обобщений. Здесь слишком много эмоционально заряженного языка, что часто пробуждает у нас негативные эмоции. Примером может быть высказывание «Я неудачник» вместо того, чтобы сказать себе: «Я совершил ошибку», или «Он неудачник» вместо того, чтобы сказать: «Ему следовало вести себя иначе». С момента, как мы навесили ярлык на себя или кого-то еще, мы начинаем все больше верить в его правильность. Например, чем чаще мы говорим о коллеге, который не согласен с нашим мнением, что он идиот, тем сильнее в это верим.

7. Эмоциональное мышление

Эмоциональное мышление — одна из самых распространенных ошибок. Многие люди убеждены, что если по отношению к чему-то они испытывают сильные чувства, значит, они правильны. Мы инстинктивно верим, что мощная эмоциональная реакция подтверждает справедливость нашего мнения, и особенно это касается тех случаев, когда речь идет о нездоровой негативной эмоции. Более подробно мы поговорим об этом в одиннадцатой главе. «Я так чувствую» слишком легко превращается в «я знаю». Чувство ревности «убеждает» нас, что мы ревнуем не зря и партнер действительно нас обманывает. Вот почему это одна из трудных для самоопределения ошибок мышления. И, поскольку порой легче идти обратным путем — от негативной эмоции к мысли, в следующий раз, когда вы почувствуете гнев, спросите себя: «А может, это чувство гнева убеждает меня в том-то и том-то?»

Эмоциональное мышление — частая причина самосбывающихся пророчеств: «Я чувствую себя глупо, значит, я в самом деле глупец» — после этого иначе как глупо вести себя просто невозможно.

8. Персонализация

Персонализация вступает в силу, когда мы находим в себе причины каких-то внешних событий, зачастую неприятных. В результате мы обвиняем себя в том, за что никак не можем быть в ответе. Мы сожалеем и твердим себе: «Ах, если бы я только…» — хотя на самом деле наши действия имели бы слишком малый эффект или вообще никак не отразились бы на ситуации. Из персонализации произрастают чувство стыда и ощущение неадекватности. Персонализация часто ассоциируется с нарциссическими чертами, поскольку жертвы этой ошибки в мыслях видят себя центром вселенной. Такие люди часто беспокоятся о том, что о них могут подумать другие.

Одна из главных причин — привычка принимать на свой счет то, что отнюдь не замышлялось как нападка. Например, конструктивная критика менеджера. Люди, склонные к персонализации, могут считать себя многострадальными жертвами. Персонализация часто идет рука об руку с обвинениями как себя самого, так и других. Постарайтесь в течение недели сознательно отмечать, на кого вы возлагаете ответственность за события, происходящие в вашей жизни. Чтобы прервать цикл, никогда не позволяйте приписывать какому-то лицу или событию более 25 процентов «вины» или «причинно-следственной связи».

9. Низкая переносимость дискомфорта

Она проистекает из убеждения, что все должно быть таким, как мы хотим, иначе жизнь будет невыносимой. Как часто мы говорим себе: «Я этого не вынесу…» или «Я не могу выдержать, когда…»? Это могучий фактор как стресса, так и гнева. Низкая переносимость дискомфорта, как правило, проявляется в не очень сложных ситуациях и при разного рода мелких неприятностях, а не во время настоящих кризисов. Неприятности и неудобства возникают постоянно, и склонный к подобному типу мышления человек испытывает постоянное раздражение, которое со временем заканчивается взрывом. И снова — здесь важно изменить перспективу. Подумайте, как радовались бы мы очереди, в которой стоим, если б это была очередь за продуктами питания в зоне гуманитарной катастрофы. Если вы осознаете, что плохо переносите дискомфорт, обратите внимание на свои мысли, модели поведения и язык. Работайте над тем, чтобы их изменить.

10. Все ужасно!

Образ мышления, при котором человек все видит в черном цвете, связан с ментальным фильтром, а также с ошибкой преувеличения/преуменьшения. Некоторые называют такое мышление катастрофическим. Это одно из самых распространенных искажений, и им стоит заняться всерьез. Мы все склонны считать, что ситуация или событие гораздо хуже, чем это есть на самом деле. Для того чтобы устранить эту ошибку, необходимо спросить себя: «А так ли это ужасно на самом деле?» Энди часто использует пример с полномасштабными сокращениями: он имел с ними дело, и ему удалось помочь людям. Увольняют сто человек, и у каждого из них разная реакция. Если разместить отношение этих людей к сокращению на шкале от 1 до 10, где 1 означает, что в этом нет ничего ужасного, а 10 — что ничего страшнее быть не может, то большинство оценок окажутся рядом с этими значениями. Кто-то даже обрадуется, потому что получит причитающуюся единовременную выплату, а кто-то испугается, потому что не сможет прокормить семью. А теперь возьмем для сравнения какое-нибудь незначительное событие — например, у смартфона разбился экран. Кто-то посчитает его ужасным, хотя на самом деле это всего лишь неприятно и от этого еще никто не умирал.

Мы много работаем со старшеклассниками, которым предстоит сдавать экзамены. Когда мы просим их оценить предстоящие испытания, многие произносят «чистый ужас» и ставят оценки 9 или 10. Тогда мы просим их представить, что они живут в зоне военных действий, где им самим и их близким постоянно что-то угрожает: в любой момент они могут остаться без крыши над головой, без воды и еды. Затем мы предлагаем им оценить эту ситуацию, и они ставят ей оценку 10. Когда мы снова просим их оценить экзамены «по шкале ужаса», они выставляют 2–3 балла. Так что весь вопрос — в восприятии.

В материале использован отрывок из книги «Освободи себя. Уверенность и спокойствие за 10 минут в день» , которая выходит в издательстве МИФ. 

logologo

    FAQ

    Когнитивные искажения: почему мы ошибаемся

    Никита Логинов

    Никита Логинов

    Сохранить в закладки

    119457

    1595

    Сохранить в закладки

    Психолог Никита Логинов рассказывает о том, как возникают ошибки при принятии решений, что такое эффект «Икеи» и нужно ли бороться с когнитивными искажениями

    27.03.2019

    Над материалом работали

    Никита Логинов

    Никита Логинов

    кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС

    icon-checkmark Читать полностью
    Дружба

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    ПРОМО Вы нужны нам: как поддержать ПостНауку

    Суицидальные и антисуицидальные факторы

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    101760

    31

    Суицидальные и антисуицидальные факторы

    Эндорфины

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    1259169

    1633

    Эндорфины

    Зоопсихология

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    13834

    97

    Зоопсихология

    Осознанные сновидения

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    522692

    349

    Осознанные сновидения

    Автограф: «Язык и мысль»

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Книги Автограф: «Язык и мысль»

    5 книг о нейромаркетинге

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Книги 5 книг о нейромаркетинге

    FAQ: Сон и память

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    FAQ FAQ: Сон и память

    Нейрокоммуникаторы, нейроконтроллеры, нейропротезы, экзоскелетоны

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    лекции Нейрокоммуникаторы, нейроконтроллеры, нейропротезы, экзоскелетоны

    когнитивные искажения (Канеман Даниэль)Что это такое когнитивные искажения мышления простыми словами, их основные виды (список), классификация.

    Что такое когнитивные искажения простыми словами

    Когнитивные искажения в психологии являются постоянными ошибками в мышлении, свойственными любому человеку, благодаря отклонениям в суждениях, образовавшихся в ходе эволюционного развития разума. Выявляются в ходе анализа автоматических мыслей.

    Они начинают происходить в строго определённых ситуациях, которых может быть куда больше чем те, что выявлены на данный момент в ходе исследований. Но существование конкретно приведённых ниже систематических ошибок доказано в ходе групповых и одиночных экспериментов.

    Для чего когнитивные искажения нашему разуму

    Все они являются сложившимся благодаря эволюции менталитетом общего человеческого поведения. Некоторые из них позволяют быстрее принимать решения, некоторые — способствуют социализации. Есть и те, что сохранились с древнейших времён и уже, в принципе, не так уж нужны, но пока не намерены отмирать до конца.

    виды когнитивных искажений

    Основные виды когнитивных искажений — список

    Классификация когнитивных искажений мышления подразумевает ошибки мышления при принятии решений, социальные, а также связанные с теорией вероятности, а так же с верованиями человека:

    Искажения при принятии решений, а так же связанные с поведением:

    • Эффект повального увлечения — это форма стадного инстинкта, когда человек во что-то верит или же совершает определённые поступки, руководствуясь тем, что множество людей поступают так же. Сюда можно отнести групповое, массовое мышление, общественные мании, мейнстримы.
    • Ошибка частных примеров. Возникает, как искажение в том случае, когда частные уникальные ситуации начинают довлеть над более общими статистическими выборками.
    • Слепые пятна в собственном поведении — тот эффект, когда все озвученные выше и приведённые ниже искажения лучше и ярче замечаются за другими людьми, но игнорируются и сглаживаются у самих себя.
    • Искажённое восприятие собственного выбора — человек запоминает свои выборы, как более верные, нежели они были на деле в процессе принятия решения.
    • Ошибка подтверждения — эффект и искажения в поиске и восприятии информации заранее подтверждающей уже существующие в голове теории и концепции.
    • Ошибка согласованности — проверка гипотетических убеждений при помощи прямых тестов, при забвении альтернативных вариантов.
    • Эффект контраста — усиленное или преуменьшенное восприятие изменений при сравнении с недавно наблюдаемым противоположным объектом. К примеру, единственная смерть будет меньшим злом в сравнении со смертью миллионов или же миллиардов людей.
    • Профессиональные деформации — искажение восприятия в сторону тех правил, что свойственны основной профессии человека. В этом случае отбрасывается более массовая, общепринятая точка зрения.
    • Эффект вклада возникает тогда, когда люди завышают цену на объект при его продаже, не понимая, что сами никогда не купили бы его по такой цене.
    • Отвращение к крайним решениям — эффект, когда личность стремится к избеганию крайностей, радикализма, и выбирает промежуточные варианты действий. В любом тесте нет выбора вариантов 0 и 10, к примеру.
    • Эффект фокусировки — ошибочные суждения в прогнозах и предсказаниях. Он возникает за счёт того, что человек начинает больше внимания уделять какому-то одному аспекту грядущего события, забывая о дополнительных. Это приводит к тому, что польза от будущих событий неверно интерпретируется. К примеру поиск виновника в возможной ядерной войне начинает отвлекать от того, что так или иначе после её начала пострадает всё человеческое общество, а так же частично природа.
    • Эффект узких рамок — сужение подхода к описанию проблем ситуации. Эффект воздействия рамок появляется, когда в восприятии появляется разница в выводах, которые будут зависеть от того, в какой последовательности человек получит данные.
    • Иллюзия контроля — вера людей в то, что они способны контролировать или хотя бы оказывать влияние на результаты действия, на которые их влияния не хватит из-за вмешательства ряда сопутствующих факторов.
    • Переоценка воздействия возникает в тех случаях, когда человек переоценивает влияние на него и длительность воздействия определённого события на сроки переживаний по этому поводу.
    • Уклон в сторону поиска дополнительных сведений проявляется следующим образом люди перед началом важной работы начинают искать даже ту информацию, которая никаким образом не будет влиять на их конкретные действия.
    • Отвращение к потере — доказательство полезности объекта от противного, когда боль от потери становиться выше, чем польза от его приобретения.
    • Эффект знакомства с субъектом или объектом возникает в том случае, когда люди начинают выражать безосновательную симпатию к чему-то только из-за того, что ранее уже были знакомы с этим.
    • Эффект морального доверия проявлен в тех случаях, когда о человеке точно известно, что он не предубежден. Так считают окружающие люди, в этом уверен сам человек. При такой постановке вопроса, эти предубеждения очень легко появятся. Выражаясь иначе, если человек уверен в своей непогрешимости, то у него появится убеждённость, что любое его действие не несёт греха.
    • Потребность в завершении — желание завершённости открытого вопроса ситуации, получив удовлетворительный ответ, который поможет избежать сомнений и ощущения неуверенности в себе. Текущие обстоятельства, в них могут войти нехватка времени или же общественное давление, вполне могут усиливать источники таких ошибок.
    • Отрицание вероятности — в случае полной неопределённости, в которой есть необходимость быстрого принятия решения, человек начинает отвергать вероятные проблемы, чтобы скорее определиться.
    • Недооценка бездействия — эффект, когда действия во вред находят плохими и аморальными, а аналогичное бездействие, ведущее к ухудшению ситуации, не считают преступным.
    • Отклонения в сторону результата — вынесение суждений о решениях по их конечным результатам, вместо того, чтобы давать оценку качеству верных решений в зависимости от обстоятельств, в которые решение принималось. Ярким примером является поговорка: «Победителей не судят».
    • Ошибка при планировании — недооценка необходимого времени для решения задачи.
    • Эффект псевдоуверенности начинается, когда принимаются решения для избегания риска, в том случае когда ожидается благоприятный исход дела. Однако при этом люди склонны принимать рискованные решения, когда надо избежать негативного результата.
    • Сопротивление — то и дело возникающая потребность действовать строго вопреки тому, что от человека ждут те, кто побуждает его к определённым действиям. Всё это сводится к тому, что сознание человека в такие моменты считает, что у других возникает желание ограничивать свободный выбор.
    • Селективное восприятие проявляется в тех случаях, когда люди верят в то, что их ожидания влияют на их восприятие.
    • Отклонение в сторону сохранения стабильности — желание людей уберечь привычный для них порядок вещей.
    • Предпочтение целостных объектов — потребность заканчивать свои начинания. Наиболее ярко выражено тогда, когда люди во время еды съедают всю большую порцию, не разбивая её на множество маленьких.
    • Предпочтение нулевого риска — склонность уменьшать какие-то малые риски, не понимая, что лучше свести полностью на «нет» возможность другого, большего риска. К примеру, многие люди предпочитают убрать саму вероятность террористических группировок и их актов, тому, что можно было бы снизить количество автокатастроф. И им уже не важно, от каких из описанных случаев будет большее количество человеческих смертей.

    когнитивные искажения мышления список

    Искажения мышления, имеющие связь с теорией вероятности, а так же с верованиями человека:

    • Искажение при неоднозначности — попытка избежать тех решений, которые неизвестно к чему приведут, благодаря нехватке информации о ситуации.
    • Эвристика доступности — оценка с наибольшей вероятностью именно того, что более доступно воспоминаниям человека, оно же является уклоном к большей яркости, неординарности, самобытности чувств и суждений разума.
    • Каскад доступной информации — самостоятельное усиление процесса, при котором коллективная вера в нечто определённое приобретает большую убедительность, за счёт бесчисленных повторений одного и того же при публичных разговорах и дискуссиях. Применяется, как в религиях, так и в политике («Ложь, повторённая сто раз становится правдой». Й. Геббельс).
    • Эффект знания задним числом — склонность в восприятии событий прошлого, как чрезмерно предсказуемых, по сравнению с тем, что ждёт в грядущем.
    • Отклонение, связанное с оптимизмом — переоценка и сверхоптимизм при рассмотрении шансов успеха в запланированных действиях.
    • Эффект сверхуверенности — переоценка своих особенностей, способностей и талантов.
    • Эффект недавнего — переоценка в значении тех событий, что произошли совсем недавно, по сравнению с теми, что оказали влияние на развитие человеческого характера намного ранее.
    • Приукрашивание прошлого — оценка событий прошедшего с более позитивной стороны, нежели они воспринимались на тот момент.
    • Стереотипизация — ожидание от человека, принадлежащего к определённой группе, наличия определённых черт характера, без дополнительных знаний о его личности и её формировании.

    Социальные искажения (ошибки мышления):

    • Эффект эгоцентричности начинает приобретать значение, когда человек считает себя наиболее ответственным, в тех случаях, когда результат зависит от действий коллектива. Сторонний наблюдатель может в подобных обстоятельствах распределить роли с точностью до наоборот.
    • Эффект фальшивого консенсуса — люди зачастую переоценивают степень, в которой окружающие могут согласиться с ними.
    • Фундаментальная ошибка атрибуции возникает в тех случаях и ситуациях, когда человек начинает переоценивать роль в поведении окружающих людей их личностными качествами. В то же время люди начинают забывать о влиянии внешних обстоятельств на то же самое поведение.
    • Эффект ореола — привязка к восприятию одного и того же человека со стороны другого, когда его личностные качества, как негативные, так и позитивные начинают перетекать из одной сферы личности в другую.
    • Стадный инстинкт — распространённый эффект конформных установок личности перенимать мнение и поведение большинства затем, чтобы ощущать себя в большей безопасности в группе, за счёт попыток избегания конфликтов с окружающими.
    • Иллюзия асимметрии проницательности — людям зачастую кажется, что их личные знания о близких друзьях-родственниках на порядок превосходят их знания о них самих.
    • Иллюзия прозрачности — переоценка способностей других людей к взаимопониманию, а так же переоценка своих способностей к пониманию окружающих.
    • Искажения в пользу группы единомышленников — отдача предпочтения тем людям, кто будет считаться членами своей же группировки.
    • Феномен «справедливого» мира — вера людей в то, что мир справедлив. И, следовательно, каждый человек получает именно то, что он заслужил в соответствии с личными положительными качествами, а также добропорядочными поступками. Итого: хорошие люди, якобы, всегда награждены, а плохие, соответственно, — наказаны.
    • Искажение, завязанное на формулировке закона — форма социальных искажений, обусловленная тем, что записанный универсальный закон создаёт видимость его реального существования.
    • Искажения, связанные с проекцией — бессознательное предположение о том, что другие люди, коих большинство, разделяют основные мысли и ценности того субъекта, что их оценивает.
    • Самосбывающиеся пророчества — вовлекаемость именно в те виды дел, которые приведут к определённым результатам, что в целом подтвердят изначальные верования человека.
    • Оправдание системы — защита и поддержка статуса кво, даже ценой пострадавших индивидуальных и коллективных интересов. Отрицание перемен и предпочтение существующего социального и политического устройства.
    • Искажение при предписании черт характера — себя люди воспринимают, как наиболее изменчивых с точки зрения личностных качеств, а окружающих более инертными и предсказуемыми.
    • Эффект первого впечатления — мнение о человеке, сформированное в первые мгновения знакомства, оказывают влияние на дальнейшую оценку его деятельности и личности в целом.

    И из всех этих когнитивных искажений следует то, что человеческое мышление ограниченно. Ни любой индивид, ни окружающие его люди, в принципе, не способны мыслить строго объективно.

    2 336

    «Thinking errors» redirects here. For faulty reasoning, see Fallacy.

    A cognitive distortion is an exaggerated or irrational thought pattern involved in the onset or perpetuation of psychopathological states, such as depression and anxiety.[1]

    Cognitive distortions are thoughts that cause individuals to perceive reality inaccurately. According to Aaron Beck’s cognitive model, a negative outlook on reality, sometimes called negative schemas (or schemata), is a factor in symptoms of emotional dysfunction and poorer subjective well-being. Specifically, negative thinking patterns reinforce negative emotions and thoughts.[2] During difficult circumstances, these distorted thoughts can contribute to an overall negative outlook on the world and a depressive or anxious mental state. According to hopelessness theory and Beck’s theory, the meaning or interpretation that people give to their experience importantly influences whether they will become depressed and whether they will experience severe, repeated, or long-duration episodes of depression.[3]

    Challenging and changing cognitive distortions is a key element of cognitive behavioral therapy (CBT).

    Definition[edit]

    Cognitive comes from the Medieval Latin cognitīvus, equivalent to Latin cognit(us), ‘known’.[4] Distortion means the act of twisting or altering something out of its true, natural, or original state.[5]

    History[edit]

    In 1957, American psychologist Albert Ellis, though he did not know it yet, would aid cognitive therapy in correcting cognitive distortions and indirectly helping David D. Burns in writing The Feeling Good Handbook. Ellis created what he called the ABC Technique of rational beliefs. The ABC stands for the activating event, beliefs that are irrational, and the consequences that come from the belief. Ellis wanted to prove that the activating event is not what caused the emotional behavior or the consequences, but the beliefs and how the person irrationally perceive the events that aids the consequences.[6] With this model, Ellis attempted to use rational emotive behavior therapy (REBT) with his patients, in order to help them «reframe» or reinterpret the experience in a more rational manner. In this model Ellis explains it all for his clients, while Beck helps his clients figure this out on their own.[7] Beck first started to notice these automatic distorted thought processes when practicing psychoanalysis, while his patients followed the rule of saying anything that comes to mind. Aaron realized that his patients had irrational fears, thoughts, and perceptions that were automatic. Beck began noticing his automatic thought processes that he knew his patients had but did not report. Most of the time the thoughts were biased against themselves and very erroneous.[8]

    Beck believed that the negative schemas developed and manifested themselves in the perspective and behavior. The distorted thought processes lead to focusing on degrading the self, amplifying minor external setbacks, experiencing other’s harmless comments as ill-intended, while simultaneously seeing self as inferior. Inevitably cognitions are reflected in their behavior with a reduced desire to care for oneself, to seek pleasure, and give up. These exaggerated perceptions, due to cognition, feel real and accurate because the schemas, after being reinforced through the behavior, tend to become automatic and do not allow time for reflection.[9] This cycle is also known as Beck’s cognitive triad, focused on the theory that the person’s negative schema applied to the self, the future, and the environment.[10]

    In 1972, psychiatrist, psychoanalyst, and cognitive therapy scholar Aaron T. Beck published Depression: Causes and Treatment.[11] He was dissatisfied with the conventional Freudian treatment of depression, because there was no empirical evidence for the success of Freudian psychoanalysis. Beck’s book provided a comprehensive and empirically-supported theoretical model for depression—its potential causes, symptoms, and treatments. In Chapter 2, titled «Symptomatology of Depression», he described «cognitive manifestations» of depression, including low self-evaluation, negative expectations, self-blame and self-criticism, indecisiveness, and distortion of the body image.[11]

    Beck’s student David D. Burns continued research on the topic. In his book Feeling Good: The New Mood Therapy, Burns described personal and professional anecdotes related to cognitive distortions and their elimination.[12] When Burns published Feeling Good: The New Mood Therapy, it made Beck’s approach to distorted thinking widely known and popularized.[13][14] Burns sold over four million copies of the book in the United States alone. It was a book commonly «prescribed» for patients who have cognitive distortions that have led to depression. Beck approved of the book, saying that it would help others alter their depressed moods by simplifying the extensive study and research that had taken place since shortly after Beck had started as a student and practitioner of psychoanalytic psychiatry. Nine years later, The Feeling Good Handbook was published, which was also built on Beck’s work and includes a list of ten specific cognitive distortions that will be discussed throughout this article.[15]

    Main types[edit]

    Examples of some common cognitive distortions seen in depressed and anxious individuals. People may be taught how to identify and alter these distortions as part of cognitive behavioural therapy.

    John C. Gibbs and Granville Bud Potter propose four categories for cognitive distortions: self-centered, blaming others, minimizing-mislabeling, and assuming the worst.[16] The cognitive distortions listed below[15] are categories of automatic thinking, and are to be distinguished from logical fallacies.[17][18]

    All-or-nothing thinking[edit]

    The «all-or-nothing thinking distortion» is also referred to as «splitting»,[19] «black-and-white thinking»,[2] and «polarized thinking.»[20] Someone with the all-or-nothing thinking distortion looks at life in black and white categories.[15] Either they are a success or a failure; either they are good or bad; there is no in-between. According to one article, «Because there is always someone who is willing to criticize, this tends to collapse into a tendency for polarized people to view themselves as a total failure. Polarized thinkers have difficulty with the notion of being ‘good enough’ or a partial success.»[19]

    • Example (from The Feeling Good Handbook): A woman eats a spoonful of ice cream. She thinks she is a complete failure for breaking her diet. She becomes so depressed that she ends up eating the whole quart of ice cream.[15]

    This example captures the polarized nature of this distortion—the person believes they are totally inadequate if they fall short of perfection.
    In order to combat this distortion, Burns suggests thinking of the world in terms of shades of gray.[15] Rather than viewing herself as a complete failure for eating a spoonful of ice cream, the woman in the example could still recognize her overall effort to diet as at least a partial success.

    This distortion is commonly found in perfectionists.[13]

    Jumping to conclusions[edit]

    Reaching preliminary conclusions (usually negative) with little (if any) evidence. Three specific subtypes are identified:[citation needed]

    Mind reading[edit]

    Inferring a person’s possible or probable (usually negative) thoughts from their behavior and nonverbal communication; taking precautions against the worst suspected case without asking the person.

    • Example 1: A student assumes that the readers of their paper have already made up their minds concerning its topic, and, therefore, writing the paper is a pointless exercise.[18]
    • Example 2: Kevin assumes that because he sits alone at lunch, everyone else must think he is a loser. (This can encourage self-fulfilling prophecy; Kevin may not initiate social contact because of his fear that those around him already perceive him negatively).[21]

    Fortune-telling[edit]

    Predicting outcomes (usually negative) of events.

    • Example: A depressed person tells themselves they will never improve; they will continue to be depressed for their whole life.[15]

    One way to combat this distortion is to ask, «If this is true, does it say more about me or them?»[22]

    Labeling[edit]

    Labeling occurs when someone overgeneralizes characteristics of other people. For example, someone might use an unfavorable term to describe a complex person or event.

    Emotional reasoning[edit]

    In the emotional reasoning distortion, it is assumed that feelings expose the true nature of things and experience reality as a reflection of emotionally linked thoughts; something is believed true solely based on a feeling.

    • Examples: «I feel stupid, therefore I must be stupid».[2] Feeling fear of flying in planes, and then concluding that planes must be a dangerous way to travel.[15] Feeling overwhelmed by the prospect of cleaning one’s house, therefore concluding that it’s hopeless to even start cleaning.[23]

    Should/shouldn’t and must/mustn’t statements[edit]

    Making «must» or «should» statements was included by Albert Ellis in his rational emotive behavior therapy (REBT), an early form of CBT; he termed it «musturbation». Michael C. Graham called it «expecting the world to be different than it is».[24] It can be seen as demanding particular achievements or behaviors regardless of the realistic circumstances of the situation.

    • Example: After a performance, a concert pianist believes he or she should not have made so many mistakes.[23]
    • In Feeling Good: The New Mood Therapy, David Burns clearly distinguished between pathological «should statements», moral imperatives, and social norms.

    A related cognitive distortion, also present in Ellis’ REBT, is a tendency to «awfulize»; to say a future scenario will be awful, rather than to realistically appraise the various negative and positive characteristics of that scenario.
    According to Burns, «must» and «should» statements are negative because they cause the person to feel guilty and upset at themselves. Some people also direct this distortion at other people, which can cause feelings of anger and frustration when that other person does not do what they should have done. He also mentions how this type of thinking can lead to rebellious thoughts. In other words, trying to whip oneself into doing something with «shoulds» may cause one to desire just the opposite.[15]

    Gratitude traps[edit]

    A gratitude trap is a type of cognitive distortion that typically arises from misunderstandings regarding the nature or practice of gratitude.[citation needed] The term can refer to one of two related but distinct thought patterns:

    • A self-oriented thought process involving feelings of guilt, shame, or frustration related to one’s expectations of how things «should» be.
    • An «elusive ugliness in many relationships, a deceptive ‘kindness,’ the main purpose of which is to make others feel indebted», as defined by psychologist Ellen Kenner.[25]

    Personalization and blaming[edit]

    Personalization is assigning personal blame disproportionate to the level of control a person realistically has in a given situation.

    • Example 1: A foster child assumes that he/she has not been adopted because he/she is not «loveable enough».
    • Example 2: A child has bad grades. His/her mother believes it is because she is not a good enough parent.[15]

    Blaming is the opposite of personalization. In the blaming distortion, the disproportionate level of blame is placed upon other people, rather than oneself.[15] In this way, the person avoids taking personal responsibility, making way for a «victim mentality».

    • Example: Placing blame for marital problems entirely on one’s spouse.[15]

    Always being right[edit]

    In this cognitive distortion, being wrong is unthinkable. This distortion is characterized by actively trying to prove one’s actions or thoughts to be correct, and sometimes prioritizing self-interest over the feelings of another person.[2][unreliable source?] In this cognitive distortion, the facts that oneself has about their surroundings are always right while other people’s opinions and perspectives are wrongly seen.[26][unreliable source?]

    Fallacy of change[edit]

    Relying on social control to obtain cooperative actions from another person.[2] The underlying assumption of this thinking style is that one’s happiness depends on the actions of others. The fallacy of change also assumes that other people should change to suit one’s own interests automatically and/or that it is fair to pressure them to change. It may be present in most abusive relationships in which partners’ «visions» of each other are tied into the belief that happiness, love, trust, and perfection would just occur once they or the other person change aspects of their beings.[27]

    Minimizing-mislabeling[edit]

    Magnification and minimization[edit]

    Giving proportionally greater weight to a perceived failure, weakness or threat, or lesser weight to a perceived success, strength or opportunity, so that the weight differs from that assigned by others, such as «making a mountain out of a molehill». In depressed clients, often the positive characteristics of other people are exaggerated and their negative characteristics are understated.

    • Catastrophizing – Giving greater weight to the worst possible outcome, however unlikely, or experiencing a situation as unbearable or impossible when it is just uncomfortable.

    Labeling and mislabeling[edit]

    A form of overgeneralization; attributing a person’s actions to their character instead of to an attribute. Rather than assuming the behaviour to be accidental or otherwise extrinsic, one assigns a label to someone or something that is based on the inferred character of that person or thing.

    Assuming the worst[edit]

    Overgeneralizing[edit]

    Someone who overgeneralizes makes faulty generalizations from insufficient evidence. Such as seeing a «single negative event» as a «never-ending pattern of defeat»,[15] and as such drawing a very broad conclusion from a single incident or a single piece of evidence. Even if something bad happens only once, it is expected to happen over and over again.[2]

    • Example 1: A young woman is asked out on a first date, but not a second one. She is distraught as she tells her friend, «This always happens to me! I’ll never find love!»
    • Example 2: A woman is lonely and often spends most of her time at home. Her friends sometimes ask her to dinner and to meet new people. She feels it is useless to even try. No one really could like her. And anyway, all people are the same; petty and selfish.[23]

    One suggestion to combat this distortion is to «examine the evidence» by performing an accurate analysis of one’s situation. This aids in avoiding exaggerating one’s circumstances.[15]

    Disqualifying the positive[edit]

    Disqualifying the positive refers to rejecting positive experiences by insisting they «don’t count» for some reason or other. Negative belief is maintained despite contradiction by everyday experiences. Disqualifying the positive may be the most common fallacy in the cognitive distortion range; it is often analyzed with «always being right», a type of distortion where a person is in an all-or-nothing self-judgment. People in this situation show signs of depression. Examples include:

    • «I will never be as good as Jane»
    • «Anyone could have done as well»[15]
    • «They are just congratulating me to be nice»[28]

    Mental filtering[edit]

    Filtering distortions occur when an individual dwells only on the negative details of a situation and filters out the positive aspects.[15]

    • Example: Andy gets mostly compliments and positive feedback about a presentation he has done at work, but he also has received a small piece of criticism. For several days following his presentation, Andy dwells on this one negative reaction, forgetting all of the positive reactions that he had also been given.[15]

    The Feeling Good Handbook notes that filtering is like a «drop of ink that discolors a beaker of water».[15] One suggestion to combat filtering is a cost–benefit analysis. A person with this distortion may find it helpful to sit down and assess whether filtering out the positive and focusing on the negative is helping or hurting them in the long run.[15]

    Conceptualization[edit]

    In a series of publications,[29][30][31] philosopher Paul Franceschi has proposed a unified conceptual framework for cognitive distortions designed to clarify their relationships and define new ones. This conceptual framework is based on three notions: (i) the reference class (a set of phenomena or objects, e.g. events in the patient’s life); (ii) dualities (positive/negative, qualitative/quantitative, …); (iii) the taxon system (degrees allowing to attribute properties according to a given duality to the elements of a reference class). In this model, «dichotomous reasoning», «minimization», «maximization» and «arbitrary focus» constitute general cognitive distortions (applying to any duality), whereas «disqualification of the positive» and «catastrophism» are specific cognitive distortions, applying to the positive/negative duality. This conceptual framework posits two additional cognitive distortion classifications: the «omission of the neutral» and the «requalification in the other pole».

    Cognitive restructuring[edit]

    Cognitive restructuring (CR) is a popular form of therapy used to identify and reject maladaptive cognitive distortions,[32] and is typically used with individuals diagnosed with depression.[33] In CR, the therapist and client first examine a stressful event or situation reported by the client. For example, a depressed male college student who experiences difficulty in dating might believe that his «worthlessness» causes women to reject him. Together, therapist and client might then create a more realistic cognition, e.g., «It is within my control to ask girls on dates. However, even though there are some things I can do to influence their decisions, whether or not they say yes is largely out of my control. Thus, I am not responsible if they decline my invitation.» CR therapies are designed to eliminate «automatic thoughts» that include clients’ dysfunctional or negative views. According to Beck, doing so reduces feelings of worthlessness, anxiety, and anhedonia that are symptomatic of several forms of mental illness.[34] CR is the main component of Beck’s and Burns’s CBT.[35]

    Narcissistic defense[edit]

    Those diagnosed with narcissistic personality disorder tend, unrealistically, to view themselves as superior, overemphasizing their strengths and understating their weaknesses.[34] Narcissists use exaggeration and minimization this way to shield themselves against psychological pain.[36][37]

    Decatastrophizing[edit]

    In cognitive therapy, decatastrophizing or decatastrophization is a cognitive restructuring technique that may be used to treat cognitive distortions, such as magnification and catastrophizing,[38] commonly seen in psychological disorders like anxiety[33] and psychosis.[39] Major features of these disorders are the subjective report of being overwhelmed by life circumstances and the incapability of affecting them.

    The goal of CR is to help the client change their perceptions to render the felt experience as less significant.

    Criticism[edit]

    Common criticisms of the diagnosis of cognitive distortion relate to epistemology and the theoretical basis. If the perceptions of the patient differ from those of the therapist, it may not be because of intellectual malfunctions but because the patient has different experiences. In some cases, depressed subjects appear to be «sadder but wiser».[40]

    See also[edit]

    • Cognitive bias – Systematic pattern of deviation from norm or rationality in judgment
    • Cognitive dissonance – Stress from contradictory beliefs
    • Defence mechanism – Unconscious psychological mechanism that reduces anxiety arising from negative stimuli
    • Delusion – Firm and fixed belief in that which is based on inadequate grounding
    • Destabilisation – Attempts to undermine political, military or economic power
    • Emotion and memory – Critical factors contributing to the emotional enhancement effect on human memory
    • Illusion – Distortion of the perception of reality
    • Language and thought – The study of how language influences thought
    • List of cognitive biases – Systematic patterns of deviation from norm or rationality in judgment
    • List of fallacies – List of faulty argument types
    • Negativity bias – Tendency to give more importance to negative experiences
    • Parataxic distortion – Inclination to skew perceptions of others based on fantasy
    • Rationalization (psychology) – Psychological defense mechanism

    References[edit]

    1. ^ Helmond, Petra; Overbeek, Geertjan; Brugman, Daniel; Gibbs, John C. (2015). «A Meta-Analysis on Cognitive Distortions and Externalizing Problem Behavior» (PDF). Criminal Justice and Behavior. 42 (3): 245–262. doi:10.1177/0093854814552842. S2CID 146611029.
    2. ^ a b c d e f Grohol, John (2009). «15 Common Cognitive Distortions». PsychCentral. Archived from the original on 2009-07-07.{{cite web}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link)
    3. ^ «APA PsycNet». psycnet.apa.org. Retrieved 2020-06-29.
    4. ^ «Cognitive». Dictionary.com Unabridged (Online). n.d. Retrieved 2020-03-14.
    5. ^ «Distortion». Merriam-Webster Dictionary. Retrieved 2020-03-14.
    6. ^ McLeod, Saul A. (2015). «Cognitive Behavioral Therapy». SimplyPsychology.
    7. ^ Ellis, Albert (1957). «Rational Psychotherapy and Individual Psychology». Journal of Individual Psychology. 13: 42.
    8. ^ Beck, Aaron T. (1997). «The Past and Future of Cognitive Therapy». Journal of Psychotherapy and Research. 6 (4): 277. PMC 3330473. PMID 9292441.
    9. ^ Kovacs, Maria; Beck, Aaron T. (1986). «Maladaptive Cognitive Structure in Depression». The American Journal of Psychiatry: 526.
    10. ^ Beck, Aaron T. (1967). Depression Causes and Treatment. Philadelphia, Pennsylvania: University of Pennsylvania Press. p. 166.
    11. ^ a b Beck, Aaron T. (1972). Depression; Causes and Treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. ISBN 978-0-8122-7652-7.
    12. ^ Burns, David D. (1980). Feeling Good: The New Mood Therapy.
    13. ^ a b Burns, David D. (1980). Feeling Good: The New Mood Therapy. New York: Morrow. ISBN 978-0-688-03633-1.
    14. ^ Roberts, Joe. «History of Cognitive Behavioral Therapy». National Association of Cognitive Behavioral Therapists Online Headquarters. National Association of Cognitive Behavioral Therapists. Archived from the original on 2016-05-06. Retrieved 9 April 2020.
    15. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r Burns, David D. (1980). The Feeling Good Handbook: Using the New Mood Therapy in Everyday Life. New York: W. Morrow. ISBN 978-0-688-01745-3.
    16. ^ Barriga, Alvaro Q.; Morrison, Elizabeth M.; Liau, Albert K.; Gibbs, John C. (2001). «Moral Cognition: Explaining the Gender Difference in Antisocial Behavior». Merrill-Palmer Quarterly. 47 (4): 532–562. doi:10.1353/mpq.2001.0020. JSTOR 23093698. S2CID 145630809. Retrieved 2022-02-07. Gibbs and Potter’s…four-category typology: 1. Self-Centered…2. Blaming Others…3. Minimizing-Mislabeling…[and] 4. Assuming the Worst[.]
    17. ^ Maas, David F. (1997). «General Semantics Formulations in David Burns’ Feeling Good». ETC: A Review of General Semantics. 54 (2): 225–234. JSTOR 42579774. Retrieved 2022-02-07. 1. All-or-Nothing Thinking … 2. Overgeneralization … 3. Mental Filter, or Selective Abstraction … 4. Reverse Alchemy or Disqualifying the Positive … 5. Mind-Reading … 6. Mind-Reading as Fortune Telling … 7. Magnification or Minimization … 8. Emotional Reasoning … 9. Should/Shouldn’t Statements…Dr. Albert Ellis (1994) has labeled this…as Must-urbation … 10. Labeling … 11. Personalization and Blame[.]
    18. ^ a b Tagg, John (1996). «Cognitive Distortions». Archived from the original on November 1, 2011. Retrieved October 24, 2011.
    19. ^ a b «Cognitive Distortions Affecting Stress». MentalHelp.net. 12 March 2019. Retrieved 8 April 2020.
    20. ^ Grohol, John M. (17 May 2016). «15 Common Cognitive Distortions». PsychCentral. Retrieved 8 April 2020.
    21. ^ «Cognitive Distortions: Jumping to Conclusions & All or Nothing Thinking». Moodfit. Retrieved 9 April 2020.
    22. ^ «Common Cognitive Distortions: Mind Reading». Cognitive Behavioral Therapy — Los Angeles. Retrieved 8 April 2020.
    23. ^ a b c Schimelpfening, Nancy. «You Are What You Think».
    24. ^ Graham, Michael C. (2014). Facts of Life: ten issues of contentment. Outskirts Press. p. 37. ISBN 978-1-4787-2259-5.
    25. ^ «How to Savor Gratitude and Disarm «Gratitude Traps»«. The Objective Standard. 2020-05-20. Retrieved 2021-02-11.
    26. ^ «15 Common Cognitive Distortions». PsychCentral. 2016-05-17. Retrieved 2020-02-28.
    27. ^ «Fallacy of Change: 15 types of distorted thinking that lead to massive anxiety 10/15». Abate Counseling. 2018-08-30.
    28. ^ «Disqualifying the Positive». Palomar. Retrieved 2020-01-03.
    29. ^ Franceschi, Paul (2007). «Compléments pour une théorie des distorsions cognitives». Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive. 17 (2): 84–88. doi:10.1016/s1155-1704(07)89710-2.
    30. ^ Franceschi, Paul (2009). «Théorie des distorsions cognitives : la sur-généralisation et l’étiquetage». Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive. 19 (4): 136–140. doi:10.1016/j.jtcc.2009.10.003.
    31. ^ Franceschi, Paul (2010). «Théorie des distorsions cognitives : la personnalisation». Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive. 20 (2): 51–55. doi:10.1016/j.jtcc.2010.06.006.
    32. ^ Gil, Pedro J. Moreno; Carrillo, Francisco Xavier Méndez; Meca, Julio Sánchez (2001). «Effectiveness of cognitive-behavioural treatment in social phobia: A meta-analytic review». Psychology in Spain. 5: 17–25. S2CID 8860010.
    33. ^ a b Martin, Ryan C.; Dahlen, Eric R. (2005). «Cognitive emotion regulation in the prediction of depression, anxiety, stress, and anger». Personality and Individual Differences. 39 (7): 1249–1260. doi:10.1016/j.paid.2005.06.004.
    34. ^ a b Diagnostic and statistical manual of mental disorders : DSM-5. American Psychiatric Association., American Psychiatric Association. DSM-5 Task Force. (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Association. 2013. ISBN 9780890425541. OCLC 830807378.{{cite book}}: CS1 maint: others (link)
    35. ^ Rush, A.; Khatami, M.; Beck, A. (1975). «Cognitive and Behavior Therapy in Chronic Depression». Behavior Therapy. 6 (3): 398–404. doi:10.1016/S0005-7894(75)80116-X.
    36. ^ Millon, Theodore; Carrie M. Millon; Seth Grossman; Sarah Meagher; Rowena Ramnath (2004). Personality Disorders in Modern Life. John Wiley and Sons. ISBN 978-0-471-23734-1.
    37. ^ Thomas, David (2010). Narcissism: Behind the Mask. ISBN 978-1-84624-506-0.
    38. ^ Theunissen, Maurice; Peters, Madelon L.; Bruce, Julie; Gramke, Hans-Fritz; Marcus, Marco A. (2012). «Preoperative Anxiety and Catastrophizing» (PDF). The Clinical Journal of Pain. 28 (9): 819–841. doi:10.1097/ajp.0b013e31824549d6. PMID 22760489. S2CID 12414206.
    39. ^ Moritz, Steffen; Schilling, Lisa; Wingenfeld, Katja; Köther, Ulf; Wittekind, Charlotte; Terfehr, Kirsten; Spitzer, Carsten (2011). «Persecutory delusions and catastrophic worry in psychosis: Developing the understanding of delusion distress and persistence». Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 42 (September 2011): 349–354. doi:10.1016/j.jbtep.2011.02.003. PMID 21411041.
    40. ^ Beidel, Deborah C. (1986). «A Critique of the Theoretical Bases of Cognitive Behavioral Theories and Therapy». Clinical Psychology Review. 6 (2): 177–97. doi:10.1016/0272-7358(86)90011-5.

    #статьи

    • 17 окт 2022

    • 0

    Когнитивные искажения: что такое, примеры и виды

    Наш мозг любит экономить энергию и время на обдумывание. Но почему это плохо и что с этим делать? Давайте разбираться.

    Кадр: фильм «Всё везде и сразу»

    Влада Петрова

    Пишет и редактирует тексты для СМИ и рассылок. Любит объяснять сложное простыми словами. Пытается разобраться, почему люди делают то, что делают.

    Из статьи вы узнаете:

    • откуда берутся когнитивные искажения;
    • почему экономия энергии и времени — это не всегда хорошо;
    • самые распространённые искажения;
    • что поможет избавиться от когнитивных искажений.

    Когнитивные искажения — это систематические ошибки, которые мы допускаем из-за особенностей работы человеческого мышления.

    Это врождённая особенность нашего мозга. Так ему проще справиться с четырьмя серьёзными проблемами.

    • Переизбыток информации. Чтобы не утонуть в ней, наш мозг по умолчанию воспринимает то, что ему понятно, остальное — отсеивает.
    • Сложность понимания мира. Достроить картину с помощью имеющихся данных проще и быстрее, чем анализировать новые вводные. Поэтому мозг заполняет пробелы в знаниях стереотипами и данными из прошлого опыта.
    • Необходимость быстро реагировать, которая заставляет переходить сразу к выводам, минуя анализ ситуации.
    • Выбор информации для запоминания. Объём человеческой памяти ограничен, поэтому мы запоминаем обобщения и отдельные яркие признаки, игнорируя остальное.

    То, что мозг умеет строить логические связи и запоминать, что экономит ему ресурсы, — это хорошо. Но когнитивные искажения — это ошибки и заблуждения, поэтому от них лучше избавляться: они приводят к принятию неверных решений, ошибочным выводам, формированию вредных стереотипов и проблемам с ментальным здоровьем.

    Конечно. Существует большое количество видов искажений, разберём самые распространённые.

    Наше мнение о вещах зависит от того, как часто мы с ними сталкиваемся:

    • Например, мы верим ложной информации, если встретили её несколько раз. Это называется эффектом иллюзии правды.
    • Событие кажется нам распространённым и вероятным, если на ум пришёл похожий случай. Это эвристика доступности.
    • А если мы узнали информацию недавно и вскоре столкнулись с ней повторно, то нам станет казаться, что она повсюду. Это знаменитый феномен Баадера — Майнхоф.

    Мы склонны подбирать данные таким образом, чтобы они подтверждали наши убеждения. Например, задним числом приписываем положительные качества предмету или человеку, которые нам чем-то показались привлекательными. Это называется искажением в восприятии сделанного выбора.

    Мы обнаруживаем закономерности там, где их нет. Например, находим зависимость между не связанными явлениями (иллюзорная корреляция) или считаем, что можем предсказать итог случайного события (ошибка игрока).

    Знакомые люди и вещи вызывают у нас больше доверия, чем незнакомые. Поэтому мы нередко считаем представителей другой социальной группы более похожими друг на друга, чем на самом деле (эффект однородности чужой группы и ошибка групповой атрибуции), а их поведение — менее приемлемым, чем наше (предельная ошибка атрибуции). Из-за этой же склонности мы нередко отвергаем хорошие идеи (реактивное обесценивание) и изобретаем велосипед (синдром неприятия чужой разработки).

    Мы нередко считаем, что знаем, о чём думают другие. Нам сложно представить, что кто-то не понимает очевидных для нас вещей (проклятие знания), и вместе с тем — переоцениваем чужую проницательность (эффект прозрачности и эффект прожектора).

    Мы склонны переоценивать свою уникальность. Например, считать себя менее подверженными рекламным уловкам и пропаганде, чем остальные (эффект третьего лица). Или верить, что что-то плохое случится с кем угодно, но не с нами (ошибка оптимизма).

    Мы не сможем полностью избавиться от когнитивных искажений, но можем уменьшить их влияние на наше поведение и эмоциональное состояние. В этом помогает когнитивно-поведенческая психотерапия.

    Вот несколько упражнений из этого подхода, которые помогут распознавать ошибки мышления и неверные выводы, сделанные на их основе.

    Упражнение 1. Мнение или факт?

    Когда вам в голову приходит оценочная мысль — неважно, о чём или о ком, — запишите её. А потом попробуйте определить: это подтверждённый факт или ваше мнение, у которого нет доказательств?

    Упражнение 2. Определяем когнитивные искажения.

    Если ваша мысль оказалась мнением, а не фактом, попробуйте определить, какое именно когнитивное искажение её вызвало. Можно свериться со списком искажений: вот он на русском языке, а вот более полный на английском.

    Упражнение 3. Ищем альтернативные объяснения.

    Выпишите в столбик мнения, которые вы заметили в последнее время. Напротив каждого утверждения запишите альтернативное объяснение.

    Например, рядом с «Коллега меня презирает» — «Возможно, у него сегодня было плохое настроение. Или он меня стесняется. Или его мысли были заняты чем-то другим. А вообще, если я кому-то не нравлюсь, стоит помнить, что мы просто разные люди».

    • Даниэль Канеман, «Думай медленно… Решай быстро». Работа нобелевского лауреата о том, какие именно особенности нашего мышления приводят к когнитивным искажениям.
    • Энни Дьюк, «Принцип ставок. Как принимать решения в условиях неопределённости». Автор — единственная женщина, выигравшая Национальный чемпионат по хедз-ап покеру, — пишет о том, как уменьшить влияние когнитивных ошибок на принятие решений.
    • Ханс Рослинг, Ула Рослинг и Анна Рослинг Рённлунд, «Фактологичность. Десять причин наших заблуждений о мире — и почему всё не так плохо, как кажется». Книга, в которой основатели организации Gapminder, борющейся с глобальными заблуждениями, показывают, из-за каких когнитивных ошибок мы оцениваем ситуацию в мире более пессимистично, чем стоит, и какие шаги позволят снизить тревогу от новостей.

    Научитесь: Soft Skills for Hard Times
    Узнать больше

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация ошибок локализация ошибок
  • Классификация ошибок аудитора
  • Классификация ошибок аудита
  • Классификация грам ошибок
  • Классификация видов ошибок