Классификация ошибок огэ русский язык

Памятка эксперту «Классификация ошибок»

К 7. Орфографические ошибки

Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.

Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

  • Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.

  • Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки:

К негрубым орфографическим ошибкам относятся:

  • исключения из правил;

  • строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

  • не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

  • слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;

  • различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

  • написание собственных имен нерусского происхождения;

  • написание И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

  • Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

  • Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:

  • пропуски букв;

  • перестановка букв;

  • замена одних букв другими;

  • добавление лишних букв.

К 8. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :

  • употребление одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из двойных знаков препинания;

  • нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;

  • не относится к ошибкам авторская пунктуация.

Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.

К 9. Классификация грамматических ошибок

  • ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;

  • ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;

  • ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.

  1. Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи

1.

Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).

2.

Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло).

3.

Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).

4.

Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).

5.

Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).

6.

Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).

7.

Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер

( вм. Вайнеров).

8.

Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),

много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).

9.

Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:

Я забрал его ферзь (вм. ферьзя).

10.

Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11.

Неверное образование форм кратких прилагательных:

Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).

12.

Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт

( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).

13.

Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).

14.

Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).

15

Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).

16.

Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17.

Неправильное образование действительных и страдательных причастий:

Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).

18.

Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

19.

Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь).

  1. Ошибки в согласовании

1.

Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало).

2.

Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).

3.

Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).

  1. Ошибки в управлении

1.

Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой).

  1. Ошибки в построении простого несложного предложения

1.

Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2.

Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).

  1. Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами

1.

Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).

2.

Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

3.

Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.

4.

Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:

Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5.

Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла).

  1. Ошибки в построении сложносочиненного предложения

1.

Употребление противительных союзов вместо соединительных:

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.

Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.

  1. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения

1.

Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой).

2.

Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее.

3.

Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.

  • При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3

К 9. Классификация речевых ошибок

  1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

  1. Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки):

  • Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок.

  • Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах).

  • Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди.

  1. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать).

  1. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок).

  1. Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких

по значению слов.

  1. Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).

  1. Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).

  1. Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.

  1. Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов:

Следует сказать следующее.

  1. Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова:

А. Блок-мастер звукозаписи.

  • При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2

Классификация фактических ошибок

Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:

«Век живи-век учись!»

Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:

Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.

Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».

  • При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2

Этические ошибки:

Речевая некорректность.

Проявление речевой агрессии:

грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

Этот текст меня бесит.

Это старье, именуемое классикой.

Логические ошибки

Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте.

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею.

Л2.Нарушение причинно-следственных отношений.

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.

Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы.

Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5.

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.

Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий.

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7.Неудачный зачин.

В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ).

Л8. Ошибка в основной части:

  • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении;

  • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

  • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

  • При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2

10

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Грамматические
ошибки (Г)
 – это ошибки в структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы
– словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид
ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное
словообразование. Ошибочное образование форм существительного,
прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,
действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородностьчуда техники,
по
дчерк, надсмехаться; более
интереснее, красивше
; с пятистами рублями;
жонглировал 
обоими руками, ихнегопафоса,
вокруг 
его ничего
нет; 
сколько нравственных принципов
мы лишились из-за утраты духовности; им
 двигает чувство
сострадания; ручейки воды, 
стекаемые вниз,
поразили автора текста; 
вышев на
сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение
норм согласования

Я
знаком с группой ребят, серьезно 
увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение
норм управления

Нужно
сделать природу более 
красивую.
Все удивлялись его 
силой.

Г4

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание, это 
художественной
стороне произведения

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и 
веселые.

Г5

Ошибки
в построении предложения с однородными членами

Страна любила
и гордилась
 поэтом. 
В сочинении я хотел сказать 
о значении спорта и
почему я его люблю
.

Г6

Ошибки
в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки
в построении предложения с причастным оборотом

Узкая
дорожка была покрыта 
проваливающимся снегом под
ногами
.

Г8

Ошибки
в построении сложного предложения

Эта книга научила
меня ценить и уважать друзей, 
которую
я прочитал еще в детстве

Человеку показалось 
то, что
это сон.

Г9

Смешение
прямой и косвенной речи

Автор
сказал, 
что я не
согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение
границ предложения

Его не
приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на
мгновение сердце и вдруг 
застучит вновь.

Г12

Пропуск
члена предложения (эллипсис)

На
собрании было 
принято (?) провести
субботник.

Г13

Ошибки,
связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится

Хорошо
было бы, если бы на картине стояла 
бы подпись
художника.
В тексте 
всего раскрываются
две проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по
рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова
И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Речевые
ошибки (Р)
 – это ошибки не в построении предложения, не в структуре
языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т.
е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,
неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление
слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное
употребление диалектных и просторечных слов

Таким
людям всегда удается 
объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями 
валял
дурака
.

Р3

Неудачное
употребление местоимений

Текст
написал В. Белов. 
Он относится
к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина
 в своем воображении.

Р4

Употребление
слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное
употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов,
устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По
задумке
 автора, герой побеждает; 
Молчалин 
работает секретарем
Фамусова;
В романе А.С. Пушкина 
имеют место лирические отступления; 
Автор
 то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому
 кексу вгрызло бы
дал; 
Зощенко 
палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В
таких случаях я 
взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение
паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при
построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в
неудачно организованном контексте

Были
приняты 
эффектные меры
Имя этого поэта 
знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и 
не
мажорный
 мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего 
последнего
слова
.

Р7

Нарушение
лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В
этом 
рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное
повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность
и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
, его принял главный
редактор. 
Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление
лишних слов, лексическая избыточность

Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться, 
об
этом 
позаботится книжный наш магазин.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ
РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Логические
ошибки (Л) 
– связаны с нарушением логической правильности
речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в
пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид
ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении, тексте

На
уроке присутствовали 
директор, библиотекарь,
а также 
Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна
Петрова
;
Он 
облокотился спиной на батарею; 
За
 хорошую учебу и
воспитание детей 
родители обучающихся
получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение
причинно-следственных отношений

В
последние годы 
очень много сделано
для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, 
так
как
 вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск
звена в объяснении, «логический скачок».

Людской
поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы
двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора
вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5

Неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от
первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о
природе,
 описывает природу
севера,
 вижу снега и просторы снежных
равнин.

Л6

Сопоставление
логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических
статей 
отличен от других
научных 
статей.

Композиционно-текстовые
ошибки

Л7

Неудачный
зачин

Текст начинается
предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом
тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении,
например: 
В этом тексте автор…

Л8

Ошибки
в основной части

а).
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. 
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение
порядка предложений. 
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная
концовка

Дублирование
вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.


http://www.gramma.ru/pics/0.gif

КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по
рекомендациям ФИПИ)

Шерстобитова
И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Фактические
ошибки (Ф) 
– разновидность неязыковых ошибок,
заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие
действительности, дает неправильную информацию о фактических
обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом
(фоновые знания).

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение
содержания литературного произведения, неправильное толкование,
неудачный выбор примеров

Базаров
был нигилист и поэтому 
убил старуху топором
Ленский вернулся в свое имение
 из Англии
Счастьем для Обломова было 
одиночество
и равнодушие
.

Ф2

Неточность
в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор
цитаты.

Книга
очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «
Век живи – век учись!»

Ф3

Незнание
исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая
Отечественная война 1812 года; 
Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности
в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в
названиях литературных произведений, их жанров.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление
и наказание».

Этические
ошибки (Э) 
– нарушение в работе системы ценностей и
правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие
высокомерное и циничное отношение к человеческой личности,
недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.

Вид ошибки

Примеры

Э1

Речевая
некорректность. 
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание;
словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в
неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к
человеческой личности

Мне
хотелось бы сделать автору замечание 
за
его неумение передавать свои мысли

Этот текст меня 
бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа
принуждает к прочтению всего 
старья, что именуется классикой? 
Михалков 
в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали
именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего 
морочить людям мозги устаревшими
истинами.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося
(по рекомендациям ФИПИ)

При оценивании работы учащегося ошибки делятся на:

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической (подробнее);

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность (подробнее);

Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста (подробнее);


Грамматические ошибки (Г)

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее,  красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р)

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.
Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает;
Молчалин работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры;
Имя этого поэта знакомо во многих странах;
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л)

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Л8

Ошибки в основной части

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Грамматические ошибки

Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных

грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил

грамматики. Это нормы словообразования частей речи, склонение и спряжение

слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также

нормы управления, которые усваиваются практически. Отступление от этих норм

квалифицируются как грамматические ошибки.

ошибки, связанные с нарушением

словообразовательной структуры слов

литературного языка;

искусственно образованные слова;

это всякого рода отступления от норм

образования и употребления форм слов,

вызываемые недостаточным владением

морфологическими нормами литературного

языка

это нарушение правил сочетаемости слов,

построения предложений

Суще

ствительное

Существительное

Ошибочное словообразование.

Фамусовское

общество

провозглашает

рабское

чинопочитательство.

Для рабочих и всех

трудовиков

загорелось солнце

свободы

Фамусовское

общество

провозглашает

рабское

чинопочитание.

Для трудящихся

загорелось солнце

свободы.

Неправильный выбор падежного

окончания.

У нас нет время.

Выбора показали…

У нас нет

времени

Выборы

показали…

Существительные мужского рода II

склонения в родительном падеже в

устойчивых фразеологических

сочетаниях должны иметь оконча

ние У (а не А).

Ни слуха, ни духа.

С мира по нитке.

Ни слуху, ни

духу.

С миру по нитке.

Существительные мужского рода II

склонения в предложном падеже в

случае обстоятельственного

значения должны иметь окончание

У, в случае объектного значения

окончание Е.

Деревья в вишнёвом

саде. Декорации в

«Вишнёвом саду«.

Деревья в виш

нёвом саду. Де

корации в

«Вишнёвом саде».

Не допускается

образование множественного числа

от отвлечённых и вещественных

существительных.

В партизанских

движениях

участвовали самые

различные слои

населения.

Татьяне

свойственны тонкие

понимания русской

природы

В партизанском

движении

участвовали самые

различные слои

населения.

Татьяне

свойственно тонкое

понимание русской

природы.

Мечта к свободе.

Согласно плана …

Мечта о свободе.

Согласно плану

Толстой описывает о

войне.

Маяковский певец

за мир.

Толстой описывает

войну.

Маяковский

певец мира.

Ошибка в роде существительных.

Мама научилась

делать повидлу.

Мама научилась

делать повидло.

Ошибка в употребление числа

существительных.

В городе побежали

ручьи по асфальтам.

В городе побежали

ручьи по асфальту.

Управляемые слова могут быть

только при краткой форме

прилагательного.

Сюжет рассказа

интересный

во многих

отношениях.

Сюжет рассказа

интересен во

многих

отношениях.

Нельзя соединять формы

сравнительной и превосходной

степени, а также простые и

составные формы: обеих степеней

сравнения.

Это произведение

более худшее.

Самый

способнейший

студент.

Это произведение

еще хуже.

Самый способный

студент.

Способнейший

студент.

Форма прилагательных на ЕНЕН

сейчас почти не встречается.

Его вклад в работу

был существенен.

Его вклад в работу

был существен.

При склонении составных

количественных числительных

должны изменяться все слова,

входящие в их состав; при

склонении составных

порядковых

числительных только последнее.

Этот переход

составил около

четыреста

шестьдесят пяти

километров.

Это событие

состоялось в начале

тысячи восьмисот

четвёртого года.

Этот переход

составил около

четырехсот

шестидесяти пяти

километров.

Это событие

состоялось в

начале тысяча

восемьсот

четвёртого года.

Собирательные числительные

(ДВОЕ, ТРОЕ

и проч.) не

должны

употребляться с одушевлёнными

существительными,

обозначающими животных и лиц

женского пола.

Недопустимо употребление формы

ОБА с существительными

женского рода (форма женского

рода ОБЕ).

Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ

имеют архаический характер.

Ошибочное образование форм

местоимений.

Местоимения 3-го лица обычно

указывают на ближайшее

существительное. При

несоблюдении этого правила

возникает двусмысленность.

Когда Ниловна везла

прокламации с

речью Павла, её

захватила полиция

(кого Ниловну или

речь Павла?).

Встреча Чацкого с

Фамусовым не

принесла ему ничего

хорошего (кому

Чацкому или

Фамусову?).

Полиция

схватила

Ниловну, когда

она везла

прокламации с

речью Павла.

Встреча Чацкого

с Фамусовым не

принесла

Александру

Андреевичу

ничего хорошего.

Нельзя заменять личным

местоимением 3го лица

множественного числа

существительные с собирательным

значением (СТУДЕНЧЕСТВО,

КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и

проч.).

В комедии

обличаются

провинциальное

чиновничество.

Среди них

процветают

Взяточничество,

беззаконие,

воровство.

В комедии

обличается

провинциальное

чиновничество.

Среди него

процветает

взяточничество,

беззаконие,

воровство.

Местоимения СВОЙ и СЕБЯ

указывают на тех лиц, которые

производят действие. Если об этом

забыть, возникает двусмыслен

ность.

Тургенев приводит

героя к

постепенному

осознанию своих

ошибок (чьих

Тургенева или ге

роя?). Каждый из

помещиков

уговаривает Павла

Ивановича поехать к

себе (к кому к

помещику или к

самому себе?).

Исправление

Тургенев приводит

героя к

постепенному

осознанию со

вершённых им

ошибок. Помещики

уговаривают Павла

Ивановича поехать

к ним в гости. Каж

дый из помещиков

предлагает, чтобы

Павел Иванович к

нему приехал

Ошибочное образование гла

гольных форм.

У глаголов УБЕДИТЬ,

ПО

БЕДИТЬ,

ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и

некоторых других не

употребляются формы lго лица

единственного числа.

Я ощущу

Я побежу (побежду)

Я убежу его …

Я могу ощутить …

Я надеюсь по

бедить …

Я должен убедить

его…

Недопустимо использование

суффикса

ЫВОВА

вместо

ОВА (ИВА).

результаты

подытоживовались

результаты

подытоживались

При употреблении возвратных

глаголов возможны неточности,

связанные с не различением

собственно возвратного и

страдательного значений таких

глаголов.

Нельзя допускать разнобой в

формах времени и вида глаголов

После лекции

слушатели нередко

задерживаются в

аудиториях (сами

остаются или их

задерживают?).

Чуткий художник,

он откликается на

события

окружающей жизни

и отмечал только что

зарождающиеся в

ней явления.

Чтобы правильно

понять творчество

писателя,

необходимо

тщательно изучать

его эпоху

После лекции

слушатели нередко

остаются в

аудиториях. После

лекции слушателей

нередко

задерживают в

аудиториях.

Чуткий художник,

он откликается

(откликался) на

события

окружающей

жизни и отмечает

(отмечал) только

что

зарождающиеся в

ней явления.

Чтобы правильно

понять (понимать)

творчество

писателя,

необходимо

тщательно изучить

(изучать) его эпоху

Недопустимо одновременное

использование суффиксов ОВА и

ЕМ

М).

Нельзя пропускать частицу СЯ в

причастиях, образуемых от

возвратных глаголов.

В

центре повести

представитель

нарождающего

класса буржуазии.

В центре повести

представитель

нарождающегося

класса буржуазии.

Недопустимо рассогласование

причастия во времени с глаголом

сказуемым или окружающей

лексикой.

На совещании были

представители всех

районов, за

исключением двух

делегатов,

отсутствующих по

уважительным

причинам.

Роман вскрывает

всю глубину

социального

неравенства,

господствующего в

дореволюционное

время в России.

На совещании

были представи

тели всех районов,

за исключением

двух делегатов,

отсутствовавших

по уважительным

причинам.

Роман вскрывает

всю глубину

социального

неравенства,

господствовавшего

в дореволюционное

время в России.

Причастный оборот не должен

включать в себя определяемое

существительное.

отредактированная

рукопись автором

отредактированная

автором рукопись;

рукопись,

отредактированная

автором

Причастный оборот примыкает

(спереди или сзади) определенному

существительному; переносить

оборот не рекомендуется.

Горная цепь тянется

с востока на запад,

состоящая из

множества хребтов.

Горная цепь,

состоящая из

множества хребтов,

тянется с востока

на запад.

Состоящая из

множества хребтов

горная цепь

тянется с востока

на запад.

Глаголсказуемое и деепричастие

не

должны обозначать действия

разных предметов или лиц.

Выражая в песнях,

сказках былинах

мечту о

счастливой доле,

народом были

созданы

произведения

большой глубины

и силы.

Выражая в песнях,

сказках, былинах

мечту о счастливой

доле, народ создал

произведения

большой глубины и

силы.

Нельзя допускать разнобой в

употреблении

видов деепричастий.

Читая статью и

отметив нужный

материал, я всегда

делаю выписки.

Читая

(прочитав)

статью и

отмечая

(отметив)

нужный

материал, я

всегда делаю

выписки.

Нельзя относить деепричастный

оборот к сказуемому, выраженному

страдательным причастием.

На картине

изображен мальчик,

широко расставив

ноги и уперевшись

руками в колени.

На картине

изображен

мальчик, широко

расставивший ноги

и упершийся

руками в·колени.

Нарушение согласования между

членами предложения:

нарушения согласования в числе

отсутствие согласования в роде

между подлежащим и сказуемым

Молодёжь всегда

были впереди

Выставкапросмотр

открыт ежедневно.

Герману очень

нравилось военная

служба.

Молодёжь всегда

была впереди

Выставкапросмотр

открыта

ежедневно.

Герману очень

нравилась военная

служба.

Падежное рассогласование имён.

Он никогда не видел

таких глаз, словно

присыпанных

пеплом,

наполненные

неизбывной тоской.

Он никогда не

видел таких глаз,

словно

присыпанных

пеплом,

наполненных

неизбывной

тоской.

Нельзя сочетать в качестве

однородных членов инфинитив и

существительное.

Эта книга научила

меня честности,

смелости и уважать

друзей.

Эта книга научила

меня честности,

смелости и

уважению к

друзьям.

В составном сказуемом нельзя

одновременно употреблять полную

и краткую формы.

Жизненный путь

героя тяжёл и

трагичный.

Жизненный путь

героя тяжёл и

трагичен.

Жизненный путь

героя тяжёлый и

трагичный.

Однородные члены должны

согласовываться в падеже с

обобщающим словом.

Во встрече

участвовали

делегаты от

следующих стран:

Англия, Франция,

Италия.

Во встрече

участвовали

делегаты от

следующих стран:

Англии, Франции,

Италии.

Нельзя ставить общее слово при

однородных членах, требующих

разного управления.

Трест организовал и

руководит

предприятиями.

Трест организовал

предприятия и

руководит ими.

Нарушение порядка слов при

использовании двойных

сопоставительных союзов.

Народные массы не

только создают

материальн

ые

блага,

но и великие

сокровища

культуры.

Народные массы

создают не только

материальные

блага,

но и великие

сокровища

культуры.

Нарушение порядка слов в

предложении

Детство прошло

Онегина в

Петербурге.

Светское общество

показал в романе

«Евгений Онегин»

Пушкин.

Детство Онегина

прошло в

Петербурге.

Пушкин показал в

романе «Евгений

Онегин» светское

общество.

Пропуск необходимых слов.

Владик коекак

прибил доску и

побежал в волейбол.

Владик коекак

прибил доску и

побежал играть в

волейбол.

Нарушение границ предложения.

Охотник положил

ружьё, привязал

собаку. И пошёл к

зверю.

Охотник положил

ружьё, привязал

собаку и пошёл к

зверю.

Загромождение сложного пред

ложения придаточными.

Врачи считают, что

болезнь настолько

серьёзна, что

приходится

опасаться за жизнь

больного

.

Врачи считают

болезнь на

столько серьёз

ной, что

приходится

опасаться за

жизнь больного.

Разнотипность частей сложного

предложения.

В повести

содержится две

идеи: 1) всё большее

значение приобрета

ет укрепление

нравственных устоев

общества;

2)

роль в этой работе

широких слоёв

интеллигенции.

В повести

содержится две

идеи: 1) всё

большее значение

приобретает

укрепление

нравственных

устоев общества;

2) большую роль

в этой работе

играют широкие

слои

интеллигенции

(или: необходимо

вовлечь в эту

работу широкие

слои

интеллигенции)

Нельзя смешивать конструкции

главного и придаточного

предложений.

Последнее, на чём я

остановлюсь, это на

вопросе о Ленском.

Последнее, на чём

я остановлюсь, это

вопрос о Ленском.

Неправильное совмещение

конструкции

простого и сложного предложений.

Пьеса разоблачает

«тёмное царство» и

как

Дикие и Кабанихи

жестоко относятся к

зависимым от них

людям.

Пьеса разоблачает

«тёмное царство«,

показывает, как

Дикие и Кабанихи

жестоко относятся

к зависимым от них

людям.

Нельзя объединять причастный

оборот и придаточное

определительное предложение.

На столе у Манилова

лежала книга,

открытая на одной и

той же странице и

которую он никогда

не читал.

На столе у

Манилова лежала

открытая на одной

и той же странице

книга, которую он

никогда не читал.

Придаточное определительное

предложение со словом

КОТОРЫЙ нельзя отрывать от

определяемого

существительного.

Из разговора Лизы и

Софьи мы узнаём о

Чацком, выросшем в

этом доме, который

сейчас гдето

путешествует.

Из разговора Лизы

и Софьи мы узнаём

о выросшем в этом

доме Чацком,

который сейчас

гдето

путешествует.

Неоправданное повторение

одинаковых союзов.

Некоторые критики

полагали, что автор

так молод, что едва

ли сможет

убедительно решить

поставленную

проблему.

Некоторые критики

полагали, будто

автор

так молод, что едва

ли сможет

убедительно

решить

поставленную

проблему.

Неправомерное столкновение

близких по значению

подчинительных союзов.

Он считал, что будто

мы его неправильно

поняли.

Он считал, что

мы его

неправильно

поняли.

Он считал, будто

мы его

неправильно

поняли.

Неверное употребление союзов и

союзных

слов.

Вопрос обсуждался

на совещании, где и

было принято

решение.

Вопрос обсуждался

на совещании, на

котором и было

принято решение.

Смешение прямой и косвенной

речи.

Базаров говорит

Аркадию, что твой

отец человек

отстав

ной.

Базаров говорит

Аркадию, что его,

Аркадия, отец

человек отставной.

Базаров говорит

Аркадию: «Твой

отец

человек

отставной».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация ошибок на диске
  • Классификация ошибок мышления
  • Классификация ошибок локализация ошибок
  • Классификация ошибок аудитора
  • Классификация ошибок аудита