Классный час огонь ошибок не прощает 3 класс

Классный час для
3класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»

Цель:  формирование 
адекватного поведения в экстремальных условиях и
 осторожного
обращения с огнём. 

Воспитательные задачи:

o   показать
роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;

o   познакомить
со знаками пожарной безопасности

o   познакомить
детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой
профессии;

o   проверить
знания школьников по правилам пожарной безопасности;

o   убедить
в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;

o   воспитывать
людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость,
самоотверженность, скромность;

Ход занятия.

Учитель: Прежде чем я
сообщу тему классного часа, отгадайте загадки:

 1)
Накормишь — живет, напоишь — умрет.
(Огонь.)

2)      Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня

Не бывает без
огня.
(Дым.)

Добывается в
Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей.
(Газ.)

Это тесный-тесный дом:
Сто
сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер

Может вспыхнуть,
как костер.
(Спички.)

(на экране появляются 
картинки — отгадки)

Учитель: Посмотрите
на картинки – отгадки. Догадались ли вы, какая тема нашего классного часа?
(посвящен противопожарной безопасности).

Учитель:  А задумывались ли
вы когда-нибудь, что было бы, если б не было огня?

А вот послушайте

Если б не было огня.

Мне бабуля 
говорила,

Что огонь 
нам друг и враг.

Без него
темно  бы  было,

Жили б мы
совсем не так.

Мы б от
холода  дрожали,

Превратились
бы в пингвинов

Или
мамонтами стали,

Обросли бы
шерстью длинной.

Телевизора
б не знали,

Ни поесть и
ни пожить,

В «ДЕНДИ» 
тоже б не играли.

В общем,
плохо  было б жить.

Н. 
Афанасьев

Учитель:  В жизни человека 
огонь играет  исключительную  роль.  Обогрев  наших  домов, приготовление 
пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём.           Большая  часть 
пожаров происходит  по  вине  самих  людей,  из-за их беспечности,  а  примерно
каждый  6-й  пожар  происходит  по  вине  детей и подростков. Именно поэтому
тема нашего классного часа  очень актуальна.

Беседа по стихотворению  «Как
сгорел  один  дом».

Расскажу  я  вам 
о  том,

Как  сгорел 
однажды  дом.

Две  девчонки, 
две  сестрички.

Раздобыли  где-то 
спички.

— Знаешь, что? –
сказала  Валя, —

Мы  туристы  на 
привале,

Разожжём  костёр 
сейчас,

Ну а будет он у
нас

Под столом.  Неси 
газеты,

Пускай хворост
будет это.

— А в корзинке
сварим кашу, —

Подсказала ей 
Наташа. –

Чиркнем спичкой. 
Раз, два, три!

Огонёк   горит. 
Смотри!

Ай!  Упала 
спичка!  Ой!

Ой!  Какой  огонь 
большой!

Как  вы  думаете,  что 
произошло  потом?

Испугались  те 
девчонки,

Растерялись,  как 
тут  быть?

Чуть дыша,  стоят 
в  сторонке:

Убегать  или 
тушить?

Как  бы  вы  поступили 
в  данной  ситуации?

Что  нужно  было сделать?

Валя  быстро 
догадалась:

— Надо  бы  водой 
плеснуть!

Но  воды – то
оказалось

Только  в 
чайнике  чуть-чуть.

И опять  сказала 
Валя:

— Мы  его 
накроем  шалью

И платком, и
одеялом.

Но  огню  и горя 
мало

Шали нет, платка 
не  стало,

Загорелось 
одеяло.

— Правильно  ли  поступили 
девочки?

— В  каком  случае  нужно 
воспользоваться  платком  или  одеялом?

А  огонь-то 
разгорался,

Влез по скатерти
на стол,

В книгу  папину 
забрался,

Вдоль  по 
комнате  прошёл.

Побежал  по 
занавескам,

По  картине  на 
стене,

Разошёлся  с 
шумом,  с  треском,

Всё  вокруг  уже 
в  огне.

А  Наташа  вместе 
с  Валей

Больше  медлить 
уж  не  стали,

Побежали в
коридор,

А  потом  скорей 
во  двор.

Пламя  выше, 
пламя  круче,

Дым  столбом  до 
самой  тучи,

А  народ  кругом 
толпится,

Кто с лопатой, 
кто с ведром,

И  пожарная  уж 
мчится,

Но  в  огне  уже 
весь  дом,

Долго  бились 
все  с  пожаром,

Не  один  час и
не  два,

Да  усилия  все 
даром,

Нет  ни  дома, 
ни  двора.

Онемев,  стоят 
сестрички,

А  народ  шумит 
кругом:

— от  одной  лишь 
только  спички,

Как  в  костре 
сгорел  весь  дом.

Говорят  все  и 
недаром:

— Трудно 
справиться  с  пожаром.

Твёрдо  помните, 
подружки:

Спички – это  не 
игрушки!

Знать  бы  надо 
всем,  друзья,

Что  с  огнём 
играть  НЕЛЬЗЯ!

Учитель: Какое  правило  пожарной 
безопасности  вы  усвоили  из  этого 
стихотворения?

Практическая
работа.

— Что делали девочки  в этом
стихотворении?  (играли)

— Во все ли игрушки можно играть?

— У вас на столе лежит лист, на
котором изображены предметы. 

 — Раскрасьте те предметы, с
которыми можно играть,  и которые не приведут к  пожару.

— Какие  предметы вы не раскрасили и
почему? (зажигалка, бенгальские огни, утюг, настольная лампа)

Беседа

«Что
мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара».

Учитель:  повторим
правила  пожарной  безопасности   по   вопросам:

1. Можно ли играть со спичками?
Почему?

2. Почему детям не разрешают
включать газовую плиту?

3. Можно ли оставлять
включенный телевизор без присмотра?

4. Можно ли открывать окна,
двери при возгорании предметов в жилище?

5. Где следует укрываться при
возникновении пожара?

6. Что будете делать, как
поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите?

 Дидактическая
игра «Если возник пожар».

Учитель: В
руках у меня воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово
стихотворной строки и передать шар другому участнику.

Если участник замедлил с
ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Учитель:
Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там
всегда грозить нам будет… 
Злой пожар. (Передача шара.)

Учитель:
Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в … ?   Квартире.
(Передача
шара.)

Учитель:
 Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не
выключил … ? 
Утюг. (Передача шара.)

Ведущий.
Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … ?  Играл.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … ?   Газом.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Столб огня чердак объял.

Кто там
спички … ?   
Зажигал. (Передача шара.)

Ведущий.
Побежал пожар во двор.

Это кто там жег … ?  Костер.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег … ?  Траву.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … ?   Предметы.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Помни, каждый гражданин,

Этот
номер … 
«01». (Передача шара.)

Ведущий.
Дым увидел – не зевай.

И пожарных … Вызывай.
(Передача
шара.)

Ведущий.
Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …  Опасно.
(Передача
шара.)

Чтение
детьми стихотворений:

Ученик 1.

Всем известно, что у
елки

Есть зеленые иголки.

Но не всем ребятам
ясно,

Что они горят опасно!

Дети (хором). Нельзя
украшать елку свечами.

Ученик 2.

Бензин – может,
кто-то со мной не согласен? –

Не только опасен, он
взрывоопасен.

Дети (хором). Не
играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

Ученик 3.

Бывает, семья уезжает
на юг,

Забыв, что не
выключен в доме утюг.

А вслед – телеграмма,
подобная грому:

«Пожар – ничего
не осталось от дома!»

Ученик 4.

В квартире оставлять
нельзя

Прибор, включенный в
сеть.

В противном случае,
друзья,

Вам синим пламенем
гореть!

Дети (хором). Не оставляйте
без присмотра включенный утюг или чайник
.

Ученик 5.

Только мать сошла с
крылечка,

Лена села перед
печкой,

В щелку красную
глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу
Лена –

Соскочил огонь с
полена,

Перед печкой выжег
пол,

Влез по скатерти на
стол.

Дети (хором). Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в
сельском доме – не пытайтесь растопить печь

Ученик 6.

А теперь скажу я
проще,

Я на слово не остер.

Вдруг увидели вы в
роще

Непогашенный костер.

Лесу он грозит бедою,

Вспыхнет – не
остановить…

Вы правы!

Скорей водою

Надо тот костер
залить!

Дети (хором). В лесу
не разжигайте костер без взрослых.

Учитель:
о каких
правилах нам рассказали ребята, сформулируйте их!

Игра  «Набери  номер  пожарной  службы!»

Учитель: 
А по какому номеру мы должны
позвонить, при пожаре?
(01)

Легче, чем пожар тушить,

Нам его   ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Пусть знает каждый гражданин:

Пожарная служба  –  01.

Пожар мы быстро победим

Коль позвоним  по   01.

Учитель. «У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с
детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского?

О чем эти детские стишки?  (Об играх с телефоном).

 А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил
по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для
соседей?

А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

Ученики.

– Бесполезные затраты бензина.

– Изнашивается пожарный
автомобиль.

– Но
самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и
кому-то нужна помощь пожарной бригады.

Игра 
«Набери  номер  пожарной  службы!»

(Используя 
телефон ведущий  подходит  к  некоторым  участникам  праздника  и  просит  по 
телефону  вызвать  пожарных,  дети  определяют,  кто  вызвал  правильно).

Знакомство
с профессией Пожарный.

Учитель: 
Как
называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем? (
Пожарные)

Кто
такие «Пожарные?», «Пожарники?» 
(Пожарный
– профессия, пожарник – погорельцы!)

Чем
занимаются пожарные?

Ученик читает стихотворение «Пожарные».

В
нашей трудной службе важно

Быть
умелым и отважным.

Поверьте!
Не хочу себя хвалить,

Но
струсишь – и огонь не победить.

Знает
весь честной народ,

Что
пожар – такой же фронт…

Против
огненной лавины

Вместе
с нами в свой черед

В
бой – пожарные машины,

Катера
и вертолет…

Вы
не верьте анекдотам:

Мол,
легко пожарным жить

Дескать,
вся-то их работа

На
пожаре воду лить.

Шутка
есть и будет шуткой,

Спор
решится сам собой –

Посмотреть
бы вам минутку,

Как
ведет с огнем он бой.

Как
горит, но не сгорает,

Задыхается
в дыму.

И
как пламя умирает,

Покоряется
ему.

И
тогда вам ясно станет,

Как
опасен этот труд!

Учитель:  На борьбу с огнём направляются
смелые и отважные люди.  Они,  бросаясь в огонь и дым, спасают людей,
имущество, даже ценой своей жизни. Сегодня на классный час к нам пришёл Сорокин
Андрей Владимирович.  Он по профессии  — пожарный. Сейчас он расскажет о своей
профессии, и вы сможете ему задать вопросы, которые вас интересуют.

Знакомство со знаками ПБ

  Но
если вдруг случился пожар…..Что поможет нам выбраться из горящего здания? 
(знаки ПБ)

 Знаки
пожарной безопасности, должны быть размещены  на пути эвакуации. Знаки пожарной
безопасности предназначены для обозначения и указания мест размещения средств  
противопожарной защиты и их элементов.

Знаки пожарной безопасности

Учитель: 
Какие
вопросы вы подготовили для Пожарного?  (беседа «Вопрос — ответ»)

ИГРА. “Это я, это я, это все мои
друзья”

Учитель:

Кто
задорный и веселый,

Верность
правилам храня,

Бережет
родную школу

От
огня?                   
(Это —
я, это — я, это все мои друзья!)

Учитель:

Кто
соседской детворе

Объясняет
во дворе,

Что
игра с огнем недаром

Завершается
пожаром?   
(Это — я, это — я,
это все мои друзья!)

Учитель:

Кто
украдкой в уголке

Жег
свечу на чердаке?

Загорелся
старый стол —

Еле
сам живой ушел?

Учитель:

Кто
пожарным помогает,

Правила
не нарушает,

Кто
пример для всех ребят:

Школьников
и дошколят?
  (Это — я, это — я,
это все мои друзья!)

Итог занятия.

Учитель:  Сегодня мы  много говорили об  опасностях, которые
возникают при неосторожном обращении с огнём, познакомились с профессией
пожарного,  повторили правила противопожарной безопасности. А сейчас я
предлагаю посмотреть фильм  об огне и пожарах.

Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,  воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной  школы-интерната VIII вида

ст-цы Николаевской Краснодарского края

Методическая разработка урока – презентации по основам пожарной безопасности для учащихся начальных классов

                                                                             Учитель начальных классов          

                                                                             высшей категории        

                                                                             ГКС(К)ОУ  ОШИ  VIII вида

                                                                             ст. Николаевской

                                                                             Краснодарского края  

                                                                             Сергунцова  Светлана Юрьевна

Цель:

Показать роль огня в жизни человека;

Выявить причины, приводящие к пожару.

Задачи:

Образовательные.

Формировать у школьников навыки выполнения правил пожарной безопасности;

Закрепить знания о работе пожарной службы.

Расширять знания об истории пожарной службы.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды.

Развивающие.

Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.

Оборудование.

Мультимедийная установка (слайды), плакаты и рисунки на противопожарную тематику.

Содержание плакатов.

Спички не тронь,

В спичках – огонь.

Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но  от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Выставка книг.

В.К. Гальченко. «Огонь-невидимка»

С.Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», Рассказ о неизвестном герое».

Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

К. Чуковский. «Путаница». Л.Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки».

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день ребята. Сегодня мы поговорим на такую тему: « Огонь ошибок не прощает».

Цели нашего урока перед вами. Давайте с ними познакомимся.

2.Слово учителя.

Ребята! Слова ОГОНЬ и ПОЖАР вы слышите не первый раз. Давайте обратимся к истории и вспомним, как к людям попал огонь. Кто может ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

Да во многом вы правы. Древние люди добывали огонь трением, высекали из камня, но не могли его приручить.

Существует легенда, что подарил людям огонь и научил им пользоваться древнегреческий герой ПРОМЕТЕЙ.

В древние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только, расселившись на земле, были слабыми, пугливыми, бессильными. Они боялись всего, что происходило вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись у костра. Была их жизнь холодной и голодной. Пожалел людей своим большим и добрым сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса. А Зевс запрещал давать людям огонь, хотел обречь на голод и холод. Прометей пробрался во дворец и взял небольшую искру огня, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. Он научил людей готовить пищу с помощью огня, отапливать жильё, а со временем люди приручили огонь и научили служить себе. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, они жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Люди научились плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

С тех пор огонь стал надёжным другом и товарищем людей. Трудно представить себе отрасль человеческой деятельности, где бы не использовали огонь. Послушайте стихотворение о «добром огне», который служит людям в быту и на производстве.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.                        

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

                               Л. Куклин.

Давайте подведём итог. В чём огонь помогает человеку? Где используется?

— в быту (приготовление пищи, отопление и т.д.), плавка металлов, обжиг кирпича…

Правильно. Можно ещё долго перечислять, как помогает нам огонь. Но случается, когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре, то косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

-Что же такое пожар?

Статистика показывает, что от 15 до 20 процентов общего количества пожаров происходит по вине школьников: из-за шалости детей с огнём, неправильное обращение с нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне ребёнок. Мы должны знать о том, что может привести к пожару.

3. Обсуждение слайдов.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть слайды и объяснить правильно ли поступили дети. К чему  могут привести эти поступки? Как надо правильно поступать?

Играть со спичками в квартире, доме, разводить костёр на ковре – НЕЛЬЗЯ!

Распылять аэрозоли вблизи открытого огня – НЕЛЬЗЯ. Это может привести к взрыву.

Оставлять горящий костёр – НЕЛЬЗЯ!

Играть с увеличительным стеклом – НЕЛЬЗЯ!

Самостоятельно проводить опыты с неизвестными реактивами – НЕЛЬЗЯ!

Не оставлять без присмотра газовую плиту!

Молодцы, ребята, вы правильно отвечали. А теперь послушайте стихи, которые так и называются «Не шали с огнём!»

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой!

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает.

Перегретая розетка –

Загорается нередко.

Чайник всё кипел. Кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым на потолок.

-У окна,- сказала мать,-

Калорифер не включать!

-Поздно,- дочка говорит,-

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

— Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться,

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь Бурёнке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

                                                                                Д. Лапина, П. Юрицин.

4. Физкультминутка.

Разминаться нужно!

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

(Руки к плечам, вверх,

к плечам, в стороны.)

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим; НЕТ!

(Вращение головой.)

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам на место сесть. Ура!

5. Из истории пожарной охраны.

Уже в древние времена было известно. Что пожар – явление крайне опасное, жёсткое, враждебное всему живому.

Чем больше застраивалась Русь, тем чаще вспыхивали пожары. И это понятно, ведь на её просторах возводились в основном деревянные скученные постройки. Быт жителей так же способствовал возникновению и распространению пожаров (сальные свечи, отопление по чёрному, освещение лучинами, лампады).

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнём в летний сухой период и жёстком наказании виновника несчастья.

  Первое летописное упоминание о нормативных актах в области пожарной безопасности на Руси относится к 1472г. – времени царствования Ивана III.

В 1497 году Иван III издаёт судебник, который устанавливает систему наказаний за поджёг: «Зажигальщику, животе не дать, казнить его смертной казнью».

В 1549 году был подписан царский указ о мерах пожарной безопасности и обязательных первичных средствах пожаротушения в каждом доме. Этот указ подписал царь Иван Грозный.

№ 14

С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

№ 15

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

 №16

В нашем крае всё началось с пожара 1795 года, когда в Екатеринодаре сгорела одна землянка и выяснилось, что «не имеется во всём городе… водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного…»Войсковое правительство распорядилось в каждом курене завести по одной бочке с водой на телегах… «ко тушению пожара всегда готовых».

В 1802 году была выделена группа казаков для несения караульной пожарной службы, но не было выделено никакого пожарного инвентаря. Только в 1824 году было издано распоряжение об утверждении пожарного инвентаря.

В 1918 году Екатеринодарская городская пожарная команда состояла из главной пожарной части, 4-й пожарной части, 2-й пожарной части на Сенном базаре.

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

6. Рассматривание слайдов. Комментарии.

Сейчас вы посмотрите слайды. На них воспитанники нашей школы в музее пожарной охраны г. Краснодара. На стендах размещён пожарный инвентарь прошлого времени. Здесь можно увидеть конную колесницу, на которой выезжали на пожары. Колокол, который оповещал о том, что где-то случился пожар.  Лопаты, крюки, ёмкости для воды, старинный насос, которым в те годы качали воду во время тушения. На слайде №19 наши учащиеся рассматривают пожарный костюм того времени. Все эти экспонаты говорят о том, что работа пожарных не была лёгкой, но они всё равно спешили на помощь погорельцам.

В настоящее время пожарная охрана оснащена новой техникой, высоквалифицированными рабочими кадрами. В случае пожара не надо стучать в колокол, нужно своевременно позвонить по телефону 01 и сообщить о пожаре.

 №22

Пожарная техника в настоящее время выглядит так.

7. Работа с пословицами.

Сегодня вы многое узнали об огне, пожаре, поэтому я предлагаю вам обсудить пословицы.

8.Итог урока.

Вот и подошёл к завершению наш урок по пожарной безопасности.

Запомните дети, правила эти.

Читают учащиеся.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши бельё над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра

оставлена печь –

Один уголёк целый

дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!

Костёр вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!

 01 ты набери

И точный адрес сообщи!

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет нам сберечь имущество, а зачастую – здоровье и жизнь людей.

Подготовила:

классный руководитель

Андрианова Ирина Фёдоровна

Классный час «Огонь ошибок не прощает!»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

Задачи:

— познакомить с историей происхождения профессии пожарного, пожарной охраны;

— формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека;

— закрепление знаний учащихся о поведении при пожаре в школьном корпусе;

— развитие творческого потенциала учащихся.

Ход урока

  1. История зарождения профессии пожарного и история пожаротушения.

С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. «Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нём мифы и песни».

С силой бушующего огня очень трудно справиться!

Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

Как же называют людей этой профессии? Пожарные.

Много веков пожары тушили «всем миром». Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.

Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?

Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет!

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и дома городские, и княжеские резные терема и крепостные стены, защищавшие город от врагов.

Как вы думаете, почему? Ведь дерево – самый доступный, дешёвый и удобный материал для строительства в нашей стране.

Когда-то древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в городе возникал пожар, пожарники звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.

Строили в городах и высокие-превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня.

Уже в Древнем Риме работали команды пожарных. Их называли «вигилии», что означает «бодрствующие». Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали «персональные» пожарные команды.

В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.

У пожарных сейчас есть мощная техника — пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.

Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.

  1. В чём состоит работа пожарников?

Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом – не строится ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе, школы, детские садики и везде проверяют пожарную безопасность.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идёт в огонь!

  1. Наша безопасность.

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым ли огонь, немедленно звоните телефону «101», вызывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чём передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащённые пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

Пожарные машины ездят сразу по нескольку штук. На каждой машине – бригада пожарных.

Пожар может случиться: из-за неисправной электропроводки; причиной пожаров бывает и непотушенная сигарета, и забытый включенным утюг, и детская игра со спичками.

  1. Просмотр фильма «Пожар! Ужас!»

  2. Игра: “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”

1. Почему пожарных вызывают по телефону именно “101”?

— “101”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.

2. Почему пожарная машина красная?

— Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.

3. Как одеваются пожарные?

— Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?

С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк “От костра до котла”; “Огонь — опасная игра”.

5. Чем опасны пожары?

— При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.

6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

— Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

7. Чем можно тушить начинающийся пожар?

— Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

— Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

9. Отчего бывают пожары?

— Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

— Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?

11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?

— Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.

12. Что надо делать, если в квартире много дыма?

— Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

— Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

— Лифт во время пожара — настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

15. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать?

— Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

6. Чтобы избежать опасных ситуаций в доме и в школе с огнем, запомните правила поведения.

Работа по плакату «Основные правила пожарной безопасности для начальной школы»

  1. Не оставляй электрическую плиту без присмотра.

  2. Пользуйся исправными электроприборами.

  3. Не используй без присмотра взрослых горючие жидкости.

  4. Не украшай елку игрушками из горючих материалов.

  5. Не пользуйся без взрослых пиротехническими изделиями.

  6. Не играй с открытым огнем.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3 . Не суши бельё над плитой.

Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей.

Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше.

Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

7.Итог.

Рисунки детей на тему — пожарная безопасность.

Урокпрезентация по пожарной безопасности.

Подготовила Кривченко Л. Н.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 муниципального образования Тимашевский рн

Краснодарского края

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Тема: Огонь ошибок не прощает.

Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

1. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

2. Формировать навыки правильного поведения в чрезвычайной ситуации при пожаре.

3. Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на

пожаре или при его тушении.

Оборудование:

выставка книг С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л, Н.

Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»,; Б. Житкова «Пожар в море»;

выставка рисунков на тему «Осторожно, огонь!»;

план эвакуации;

презентация.

Заранее объявить конкурс на лучшее сочинение «Огонь – друг и враг человека».

Накануне провести экскурсию в пожарную часть.

Ход урока.

1. Объявление темы урока.

Учитель. Отгадайте загадку: Без хвоста, без рук, без ног

Этот рыженький зверёк.

Согревает, кормит, светит,

Взрослым людям – первый друг!

Если с ним играют дети –

Тут же вырвется из рук,

Расшипится, растрещится –

Уничтожит всё вокруг. (Огонь).

Дети, подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Постарайтесь сформулировать тему

урока.

(Дети предлагают свои варианты).

Учитель. Тема нашего урока: «Огонь ошибок не прощает». О чём заставляют нас задуматься

эти слова?

2. Огонь бывает разным.

Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времён. А кто скажет, огонь друг или

враг человеку?

Дети высказывают свои мнения.

Учитель. Чтобы сделать правильные выводы, подумайте над следующими вопросами.

Когда огонь может быть полезен людям, а когда может быть опасен?

Люди каких профессий используют полезные свойства огня в своей работе? (Сталевары,

электросварщики, кочегары, кузнецы, гончары, пекари и т. д.)

Почему очень часто огонь из верного друга превращается в беспощадного врага?

Дети читают выводы в стихотворной форме:

Огонь друг Огонь – враг

Нам без доброго огня Посмотрите, ребята, вокруг:

Обойтись нельзя и дня. Нам огонь – повседневный друг!

Он надёжно дружит с нами. Но когда мы небрежны с огнём,

Гонит холод. Гонит мрак, Он становится нашим врагом.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Учитель. Послушаем лучшие сочинения – рассуждения на эту тему.

Дети читают свои сочинения.

Учитель. Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл

исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал

от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его

и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном

смысле слова.

Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути,

наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался

изпод контроля и повиновения человека, превращался в пожар. Большая часть пожаров

происходит по вине самих людей изза их беспечности.

3. Осторожно, огонь!

Учитель. Проведём разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной,

должны хором отвечать: «Это – я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны молчите.

Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

(Это – я, это – я, этовсе мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл.

(Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Учитель. Я вижу, вы знаете, что с огнём шутить опасно. Многие люди тоже об этом

знают, но не всегда верно используют свои знания. Обратимся к статистике.

Дети читают информацию с экрана.

Россия входит в первую пятерку стран мира по абсолютному числу пожаров и при этом,

как это не прискорбно, наша страна остается рекордсменом по числу погибших на

пожарах. В современных условиях пожары являются наиболее распространенными

причинами возникновения чрезвычайных ситуаций. В особой мере это касается

общеобразовательных учреждений. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели,

обслуживающий персонал, а также учащиеся обязаны знать и строго выполнять правила

пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от

них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Вывод читаем хором.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен.

4. Причины возникновения пожара и основные правила пожарной безопасности.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов,

сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ,

который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может

дышать. При горении выделяется так же другие вещества, оказывающие отравляющее

действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от

отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать

причины их возникновения.

Дети читают с экрана: Легче, чем пожар тушить,

Нам его ……………

Предупредить.

Учитель. Дети, подумайте, что может стать причиной пожара?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель. Проверим свои предположения. Внимание на экран.

1) Не играй, дружок, со спичкой!

Помни, ты она – мала.

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Учитель. Рассмотри рисунок и выбери самый безопасный предмет для освещения.

( Фонарь.)

2) Учитель. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность

представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или

строительных площадок. Прочтите предупреждение.

Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

3) Учитель. Рассмотрите внимательно комнату, назовите предметы, которые могут

стать причиной пожара. ( Компьютер, утюг, телевизор, настольная лампа,

музыкальный центр.)

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий выключайте.

Вывод читаем с экрана.

Нельзя перегружать электросеть. Уходя из дома, гасите свет и выключайте все

электроприборы.

4) Учитель. Рассмотрите рисунок и расскажите, какие правила пожарной

безопасности нарушены.

Дети высказывают свои предположения.

Читаем вывод с экрана.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Не суши бельё над газом –

Всё сгорит единым разом!

5) Учитель. Рассмотрите рисунки и скажите, какие жидкости огнеопасны.

Дети называют: клей, лак, бензин.

Вывод: Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин.

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно!»

Учитель. Ребята, подумайте, что может стать причиной пожара в лесу и в поле?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель. О причинах пожаров в лесу и в поле говорят следующие стихотворения.

Прочитайте их.

Летом солнце светит ярко, Летом лес сухой как порох,

Летом солнце греет жарко. Под ногами листьев шорох.

Воздух сух, трава сухая. Дуб шумит над головой,

Может быть беда большая Шепчет вянущей листвой.

Там, где плещутся хлеба, Торф обуглен, почернел.

Где стоят уже стога, Дёрн уже кругом затлел.

У сараев, у домов Я в тревоге: как же так?

Никогда не жги костров. Торф горячий – не пустяк.

Налетит вдруг ветерок Рядом лес, за ним хлеба.

И, играя с вами, Загорится – и беда!

Он подхватит огонёк Тут помчался я домой,

И раздует пламя. Захватил друзей с собой.

Взяли мы лопаты, вёдра

И с огнём боролись твёрдо.

А когда огонь исчез

Нам сказал спасибо лес.

Учитель. Пожар в лесу это большая беда. Жертвами огня становятся растения,

животные, люди. На выжженной земле много лет ничего не будет расти. Чаще всего

безответственное поведение людей приводит к возникновению пожара в лесу. Это оставленный

без присмотра костёр, спички, забытая стеклянная посуда. С огнём в лесу бороться очень

трудно. Чаще всего на помощь людям приходит техника: бульдозеры, самолёты и вертолёты.

6) Контрольная страница.

Учитель. Выберите верные правила.

Дети делают выбор. Проверка.

7) Учитель. Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

Раз, два, три. Четыре –

У кого пожар …….(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над……(газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…….(зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг ….(костёр)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг….(траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые……( предметы)?

Дым увидел – не зевай

И пожарных …(вызывай)!

5. Как действовать при возникновении пожара.

Учитель. Пожар – это опасность для здоровья и жизни человека, это чрезвычайная

ситуация. Познакомимся с тем, как надо действовать в чрезвычайной ситуации при пожаре.

Дети читают правила .

1) Помни! Если огонь маленький, накрой его плотной тканью, одеялом или залей водой.

Рассмотрите рисунок и перечислите предметы, которые при возгорании нельзя

заливать водой. Назовите эти предметы одним словом (электроприборы).

2) Помни! При возникновении пожара нельзя прятаться! Если в квартире есть телефон, то

набирай 01. Если телефона нет – убегай из квартиры к соседям. Если огонь не даёт выйти –

кричи из окна. Зови на помощь.

Читаем хором:

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

3) Учитель. Никогда не паникуйте при возникновении пожара.

Если в комнате у вас «Нольодин» суметь набрать

Слёзы катятся из глаз, И назвать ещё потом

Так как дым клубами вьётся Город, улицу и дом,

И огонь жуёт палас. И квартиру, где живёте,

Нужно мужество найти, И с каким она замком.

К телефону подойти, И ещё сказать: «Даю

Постараться вспомнить цифры Вам фамилию свою;

От нуля до девяти; Также номер телефона,

Смело трубку в руки взять У которого стою».

4) Помни! Если помещение заполнилось дымом, смочите водой любую тряпку и, прикрыв

ею рот и нос, покиньте помещение.

5) Помни! Не спускайтесь из горящего здания на лифте; если есть пожарная лестница,

воспользуйся ею.

6) Знай! При возникновении пожара в школе, необходимо эвакуироваться, то есть выйти

из опасной зоны, строго следуя указаниям учителя. На такой случай есть план эвакуации.

Давайте рассмотрим наш план эвакуации ( на плане необходимо найти: класс, в

котором учимся, основной и запасный выходы, направление движения).

6. Средства пожаротушения.

Учитель. Дети, какие средства для тушения пожара вы знаете? Давайте их

рассмотрим.

1) Щиты пожарные (открытые и закрытые).

Комплектация пожарного щита (рассмотреть иллюстрацию).

2) Огнетушители.

Вспомни, где находятся пожарные щиты и огнетушители в твоей школе.

7. Знаки пожарной безопасности.

Учитель. Если во время пожара, ты оказался в незнакомом помещении, ориентируйся

по знакам. Давайте познакомимся с ними.

8. Викторина «Самый эрудированный».

По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

Можно ли бить стёкла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стёкла в

помещение будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)

Если в квартире произошла утечка газа, Можно ли включить свет? (Нельзя, может

произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)

Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?

(Аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)

Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая

пламя.)

Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода проводник

электрического тока. Это опасно для жизни.)

Где можно спрятаться от дыма? ( Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в

доме есть дым – держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности

старайтесь покинуть помещение.)

Можно ли тушить пожар огнём? (Можно, встречным огнём тушат лесные пожары.)

9. Учитель. Кто всегда спешит на помощь при возникновении пожара? (Пожарные).

Объясните значение слов пожарный, пожарник. Воспользуйтесь словарём. (Пожарный тот,

кто тушит. Пожарник – погорелец,)

А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.

Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные

указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Тёмного. Это были указы о

том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань

без крайней необходимости; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной

казнью.

В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы. Иван III приказал

в радиусе ста десяти саженей от кремлёвских стен снести все деревянные строения.

В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с

водой.

В 1803 году царь Александр I издал указ о формировании пожарной команды. На

вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной

связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар

по зареву.

Сейчас пожарные части оснащены современными средствами связи и пожарной техникой.

Рассмотрим, как менялись пожарные машины.

10. Контрольная страница.

Учитель. Выбери верные правила поведения во время пожара.

11. Предотвратим беду вместе.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения о пожаре написали для вас детские

писатели. Обратимся к нашей выставке.

Почему так много произведений написано для детей на эту тему?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель. Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар –

явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всём мире пожары

уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности, исчисляемые миллиардами рублей. Большая

часть пожаров происходит по вине людей. А примерно каждый девятый пожар происходит по

вине детей. Если каждый из нас будет соблюдать правила пожарной безопасности, то пожаров

будет меньше. Предотвратим беду вместе!

12. Итог урока. Просмотр фотографий, которые были сделаны во время экскурсии в пожарную

часть станицы Медведовской.

Литература

Рабочая тетрадь по пожарной безопасности 3 класс. /Мальцева Е. А./ ООО Издательский дом

«Калан» 2008 год.

http://umm4.com/stories_tales_poems/stixi-dlya-detej-pravila-pozharnoj-bezopasnosti.htmстихи

http://www.myshared.ru/slide/322127/игра «Доскажи словечко»

Цель:  закрепление знания детей о
пожарной безопасности.

Задачи.

  • Обучающие:
    • познакомить детей с ролью огня в жизни человека:
      как положительного, так и отрицательного;
    • закрепить знания детей о причинах
      возникновения пожаров, о правилах пожарной
      безопасности и доступных средствах
      пожаротушения.
  • Развивающие:
    • формировать умение правильно оценивать
      возможную опасность;
    • развивать умения вызывать пожарную службу по
      телефону;
    • развивать речь, мышление, память.
  • Воспитательные:
    • воспитывать осторожность при обращении с огнем;
    • воспитывать самостоятельность, внимательность,
      чувство ответственности, мужества, находчивости;
    • воспитывать бережное отношение к своему
      здоровью и к здоровью окружающих.
  • Коррекционные:
    • корригировать слуховое и зрительное
      восприятие, внимание, память; развивать устную
      речь, мышление; обогащать словарный запас
      учащихся.

Оборудование: медиапроектор,
презентация к занятию.

Ход:

I. Организационный момент

– Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу
настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча»

– Представьте, что перед вами горит настоящая
свеча, задуйте ее ровными  медленным вздохом

II. Основная часть.

– Что можете сказать, глядя на свечу? Что она
вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

– Вот сегодня мы поговорим о том, какую роль
играет огонь в нашей жизни, что может произойти,
если не следить за ним, а также как действовать,
если пожар все-таки случился.
– Огонь – одно из самых больших чудес природы, с
которыми человек познакомился.
– Как вы считаете:  огонь  друг, или враг
человека?  (Ответы детей).
– Огонь издавна был другом человека. Наши
древние предки знали немало секретов и хитростей
добывания огня. Они считали его живым существом,
«приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
– Огонь помогал людям бороться за существование,
помогал в борьбе  со страшными хищниками,
отпугивая их от пещер и стоянок древнего
человека. Огонь костра помогал людям готовить
пищу, спасал от холода.
– И сегодня люди не могут обходиться без огня.
– Ребята, а скажите, для чего человеку нужен
огонь? 
Огонь и сегодня помогает человеку. На
хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном
заводе обжигают кирпич, из которого строят дома.
А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё
делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Едет автомобиль, взлетает ракета,
поднимая на орбиту космический корабль. Что
движет ими? Сила огня!
Но когда человек забывает об
осторожности, мирный огонь превращается во
врага. Это зависит от того, правильно ли
используется огонь. Какой стороной он обернется
к нам. Зависит от нас. Огонь – враг, если к нему
относится небрежно.

Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.

– Так как же называется разбушевавшаяся
огненная стихия? (Пожар).
– Слово «пожар» вам приходилось слышать и
раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось
наблюдать и видеть последствия этой стихии.
– А что такое пожар? Как вы думаете?
– Правильно, пожар – это процесс горения,
который уничтожает все вокруг и создает
опасность для жизни людей.
– Очень опасна разбушевавшаяся стихия – пожар.
– Чем опасен пожар? (При пожаре сгорают вещи,
квартиры, дома, леса)
.
– Вы все сказали правильно, при пожаре сгорают
вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.
– Но пожары страшны не только огнём, который
пожирает и дерево, и металл, и растения и
животных. Опасными спутниками огня являются –
ядовитый дым, высокая температура, плохая
видимость, паника и растерянность, обрыв
электрических проводов и возможность поражения
током, обрушение конструкций.
– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.
– Если баловаться чем? (Спичками)
– Это одна из причин возникновения пожара. Какую
причину возникновения пожара вы знаете ещё (если
забыли выключить утюг).
– Правильно, если забыть выключить
электроприборы.
– Нельзя зажигать дома бенгальские огни,
фейерверки, свечи.
– Очень большую опасность представляют костры.
Если костёр не затушить, то раздуваемые искры
разлетятся, и возникает пожар.
– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями: бензином, ацетоном.
Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми
ожогами и увечьями.
– Пожар может возникнуть от поджигания сухой
травы, тополиного пуха.
– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В
кино и по телевизору пожар показывают в виде
стены огня. Люди и привыкли считать, что именно
это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и
тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не
сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма.
Можно отравиться ядовитыми газами, которые
выделяются в процессе горения бытовых приборов
(телевизора, плиты)
– Но бывает так, что меры предосторожности не
помогли и пожар начался. Что нужно делать в таких
случаях? Что нужно делать в первую очередь? (Быстро
выбежать из здания).

– А затем, что будете делать? (Звонить по 01)
– Да. Ребята, вы все правильно говорили. А теперь
давайте прочитаем правила поведения и действия
во время пожара.

1. Не поддаваться панике.
2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу
же затушить его, набросив на огонь плотную ткань
(одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю
воды.
3. Нельзя тушить водой горящие предметы под
напряжением. Если загорелся телевизор,
компьютер, то нельзя выливать на него воду,
только накрывать тканью.
4. Если комната заполняется едким дымом, закройте
нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте
помещение.
5. Если у вас загорелась одежда, падайте и
катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в
одеяло.
6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в
укромных местах.
7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу
пробираться на четвереньках, ползком – внизу
дыма меньше.

– Такие простые правила вы должны не только
знать, но и если не дай бог случится применить на
практике.

Игра «Найди средства тушения»

На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая
игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно
выбрать  отложить в сторону средства тушения.

Разбор ситуаций

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты
находишься, твои первые действия:

А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть
квартиру;
Б) начну тушить пожар в квартире;
В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Что делать, если огонь еще в квартире
маленький:

А) оповестить соседей и приступлю к тушению
огня;
Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив
газ и электричество;
В) открыть в комнате окна.

3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел
дым:

А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор
влажное одеяло;
Б) залью телевизор водой;
В) убегу в другую комнату.

Послушайте запись и определите, о какой
беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

«Пожар, пожар… не помню адреса…все горит,
приезжайте скорее…»

– О какой беде идет речь?
– Что не правильно сделал герой? (не правильно
вызвал пожарную службу)
– А как же правильно вызвать пожарную службу.
– Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную
службу.
– По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.
– О чем будешь говорить?
– Ребята, в основном хорошо, но были определенные
неточности.
– Так как же правильно вызвать пожарную службу?

  • Нужно четко назвать свое имя и фамилию.
  • Назвать адрес или приметы, по которым можно
    найти то место, где происходит пожар.
  • Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

Пословицы

Об огне и пожаре сложено очень много пословиц.
Вот на  даны пословицы, нужно их собрать, а
потом объяснить, как вы их понимаете.

  • Спички – не игрушка, а великое пламя.
  • Искра мала, а великое пламя рождает.
  • Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

– А еще я хочу сказать вам  народную
мудрость: «Вор ворует – стены оставляет, а  
пожар – ничего». 

Загадки.

– А теперь вам предстоит отгадать загадки об
огне и о предметах, которые с ним связаны.

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена
летит (Огнетушитель)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море (Утюг)

В последнее время участились случаи пожаров в
больницах, в детских учреждениях. Было много
жертв среди школьников, престарелых граждан. Все
это можно было избежать, если бы учреждения были
бы оснащены системами пожарной сигнализации.
– Такая система имеется у нас и в школе и
интернате. Благодаря ней мы можем узнать о
начинающемся пожаре и сможем обезопасить себя и
попытаться ликвидировать пожар.
– Сейчас я расскажу, что входит в систему
пожарной безопасности.
– На каждом этаже есть средство пожаротушения –
это огнетушитель. Кроме огнетушителей, на каждом
этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и
покрашен в красный цвет. Почему в красный?
– В этом шкафу расположен пожарный рукав,
свернутый в рулон. С наконечником. В случае
возгорания им можно воспользоваться во время
тушения, поэтому рукаву будет идти вода.
– Еще на каждой двери есть дверной доводчик,
который позволяет плотно затворить дверь. Не
пропуская дыма во время пожара.
– На всех стенах есть световой оповещатель
«Выход» и галогеновые зеленые стрелки. Они ночью
светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно
ориентироваться во время эвакуации.
– Эвакуация.  Как вы понимаете это слово? (Это
когда люди быстро покидают помещение).

– Правильно. Эвакуация – это организованный
выход людей из здания при чрезвычайных
ситуациях. В данном случае при пожаре.
– На потолках у нас в интернате и школе
прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот
они на слайде.   Эти датчики реагируют на
задымление. Если возникает очаг возгорания,
появляется дым, он поднимается к потолку и вот
как раз воздействует на этот датчик.  Датчик
подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит
голосовое оповещение через громкоговорители,
которые расположены на каждом этаже вот они на
слайде.
– Когда мы проводим учебную эвакуацию,
вспомните, какие слова вы слышите через
громкоговоритель?
– Правильно, мужской голос говорит: «Внимание!
Пожарная тревога. Всем срочно покинуть
помещение».
– Сколько раз идет оповещение? Послушайте на
записи это звуковое оповещение.
– После этого сигнала вы должны, что сделать?
– Правильно, покинуть помещение, согласно плану
эвакуации. При эвакуации нужно соблюдать
определенные правила:

1. Каждая группа эвакуируются через свой
запасный выход. На каждом запасном выходе висит
табличка, какая группа выходит через нее.

– Для чего они нужны?

2. Обязательно нужно знать места сбора после
выхода из здания.

–  Где мы собираемся после выхода из школы?
– Надо собраться около своего воспитателя, рядом
со своей группой. Для чего это нужно?
– Не надо прятаться во время пожара в шкафах, под
кроватью. Можно задохнуться или просто вас не
смогут найти. Ваша задача – быстрее выти из
здания и сохранить свою жизнь.
– А дальше уже  пожарники  займутся
ликвидацией пожара.
– Вот я немного рассказала о нашей пожарной
сигнализации.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

– А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила
противопожарной безопасности. И поиграем в игру
«Это я, это я, это все мои друзья».
– Я буду вам задать вопрос, если считаете, что
нужно поступить именно так, говорите хором «Это
я, это я, это все мои друзья». Если не согласны
молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность, правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (Молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (Молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (Молчат)

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все
мои друзья!)

– Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все
правила противопожарной безопасности, и, я думаю,
будете соблюдать их не только сами, но и научите
других ребят

III. Итог

– Полезный ли был для вас этот разговор?
– Что нового вы узнали? (О правилах пожарной
безопасности, о системе пожарной сигнализации, о
эвакуации во время пожара)

– Как вы думаете, знание и выполнение техники
пожарной безопасности поможет вам в жизни?
– Что запомнилось вам на этом занятии?
– Я искренне желаю вам не оказаться в
чрезвычайной ситуации, а если случится беда,
вспомните сегодняшнее занятие  четко и
грамотно действовать и тогда последствий плохих
не будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час на тему огонь ошибок не прощает
  • Классические ошибки на этапе мотивации кандидата
  • Классическая ошибка надо резать вдоль
  • Классическая ошибка выжившего
  • Классификация функция ошибки