Классный час природа не прощает ошибок 7 класс

   Классный час  «Природа не прощает ошибок».

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

   План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Что мы называем природой, экологией?
  3.  «Законы экологии».
  4. Виртуальные экологические проблемы «Какие законы нарушены?».
  5. Как мы загрязняем природу. Опыты.
  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.

    Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов экологии человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Что мы называем природой, экологией? Слайд.

 Все, что окружает нас,  небо, лес, река, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа.

ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом.

А еще экология изучает, как человек влияет на природу.

— Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить  жизнь.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель.  А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

Как же мы загрязняем природу?

Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.

ОПЫТ №1

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_1.gif

Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна. Откуда они? Часто люди проливают в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло. А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна?

ОПЫТ № 2

В нашей банке плавает рыбка. Она дышит воздухом, который растворен в воде. Но вот мы налили в банку слой бензина. Что же произошло с нашей рыбкой? Она еще немножко поплавала и умерла. Почему? Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и рыбке стало нечем дышать, она задохнулась. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит. Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в канавах лягушки могут погибнуть. А знаете ли вы, что в канавах иногда живут рыбы, например, туда могут заплывать щуки. Они тоже могут задохнуться от нехватки воздуха.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_2.gif

Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.

ОПЫТ №3

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

ОПЫТ №4

http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_7.gif

О битое стекло можно порезаться — вот так, кому же это приятно? (Показывается химический эксперимент: ионы железа (111) взаимодействуют с роданид-ионами). Мы смазываем руку дезинфицирующим раствором (хлорид железа (111)) и затем разрезаем ее ножом (нож смазан роданидом калия).

ОПЫТ №5

Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_8.gif


Что же все-таки делать с мусором?

Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

 Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Кл.руководитель. Сегодня ребята подготовили природоохранные знаки, которые расскажут нам о правилах поведения в природе.

 

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИНОГРАДНЕНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ул. Октябрьская, д.56,  с.Виноградное,
Городовиковский р-н, РК, 359062

тел. (84731) 9-73-01; e-mail vinogradsh@rambler.ru

Методическая разработка
классного часа      

«Природа
не прощает ошибок».

(Классный
час посвящен законам экологии)

Возраст
учащихся: 7 класс

Разработала:

Классный
руководитель,

учитель
географии МКОУ

«Виноградненская
СОШ» 

Укурчинова
Светлана Петровна

с.Виноградное,
2013г.

Цели:
расширить представление детей об экологических законах, способствовать
воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, формировать
негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение
к бездумному, безответственному отношению к природе, побуждать детей к участию
в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске –
эпиграф:

Берегите эти
земли, эти воды,

Даже малую
былиночку любя.

Берегите всех
зверей внутри природы,

Убивайте лишь
зверей внутри себя!

               
Е. Евтушенко.

б) Четыре закона
экологии:

1. Всё связано со
всем.

2. Всё должно
куда-то деваться.

3.Ничто не даётся
даром.

4. Природа знает
лучше.

Формы:

         Беседа,
виртуальный экологический рейд, творческая работа

 Оборудование:

1.   Компьютер,
проектор.

2.  
Презентация.

3.  
Бичевка ниток

4.  
Выставка книг, журналов

5.  
Листы бумаги, ручки для учащихся

6.  
Звуки природы

План классного
часа:

I.                   
Вступительное слово.

II.                
Проблемная ситуация.  «Нужны ли комары?»

III.             
Интерактивная беседа.

IV.              
Информационный блок «Законы экологии».

V.                
Виртуальный экологический рейд «Какие
законы нарушены?»

VI.              
Работа в группах. «Обращение от имени
природы».

VII.           
Заключительное слово «Убивай зверей внутри
себя».

VIII.        
Выступление библиотекаря

IX.              
Подведение итогов. 

Ход классного часа:

I.                  
  Вступительное слово.
(сл.1)

Тема нашего классного часа – «Природа не
прощает ошибок».  Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге
экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию
самого человека. За нарушения законов  биосферы человек уже расплачивается своим
здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям.
Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её
законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам.
Единственное спасение – в экологической культуре. (сл. 2)

II.               
 Проблемная ситуация. «Нужны ли комары?»

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил
урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской
тайги. Они ловили рыбу  на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. « Эх,
нашелся бы  ученый, который  бы истребил всю эту  «нечисть»! – в сердцах
воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря  ни слова, взял только,
что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был
наполнен  …. Комарами.

III.            
  Интерактивная беседа.

Какой же экологический урок дал старый
эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет рыба,
которая ими питается.

Природа сама регулирует количество живых
видов.

Да в природе всё взаимосвязано, эту
взаимосвязь и изучает  экология.

Предлагаю вам поиграть в экологическую
игру.

Экологическая игра «Паутина жизни»:

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок
бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза».
Учитель задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей
отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок
бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель
задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед».
Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым,
но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще
могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный
свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой
природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой,
символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами
леса.

А можете вы  привести примеры  такой взаимосвязи?

Показать слайд 3,4  (Аральское море, которое обмелело
и высохло от того, что человек из него брал воду для полива хлопка.  

Слайд  5 — воробей.  В Китае были уничтожены миллионы
воробьев. После чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали
покупать воробьев в других странах.)

Слайд 6 – куропатка

IV.            
 Информационный
блок «Законы экологии» (слайд 7)

Как видим , природа жестоко наказывает тех, кто не
выполняет её законов. А между тем этих законов всего  четыре. Их так легко
запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал
американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске
(Читаем).

Первый закон: Все связано со всем. Действие этого закона мы уже увидели на
примерах.

Второй закон: Все должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и
мусор, который мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества возникает другое,
при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: Ничто не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она
заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели  урожай,
отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвёртый закон: Природа знает лучше. Человек самонадеянно желая «улучшить»
природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов:
для любого органического вещества в природе существует фермент , способный это
вещество разложить. Ну а человек создал  и продолжает создавать громадное число
химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не
разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается
в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

V.               
 Виртуальный  экологический
рейд. Какие законы нарушены?

Сейчас мы проведем виртуальный рейд  и узнаем, выполняют
ли жители нашей планеты экологические законы. А вот и первый нарушитель. В реку
сбросили  сточные воды. Чем это грозит водоему? Какой экологический закон нарушен?
И как правильно действовать в ситуации? (Слайд 8)

Примерные ответы детей: Нарушены 1 и 2 законы. Могут погибнуть рыбы и
водоросли.

Идем дальше. Что-то трудно становится дышать.  Ага,
это люди сжигают листву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и
какой экологический закон нарушают люди?

(Слайд  9)

Примерные ответы детей:  листья, сгорая, загрязняют воздух, вызывая болезни
людей. Нарушение второго экологического закона.

В цветочном магазине покапаем упаковку удобрения «
биогумус.»  ( Слайд 10) На упаковке написано, что это удобрение произведено из
обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный
калифорнийскими  учеными. Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический
материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в
чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл
и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает.  Калифорниец удивительно
прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив
и прекрасно чувствует себя при температуре от+4 до+40 градусов. Живет этот
труженик целых 16 лет. Как вы думаете , люди, которые вывели такого червяка ,
нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей: Это ,наоборот , строгое выполнение законов
экологии. Тут выполняется второй закон  «Все должно куда-то деваться». Мусор не
превращается в токсические отходы, а дает пищу червяку и становится удобрением.

Вот теперь решите задачку : представьте себе .
что неподалеку от нашего села  было болото.
(Слайд 11) Весело квакали лягушки, тучей клубились
комары. Но  люди решили избавиться от болота и они его осушили.
(Слайд  12)К
каким  последствиям для речки и леса это может привести?  Какой закон нарушают
люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей: Осушив болото , можно потерять речку, да и 
лес  пропадет. Нарушается четвертый закон природы « Природа знает лучше». Раз
природа создала болото , так тут ему и нужно  быть.

Ну, что ж, я вижу, вы неплохо усвоили  законы
экологии. А это один из признаков экологической культуры.

VI.
  Работа в группах. « Обращение от имени Природы».

К сожалению, многие не знают этих законов и
загрязняют  Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если
бы природа могла говорить. Что бы она сказала своим детям? Давайте напишем
письма-обращения от имени природы. Первая группа будет писать  обращение к
фермерам. Вторая группа напишет письмо к ученикам нашей школы.

   ( Включается музыка, в течение 5 минут дети
пишут обращения.)
                                               Пришло
время прочитать наши обращения.  Приглашаю к доске представителей групп. (Слайд
13,14)

 (К доске выходят представители групп,
читают обращения.
)                                                                                    Спасибо,
надеюсь, что ваши слова будут услышаны. (Слайд 15)

VII.    Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и
выполнение этих законов — важнейший  признак экологической культуры. Но этого
недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному
часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает) . О чем здесь говорит
поэт ?

Примерные ответы детей:

-Что нужно беречь природу

— Что нельзя убивать зверей

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за
звери?

Примерные ответы детей:

-Это жадность, зависть, глупость, бездушие и т.п.

-Это все плохое . черное, дикое.

-Это то ,что мешает человеку  полюбить другого
человека и весь мир. 

Мне кажется. Вы все правы. Звери внутри нас — это
плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека,
полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в
своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу
природе.

VIII.   Выступление библиотекаря

IX.
 Подведение итогов.

Что вам запомнилось  из сегодняшнего разговора? Можете
ли вы считать себя экологически культурными людьми?                                

Цели: Формирование у учащихся представления об экологических проблемах страны и родного края, показать основные направления охраны природы, раскрыть некоторые аспекты ответственности за нарушения в сфере охраны природы; воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе; развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов, умения работать в группах.

Урок-турпоход

Оформление

Карта путешествия с остановками и заданиями.

Плакаты на экологическую тему.

Рисунки учащихся на тему: «Экология и порядок в нашем доме».

Эпиграф к уроку: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон)

Ход урока

Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе и ее охране. Ведь тема нашего урока – «Природа не прощает ошибок». И урок я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!»

И мы с вами отправляемся в поход, но не простой поход, а экологический. А что же означает «экология» – это наука о доме, о жилище. Под жилищем понимается окружающая человека природа. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т.е. в природе, с охраной природы.

Я думаю, наше путешествие будет интересным и полезным. Но в поход всегда идут с хорошими друзьями. С помощью жеребьевки мы поделились на две команды. Я предлагаю каждой команде придумать название и выбрать капитана.

Итак, все готово? Тогда в путь! Будем делать привалы, выполнять задания, наблюдать и рассуждать. Обратите внимание на карту, на ней указан наш маршрут.

(Все перемещения учитель отмечает на карте путешествия.)

А вот и первое препятствие. Перед нами река Безымянка, но нет мостика. Нам нужно построить мост, чтобы переправиться на другой берег. А для этого выполним первое задание.

Учитель читает текст:

«Человек своей деятельностью наносит природе огромный вред. Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют «сточной канавой» Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и… ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыба, птицы».

Это только несколько проблем из тех, что существуют в мире.

Задание командам: расскажите об экологических проблемах в нашем крае.

Время обсуждения – 2 мин.

Затем команды выступают со своими рассказами.

В дополнение я хочу привести некоторые данные о состоянии окружающей среды в Оленинском районе Тверской области. Выбросы в атмосферу стационарных источников производят 14 предприятий. В результате в воздушную среду за год поступает восемь тонн загрязняющих веществ. Основная масса выбросов приходится на поселковые котельные – 95% выбросов.

Загрязнены р. Сишка и р. Береза. Очистные сооружения работают неудовлетворительно. Низкое качество питьевой воды способствует возникновению у населения заболеваний органов пищеварения, поражения зубов, заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом «А». Идет незаконная вырубка леса. Только в 2001 г. зарегистрировано 6 случаев, ущерб составил 165,8 тыс. рублей.

Все это губительно сказывается на окружающей нас природе. Надо срочно принимать меры для защиты и охраны природы родного края.

Наше путешествие продолжается. Мы идем дальше! Жарко! А впереди спасительная прохлада. Хотите войти в лесную дубраву и испить чистой воды из ручейка-змеевичка? Тогда выполните задание: вспомните пословицы и поговорки о природе.

Команды поочередно называют пословицы и поговорки.

Привал у д.Зеленая.

Задание: команды должны составить рекламный ролик о необходимости охраны природы.

Река Чистюлька.

Задание: переплыть можно лишь в том случае, если перечислишь меры, которые позволят не загрязнять ее.

Привал на поляне в лесу.

Каждая команда готовит рассказ о пользе лесов, приводит свои примеры их гибели и сокращения площадей.

Озеро Голубое.

Учитель: Хотите искупаться перед тем как вернуться домой? Тогда вспомним о своем домашнем задании. Вероятно, лучше всего можно определить состояние природы, если мы на время сами представим себя деревом, рекой, озером или даже воздухом.

Учащиеся зачитывают свои сочинения.

Учитель: Вот и подошел к концу наш экологический поход. Мы вернулись домой.

Давайте подведем итог нашему путешествию.

Вам понравился наш поход?

А что особенно запомнилось?

Ребята, нужно охранять и защищать природу?

Что вы, дети, можете сделать для охраны природы?

Ребята отвечают на вопросы.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами Р.Эмерсона: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Никогда и нигде не наносите вреда природе! Помните об этом, ребята!

Спасибо вам за урок.

Л.НОВИКОВА, учитель Оленинской школы, Тверская область

9

Саратовская область, г. Балако

Классный час для учащихся 2 класса

Тема «Природа не прощает ошибок»

Гнутова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

2013

Цель: 1. Познакомить детей с наукой экологией.

2. Пополнить знания детей о природе.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультипроекор, компьютер, инвентарь для игр, плакаты по защите природы, игровой дидактический материал

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Леонидовна.

Мне очень приятно, что посчастливилось сегодня провести у вас классный час. Я надеюсь, что мы с вами подружимся и проведём это занятие с пользой для всех.

Посмотрите внимательно на слайд и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

— Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это весёлое солнышко будет с нами на занятии, чтобы хорошее настроение вас не покидало весь урок .

(На доске оставить только улыбающееся солнышко)

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

Тема нашего занятия природа не прощает ошибок .

— Ребята, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодняшний классный час посвящён защите и охране природы.

А с какой цель мы сегодня об этом будем говорить.

Давайте сформулируем цели нашего занятия.

  • Пополнить знания о природе.

  • расширить представление о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

  • вопитывать бережное отношение к природе.

А что даёт человеку природа?

Почему надо охранять природу?

Мы – земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из известных человеку планет есть жизнь. Природа земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит ее судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы.

Потому что природа не прощает ошибки.

Вы согласны со мной, ребята.

— Почему охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени? (Воздух загрязняется бытовыми и промышленными отходами, заражается вода, исчезают растения и животные…).

А как вы думаете, кто в этом виноват?

Оказывается, человек опасен для природы своим бездумным уничтожением всего живого.

Но человек – это единственное разумное и мыслящее существо, живущее на нашей планете. И, чтобы спасти ее, нужно объединить усилия всех людей мира. Ведь планета – наш общий дом.

И сегодня на занятии мы должны подумать над тем, что может сделать каждый из нас и все мы вместе для того, чтобы сберечь природу.

Есть люди учёные, которые занимаются этими проблемами. А как называется профессия таких людей?

Подумайте, что такое экология?

Экология – это наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. Учёные-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека и думают, как остановить такие проблемы. Они называются экологические.

Сегодня мы поработаем в группах.

Работа в группах

Задание 1й группе

Какие существуют экологические проблемы, связанные с водоемами?

Чем учащиеся могут помочь в решении экологических проблем?

  • Не сбрасывать в реки отходы.

  • Не загрязнять водоёмы мусором.

  • Строить очистные сооружения на заводах.

  • Вымирания рыбы от загрязнения

  • Накопление в местах отдыха на берегах

Убрать мусор, не загрязнять и разъяснять другим.

Задание 2й группе

Назовите экологические проблемы, связанные с лесом?

Чем учащиеся могут помочь в решении экологических проблем? ,

убивают животных, растения уничтожают, пожары лесные, незаконно вырубают, загрязнение мусор

не рвать цветы, не ломать деревья, не загрязнять, сажать саженцы.

1 группа покажет сценку в ролях, а другая группа объяснит: какой мальчик любил ёжика больше и почему.

Работа по ролям.

— Мы покажем небольшую сценку «Два ежа».

Автор: Как – то раз два мальчика поймали в лесу двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто больше любит своего ежа.

1 мальчик: -Я своего ежа очень люблю, кормлю его молоком, в сарае устроил ему постель из разных листьев. Даже иголки готов ему чистить. А что ты сделал для своего ежа?

2 мальчик: -А я отнес его в лес и выпустил на волю.

Автор. Кто из мальчиков поступил правильно?

Дети (хором) Второй мальчик. Вот еще одна жалоба из леса.

— Мне как порой несладко приходится, все меня обходят стороной, обижаются на меня. Говорят, что я злая да жгучая, сорняком обзывают. А из меня и суп можно варить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы были густыми да красивыми, а отвар из меня – хорошее средство от кашля и полезен для желудка.

1-я и 2-я группы (хором) Крапива.

Молодцы.

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Как богаты и разнообразны природные дары. Как же сберечь эту необычайную красоту? Что должен сделать каждый из нас, и все мы вместе для сохранения природы?

Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

Я читаю правило, а вы попробуйте его угадать.

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ребята запомните! « Человек не царь природы, а её часть. Берегите свою Землю!»

Работа в творческой мастерской. «Украсим планету цветами».

Раздать цветочки.

Напишите что каждый из вас сможет сделать для того чтобы помочь природе. Ведь как мы знаем, природа не прощает ошибок.

( посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.)

— Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать.

Учащиеся приклеивают их на плакат, на котором изображен земной шар.

Звучит песня «Аист на крыше» (сл. А.Поперечного, муз. Д.Тухманова

Рефлексия

— А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.

— Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Вы мне очень понравились. Спасибо вам за урок.

Список используемой литературы

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.

  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.

  4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

  6. DVD фильм «Биология. Влияние человека на природу.»

Электронные уроки и тесты.- Тамбов: ООО «Селена», 2006.

МКОУ «Хохольский лицей»

Классный час

«Природа не прощает ошибок»

Подготовила и провела

Крюкова Л. В.,

классный руководитель 5 «Б»

р. п. Хохольский – 2012

Цели и задачи:


  • Воспитание любви к родине, ко всему живому;

  • Формирование экологической культуры;

  • Расширение представлений детей об экологических законах,

  • Воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

  • Формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе,

  • Побуждение учащихся к участию в природоохранных мероприятиях.

Оборудование:


  • Презентация из 45 слайдов;

  • Выставка поделок учащихся;

  • Энциклопедии о природе;

  • Выставка рисунков;

  • Оформленная доска;

  • Большой журнал с красочно оформленными листами;

  • Выставка мягких игрушек для «Фантастической странички».

Учитель

«Куда вы посоветуете мне отправиться?» — спросил он у географа. «Посети планету земля. У неё неплохая репутация – отвечал географ.

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя А. С. Экзюпери я хочу начать наш классный час. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Сегодня речь пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к растениям, животным.

Для кого мы охраняем природу? – для человека.

От кого мы охраняем природу? – от человека.

— Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» — чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.(слайд № 2)

Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, — загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

— Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.(слайд № 3)
Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

В наше время бурно развивается наука, которая пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно сделать? Эта наука- экология. Её название составлено из двух греческих слов: «ойкос» — жилище, дом, и «логос» — учение. Наука о жилище, о доме. О каком доме идёт речь?(слайды № 4,5)

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетарном же доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны.

Выступления учащихся с информацией по теме классного часа проходит в форме устного журнала.1. «Экологическая страничка»

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
  Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
1.  Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
  Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».(слайды 6,7)

Охрана природы закреплена законодательно.(слайд № 8)

2. О важности данной проблемы говорит тот факт, что в мире существует  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. (слайд №9)

16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября День леса.
27 сентября День моря.
4 октября День защиты животных.
29 декабря День 6иологического разноо6разия.
22 марта Всемирный день воды.
1 апреля День птиц.
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля День Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву. А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы, нужно знать ее и любить всем сердцем.(слайд № 10)

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
3.   За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
  Более 50 городов России имеет уровень загрязнённости окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

 4. Всё острее становится проблема источников чистой пресной воды.
  Леса – «лёгкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, — вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.
  Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
5.  В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц. (слайд 11)

 Учитель

С одной стороны, научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…
  Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение.
  Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.
Но к сожалению, экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года. (слайд №12,13)

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:


  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн г. плодородных земель.(слайд № 14)

2. ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА

Чтение стихотворения «И только ахает природа…» (читают несколько учащихся)
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь смачно:
— А что? Кислотные дожди…
…Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогуляться возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты мне, Человек?

Учитель:

Страшная картина. Сейчас мы с вами пофантазируем и перенесёмся на много лет вперёд. 3012 год. Мы в музее вымершей флоры и фауны 20-21 веков.

3. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКАЭкскурсовод (проводит экскурсию у стенда с мягкими игрушками)

Дорогие экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны 20-21 веков. Мы с гордостью хотим сказать, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа по восстановлению остальных экспонатов.

До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная певица поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, не удалось понять целой группе учёных .

Я прошу вас взглянуть на эти прекрасные искусственные цветы. Когда –то на наших лугах росли подобные им, настоящие. Сейчас они исчезли, но благодаря умельцам мы можем любоваться ими и по сей день.

Перейдём к следующему экспонату. Перед нами искусственное чудо – это снег. В результате нарушения природного баланса на земле исчезло это сказочное явление, и прочитать о нём мы можем в сказках или воспроизвести его искусственно.

Фауна в музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный экземпляр, т. к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно. Но ,увы!

Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились к ней любовно, но уже к концу 21 века этих безобидных животных становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на это милое животное – кошку, о ней ходили легенды, ей поклонялись. А до наших времён дошли лишь воспоминания об этой грациозной красавице.

Посмотрите на этих зверюшек. Здесь и пингвин, и тигр, и собака… Какие они забавные.

Что касается птиц, то из уцелевших источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем предложить лишь послушать их голоса.

Учитель

Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

Чтение стихотворения

Я обнял глобус – шар земной,

Один- над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут «Береги».

В зелёной краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр,

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги, нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

Тебя мы просим, человек,

«Ты обещай нам и не лги

Как старший брат, нас береги

Я обнял глобус – шар земной

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я : «Не солгу,

Тебя, родной мой, сберегу» (слайд №15)

Учитель

Во все времена люди пытались защитить природу, уберечь её. Но не всегда можно было обойтись одними предостережениями, поэтому в 20 была создана Красная книга

Ученик

Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978года Она разделена на две части. Первая посвящена животным, вторая — растениям.

Красная книга должна пополняться и дорабатываться в соответствии с изменениями экологической ситуации в стране, появлением новых знаний о животных, совершенствованием методов их охраны. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения…).

4.ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЧКА
Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.
  Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.
  Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Учитель

Как вы думаете, какой вклад может внести каждый из нас?

(Мы собираем макулатуру, тем самым защищая леса от вырубки, следим за чистотой в парке, делаем скворечники и кормим птиц)

5. ЭТО ИНТЕРЕСНО (сообщения учащихся)

А сколько интересных фактов можно рассказать из жизни животных и птиц.


  1. Воробей.

Каких птиц больше всего на земле? Пожалуй, воробьёв.

Они живут везде и приспосабливаются к окружающей среде.

Но оказалось, что бесчисленных воробьёв тоже можно истребить. В 40- годы 20 века в Китае решили, что от этих птиц нет никакой пользы. Учёные подсчитали, что в год каждый воробей похищает полкило пшеницы. Люди, собравшись большими толпами, стали поднимать шум. Они кричали, били в барабаны. Испуганные воробьи поднимались в воздух и летали, пока не падали замертво. А потом наступила расплата. Когда пропали воробьи, на полях появились несметные тучи вредителей. Урожай пропал.

В конце концов, пришлось китайцам завозить воробьёв из других стран.

2. Грач.

Прежде грачи Москве никогда не зимовали. А теперь зимуют, потому что корма стало больше, а зимы стали мягче. То и дело оттепели, проталины никогда не замерзают. Вот и сработал у грачей рефлекс – раз проталины, значит весна.

3. Синицы – очень изобретательные птицы. Они легко осваивают новые способы добычи корма. В 18 веке французские короли специально держали их, обучая разным трюкам. В Японии, например, синица «работает» гадалкой в храмах и на празднике. Она выбирает печенье и отрывает от него бумажку с предсказаниями.

4. скворец.

В кафе французского города Живор забрался грабитель. Когда он начал взламывать кассу, ручной скворец проснулся и сначала засвистел, а потом громко выдал весь свой словарный запас. Ошеломлённый грабитель спешно скрылся . Хозяин кафе считает, что ему повезло вдвойне: и касса цела, и не придётся тратиться на установку сигнализацию..

5. Цапля.

А знаете ли вы, что цапли пользуются пудрой. На их теле есть 5 мест, где размещаются пудретки – перья, концы которых постоянно крошатся, образуя мелкий порошок. Птицы наносят его на перья, чтобы те не намокали.

6. Муравьиные ванны.

Учёные заметили, что многие птицы принимают муравьиные ванны. Они разрывают муравейник, выхватывают клювом муравьёв и прячут себе под пёрышки. Скорее всего, таким образом птицы чистят себе пёрышки. Муравьи выделяют муравьиную кислоту, которая убивает болезнетворные микробы.

7. Пернатые спасатели.

Ещё в начале 20 века во многих странах шахтёры брали с собой под землю канареек в клетках, потому что птицы остро чувствовали запах метана и начинали беспокоиться.

Английские горняки брали в шахту клетки с чижами – они чувствовали в воздухе угарный газ.

8. Крылатые почтальоны.

Первыми птицами-письмоносцами были не голуби, а ласточки. Ещё в античные времена люди заметили, что ласточки всегда возвращаются к своему гнезду.

Постоянно ласточек стали заменять голубями. Их легко прокормить в пути зерном, они выносливее, ориентируются не хуже ласточек. Армии древних египтян использовали их в походах .А заслуги голубей в 1 и 2 мировых войнах так высоки, что в Бельгии и во Франции им поставили памятники.

6. СКАЗОЧНАЯ СТРАНИЧКА(сценка)

На наш классный час сегодня прибыли ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ и ПРИНЦЕССА ПОВЕТРУЛЯ. Поприветствуем их.

Берендей: Здравствуйте дети, к вам на праздник я спешил, с собою внучку захватил, да и свита моя со мною, лучшая в мире, не скрою!

Поветруля: По лесным тропинкам, по ягодным пригоркам, через реки да горные перевалы прибыли мы к вам за помощью. Сказывают, что есть у вас молодцы да девицы умные-разумные, помогут они нам царство Берендеево уберечь от гостей незваных, от пожаров, от свалок мусорных, от шума, от браконьеров-грабителей.

Царь: Да только сначала нам удостовериться нужно – под силу ли вам дело такое.

А для того устроим мы вам испытание. Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать, кто вы, каковы будете.

Конкурс эрудитов(за правильные ответы учащиеся получают жетоны в виде цветов, грибов, по большему числу жетонов определяется лучший эрудит)


  1. Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.

  2. Какое растение называют сосной сибирской: 
    A) лиственницу;
    B) кедр.

  3. Где зимуют ласточки: 
    A) в Австралии;
    B) в Африке.

  4. Кит – это: 
    A) рыба;
    B) млекопитающее.

  5. Название «адмирал» носит: 
    A) жук;
    B) бабочка

  6. С какой стороны дерева растет мох: 
    A) с северной;
    B) с южной

  7. Хвоинки сосны: 
    A) двухгранные; 
    B) трехгранные

  8. Сколько пар ног у паука: 
    A) три; 
    B) четыре

  9. На стволе березы растет гриб: 
    A) чага;
    B) подберезовик

  10. Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
    A) кислород; 
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились,ре6ята, с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.

Конкурс «Лесная аптека»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: Молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

Конкурс «Бюро погоды»(выполняется на заранее подготовленных листах с заданием)

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.


  1. Рыба не клюет – она сыта;

  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;

  3. ласточки и стрижи летают высоко;

  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

  7. раскрыты цветы кувшинки;

  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;

  10. крот нагребает высокие холмики;

  11. паук усиленно плетет паутину;

  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета, будет награжден званием «Лучший синоптик»)

Царь: Не зря мы к вам, ребята, пожаловали, оказывается. Есть кому честь и хвалу воздать, есть кому за природу матушку вступиться. С такими, как вы, не страшны нам беды да печали. Славные защитнички! Пожалуй, возьмем их в свое царство.

Принцесса ПОВЕТРУЛЯ: Позволь, батюшка, царский указ зачитать?

Царь: дозволяю.

Поветруля: на должность главного эрудита царства берендеева назначается

(вручает медаль и верительную грамоту)


  • главного синоптика

  • лесного аптекаря

  • царского травника

Берендей: А вас, дорогие ребята, мы всегда рады видеть в нашем лесном царстве-государстве, да только помните – нас с вами много, а природа – одна!

Учитель

Итогом нашего праздника послужат письма, написанные ребятами нашего класса.

7.Творческая страничка.

Чтение писем учащихся с пожеланиями об охране и сохранении природы. Все письма запечатываются в конверт и хранятся в архиве класса.

Учитель.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый охране природы. Я думаю, что каждый из вас задумался над теми вопросами, которые мы подняли, узнал много интересного и понял самое главное – природа не прощает ошибок! Так давайте не будем их совершать!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час ошибки при выборе профессии
  • Классный час огонь ошибок не прощает презентация
  • Классный час огонь ошибок не прощает 3 класс
  • Классный час на тему огонь ошибок не прощает
  • Классические ошибки на этапе мотивации кандидата