Классный час работа над ошибками

Открытый
классный час в 6-м классе по теме

«Работа над ошибками «Что я хотел бы изменить в себе?»»

Чудайкина
Оксана Борисовна
учитель информатики и ИКТ

Цель классного часа: 

  • развивать умения оценивать поведение
    окружающих и собственные поступки;

·        
сплотить ученический коллектив, заставить ребят
задуматься над ценностями — дружба, взаимопонимание, любовь и т.д;

·        
воспитание осознанного отношения к учебному труду;

  • формировать умение критически относиться к
    себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к
    самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • мотивировать учащихся на добрые дела и
    добрые поступки.

Тип классного часа: беседа.

Оборудование: памятка
с добрыми пожеланиями для учащихся, экран, проектор, ноутбук.

Ход
классного часа

Учитель: Как и
любая другая работа над ошибками начинается с анализа, вам сообщают, какую
оценку вы получили, и какие ошибки вы совершили. Так и у нас будет, только
оценки я не ставила за работу, вы сами поставите себе оценку потом. А вот какие
“ошибки” у вас получились, мы сейчас разберем.

Вы участвовали в
опросе по теме «Что я хотел бы изменить в себе?», в нем приняли участие 26
человек.

Я все “ошибки”
разделила на четыре основных категории:

1. Моя учеба – 69% (18 человек);

2. Мои взаимоотношения с людьми – 58% (15 человек);

3. Моя внешность – 8% ( 2 человека);

4. Мне всё нравится в себе – 27% (7 человек).

Разберем
1-ую категорию “ошибок” – моя учеба.

Из работ учащихся:

1)     
Мне не нравится, что меня вызывают к доске.

2)     
Хочется учиться на «5».

3)     
Хочу изменить в себе учебу.

4)     
Я хочу хорошие оценки.

5)     
Я хотел бы, учится лучше по математике и
географии, биологии, русскому языку.

6)     
Я бы хотел, чтобы у меня почерк был лучше.

7)     
Я хочу быть ударницей, а меня не
спрашивают.

8)      
Мне не нравится, когда я тяну руку, меня не
спрашивают, а когда не знаю, меня спрашивают.

9)     
Хочу стать ударницей или отличницей.

10)  Мне хочется изменить в себе отношение к учебе, потому что я постоянно
молчу.

11)  Я хочу, лучше учится, лучше поднимать руку.

12)  В учебе я хотел бы изменить невнимательность. Я всё понимаю, но тороплюсь.

13)  Хочу быть умнее. Хоть я стараюсь работать, но у меня в характере есть
такая искра, которая тянет меня на улицу. В творческих уроках у меня всё
получается, а вот в умственных, нет.

Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками.
Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить
упражнение «Заверши фразу»:

«Моими сильными
сторонами в учебе являются…»

«Моими слабыми
сторонами в учебе являются…»

Учитель: Мы
разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу,
и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:

Умер старик и
оставил сыновьям наследство: старшему — дом, среднему — корову, младшему —
рукавицы и топор.

Стал старший жить
своим домом, средний — молоком торговать, а младший, — топором хлеб да соль
разделывать.

Много ли, мало ли
лет прошло, только покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила молока корова,
у ленивого коровника, а рукавицы и топор — хоть весла тесать, хоть рамы вязать.
Города возводят, мосты наводят, плотины строят, мельницы ставят. Вот уж младший
сын свой дом срубил, свою корову купил.

Подумали братья,
что топор заколдованный, и решили утащить его. А топор — не работает. Видно, не
в одном топоре сила. Утащили они и рукавицы. Опять — ничего.

А младший брат, мастер, новый топор и рукавицы купил и снова стал
работать да песенку петь. Поняли братья, что дело не в топоре и рукавицах, а в
умении. Тоже мастерами стали.

Разберем 2-ую
категорию “ошибок” – мои взаимоотношения с людьми.

Из работ учащихся:

1)     
Мало друзей хочется больше.

2)     
Хочу не 7 подруг, а больше.

3)     
Я бы хотел больше друзей, которые, если
что-то обещают сделать, то они делали (сдерживающие обещание).

4)     
В людях мне не нравится, когда они пристают
ко мне без остановки (навязчивые).

5)     
Мне не нравится, когда весь класс болтает,
орет.

6)     
Мне не нравится, когда обзываются люди,
когда они сами не лучше.

7)     
Мне хочется стать добрее.

8)      
Я хочу изменить в себе характер, я хочу
быть более ласковым.

9)     
В друзьях хотел бы изменить лже-друзей, они
вспоминаю про меня, когда им надо что-то от меня.

10)  В себе я бы изменил нерешительность.

11)  Не нравится люди, которые говорят о тебе за твой спиной, в наше классе
есть такие люди. Мальчик и некоторые девочки обижают других ребят.

Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками.
Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить
упражнение «Заверши фразу»:

«Думаю, что
настоящий друг…»

«Ребята с которыми
я учусь…»

Учитель: Мы
разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу,
и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему
мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз,
когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик
забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и
количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что
сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни
одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему
вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет
терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что
он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в
ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то
ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь
собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его
вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана
останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья –
это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы
выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе
свое сердце.

Старайся
не ранить их…

Разберем 3-ую
группу “ошибок” – моя внешность.

Из работ учащихся:

1)     
Я хочу изменить мышцы, хочу быть качком.

2)     
Мне в принципе нравится моя внешность, но
мне кажется, что будет на много красивее, если у меня будут длинные волосы. И
стать повыше.

Обсуждаются эти “ошибки” с учениками не стоит, т.к. они ранимо относятся к своей внешности.

Учитель: Хотелось
бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою
работу над “ошибками”:

На улице стояла женщина и плакала. Мимо шёл мальчик. Ему стало жаль
женщину, он подошёл к ней и спросил:

— Тётя, почему ты плачешь?

Женщина только отмахнулась:

— Ой, мальчик, ты не поймёшь…

Мальчик снова спросил:

— Тётя, ну почему ты плачешь?

Женщина расплакалась ещё больше, и сквозь слёзы сказала:

— Ой, мальчик, никто меня не любит, никому я не нужна…

Мальчик посмотрел на неё, и спросил:

— Тётя, а ты у всех спросила?

Вывод сколько людей столько и мнений, и не каждое из них должно быть
правильным.

Учитель: Можете
провести тренинг, кому не  очень нравится своя внешность: «Стань перед
зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите,
что она вам нравится, то говорите: спасибо, Господи, что Ты создал такую
красоту как мои глаза, мои брови, мой лоб, мой нос…- что угодно».

Учитель: И так я
подвожу итог классного часа.

Мы все хотим, чтобы наша жизнь изменилась, но
сами мы меняться не желаем. Пусть кто-то другой меняется, пусть “они” меняются,
а я подожду. Для того, чтобы изменить кого-либо другого, вы должны, прежде
всего, измениться сами. И вы должны измениться внутренне.

Мы должны изменить ход наших мыслей, то, как мы говорим, и то, что мы
говорим.

Всем спасибо за классный час.

Раздать ребятам памятку с добрыми пожеланиями
(Приложение 1).

Приложение 1.

памятка
с добрыми пожеланиями.

Человек
выступает как творец, созидатель, мастер, который стремиться сделать любую свою
работу качественной, полезной, красивой.

Ваша главная задача в школе — научиться учиться и
развивать самого себя
для будущей
жизни.

Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать вам учиться и
управлять своим развитием и поведением. Особенно важно научиться правильно
мыслить и целенаправленно действовать.

Прежде всего, развивайте у себя общие способности,
стремитесь всегда обду­мывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания
и работоспособность. Самый лучший способ
научиться учиться — это постоянно передавать свои знания и опыт другим.

Развивайте свою общественную
активность, трудолюбие, организованность,
исполнительность, инициативу,  вежливость, доброту, умение
управлять собой.

Недостатки вашего характера и поведения — это
результат недостаточного самообучения и самовоспитания. Плохие привычки и
свойства характера легче ис­править сегодня, чем завтра. Все можно
исправить, стоит только сильно захотеть.

Все ваши успехи и неудачи в делах зависят от вас
самих. Чтобы самообразо­вание было успешным,
следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо
и полезно, а
не то, что вздумается.

Сколько бы вы не
учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию
нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас
знания, их нужно де­
лать еще обширнее.
Как бы они не были глубоки, они могут стать еще глубже. Ни­когда не прекращайте
вашей самообразовательной работы.

Воспитать себя — это непросто,
но возможно. Во-первых, требуется желание, во вторых, — умение, в-третьих, —
воля, труд и многочисленные упорные упражне­
ния на пути к доброй цели, к себе —
лучшему.

1. Надо изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что-то
с собой, прежде
всего надо узнать,
познать, изучить себя. Это самопознание подразумевает наблю­дение за собой, самоанализ и самооценку своего
поведения, своих чувств и мыслей.

2. Надо
ставить цели!
Надо
представить себе, каким вы хотите быть. Тогда,
на основании изучения себя и представления о себе — будущем,
вы можете наметить конкретные цели
изменения, улучшения и совершенствования своих качеств — цели самовоспитания.

3.Надо знать, как себя
воспитывать!

Предположим,
что вы захотели, по­
ставили цели,
готовы воспитать в себе храбрость, смелость, но как это практически сделать? Для этого есть много специальных приемов и
способов. Очень простой
прием —
похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и
обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Вот вы уже три дня делаете
зарядку, до блеска вымыли стекла в окнах, помогли старому человеку, ни разу не
пропустили тренировки — дайте себе награду
(прогулку, кинофильм, сладость и т.п.). Можно просто вслух похвалить себя.
Когда генерал-аншеф  
Суворов   прочитал   краткое   поздравление   императрицы   («Ура,
фельдмаршал!»), он приказал принести девять
табуреток и расставить их одна за
другой
через пару шагов. А затем 64-летний фельдмаршал разбежался и принялся
перепрыгивать табуретки, хлопая о сиденья ладонями
и выкрикивая: «Репнина об­
скакал! Прозоровского
обскакал! Долгорукого обскакал!» Он добился своего, был
рад и гордо
торжествовал победу.

4.Надо верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании
вера в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе:
«Я хочу стать другим.
Я буду таким. Я
уже меняюсь. Я уже такой, каким хочу стать». Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость,
избавиться от недостатков, стать
лучше.
Заставить себя поверить в себя — это важное условие победы. Самовнуше­
ние необходимо утром для настроенности на активную
деятельность в течение дня
и вечером
при подведении итогов дня. «Доброе утро! Я так хорошо отдохнул. Се­годня много
дел. Я хорошо настроен. Я владею собой. Я сделаю это!»; «День про­
жит не напрасно. Сегодня я был успешен в учебе и
домашних делах. Завтра я за­
креплю
свой успех!»

Цель классного часа: 


  • развивать умения оценивать поведение
    окружающих и собственные поступки;
  • сплотить ученический коллектив, заставить
    ребят задуматься над ценностями — дружба,
    взаимопонимание, любовь и т.д;
  • воспитание осознанного отношения к учебному
    труду;
  • формировать умение критически относиться к
    себе, давать честную оценку своих поступков,
    побуждать детей к самоанализу, к размышлению о
    себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • мотивировать учащихся на добрые дела и добрые
    поступки.

Тип классного часа: беседа.

Оборудование: памятка с добрыми
пожеланиями для учащихся, экран, проектор,
ноутбук.

Ход классного часа

Учитель: Как и любая другая работа
над ошибками начинается с анализа, вам сообщают,
какую оценку вы получили, и какие ошибки вы
совершили. Так и у нас будет, только оценки я не
ставила за работу, вы сами поставите себе оценку
потом. А вот какие “ошибки” у вас получились, мы
сейчас разберем.

Вы участвовали в опросе по теме “Что я
хотел бы изменить в себе?”, в нем приняли участие
26 человек.

Я все “ошибки” разделила на четыре
основных категории:

  1. Моя учеба – 69% (18 человек);
  2. Мои взаимоотношения с людьми – 58% (15 человек);
  3. Моя внешность – 8% (2 человека);
  4. Мне всё нравится в себе – 27% (7 человек).

Разберем 1-ю категорию “ошибок” – моя
учеба.

Из работ учащихся:


  1. Мне не нравится, что меня вызывают к доске.
  2. Хочется учиться на “5”.
  3. Хочу изменить в себе учебу.
  4. Я хочу хорошие оценки.
  5. Я хотел бы, учится лучше по математике и
    географии, биологии, русскому языку.
  6. Я бы хотел, чтобы у меня почерк был лучше.
  7. Я хочу быть ударницей, а меня не спрашивают.
  8. Мне не нравится, когда я тяну руку, меня не
    спрашивают, а когда не знаю, меня спрашивают.
  9. Хочу стать ударницей или отличницей.
  10. Мне хочется изменить в себе отношение к учебе,
    потому что я постоянно молчу.
  11. Я хочу, лучше учится, лучше поднимать руку.
  12. В учебе я хотел бы изменить невнимательность. Я
    всё понимаю, но тороплюсь.
  13. Хочу быть умнее. Хоть я стараюсь работать, но у
    меня в характере есть такая искра, которая тянет
    меня на улицу. В творческих уроках у меня всё
    получается, а вот в умственных, нет.

Обсуждаются несколько “ошибок” с
учениками.
Если ребята плохо идут на контакт
можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:

“Моими сильными сторонами в учебе
являются…”

“Моими слабыми сторонами в учебе
являются…”

Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала
задание найти притчу, поговорку или пословицу на
тему “Учеба”, хотелось бы послушать их.

Ученик 1: читает пословицы.

Ученик 2: читает поговорки.

Учитель: Мы разобрали эти “ошибки”
и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю
притчу, и каждый из вас сделает свою работу над
“ошибками”:

Умер старик и оставил сыновьям
наследство: старшему — дом, среднему — корову,
младшему — рукавицы и топор.

Стал старший жить своим домом, средний
– молоком торговать, а младший, — топором хлеб да
соль разделывать.

Много ли, мало ли лет прошло, только
покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила
молока корова, у ленивого коровника, а рукавицы и
топор — хоть весла тесать, хоть рамы вязать.
Города возводят, мосты наводят, плотины строят,
мельницы ставят. Вот уж младший сын свой дом
срубил, свою корову купил.

Подумали братья, что топор
заколдованный, и решили утащить его. А топор — не
работает. Видно, не в одном топоре сила. Утащили
они и рукавицы. Опять — ничего.

А младший брат, мастер, новый топор и рукавицы
купил и снова стал работать да песенку петь.
Поняли братья, что дело не в топоре и рукавицах, а
в умении. Тоже мастерами стали.

Разберем 2-ю категорию “ошибок” – мои
взаимоотношения с людьми.

Из работ учащихся:


  1. Мало друзей хочется больше.
  2. Хочу не 7 подруг, а больше.
  3. Я бы хотел больше друзей, которые, если что-то
    обещают сделать, то они делали (сдерживающие
    обещание).
  4. В людях мне не нравится, когда они пристают ко
    мне без остановки (навязчивые).
  5. Мне не нравится, когда весь класс болтает, орет.
  6. Мне не нравится, когда обзываются люди, когда
    они сами не лучше.
  7. Мне хочется стать добрее.
  8. Я хочу изменить в себе характер, я хочу быть
    более ласковым.
  9. В друзьях хотел бы изменить лже-друзей, они
    вспоминаю про меня, когда им надо что-то от меня.
  10. В себе я бы изменил нерешительность.
  11. Не нравится люди, которые говорят о тебе за твой
    спиной, в наше классе есть такие люди. Мальчик и
    некоторые девочки обижают других ребят.

Обсуждаются несколько “ошибок” с
учениками.
Если ребята плохо идут на контакт
можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:

“Думаю, что настоящий друг…”

“Ребята с которыми я учусь…”

Учитель: Некоторым ученикам я так же заранее
дала задание найти притчу, поговорку или
пословицу на тему “Дружба”, хотелось бы
послушать их.

Ученик 1: читает притчу.

Ученик 2: читает пословицы.

Ученик 3: читает поговорки.

Учитель: Мы разобрали эти “ошибки”
и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю
притчу, и каждый из вас сделает свою работу над
“ошибками”:

Жил-был мальчик с ужасным характером.
Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал
забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз,
когда он будет терять терпение и с кем-то
ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей.
В течение следующих недель он старался
сдерживаться, и количество забитых гвоздей
уменьшалось день ото дня. Оказалось, что
сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

Наконец наступил день, когда мальчик
не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл
к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему
вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый
день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик
смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все
гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но
посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда
не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то
ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать
больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой.
Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его
вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить
прощения, рана останется. Душевная рана приносит
столько же боли, сколько телесная. Друзья – это
редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и
радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе
это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе
свое сердце.

Старайся не ранить их…

Разберем 3-ю группу “ошибок” – моя
внешность.

Из работ учащихся:


  1. Я хочу изменить мышцы, хочу быть качком.
  2. Мне в принципе нравится моя внешность, но мне
    кажется, что будет на много красивее, если у меня
    будут длинные волосы. И стать повыше.

Обсуждаются эти “ошибки” с
учениками не стоит, т.к. они ранимо относятся к
своей внешности.

Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала
задание найти притчу, поговорку или пословицу на
тему “Доброта”, хотелось бы послушать их.

Ученик 1: читает пословицы.

Ученик 2: читает поговорки.

Учитель: Хотелось бы сделать вывод,
для этого я почитаю притчу, и каждый из вас
сделает свою работу над “ошибками”:

На улице стояла женщина и плакала. Мимо
шёл мальчик. Ему стало жаль женщину, он подошёл к
ней и спросил:

— Тётя, почему ты плачешь?

Женщина только отмахнулась:

— Ой, мальчик, ты не поймёшь…

Мальчик снова спросил:

— Тётя, ну почему ты плачешь?

Женщина расплакалась ещё больше, и
сквозь слёзы сказала:

— Ой, мальчик, никто меня не любит,
никому я не нужна…

Мальчик посмотрел на неё, и спросил:

— Тётя, а ты у всех спросила?

Вывод сколько людей столько и мнений, и
не каждое из них должно быть правильным.

Учитель: Можете провести тренинг,
кому не очень нравится своя внешность: “Стань
перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную
черту своего лица, и когда вы находите, что она
вам нравится, то говорите: спасибо, Господи, что
Ты создал такую красоту как мои глаза, мои брови,
мой лоб, мой нос…- что угодно”.

Учитель: Хочу с вами провести игру,
которая называется “Пересядьте все те, у
кого…”.

Инструкция. Участники группы сидят в
кругу, ведущий (ученик) стоит в центре круга, так
как для него нет свободного стула. Он – водящий.
Водящий должен объявить, кто будет меняться
местами. Например, он говорит: “Пересядьте все
те, у кого…” и называет общие вещи, свойства и
пр., которые есть у большинства участников.
Например: “Пересядьте все те, у кого есть
волосы”, “кто сегодня завтракал”, “кто учится в
школе хорошо”. Во время пересаживания водящий
должен успеть занять чье-то место, в результате
кому-то из участников не хватает стула и он
становится водящим и делает то же, что и первый,
после чего цикл игры повторяется.

Учитель: И так подведем итог
классного часа. Какой вывод вы можете сделать
(спросить трех учеников).

Вывод 1: Хотелось бы закончить
словами Дэнни Шейнман: “Мы совершаем в жизни
не мало ошибок, и большинство из них можно
исправить. Но некоторые ошибки непоправимы. Как
говорят, угрызения разъедают душу. Злость быстро
проходит, ненависть с годами смягчается. Только
чувство вины неподвластно времени”.

Вывод 2: Мы все хотим, чтобы наша
жизнь изменилась, но сами мы меняться не желаем.
Пусть кто-то другой меняется, пусть “они”
меняются, а я подожду. Для того, чтобы изменить
кого-либо другого, вы должны, прежде всего,
измениться сами. И вы должны измениться
внутренне.

Мы должны изменить ход наших мыслей,
то, как мы говорим, и то, что мы говорим.

Раздать ребятам памятку с добрыми
пожеланиями (Приложение 1).

Классный час с элементами

интерактивной беседы

«Алкоголь. Работа над ошибками»

Ход классного часа.

I. Организационный момент.

Вспомните, что такое реклама?

(реклама – это способ информировать покупателя о цене, качестве, возможностях    

использования предлагаемого товара)

Какова цель любой рекламы? (Продавать потребителю товар)

Приходилось ли вам, Вашим родителям использовать продукцию, предлагаемую    рекламой?

Всегда ли вы, ваши близкие оставались довольны, приобретая рекламируемую продукцию? Не было ли разочарования?

К сожалению, часто с целью привлечь внимание потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на привлекательность и красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию, часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться.

II.  Актуализация знаний.

Тема нашего классного часа звучит так «Алкоголь. Работа над ошибками». (слайд № 1)

Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и как научиться отказываться от алкоголя. В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.

В мифах, легендах и сказках древнего мира — всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники — разврат, преступления, тяжелые болезни.

Вначале я хотели бы все-таки выяснить ваши представления, знания о влиянии алкоголя на человека.

   В одной из любимых сказок А.С. Пушкина мы встречаем такую концовку:

И никто с начала мира

Ни видал такого пира;

И я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

   История изготовления и употребления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий, традиция эта сохраняется и сегодня, ведь этому есть масса причин:

Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздники, встречи, проводы, крестины, свадьба, развод, мороз, охота, Новый год, выздоровленье, новоселье, успех, награда, новых чин.

Знаете ли вы, что такое алкоголизм?(слайд 2)

Алкоголизм — это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.

Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 8 — 9 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.

А как определить, зависим ли человек  от алкоголя или нет?

Признаки алкоголика в семье (слайд 3):

  • Выпивает систематически.
  • Старается опохмелиться утром.
  • Отсутствует на работе или в школе из-за того, что пьет.
  • Пьет в одиночку, прячет выпивку.
  • Страдает провалами памяти.
  • Становится раздражительным.
  • Впадает в депрессию.
  • Влияет на поведение других членов семьи.
  • Не признает себя алкоголиком.

В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы (слайд №4):

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Причины употребления алкоголя (слайд № 5):

  • Неблагоприятные условия жизни, вызывающие потребности в снятие психологической напряженности, ухода от реальной действительности, от бытовых проблем, неприятностей, невзгод
  • Желание испытать чувство эйфории, расслабиться
  • Отсутствие культуры, поведения досуга, а также слабость развития его материальной базы (социальные обычаи)
  • Увеличение объема производства и продажа алкогольных напитков, их реклама в СМИ, доступность приобретения

Как влияет алкоголь на организм?

Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь — этиловый, или винный, спирт.

Принятый внутрь он через 5 -10 минут всасывается в кровь и разноситься по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушается, чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга.

Давайте, подумаем над следующими высказываниями (слайд 5): ответы учащихся.

И так, теперь мы, уже готовы, чтобы еще раз задуматься:

  • В какой – то момент начнешь понимать, что «не можешь напиться». Собираешься, к примеру, утолить жажду посредством кружечки пива, и, оглянуться не успеваешь, как выпиваешь литра 3-4.
  • В нетрезвом состоянии говоришь или делаешь то, о чем впоследствии горько сожалеешь.
  • В результате употребления алкоголя ты частенько совершаешь бездумные или опасные поступки (можешь затеять драку или еще какое-нибудь не менее опасное для здоровья хулиганство)
  • У тебя случаются «провалы в памяти». Ты не можешь наутро припомнить, как и что вытворял накануне.
  • Ты начинаешь замечать, что пьешь, дабы «решить» какую-нибудь проблему (например, чтобы уснуть, расслабиться или для смелости).
  • Теперь ты можешь выпить больше, чем раньше, без видимых последствий. Проще говоря, теперь ты дольше не пьянеешь. Твой организм приспосабливается к всё большим дозам алкоголя.

Ну, и конечно, нельзя не сказать, и  об административной ответственности, которая наступает за распитие и употребление алкогольных напитков лицам, которым еще не исполнилось  18 лет.

III.  Поведение итогов:

  • Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);
  • Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;
  • Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;
  • Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени (слайды 9-13).

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Работа над ошибками.

Диденко В.И. Выступление на МО

Работа над ошибками- одна из самых трудных видов работы для учащихся. Труден он потому, что изначально предполагает самостоятельный анализ учащимся допущенных ошибок. Безусловно, в планировании уроков учителем предусмотрены часы на анализ ошибок по следам прошедшей контрольной работы. Однако практика показывает, что далеко не все ошибки можно проанализировать на уроке. Работа над ошибками по математике обычно не вызывает таких затруднений , как работа по русскому языку.

Итак , первая, достаточно распространенная причина ошибок: наше письмо сопровождает внутренняя речь. Мысль опережает движения руки . Внутренняя речь тоже. Написав что-то в ускоренном темпе, мы читаем не то , что написали, а то, что хотели написать, не замечая своих ошибок. Как научить ребенка читать то, что написано у него в тетради?

Подобную работу можно проводить на каждом уроке, а можно выборочно давать на дом.

Цель этой работы- сфокусировать внимание ребенка на каждой отдельной букве, научит видеть реально записанный текст.

Начинаем с гласных. Не следует брать схожие по начертанию буквы в одной паре. Например, сегодня во всей работе, начиная с записи числа, мы берем на контроль букву «а».

Это значит, что в каждом слове мы обводим в кружочек, а не зачеркиваем эту букву. Используем для этого , предположим зеленый карандаш. Ребенок должен прочитать по слогам, желательно вслух, каждое слово и не пропустить ни одной буквы. Проверив работу, вы убедитесь , что будут пропуски. На следующем уроке берем букву «и». Для ее выделения берем другой цвет. Далее – пару букв «а» и «и». Используем для выделения те цвета, что выбрали ранее. Если работать систематически, то постоянно можно брать на уроке по две пары букв.

Неудобства – пестрые тетради . Но эффективность ощутима! Очень скоро ребята начинают замечать ошибки в записи числа, в так хорошо знакомых атрибутах детских работ, как «Классная работа», «Домашняя работа», «Упражнение» и т.д

Следует помнить , что одновременно две буквы выделять нельзя! Текст прочитывается по слогам столько раз сколько букв для контроля вы предлагаете.

Если детская работа пестрит ошибками, нельзя предлагать ребенку текст для переписывания. К тем ошибкам ,что уже есть добавятся новые. Такие работы лучше анализировать совместно с ребенком.

Не приносит результатов и переписывание по строчке слов, в которых были допущены ошибки.

Следует помнить: С самого начала своей школьной жизни ребенок не должен бояться сделать ошибку. «Не ошибается только тот, кто ничему не учится», так гласит народная мудрость.

Другое дело когда работа пестрит исправлениями и помарками. Но такая работа свидетельствует тому, что у ребенка формируются операции мышления. Ребенок может найти свою ошибку сам. Не следует в таких случаях снижать оценку за исправления.

Когда учебные навыки только формируются, ошибки вполне оправданы. Можно научить ребенка не зачеркивать, а подчеркивать ошибку и записывать рядом правильный вариант. Иногда таких попыток бывает несколько. Главное – ребенок достигает цели. Постепенно формируется навык аккуратного оформления работы.

Первоклассник не обладает знаниями, позволяющими анализировать, свои ошибки. Но навык работы над ошибками необходимо формировать именно с самого начала.

Многим детям трудно понять с чего начинать работу. Начнем с простого: учитель над каждым словом , записанным с ошибкой ,ставит номер. Чуть ниже, в столбик, записывает последовательно все номера .Задача ребенка- выписать слова, в которых допущена ошибка, с учетом исправлений учителя и подчеркнуть карандашом опасное место. Постепенно ученик учится сам анализировать свои ошибки, используя знакомые способы, и отмечая на полях проанализированные ошибки. Работа над ошибками в данном случае- совместный труд ученика и учителя, ребенок чувствует себя увереннее. Не следует экономить время за счет использования для всех обозначений только ручку одного цвета. Существует тактильная память и память ощущений. Ощущения от работы с карандашом другие. Тактильная память позволяет ребенку запомнить новое и закреплять изученное.

Важно с самого начала формировать алгоритм выполнения работы над ошибками. Хорошая памятка не перегружена информацией. Памятка должна составляться учениками под руководством учителя. Работа над памяткой должна быть поэтапная, нельзя в 1классе составит памятку, которая будет к действию на ближайшие 4 года. Усложняться памятка должна постепенно.

Существует множество способов работы над той или иной ошибкой. Но для каждого ребенка они должны быть разными, так как и причины ошибок могут быть разными. Важно, чтобы каждый ученик знал, что любая домашняя работа начинается с работы над ошибками, допущенными ранее.

Литература

1. Жедек П.С., Тимченко Е.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа.-1999.№1.- с. 23-27

2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва, 1990

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/185882-rabota-nad-oshibkami

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час ошибки при выборе профессии
  • Классный час огонь ошибок не прощает презентация
  • Классный час огонь ошибок не прощает 3 класс
  • Классный час на тему огонь ошибок не прощает
  • Классические ошибки на этапе мотивации кандидата