Когда делается работа над ошибками

Выступление на ШМО на тему «Как я делаю работу над ошибками с детьми на уроках русского языка и математики»

                                                                                     учитель начальных классов    

Строева Жанна Дмитриевна

г.о. Королёв

2020 уч.год

Когда и где выполняется работа над ошибками?

     Работу над ошибками проводится и в классе, совместно с учителем, и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Для этого я каждому ребенку выдала памятку с порядком выполнения действий.

       Работу над ошибками мы проводим не только после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Для моей практики характерна планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные  формы организации работы над ошибками на уроке

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это я решаю в зависимости от объема работы. Если мы писали контрольную работу, то работа над ошибками занимает почти весь урок, если мы отрабатываем ошибки, совершенные в домашней работе, то такая деятельность занимает 5-7 минут от урока.  

Ошибки, совершенные в ходе классной работе, например, ученик неправильно решает задание у доски, сам себя исправляет, сомневается, то после того, как он закончит выполнять упражнение, мы возвращаемся к тому примеру, или слову, или заданию (в зависимости от урока) и этот же ученик выполняет ниже под упражнением работу над ошибками.

Если мы писали мини-самостоятельную или проверочную работу в рабочих тетрадях в начале урока, и если после ее проверки были выявлены ошибки, то один из тех детей, который допустил ошибки по желанию или по моему решению выходит к доске и выполняет работу над ошибками (обычно 2-3 разных ученика разбирают разные ошибки).  Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях.  Если дети не допустили ошибки, то они все равно отрабатывают возможные ошибки. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом.

После контрольных, проверочных и творческих работ мы делаем обширную работу над ошибками. Я заранее выписываю ошибки, допущенные детьми к себе в план работы на уроке. После чего проверенные тетради раздаю детям. Сначала мы работаем всем классом вместе. К доске выходят разные ученики и отрабатывают каждую ошибку под мою диктовку. За десять минут до конца урока ученикам дается время для того, чтобы они самостоятельно отработали ошибки, допущенные конкретно в их работе. При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Я думаю, лучше всего если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Работа над ошибками, допущенные в ходе выполнения домашних работ мы выполняем следующим образом. Для начала, я выделяю общие ошибки, допущенные классом. Для этого я собираю тетради на проверку ежедневно и выписываю в план следующего урока, какие ошибки допущены. На следующем уроке я раздаю тетради, чтобы дети видели, понимали и вспомнили, что именно мы делаем. К доске по очереди выходят 2-3 ученика для отработки самых распространённых ошибок. Потом детям дается 2-3 минуты для самостоятельной отработки ошибок, которые они допустили конкретно в своей работе. Дети, которые не допустили ошибок, все равно с нами отрабатывают ошибки класса в целях повторения правил. Соответственно, работу над ошибками той домашней работы, которая была сдана в этот день, мы проводим на следующий урок после проверки тетрадей.

Памятка-помощник

Я в своей практике использую карточки — памятки. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

Когда мои ученики были младше, и мы только вводили работу над ошибками, в домашней работе при проверке работы на полях тетради я ставила номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчало работу учащихся, и совершенствовало систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Ученики неоднократно обращались к данной карточке, что способствовало лучшему запоминанию материала. Теперь мы обходимся без нее.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует мы проводим проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа со всем классом.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.

Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.

Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.

Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания

Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:

  • дифференцированный подход к обучению;

  • является профилактикой будущих ошибок;

  • позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;

  • формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.

Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).

Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.

В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:

  • консультация;

  • коррекция знаний и умений;

  • диагностика результатов;

  • оценочная деятельность.

По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками

В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.

Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.

Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.

Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.

Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.

Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.

Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками

Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.

Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:

  1. просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
  2. найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
  • ошибка в вычислении – перерешать;

  • ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;

  • ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;

  1. решить аналогичное задание

Памятка-помощник

В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.

В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

Тема «….».

Примеры.

  1.  
  2.  

Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Проверка и подведение итогов работы над ошибками

В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;

  • парная работа;

  • групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;

  • фронтальная работа со всем классом.

Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.

В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.

Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.

Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок

Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.

Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.

Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.

Наиболее распространенными ошибками являются:

  • незнание или непонимание правил, формул и определений;

  • неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;

  • совершение вычислительных ошибок;

  • невнимательное чтение условий задачи;

  • отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;

  • неправильное раскрытие скобок;

  • совершение логических ошибок при решении текстовых задач;

  • применение формул сокращенного умножения.

К основным причинам совершения ошибок по математике относят:

  • пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;

  • поверхностное изучение нового материала;

  • повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;

  • неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;

  • скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;

  • полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;

  • низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.

Объяснение и предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:

  • постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;

  • предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;

  • подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;

  • учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;

  • использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.

Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.

Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:

  1. Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.

  2. Четные и нечетные функции.

  3. Таблицы значений тригонометрических функций.

  4. Знаки тригонометрических функций.

Дополнительно выполняются следующие задания:

  1. Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:

функций

  1. Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.

  2. Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?

Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.

Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.

Список литературы:

  1. Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  4. Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
  5. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  6. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
  7. Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
  9. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  10. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
  11. Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
  12. Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
  13. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  15. Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
  16. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
  17. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
  18. Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
  19. Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
  20. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
  21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  22. Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
  23. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
  24. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  25. Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
  26. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
  27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
  28. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
  29. Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.

                     Сообщение-доклад

   на производственную учёбу педколлектива

             МБОУ ООШ пос. Рамоново

Тема: «Работа над ошибками в школе: основные способы  проведения
работы над ошибками»

                    https://pedsovet.su/_pu/57/88581280.jpg

                                                                      
Скажи мне — и я забуду,

                                                                           
покажи мне — и я запомню,

 
дай мне сделать — и я пойму

Конфуций.

Каждый
 учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке
работали   творчески и  успешно. Сегодня нет такого учителя,
который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным,
ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха
для каждого ученика?». В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Поэтому
передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по
уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными
стандартами образования и при этом сохранили физическое и психологическое
здоровье.

    Я
считаю, что успешным результатом профессионального мастерства педагогов
является результативность их деятельности.  Стремясь к успеху нужно всегда
помнить об этой прописной истине.  Каждый может, приложив определенные усилия,
расширить предел своих возможностей. Не всегда все получается сразу. Но если не
сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся.

     Работа над ошибками — это работа
учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной
целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при
выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к
ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках
детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные
знания.

При творческом подходе учителя к данной
деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам,
умение работать с ними.

   Когда и где выполняется работа над
ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в
классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если
учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен
быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы.
Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком
выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило,
после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных
учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок,
допущенных в каждой классной или домашней работе.

     Работе
над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено
занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от
объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может
присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем
несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

·        
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки
в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению
педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске.
Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях.

·        
При данной форме организации урока один ученик выполняет
работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты
в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время,
затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль
над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок
мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает
необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не
допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность.
Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи
повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее
интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

·        
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для
себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и
проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее
распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске
вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в
зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

         Работа над ошибками
выполняется по определенному алгоритму
, определенному учителем. В начальной
школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения
действий.

Например, на уроках русского языка
алгоритм выглядит следующим образом:

·        
Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.

·        
Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной
теме.

·        
Поставить ударение, выделить орфограммы.

·        
Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.

·        
Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных
проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над
синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена
ошибка, выделить члены предложения, вспомнить правило по данной теме. Далее
рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала
проверяемой конструкции.

После творческих работ, например,
сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими,
речевыми ошибками.

Памятка-помощник.

Некоторые учителя в своей практике
используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать
всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем
педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

·        
Тема.

·        
Примеры.

При проверке работы на полях тетради
ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу
учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности,
использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной
карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов.

В конце работы над ошибками следует
провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

·        
самопроверка;

·        
работа в парах (в данном случае
желательно, чтобы уровень учащихся был разным);

·        
работа
в группах
, когда сильный ученик может проверять и
давать консультации отстающим;

·        
работа со всем классом.

   Важно, чтобы учащиеся могли обратиться
за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо
подвести итог.

Работа над ошибками должна проводиться
систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При
организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки
самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления
пройденного материала.

Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки.

      Каждый человек имеет право на ошибки, но надо уметь их
исправлять. Ошибка, однако, опасна, если она повторяется, опасна не столько
тем, что оставляет следы в мышцах руки, сколько тем, что приучает ученика
относиться невнимательно, без размышления к своему письму. Опасна она может
быть и в том случае, если ученик не знает, что это ошибка, и думает, что так и
надо писать.

Ошибки бывают разные: графические, орфографические,
пунктуационные.

    Графические ошибки связаны с неправильным воспроизведением
звукового состава слова: пропуск букв, их перестановка, замена, вставка лишних
букв. Они – следствие просчетов в период обучения грамоте.

Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании
слова. Они обусловлены различными обстоятельствами: недостаточно сформированная
ориентировка в слове (дети не умеют выделить ударение, определить позицию звука
– гласного, согласного); неумение подобрать

слово с сильной позицией звука; смешение сходных написаний;
неумение применить известное правило к конкретному случаю.

     Пунктуационными ошибками считаются: отсутствие или неверная
постановка знака препинания в конце предложения, отсутствие запятой при
перечислении или неверная постановка запятой при наличии союза «и».

Система работы по исправлению
ошибок на уроках русского языка.

Достичь орфографической грамотности обучающихся можно лишь
ежедневным упорным трудом, начиная с I класса. Более насыщенной может быть
работа в последующих  классах.

     Один из приемов повышения грамотности – развитие орфографической
зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаем ее с проверки тетрадей.
Проверять их надо все и каждый день.

    Каждая письменная работа ученика должна быть проверена и
оценена учителем. Нельзя думать, что только проверочный диктант является
средством проверки грамотности. И списывание различных видов, и всевозможные
диктанты, и изложения, и сочинения, выполненные детьми, могут дать учителю
материал для оценки и суждений о том, насколько дети усвоили пройденное
правило, что нужно доработать в классе, что должны дополнительно выполнить
отдельные ученики.

    Способы исправления ошибок, допущенных детьми, различны.
Прежде всего – когда исправляются ошибки? Если работа небольшая, она может быть
исправлена непосредственно по написании.

    Письменные работы исправляет учитель, но к исправлению следует
привлекать детей. Известно, что дети иногда не замечают ошибок, которые они
делают, хотя и знают правила; иногда ошибки делаются по невнимательности, по
рассеянности. У детей нет орфографической зоркости – ее надо воспитывать.

   Дети списали или написали по памяти слово, предложение или
небольшой отрывок. Затем они должны внимательно рассмотреть текст и сличить с
тем, что написано на доске или в книге. Практикуется иногда и взаимная проверка
работы: дети передают тетради друг другу, и, найдя ошибку, говорят учителю и
подчеркивают ее; по возвращении тетрадей дети исправляют каждый свою работу.
Работа может исправляться коллективно: учитель вызывает одного ученика из
детей, тот читает или пишет на доске, объясняет, все исправляют свои ошибки.
Эти способы, однако, не исключают необходимости последующего просмотра тетрадей
и исправления их учителем в классе или дома.

Как исправлять ошибки?

 Существует множество способов исправления орфографических ошибок.
Один из приёмов работы над ошибками — индивидуальный подход в исправлении
ошибок при проверке письменных работ.

— ошибочно написанное слово зачеркивается, а вместо него пишется
слово в правильном виде;

— зачеркивается или заштриховывается неправильно написанная буква,
над словом надписывается нужная буква или – что еще лучше – целое слово;

— ошибка или слово с ошибкой подчеркивается, на полях делаются
пометки: пишется нужная буква или слово в исправленном виде, или ставится
вопрос (что делать? что делает? какая? каким?), указывается параграф учебника,
делается ссылка на правило и т. д.;

— у большинства детей ошибочно написанная буква зачеркивается или просто
подчеркивается без каких–либо замечаний;

— у более сильных обучающихся подчеркнуть все слово с ошибочным
написанием;

— у более слабых обучающихся исправлять лишь трудные для них
орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и
прилагательных зачеркнуть;

— другим необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной
красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки;

— поставить палочку на полях на той строчке, где допущена ошибка
(дети сами ищут слово с допущенной ошибкой и исправляют ее).

Цель такой работы: заставить ученика вдуматься
в данную орфограмму (или слово) и исправить ее.

Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но
такой труд окупается более высокой грамотностью.

   Выбор способа исправления зависит от нескольких условий: от
класса,  степени подготовки ученика и от характера допущенных им ошибок. Если
ошибку допустил сильный ученик, ее достаточно подчеркнуть – ученик сам исправит
ее, если ученик делает много ошибок, то его работа требует тщательного исправления
ее учителем. Причем в отдельных случаях учитель дает указания ученику, как надо
исправить ту или иную ошибку. Там, где возможно, надо привлекать самих учеников
к исправлению своих ошибок.

      Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы
не парализовать самостоятельности детей, чтобы ученики работали над своими
ошибками, а заставляет детей размышлять и самостоятельно работать.

    Под работой учитель подписывает, кроме оценки, указания о том,
что надо выполнить ученику сверх задания, данного всему классу: повторить
правило, проделать то или другое упражнение, подобрать или составить
предложения, обратить внимание на почерк.

   Все дети, как правило, выписывают в исправленном виде слова или
предложения, в которых они сделали ошибки; кроме того, очень полезным приемом в
данном случае является подбор аналогичных или противоположных по правописанию
примеров; например, если ученик 3 класса сделал ошибку «Мы пошли по деревни»,
он должен написать: «Мы пошли по деревне, по пашне, по аллее, по плотине» и
т.п. Наряду с этим можно написать примеры: «Мы пошли около деревни, около рощи,
около плотины, около речки» и т. п.

    При раздаче тетрадей учитель разбирает наиболее типичные
ошибки детей, повторяет с ними те правила, которые нужны для понимания этих
ошибок, дает дополнительные упражнения.

     Ограничиться исправлением ошибок только на одном уроке
нельзя, нужна упорная борьба с ошибками на протяжении более или менее
длительного периода времени, пока учитель не убедится, что те или другие ошибки
изжиты. Для более успешной борьбы с ошибками следует рекомендовать учет ошибок,
допускаемых учениками.

    Или в начале года учитель заводит журнал для учета ошибок; для
каждого ученика отводится одна — две страницы, куда при просмотре письменных
работ заносятся слова в том виде (ошибочном), в каком они написаны детьми,
причем всякий раз указывается дата и вид работы (списывание, диктант,
изложение), в которой допущены данные ошибки. Рекомендуется выписывать слова не
только с ошибками, но и с описками, а также с исправлениями, сделанными самими
детьми. Страница тетради учителя, отведенная определенному ученику, может иметь
примерно такой вид:

04.02.19 (диктант) диревня, встепе, степ, тлега, ришать

22.03.19 (изложение) точька, пошол, небыл, сним

Но наиболее эффективным является тот, где учитель фиксирует не
только типичные ошибки обучающихся  класса, но и типичные индивидуальные ошибки
слабоуспевающих обучающихся.

Дата проведения работы и вид работы

Типичные ошибки класса

Индивидуальные ошибки слабоуспевающих обучающихся

15.12.20.

Диктант по теме «…»

Правописание безударных гласных в корне: хлистал, посодили

1) Иванов Петя            (- жи – ши -, — ча – ща -, — чу – щу
-)

лыжы

Подобная форма анализа ошибок дает  возможность не только вовремя
ликвидировать типичные ошибки, но и своевременно прийти на помощь
слабоуспевающим ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную
работу с ними и опрос на уроке.

При раздаче исправленных работ и на последующих уроках учитель
вызывает ученика, сделавшего эти ошибки, и просит его написать те (или
аналогичные) слова, в которых он сделал ошибки. И так учитель поступает до тех
пор, пока не убедится, что ученик не делает больше ошибок. Индивидуальный учет
ошибок необходим для того, чтобы можно было организовать борьбу с ними. Зная
конкретные ошибки ученика, учитель будет знать, какие затруднения испытывает  ученик,
какие ошибки наиболее устойчивы в его работах, будет давать ученику
дополнительные задания с целью помочь ему изжить эти ошибки.

      Ведя строгий учет ошибок, учитель всякий раз должен
отдавать себе отчет, в чем причина затруднений всего класса и отдельных
учеников
. Учитель, заинтересованный в успехах класса и отдельных учеников,
устанавливает характер ошибок. Многие из них зависят от недостаточно твердого
усвоения правила, от малого количества упражнений, от неправильной их
постановки; ясно, в каком направлении придется вести дальнейшую работу. Часто
учитель не учитывает того, что изученное с детьми правило охватывает большое
количество разнообразных случаев. Например, таким общим характером отличается
правило о правописании безударных гласных в корнях слов: сюда относятся не
только такие случаи, как столы – стол, гора – горы, весна — вёсна, но
и такие, как рядовой, рябина, висеть, весельчак и т. п. Для того,
чтобы дети научились применять данное правило, необходимо включить в упражнения
не только слова, сходные с теми, на которых давалось объяснение правила, но и
постепенно, по мере овладения детьми навыком, вводить и более трудные слова,
подходящие под данное правило.

     Ошибки у детей возможны и от невнимательности; сюда относятся
описки разного рода, пропуски, добавления и перестановки букв и слогов в словах.
В таких случаях нужна работа по воспитанию внимания детей. Нужно чаще проводить
такие упражнения, как предупредительный диктант, разложение слов на слоги и
звуки, выделение из слов отдельных звуков, списывание целыми словами с
последующей проверкой написанных слов и т. п..

    Для исправления таких ошибок в процессе обучения грамоте,
учителю следует каждому ученику выдавать “Волшебный квадрат”. Этот квадрат
лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать
волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого
квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает
первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит
пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему
скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт
хорошие результаты.

     Для успешной борьбы с ошибками важно также учитывать характер
того правила, которое нарушается детьми. Если, например, обучающиеся III класса
делают еще ошибки в сочетания жи — ши, ча — ща, чу – щу, то
искоренить их возможно упражнениями с подчеркиванием этих сочетаний. Если дети
не умеют писать такие слова, как чьи, сучья, комья, лисьи, в которых они
пропускают ь (разделительный), то их следует упражнять в звуковом
анализе слов, чтобы они слышали здесь раздельное произношение согласного и
гласного звука. Затруднения в правописании буквы е в формах
предложного падежа (в деревне, в тетрадке) устраняются сопоставлением
безударных окончаний с ударными окончаниями (в столе, в земле). Усвоив эти
написания, дети могут ошибаться в таких словах, как в тетради,  на
кровати, на скатерти. В таких случаях нужны упражнения, связанные с
противопоставлением: в тетрадке – в тетради, в колыбельке – в колыбели, на
кроватке – на кровати. Ошибки в написаниях, не проверяемых произношением,
вроде кастрюля, паром, лестница, чувство, воробей, автомобиль, товарищ –
устраняются иными способами: составление словариков по алфавиту и по темам,
постоянным использованием такого рода слов в упражнения, вывешиванием списков
трудных слов, произношением их по слогам.

Использование памяток при
работе над ошибками

Правильно организованная работа над ошибками является одним из
путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над ошибками
вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

  Для индивидуальной работы над ошибками с I класса использовать
памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором
сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку,
например, слово каток или слово девочка. И так поступает с
каждым словом ежедневно. Ученик понимает смысловую сторону слова и запоминает
его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих обучающихся
накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.  Работу над ошибками  дети
проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она
помогает в повышении грамотности.

  Дома ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и
выделяет пра­вильную букву (это первый этап).  Работа с памяткой «Мои ошибки»
— процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд оку­пается
более высокой грамотностью.

  На первом этапе всем необходима памятка «Работа над ошибками»,
которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был бы
дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. Каждое правило
имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить
и соотносить с орфограммой. Порядковый номер используется только для того,
чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Это
побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

    Таким образом, к концу 4-го года обучения большинство
обучающихся усваивает основные орфограммы, умеет применять нужные правила при
письме.

   Если обучающиеся вооружены приемами работы с «Памяткой» для
работы над ошибками, то они могут самостоятельно работать над исправлением
своих ошибок, повторить забытые ими правила, совершенствовать навыки грамотного
письма. Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа
обучающегося над своими ошибками.

 Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет
учеников размышлять и самостоятельно работать.

    Приёмы самостоятельной работы обучающегося над своими ошибками
могут быть самыми разнообразными. Работа над ошибками должна проводиться в
определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения
ошибок.

       При подготовке к работе над ошибками учитель выписывает
слова, в которых ошиблось наибольшее число обучающихся; подбирает материал для
закрепления правописания. Сначала весь класс работает над типичными ошибками;
затем исправляются ошибки, допущенные отдельными детьми в индивидуальном
порядке. Целесообразно при работе над ошибками придерживаться определенной
схемы. Можно использовать такую таблицу, которую ученики записывают в тетради:

Слово, в котором допущена ошибка

Правило

Проверочное слово

Пример на это же правило

река

№ 7

реки

зимы — зима

сорока

№ 8

ворона

           Работу над устойчивыми ошибками надо проводить
следующим образом. Всю неделю повторять правило на ту
орфограмму, в которой большее число детей и чаще всего делают ошибки. Каждый
день по 5 минут
уделять только одной орфограмме. Например:

Понедельник: разделительные ъ и ь знаки
(повторение правила)

Вторник: написать 5 слов на данную
тему с объяснением

Среда: те же слова, но под диктовку, без
объяснения (учитель проверяет и выписывает слова с ошибками)

Четверг: слова с ошибками и новые слова

Пятница: небольшой диктант с этими
словами (учитель проверяет и выписывает слова с ошибками)

Суббота: новый диктант со словами с
ошибками.

Если есть снова ошибки – работу провести сначала.

   Своевременная и сознательная работа обучающихся по исправлению
своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем.
Целесообразно проводить отдельные уроки работы над ошибками, особенно после
диктантов, сочинений и изложений.

    Работа над ошибками принесет положительные результаты лишь в
том случае, если учитель будет тщательно к ней готовиться и проводить ее
систематически, а также, если обучающиеся будут вооружены приемами выполнения
этой работы как на уроке, так и при самоподготовке дома.

Серьезное значение приобретает вопрос о внимательном отношении
детей к своим тетрадям. Опрятное, бережное отношение ученика к своей тетради
свидетельствует об известном уровне грамотности и общей культурности ученика.

Многое в содержании и организации ученической тетради зависит от
учителя.

       Недаром говорят, что тетрадь ученика – зеркало работы
учителя
. Учитель, заботящийся о грамотности детей, следит за тем, чтобы
тетрадь была грамотно подписана, обернута, чтобы не вырывали из нее листов;
чтобы каждый день в тетради в начале урока были записаны число и месяц, была
указана тема урока или вид работы.

   Внимание учителя должно быть направлено и на устранение каллиграфических
ошибок: нарушение конфигурации, соотношения частей в букве, высота и ширина
букв, расстановка их на строке. Заметив, что ученик неправильно пишет ту или
иную букву, учитель показывает (в тетради ученика), как следует ее писать, и
следит за тем, чтобы в дальнейшем ученик писал правильно. Заботиться о
правильном написании букв учитель должен не только в 1 и 2 классах, но и 3, 4,
5 и последующих классах. Уроки правописания являются в то же время и уроками
чистописания. При проверке тетрадей учитель делает указания, на что надо
ученику обратить внимание при письме букв.

    Систематическая работа по предупреждению ошибок и
своевременная сознательная работа обучающихся по их исправлению – важнейшее
условие обеспечения орфографической грамотности.

Заключение

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы обучающиеся
стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет
успеха в повышении грамотности обучающихся. Надо заставить ребят серьёзно
относиться к своим ошибкам, и возбудить желание избавиться от них.

    В заключение хотелось бы отметить, что использование
разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над ошибками,
активизирует мыслительную деятельность школьников, повышает интерес к овладению
богатствами языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас, способствует
быстрому и прочному развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию
у них умения сознательно применять изученные правила, вследствие чего
формируется навык грамотного письма.

Список литературы:

1.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии.

  
Д.Н. Богоявленский  М.. Высшая школа, 1996.

2.
Бондаренко, С.М. Работа над ошибками в начальной школе. Серия     «Педагогика и
психология». «Знание». №3. 1974.

3.
Борисенко, И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии. Начальная

  
школа. № 5. 1994.

4.
Граник, Г.Г. Секреты орфографии.  Книга для обучающихся.

  
 М.: Просвещение, 1991.

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.


В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом


12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне


13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь


14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Содержание

  • Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок

Проверяйте наличие ошибок
Полезные правила
Полезные правила
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
Разбирайте целые предложения
Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

  • Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
  • Глажка или глажение: как правильно написать
  • Как писать слово НЕ БЫЛО
  • «Не правильно» или «неправильно» — как писать
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе

Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда горит ошибка двигателя
  • Когда герой опомнился было уже поздно ошибка
  • Когда выступающий выступал все внимательно слушали найдите ошибку
  • Когда выступающий выступал все внимательно слушали исправить ошибку
  • Когда выполняется работа над ошибками