Когда выступающий выступал все внимательно слушали найдите ошибку

Исправьте речевые ошибки в предложениях . Определите тип речевой ошибки.

1)
Николай
всегда был ведущим лидером нашего
дружного коллектива.

2)
Мои коллеги по профессии любят
дискутировать, и их часто бывает трудно
в чем-нибудь переубедить.

3)
Дайте сообщение в газету о свободных
вакансиях.

Исправьте
речевые ошибки в предложениях .
Определите тип речевой ошибки .

1
)Все
студенты своевременно выполнили
заданное задание.

2)
Он
всего лишь описал случай, который
случился с ним.

3)

Когда выступающий выступал, все
внимательно слу­шали.

Задание
2.

Исправьте
речевые ошибки в предложениях.

1)
Совхозный сад занимает свыше ста гектар.

2)
Мы находились в самом большом цеху
завода.

3)
Купите мне пару чулок и две пары носок.

4)
Где вы слыхали об этом ?

Задание
3

Исправьте
ошибки, связанные с неправильным
употреблением
деепричастного
оборота (деепричастный оборот оставьте
без изменения ).

1)
Глядя на эту ветку сирени, мне вспоминалась
моя молодость.

2)
Подъезжая к станции и глядя на природу
в окно, у меня слетела шляпа.

3)
Слушая музыку Моцарта, нас не покидает
ощущение причастности к чуду.

4)
Прочитав это письмо, мне стало даже
смешно.

Задание
4

Подберите
к данным паронимам подходящие синонимы
из скобок:

длинный
— длительный ( протяженный, долговременный
);

комический
— комичный ( смехотворный, комедийный
);

понятный
— понятливый ( ясный, способный ).

Задание
№5

Раскройте
значение фразеологизмов:

1.Делать
ноги

2.Смотреть
волком

3.Водить
за нос

4.Сесть
в калошу

Задание
6

Объясните
быстро и кратко значение устойчивых
фразеологизмов.

Придумайте
и запишите предложения с этими словами.

1)
Светлая голова.

2)
Бить баклуши.

3)
Вешать нос.

4)
Маменькин сынок.

Задание
7

Выберите
правильно подобранные к данным словам
прилагательные, показывающие их род.

Орфоэпический
словарь поможет Вам в этом.

Новый/
новая тюль,

рабочий/
рабочая табель,

черный/
черное кофе,

густой/густая
шампунь,

больной/больная
мозоль,

белый/
белая рояль.

Задание
8

Замените
в данных предложениях синонимами
иноязычные
слова,
употребленные
неумест­но.

1.
Юноша во всем имитировал старшему
брату.

2.
На фабриках и заводах хорошо
популяризируется опыт новаторов
производства.

3.
В последнем туре соревнований команда
нашей шко­лы потерпела фиаско.

4.
Незабываемый прецедент произошел во
время нашей поездки по Волге.

5.Методические рекомендации студенту.

5.1 Методические рекомендации по
конспектированию лекций.

1. Запишите
план лекции. Если он не дан, самостоятельно
выделите основные вопросы по ходу
лекции. Фиксируйте их в виде краткого
плана на полях слева.

2.
В правой части конспекта пишите самое
важное короткими, точными фразами,
своими словами. Не старайтесь записывать
каждое слово лектора, так как при этом
можно пропустить главное, потерять нить
рассуждений.

3. Особое
внимание обратите на правильную запись
выделения основных выводов по каждому
пункту плана.

4. Не
пишите на черновиках – это пустая трата
времени. Оставляйте при записи лекции
поля. Если что-то не успели записать, не
переспрашивайте соседа, не просите
преподавателя повторить. Оставьте
свободное место или незаконченную
фразу, которую допишите потом.

5.В
этот же день, пока в памяти свежо
содержание лекции, внимательно прочтите
конспект, внесите в него необходимые
исправления, восстановите пропущенное,
выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте
вопросы, возникшие при перечитывании
конспекта и рекомендованной на лекции
литературы.

Соседние файлы в папке Весь семестр РЯ и КР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Презентация по родному языку на тему «Лексические и грамматические нормы» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Основные лексические и грамматические нормы

Описание слайда:
Описание слайда:

Грамматические — правильное образование форм слов
Лексические — правильное употребление слов в речи

Описание слайда:

1. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чье-либо тело одеждой».
ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? — НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

1.Мама__________________ чехол на чемодан.
2.Девочка________________ куклу Катю.
3.Старший брат___________ сестру.
4. Сегодня девочка________ новые туфли.
5.Брат___________________ часы на руку.
6.Мальчик_______________ стрекозу на булавку.
7.Девочке подарили игру « ________ медвежонка».
8.Бабушка_________________ внука.
9.Бабушка______________ новое пальто.
10.Космонавт_________________ скафандр.

Описание слайда:

2) Лексическая сочетаемость
Лексическая сочетаемость – это способность слова сочетаться с определенным кругом других слов.

Например, нельзя сказать высокая кошка, пожилая лошадь. Эти слова не сочетаются.

Описание слайда:

Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость

Описание слайда:

3) Тавтология
К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения.
Тавтология — повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами.
Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.

Описание слайда:

Исправьте ошибки
Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.
Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.

Описание слайда:

4) Слова — паразиты, слова — сорняки
Засоряют нашу речь, делают ее неправильной слова – пустышки.
Это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов таких как «типа», «как бы», «это самое», «короче», «таки», «ну..», «вот», «в общем-то», «на этом», «значит», «короче» и других.

Описание слайда:

5) Образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ
(неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ) ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЕШЬ, ОН ПЕЧЕТ, МЫ ПЕЧЕМ, ВЫ ПЕЧЕТЕ, ОНИ ПЕКУТ
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЕШЬ, ОН БЕРЕЖЕТ, МЫ БЕРЕЖЕМ, ВЫ БЕРЕЖЕТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.
СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЕШЬ, ОН СТЕРЕЖЕТ, МЫ СТЕРЕЖЕМ, ВЫ СТЕРЕЖЕТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

Описание слайда:

6) Употребление глаголов
Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»

Описание слайда:

ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

Описание слайда:

Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

Описание слайда:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»)
Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

Описание слайда:

Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном нормированном языке нет,
поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ»,
«СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются.
ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ»

Описание слайда:

Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)
предъявить (документы, доказательства)».
Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово»

Описание слайда:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ) ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК.
СОХНУТЬ он СОХ (неправильно СОХНУЛ)
ПРОМОКНУТЬ он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)
ЗАМЕРЗНУТЬ он ЗАМЕРЗ (неправильно ЗАМЕРЗНУЛ)
ОКРЕПНУТЬ он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

Описание слайда:

Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание — ОВ:

Описание слайда:

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 772 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 327 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Сценарий: “Шагыйрә Эльвина Яхина белән очрашу кичәсе”

Разработка урока по родному татарскому языку

Урок рря 4 класс контрольная работа

Рабочая программа по родному русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России»

РРЯ 4 класс проверочная работа ИСТОРИЗМЫ АРХАИЗМЫ

КТП русский язык на родном языке 4 класс

Урок «Единственное и множественное число имён прилагательных»

Проект «Что в имени тебе моем»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5251208 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лексические нормы

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.2 Лексические нормы

Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых , его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых , чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.

Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова ( костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей ), неточный выбор синонима ( за ответ я получил прекрасную оценку ).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости ( стадо зайцев, под гнётом гуманности ).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России ).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий ( Ломоносов поступил в институт );
  5. Смешение понятий из разных культур ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы ).
  6. Неверное употребление фразеологизмов ( Надо вывести его на свежую воду ).

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами .

Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник. Художник изобразил образ. Исправим: Можно задать вопрос? Всё ближе праздник. Художник изобразил героя (создал образ).

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых . (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Смешение паронимов

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент , эффектный наряд — эффективный приём, жёстки й диван — жестокий бой и др.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать) . Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.

Лексическая сочетаемость

Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:

Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)

Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе . (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)

Конспект урока по русскому языку «Лексические нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

Лексические нормы

Содержание:

Лексические нормы – нормы, регулирующие правила использования слов и их сочетаний в речи. Слово в речи употребляется соответственно лексическому значению – содержанию, отображающем знание и представление о предмете, свойстве, процессе или явлении.

Человек при употреблении в речи слов и словосочетаний должен следить за уместностью и правильностью лексического значения, а также за выразительностью собственной речи. Соответственно нормы лексики разделяются на две категории: выразительность и точность.

Аспекты лексических норм

Точность – качество речи, заключающееся в соотнесении смысла речи настоящей действительности и способности отыскивать нужные слова для выражения мыслей.

Слово употребляется в зависимости:

Аспекты точности: типичные лексические ошибки

  1. Нарушено лексическое сочетание слов: объединённые в словосочетания слова не соединяются друг с другом по смыслу.

нет ошибки

ошибка

  • глубока ночь
  • черствый человек
  • крепкая привязанность
  • уделять внимание совершенствованию системы здравоохранения
  • глубокий вечер
  • черствый приятель
  • крепкая неприязнь
  • придавить значение совершенствованию системы здравоохранения

Иногда несочетаемые слова объединяют для достижения художественного эффекта. Пример: трудный ребенок.

  1. Смещение паронимов – сходных по звучанию слов, но отличающихся по смыслу.
сытый человек сытный завтрак
освоить профессию усвоить материал
соседский ребенок соседняя игровая площадка
  1. Употребление слова в несвойственном значении:
правильно ошибка
герой противопоставлен герой противопоказан
седовласый старик седовласая голова
  1. Многословие.
Значение Пример
Плеоназм — много близких по смыслу слов «нежная и ласковая»
Тавтология — стоящие рядом однокоренные слова «оросительный канал орошает почву»
Расщепление сказуемого — вместо глагола в сказуемом синонимичное словосочетание «предпринять попытку»
Слова-паразиты — слова для заполнения пауз «ну», «так сказать» и т.п.

Выразительность – качество речи, предполагающее грамотное использование художественных средств обозначения образов.

Средства выразительности используются:

  • для передачи впечатлений и эмоций;
  • оценивания;
  • воздействия на чувства.

Средства речевой выразительности

  1. Синонимы – тождественные или близкие по смыслу слова одной части речи. Группы:
    • смысловые (неприятель – враг);
    • стилистические (радость – веселье).
  2. Антонимы – противоположные по смыслу слова, принадлежащие одной части речи. Виды:
    • однокоренные (счастье – несчастье);
    • разнокоренные (день – ночь).
  3. Омонимы – слова, которые имеют одинаковое написание и произношение, но отличающиеся по значению (язык – орган чувств/ пламя/ разговорный). Виды:
    • омографы (замок – замок);
    • омофоны (код – кот);
    • омоформы (печь – сущ./глагол).
  4. Фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
  5. Многозначные слова – слова, которые имеют много значений.

Нормы лексики и развитие языка

  1. Устаревшие слова – слова, которые уже вышли из повседневного общения. Группы:
    • историзмы (кушак, тулуп);
    • архаизмы (сиречь – то есть; очи – глаза).
  2. Неологизмы – новые слова и словосочетания, которые сначала не воспринимаются как норма. Востребованное слово «приживается» и постоянно использоваться в повседневной жизни, а некоторое время спустя переходит в активный словарь.
    • Примеры: рестайлинг, селфи, блогер.
  3. Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков

Причины прихода в русский язык заимствованных слов:

  • неязыковая (для определения новых предметов, например, ресторан);
  • языковая (используются для устранения многозначности и расплывчатости, кекс – вид пирожного).

Сфера использования слов

Все слова нашего языка делятся на группы по сфере употребления:

К неограниченной сфере употребления относятся слова, которые составляют основу языка, понятны каждому человеку, говорящему на языке, и используется в любых жизненных ситуациях.

Ограниченная сфера употребления включает в себя:

диалектизмы слова, принадлежащие русским говорам, но не входящие в литературный язык
просторечные слова не входят в литературный язык и используются повседневно
профессионализмы синонимы некоторых слов, принятые в профессиональных кругах
жаргонизмы слова, которые употребляются в определённых кругах общения

Практика ЕГЭ по русскому языку:

источники:

http://uchitel.pro/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/

http://bingoschool.ru/manual/24/

Помогите с русским яз. пожалуйста!!!1.Отметьте предложения, где есть плеоназмы(употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, к примеру-свободные вакансии)

1)Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
3) В школе сложилась сложная ситуация.
4) Много нового и познавательного узнает ученик.
5) Приходилось работать в жару, в дождь , в ненастье.
6) Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку.
7) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.
8) У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.
9) Школе подарили библиотеку книг , телевизор.
10) Мы очень быстро произвели уборку класса.

2.Отметьте предложения, где есть тавтология(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)

1)Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3) Необходимо поурочное планирование уроков.
4) Летом дни длятся длиннее.
5) Я подняла голову , а у него шапки нет.
6) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
7) Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
8) Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
9) В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
10) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.



Скачать материал

Культура речи (речевые ошибки)



Скачать материал

  • Сейчас обучается 63 человека из 32 регионов

  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов

  • Сейчас обучается 108 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Культура речи (речевые ошибки)

    1 слайд

    Культура речи
    (речевые ошибки)

  • Морфологическая нормасвязана с образованием и употреблением форм слов

    2 слайд

    Морфологическая норма
    связана с образованием и употреблением форм слов

  • «Изменение и употребление грамматических форм имен существительных»Тема:

    3 слайд

    «Изменение и употребление грамматических форм имен существительных»
    Тема:

  • Основные ошибки, связанные с употреблением существительных: категория одушевл...

    4 слайд

    Основные ошибки, связанные с употреблением существительных:
    категория одушевленности – неодушевленности;
    категория рода (несклоняемых существительных, сложносокращенных слов);
    категория числа;
    склонение

  • ПовторимОдушевленные существительные отвечают на вопрос...

    5 слайд

    Повторим
    Одушевленные существительные отвечают на вопрос
    КТО?
    Неодушевленные существительные отвечают на вопрос
    ЧТО?

  • Запомни!Одушевленные существительныеР.п. мн.ч. = В.п. мн.ч.Пап Мышей РебятПап...

    6 слайд

    Запомни!
    Одушевленные существительные
    Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч.
    Пап
    Мышей
    Ребят
    Пап
    Мышей
    Ребят

  • Определите одушевленность существительных

    7 слайд

    Определите одушевленность существительных

  • Исправьте ошибки в предложениях. Зимой белка вытащит из дупла боровика и съес...

    8 слайд

    Исправьте ошибки в предложениях.
    Зимой белка вытащит из дупла боровика и съест его.
    Почтальон не раз пытался отыскать адресат.
    Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей.
    Писатель решил ввести в повесть новый персонаж.
    Все смотрели на него как на призрака.

  • Раскройте скобки, выбирая подходящую форму слова. Обоснуйте свой выбор. Запиш...

    9 слайд

    Раскройте скобки, выбирая подходящую форму слова. Обоснуйте свой выбор. Запишите получившиеся предложения.
    Коту Матроскину хотелось купить … (двух коров – две коровы).
    Мальчонке нравилось пускать … (бумажного змея – бумажный змей).
    Лена мечтала встретить … (двух одноклассниц – две одноклассницы).
    Каждое письмо должно найти … (своего адресата – свой адресат)
    И в 21 веке продолжают исследовать … (бактерий — бактерии).

  • Род имен существительных. Трудные случаи определения рода.

    10 слайд

    Род имен существительных. Трудные случаи определения рода.

  • ЗапомниМужской родЖенский родСредний род

    11 слайд

    Запомни
    Мужской род
    Женский род
    Средний род

  • Определите род существительных. Допишите окончания имен прилагательных.Раство...

    12 слайд

    Определите род существительных. Допишите окончания имен прилагательных.
    Растворим… кофе
    Забавн… шимпанзе
    Талантлив… маэстро
    Бел… рояль
    Сух… мозоль

    Строг… жюри
    Грязн… манжет…
    Известн.. фамилия
    Интересн… кино
    Темн… вуаль

  • Самостоятельная работаПроверьте себяСмешной конферансье, красивая леди, уютно...

    13 слайд

    Самостоятельная работа
    Проверьте себя
    Смешной конферансье, красивая леди, уютное кафе, теплое пальто, хорошее ателье, серенький кенгуру, задиристая обезьяна

  • Существительные общего родамогут употребляться как в значении женского, так и...

    14 слайд

    Существительные общего рода
    могут употребляться как в значении женского, так и в значении мужского рода.

  • Запишите предложения, вставив пропущенные буквы в окончаниях глаголов и прила...

    15 слайд

    Запишите предложения, вставив пропущенные буквы в окончаниях глаголов и прилагательных
    Леня рос… кругл… сиротой.
    Юля, как… же ты соня!
    По мнению одноклассников, Петя был настоящ… размазней.
    Юра — ужасн… непоседа.
    Она страшн… задира.

  • Домашнее задание. Составить текст, используя в нем как можно больше несклоняе...

    16 слайд

    Домашнее задание.
    Составить текст, используя в нем как можно больше несклоняемых имен существительных.

  • Повторяем образование и употребление форм имен существительных

    17 слайд

    Повторяем образование и употребление форм имен существительных

  • Запишите существительные во множественном числе

    18 слайд

    Запишите существительные во множественном числе

  • Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запиш...

    19 слайд

    Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания.

  • Употребление имен прилагательныхОшибки: В согласовании имен прилагательных с...

    20 слайд

    Употребление имен прилагательных
    Ошибки:
    В согласовании имен прилагательных с именами существительными
    В образовании и употреблении кратких имен прилагательных

  • Составьте и запишите словосочетания: С (красив…, молод…, сильн…) юношей В (хо...

    21 слайд

    Составьте и запишите словосочетания:
    С (красив…, молод…, сильн…) юношей
    В (холодн…, прозрачн…, мокр…) воде
    На (ледян…, огромн…, бел…) айсберге
    Веет (приятн…, сладк…, душист…) ароматом
    С (разн…, памятн…, красив…) сувенирами

  • Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имен прилага...

    22 слайд

    Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имен прилагательных
    Новая ученица на уроках всегда тиха и спокойная.
    Работа на участке была тяжёлая и грязна.
    Эта тема интересна и доступная.
    Учитель был внимателен и добрый.
    Будьте внимательные и осторожны в обращении с огнём.

  • Обратимся к упражнениям учебника (593, 594, 598)

    23 слайд

    Обратимся к упражнениям учебника (593, 594, 598)

  • Основные ошибки, связанные с образованием форм глаголов

    24 слайд

    Основные ошибки, связанные с образованием форм глаголов

  • Неверное употребление видовых форм глагола. Употребление возвратных глаголов....

    25 слайд

    Неверное употребление видовых форм глагола.
    Употребление возвратных глаголов.
    Образование форм настоящего и простого будущего времени глаголов.
    Образование форм прошедшего времени.

  • ПОВТОРЯЕМВид глагола?совершенныйчто делать??Идти Искать Найти Не сдаваться

    26 слайд

    ПОВТОРЯЕМ
    Вид глагола
    ?
    совершенный
    что делать?
    ?
    Идти
    Искать
    Найти
    Не сдаваться

  • ЗАПОМНИкластьположитьложитьсялечьловитьпойматьискатьнайти

    27 слайд

    ЗАПОМНИ
    класть
    положить
    ложиться
    лечь
    ловить
    поймать
    искать
    найти

  • ЭТО НУЖНО ЗНАТЬВ предложении можно употреблять глаголы только одного вида!

    28 слайд

    ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ
    В предложении можно употреблять глаголы только одного вида!

  • Исправьте ошибки в предложениях. Запишите в исправленном виде:Врач консультир...

    29 слайд

    Исправьте ошибки в предложениях. Запишите в исправленном виде:
    Врач консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову.
    Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое.
    Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря.
    Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг.
    Слова на плакате сразу бросаются в глаза, как только зайдешь в школу.

  • ПОВТОРЯЕМВозвратными называются глаголы, которые имеют постфикс –СЯ-и обознач...

    30 слайд

    ПОВТОРЯЕМ
    Возвратными называются глаголы, которые имеют
    постфикс –СЯ-
    и обозначают действие, направленное
    на себя
    Умывать (кого-то)
    Причесать (кого-то)

    умыватьСЯ (себя)
    причесатьСЯ (себя)

  • Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных глаголо...

    31 слайд

    Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных глаголов. Запишите в исправленном виде:

    Внук часто одевается бабушкой.
    Деталь бросается в воду, а затем вымывается.
    Урожай отправляется с Кубани в разные города.
    Сынок, приберись в комнате.
    Выдающий учёный работает в нашей школе.

  • Образование форм настоящего и будущего времениДремать - Щипать - Мерить -...

    32 слайд

    Образование форм настоящего и будущего времени
    Дремать —
    Щипать —
    Мерить —
    Мучить —
    Лазить —
    Жечь —
    Испечь —
    Выздороветь —
    дремлет
    щиплет
    мерит
    мучит
    лазит
    жжёт
    испечёт
    выздоровеет

  • Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего...

    33 слайд

    Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего – формы 1-го лица.
    Ощутить
    Очутиться
    Убедить
    Чудить
    Победить
    Дерзить
    и др.

  • При необходимости употребления таких глаголов они заменяются описательными фо...

    34 слайд

    При необходимости употребления таких глаголов они заменяются описательными формами:
    Победить – сумею победить
    Убедить – хочу убедить
    Очутиться – могу очутиться
    Ощутить – попытаюсь ощутить
    И т. д.

  • Исправьте ошибки, допущенные в предложениях: Мучаешься, мучаешься, а пятёрку...

    35 слайд

    Исправьте ошибки, допущенные в предложениях:
    Мучаешься, мучаешься, а пятёрку на экзамене всё равно не получишь.
    Давайте зажгём костёр.
    Выздоровлю – буду учиться дальше.
    Чтобы не вымочить одежду, а закачаю рукава.
    Мама, я же ещё улаживаю свои вещи.

  • Образование формы прошедшего времени глаголовВ глаголах прошедшего времени в...

    36 слайд

    Образование формы прошедшего времени глаголов
    В глаголах прошедшего времени в ж. р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, гнала, начала, поняла и др.
    Реже на основе: клала, крыла, мыла, шила и др.

  • От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте в них ударе...

    37 слайд

    От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте в них ударения:

    Браться, взвиться, взяться, гнаться, подняться, сорваться, приняться, драться, родиться.

  • 2. При образовании прошедшего времени глаголов с суффиксом –НУ-, имеющих прис...

    38 слайд

    2. При образовании прошедшего времени глаголов с суффиксом –НУ-, имеющих приставки, нормой является выпадение суффикса:
    достигНУть – достиг
    вторгНУться – вторгся
    смолкНУть — смолк

  • Речевые ошибкиВиды ошибок. Пути их исправления.

    40 слайд

    Речевые ошибки
    Виды ошибок. Пути их исправления.

  • ПовторяемК речевым ошибкам относятся 1. Ошибки, связанные с неправильным упот...

    41 слайд

    Повторяем
    К речевым ошибкам относятся
    1. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов
    2. Повтор одного и того же слова
    3. Повтор однокоренных слов (тавтология)
    4. Употребление рядом слов, близких по смыслу (плеоназм)

  • Соедините линиями слова и толкование их значенийЭкспромт Соавтор Ностальгия Н...

    42 слайд

    Соедините линиями слова и толкование их значений
    Экспромт
    Соавтор
    Ностальгия
    Невежа
    Геральдика
    Бра
    Мансарда
    Невежда
    Икебана
    Грубый, невоспитанный человек
    Тоска по родине
    Настенный светильник из одной или нескольких ламп
    Искусство составления букетов в Японии
    Наука, изучающая и описывающая гербы
    Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо
    Необразованный человек
    Жилое помещение на чердаке
    Что-либо, созданное без подготовки, в момент исполнения

  • Найдите в предложениях слова, употребленные неверно. Запишите предложения в и...

    43 слайд

    Найдите в предложениях слова, употребленные неверно. Запишите предложения в исправленном виде.
    1. Он изо всех сил старается произвести на нас
    внимание
    2. Если бы я был директором школы, я бы больше внимания ученикам.
    выделял
    3. Прочитав книгу, я восхищение.
    получил
    4. Картина грустное настроение.
    вызывает
    5. В просторы Арктики отправился ледокол.
    длинные
    впечатление
    уделял
    испытал
    создает
    широкие

  • К речевым ошибкам, связанным со значением слова, относится смешение паронимов...

    44 слайд

    К речевым ошибкам, связанным со значением слова, относится смешение паронимов.
    Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  • Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Запишите получившеес...

    45 слайд

    Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Запишите получившееся предложение.
    (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.
    Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный)
    (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню.
    Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.
    Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

  • Какие слова в предложениях употреблены неверно? Замените их соответствующими...

    46 слайд

    Какие слова в предложениях употреблены неверно? Замените их соответствующими паронимами.
    1. После маминого борща есть не хочется долго.
    сытого
    2. Его объяснение было очень .
    доходным
    3. Сегодня девочка новые туфли.
    одела
    4. В этот день я услышал много слов.
    обидчивых
    5. Мне купили новые краски.
    масленые
    сытного
    доходчивым
    надела
    обидных
    масляные

  • ОДЕТЬ – НАДЕТЬ?Одеть кого-либо Надеть на себя

    47 слайд

    ОДЕТЬ – НАДЕТЬ?
    Одеть кого-либо

    Надеть на себя

  • Вставьте в предложения глаголы одеть - надетьМама ______________________ чехо...

    48 слайд

    Вставьте в предложения глаголы одеть — надеть
    Мама ______________________ чехол на чемодан.
    Девочка ____________________ куклу Катю.
    Старший брат _______________ сестру.
    Брат _______________________ часы на руку.
    Бабушка ____________________ внука.
    Бабушка ____________________ новое пальто.

  • Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Запишите в исправленном виде.Оде...

    49 слайд

    Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Запишите в исправленном виде.
    Одень пальто, на улице холодно.
    На мебель одели чехлы.
    Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом.

  • Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся...

    50 слайд

    Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся , но
    по-разному
    имеют сходное лексическое значение

  • Выберите нужноеГорные (вершины, верхушки) спят во тьме ночной. В гостиной сид...

    51 слайд

    Выберите нужное
    Горные (вершины, верхушки) спят во тьме ночной.
    В гостиной сидела старушка с робким и печальным (взором, взглядом).
    Он еще долго (бродил, блуждал) по незнакомому лесу.
    Белинский (владел, обладал) необыкновенной проницательностью.
    Дипломат говорил спокойно, развивал какую-то (идею, мысль).

  • Употребление синонимовК цветовым прилагательным подберите синонимы из правой...

    52 слайд

    Употребление синонимов
    К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки.
    1.Желтый
    2.Серый
    3.Синий
    Золотой, мышиный, индиговый, соломенный, горчичный, ультрамариновый, яичный, пепельный, шаровый, лимонный, сапфировый, шафранный, дымчатый, кубовый, канареечный, стальной, васильковый, янтарный,

  • Антонимы – это слова одной части речи, которые имеют противоположное лексичес...

    53 слайд

    Антонимы – это слова одной части речи, которые
    имеют противоположное лексическое значение

  • Соедините пары антонимовПолезный Талантливый Искренний Правдивый Откровенный...

    54 слайд

    Соедините пары антонимов
    Полезный
    Талантливый
    Искренний
    Правдивый
    Откровенный
    Внимательный
    Щедрый
    Враждебный
    Расточительный
    Безвестный
    Скрытный
    Лживый
    Рассеянный
    Вредный
    Бездарный
    Лицемерный
    Прославленный
    Бережливый
    Скупой
    Дружелюбный

  • Повторим1. Назовите основные виды речевых ошибок, связанных с лексическим зна...

    55 слайд

    Повторим
    1. Назовите основные виды речевых ошибок, связанных с лексическим значением слов.
    2. Определите значение слова «адекватный»
    А. Точно соответствующий, равный чему-либо
    Б Правильный
    В Застарелый
    3. Составьте и запишите словосочетания с паронимами: абонент — абонемент
    4. Составьте и запишите небольшие предложения с синонимами: карий – коричневый, серый — пасмурный

  • Найдите в предложениях логически лишнее словоРождество я отмечал у коллеги по...

    56 слайд

    Найдите в предложениях логически лишнее слово
    Рождество я отмечал у коллеги по работе.
    Дайте замечание в газету о свободных вакансиях.
    Очень замечательные пироги печет моя бабушка.

  • Этот вид речевых ошибок называется ПЛЕОНАЗМПлеоназм – это употребление ненужн...

    57 слайд

    Этот вид речевых ошибок называется ПЛЕОНАЗМ
    Плеоназм – это употребление ненужных логически лишних слов. (Речевое излишество)

  • Темный мрак Упал вниз Ценные сокровища Главная суть Вернуться обратно Найдите...

    58 слайд

    Темный мрак
    Упал вниз
    Ценные сокровища
    Главная суть
    Вернуться обратно

    Найдите логически лишнее слово

  • Найдите в предложении логически лишнее слово, запишите в исправленном виде.1...

    59 слайд

    Найдите в предложении логически лишнее слово, запишите в исправленном виде.
    1. Каждый герой имеет индивидуальные черты.
    свои
    2. Медведю подкатывали пустую бочку, утыканную гвоздями.
    порожнюю
    3. Гостям подарили сувениры.
    памятные
    4. У этих человечков были крохотные ручки и ножки.
    очень
    5. Приходилось работать в жару, в дождь,
    в ненастье.

  • Исправьте предложения, устранив повтор одного слова или употребление рядом од...

    60 слайд

    Исправьте предложения, устранив повтор одного слова или употребление рядом однокоренных слов.
    Писатель описал случай, который случился с ним.
    Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
    Сегодня у нас в гостях будет гость.
    Сделаем маленький исторический экскурс в историю.

  • Этот вид речевых ошибок называется ТАВТОЛОГИЕЙТАВТОЛОГИЯ – это употребление р...

    61 слайд

    Этот вид речевых ошибок называется
    ТАВТОЛОГИЕЙ
    ТАВТОЛОГИЯ – это употребление рядом однокоренных слов или неоправданный повтор одного и того же слова.

  • Определите, какая ошибка допущена в предложении: тавтология или плеоназм (сам...

    62 слайд

    Определите, какая ошибка допущена в предложении: тавтология или плеоназм (самостоятельная работа)
    Население объединилось воедино для борьбы с захватчиками.
    Мне предложили написать свою автобиографию.
    Ясность цели позволяет человеку добиваться поставленной цели.
    Ваня и Петя вдвоем вместе пели одну песню.
    Жители города живут своей однообразной жизнью.
    В мае месяце широко отмечался День великой Победы.

  • Итоговое тестирование

    63 слайд

    Итоговое тестирование

  • В каких словах допущены ошибки в постановке ударения? а) туфля б) статуя в...

    64 слайд

    В каких словах допущены ошибки в постановке ударения?
    а) туфля
    б) статуя
    в) щавель
    г) каталог
    д) обеспечение

  • 2. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко....

    65 слайд

    2. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко.
    а) бЕнЕфис
    б)дЕтЕктив
    в) дЕкорация
    г) бизнЕсмЕн
    д) шинЕль
    е) фонЕма
    ж) эффЕкт

  • 3. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится твёрдо....

    66 слайд

    3. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится твёрдо.
    а) антитЕза
    б) эстЕтика
    в) эффЕкт
    г) тЕннис
    д) бассЕйн
    е) генЕтика
    ж) бЕнЕфис

  • 4. Отметьте неверные высказывания. а) Орфоэпия изучает правила произношения...

    67 слайд

    4. Отметьте неверные высказывания.
    а) Орфоэпия изучает правила произношения слов.
    б) Паронимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.
    в) Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.
    г) Плеоназм – это употребление рядом стоящих однокоренных слов.
    д) Лексическое значение слова можно узнать в «Толковом словаре».

  • 5. Соотнесите слова и лексические значения.Буклет Геральдика Экспромт Моногра...

    68 слайд

    5. Соотнесите слова и лексические значения.
    Буклет
    Геральдика
    Экспромт
    Монография
    Лексикология
    Регресс
    этимология
    Направление развития от высшего к низшему; упадок
    Произведение, создаваемое в момент исполнения
    Научное исследование, посвящённое одному вопросу
    Наука о языке
    Наука о происхождении слов
    Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся ширмой
    Наука о гербах

  • 6. Укажите ошибки в предложениях, связанные с употреблением паронимов. Исправ...

    69 слайд

    6. Укажите ошибки в предложениях, связанные с употреблением паронимов. Исправьте их.
    А) Она была очень эффективной женщиной.
    Б) Мне купили новые масленые краски
    В) Ученик хорошо освоил новый материал урока.
    Г) Космонавт одел скафандр.
    Д) Мама приготовила сытый завтрак.

  • 7. Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в ПРЯМОМ значен...

    70 слайд

    7. Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в ПРЯМОМ значении.
    А) холодный ветер, холодный взгляд, холодный чай.
    Б)ледяной простор, ледяной взгляд, ледяная вежливость.
    В) громкий выстрел, громкий крик, громкое дело.

  • 8. Зачеркните логически лишнее слово. а) Рождество я отмечал у коллеги по ра...

    71 слайд

    8. Зачеркните логически лишнее слово.
    а) Рождество я отмечал у коллеги по работе.
    б) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
    в) Очень замечательные пироги печёт моя бабушка.
    г) Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
    д) Из поездки мы привезли памятные сувениры.

  • 9. Отметьте предложения, где есть ТАВТОЛОГИЯ.А) Когда выступающий выступал, в...

    72 слайд

    9. Отметьте предложения, где есть ТАВТОЛОГИЯ.
    А) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
    Б) Более ярко Некрасов изобразил образы крестьян.
    В) В нашем классе Настя несёт ответственность за дежурство.
    Г) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.
    Д) Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.

  • 10. Укажите и исправьте ошибки в словосочетаниях. а) красивая бра б) новая...

    73 слайд

    10. Укажите и исправьте ошибки в словосочетаниях.
    а) красивая бра
    б) новая тюль
    в) серьёзное жюри
    г) зелёное такси
    д) белая рояль
    е) лечебная шампунь
    ж) болезненный мозоль
    з) серая мышь
    и) вкусное какао

Краткое описание документа:

Представленная презентация «Культура речи (речевые ошибки)» представляет собой цикл взаимосвязанных уроков по данной теме. Материал презентации может быть использован как фрагментарно на уроках русского языка на этапе словарной работы, так и на отдельных уроках, посвящённых употреблению слов в речи. Включает в себя как теоретический, так и практический материал, который, безусловно, будет полезен каждому учителю русского языка.

Первый раздел — «Морфологические нормы» включает в себя серию уроков:

1. «Изменение и употребление грамматических форм имён существительных»:

— категория одушевлённости-неодушевлённости

— категория рода (несклоняемых существительных)

— категория числа

-склонение

2. «Употребление имён прилагательных»

-согласование прилагательных и существительных

— образование и употребление кратких имён прилагательных

3. «Основные ошибки, связанные с употребление в речи глаголов»

— употребление видовых форм

— употребление возвратных глаголов

— образование форм настоящего и будущего времени

-образование форм прошедшего времени

Второй раздел — «Речевые ошибки» включает в себя основную классификацию речевых ошибок и ряд уроков по работе с ними:

-ошибки, связанные с неправильным употреблением слов

— повтор одного и того же слова

— повтор однокоренных слов (тавтология)

-употребление рядом слов. близких по смыслу (плеоназм)

Третий раздел — «Итоговое тестирование»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 092 953 материала в базе

  • Выберите категорию:
  • Выберите учебник и тему
  • Выберите класс:
  • Тип материала:
    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 17.02.2016
  • 640
  • 0
  • 17.02.2016
  • 2160
  • 3
  • 17.02.2016
  • 569
  • 0
  • 17.02.2016
  • 643
  • 3

Рейтинг:
5 из 5

  • 17.02.2016
  • 1682
  • 35
  • 17.02.2016
  • 982
  • 3
  • 17.02.2016
  • 633
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

05.11.2015

Урок русского языка

Меркушенкова Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе начинает работу над темой «Нормы русского литературного языка». Вводится понятие «норма». Учащиеся знакомятся с видами норм на уровне 5 класса, учатся работать с разными словарями, находить речевые, грамматические и произносительные ошибки, выполнять работу над ошибками сочинений.

Оценить




6156

Содержимое разработки

Урок русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги Л.А. Меркушенковой.

Тема: Нормы русского литературного языка.

Цель урока: ввести понятие нормы русского литературного языка.( на уровне 5 класса);

ознакомить с произносительными, грамматическими и лексическими нормами;

дать определение правильной речи.

Оборудование: магнитофонная запись, компьютер.

Оформление: эпиграф, рисунки, таблица, тексты у каждого ученика.

Ход урока

Оргмомент.

Заговори, чтоб я тебя узнал

Сократ.

— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: « Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают.

Откройте тетради, запишите число …

Объяснение новой темы.

Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой.

а) Таблица ( слайд 1)

Нормы

произносительные

— грамматические

— лексические

— Нормы бывают… . ( Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи)

— Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений.

3. Упражнения по новой теме.

а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так…

( Магнитофонная запись)

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», « Мы так хочем»,

« Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

« Поверх плана выполняем»,

« Агент звонит целый день».

( В.Масс, М.Червинский)

( Ответы учащихся.)

— Скажите, какие нормы нарушил герой?

— Записываем в тетрадях: Произносительные нормы.

У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся?

Запишите правильный вариант. ( Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение.)

( Проверка выполненного задания )

Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

( Показать словарь)

б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте ( Компьютер- экран)

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А знаете, какие нормы нарушены?

Записываем в тетрадь: Грамматические нормы.

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р.п.

в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте.

( Учитель читает. Компьютер- экран)

Устная работа

г) Неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой.

Рассмотрите примеры ( напечатаны на листочках у каждого).

Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты.

Подумаешь- делов-то!

Граждане! Местов нет!

Там было много грибов и ягодов.

Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов.

В зоопарке мы видели смешных медвежонков.

Проверка ( Слайд 2)

— При образовании существительных множественного числа следует быть внимательнее.

Речевая гимнастика

А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительносит звучащей речи.

а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох:

— вдох через нос- выдох через нос,

— краткий, глубокий вдох- замедленный выдох,

— медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.

б) При глубоком вдохе:

— медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей,

— выдох несколькими равными порциями( толчками),

— выдох двумя неравными порциями.

в) « Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох:

— вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками

выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу!

г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.

Продолжим работу.

Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. ( Записываем в тетради)

а) При выборе слова следует учитывать его значение.

Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря.

( Показать словарь)

б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение.

Рассмотрим рисунки. ( Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки)

Объяснение. ( Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя)

в) Сценка.Произведем эти действия.

1 ученик выходит к доске.

Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам.

г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. (На листочках у каждогонапечатаны предложения)

Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.

Мама__________________ чехол на чемодан.

Девочка________________ куклу Катю.

Старший брат___________ сестру.

Сегодня девочка________ новые туфли.

Брат___________________ часы на руку.

Мальчик_______________ стрекозу на булавку.

Девочке подарили игру « ________ медвежонка».

Бабушка_________________ внука.

Бабушка______________ новое пальто.

Космонавт_________________ скафандр.

Проверка работы ( Слайд 3)

При употреблении слов следует учитывать не только значение этих слов, но и их сочетаемость. Например, нельзя сказатьвысокая кошка, пожилая лошадь. Эти слова не сочетаются. Обратимся к примерам.

Найдите словосочетания, учитываялексическую сочетаемость.

1. Стая

А. Верблюдов

2. Табун

Б. Коров

3. Караван

В. Любопытных

4. Отара

Г. Демонстрантов

5. Косяк

Д. Овец

6. Стадо

Е. Рыб

7. Толпа

Ж. Пчел

8. Колонна

З. Голубей

9. Рой

И. Лошадей

10. Группа

К. Туристов

Проверка работы.

( 1.Г, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К)

6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора.

Речь идет о тавтологии. Тавтология — повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. (Переписать в тетрадь)

Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.

Задание: Исправьте ошибки.( На листочках у каждого)

Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.

Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.

Проверка работ.

Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.

Засоряют нашу речь, делают ее неправильнойслова- пустышки.

Оцените мастерство рассказчика.

( Магнитофонная запись)

Такая, в общем, история.

Жил- был этот, как его.

Ну, и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так сказать.

А жену звали Ну…

А соседа звали Это…

А его родители-

Видишь ли и Видите ли…

А еще какой- то Э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит, и вообще…

Э. Мошковская.

— Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками.

У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их.

Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.

Подведение итогов.

а) Что нового узнали на уроке?

б) Вывод

Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка.

Речь правильна, если не нарушает языковые нормы;

Речь неправильна, если она эти нормы нарушает.

9. Задание на дом

Исправить ошибки в предложениях, взятых из сочинений учеников.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/159398-urok-russkogo-jazyka

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Помогите с русским яз. пожалуйста!!!1.Отметьте предложения, где есть плеоназмы(употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, к примеру-свободные вакансии)

1)Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
3) В школе сложилась сложная ситуация.
4) Много нового и познавательного узнает ученик.
5) Приходилось работать в жару, в дождь , в ненастье.
6) Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку.
7) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.
8) У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.
9) Школе подарили библиотеку книг , телевизор.
10) Мы очень быстро произвели уборку класса.

2.Отметьте предложения, где есть тавтология(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)

1)Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3) Необходимо поурочное планирование уроков.
4) Летом дни длятся длиннее.
5) Я подняла голову , а у него шапки нет.
6) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
7) Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
8) Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
9) В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
10) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.

Упражнение 3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.

1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
03.05.16
Разберите предложения,запятые обведите,главное и зависимое слово определить с вопросом

Задание: Исправьте ошибки. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали. Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.


Предыдущий
вопрос

Следующий
вопрос

Исправьте речевые ошибки в предложениях . Определите тип речевой ошибки.

1)
Николай
всегда был ведущим лидером нашего
дружного коллектива.

2)
Мои коллеги по профессии любят
дискутировать, и их часто бывает трудно
в чем-нибудь переубедить.

3)
Дайте сообщение в газету о свободных
вакансиях.

Исправьте
речевые ошибки в предложениях .
Определите тип речевой ошибки .

1
)Все
студенты своевременно выполнили
заданное задание.

2)
Он
всего лишь описал случай, который
случился с ним.

3)

Когда выступающий выступал, все
внимательно слу­шали.

Задание
2.

Исправьте
речевые ошибки в предложениях.

1)
Совхозный сад занимает свыше ста гектар.

2)
Мы находились в самом большом цеху
завода.

3)
Купите мне пару чулок и две пары носок.

4)
Где вы слыхали об этом ?

Задание
3

Исправьте
ошибки, связанные с неправильным
употреблением
деепричастного
оборота (деепричастный оборот оставьте
без изменения ).

1)
Глядя на эту ветку сирени, мне вспоминалась
моя молодость.

2)
Подъезжая к станции и глядя на природу
в окно, у меня слетела шляпа.

3)
Слушая музыку Моцарта, нас не покидает
ощущение причастности к чуду.

4)
Прочитав это письмо, мне стало даже
смешно.

Задание
4

Подберите
к данным паронимам подходящие синонимы
из скобок:

длинный
— длительный ( протяженный, долговременный
);

комический
— комичный ( смехотворный, комедийный
);

понятный
— понятливый ( ясный, способный ).

Задание
№5

Раскройте
значение фразеологизмов:

1.Делать
ноги

2.Смотреть
волком

3.Водить
за нос

4.Сесть
в калошу

Задание
6

Объясните
быстро и кратко значение устойчивых
фразеологизмов.

Придумайте
и запишите предложения с этими словами.

1)
Светлая голова.

2)
Бить баклуши.

3)
Вешать нос.

4)
Маменькин сынок.

Задание
7

Выберите
правильно подобранные к данным словам
прилагательные, показывающие их род.

Орфоэпический
словарь поможет Вам в этом.

Новый/
новая тюль,

рабочий/
рабочая табель,

черный/
черное кофе,

густой/густая
шампунь,

больной/больная
мозоль,

белый/
белая рояль.

Задание
8

Замените
в данных предложениях синонимами
иноязычные
слова,
употребленные
неумест­но.

1.
Юноша во всем имитировал старшему
брату.

2.
На фабриках и заводах хорошо
популяризируется опыт новаторов
производства.

3.
В последнем туре соревнований команда
нашей шко­лы потерпела фиаско.

4.
Незабываемый прецедент произошел во
время нашей поездки по Волге.

5.Методические рекомендации студенту.

5.1 Методические рекомендации по
конспектированию лекций.

1. Запишите
план лекции. Если он не дан, самостоятельно
выделите основные вопросы по ходу
лекции. Фиксируйте их в виде краткого
плана на полях слева.

2.
В правой части конспекта пишите самое
важное короткими, точными фразами,
своими словами. Не старайтесь записывать
каждое слово лектора, так как при этом
можно пропустить главное, потерять нить
рассуждений.

3. Особое
внимание обратите на правильную запись
выделения основных выводов по каждому
пункту плана.

4. Не
пишите на черновиках – это пустая трата
времени. Оставляйте при записи лекции
поля. Если что-то не успели записать, не
переспрашивайте соседа, не просите
преподавателя повторить. Оставьте
свободное место или незаконченную
фразу, которую допишите потом.

5.В
этот же день, пока в памяти свежо
содержание лекции, внимательно прочтите
конспект, внесите в него необходимые
исправления, восстановите пропущенное,
выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте
вопросы, возникшие при перечитывании
конспекта и рекомендованной на лекции
литературы.

Соседние файлы в папке Весь семестр РЯ и КР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда выполняется работа над ошибками
  • Когда выйдет продолжение сериала мистер ошибка
  • Когда возникают ошибки репрезентативности
  • Когда возникает ошибка наблюдения
  • Когда возникает ошибка 500