Комедия ошибок наталья данилова

  • Создатели

  • /
  • Комедия ошибок

    1978

  К описанию фильма »

Быстрый переход:
Режиссер, Актеры, Актеры дубляжа, Сценаристы, Оператор, Композитор, Художники, Монтажеры

Режиссер

1.

Вадим Гаузнер

Вадим Гаузнер  

Актеры

1.

Михаил Козаков

Михаил Козаков  

… Антифол Эфесский / Антифол Сиракузский

2.

Михаил Кононов

Михаил Кононов  

… Дромио Эфесский / Дромио Сиракузский

3.

Ольга Антонова

Ольга Антонова  

… Адриана

4.

Наталья Данилова

Наталья Данилова  

… Люциана

5.

Софико Чиаурели

Софико Чиаурели  

… куртизанка

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

6.

Валерий Матвеев

Валерий Матвеев  

… герцог Эфесский

7.

Александр Анисимов

Александр Анисимов  

8.

Анатолий Чернегин

Анатолий Чернегин  

9.

Рамаз Чхиквадзе

Рамаз Чхиквадзе  

10.

Наталья Дикарева

Наталья Дикарева  

11.

Александр Гарин

Александр Гарин  

12.

Гижури Кобахидзе

Гижури Кобахидзе  

13.

Абессалом Лория

Абессалом Лория  

14.

Вадим Михайлов

Вадим Михайлов  

15.

Давид Папуашвили

Давид Папуашвили  

16.

Гия Перадзе

Гия Перадзе  

… Анжело

Александр Демьяненко

Александр Демьяненко

17.

Карло Саканделидзе

Карло Саканделидзе  

18.

Гоги Тодрия

Гоги Тодрия  

19.

Гиви Тохадзе

Гиви Тохадзе  

20.

Баадур Цуладзе

Баадур Цуладзе  

21.

Вера Улик

Вера Улик  

22.

М. Йоффе

М. Йоффе  

23.

Отар Зауташвили

Отар Зауташвили  

24.

Сергей Зеленюк

Сергей Зеленюк  

25.

Александр Алазниспирели

Александр Алазниспирели  

… купец

26.

Валерий Кравченко

Валерий Кравченко  

… посетитель трактира, в титрах не указан

Актеры дубляжа

1.

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих  

… куртизанка

2.

Александр Демьяненко

Александр Демьяненко  

… Анжело

Сценаристы

1.

Фридрих Горенштейн

Фридрих Горенштейн  

2.

Тит Макций Плавт

Тит Макций Плавт  

… пьеса

3.

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир  

… пьеса

Оператор

1.

Анатолий Иванов

Анатолий Иванов  

Композитор

1.

Вячеслав Ганелин

Вячеслав Ганелин  

Художники

1.

Марк Каплан

Марк Каплан  

… постановщик

2.

Белла Маневич-Каплан

Белла Маневич-Каплан  

… по костюмам

Монтажеры

1.

Дж. Боева

Дж. Боева  

2.

Людмила Образумова

Людмила Образумова  

Лучшие фильмы — Top 250

14.
Криминальное чтивоPulp Fiction
8.629

15.
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
8.619

16.
Игры разумаA Beautiful Mind
8.616

17.
ПрестижThe Prestige
8.615

18.
ИнтерстелларInterstellar
8.588

лучшие фильмы
Ожидаемые фильмы

3.
Снегирь
98.37%

4.
Круче некудаHidden Strike
97.62%

5.
Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силыLadybug & Cat Noir: Awakening
96.24%

6.
Три мушкетёра: МиледиLes trois mousquetaires: Milady
95.74%

7.
После. НавсегдаAfter Everything
92.36%

ожидаемые фильмы
Новые рецензиивсего
Восстание зловещих мертвецовEvil Dead Rise22
Не время умиратьNo Time to Die120
Достать ножиKnives Out144
Ван Гог. С любовью, ВинсентLoving Vincent69
Люпен III: Тактика АнгеловRupan sansei: Tenshi no sakuryaku takutikusu yume no kakera wa koroshi no kaori1
Сегодня в кинорейтинг





Снегирь


промо






Беглец
Kandahar

промо


6.177

афиша
Скоро в кинопремьера
Поезд в ПусанBusanhaeng08.06
Рождение легендSpinning Gold08.06
Укрась прощальное утро цветами обещанияSayonara no asa ni yakusoku no hana o kazaro15.06
СтрингерNightcrawler29.06
Волшебные часыEngel00.07
премьеры

Французский связнойФранцузский связной The French Connection, 1971

другой случайный фильм

Фильм Комедия ошибок

«Комедия ошибок» — советская двухсерийная экранизация классического произведения Уильяма Шекспира с идентичным названием. В нашем интернет-кинотеатре есть возможность посмотреть постановку полностью онлайн. Все действие происходит в одном городе в течение одного дня, к окончанию которого нас ждет веселый и примиряющий всех финал. События этого одного дня не произошли, если бы восемнадцать лет назад сиракузский торговец снедью Эгеон не отправился бы по работе в Эпидамн. Вскоре вместе с недавно родившей женой Эмилией они отправляются в путешествие к дому. Во время ужасной бури части их корабля разнесло по океану, в результате чего каждого из них спасли жители воинствующих городов. Эгеон с одним сыном оказался на своей родине в Эпидавре, а Эмилия с другим сыном очутилась в Эфесе. И вот спустя много лет повзрослевший Антифол Сиракузский решает отыскать своего пропавшего брата. После долгих и изнурительных поисков он все-таки попадает в Эфес, где в связи с этим начинают происходить забавные, а иногда и смешные недоразумения.

Приглашаем посмотреть фильм «Комедия ошибок» нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Cмотреть «Комедия ошибок» на всех устройствах

Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

Подключить устройства

Наталья Данилова — биография, новости, личная жизнь

Наталья Данилова

Возраст: 67

Наталья Данилова

Наталья Юрьевна Данилова. Родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра, кино и дубляжа. Заслуженная артистка РСФСР (1991).

Наталья Данилова родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец — Юрий Алексеевич Мочанов, родом из Питера, археолог, доктор исторических наук.

Актриса носит фамилию матери.

Брат по отцу — Алексей Юрьевич Мочанов, автогонщик.

С ранних лет сочиняла песни и исполняла их под гитару, в школе на литературных вечерах читала стихи Пушкина, «Маленького принца» Сент-Экзюпери.

После окончания школы поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ее приняли сразу на второй курс после дополнительного прослушивания — поскольку на курсе А. Кацмана был недобор девушек. Окончила вуз в 1976 году. В дипломном спектакле по пьесе Э. Золя «Наследники Рабурдена» она исполняла характерную роль мадам Вассар. На показе присутствовал руководитель БДТ им. М. Горького Георгий Товстоногов, который пригласил Наталью в свой театр.

В БДТ прослужила с 1977 по 1992 годы, среди ее работ:

«Дачники» М. Горького — Соня, Юлия Филипповна;
«Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Арабелла;
«Тихий Дон» по М. Шолохову — Дуняшка;
«Жестокие игры» А. Арбузова — Девушка, похожая на ангела;
«Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана — Алла Шиндина;
«Общественное мнение» А. Баранги — секретарша;
«Ревизор» Н.В. Гоголя — Мария Антоновна;
«Телевизионные помехи» Кароя Сакони — Ванда;
«Островитянин» А. Яковлева, постановка Г. Егорова — Марина;
«На всякого мудреца» А. Островского — Машенька;
«Волки и овцы» А. Островского — дивертисмент;
«Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» Пола Зиндела — Девушка, которая сварила кошку;
«Скорбящие родственники» Б. Нушича — Данница;
«Свалка» А. Дударева — Жена профессора;
«Дядя Ваня» А.П. Чехова — Елена Андреевна;
«Коварство и любовь» Фридриха Шиллера — Леди Мильфорд;
«Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина — Дочурка.

Наталья Данилова в молодости

Наталья Данилова в молодости

После смерти Товстоногова она ушла из БДТ в неизвестность. Собиралась устроиться в Ботанический сад — ухаживать за деревьями, за цветами, но в тот момент ее пригласили в театр «Приют комедиантов», где она проработала с 1992 по 1994 годы, сыграв главную роль в «Медее».

В 1990-е годы, по словам актрисы, случались времена, когда хватало средств только на хлеб и молоко, ей даже приходилось собирать бутылки. В то же время сильно заболели мама и муж. Супруг Сергей скончался от инсульта. Через какое-то время Наталья осталась совсем одна. «Я сама тяжело болела. А мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я лежала и просто умирала в полном одиночестве. Читала себе вслух книги, чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю Сереже… И ничего, выжила!», — вспоминала она.

Наталья Данилова в молодости 3

Благородная красота, интеллект, отличная школа отличают все работы этой уникальной актрисы. Темперамент и чувство меры позволяют создавать образы противоречивые, сложные, неоднозначные, — такие, как Настасья Филипповна из «Идиота», — именно
на эту роль пришла актриса в театр им. В.Ф. Комиссаржевской в 2001 году. Также в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской была задействована в постановках: «Шут Балакирев» Г. Горина — Екатерина; «С тобой и без тебя».

В 2001 году актрисе присуждена художественная премия «Петрополь» (бронзовая статуэтка святой блаженной Ксении Петербургской) за музыкально-литературную композицию «Утешение» (стихи — Григорий Хубулава).

Сотрудничала с Театром «Приют комедиантов»: «Медея» — Медея.

Принимала участие в озвучании аудиокниг: «Капкан» Синклера Льюиса; «Тайна золотого мусорщика» Ч. Диккенса; «Золотая цепь» Александра Грина.

Широкую известность ей принесла работа в кино.

Впервые на экране появилась в 1969 году в фильме «Завтра, третьего апреля…», сыграв ученицу 6-Б Машу Гаврикову.

Наталья Данилова в фильме «Завтра, третьего апреля…»

Наталья Данилова Завтра третьего апреля

Затем появилась на экране уже в 1977-м — в картинах «Старые друзья» (Тоня Федотова) и «Прыжок с крыши» (Муся).

Широкую известность ей принесла роль сержанта Вари Синичкиной в культовом криминальном детективе «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Роль Синичкиной стала визитной карточкой актрисы.

Наталья Данилова в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Наталья Данилова Место встречи изменить нельзя

Наталья Данилова Место встречи изменить нельзя 2

Далее на актрису посыпались предложения на съемки. Она сыграла главные роли в картинах «Казначейша» (Авдотья Николаевна), «Под липой» (Анна Павловна Чегенёва), «Кто заплатит за удачу» (Антонина Чумак).

Успешными стали работы в лентах «Дублёр начинает действовать» (Ольга Паршина), «Человек-невидимка» (Джейн), «Тайна «Чёрных дроздов»» (Пэт Фортескью), «Жизнь Клима Самгина» (Елена Прозорова), «Васька» (Адель).

Наталья Данилова в фильме «Тайна Чёрных дроздов»

Наталья Данилова Тайна Чёрных дроздов

В 1990-е актриса создала интересные образы в лентах «Владимир Святой» (Рогнеда), «Рэкет» (Алёна Корнилова), «Дитя» (жена), «Плачу вперед» (Сидорова Олимпиада Николаевна), «В зеркале Венеры» (Маша).

Среди заметных работ 2000-х — «Империя под ударом» (княгиня Щербатова), «Татьянин день» (Вера Кирилловна Разбежкина), «Одна семья» (Людмила Анатольевна Смирнова), «Семейный дом» (Валентина Семеновна Мишина), «Территория» (Лидия Макаровна), «Чума» (Анна).

Наталья Данилова в сериале «Чума»

Наталья Данилова Чума

Рост Натальи Даниловой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Натальи Даниловой:

Дважды была замужем. Детей нет.

Первый муж — Асхаб Абакаров (1945-1985), советский актер (в фильме «Приключения принца Флоризеля» сыграл Перкинса), кинорежиссёр, художником. Он погиб в автомобильной катастрофе 4 ноября 1985 года неподалёку от Махачкалы на съёмках фильма «Сказание о храбром Хочбаре». Но расстались они еще до его гибели.

Асхаб Абакаров — первый муж Натальи Даниловой

Асхаб Абакаров первый муж Натальи Даниловой

В браке с Абакаровым Наталья забеременела, однако врачи поставили совсем другой диагноз и принялись ее лечить. Когда же выяснилось, что у нее беременность, мать посоветовала сделать аборт — мол, ребенок может родиться больным из-за огромного количества лекарств, которые принимала актриса. И она прервала беременность на большом сроке из-за чего больше не смогла иметь детей.

Позже она вспоминала о тяжелом эпизоде в фильме «Место встречи изменить нельзя» — где ее героиня отвозит подкидыша в детский дом. Актриса даже теряла сознание — так ей было тяжело играть этот эпизод. «Незадолго до этого я сделала криминальный аборт. Высоцкий меня успокаивал, утешал — ему я раскрыла душу», — признавалась Наталья Данилова.

Расставшись с первым супругом, режиссером Асхабом Абакаровым, Наталья Данилова случайно через несколько лет встретилась с ним, Асхаб предложил снова создать семью, но она отказалась. «Я могла бы жить с тобой только на необитаемом острове», — объясняла ему Наталья Данилова. «Ничего, я скоро тебя освобожу. Что-то со мной случится…», — сказал Асхаб. Через день он уехал на съемки в горы и разбился на машине. Наталья Данилова сильно переживала его смерть.

Второй муж — Сергей. О нем она рассказывала: «Сергей был для меня всем — нянькой, мужем, любовником, другом». Однако и второй супруг безвременно ушел из жизни — его сразил инсульт.

Фильмография Натальи Даниловой:

1969 — Завтра, третьего апреля… — Маша Гаврикова
1977 — Старые друзья — Тоня Федотова
1977 — Прыжок с крыши — Муся, продавщица книжного магазина
1978 — Комедия ошибок — Люциана
1979 — Под липой — Анна Павловна Чегенёва
1979 — Место встречи изменить нельзя — Варя Синичкина, младший сержант (озвучила Наталья Рычагова)
1979 — Маленькие трагедии — Зинаида Вольская, княгиня
1982 — Монт-Ориоль (фильм-спектакль) — Луиза Ориоль
1980 — Кто заплатит за удачу — Антонина Чумак
1980 — Казначейша — Авдотья Николаевна, казначейша (поёт Людмила Касьяненко)
1981 — Самоубийство (фильм-спектакль) — Наташа Селиванова
1981 — Похищение чародея (фильм-спектакль) — Анна Иванкевич — Магдалена
1981 — Объявлен розыск… (фильм-спектакль) — Марина
1982 — С тех пор, как мы вместе — Вика Зайцева
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — Пэт Фортескью, жена Ланса
1983 — Отцы и дети — Анна Одинцова
1983 — Дублёр начинает действовать — Ольга Паршина
1984 — Человек-невидимка — Джейн
1984 — Водевили Чехова (фильм-спектакль)
1986-1988 — Жизнь Клима Самгина — Елена Прозорова
1986 — Путь к себе — Саша, колхозница Александра Ивановна Полетаева
1986 — Пиквикский клуб (фильм-спектакль) — Арабелла Эллен
1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) — Елена Андреевна Серебрякова
1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — Марья Антоновна (сцена из спектакля «Ревизор»)
1987 — Испытатели — Вера
1988 — Физики — сестра Моника Штэтлер
1988 — Эмма (фильм-спектакль) — Эмма
1989 — Васька — Адель, знакомая Бибикова
1990 — Фуфель — Юлия Сергеевна Силина, следователь
1990 — Повесть непогашенной луны — София
1990 — Другая драма (Pasternak) — мама Бориса
1990 — Вечный муж — Клавдия Петровна Погорельцева, подруга Вельчанинова
1991 — Шкура — Маша Храпункова
1991 — Год хорошего ребёнка — Федюкина/мадам Карабас
1991 — Австрийское поле — эпизод
1992 — Рэкет — Алёна Корнилова
1992 — Дитя — жена
1993 — Осенние соблазны — Наташа (нет в титрах)
1993 — Владимир Святой — Рогнеда
1999 — Чествование (фильм-спектакль) — Мэгги
1999 — Плачу вперед — Сидорова Олимпиада Николаевна, миллионерша
1999 — В зеркале Венеры — Маша
2000 — Империя под ударом — княгиня Щербатова
2004 — Игра on-line — Любовь Андреевна
2004 — Агентство 2 — заказчица
2005 — Подлинная история поручика Ржевского — Анна Павловна Базарова
2005 — Нежная зима — мама Елочки
2006 — Там, где живет любовь — Наталья Григорьевна, мать Марины Комаровой
2006 — Секретные поручения — Курлова, мать Сергея
2007-2008 — Татьянин день — Вера Кирилловна Разбежкина, мать Тани
2008 — Васильевский остров — мать Зинаиды
2009 — Одна семья — Людмила Анатольевна Смирнова
2009 — Круиз — мама Насти
2009 — Индийское кино — Ирина
2009 — Дорожный патруль — 3 — Ирина Петровна Парамонова
2010 — Семейный дом — Валентина Семеновна Мишина, инспектор
2011 — Условия контракта — Анна Семеновна, мать Маши и Кати
2013 — Крик совы — Дарья Семёновна Калинцова, работница фотоателье
2014 — Территория — Лидия Макаровна
2015 — Чума — Анна, сожительница Фомича
2017 — Крылья империи
2018 — В созвездии Стрельца — Софья Фроловна, мать Стрельцова
2018 — Беловодье. Тайна затерянной страны — Верона

Озвучивание Натальи Даниловой:

1997 — Без лица (Face/Off (США) — Холли Миллер (Си Си Эйч Паундер)
1998 — Враг государства (Enemy of the State)
1999 — Тринадцатый воин (13th Warrior, The)
2000 — Брат-2 (роль Дарьи Лесниковой)
2001 — Из ада (From Hell)
2003 — Холодная гора (Cold Mountain) — Мэдди (роль Эйлин Аткинс)
2003 — Развод (Divorce, Le) — Оливия Пэйс (Гленн Клоуз)
2003 — Карлик Нос (анимационный) — Колдунья
2004-2012 — Отчаянные домохозяйки (Desperate Housewives)
2004 — Гнев (Man on Fire) — Мариана (Рэйчел Тикотин)
2004 — Алёша Попович и Тугарин Змей (анимационный) — Бабуля
2005 — Нокдаун (Cinderella Man)
2005 — Казанова (Casanova) — Андреа Бруни (роль Лены Олин)
2006 — Улицы разбитых фонарей-8 — Вероника Георгиевна Жемчужникова (роль Нани Брегвадзе)
2006 — Спасатель (Guardian, The)
2006 — Снежный пирог (Snow Cake) — Эллен Фриман (Джейн Иствуд)
2006 — Розовая пантера (Pink Panther, The)
2006 — Добрыня Никитич и Змей Горыныч (анимационный) — Баба Яга
2009 — Шопоголик (Confessions of a Shopaholic) — Алетт Нэйлор (Кристин Скотт Томас)
2009 — Терминатор: Да придёт спаситель (Terminator Salvation) — Джейн Александер
2009 — Однажды в Риме (When in Rome) — Селеста (Анжелика Хьюстон)
2011-2018 — Игра престолов (Game of Thrones)

Наталья Данилова

Актриса

Место рождения: г. Ленинград

– 25.09.1955

1955-09-25

-0001-11-30

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: Заслуженная артистка РСФСР (1991).
ОБРАЗОВАНИЕ: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 1976).
ТЕАТРЫ: Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (1977 — 1992), Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют Комедианта» (1992 — 1994), Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (с 2001).
ДЕБЮТ В КИНО: Маша Гаврикова, «Завтра, третьего апреля…» (1969).

Фильмы

  • Крылья империи

    Крылья империи

    201716+Милош Бикович в многосерийной исторической драме «Крылья империи».

  • Территория

    Территория

    201418+Экранизация повести Олега Куваева. Основано на реальных событиях!

  • Крик совы

    Крик совы

    201316+Сергей Пускепалис, Мария Миронова в многосерийной детективной драме «Крик совы».

  • Три богатыря на дальних берегах

  • Условия контракта

    Условия контракта

    20116+Вся правда о суррогатном материнстве — в многосерийной мелодраме «Условия контракта».

  • Три богатыря и Шамаханская царица

  • Круиз

    Круиз

    20096+Александр Михайлов в многосерийной детективной мелодраме «Круиз».

  • Татьянин день

    Татьянин день

    Мелодрама2007-200812+Мелодраматическая сага — многосерийная мелодрама «Татьянин день» — запутанный любовный треугольник, пылкие страсти и сильные чувства.

  • Там, где живет любовь

    Там, где живет любовь

    Мелодрама20066+Фильм о любви, сострадании, надежде, которая умирает последней и, наконец, — счастье.

  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч

  • Алёша Попович и Тугарин Змей

  • Карлик Нос

    Карлик Нос

    для детей20036+Полнометражный анимационный фильм по мотивам классических сказок Вильгельма Гауфа. «Карлик Нос» — это волшебная, захватывающая история о вечной силе любви и дружбы.

  • Империя под ударом

    Империя под ударом

    Исторический детектив200016+Игорь Ливанов в историческом детективе «Империя под ударом».

  • Рэкет

    Рэкет

    Триллер19926+Прототип главного героя — известный телезрителям Александр Невзоров. Впрочем, история эта от начала до конца вымышленная и не претендует на полное тождество героя с известным тележурналистом…

  • Австрийское поле

    Австрийское поле

    Мелодрама19916+Необыкновенный фильм о странной, острой и сильной любви слепого человека к женщине, чью красоту по-натоящему видит только он.

  • Физики

    Физики

    19886+Леонид Броневой в детективе «Физики».

  • Жизнь Клима Самгина

    Жизнь Клима Самгина

    Драма1986-19886+Экранизация самого значительного, итогового произведения Максима Горького.

  • Человек-невидимка

    Человек-невидимка

    198412+Фантастическая драма по мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса.

  • Тайна «Чёрных дроздов»

  • Кто заплатит за удачу

  • Маленькие трагедии

    Маленькие трагедии

    Драма197912+Киноальманах по одноименному поэтико-драматическому циклу А. С. Пушкина.

  • Место встречи изменить нельзя

  • Комедия ошибок

    Комедия ошибок

    Комедия19786+Комедия по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.

19 апреля 1783 года императрица Екатерина Вторая подписала манифест о присоединении Крыма к России. 

Крым тема больная, а хочется о хорошем.

Давайте вспомним десятку самых крутых, хитовых советских фильмов, которые без крымской натуры немыслимы.

Двигаемся в хронологическом порядке: какой фильм вышел раньше, тот и первый.

1. 1959 – «ДАМА С СОБАЧКОЙ»

МЕСТА СЪЕМОК: Ялта.

ЛЮДИ: Режиссер – Иосиф Хейфиц; Актеры — Алексей Баталов, Ия Саввина

ПОЧЕМУ ТАМ: «Дама с собачкой» самый известный русский рассказ, действие которого происходит в Ялте. 

Помните чеховский зачин: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами»

Тем более жалко, что собственно ялтинской натуры в фильме не много, киношникам помешали дожди. Большую часть действия пришлось переносить в павильон. 

2. 1961 – «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ» 

МЕСТА: Ласпинская бухта.

ЛЮДИ: Режиссеры – Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский; Актеры – Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков

ПОЧЕМУ ТАМ: Создатели мечтали о Саргассовом море, но кто бы пустил их в зарубежную поездку? Пришлось выбирать между морями Каспийским и Черным. Черное оказалось менее мутным, что для революционных по тем дням подводных съемок было важным. На бухте Ласпи остановились из-за ее безлюдия, отдаленности популярных пляжей. Впрочем, еще в 1930-ые там планировалось создать «киногород», такой а-ля Советский Голливуд. 

После триумфа «Человека-амфибии» на Ялтинской киностудии заработал центр подводных видеосъемок.

3. 1961 – «АЛЫЕ ПАРУСА»

МЕСТА СЪЕМОК: Ялта; Коктебель; Карадаг; Алупка

ЛЮДИ: Режиссер – Александр Птушко; Актеры – Анастасия Вертинская, Василий Лановой

ПОЧЕМУ ТАМ: Автор романа Александр Грин успокоился в Крыму, эти места с ним неразрывны. 

Города Зурбаган и Лисс киношники раскинули прямо на Ялтинской набережной. Деревенькой, где Ассоль ждала Грея, выступил Коктебель. 

Замок Грея снимали в Воронцовском дворце, в Алупке. Прибывал же корабль «Секрет» с алыми парусами в Голубой залив.

Получился один из самых красивых и романтичных фильмов Советского кино.

4. 1963 – «ТРИ ПЛЮС ДВА»

МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Судак; Алушта

ЛЮДИ: Режиссер – Генрих Оганисян; Актеры – Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов

ПОЧЕМУ ТАМ: Фильм по пьесе Сергея Михалкова «Дикари» рассказывал о летнем отдыхе молодых людей. Крым – Мекка советского отпускника. После этого фильма поток дикарей туда резко возрос.

Натуру снимали в поселке Новый Свет, который располагался на трассе «Алушта-Судак». Как следствие, и эти два города в кадр попали. 

5. 1967 – «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»

МЕСТА СЪЕМОК: Алушта; Ай-Петри

ЛЮДИ: Режиссер – Леонид Гайдай; Актеры – Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Никулин – Вицин — Моргунов

ПОЧЕМУ ТАМ: В принципе Кавказ было логично снимать на Кавказе, но там не было такой оснащенной студии, как Ялтинская. 

Так что пришлось Нине танцевать твист на камушке в Долине Привидений и там же Балбесу падать с дерева. 

А вот город снимали в Алуште. В алуштинском парке аттракционов попивала пивко знаменитая троица, констатируя: «Жить хорошо!».

Как результат, в Крыму работают экскурсионные маршруты по местам съемок комедии Гайдая. 

ОРЕШНИК НИКУЛИНА

ОРЕШНИК НИКУЛИНА

6. 1979 – «ПИРАТЫ ХХ ВЕКА»

МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Ялта; Коктебель.

ЛЮДИ: Режиссер – Борис Дуров; Актеры – Николай Еременко, Петр Вельяминов, Талгат Нигматулин

ПОЧЕМУ ТАМ: Рядом не только море, но и пейзажи способные сойти за виды экзотических островов.

Базу пиратов оборудовали в Голубой бухте. Опиум на борт грузили в Ялтинском порту. Деревню туземцев выстроили в бухте Тихая. 

7. 1982 – «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет

ЛЮДИ: Режиссер — Владимир Воробьев; Актеры — Федя Стуков, Олег Борисов, Валерий Золотухин

ПОЧЕМУ ТАМ: По сюжету требовался необитаемый остров без особых изысков. Решили сосредоточить его на мысе Капчик и окрестностях.

На набережной Ялты до сих пор служит в качестве ресторана бригантина из «Острова сокровищ», только не из этой экранизации, а предыдущей, 1971 года.

8. 1982 – «СПОРТЛОТО-82»

МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Феодосия; Алушта

ЛЮДИ: Режиссер – Леонид Гайдай; Актеры – Альгис Арлаускас, Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов

ПОЧЕМУ ТАМ: Еще одна популярная курортная комедия. Многие места для съемок Гайдай присмотрел во времена «Кавказской пленницы».

В данном случае съемочная группа прошерстила Крым обстоятельно. На мысе Капчик снимали лагерь автомобилистов. 

А вот дом, где жила тетка главного героя находился в Феодосии. В кадр попал и центральный пляж Алушты. 

Пришлось героям и взбираться на Ай-Петри.

9. 1987 – «ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ»

МЕСТА СЪЕМОК: Коктебель

ЛЮДИ: Режиссер – Алла Сурикова; Актеры – Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов и другие.

ПОЧЕМУ ТАМ: Здесь требовался затерянный в прерии техасский городок. Его возвели на берегу Тихой бухты. После съемок хлипкие фасады декораций сожгли.

10. 1988 – «АССА»

МЕСТА СЪЕМОК: Ялта

ЛЮДИ: Режиссер: Сергей Соловьев; Актеры – Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев

ПОЧЕМУ ТАМ: Уже по сценарию действие происходило в Ялте, причем не летней, а  осенней. Неожиданно для съемочной группы курорт засыпало снегом столь надолго, что было принято решение снимать Ялту с ним. 

Эстрада театра лилипутов в Никитском ботаническом саду. Гостиница «Ореанда». Канатная дорога на холм Дарсан.

После этой картины увеличились желающие провести отпуск в зимней Ялте.

Вот какова моя личная «Крымская кинодесятка»

«Эта весна была, несомненно, одной из самых трагических французских весен, весной гражданской войны. Политическое соперничество уступило место социальной ненависти, развивавшейся в невыносимой атмосфере обоюдной боязни. Страх! Страх! Страх! Это была весна страха. Какими могучими должны были быть жизненные силы, чтобы в этой вязкой атмосфере все же зацвели каштаны».

Это слова французского писателя-католика Жоржа Бернаноса о Париже конца 1930-х годов, жившем предчувствием и гражданской, и мировой войны. Почти слово в слово то же самое писал о Москве конца 1930-х драматург Александр Гладков. Похожие слова о правившем бал в Европе ужасе пополам с беззаботностью можно найти у их современников — англичан ли, поляков, бельгийцев.

Эпоха всемирной гражданской войны между красным и черным интернационалами немыслимо киногенична. Между тем к концу 1970-х годов о ней были сняты считаные фильмы (да и с тех пор немного): не только Европе, но и СССР историческая память словно «жала», ее хотелось упрятать куда поглубже.

Советско-швейцарский «Бархатный сезон» никакими подобными комплексами не страдал. 

В самом начале загадочный русский Николас (Юозас Будрайтис), похожий на «бойца невидимого фронта», бесхитростный француз-докер Анри (Александр Лазарев-старший) и миллионерская дочка Лиз Бредвери (Валентина Игнатьева) в бешеной гонке выводили грузовик Красного Креста с 12 испанскими детьми из-под кинжального огня немецкого истребителя. 

Сюжет осени 1938-го, когда интербригады отступали из Испании, умещался в пару дней (тех самых дней, в которые в Мюнхене был вынесен смертный приговор Чехословакии). Почти никто из героев не выживет. Кто погибнет в достойной камеры Сэма Пекинпа бойне на морвокзале веселого французского курорта, где интернационалисты схлестнутся с боевиками фашиста Бернарда (Альгимантас Масюлис). Кто рухнет в море на самолете с расстрелянным экипажем. А в эпицентре этого шторма будет мотать тех самых испанских детей, кажущихся тряпичными игрушками в азартных играх взрослых.

Казалось бы, форма фильма должна соответствовать содержанию. Представить себе иное воплощение подобного сюжета, чем суровая баллада об интернационалистах а-ля Константин Симонов, невозможно. Однако же «Бархатный сезон» почти что мюзикл. Деньги, необходимые для выкупа Анри из тюрьмы, Лиз добудет, выиграв конкурс красоты: от ляжек, попок и сисек на экране рябит в глазах. Приосанившись, тряхнет стариной и пройдется в танце с женой (Ирина Скобцева) даже суровый папа Лиз (Сергей Бондарчук): единственный в советском кино миллионер, оказавшийся безусловным, что твой Николай Гастелло, героем. Автоматные очереди сольются с чечеткой, как через несколько лет в «Клубе «Коттон»» Копполы. А убивать и умирать герои будут не под уместный «Интернационал», а под обаятельно-вирусный шлягер Мурада Кажлаева:

«Очень просто танцевать / Танец лам-бенд-вок. / Надо весело скакать, / Не жалея ног».

Даже свою садистскую сущность Бернард продемонстрирует исключительно по-эстрадному. Поглумившись над еврейскими оркестрантами, заведет людоедский танец с испанскими сиротками.

Советское кино вообще никогда не пело и не танцевало так, как в 1978 году. Апогей застоя обернулся даже не праздником, а оргией, вакханалией «легкого жанра». Критика стонала в голос: не успев обличить, скажем, «цыганщину» Эмиля Лотяну, превратившего «Драму на охоте» Антона Чехова в жгучую мелодраму, она обнаруживала, что «китч» обложил ее со всех сторон, и решительно непонятно, по кому открывать огонь. «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «31 июня» Леонида Квинихидзе, «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера (по сценарию, на секундочку, Фридриха Горенштейна) и «Дуэнья» Михаила Григорьева, «Короли и капуста» Николая Рашеева и «Летучая мышь» Яна Фрида.

«Бархатный сезон» должен был бы вызвать особый гнев из-за легкомысленного подхода к «святому», но критика, похоже, так перенапряглась в войне с «пошлостью», что лишь дежурно поворчала. Фильм растворился в окружавшем его океане угарного веселья, хотя на самом деле не имел с ним ничего общего. Владимир Павлович снял, если угодно, советское «Кабаре».

«Бархатный сезон» как ошеломлял при выходе в прокат какой-то неместной, бешеной энергией (помню, три раза подряд смотрел его в летнем кинотеатре Зеленогорска под Ленинградом), так и ошеломляет до сих пор. Если бы фильм играл по правилам героико-революционного жанра, канул бы в небытие. Боюсь, что и героев было бы не жалко. А их, умирающих на морвокзале в рапиде, до слез жалко. Если вообще допустимо использовать ужасное слово «душераздирающий», то уместно оно именно в применении к финалу «Бархатного сезона», разорванному криком раненой Лиз, вызывающей огонь на себя: «Стреляй, Николас! Стреляй! Стреляй!»

Черт его знает, наверное, про предвоенное самоубийство Европы так и надо снимать: с чечеткой и голыми ляжками.

Пафос и балаган неразделимы. Фильм вообще, что называется, «крепко сколочен». Игровая атмосфера «размораживает» актеров, которым вроде бы и напрягаться не было нужды: играй себе с наработанными стереотипами. Но где еще Сергей Бондарчук был так легок и упруг, как в роли мистера Бредвери? Где еще Николай Крючков так по мальчишески «включал Жана Габена», как в роли старого капитана Бура?

«У Бура есть свой прекрасный «Орфей», который вовсе не собирается в ад».

«Если Бур пьет, значит, все в порядке. Но если Бур надирается, а я надрался, значит, все очень плохо».

И даже несчастный Масюлис, бесконечно утомленный выпавшим на его долю жребием играть за упырем упыря, от «дяди Вилли» из «Щита и меча» до фельдмаршала Манштейна и Гарри Трумэна, непривычно азартен.

«Я представляю Красный Крест»,— бросает ему пацифистка Мари (Татьяна Сидоренко).

«А я черный. Ха-ха-ха».

По мне, так это лучший сценарий Григория Горина.

Но своей магией фильм обязан, не побоюсь этого слова, загадочному режиссеру Павловичу. С его биографией, вообще, мало что понятно. То, что он югослав, конечно, во многом объясняет энергетику «Бархатного сезона». Но он еще и югослав, по обстоятельствам самой своей биографии хорошо знавший то, о чем снят фильм. Его отец, судя по всему, был коминтерновцем, причастным к испанской войне. Сидел в тюрьме, скорее всего, в родной, титоистской — Тито расправлялся со своими сталинистами вполне по-сталински,— впоследствии, очевидно, получил убежище в СССР. Но его сын Владо дебютировал как режиссер на родине, где снял пару-тройку короткометражек и два тяжелых, как все югославское военное кино, фильма про Вторую мировую, ставшую для югославов еще и гражданской: «Дети воеводы Шмидта» (1967) и «Прерванная свадьба» (1969). Затем «Единственную дорогу», в Югославии известную как «Закованные шоферы», с Владимиром Высоцким. И вот «Бархатный сезон», ставший его последним фильмом и остающийся беззаконной кометой не только советского, но и европейского кино.

Контекст. 1978

«Великая Отечественная» (в США — «Неизвестная война») — апогей политики «разрядки», монтажная советско-американская телеэпопея, созданная коллективом под руководством великого Романа Кармена с великим Бертом Ланкастером в роли ведущего.

«Женщина, которая поет» (СССР, Александр Орлов) — Алла Пугачева завоевывает большой экран в музыкальной мелодраме, построенной по вполне голливудским лекалам.

«Замужество Марии Браун» (ФРГ, Райнер Вернер Фассбиндер) — первый фильм безжалостной трилогии, анатомирующей послевоенную историю Западной Германии как историю искалеченных женских судеб.

«Репетиция оркестра» (Италия, Федерико Феллини) — раздраженная притча во славу творца-тирана, у которого путается под ногами оркестрантская чернь, увы, необходимая для воплощения его гениальных замыслов.

«Дни жатвы» (США, Терренс Малик) — невинно-аморальная криминальная трагедия разыгрывается на фоне божественно бесчеловечных небесных и земных просторов.

«Без наркоза» (Польша, Анджей Вайда) — апогей «кинематографа морального беспокойства»: в исторической перспективе очевидно, что такие бытовые трагедии предвещали скорый коллапс польского коммунизма.

Последователи. Советский детский политический китч

«Тегеран-43» (1980) Александра Алова и Владимира Наумова, замысленный как антифашистский эпос, невольно обернулся китчем в силу своей интернациональной природы. Армен Джигарханян сыграл смахивающего на неандертальца киллера Макса Ришара. Ален Делон в роли полицейского комиссара Жоржа Фоша красиво умирал под градом пуль на парижской улице. А над фильмом парил голос Шарля Азнавура певшего про «ве-е-ечную любовь».

Источник: kommersant.ru

Актёры Олег Борисов, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Майя Булгакова. Фотография к фильму «Женитьба», режиссёр Виталий Мельников, 1977 год

Фотографы советских кинофабрик не становились знаменитыми: профессия считалась сугубо прикладной, имя автора под рекламными «кадрами из фильмов» не упоминалось. Поэтому и фотограф-художник Самоэль (Элик) Кацев – яркий и талантливый мастер, легенда «Ленфильма» – почти не известен за пределами студии.

Самоэль Ильич Кацев (1945—2003) проработал на «Ленфильме» штатным фотографом 15 лет, начиная с 1977 года. В СССР эта профессия считалась сугубо прикладной, утилитарной, и фамилии авторов под снимками (например, в «Советском экране») не указывались, поэтому Кацев был неизвестен широкой публике. Но он превратил ремесло в искусство: вроде бы техническая съемка в исполнении Кацева стала по-настоящему художественной.

Олег Борисов, Светлана Крючкова, Алексей Петренко

Светлана Крючкова и Алексей Петренко

Биография Кацева (1945 — 2003) укладывается в несколько строк. В 16 лет — поступление в «фотографическое» профтехучилище, затем работа в бытовом ателье. Желание снимать всерьез приводит на «Ленфильм». Сначала его принимают только такелажником, потом Кацев дослужился до и. о. ассистента оператора, наконец, в 1977 году — оператор-постановщик Юрий Векслер берет Кацева художником-фотографом на съемки фильма режиссера Виталия Мельникова «Женитьба». Начинаются лучшие годы Элика, как звали его на «Ленфильме» и в окрестностях, — фотопробы, фото во время съемок для архива киностудии, фото актеров для рекламных пакетов фильмов, выходящих в прокат. В портфолио Кацева — 40 (!) кинолент, включая культовые «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пацаны», «Анюта»…

В 1990 году закрывают фотоцех «Ленфильма», распавшегося на несколько мелких студий. Съемка для архивов никому не нужна. Кацев вынужден уйти и работать в обычном ателье по печати любительских снимков. Уход из профессии наверняка сильно сократил ему жизнь.

Самоэль Кацев. Автопортрет, 1976 год

Кацев побывал с фотоаппаратом на съемочной площадке более чем полусотни фильмов. Некоторые стали классикой отечественного кино, другие почти забыты; вот самый краткий список: «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина (1971, «Экран»), «Женитьба» Виталия Мельникова (1977), «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова (1978), «Соловей» Надежды Кошеверовой (1979), «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова (1979), «Анюта» Александра Белинского (1982), «Пацаны» Динары Асановой (1983), «Зимняя вишня» Игоря Масленникова (1985), «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина (1986), «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова (1986), «Спаси и сохрани» Александра Сокурова (1989), «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана (1993).

Однако Самоэль Кацев оказался значительнее роли, предписанной штатным расписанием. Он не ограничивался работой на кинокартине и по заданиям начальника фотоцеха, а бесконечно и неустанно портретировал — актеров, режиссеров, художников, операторов… Теперь, когда прежнего «Ленфильма» нет, фотографии Кацева поистине бесценны. В них мы видим не советско-бодрый, не глянцево-коммерческий, не парадно-заказной, а полный тревожного драматизма и сострадательной любви коллективный портрет уникальной киностудии.

Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан в дар РОСФОТО Тамарой Сеферян, его женой. К сожалению, многие работы по разным причинам утрачены еще при жизни фотографа. Предстоит большой труд по идентификации изображений, составлению каталога, введению работ этого мастера в культурный контекст.

Владимир Высоцкий на съемках фильма «Интервенция», 1967 год

Фото: Самоэль Кацев

«Интервенцию» Геннадий Полока снимал к 50-летию Октябрьской революции по мотивам одноименной пьесы Льва Славина (ее театральная премьера состоялась в мае 1967 года, вскоре после начала работы над фильмом). Полока решил сделать кино в революционной эстетике театральных опытов Мейерхольда — как уличный театр, как эксцентричную буффонаду. В результате производство фильма задержалось, и к 50-летию революции его сдать не удалось, и он был закончен только в июне 1968 года. «Интервенция» (фильм тогда был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас») не понравилась ни Славину, ни худсовету «Ленфильма», ни председателю Госкино Романову, ни Брежневу. Фильм отправился на полку и вышел только в 1987 году. На фото Высоцкий репетирует эпизод, который предшествует сцене с песней «Деревянные костюмы». В окончательный монтаж он не вошел.

Олег Янковский на съемках фильма «Полковник в отставке». 1975 год / Фото: Самоэль Кацев

К моменту работы над фильмом Игоря Шешукова Янковский уже был известным артистом, но еще не сыграл в телевизионных хитах Захарова, превративших его в суперзвезду. Зрители знали его по ролям в фильмах «Служили два товарища», «Зеркало» и «Премия». «Полковник в отставке» был полнометражным дебютом Шешукова. В основе картины — роман Владимира Дягилева «Вечное дерево». Янковский играет сына главного героя — бывшего полковника, который устроился на завод и решил заняться воспитанием молодых рабочих.

Андрей Вознесенский. 1983 год / Фото: Самоэль Кацев

Поэт Андрей Вознесенский изредка сам снимался в кино, но чаще в фильмах звучали песни на его стихи. Например, в финале ленфильмовской картины Владимира Чумака «Ты должен жить» о конце Великой Отечественной войны Вознесенский за кадром читает свой «Реквием» («Возложите на море венки…»)

Евгений Леонов на съемках фильма «Женитьба». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев

«Женитьбу» по Гоголю Виталий Мельников создал в свой золотой период. К середине 1970-х он уже был народным режиссером с хитами «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева» и, конечно, «Старший сын», где одну из своих лучших ролей в кино сыграл Евгений Леонов. После этого триумфа Мельников просто не мог не позвать Леонова в свой следующий фильм, пусть и на роль второго плана — Бальтазара Бальтазаровича.

Сергей Никоненко, рабочий момент съемок фильма «Ты должен жить». 1980 год / Фото: Самоэль Кацев

«Ты должен жить» — единственная режиссерская работа Владимира Чумака, выдающегося оператора (снятые им «Премия» и «Вдовы» Сергея Микаэляна вошли в историю советского кино). Фильм поставлен по повести «Майские ветры» о полевом аэродроме, где расположился полк штурмовой авиации и служит команда молодых девушек. В фильме, кроме Никоненко, снялось много известных актеров: Ирина Муравьева, Евгений Стеблов, Игорь Кваша.

Алексей Петренко на съемках фильма «Беда». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев

Динара Асанова — одна из самых мощных режиссеров позднего советского кино, хотя ее имя и не так уж известно сегодня. А «Беда» — самая недооцененная картина в ее фильмографии (современному зрителю вообще еще предстоит открыть Асанову заново). Алексей Петренко играет здесь Славу Кулигина, обычного сварщика-абьюзера, который на глазах зрителя спивается, мучает жену и мать, а потом попадает в колонию. На фото Кацева актер стоит на фоне стены одного из корпусов во дворе «Ленфильма».

Михаил Козаков. Фотопробы к фильму «Комедия ошибок». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев

Режиссер Вадим Гаузнер снимал «Комедию ошибок» по мотивам Шекспира, причем сценарий фильма написал сам Фридрих Горенштейн, культовая фигура советской литературы. Самоэль Кацев потом вспоминал: «Гаузнер сказал: „Сними как умеешь“. То есть впервые заставил думать. Предоставил мне актера — и все». У Михаила Козакова в «Комедии» главная роль.

Гаузнер позвал Кацева фотографом и на свою следующую картину «Куда исчез Фоменко?».

Александр Демьяненко на съемках фильма «Соловей». 1979 год / Фото: Самоэля Кацева

На одном только «Ленфильме» Демьяненко проработал более чем в полусотне картин, а его полная фильмография включает в себя почти 300 названий. Где-то он играл сам, где-то был актером дубляжа — говорил, среди прочих, за Донатаса Баниониса и Жан-Поля Бельмондо. А страна помнила его только как Шурика из гайдаевских комедий. В забытой музыкальной сказке-притче Надежды Кошеверовой «Соловей» его героя зовут Механикус, и он здесь отдаленно напоминает своего персонажа из «Ивана Васильевича».

Владимир Меньшов на съемках фильма «Под одним небом». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев

«Под одним небом» — советско-болгарский фильм Искандера Хамраева о дружбе двух руководителей крупного леспромхоза на Крайнем Севере. Владимир Меньшов к этому моменту уже снял «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит», его следующая картина «Любовь и голуби» тоже станет народным хитом на многие годы. А фильм «Под одним небом» будут помнить только специалисты. Зато какое красивое фото

Ролан Быков. Фотопроба к фильму «Куда исчез Фоменко?». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев

C 1958 по 1995 год на «Ленфильме» сделано 23 картины с участием Ролана Быкова, включая такие шедевры, как «Шинель» Баталова, «Мертвый сезон» и полочная «Проверка на дорогах». А вот комедию «Куда исчез Фоменко?» Быков вспоминал с неудовольствием: роль начальника цеха Манечкина он и режиссер картины Вадим Гаузнер трактовали по-разному.

Наталья Андрейченко. Фотопроба к фильму «Жизнь Клима Самгина». 1985 год / Фото: Самоэль Кацев

Секс-символ советского кино, Наталья Само Совершенство Андрейченко не раз попадала в кадр Самоэля Кацева. Здесь она пробуется на роль Алины Телепневой в многосерийный фильм Виктора Титова по роману Горького. Но роль в итоге достанется более молодой Наталье Лапиной.

Олег Даль и Ирина Купченко. 1979 год / Фото: Самоэль Кацев

Двойной портрет сделан на съемках двухсерийного телефильма Мельникова «Отпуск в сентябре» (картина была запрещена и вышла только в 1987 году). Олег Даль был любимцем «Ленфильма». За 14 лет, с 1966 по 1980 год, он сыграл здесь в 14 фильмах, в том числе Шута в «Короле Лире» Григория Козинцева. Ирина Купченко в 1979-м уже всесоюзно знаменита по «Звезде пленительного счастья» (сыграла княгиню Трубецкую) и «Чужим письмам» Авербаха (главная роль — учительница Вера Ивановна). Тогда Купченко и не могла себе представить, что через 40 лет снова сыграет училку, но уже берущую в руки пистолет.

Валентин Гафт и Михаил Боярский на съемках фильма «Таможня». 1982 год / Фото: Самоэль Кацев

К моменту съемок в детективе о контрабандистах на советском теплоходе Гафт и Боярский были уже звездами всесоюзного масштаба. А институт звезд в СССР работал. Сейчас трудно поверить, но у этого фильма Александра Муратова (наиболее известен по боевику «…По прозвищу Зверь») был огромный успех, в кинотеатрах его посмотрело более 20 миллионов человек. Для сравнения: у сегодняшнего суперхита «Движение вверх» было около 12 миллионов зрителей.

Самоэль Кацев и Василий Ливанов. 1983 год / Фото: Тамара Сеферян

Съемки эпопеи о Холмсе и Ватсоне шли с 1979 по 1986 год. Сколько фотографий сделал к этой картине Кацев, точно не известно — сохранились немногие снимки. Но снятый Кацевым портрет Ливанова в роли Холмса стал эмблематичным для экранизации и неоднократно воспроизводился в разных медиа. А это фото — редкий случай, когда Кацев сам в кадре с тем, кого обычно снимает. Как будто это он пробуется на роль Ватсона.

Александр Збруев, Марина Неелова, Мария Каленская на съемках фильма «Ты у меня одна». 1993 год / Фото: Самоэль Кацев

«Ты у меня одна» — популярная мелодрама Дмитрия Астрахана, в которой решается до сих пор актуальный для России вопрос: оставаться в стране или валить в эмиграцию? У главного героя дополнительная мотивация уезжать — хорошо устроившаяся за границей первая любовь. Стоит ли ради нее и западной роскоши бросить семью и российскую нищету? Збруев за главную роль в фильме получил приз на «Кинотавре».

Иннокентий Смоктуновский. 1984 год / Фото: Самоэль Кацев

Неизвестно, по какому поводу сделана эта фотография (возможно, во время подготовки к съемкам очередной серии «Шерлока Холмса»), но перчатки Смоктуновского — с мехом наружу, леопардового окраса — выглядят настолько безумно, что пройти мимо этого образа невозможно. Смоктуновский к тому времени был настолько большой звездой, что мог позволить даже ироничные камео, как в фильме «Москва слезам не верит», где он играет себя же, но молодого и пока никому не известного.

Наталья Горленко, Булат Окуджава, Александр Володин. 1985 год / Фото: Самоэль Кацев

Окуджаву и «Ленфильм» связывает многолетнее сотрудничество и два десятка картин, в которых звучит его музыка. Окуджава вместе с Владимиром Мотылем написал сценарий важного для студии фильма «Женя, Женечка и „Катюша“», снялся в «Ключе без права передачи» Динары Асановой и еще в трех ленфильмовских картинах. Этот тройной портрет, вероятно, сделан на вечере в клубе бардовской песни «Восток» 2 апреля 1985 года.

Кира Муратова. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев

Как известно, Кира Муратова почти все свои фильмы снимала на «Одесской киностудии». Хотя были и исключения. Через шесть лет после запрета «Долгих проводов» (1971) ей сумели выбить постановку на «Ленфильме», но картина «Познавая белый свет» (1978) тоже встретила ожесточенное противодействие начальства. Муратова вернулась в Одессу. В 1987 году ее фильмы были сняты с полки, и Муратова снова начала активно работать. «Астенический синдром» она завершала в сентябре 1989-го в тон-ателье «Ленфильма». Вероятно, тогда же и позировала Кацеву.

Рустам Хамдамов на съемках фильма «Анна Карамазофф». 1989 год / Фото: Самоэль Кацев

«Анна Карамазофф» — легендарный и проклятый фильм Рустама Хамдамова с Жанной Моро в главной роли (из-за конфликта Хамдамова с продюсером и самой Моро фильм был положен в сейф сразу после каннского показа; с тех пор «Анну» никто не видел в кино). История возвращения женщины из сталинских лагерей в Ленинград осенью 1949 года, естественно, снималась и в Ленинграде.

Ингеборга Дапкунайте на съемках фильма «Циники». 1991 год / Фото: Самоэль Кацев

«Циники» — фильм Дмитрия Месхиева по мотивам романа Анатолия Мариенгофа про интересные нравы петербуржцев времен Гражданской войны и НЭПа (сексуальная революция, психологические травмы, подпольные миллионеры и ВЧК). Роман был написан в конце 1920-х, но в СССР вышел только в перестройку. За эту роль Дапкунайте получила премию «Золотой овен».

Александр Абдулов и Леонид Ярмольник / Фото: Самоэль Кацев

Загадочный снимок. Абсолютные звезды Абдулов и Ярмольник встретились на съемочной площадке «Ленфильма» всего однажды — в режиссерском дебюте первого «Бременские музыканты & Со» (2000), который снимался в том числе и в павильонах «Ленфильма». Вероятно, Самоэль Кацев сделал эту фотографию во время какого-нибудь киносмотра (неслучайно Ярмольник при бабочке, а Абдулов – весь в белом). В пользу этой догадки и знаменитый оператор Павел Лебешев, который стоит между актерами.

Марина Влади. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев

В 1989 году Марина Влади побывала в нескольких российских городах, где представляла свою книгу «Владимир, или Прерванный полет». Эти встречи фиксировал для своей документальной картины «Постскриптум» (1992) режиссер Петр Солдатенков, который много снимал Высоцкого в 1970-е годы, запечатлел его похороны и после создал несколько фильмов о нем. Кацев сопровождал их в поездках, много снимал Марину Влади. Они подружились, актриса даже подарила Кацеву камеру.

Армен Джигарханян во время съемок фильма «Ярославна, королева Франции». 1978 год / Фото: Самоэль Кацев

Из своих двух с половиной сотен ролей в кино 22 Джигарханян сыграл на «Ленфильме». В 1970—1980-е он был постоянно занят в сразу двух-трех картинах студии. На этом снимке он митрополит Феопемпт из фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Актер уже всем известен как судья Кригс из комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но Горбатый из «Места встречи» Говорухина еще впереди.

Николай Караченцов. 1978 год / Фото: Самоэль Кацев

Караченцов снимался на «Ленфильме» в 22 картинах любых жанров — от историко-революционного фильма до музыкальных комедий. Здесь он запечатлен в быту. При создании рекламного пакета фотографий к фильмам полагались и такие прозаические портреты актеров.

Ленинградские кинематографисты / Фото: Самоэль Кацев

Режиссёр Илья Авербах на съемках фильма «На берегах пленительных Невы…». 1982 год

Портрет Олега Борисова, сделанный в качестве фотопробы к «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера

Светлана Крючкова

Этот портрет Светланы Крючковой – рекламный, сделан для плакатов «Женитьбы». Вообще, рекламные фото отличались высоким качеством, особенно когда речь шла о продаже в зарубежный прокат.

Майя Булгакова сыграла в мельниковской «Женитьбе» Арину Пантелеймоновну.

«Блокада» Михаила Ершова – один из самых амбициозных проектов «Ленфильма». Картину составили из двух трехчасовых частей. Трудились с размахом: пригоняли войска и технику, а панорамы оператору приходилось снимать с восьмисот метров! При этом «Блокада» предназначалась не для широкого проката, а для показа по телевиденью. «Сейчас у нас этот сегмент занят сериалами», – отмечает кинокритик Гусак.

Юозас Будрайтис сыграл в «Блокаде» немецкого офицера. Любопытно, что фашистов в советском кинематографе исполняли исключительно прибалтийские актеры.

Елена Прудникова, Наталья Данилова, Ольга Антонова и Елена Соловей пробовались на «Комедию ошибок». В итоге Антонова исполнила роль Адрианы, Данилова – Люцианы.

В моменты затишья, в перерывах между съемками, Кацев неустанно портретировал. Снимал не только актеров, но и тех, кто находится по ту сторону объектива: сценаристов, режиссеров, операторов. На этом фото – классик операторского искусства Евгений Шапиро.

Валерий Приемыхов. Фотография к фильму «Пацаны», 1982 год

На съемках фильма «Пацаны» Динары Асановой фотохудожник познакомился со своей второй супругой, Тамарой Сеферян. Картина вызвала сильный резонанс и на телевиденье, и в прессе: режиссер настолько заострила классическую тему молодежи, что в артисты взяла настоящих трудных подростков, которых отыскали в колониях.

В архиве Кацева есть фото со съемок неизвестных картин и портреты неизвестных людей. А есть портреты малоизвестных, но оттого не менее важных. Например, вот это – укладчик текста, человек, занимающийся подготовкой дубляжа или титров.

Виталий Соломин

Сотрудничать с режиссером Игорем Масленниковым Кацев продолжил и в «Зимней вишне». Фотографий со съемок этой легендарной киноленты много, но создатели решили ограничиться знаковыми: о «Зимней вишне» и так знают все. Вот, например, Виталий Соломин.

Василий Ливанов в роли Холмса. Портрет сделан во время съемок «Собаки Баскервилей». 1980 год

В «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Кацев поработал в последних двух сериях: в «Сокровищах Агры» и «Собаке Баскервилей». Он запечатлел не только легендарного Василия Ливанова, но и создателей «мира Холмса» – художников Исаака Каплан и Беллу Маневич, которые продумали все, начиная от шрифта титров и заканчивая улицами «викторианской Англии».

Конец восьмидесятых и начало девяностых – период «многокартинья»: несмотря на то, что Советский Союз рассыпался, фильмов снимали много. Чиновники просто боялись запрещать. Ежегодно выходило по 300-350 картин. Относительная свобода привела к всплеску авторского начала. В результате появилось очень много странных многозначительных работ, расшифровать которые – задача будущих поколений киноведов.

Начало девяностых привносит в кино новые сюжеты, новую – и теперь разрешенную – литературу. «Циники» по роману Мариенгофа – одна из первых работ Дмитрия Месхиева. И один из немногих фильмов, которые Кацев отразил в цвете.

В афише ленты «Австрийское поле» Андрея Черных использовали фотографию Кацева. Картина получила приз на Берлинском кинофестивале.

«Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова – одна из самых интересных картин девяностых. Режиссер снял ее в кооперации с французами. В раскадровке Кацев запечатлел главную героиню притчи – женщину, которая приехала отомстить тем, кто отправил ее в лагеря, но у которой ничего не выходит, и в результате она решает покончить с собой. Каждый кадр фильма дышит винтажной красотой.

Рина Зелёная. Фотография к сериалу о Холмсе и Ватсоне. 1982 год

Алексей Петренко

Елена Сафонова, Лариса Удовиченко, Нина Русланова. Фотография к фильму «Зимняя вишня» Игоря Масленникова. 1984 год

Екатерина Васильева. Фотография к фильму «Пацаны», 1982 год

Борислав Николаевич Брондуков

Танцовщик и хореограф Владимир Васильев, балерина Екатерина Максимова, Кира Кириллова. Игровая фотография к фильму «Анюта» Александра Белинского, 1982

Момент съёмок фильма «Соловей», режиссёр Надежда Кошеверова. 1979 год

Юрий Векслер, режиссёр Динара Асанова. Со съёмок фильма «Пацаны», 1982 год

Автопортреты Кацева, обнаруженные в архиве, – загадка. Никто не знает, как они были сделаны: выстраивал ли фотограф кадр и снимал себя на автоспуск, просил ли «щелкнуть» себя под определенным углом. А может, эти снимки и вовсе не авторства самого художника.

См.также:

Режиссёры-легенды отечественного кинематографа

Мастера фотографии. Валерий Плотников

Мастера фотографии. Игорь Гневашев, Знаменитости

Редкие фотографии знаменитостей.

Легенды советского кино

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Комедия ошибок комедия положений
  • Кондиционер lg s12nf коды ошибок
  • Кондиционер olimpia splendid коды ошибок
  • Комедия ошибок колягин

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии