Режиссер 1. Вадим Гаузнер Актеры 1. Михаил Козаков … Антифол Эфесский / Антифол Сиракузский 2. Михаил Кононов … Дромио Эфесский / Дромио Сиракузский 3. Ольга Антонова … Адриана 4. Наталья Данилова … Люциана 5. Софико Чиаурели … куртизанка Алиса Фрейндлих 6. Валерий Матвеев … герцог Эфесский 7. Александр Анисимов … 8. Анатолий Чернегин … 9. Рамаз Чхиквадзе … 10. Наталья Дикарева … 11. Александр Гарин … 12. Гижури Кобахидзе … 13. Абессалом Лория … 14. Вадим Михайлов … 15. Давид Папуашвили … 16. Гия Перадзе … Анжело Александр Демьяненко 17. Карло Саканделидзе … 18. Гоги Тодрия … 19. Гиви Тохадзе … 20. Баадур Цуладзе … 21. Вера Улик … 22. М. Йоффе … 23. Отар Зауташвили … 24. Сергей Зеленюк … 25. Александр Алазниспирели … купец 26. Валерий Кравченко … посетитель трактира, в титрах не указан Актеры дубляжа 1. Алиса Фрейндлих … куртизанка 2. Александр Демьяненко … Анжело Сценаристы 1. Фридрих Горенштейн 2. Тит Макций Плавт … пьеса 3. Уильям Шекспир … пьеса Оператор 1. Анатолий Иванов Композитор 1. Вячеслав Ганелин Художники 1. Марк Каплан … постановщик 2. Белла Маневич-Каплан … по костюмам Монтажеры 1. Дж. Боева 2. Людмила Образумова |
|
Фильм Комедия ошибок
«Комедия ошибок» — советская двухсерийная экранизация классического произведения Уильяма Шекспира с идентичным названием. В нашем интернет-кинотеатре есть возможность посмотреть постановку полностью онлайн. Все действие происходит в одном городе в течение одного дня, к окончанию которого нас ждет веселый и примиряющий всех финал. События этого одного дня не произошли, если бы восемнадцать лет назад сиракузский торговец снедью Эгеон не отправился бы по работе в Эпидамн. Вскоре вместе с недавно родившей женой Эмилией они отправляются в путешествие к дому. Во время ужасной бури части их корабля разнесло по океану, в результате чего каждого из них спасли жители воинствующих городов. Эгеон с одним сыном оказался на своей родине в Эпидавре, а Эмилия с другим сыном очутилась в Эфесе. И вот спустя много лет повзрослевший Антифол Сиракузский решает отыскать своего пропавшего брата. После долгих и изнурительных поисков он все-таки попадает в Эфес, где в связи с этим начинают происходить забавные, а иногда и смешные недоразумения.
Приглашаем посмотреть фильм «Комедия ошибок» нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Cмотреть «Комедия ошибок» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
Наталья Данилова — биография, новости, личная жизнь
Наталья Данилова
Возраст: 67
Наталья Юрьевна Данилова. Родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра, кино и дубляжа. Заслуженная артистка РСФСР (1991).
Наталья Данилова родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец — Юрий Алексеевич Мочанов, родом из Питера, археолог, доктор исторических наук.
Актриса носит фамилию матери.
Брат по отцу — Алексей Юрьевич Мочанов, автогонщик.
С ранних лет сочиняла песни и исполняла их под гитару, в школе на литературных вечерах читала стихи Пушкина, «Маленького принца» Сент-Экзюпери.
После окончания школы поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ее приняли сразу на второй курс после дополнительного прослушивания — поскольку на курсе А. Кацмана был недобор девушек. Окончила вуз в 1976 году. В дипломном спектакле по пьесе Э. Золя «Наследники Рабурдена» она исполняла характерную роль мадам Вассар. На показе присутствовал руководитель БДТ им. М. Горького Георгий Товстоногов, который пригласил Наталью в свой театр.
В БДТ прослужила с 1977 по 1992 годы, среди ее работ:
«Дачники» М. Горького — Соня, Юлия Филипповна;
«Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Арабелла;
«Тихий Дон» по М. Шолохову — Дуняшка;
«Жестокие игры» А. Арбузова — Девушка, похожая на ангела;
«Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана — Алла Шиндина;
«Общественное мнение» А. Баранги — секретарша;
«Ревизор» Н.В. Гоголя — Мария Антоновна;
«Телевизионные помехи» Кароя Сакони — Ванда;
«Островитянин» А. Яковлева, постановка Г. Егорова — Марина;
«На всякого мудреца» А. Островского — Машенька;
«Волки и овцы» А. Островского — дивертисмент;
«Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» Пола Зиндела — Девушка, которая сварила кошку;
«Скорбящие родственники» Б. Нушича — Данница;
«Свалка» А. Дударева — Жена профессора;
«Дядя Ваня» А.П. Чехова — Елена Андреевна;
«Коварство и любовь» Фридриха Шиллера — Леди Мильфорд;
«Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина — Дочурка.
Наталья Данилова в молодости
После смерти Товстоногова она ушла из БДТ в неизвестность. Собиралась устроиться в Ботанический сад — ухаживать за деревьями, за цветами, но в тот момент ее пригласили в театр «Приют комедиантов», где она проработала с 1992 по 1994 годы, сыграв главную роль в «Медее».
В 1990-е годы, по словам актрисы, случались времена, когда хватало средств только на хлеб и молоко, ей даже приходилось собирать бутылки. В то же время сильно заболели мама и муж. Супруг Сергей скончался от инсульта. Через какое-то время Наталья осталась совсем одна. «Я сама тяжело болела. А мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я лежала и просто умирала в полном одиночестве. Читала себе вслух книги, чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю Сереже… И ничего, выжила!», — вспоминала она.
Благородная красота, интеллект, отличная школа отличают все работы этой уникальной актрисы. Темперамент и чувство меры позволяют создавать образы противоречивые, сложные, неоднозначные, — такие, как Настасья Филипповна из «Идиота», — именно
на эту роль пришла актриса в театр им. В.Ф. Комиссаржевской в 2001 году. Также в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской была задействована в постановках: «Шут Балакирев» Г. Горина — Екатерина; «С тобой и без тебя».
В 2001 году актрисе присуждена художественная премия «Петрополь» (бронзовая статуэтка святой блаженной Ксении Петербургской) за музыкально-литературную композицию «Утешение» (стихи — Григорий Хубулава).
Сотрудничала с Театром «Приют комедиантов»: «Медея» — Медея.
Принимала участие в озвучании аудиокниг: «Капкан» Синклера Льюиса; «Тайна золотого мусорщика» Ч. Диккенса; «Золотая цепь» Александра Грина.
Широкую известность ей принесла работа в кино.
Впервые на экране появилась в 1969 году в фильме «Завтра, третьего апреля…», сыграв ученицу 6-Б Машу Гаврикову.
Наталья Данилова в фильме «Завтра, третьего апреля…»
Затем появилась на экране уже в 1977-м — в картинах «Старые друзья» (Тоня Федотова) и «Прыжок с крыши» (Муся).
Широкую известность ей принесла роль сержанта Вари Синичкиной в культовом криминальном детективе «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Роль Синичкиной стала визитной карточкой актрисы.
Наталья Данилова в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Далее на актрису посыпались предложения на съемки. Она сыграла главные роли в картинах «Казначейша» (Авдотья Николаевна), «Под липой» (Анна Павловна Чегенёва), «Кто заплатит за удачу» (Антонина Чумак).
Успешными стали работы в лентах «Дублёр начинает действовать» (Ольга Паршина), «Человек-невидимка» (Джейн), «Тайна «Чёрных дроздов»» (Пэт Фортескью), «Жизнь Клима Самгина» (Елена Прозорова), «Васька» (Адель).
Наталья Данилова в фильме «Тайна Чёрных дроздов»
В 1990-е актриса создала интересные образы в лентах «Владимир Святой» (Рогнеда), «Рэкет» (Алёна Корнилова), «Дитя» (жена), «Плачу вперед» (Сидорова Олимпиада Николаевна), «В зеркале Венеры» (Маша).
Среди заметных работ 2000-х — «Империя под ударом» (княгиня Щербатова), «Татьянин день» (Вера Кирилловна Разбежкина), «Одна семья» (Людмила Анатольевна Смирнова), «Семейный дом» (Валентина Семеновна Мишина), «Территория» (Лидия Макаровна), «Чума» (Анна).
Наталья Данилова в сериале «Чума»
Рост Натальи Даниловой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Натальи Даниловой:
Дважды была замужем. Детей нет.
Первый муж — Асхаб Абакаров (1945-1985), советский актер (в фильме «Приключения принца Флоризеля» сыграл Перкинса), кинорежиссёр, художником. Он погиб в автомобильной катастрофе 4 ноября 1985 года неподалёку от Махачкалы на съёмках фильма «Сказание о храбром Хочбаре». Но расстались они еще до его гибели.
Асхаб Абакаров — первый муж Натальи Даниловой
В браке с Абакаровым Наталья забеременела, однако врачи поставили совсем другой диагноз и принялись ее лечить. Когда же выяснилось, что у нее беременность, мать посоветовала сделать аборт — мол, ребенок может родиться больным из-за огромного количества лекарств, которые принимала актриса. И она прервала беременность на большом сроке из-за чего больше не смогла иметь детей.
Позже она вспоминала о тяжелом эпизоде в фильме «Место встречи изменить нельзя» — где ее героиня отвозит подкидыша в детский дом. Актриса даже теряла сознание — так ей было тяжело играть этот эпизод. «Незадолго до этого я сделала криминальный аборт. Высоцкий меня успокаивал, утешал — ему я раскрыла душу», — признавалась Наталья Данилова.
Расставшись с первым супругом, режиссером Асхабом Абакаровым, Наталья Данилова случайно через несколько лет встретилась с ним, Асхаб предложил снова создать семью, но она отказалась. «Я могла бы жить с тобой только на необитаемом острове», — объясняла ему Наталья Данилова. «Ничего, я скоро тебя освобожу. Что-то со мной случится…», — сказал Асхаб. Через день он уехал на съемки в горы и разбился на машине. Наталья Данилова сильно переживала его смерть.
Второй муж — Сергей. О нем она рассказывала: «Сергей был для меня всем — нянькой, мужем, любовником, другом». Однако и второй супруг безвременно ушел из жизни — его сразил инсульт.
Фильмография Натальи Даниловой:
1969 — Завтра, третьего апреля… — Маша Гаврикова
1977 — Старые друзья — Тоня Федотова
1977 — Прыжок с крыши — Муся, продавщица книжного магазина
1978 — Комедия ошибок — Люциана
1979 — Под липой — Анна Павловна Чегенёва
1979 — Место встречи изменить нельзя — Варя Синичкина, младший сержант (озвучила Наталья Рычагова)
1979 — Маленькие трагедии — Зинаида Вольская, княгиня
1982 — Монт-Ориоль (фильм-спектакль) — Луиза Ориоль
1980 — Кто заплатит за удачу — Антонина Чумак
1980 — Казначейша — Авдотья Николаевна, казначейша (поёт Людмила Касьяненко)
1981 — Самоубийство (фильм-спектакль) — Наташа Селиванова
1981 — Похищение чародея (фильм-спектакль) — Анна Иванкевич — Магдалена
1981 — Объявлен розыск… (фильм-спектакль) — Марина
1982 — С тех пор, как мы вместе — Вика Зайцева
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — Пэт Фортескью, жена Ланса
1983 — Отцы и дети — Анна Одинцова
1983 — Дублёр начинает действовать — Ольга Паршина
1984 — Человек-невидимка — Джейн
1984 — Водевили Чехова (фильм-спектакль)
1986-1988 — Жизнь Клима Самгина — Елена Прозорова
1986 — Путь к себе — Саша, колхозница Александра Ивановна Полетаева
1986 — Пиквикский клуб (фильм-спектакль) — Арабелла Эллен
1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) — Елена Андреевна Серебрякова
1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — Марья Антоновна (сцена из спектакля «Ревизор»)
1987 — Испытатели — Вера
1988 — Физики — сестра Моника Штэтлер
1988 — Эмма (фильм-спектакль) — Эмма
1989 — Васька — Адель, знакомая Бибикова
1990 — Фуфель — Юлия Сергеевна Силина, следователь
1990 — Повесть непогашенной луны — София
1990 — Другая драма (Pasternak) — мама Бориса
1990 — Вечный муж — Клавдия Петровна Погорельцева, подруга Вельчанинова
1991 — Шкура — Маша Храпункова
1991 — Год хорошего ребёнка — Федюкина/мадам Карабас
1991 — Австрийское поле — эпизод
1992 — Рэкет — Алёна Корнилова
1992 — Дитя — жена
1993 — Осенние соблазны — Наташа (нет в титрах)
1993 — Владимир Святой — Рогнеда
1999 — Чествование (фильм-спектакль) — Мэгги
1999 — Плачу вперед — Сидорова Олимпиада Николаевна, миллионерша
1999 — В зеркале Венеры — Маша
2000 — Империя под ударом — княгиня Щербатова
2004 — Игра on-line — Любовь Андреевна
2004 — Агентство 2 — заказчица
2005 — Подлинная история поручика Ржевского — Анна Павловна Базарова
2005 — Нежная зима — мама Елочки
2006 — Там, где живет любовь — Наталья Григорьевна, мать Марины Комаровой
2006 — Секретные поручения — Курлова, мать Сергея
2007-2008 — Татьянин день — Вера Кирилловна Разбежкина, мать Тани
2008 — Васильевский остров — мать Зинаиды
2009 — Одна семья — Людмила Анатольевна Смирнова
2009 — Круиз — мама Насти
2009 — Индийское кино — Ирина
2009 — Дорожный патруль — 3 — Ирина Петровна Парамонова
2010 — Семейный дом — Валентина Семеновна Мишина, инспектор
2011 — Условия контракта — Анна Семеновна, мать Маши и Кати
2013 — Крик совы — Дарья Семёновна Калинцова, работница фотоателье
2014 — Территория — Лидия Макаровна
2015 — Чума — Анна, сожительница Фомича
2017 — Крылья империи
2018 — В созвездии Стрельца — Софья Фроловна, мать Стрельцова
2018 — Беловодье. Тайна затерянной страны — Верона
Озвучивание Натальи Даниловой:
1997 — Без лица (Face/Off (США) — Холли Миллер (Си Си Эйч Паундер)
1998 — Враг государства (Enemy of the State)
1999 — Тринадцатый воин (13th Warrior, The)
2000 — Брат-2 (роль Дарьи Лесниковой)
2001 — Из ада (From Hell)
2003 — Холодная гора (Cold Mountain) — Мэдди (роль Эйлин Аткинс)
2003 — Развод (Divorce, Le) — Оливия Пэйс (Гленн Клоуз)
2003 — Карлик Нос (анимационный) — Колдунья
2004-2012 — Отчаянные домохозяйки (Desperate Housewives)
2004 — Гнев (Man on Fire) — Мариана (Рэйчел Тикотин)
2004 — Алёша Попович и Тугарин Змей (анимационный) — Бабуля
2005 — Нокдаун (Cinderella Man)
2005 — Казанова (Casanova) — Андреа Бруни (роль Лены Олин)
2006 — Улицы разбитых фонарей-8 — Вероника Георгиевна Жемчужникова (роль Нани Брегвадзе)
2006 — Спасатель (Guardian, The)
2006 — Снежный пирог (Snow Cake) — Эллен Фриман (Джейн Иствуд)
2006 — Розовая пантера (Pink Panther, The)
2006 — Добрыня Никитич и Змей Горыныч (анимационный) — Баба Яга
2009 — Шопоголик (Confessions of a Shopaholic) — Алетт Нэйлор (Кристин Скотт Томас)
2009 — Терминатор: Да придёт спаситель (Terminator Salvation) — Джейн Александер
2009 — Однажды в Риме (When in Rome) — Селеста (Анжелика Хьюстон)
2011-2018 — Игра престолов (Game of Thrones)
Наталья Данилова
Актриса
Место рождения: г. Ленинград
– 25.09.1955
1955-09-25
-0001-11-30
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: Заслуженная артистка РСФСР (1991).
ОБРАЗОВАНИЕ: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 1976).
ТЕАТРЫ: Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (1977 — 1992), Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют Комедианта» (1992 — 1994), Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (с 2001).
ДЕБЮТ В КИНО: Маша Гаврикова, «Завтра, третьего апреля…» (1969).
Фильмы
-
Крылья империи
201716+Милош Бикович в многосерийной исторической драме «Крылья империи».
-
Территория
201418+Экранизация повести Олега Куваева. Основано на реальных событиях!
-
Крик совы
201316+Сергей Пускепалис, Мария Миронова в многосерийной детективной драме «Крик совы».
-
-
Условия контракта
20116+Вся правда о суррогатном материнстве — в многосерийной мелодраме «Условия контракта».
-
-
Круиз
20096+Александр Михайлов в многосерийной детективной мелодраме «Круиз».
-
Татьянин день
Мелодрама2007-200812+Мелодраматическая сага — многосерийная мелодрама «Татьянин день» — запутанный любовный треугольник, пылкие страсти и сильные чувства.
-
Там, где живет любовь
Мелодрама20066+Фильм о любви, сострадании, надежде, которая умирает последней и, наконец, — счастье.
-
-
-
Карлик Нос
для детей20036+Полнометражный анимационный фильм по мотивам классических сказок Вильгельма Гауфа. «Карлик Нос» — это волшебная, захватывающая история о вечной силе любви и дружбы.
-
Империя под ударом
Исторический детектив200016+Игорь Ливанов в историческом детективе «Империя под ударом».
-
Рэкет
Триллер19926+Прототип главного героя — известный телезрителям Александр Невзоров. Впрочем, история эта от начала до конца вымышленная и не претендует на полное тождество героя с известным тележурналистом…
-
Австрийское поле
Мелодрама19916+Необыкновенный фильм о странной, острой и сильной любви слепого человека к женщине, чью красоту по-натоящему видит только он.
-
Физики
19886+Леонид Броневой в детективе «Физики».
-
Жизнь Клима Самгина
Драма1986-19886+Экранизация самого значительного, итогового произведения Максима Горького.
-
Человек-невидимка
198412+Фантастическая драма по мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса.
-
-
-
Маленькие трагедии
Драма197912+Киноальманах по одноименному поэтико-драматическому циклу А. С. Пушкина.
-
-
Комедия ошибок
Комедия19786+Комедия по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.
19 апреля 1783 года императрица Екатерина Вторая подписала манифест о присоединении Крыма к России.
Крым тема больная, а хочется о хорошем.
Давайте вспомним десятку самых крутых, хитовых советских фильмов, которые без крымской натуры немыслимы.
Двигаемся в хронологическом порядке: какой фильм вышел раньше, тот и первый.
1. 1959 – «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
МЕСТА СЪЕМОК: Ялта.
ЛЮДИ: Режиссер – Иосиф Хейфиц; Актеры — Алексей Баталов, Ия Саввина
ПОЧЕМУ ТАМ: «Дама с собачкой» самый известный русский рассказ, действие которого происходит в Ялте.
Помните чеховский зачин: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами»
Тем более жалко, что собственно ялтинской натуры в фильме не много, киношникам помешали дожди. Большую часть действия пришлось переносить в павильон.
2. 1961 – «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»
МЕСТА: Ласпинская бухта.
ЛЮДИ: Режиссеры – Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский; Актеры – Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков
ПОЧЕМУ ТАМ: Создатели мечтали о Саргассовом море, но кто бы пустил их в зарубежную поездку? Пришлось выбирать между морями Каспийским и Черным. Черное оказалось менее мутным, что для революционных по тем дням подводных съемок было важным. На бухте Ласпи остановились из-за ее безлюдия, отдаленности популярных пляжей. Впрочем, еще в 1930-ые там планировалось создать «киногород», такой а-ля Советский Голливуд.
После триумфа «Человека-амфибии» на Ялтинской киностудии заработал центр подводных видеосъемок.
3. 1961 – «АЛЫЕ ПАРУСА»
МЕСТА СЪЕМОК: Ялта; Коктебель; Карадаг; Алупка
ЛЮДИ: Режиссер – Александр Птушко; Актеры – Анастасия Вертинская, Василий Лановой
ПОЧЕМУ ТАМ: Автор романа Александр Грин успокоился в Крыму, эти места с ним неразрывны.
Города Зурбаган и Лисс киношники раскинули прямо на Ялтинской набережной. Деревенькой, где Ассоль ждала Грея, выступил Коктебель.
Замок Грея снимали в Воронцовском дворце, в Алупке. Прибывал же корабль «Секрет» с алыми парусами в Голубой залив.
Получился один из самых красивых и романтичных фильмов Советского кино.
4. 1963 – «ТРИ ПЛЮС ДВА»
МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Судак; Алушта
ЛЮДИ: Режиссер – Генрих Оганисян; Актеры – Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов
ПОЧЕМУ ТАМ: Фильм по пьесе Сергея Михалкова «Дикари» рассказывал о летнем отдыхе молодых людей. Крым – Мекка советского отпускника. После этого фильма поток дикарей туда резко возрос.
Натуру снимали в поселке Новый Свет, который располагался на трассе «Алушта-Судак». Как следствие, и эти два города в кадр попали.
5. 1967 – «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»
МЕСТА СЪЕМОК: Алушта; Ай-Петри
ЛЮДИ: Режиссер – Леонид Гайдай; Актеры – Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Никулин – Вицин — Моргунов
ПОЧЕМУ ТАМ: В принципе Кавказ было логично снимать на Кавказе, но там не было такой оснащенной студии, как Ялтинская.
Так что пришлось Нине танцевать твист на камушке в Долине Привидений и там же Балбесу падать с дерева.
А вот город снимали в Алуште. В алуштинском парке аттракционов попивала пивко знаменитая троица, констатируя: «Жить хорошо!».
Как результат, в Крыму работают экскурсионные маршруты по местам съемок комедии Гайдая.
6. 1979 – «ПИРАТЫ ХХ ВЕКА»
МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Ялта; Коктебель.
ЛЮДИ: Режиссер – Борис Дуров; Актеры – Николай Еременко, Петр Вельяминов, Талгат Нигматулин
ПОЧЕМУ ТАМ: Рядом не только море, но и пейзажи способные сойти за виды экзотических островов.
Базу пиратов оборудовали в Голубой бухте. Опиум на борт грузили в Ялтинском порту. Деревню туземцев выстроили в бухте Тихая.
7. 1982 – «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет
ЛЮДИ: Режиссер — Владимир Воробьев; Актеры — Федя Стуков, Олег Борисов, Валерий Золотухин
ПОЧЕМУ ТАМ: По сюжету требовался необитаемый остров без особых изысков. Решили сосредоточить его на мысе Капчик и окрестностях.
На набережной Ялты до сих пор служит в качестве ресторана бригантина из «Острова сокровищ», только не из этой экранизации, а предыдущей, 1971 года.
8. 1982 – «СПОРТЛОТО-82»
МЕСТА СЪЕМОК: Новый Свет; Феодосия; Алушта
ЛЮДИ: Режиссер – Леонид Гайдай; Актеры – Альгис Арлаускас, Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов
ПОЧЕМУ ТАМ: Еще одна популярная курортная комедия. Многие места для съемок Гайдай присмотрел во времена «Кавказской пленницы».
В данном случае съемочная группа прошерстила Крым обстоятельно. На мысе Капчик снимали лагерь автомобилистов.
А вот дом, где жила тетка главного героя находился в Феодосии. В кадр попал и центральный пляж Алушты.
Пришлось героям и взбираться на Ай-Петри.
9. 1987 – «ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ»
МЕСТА СЪЕМОК: Коктебель
ЛЮДИ: Режиссер – Алла Сурикова; Актеры – Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов и другие.
ПОЧЕМУ ТАМ: Здесь требовался затерянный в прерии техасский городок. Его возвели на берегу Тихой бухты. После съемок хлипкие фасады декораций сожгли.
10. 1988 – «АССА»
МЕСТА СЪЕМОК: Ялта
ЛЮДИ: Режиссер: Сергей Соловьев; Актеры – Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев
ПОЧЕМУ ТАМ: Уже по сценарию действие происходило в Ялте, причем не летней, а осенней. Неожиданно для съемочной группы курорт засыпало снегом столь надолго, что было принято решение снимать Ялту с ним.
Эстрада театра лилипутов в Никитском ботаническом саду. Гостиница «Ореанда». Канатная дорога на холм Дарсан.
После этой картины увеличились желающие провести отпуск в зимней Ялте.
Вот какова моя личная «Крымская кинодесятка»
«Эта весна была, несомненно, одной из самых трагических французских весен, весной гражданской войны. Политическое соперничество уступило место социальной ненависти, развивавшейся в невыносимой атмосфере обоюдной боязни. Страх! Страх! Страх! Это была весна страха. Какими могучими должны были быть жизненные силы, чтобы в этой вязкой атмосфере все же зацвели каштаны».
Это слова французского писателя-католика Жоржа Бернаноса о Париже конца 1930-х годов, жившем предчувствием и гражданской, и мировой войны. Почти слово в слово то же самое писал о Москве конца 1930-х драматург Александр Гладков. Похожие слова о правившем бал в Европе ужасе пополам с беззаботностью можно найти у их современников — англичан ли, поляков, бельгийцев.
Эпоха всемирной гражданской войны между красным и черным интернационалами немыслимо киногенична. Между тем к концу 1970-х годов о ней были сняты считаные фильмы (да и с тех пор немного): не только Европе, но и СССР историческая память словно «жала», ее хотелось упрятать куда поглубже.
Советско-швейцарский «Бархатный сезон» никакими подобными комплексами не страдал.
В самом начале загадочный русский Николас (Юозас Будрайтис), похожий на «бойца невидимого фронта», бесхитростный француз-докер Анри (Александр Лазарев-старший) и миллионерская дочка Лиз Бредвери (Валентина Игнатьева) в бешеной гонке выводили грузовик Красного Креста с 12 испанскими детьми из-под кинжального огня немецкого истребителя.
Сюжет осени 1938-го, когда интербригады отступали из Испании, умещался в пару дней (тех самых дней, в которые в Мюнхене был вынесен смертный приговор Чехословакии). Почти никто из героев не выживет. Кто погибнет в достойной камеры Сэма Пекинпа бойне на морвокзале веселого французского курорта, где интернационалисты схлестнутся с боевиками фашиста Бернарда (Альгимантас Масюлис). Кто рухнет в море на самолете с расстрелянным экипажем. А в эпицентре этого шторма будет мотать тех самых испанских детей, кажущихся тряпичными игрушками в азартных играх взрослых.
Казалось бы, форма фильма должна соответствовать содержанию. Представить себе иное воплощение подобного сюжета, чем суровая баллада об интернационалистах а-ля Константин Симонов, невозможно. Однако же «Бархатный сезон» почти что мюзикл. Деньги, необходимые для выкупа Анри из тюрьмы, Лиз добудет, выиграв конкурс красоты: от ляжек, попок и сисек на экране рябит в глазах. Приосанившись, тряхнет стариной и пройдется в танце с женой (Ирина Скобцева) даже суровый папа Лиз (Сергей Бондарчук): единственный в советском кино миллионер, оказавшийся безусловным, что твой Николай Гастелло, героем. Автоматные очереди сольются с чечеткой, как через несколько лет в «Клубе «Коттон»» Копполы. А убивать и умирать герои будут не под уместный «Интернационал», а под обаятельно-вирусный шлягер Мурада Кажлаева:
«Очень просто танцевать / Танец лам-бенд-вок. / Надо весело скакать, / Не жалея ног».
Даже свою садистскую сущность Бернард продемонстрирует исключительно по-эстрадному. Поглумившись над еврейскими оркестрантами, заведет людоедский танец с испанскими сиротками.
Советское кино вообще никогда не пело и не танцевало так, как в 1978 году. Апогей застоя обернулся даже не праздником, а оргией, вакханалией «легкого жанра». Критика стонала в голос: не успев обличить, скажем, «цыганщину» Эмиля Лотяну, превратившего «Драму на охоте» Антона Чехова в жгучую мелодраму, она обнаруживала, что «китч» обложил ее со всех сторон, и решительно непонятно, по кому открывать огонь. «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «31 июня» Леонида Квинихидзе, «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера (по сценарию, на секундочку, Фридриха Горенштейна) и «Дуэнья» Михаила Григорьева, «Короли и капуста» Николая Рашеева и «Летучая мышь» Яна Фрида.
«Бархатный сезон» должен был бы вызвать особый гнев из-за легкомысленного подхода к «святому», но критика, похоже, так перенапряглась в войне с «пошлостью», что лишь дежурно поворчала. Фильм растворился в окружавшем его океане угарного веселья, хотя на самом деле не имел с ним ничего общего. Владимир Павлович снял, если угодно, советское «Кабаре».
«Бархатный сезон» как ошеломлял при выходе в прокат какой-то неместной, бешеной энергией (помню, три раза подряд смотрел его в летнем кинотеатре Зеленогорска под Ленинградом), так и ошеломляет до сих пор. Если бы фильм играл по правилам героико-революционного жанра, канул бы в небытие. Боюсь, что и героев было бы не жалко. А их, умирающих на морвокзале в рапиде, до слез жалко. Если вообще допустимо использовать ужасное слово «душераздирающий», то уместно оно именно в применении к финалу «Бархатного сезона», разорванному криком раненой Лиз, вызывающей огонь на себя: «Стреляй, Николас! Стреляй! Стреляй!»
Черт его знает, наверное, про предвоенное самоубийство Европы так и надо снимать: с чечеткой и голыми ляжками.
Пафос и балаган неразделимы. Фильм вообще, что называется, «крепко сколочен». Игровая атмосфера «размораживает» актеров, которым вроде бы и напрягаться не было нужды: играй себе с наработанными стереотипами. Но где еще Сергей Бондарчук был так легок и упруг, как в роли мистера Бредвери? Где еще Николай Крючков так по мальчишески «включал Жана Габена», как в роли старого капитана Бура?
«У Бура есть свой прекрасный «Орфей», который вовсе не собирается в ад».
«Если Бур пьет, значит, все в порядке. Но если Бур надирается, а я надрался, значит, все очень плохо».
И даже несчастный Масюлис, бесконечно утомленный выпавшим на его долю жребием играть за упырем упыря, от «дяди Вилли» из «Щита и меча» до фельдмаршала Манштейна и Гарри Трумэна, непривычно азартен.
«Я представляю Красный Крест»,— бросает ему пацифистка Мари (Татьяна Сидоренко).
«А я черный. Ха-ха-ха».
По мне, так это лучший сценарий Григория Горина.
Но своей магией фильм обязан, не побоюсь этого слова, загадочному режиссеру Павловичу. С его биографией, вообще, мало что понятно. То, что он югослав, конечно, во многом объясняет энергетику «Бархатного сезона». Но он еще и югослав, по обстоятельствам самой своей биографии хорошо знавший то, о чем снят фильм. Его отец, судя по всему, был коминтерновцем, причастным к испанской войне. Сидел в тюрьме, скорее всего, в родной, титоистской — Тито расправлялся со своими сталинистами вполне по-сталински,— впоследствии, очевидно, получил убежище в СССР. Но его сын Владо дебютировал как режиссер на родине, где снял пару-тройку короткометражек и два тяжелых, как все югославское военное кино, фильма про Вторую мировую, ставшую для югославов еще и гражданской: «Дети воеводы Шмидта» (1967) и «Прерванная свадьба» (1969). Затем «Единственную дорогу», в Югославии известную как «Закованные шоферы», с Владимиром Высоцким. И вот «Бархатный сезон», ставший его последним фильмом и остающийся беззаконной кометой не только советского, но и европейского кино.
Контекст. 1978
«Великая Отечественная» (в США — «Неизвестная война») — апогей политики «разрядки», монтажная советско-американская телеэпопея, созданная коллективом под руководством великого Романа Кармена с великим Бертом Ланкастером в роли ведущего.
«Женщина, которая поет» (СССР, Александр Орлов) — Алла Пугачева завоевывает большой экран в музыкальной мелодраме, построенной по вполне голливудским лекалам.
«Замужество Марии Браун» (ФРГ, Райнер Вернер Фассбиндер) — первый фильм безжалостной трилогии, анатомирующей послевоенную историю Западной Германии как историю искалеченных женских судеб.
«Репетиция оркестра» (Италия, Федерико Феллини) — раздраженная притча во славу творца-тирана, у которого путается под ногами оркестрантская чернь, увы, необходимая для воплощения его гениальных замыслов.
«Дни жатвы» (США, Терренс Малик) — невинно-аморальная криминальная трагедия разыгрывается на фоне божественно бесчеловечных небесных и земных просторов.
«Без наркоза» (Польша, Анджей Вайда) — апогей «кинематографа морального беспокойства»: в исторической перспективе очевидно, что такие бытовые трагедии предвещали скорый коллапс польского коммунизма.
Последователи. Советский детский политический китч
«Тегеран-43» (1980) Александра Алова и Владимира Наумова, замысленный как антифашистский эпос, невольно обернулся китчем в силу своей интернациональной природы. Армен Джигарханян сыграл смахивающего на неандертальца киллера Макса Ришара. Ален Делон в роли полицейского комиссара Жоржа Фоша красиво умирал под градом пуль на парижской улице. А над фильмом парил голос Шарля Азнавура певшего про «ве-е-ечную любовь».
Источник: kommersant.ru
Актёры Олег Борисов, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Майя Булгакова. Фотография к фильму «Женитьба», режиссёр Виталий Мельников, 1977 год
Фотографы советских кинофабрик не становились знаменитыми: профессия считалась сугубо прикладной, имя автора под рекламными «кадрами из фильмов» не упоминалось. Поэтому и фотограф-художник Самоэль (Элик) Кацев – яркий и талантливый мастер, легенда «Ленфильма» – почти не известен за пределами студии.
Самоэль Ильич Кацев (1945—2003) проработал на «Ленфильме» штатным фотографом 15 лет, начиная с 1977 года. В СССР эта профессия считалась сугубо прикладной, утилитарной, и фамилии авторов под снимками (например, в «Советском экране») не указывались, поэтому Кацев был неизвестен широкой публике. Но он превратил ремесло в искусство: вроде бы техническая съемка в исполнении Кацева стала по-настоящему художественной.
Олег Борисов, Светлана Крючкова, Алексей Петренко
Светлана Крючкова и Алексей Петренко
Биография Кацева (1945 — 2003) укладывается в несколько строк. В 16 лет — поступление в «фотографическое» профтехучилище, затем работа в бытовом ателье. Желание снимать всерьез приводит на «Ленфильм». Сначала его принимают только такелажником, потом Кацев дослужился до и. о. ассистента оператора, наконец, в 1977 году — оператор-постановщик Юрий Векслер берет Кацева художником-фотографом на съемки фильма режиссера Виталия Мельникова «Женитьба». Начинаются лучшие годы Элика, как звали его на «Ленфильме» и в окрестностях, — фотопробы, фото во время съемок для архива киностудии, фото актеров для рекламных пакетов фильмов, выходящих в прокат. В портфолио Кацева — 40 (!) кинолент, включая культовые «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пацаны», «Анюта»…
В 1990 году закрывают фотоцех «Ленфильма», распавшегося на несколько мелких студий. Съемка для архивов никому не нужна. Кацев вынужден уйти и работать в обычном ателье по печати любительских снимков. Уход из профессии наверняка сильно сократил ему жизнь.
Самоэль Кацев. Автопортрет, 1976 год
Кацев побывал с фотоаппаратом на съемочной площадке более чем полусотни фильмов. Некоторые стали классикой отечественного кино, другие почти забыты; вот самый краткий список: «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина (1971, «Экран»), «Женитьба» Виталия Мельникова (1977), «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова (1978), «Соловей» Надежды Кошеверовой (1979), «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова (1979), «Анюта» Александра Белинского (1982), «Пацаны» Динары Асановой (1983), «Зимняя вишня» Игоря Масленникова (1985), «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина (1986), «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова (1986), «Спаси и сохрани» Александра Сокурова (1989), «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана (1993).
Однако Самоэль Кацев оказался значительнее роли, предписанной штатным расписанием. Он не ограничивался работой на кинокартине и по заданиям начальника фотоцеха, а бесконечно и неустанно портретировал — актеров, режиссеров, художников, операторов… Теперь, когда прежнего «Ленфильма» нет, фотографии Кацева поистине бесценны. В них мы видим не советско-бодрый, не глянцево-коммерческий, не парадно-заказной, а полный тревожного драматизма и сострадательной любви коллективный портрет уникальной киностудии.
Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан в дар РОСФОТО Тамарой Сеферян, его женой. К сожалению, многие работы по разным причинам утрачены еще при жизни фотографа. Предстоит большой труд по идентификации изображений, составлению каталога, введению работ этого мастера в культурный контекст.
Владимир Высоцкий на съемках фильма «Интервенция», 1967 год
Фото: Самоэль Кацев
«Интервенцию» Геннадий Полока снимал к 50-летию Октябрьской революции по мотивам одноименной пьесы Льва Славина (ее театральная премьера состоялась в мае 1967 года, вскоре после начала работы над фильмом). Полока решил сделать кино в революционной эстетике театральных опытов Мейерхольда — как уличный театр, как эксцентричную буффонаду. В результате производство фильма задержалось, и к 50-летию революции его сдать не удалось, и он был закончен только в июне 1968 года. «Интервенция» (фильм тогда был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас») не понравилась ни Славину, ни худсовету «Ленфильма», ни председателю Госкино Романову, ни Брежневу. Фильм отправился на полку и вышел только в 1987 году. На фото Высоцкий репетирует эпизод, который предшествует сцене с песней «Деревянные костюмы». В окончательный монтаж он не вошел.
Олег Янковский на съемках фильма «Полковник в отставке». 1975 год / Фото: Самоэль Кацев
К моменту работы над фильмом Игоря Шешукова Янковский уже был известным артистом, но еще не сыграл в телевизионных хитах Захарова, превративших его в суперзвезду. Зрители знали его по ролям в фильмах «Служили два товарища», «Зеркало» и «Премия». «Полковник в отставке» был полнометражным дебютом Шешукова. В основе картины — роман Владимира Дягилева «Вечное дерево». Янковский играет сына главного героя — бывшего полковника, который устроился на завод и решил заняться воспитанием молодых рабочих.
Андрей Вознесенский. 1983 год / Фото: Самоэль Кацев
Поэт Андрей Вознесенский изредка сам снимался в кино, но чаще в фильмах звучали песни на его стихи. Например, в финале ленфильмовской картины Владимира Чумака «Ты должен жить» о конце Великой Отечественной войны Вознесенский за кадром читает свой «Реквием» («Возложите на море венки…»)
Евгений Леонов на съемках фильма «Женитьба». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
«Женитьбу» по Гоголю Виталий Мельников создал в свой золотой период. К середине 1970-х он уже был народным режиссером с хитами «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева» и, конечно, «Старший сын», где одну из своих лучших ролей в кино сыграл Евгений Леонов. После этого триумфа Мельников просто не мог не позвать Леонова в свой следующий фильм, пусть и на роль второго плана — Бальтазара Бальтазаровича.
Сергей Никоненко, рабочий момент съемок фильма «Ты должен жить». 1980 год / Фото: Самоэль Кацев
«Ты должен жить» — единственная режиссерская работа Владимира Чумака, выдающегося оператора (снятые им «Премия» и «Вдовы» Сергея Микаэляна вошли в историю советского кино). Фильм поставлен по повести «Майские ветры» о полевом аэродроме, где расположился полк штурмовой авиации и служит команда молодых девушек. В фильме, кроме Никоненко, снялось много известных актеров: Ирина Муравьева, Евгений Стеблов, Игорь Кваша.
Алексей Петренко на съемках фильма «Беда». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
Динара Асанова — одна из самых мощных режиссеров позднего советского кино, хотя ее имя и не так уж известно сегодня. А «Беда» — самая недооцененная картина в ее фильмографии (современному зрителю вообще еще предстоит открыть Асанову заново). Алексей Петренко играет здесь Славу Кулигина, обычного сварщика-абьюзера, который на глазах зрителя спивается, мучает жену и мать, а потом попадает в колонию. На фото Кацева актер стоит на фоне стены одного из корпусов во дворе «Ленфильма».
Михаил Козаков. Фотопробы к фильму «Комедия ошибок». 1977 год / Фото: Самоэль Кацев
Режиссер Вадим Гаузнер снимал «Комедию ошибок» по мотивам Шекспира, причем сценарий фильма написал сам Фридрих Горенштейн, культовая фигура советской литературы. Самоэль Кацев потом вспоминал: «Гаузнер сказал: „Сними как умеешь“. То есть впервые заставил думать. Предоставил мне актера — и все». У Михаила Козакова в «Комедии» главная роль.
Гаузнер позвал Кацева фотографом и на свою следующую картину «Куда исчез Фоменко?».
Александр Демьяненко на съемках фильма «Соловей». 1979 год / Фото: Самоэля Кацева
На одном только «Ленфильме» Демьяненко проработал более чем в полусотне картин, а его полная фильмография включает в себя почти 300 названий. Где-то он играл сам, где-то был актером дубляжа — говорил, среди прочих, за Донатаса Баниониса и Жан-Поля Бельмондо. А страна помнила его только как Шурика из гайдаевских комедий. В забытой музыкальной сказке-притче Надежды Кошеверовой «Соловей» его героя зовут Механикус, и он здесь отдаленно напоминает своего персонажа из «Ивана Васильевича».
Владимир Меньшов на съемках фильма «Под одним небом». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев
«Под одним небом» — советско-болгарский фильм Искандера Хамраева о дружбе двух руководителей крупного леспромхоза на Крайнем Севере. Владимир Меньшов к этому моменту уже снял «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит», его следующая картина «Любовь и голуби» тоже станет народным хитом на многие годы. А фильм «Под одним небом» будут помнить только специалисты. Зато какое красивое фото
Ролан Быков. Фотопроба к фильму «Куда исчез Фоменко?». 1981 год / Фото: Самоэль Кацев
C 1958 по 1995 год на «Ленфильме» сделано 23 картины с участием Ролана Быкова, включая такие шедевры, как «Шинель» Баталова, «Мертвый сезон» и полочная «Проверка на дорогах». А вот комедию «Куда исчез Фоменко?» Быков вспоминал с неудовольствием: роль начальника цеха Манечкина он и режиссер картины Вадим Гаузнер трактовали по-разному.
Наталья Андрейченко. Фотопроба к фильму «Жизнь Клима Самгина». 1985 год / Фото: Самоэль Кацев
Секс-символ советского кино, Наталья Само Совершенство Андрейченко не раз попадала в кадр Самоэля Кацева. Здесь она пробуется на роль Алины Телепневой в многосерийный фильм Виктора Титова по роману Горького. Но роль в итоге достанется более молодой Наталье Лапиной.
Олег Даль и Ирина Купченко. 1979 год / Фото: Самоэль Кацев
Двойной портрет сделан на съемках двухсерийного телефильма Мельникова «Отпуск в сентябре» (картина была запрещена и вышла только в 1987 году). Олег Даль был любимцем «Ленфильма». За 14 лет, с 1966 по 1980 год, он сыграл здесь в 14 фильмах, в том числе Шута в «Короле Лире» Григория Козинцева. Ирина Купченко в 1979-м уже всесоюзно знаменита по «Звезде пленительного счастья» (сыграла княгиню Трубецкую) и «Чужим письмам» Авербаха (главная роль — учительница Вера Ивановна). Тогда Купченко и не могла себе представить, что через 40 лет снова сыграет училку, но уже берущую в руки пистолет.
Валентин Гафт и Михаил Боярский на съемках фильма «Таможня». 1982 год / Фото: Самоэль Кацев
К моменту съемок в детективе о контрабандистах на советском теплоходе Гафт и Боярский были уже звездами всесоюзного масштаба. А институт звезд в СССР работал. Сейчас трудно поверить, но у этого фильма Александра Муратова (наиболее известен по боевику «…По прозвищу Зверь») был огромный успех, в кинотеатрах его посмотрело более 20 миллионов человек. Для сравнения: у сегодняшнего суперхита «Движение вверх» было около 12 миллионов зрителей.
Самоэль Кацев и Василий Ливанов. 1983 год / Фото: Тамара Сеферян
Съемки эпопеи о Холмсе и Ватсоне шли с 1979 по 1986 год. Сколько фотографий сделал к этой картине Кацев, точно не известно — сохранились немногие снимки. Но снятый Кацевым портрет Ливанова в роли Холмса стал эмблематичным для экранизации и неоднократно воспроизводился в разных медиа. А это фото — редкий случай, когда Кацев сам в кадре с тем, кого обычно снимает. Как будто это он пробуется на роль Ватсона.
Александр Збруев, Марина Неелова, Мария Каленская на съемках фильма «Ты у меня одна». 1993 год / Фото: Самоэль Кацев
«Ты у меня одна» — популярная мелодрама Дмитрия Астрахана, в которой решается до сих пор актуальный для России вопрос: оставаться в стране или валить в эмиграцию? У главного героя дополнительная мотивация уезжать — хорошо устроившаяся за границей первая любовь. Стоит ли ради нее и западной роскоши бросить семью и российскую нищету? Збруев за главную роль в фильме получил приз на «Кинотавре».
Иннокентий Смоктуновский. 1984 год / Фото: Самоэль Кацев
Неизвестно, по какому поводу сделана эта фотография (возможно, во время подготовки к съемкам очередной серии «Шерлока Холмса»), но перчатки Смоктуновского — с мехом наружу, леопардового окраса — выглядят настолько безумно, что пройти мимо этого образа невозможно. Смоктуновский к тому времени был настолько большой звездой, что мог позволить даже ироничные камео, как в фильме «Москва слезам не верит», где он играет себя же, но молодого и пока никому не известного.
Наталья Горленко, Булат Окуджава, Александр Володин. 1985 год / Фото: Самоэль Кацев
Окуджаву и «Ленфильм» связывает многолетнее сотрудничество и два десятка картин, в которых звучит его музыка. Окуджава вместе с Владимиром Мотылем написал сценарий важного для студии фильма «Женя, Женечка и „Катюша“», снялся в «Ключе без права передачи» Динары Асановой и еще в трех ленфильмовских картинах. Этот тройной портрет, вероятно, сделан на вечере в клубе бардовской песни «Восток» 2 апреля 1985 года.
Кира Муратова. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
Как известно, Кира Муратова почти все свои фильмы снимала на «Одесской киностудии». Хотя были и исключения. Через шесть лет после запрета «Долгих проводов» (1971) ей сумели выбить постановку на «Ленфильме», но картина «Познавая белый свет» (1978) тоже встретила ожесточенное противодействие начальства. Муратова вернулась в Одессу. В 1987 году ее фильмы были сняты с полки, и Муратова снова начала активно работать. «Астенический синдром» она завершала в сентябре 1989-го в тон-ателье «Ленфильма». Вероятно, тогда же и позировала Кацеву.
Рустам Хамдамов на съемках фильма «Анна Карамазофф». 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
«Анна Карамазофф» — легендарный и проклятый фильм Рустама Хамдамова с Жанной Моро в главной роли (из-за конфликта Хамдамова с продюсером и самой Моро фильм был положен в сейф сразу после каннского показа; с тех пор «Анну» никто не видел в кино). История возвращения женщины из сталинских лагерей в Ленинград осенью 1949 года, естественно, снималась и в Ленинграде.
Ингеборга Дапкунайте на съемках фильма «Циники». 1991 год / Фото: Самоэль Кацев
«Циники» — фильм Дмитрия Месхиева по мотивам романа Анатолия Мариенгофа про интересные нравы петербуржцев времен Гражданской войны и НЭПа (сексуальная революция, психологические травмы, подпольные миллионеры и ВЧК). Роман был написан в конце 1920-х, но в СССР вышел только в перестройку. За эту роль Дапкунайте получила премию «Золотой овен».
Александр Абдулов и Леонид Ярмольник / Фото: Самоэль Кацев
Загадочный снимок. Абсолютные звезды Абдулов и Ярмольник встретились на съемочной площадке «Ленфильма» всего однажды — в режиссерском дебюте первого «Бременские музыканты & Со» (2000), который снимался в том числе и в павильонах «Ленфильма». Вероятно, Самоэль Кацев сделал эту фотографию во время какого-нибудь киносмотра (неслучайно Ярмольник при бабочке, а Абдулов – весь в белом). В пользу этой догадки и знаменитый оператор Павел Лебешев, который стоит между актерами.
Марина Влади. 1989 год / Фото: Самоэль Кацев
В 1989 году Марина Влади побывала в нескольких российских городах, где представляла свою книгу «Владимир, или Прерванный полет». Эти встречи фиксировал для своей документальной картины «Постскриптум» (1992) режиссер Петр Солдатенков, который много снимал Высоцкого в 1970-е годы, запечатлел его похороны и после создал несколько фильмов о нем. Кацев сопровождал их в поездках, много снимал Марину Влади. Они подружились, актриса даже подарила Кацеву камеру.
Армен Джигарханян во время съемок фильма «Ярославна, королева Франции». 1978 год / Фото: Самоэль Кацев
Из своих двух с половиной сотен ролей в кино 22 Джигарханян сыграл на «Ленфильме». В 1970—1980-е он был постоянно занят в сразу двух-трех картинах студии. На этом снимке он митрополит Феопемпт из фильма Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Актер уже всем известен как судья Кригс из комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но Горбатый из «Места встречи» Говорухина еще впереди.
Николай Караченцов. 1978 год / Фото: Самоэль Кацев
Караченцов снимался на «Ленфильме» в 22 картинах любых жанров — от историко-революционного фильма до музыкальных комедий. Здесь он запечатлен в быту. При создании рекламного пакета фотографий к фильмам полагались и такие прозаические портреты актеров.
Ленинградские кинематографисты / Фото: Самоэль Кацев
Режиссёр Илья Авербах на съемках фильма «На берегах пленительных Невы…». 1982 год
Портрет Олега Борисова, сделанный в качестве фотопробы к «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера
Светлана Крючкова
Этот портрет Светланы Крючковой – рекламный, сделан для плакатов «Женитьбы». Вообще, рекламные фото отличались высоким качеством, особенно когда речь шла о продаже в зарубежный прокат.
Майя Булгакова сыграла в мельниковской «Женитьбе» Арину Пантелеймоновну.
«Блокада» Михаила Ершова – один из самых амбициозных проектов «Ленфильма». Картину составили из двух трехчасовых частей. Трудились с размахом: пригоняли войска и технику, а панорамы оператору приходилось снимать с восьмисот метров! При этом «Блокада» предназначалась не для широкого проката, а для показа по телевиденью. «Сейчас у нас этот сегмент занят сериалами», – отмечает кинокритик Гусак.
Юозас Будрайтис сыграл в «Блокаде» немецкого офицера. Любопытно, что фашистов в советском кинематографе исполняли исключительно прибалтийские актеры.
Елена Прудникова, Наталья Данилова, Ольга Антонова и Елена Соловей пробовались на «Комедию ошибок». В итоге Антонова исполнила роль Адрианы, Данилова – Люцианы.
В моменты затишья, в перерывах между съемками, Кацев неустанно портретировал. Снимал не только актеров, но и тех, кто находится по ту сторону объектива: сценаристов, режиссеров, операторов. На этом фото – классик операторского искусства Евгений Шапиро.
Валерий Приемыхов. Фотография к фильму «Пацаны», 1982 год
На съемках фильма «Пацаны» Динары Асановой фотохудожник познакомился со своей второй супругой, Тамарой Сеферян. Картина вызвала сильный резонанс и на телевиденье, и в прессе: режиссер настолько заострила классическую тему молодежи, что в артисты взяла настоящих трудных подростков, которых отыскали в колониях.
В архиве Кацева есть фото со съемок неизвестных картин и портреты неизвестных людей. А есть портреты малоизвестных, но оттого не менее важных. Например, вот это – укладчик текста, человек, занимающийся подготовкой дубляжа или титров.
Виталий Соломин
Сотрудничать с режиссером Игорем Масленниковым Кацев продолжил и в «Зимней вишне». Фотографий со съемок этой легендарной киноленты много, но создатели решили ограничиться знаковыми: о «Зимней вишне» и так знают все. Вот, например, Виталий Соломин.
Василий Ливанов в роли Холмса. Портрет сделан во время съемок «Собаки Баскервилей». 1980 год
В «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Кацев поработал в последних двух сериях: в «Сокровищах Агры» и «Собаке Баскервилей». Он запечатлел не только легендарного Василия Ливанова, но и создателей «мира Холмса» – художников Исаака Каплан и Беллу Маневич, которые продумали все, начиная от шрифта титров и заканчивая улицами «викторианской Англии».
Конец восьмидесятых и начало девяностых – период «многокартинья»: несмотря на то, что Советский Союз рассыпался, фильмов снимали много. Чиновники просто боялись запрещать. Ежегодно выходило по 300-350 картин. Относительная свобода привела к всплеску авторского начала. В результате появилось очень много странных многозначительных работ, расшифровать которые – задача будущих поколений киноведов.
Начало девяностых привносит в кино новые сюжеты, новую – и теперь разрешенную – литературу. «Циники» по роману Мариенгофа – одна из первых работ Дмитрия Месхиева. И один из немногих фильмов, которые Кацев отразил в цвете.
В афише ленты «Австрийское поле» Андрея Черных использовали фотографию Кацева. Картина получила приз на Берлинском кинофестивале.
«Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова – одна из самых интересных картин девяностых. Режиссер снял ее в кооперации с французами. В раскадровке Кацев запечатлел главную героиню притчи – женщину, которая приехала отомстить тем, кто отправил ее в лагеря, но у которой ничего не выходит, и в результате она решает покончить с собой. Каждый кадр фильма дышит винтажной красотой.
Рина Зелёная. Фотография к сериалу о Холмсе и Ватсоне. 1982 год
Алексей Петренко
Елена Сафонова, Лариса Удовиченко, Нина Русланова. Фотография к фильму «Зимняя вишня» Игоря Масленникова. 1984 год
Екатерина Васильева. Фотография к фильму «Пацаны», 1982 год
Борислав Николаевич Брондуков
Танцовщик и хореограф Владимир Васильев, балерина Екатерина Максимова, Кира Кириллова. Игровая фотография к фильму «Анюта» Александра Белинского, 1982
Момент съёмок фильма «Соловей», режиссёр Надежда Кошеверова. 1979 год
Юрий Векслер, режиссёр Динара Асанова. Со съёмок фильма «Пацаны», 1982 год
Автопортреты Кацева, обнаруженные в архиве, – загадка. Никто не знает, как они были сделаны: выстраивал ли фотограф кадр и снимал себя на автоспуск, просил ли «щелкнуть» себя под определенным углом. А может, эти снимки и вовсе не авторства самого художника.
См.также:
Режиссёры-легенды отечественного кинематографа
Мастера фотографии. Валерий Плотников
Мастера фотографии. Игорь Гневашев, Знаменитости
Редкие фотографии знаменитостей.
Легенды советского кино