Цель.
Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте.
повторить изученные орфограммы; обобщить знания о способах проверки
различных орфограмм;
воспитывать чувство ответственности за природу родного края;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: памятки, карточки с гласными, с согласными, схемы разбора
непроверяемых гласных.
Планируемые результаты.
Предметные:
научится:
- применять правила правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки;
получат возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
предупреждать возможность появления орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Метапредметные (УУД)
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Урок проводился после диктанта в 3 классе, в конце 3 четверти.
На витрине выставлены тетради учащихся с написанным на предыдущем
уроке диктантом.
Учитель. Чьи тетради стоят на верхней полке? Что это значит?
Дети. Это хорошие работы. Надо поздравить этих учеников с безошибочным
написанием диктанта.
Учитель. Что мы посоветуем остальным ребятам?
Дети. Запомнить написание слов, в которых они сделали ошибки и больше не допускать их.
Учитель. Какова цель нашей работы?
Дети. Разобрать те слова, в которых были допущены ошибки, поупражняться в написании слов на различные правила.
Учитель. Значит, какова тема урока?
Дети. Работа над ошибками диктанта.
Слайд 1.
Картины начала весны.
Учитель. Внимательно прочитаем текст диктанта « Весна наступила ».
В воздухе уже повеяло весной. Быстро тает просевший снег.
Шумно бегут веселые и звонкие ручейки. Уже появилась свежая
молоденькая травка. Из дальних стран летят перелетные птицы.
Лед на реке потемнел. Все теплее и теплее греет солнце.
Вода несется бурными потоками. Вот вода выступила из берегов,
затопила луга, грозит селениям. Весеннее половодье часто приносит
людям много бед. ( 57 слов )
Писали 14 учеников: 11 из школы МОУ ВНОШ № 29, 3 из школы
МОУ КНОШ № 71 . .
Итог диктанта: « 5 » — нет,
« 4 » — 5,
« 3 » — 9,
« 2 » — нет.
С 1 — 2 ошибками написали 5 человек: Соколов Ваня, Потапов Андрей,
Сухова Маша, Дудин Витя, Артемова Даша.
С 3 — 5 ошибками написали 9 человек: Воробьев Никита, Игуменова Уля,
Кузнецов Гена, Смакова Клава, Лазунова Вера, Весинский Толя, Добко
Петя, Борецкий Коля, Хатина Ира.
Итог выполнения задания: « 5 » нет,
« 4 » — 4,
« 3 » — 10,
« 2 » — нет.
Были допущены ошибки при разборе по членам предложения: не умеют
находить определение 2 человека — Воробьев Никита, Весинский Толя;
дополнение — 1 человек — Добко Петя, обстоятельство — 2 человека —
Смакова Клава, Кузнецов Гена.
Не смогли правильно разобрать слова подумала, открытка, травинка,
прекрасный, загадка, жилище по составу 4 человека ( ошиблись в
разборе по 1 -2 слова ): Игуменова Уля, Хатина Ира, Борецкий Коля,
Лазунова Вера.
По 1 — 2 ошибке допустили в словарном диктанте ( пассажир,
прелестный, окрестность, мелочь, солома, съедобный, чертеж, орех.
щука, проталина, пощада, плащ, картечь ) 4 человека: Кузнецов Гена,
Воробьев Никита, Соколов Ваня. Потапов Андрей.
Больше всего ошибок было сделано в слове пассажир, 7 человек.
В словах прелестный, окрестность допустили ошибки 4 человека;
мелочь, солома, съедобный, чертеж, пощада — 2 человека.
Слайд 2.
Запись на слайде: гр…зить, н…сется, с…ление, зат…пило, ч…ртеж.
Учитель. Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. Прочитайте слова. На какое они правило?
Дети. Правописание безударной гласной.
Учитель. Вспомните правило о безударных гласных. Все ли из этих слов можно проверить?
Дети. Да.
Учитель. Работаем по схеме со словом грозить.
Проверяемое слово. |
Безударная гласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокорен ное слово, проверочное. |
Какую букву вставим в слове гр..зить? Какой частью речи являются эти слова? А проверочное?
Подбираем однокоренные слова: существительное, прилагательное.
Устно составляем предложение со словом грозить.
Учитель. Работа над сочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши, чн — чк.
Вспоминаем, какое правило встретилось в словах пощада, щука ( ошиблись 2 человека — Сухова Маша, Артемова Даша ).
Была допущена 1 ошибка ( Потапов Андрей ) при написании гласной в приставке слова потоками.
Разберем его по составу. С чего начинаем разбор слова?
Дети. Сначала находим окончание. Для этого изменяем слово по вопросам, выделяем окончание.
Учитель. Что определяем далее?
Дети. Основу слова. А затем ищем корень слова, подбирая родственные слова, выделяем приставку, суффикс.
Учитель. Какая приставка в слове потоки?
Дети. Приставка в этом слове по-.
Учитель. Докажите.
Дети. Подбираем однокоренные слова: ток, сток, проток, приток.
Слайд 3.
Картина реки Волги и ее притоков.
У великой русской реки Волги есть притоки Ока и Кама.
Учитель.Работаем над правописанием гласных в приставках.
Что называется приставкой?
Дети. Значимая часть слова, стоящая перед корнем. Она служит для образования слов с новым значением.
Учитель. Какая гласная в приставке?
Дети. Пишем гласную -о-.
Учитель. Как нужно работать?
Дети. Разбираем слова по составу: по-год-а, по-род-а, по-росль.
Учитель. Работаем над правописанием Ь знака в середине слова и в существительных женского рода после шипящих.
Когда мы пишем Ь знак в слове?
Дети. Когда согласный в слове звучит мягко.
Учитель. Приведите примеры.
Поиграем в игру « Спрячь в середину ».
Слайд 4.
день — деньки
огонь —
пень —
уголь —
зверь —
окунь —
Учитель. Спишите слова, изменяя их по образцу.
Взаимопроверка.
Работа с карточками: чернильница, больница, крыльцо, беленький, маленький, васильки, мельница, рельс. Самостоятельная работа.
Слайд 5.
На слайде предложение.
Сначала читаем его выразительно вслух, затем читаем по слогам про себя, обращаем внимание на орфограммы. Предложение закрывается.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок. ( песня )
Дети записывают предложение.
На доске карточки со словами. Они перевернуты. Вызванный ученик берет карточку. Он не показывает ее детям, а читает вслух слово, написанное на ней.
Ученики записывают слово. После записи одноклассниками слова в тетрадь ученик у доски переворачивает карточку, а ребята проверяют, правильно ли они написали слово.
Учитель. В диктанте была допущена 1 ошибка в слове мелочь. А в этом случае какое правило?
Дети. Написание существительного женского рода с Ь знаком после шипящих.
Слайд 7.
Учитель. Посмотрите на слова. Выберите слова только с нужной орфограммой:
картон, ненастный, дичь, переходить, меч, рожь, тишь, сарафан, морковь, печь,
ложь, корабль, мышь, тетрадь, ночь.
Какие слова вы выбрали?
Дети. Дичь, рожь, тишь, печь, ложь, мышь, ночь.
Что скажите о слове печь? Составьте словосочетания со словом печь, так чтобы оно было в разных значениях. ( топить печь, пироги печь )
Учитель. Работа над звонкими и глухими согласными.
Слайд 8.
Картина Бородинского сражения. Учитель кратко напоминает ученикам об Отечественной войне 1812 года.
Слайд 9.
Портреты Некрасова Николая Алексеевича, Пушкина Александра Сергеевича, Лермонтова Михаила Юрьевича.
Учитель. Послушайте предложение.
Забил снаряд я в пушку туго. ( Лермонтов М.Ю. « Бородино» )
Найдите существительные. Докажите, почему это существительные.
Работаем со словом снаряд: В каком существительном слышится согласный
звук — т- на конце?
Как работаем с этим словом?
Проверяемое слово. |
Парная согласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокоренное слово, проверочное. |
Какая же буква пишется в этом слове на конце?
Назовите нужное правило
Следующее предложение.
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли. ( Пушкин А.С. )
Найдите в этом предложении слово на аналогичное правило.
Дети. Берег.
Учитель. Докажите, что писать в слове берег нужно -г-.
Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро. ( Некрасов Н.А. )
Проводится аналогичная работа со словом жемчуг.
Учитель. Работа над непроизносимыми согласными.
В диктанте были допущены ошибки в словах прелестный, окрестность.
Работаем с ними по памятке.
Проверяемое слово. |
Непроизносимая согласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокоренное слово, проверочное. |
Учитель. Работа над написанием разделительного Ъ знака. Следующее слово, в котором была допущена ошибка: съедобный.
Объясните написание этого слова. Приведите примеры.
Взаимопроверка.
Учитель. Работа над написанием окончаний существительных.
Какие слова относятся к именам существительным?
Дети. К именам существительным относятся слова, которые обозначают предмет, и отвечают на вопросы кто?, что?
Учитель. Как изменяются имена существительные?
Дети. Существительные изменяются по вопросам или по окончаниям, по числам.
Учитель. Что существительные имеют?
Дети. Существительные имеют род.
Учитель. Какие существительные относятся к женскому роду, к мужскому, к среднему?
Слайд 10. Портреты Плещеева, И. Сурикова.
Найдите в предложениях существительные, определите род, число, поставьте
вопрос, укажите окончание.
Ласточка с весною в сени к нам летит. ( А. Плещеев )
Вот передо мною чудный сад цветет. ( И. Суриков )
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. ( И. Суриков )
Выписываем еще 4 существительных из текста диктанта в том же роде, числе и
падеже.
Учитель. Работа над сложным словом: половодье.
Разбираем это слово по составу, называем еще 3 сложных слова, определяем часть речи.
Учитель. Работа над окончаниями прилагательных.
На партах карточки: 1 вариант — половодье ( какое? ) весенн…
из стран ( каких? ) дальн…
потоками ( какими? ) бурн…
2 вариант — ручейки ( какие? ) весел…
травка ( какая? ) молоденьк…
утра ( какого? ) солнечн…
Прочитайте словосочетания, вспомните, как определить, какое окончание у прилагательных надо писать. От какой части речи зависит написание окончаний прилагательных?
Дети. От существительных.
Учитель. Как работаем?
Дети. Определяем падеж существительного, ставим вопрос к прилагательному, вспоминаем, какое окончание надо писать, записываем правильно.
Учитель. Работа над правописанием окончаний глаголов.
Как изменяются глаголы?
Сколько спряжений у глаголов?
Как определить 1 спряжение глаголов? 2?
Прочитайте текст диктанта. Найдите глаголы настоящего времени.
Дети. Тает, бегут, летят, греет, несется, грозит, приносит.
Учитель. Как обоснуете написание окончаний?
Дети. Определим спряжение глагола и вспомним, какие окончания надо писать.
Учитель. Глаголы какого еще времени встретились в тексте?
Дети. Прошедшего времени: наступила, повеяло, появилась, потемнел, выступила, затопила.
Учитель. Что является показателем прошедшего времени у глаголов?
Дети. Суффикс -л-.
Слайд 11.
Даны глаголы неопределенной формы.
Учитель. Что это за глаголы?
Дети. Это глаголы-исключения: смотреть, видеть, нанавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, гнать, держать, слышать, дышать.
Учитель. Работа в группах. Садимся по 4 человека. 2 человека ставят эти глаголы в настоящем времени, 2 — в прошедшем.
Учитель. Проверим, что у вас получилось. Молодцы!
Домашнее задание.
Итог урока. Чем порадовал вас этот урок? Что полезного вынесли из этого урока?
Конспект
урока русского языка
в 3 классе
Тема: « Работа над ошибками диктанта »
Цель: Выяснить причины орфографических
ошибок, допущенных в диктанте,
повторить изученные орфограммы; обобщить знания
о способах проверки различных орфограмм;
воспитывать чувство ответственности за природу родного
края;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Копеина Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ Колонтаевской НОШ № 71.
Урок показан на заседании
объединенного ШМО НОШ №29, 71
18 марта 2011 года
Русский язык
Тема:
Работа над ошибками
Цель:
Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить
орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм, показать
значимость грамотного письма в жизни
Задачи урока:
Образовательная
научится:
• применять правила правописания;
• проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические
ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих
письменных работах.
Развивающая
• формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Воспитательная
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
• развивать умение работать самостоятельно, в группе.
Тип урока
обобщение и систематизация знаний
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Планируемые
результаты: Выявлять
принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические
признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать
слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную
форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов по смыслу и по
форме.
Анализировать слова
как части речи,
строение слов;
понимать значения, передаваемые некоторыми суффиксами и окончаниями (простые
случаи). Различать однокоренные слова и формы слов, находить их в текстах.
Различать изменяемые и неизменяемые слова.
Ход урока
I Орг. Момент
— Здравствуйте ребята!
Начнем наш урок с словарной разминки.
Словарная разминка.
• Сильный холод. (Мороз.)
• Столица России. (Москва.)
• Домашнее животное, друг человека.
(Собака.)
• Стакан, кастрюля, чашка, блюдце — одним
словом. (Посуда.)
• Огородное растение, растущее кочаном.
(Капуста.)
• Крупное рогатое домашнее животное.
(Корова.)
• Страна, в которой мы живём. (Россия.)
• Маленькая городская птица, забияка и
воришка. (Воробей.)
Способ проверки: с помощью карточек «А»,
«О».
-Ребята, в этой строке спрятаны слова. Найдите их и вы узнаете тему
урока.
ТАРАБО НДА КАБОШИМИ ( слайд1 на экране)
(РАБОТА НАД ОШИБКАМИ)
-Послушайте историю, которая произошла в одном классе.
Ошибка
— Да, нелёгкая диктовка, —
Почесал затылок Вовка.
И в тетради Королёва
Появилась вдруг «карова».
Заглянул в тетрадку Миша:
— Всё понятно, так напишем.
И тогда проворный Павел
Букву «О» на «А» исправил.
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы, дружбы ради,
Буква «А» попала к Наде.
Приподнялся с парты Лёва,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «карова»
По всем партам, по рядам.
(Я. Пишумов)
— Почему стихотворение называется «Ошибка»? В каком слове все ребята
допустили ошибку? Почему? (списали друг у друга)
Что бы вы им посоветовали? (Не списывать, думать самим)
II
Работа над ошибками в диктанте
— Мы с вами на прошлом уроке тоже писали текст под диктовку и к
сожалению были допущены ошибки. Как вы думаете, почему? (Не знаем правил.
Знаем правила, но не применяем их. Невнимательность)
— А зачем нужно проводить работу над ошибками? (В следующий раз не
допускать таких ошибок. Писать грамотно)
— Сегодня на уроке вам понадобится знание правил, внимание, умение
слушать и слышать других людей.
Я вам предлагаю сейчас посмотреть свои работы и допущенные в них ошибки.
— Те кто написал без ошибок-молодцы!! Ну, а кто допустил, будет стараться
и в следующий раз не допустит их.
Коллективная работа над типичными ошибками, допущенными в
диктанте. Воспроизведение правил. Нахождение слое на эти правила. Если
необходимо, то подбор проверочного слова и других слов на это же правило
III.Работа над ошибками, допущенными в грамматическом
задании
ФИЗМИНУТКА
IV. Самостоятельная работа
Восстановление деформированного текста. Разделить
текст на предложения. Исправить ошибки.
Аня Соколова и толя Суботин ходили в
лес Хорошо зимой в лису! Вот следы птиц .запомните эти следы. на уроке русского
языка рибята напишут расказ.( Задание на листочке).
Грамматическое задание
Задание 1. Подчеркнуть главные члены в первом
предложении.
Задание 2. Найти глаголы в тексте.
V. Рефлексия
— Что вы можете
сказать об уроке? (Что понравилось? Что вызвало затруднение?)
Домашнее задание: выполнить
задание по карточке .
Оценивание.
Русский язык
Класс 2
Дата: 27.04.2021
Тема: Работа над ошибками.
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение распознавать безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова и писать слова на эти правила, подбирать слова на изученные правила, развивать умение исправлять ошибки, проверять знание правописания словарных слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут упражняться в умении исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила, закрепят знание словарных слов, напишут словарный диктант.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Словарный диктант
Обед, магазин, картина, обезьяна, вдруг, шел, город, улица, Россия, стакан, облако, метро.
Задание
1) Подчеркнуть одной чертой имя существительное, которое отвечает на вопрос кто?
2) Подчеркнуть двумя чертами глагол.
2. Актуализация знаний
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она сложна, но без неё —
Плохое было бы житьё!
— Объясните, как вы понимаете смысл этого стихотворения.
Для чего надо знать грамматику?
Когда может пригодиться знание орфографии?
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете упражняться в умении исправлять ошибки, допущенные в диктанте, подбирать слова на изученные правила.
4. Работа по теме урока
Сообщение общих результатов диктанта.
Работа над ошибками Коллективная работа над типичными ошибками, допущенными в диктанте. Воспроизведение правил. Нахождение слов на эти правила. Если необходимо, то подбор проверочного слова и других слов на это же правило.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Самостоятельная работа. Списывание текста. Работа над ошибками.
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Работа по индивидуальным карточкам по уровням сложности.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
6. Подведение итогов урока
— Какую работу вы выполняли на уроке?
7. Домашнее задание.
Выучить определения.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает часть речи и отвечает на вопросы Кто? Что?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать?Что сделать?
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Уровень 1
Задание. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть главные члены в предложениях.
Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. (На)реке уже подтаивает лёд. (С)крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик (во)дворе печально опустил свой нос-морковку.
Уровень 2
Задание. Разделить текст на предложения. Списать текст, раскрывая скобки.
(На)крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил (по)берегу кот Василий захотел он (из)гнёзд птичек достать стал он ползти (к)гнёздам ласточки всей стаей качали его клевать кот сорвался и упал (в)воду долго он потом зализывал ранку на лапке.
Дата проведения урока: 06. 10. 2020
Предмет: русский язык.
Класс:5
УМК: Ладыженская Т. А. — Бархударов С. Г. (5 кл). Часть 1. М: Просвещение, 2012
Тема:«Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками (на основе материала диктанта «В лесу»)»
Педагогическая цель:создать условия для осмысления допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.
Задачи урока:
Актуализироватьзнания по теме «Части речи», «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение»
Развиватьумение проводить выбор правильной буквы на месте орфограмм на основе полученных и имеющихся знаний; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать
Воспитыватьмотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.
Тип урока: урок работы над ошибками контрольного диктанта.
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;
Логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные:
проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные:
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования
Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности
Используемые методы:
Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации деятельности детей:коллективная, индивидуальная
Оборудование: доска
Образовательные ресурсы: учебник, текст диктанта
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие, проверка готовности учебного места, гигиена посадки и письма учащегося.
Самоопределение к учебной деятельности
— Вспомните, чем вы занимались вчера на уроке.
— Вспомните, возникли ли у вас трудности при написании диктанта?
— Может кто-то запомнил орфограммы, которые встречались в тексте?
Отработказнаний и способов действий.
В лесу.
Мы идём по узкойдорожке берегом большого озера. Над ближним лесомвстаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкаетголубоеозеро. За ним широкойполосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мывходимв зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокиесосны.Редкий луч солнцальётся через густую зелень. Под деревьямипрохладно.Тишьиглушьвлесу.
Мы постояли у опушкии пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конецнашего пути
1 этап: Выделенные слова записываются на доске учащимися, все орфограммы обозначаются, проверяются.
2 этап: Чтение текста диктанта по предложениям. Определение всех частей речи. Определение числа и лица местоимений, рода, числа и падежа существительных, склонения глаголов.
Итог
— Итак, давайте вспомнив какие части речи сегодня встречались нам в нашей работе?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.
— Достигли ли мы их?
— Всех ли целей удалось достигнуть?
1
План—конспект урока по русскому языку Класс: 7 класс.
Тема: Работа над ошибками в контрольном диктанте.
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
(Приложение 1)
Цели:
• образовательные: сделать анализ контрольного диктанта и подготовить ребят к
домашней работе над ошибками;
• воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, умение слушать
товарищей, радоваться их успехам;
• развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие
способности, умение работать с тестами.
Задачи:
• обучающие: совершенствовать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм,
которые вызвали наибольшие трудности в контрольном диктанте после изучения
тем «Причастие и деепричастие», и исправления ошибок;
• развивающие: развивать речь детей, пополнять их словарный запас, развивать
умение кратко и ясно излагать свои мысли;
• воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками, слушать
товарищей, радоваться успехам одноклассников.
Ход урока
I. Приветствие, краткий анализ контрольной работы
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас на уроке работа над ошибками. С ней мы встречаемся довольно
часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в
диктантах, изложениях и сочинениях .А нужна ли нам работа над ошибками? Может
быть, можно обойтись и без нее? (Ответы учащихся о том, что работа над ошибками
2
необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить
изученный ранее материал.)
А теперь давайте проанализируем как мы написали диктант.
(Краткий анализ диктанта , количество «5», «4», «3», «2»)
II. Объявление целей и задач урока
(слайд 2), Дети! а теперь давайте настроимся на продуктивную работу. Во время урока
вы можете заработать отметки в журнал, а за выполнение домашней работы над
ошибками отметку получит каждый из вас.
III. Орфографическая разминка
Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем
орфографическую разминку .
а) Вам нужно найти закономерность в словах и продолжить ряд… (слайд 3). В хорошо
подготовленном классе работу можно организовать по рядам. При проверке ученик
обязательно проговаривает правило и приводит примеры из текста. (Приложение 3)
1. Врачом, парчой, стережёт, плечом, свечой, бережёт, …, …, … .
2. Клещ, ложь, горяч, настежь, туч, спрячь, …, …, … .
3. Кожаный, размешанный, вязаный, засеянный, …, …, … .
б) А теперь, ребята, давайте в этих словах найдем и исправим ошибки…(слайд
4) Учащиеся работают в листах, затем меняются и выставляют за данный вид работы
друг другу отметки (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3») и
подписываются. Работу проверяем все вместе.
1. Поздним
2. Заснеженым
3. Панцырем
4. Пробирается
5. Прелестной
6. Снежок
3
7. Сердцем
8. Прикосаешься
9. Приблежающейся
10. Серебрянных
11. Долитев
12. Прикасаешся
13. Радостной
14. С крыш
15. Шопот
16. Говориш
17. Груть
18. Лидяным
19. Небольшой речёнкой
20. Ктото
21. Приближающийся сказки
22. Загарается
1. Непроизносимая согласная
2. Безударная гласная в корне
3. Чередующиеся гласные в корне
7. Правописание звонких и глухих согласных
8. Правописание окончаний прилагательных и
причастий
9. Н—НН в суффиксах прилагательных и причастий
10. Дефис между частями слова
11. Правописание приставок
12. НЕ с разными частями речи
IV. Сгруппируйте слова по орфограммам
(слайд 5). Дети! Сейчас мы поработаем с таблицей. У каждого из вас листы на партах. Вы
должны найти в тексте орфограммы и проанализировать свои ошибки.
(Приложение 3)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из—под ладошек.
И – направо! И еще
5
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
V. Работа с текстом диктанта
Учитель: А теперь, ребята, мы поработаем с текстом диктанта и выполним следующие
задания. Вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего
диктанта. Может быть, даже кто—то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем
анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст.
В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно
индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями — на партах, текст диктанта – в
тетрадях). Можно сначала вместе выполнить задания, которые находятся на слайде 7,
проверить их, а затем как контроль дать задания со слайда 8. (Приложение 2),
(Приложение 3)
1. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует данной
схеме: . Сделайте морфологический разбор слова.
2. Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие настоящего
времени. Сделайте морфемный разбор слова.
3. Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запишите их номера.
4. Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его номер. Графически
объясните постановку знаков препинания при прямой речи в этом предложении.
6
5. Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер предложения, в котором оно
встречается.
6. Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему
при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните графически постановку знаков
препинания в этом предложении.
7. Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте его
синтаксический разбор.
8. Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения.
9. Каков стиль данного текста? Докажите.
VI. Проверка и оценивание
происходит на каждом этапе урока. Листы с заданиями дети дома вклеивают в тетради
для контрольных работ и за домашнюю работу получают отметку в журнал.
VII. Организация рефлексивной деятельности учащихся
Учитель: Ребята! о чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились
анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками)
• Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
• Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
• Если было трудно/нетрудно – почему?
• Какие у вас оценки, результаты?
• Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
• Что необходимо доработать?
• Каково ваше домашнее задание?
• Вам понравился урок?
Домашнее задание:
Учитель: На этом наш урок закончен. Спасибо,все поработали хорошо. Запишите
домашнее задание:
7
1. Пользуясь материалами урока, сделать работу над ошибками в тетрадях для
контрольных работ.
2. Написать мини—сочинение (4—5 предложений), сохраняя авторский стиль, на тему:
«Какой вы представляете себе новогоднюю ночь?»
Примечание. Домашнюю работу над ошибками учащиеся выполняют следующим
образом: слова, в которых допустили ошибки, выписывают, объясняют графически
орфограммы, если нужно, подбирают проверочные слова, на каждое правило записывают
еще по 2 примера; если учащийся пропустил знак препинания, то обязательно
выписывает предложение, графически объясняет постановку знака препинания,
составляет схему, подбирают из учебника или из художественной литературы
предложение на это правило и записывают, объясняя пунктограмму. После такого урока
над ошибками, как правило, даже слабые учащиеся выполняют домашнюю работу на
«хорошо».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕКСТ ДИКТАНТА.
8
1. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. 2. Поздним вечером,
устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто—то пробирается по дому. 3. Распахнув
окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато—серебряным снежинкам и говоришь:
«Здравствуй, Новый год!»
4. Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся
прелестной сказки.
5. Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под
окном, словно окутывает тебя с головы до ног. 6. Забыв о времени, о празднике,
прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. 7. Тебе снится, что ты, оторвавшись
от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой,
покрытой ледяным панцирем. 8. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку,
прикрепляешь ее к себе на грудь.
9. Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь
необыкновенную встречу с чудом.
(По А.Иллюминаторской)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Цели и задачи урока
9
Слайд 3. Орфографическая разминка. Найти и исправить закономерность,
продолжить ряд (переход по щелчку по цифре на слайды 9,10,11 и возвращение на
исходный слайд по стрелочке )
1
Слайд 4. Орфографическая разминка. Найдите и исправьте ошибки…(по щелчку
появляется правильный текст).
Слайд 5. Работа с таблицей. По щелчку в каждой пустой строчке появляется
правильный ответ, также по щелчку на цифры можно перейти на слайды с 9—18 и
вернуться по стрелочке на исходный слайд. Примечание: после просмотра
каждого слайда и работы с классом над орфограммой по щелчку появляется задание по
данной теме.
Слайд 6. Работа с текстом. По щелчку появляется текст контрольного диктанта.
Далее по стрелочке переходим к слайду 7.
Слайд 7. Задания к тексту. По щелчку по цифрам возможен переход на слайд 19
для проверки каждого задания (ответы появляются по щелчку), чтобы вернуться на 7
слайд, нужно нажать стрелочку . Также по щелчку по домику возможен переход на
слайд 6 с текстом диктанта и обратно ( ).
Слайд 8. Задания к тексту. По щелчку по цифрам возможен переход на слайд 20
для проверки каждого задания (ответы появляются по щелчку), также по щелчку по
домику возможен переход на слайд 6 с текстом диктанта и обратно.
Слайд 21. Домашнее задание.
Слайд 22. «Спасибо за урок».
Примечание.
1. Переход от слайда к слайду с заданиями осуществляется по стрелочке .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Задание 1. Найдите закономерность и продолжите ряд:
10
1. Врачом, парчой, стережёт, плечом, свечой, бережёт, ………, …..…, ……… .
2. Клещ, ложь, горяч, настежь, туч, спрячь, ……..……, …..….….., ……..……. .
3. Кожаный, размешанный, вязаный, засеянный, ………, ……….., ..……..… .
Задание 2. Найдите и исправьте ошибки.
1. Поздним
2. Заснеженым
3. Панцырем
4. Пробирается
5. Прелестной
6. Снежок
7. Сердцем
8. Прикосаешься
9. Приблежающейся
10. Серебрянных
11. Долитев
12. Прикасаешся
13. Радостной
14. С крыш
15. Шопот
16. Говориш
17. Груть
18. Лидяным
19. Небольшой речёнкой
20. Ктото
21. Приближающийся сказки
22. Загарается
11
Задание 3. Сгруппируйте слова по орфограммам.
Задание 4.
1) Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует
данной схеме: см.слайд. Сделайте морфологический разбор слова.
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
2) Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие
настоящего времени. Сделайте морфемный разбор слова.
……………………………………………………………………………………….
1. Непроизносимая согласная
2. Безударная гласная в корне
3. Чередующиеся гласные в корне
7. Правописание звонких и глухих
согласных
8. Правописание окончаний
прилагательных и причастий
9. Н—НН в суффиксах прилагательных и
причастий
10. Дефис между частями слова
11. Правописание приставок
12. НЕ с разными частями речи
12
3) Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются
обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
Запишите их номера.
……………………………………………………………………………………….
4) Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его
номер. Графически объясните постановку знаков препинания при прямой
речи в этом предложении.
………………………………………………………………………………………
5) Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер
предложения, в котором оно встречается.
………………………………………………………………………………………
…
6) Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется
к предыдущему при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните
графически постановку знаков препинания в этом предложении.
………………………………………………………………………………………
…
7) Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте
его синтаксический разбор.
………………………………………………………………………………………
…
Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения.
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
…….
9) Каков стиль данного текста? Докажите.
……………………………………………………………………………………..