Корабль васса математическая ошибка

На богатом пышной растительностью острове Djurgården (Стокгольм), где когда-то охотились шведские короли, находится оригинальное здание с весьма примечательным внешним видом. Над его кровлей возвышаются две конструкции красного цвета, в виде корабельных мачт. Это музей флагмана шведского королевского флота — корабля “Васа”, единственного в мире парусного судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей — Васа. Длина его корпуса составляла 69 метров, а ширина — 11,7 метров, высота кормы почти 20 метров, а общая высота корабля – 52,5 метра. На борту корабля предусматривалось размещение 64 пушек.

Корабль этот трагической судьбы. Дело в том, что он затонул, сразу после спуска на воду, не протянув и получаса. Произошло это в теплый августовский день, 10 августа 1628 года. В Европе в это время продолжалась Тридцатилетняя война, война между католиками и протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, который распорядился о постройке корабля “Васа”, вел военные действия на стороне немецких протестантов. Воевал он очень успешно, за что был наречен “Северным львом”.

История «Ваcы» началась 16 января 1625 года, когда король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. Новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено более тысячи дубов. Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года под руководством Хюбертссона на верфи военного флота Blasieholmen близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Ваcы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Ваcы» начали отливать бронзовые пушки.

Макет корабля «Васа»

Уже при постройке «Ваcе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Вазы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры. В 1627 году судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над «Васой» стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон. Осенью того же года корабль был спущен на воду. К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Blasieholmen, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Ваcа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.

Макет «Васы» на фоне настоящего восстановленного флагмана

К воскресенью 10 августа 1628 года всё было готово к плаванию. На борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество). Целью первого плавания «Вазы» была выбрана военно-морская база Alvsnabben к юго-западу от Стокгольма. Для его отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся зевакам бортовым залпом и отправился в своё первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Beckholmen у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами. На место катастрофы быстро прибыла помощь, однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Beckholmen и в порт Стокгольма. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Ваcой» погибло, по разным источникам, от 50 до 400 человек.

Прошло более 300 лет, и один энтузиаст решил этот корабль найти. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.

Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему. Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Чтобы жидкость не ушла из древесины, а дерево не рассохлось и разрушилось, решили построить специальный крытый док, куда на понтоне отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды. Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили. За 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек. Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах- подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности. Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Последний вопрос, который нам с Вами предстоит рассмотреть: Так кто же виноват в гибели флагмана шведского королевского флота?

Перед отплытием «Васы» адмирал, командующий флотилией, по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Назначенный после катастрофы для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании, капитану Сефрингу Ханссону:
— Команда была пьяна?
Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.
— Пушки были плохо закреплены?
— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.
— Взяли мало балласта?
— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным. Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.

И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько. И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе. Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король. И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Реконструкция постройки корабля

В записи использованы текстовые описательные материалы из источников ru.wikipedia.org, www.nkj.ru, С. Матссон-Попова (член Союза писателей Швеции)

Фотографии авторские — photomatika (света было мало, снимал на 2 камеры без штатива и телефон, качество посредственное)

Королевский шведский парусный военный корабль XVII в. «Васа» («Vasa»), продержавшийся на плаву менее часа. Печальная, трагическая и необычная судьба парусника, затонувшего и унесшего жизни десятков людей, ставшего единственным и самым знаменитым кораблем-музеем, единственным в мире кораблем 17 в., дошедшим до наших дней.

“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.

Давайте вспомним как это было подробнее …

Фото 2.

“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.

Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Фото 3.

Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.

Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.

В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.

В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.

Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).

На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.

На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.

Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…

За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней — обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.

“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…

Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.

Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).

Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…

Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.

Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.

И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.

И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.

Фото 5.

Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)

А затем о “Васе” забыли почти на три века…

Фото 7.

Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.

Фото 8.

Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

Фото 9.

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.

Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.

Фото 6.

Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Фото 10.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.

Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Фото 11.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

Фото 12.

В течение 11 лет (!) все деревянные части орошали консервационной жидкостью на основе полиэтиленгликоля. Корпус корабля укрепили стальным каркасом, заменили изъеденные коррозией болты. Отремонтировали нос корабля, корму достроили до первоначальной высоты 20 метров. Всего в ходе реставрационных работ было воссоединено около 14 тысяч фрагментов корабля. Корпус королевского корабля богато украшен, львиными головами декорированы крышки орудийных портов. Всего на судне находилось около 700 скульптур, на форштевне стояла массивная фигура льва. И вот началась новая жизнь неудачливого парусника в статусе музей корабля «Васа».

Фото 13.

Ныне  парусник »Васа» единственный уникальный музей одного корабля. В центре большого музейного комплекса находится павильон, где стоит сам корабль. В разных павильонах выставлены модель кормы в натуральную величину, материалы о строительстве и подъеме «Васа», о жизни моряков 17 века. Отдельно выставлены поднятые пушки с «Васа» и старинное водолазное снаряжение, с помощью которого ещё в 17 веке удалось поднять 53 орудия.

Фото 14.

Это место наиболее популярно среди посетителей Стокгольма как туристов так и и самих жителей Королевства Швеция, музей неизменно вызывает живой интерес. Во-первых, располагается он в самом центре шведской столицы, а, во-вторых, этот музей – уникальное место в мире. Не мудрено, ведь находится на таком корабле-музее – это все равно что попасть в далекое прошлое на машине времени. Здесь восстановлено и сохранено все оборудование, включая не только пушки, но и художественные скульптуры.

Внешне музей выглядит также основательно, как и внутренне. Подъезжая к нему, можно издалека увидеть стилизованные мачты корабля , но сам корпус скрыт за стенами. Осмотреть уникальный парусник можно со всех сторон, так как музей состоит из нескольких этажей, но вот зайти внутрь судна нельзя. О создании корабля можно узнать из выставок, на которых подробно описывается история возникновения парусника, описаны все этапы его строительства, а также анализируются причины его крушения. В течение дня можно посмотреть и специальный фильм, который идет на шестнадцати языках. Так как парусник деревянный, вызывает искреннее удивление, как он сохранился до сих пор, особенно при таком огромном потоке посетителей. Также удивление вызывает представленные макеты корабля, особенно макет, сделанный из обычных спичек.

Фото 15.

Кроме демонстрации парусника, представлены и тематические выставки на тему мореходства и кораблестроения. Демонстрируются различные вещи, которые когда-либо были подняты со дна моря. Также работает аудио-гид, в том числе представлена запись и на русском языке. А на специальном экране можно попробовать спроектировать собственный корабль и понаблюдать, пойдет он ко дну или нет. Ведь Васа затонул именно из-за неправильно внесенных королевских корректировок в проект. Этот интерактивный аттракцион очень нравится детям и мужчинам.

Корабль Васа был самым дорогим проектом королевского дома. Поэтому большой интерес представляют из себя и скульптуры, которыми был украшен парусник. В свое время они были даже позолочены, но сейчас остались лишь следы этого. Греческие боги, статуи римских императоров, странные морские существа и львы – все эти прелестные произведения искусства заняли первоначальное место, благодаря стараниям реставраторов.

Фото 16.

Еще один уникальный экспонат музея – паруса. Они не были установлены на корабле во время крушения, и до усилий музейных работников были весьма непрочные. Сейчас они являются самыми старейшими сохранившимися парусами в мире! В дополнение к как будто настоящему антуражу парусника представлены и сохранившиеся личные вещи команды затонувшего корабля. Посещение музея Васа входит во все экскурсионные программы любого лицензированного гида в городе Стокгольм, ведь это реальное путешествие в прошлые века.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

[источники]

источники

http://needguide.ru/articles/Muzej-Vasa-samyj-populjarnyj-muzej-Stokgolma.php

http://www.vasamuseet.se/en/Press/Press-images/The-Salvaging/

http://www.nkj.ru/archive/articles/12355/

http://lixabedanachalo.ru/znamenityie-parusniki-shvedskiy-parusnyiy-voennyiy-korabl-vasa/

Вот еще интересная информация про старинные корабли и истории связанные  с ними : вот например  «Ла Бургонь» — позор Франции, а вот Как спасали 43 тонны золота. Не может обойти тут вниманием Беляны — русский деревянный авианосец или например историю SS Eastland Tribute — гибель у берега. А вот Субмарина конфедератов — первая в мире подводная лодка, успешно примененная в бою  и мало кому известный Ледокол для озера Байкал — masterok

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=69335

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Васа был самым высокотехнологичным военным кораблем своей эпохи. Тем не менее он преодолел всего около 1300 метров, прежде чем ушел на дно на глазах у десятков зрителей.

Васа (или Ваза) — это шведский военный корабль, построенный между 1626 и 1628 годами. Ему принесла славу его довольно своеобразная история: несмотря на то, что он был одним из крупнейших достижений шведского флота и одним из самых эффектных когда-либо построенных военных кораблей, «Ваза» затонула в течение 20 минут после отплытия. Первый и последний рейс этого судна состоялся 10 августа 1628 года.

«Военный корабль пережил первый порыв ветра, с которым столкнулся после отплытия в Стокгольмской гавани. Но второй порыв ветра сделал свое дело. Потопление «Васы» произошло вовсе не по вине каких-либо недругов. На самом деле, он затонул на глазах у перепуганной публики, собравшейся провожать самый амбициозный на тот момент военный корабль шведского флота и Европы в целом»

Лукас Лаурсен для издания Archaeology

Васа, вид спереди

«Ваза» не смогла послужить на благо шведского короля из-за инженерных проблем, зато эта «пиар-катастрофа» скандинавского флота стала очень ценной находкой для археологов.

Передвижение Васа из Skeppsgården («военно-морская верфь») к месту якорной стоянки возле старого королевского замка (где он был дооборудован весной 1628 года) и затем к месту, где он ушел на дно в августе

Васа представлял собой огромное богато украшенное судно, которое построили на военно-морской верфи в Стокгольме. Деревянный корпус корабля был покрыт искусной фигурной резьбой, в которой угадывались сюжеты, связанные со шведской королевской семьей и в особенности с королем Густавом II. Именно он отдал приказ о строительстве флагмана шведского флота, который должен был продемонстрировать миру могущество Шведской империи.

По завершении строительства 69-метровая «Ваза» стала одним из самых мощно вооруженных кораблей в мире. Однако она была опасно неустойчивой из-за слишком большого веса верхней части корпуса. Высоко расположенный центр тяжести стал причиной низкой остойчивости, из-за этого малейшее внешнее воздействие (такое как ветер) приводило к крену судна.

Одной из причин высокого расположения центра тяжести считают избыточное вооружение. Изначально предполагалась на нижней палубе разместить тяжелые 24-фунтовые пушки, а на верхней — более легкие 12-фунтовые. Но в итоге на обеих палубах были установлены 24-фунтовые орудия. Кроме того, часть корпуса выше ватерлинии была слишком высокой (и слишком массивной) из-за нетипично высоких потолков на нижних палубах, при этом для балласта было отведено слишком мало пространства.

Проблем добавляло то, что разные бригады во время строительства использовали неодинаковые системы измерения. В ходу был шведский фут (29.69 см) и амстердамский фут (28.31 см). Использование разных единиц длины для двух разных сторон судна привело к тому, что Васа кренился на левый борт.

Несмотря на недостаточную остойчивость, Васа было приказано выйти в море, и он отправился на дно всего через несколько минут после того, как встретился с ветром сильнее бриза. Как выяснилось позже, место оказалось весьма подходящим для того, чтобы залечь на дно.

«Холодная, бедная кислородом вода Балтийского моря защитила Васа от бактерий и червей, которые обычно разрушают деревянные обломки. Вероятно, 95% древесины в конструкции Vasa хорошо сохранилось к тому моменту, когда Швеция, наконец, подняла корабль со дна в 1961 году»

Лукас Лаурсен

Васа была извлечена из моря в 1961 году, при этом тысячи артефактов были найдены внутри и вокруг корпуса корабля морскими археологами. В настоящее время Васа является экспонатом в одноименном музее в Стокгольме.

Среди множества найденных предметов были одежда, оружие, пушки, инструменты, монеты, столовые приборы, еда, напитки и 6 из 10 парусов. Эти артефакты и сам корабль предоставили ученым бесценную информацию о методах судостроения, а также о повседневной жизни шведов в начале 17 века.

Источник:
earthlymission.com

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Четыре года назад обзавелся
видеорегистратором Xiaomi Mi Dash Cam 1S. Но жара и холод сделали свое дело —
этой весной при каждом включении регистратор начал требовать установить язык,
дату и…

Когда-то сам по себе льготный период по кредитным
картам казался каким-то чудом. Действительно — пользуешься заемными средствами,
а никаких процентов не платишь. Если вовремя расплачиваешься,…

С каждым днем становится все больше и больше
солнечных дней, а значит пора будить сап от зимней спячки. Но так как плавать я
люблю, а качать его нет, то еще зимой стал вопрос об упрощении нашего…

Для рабочего компьютера в офис
потребовался недорогой и надежный блок питания. По наличию в ближайших
магазинах был блок питания Chieftec Core BBS-700S с сертификатом 80Plus GOLD и
версией OEM….

Электровелосипеды не очень ассоциируются с длительными путешествиями, большинство обывателей думает, что их пробега только хватает от розетки до розетки. Но конструкции электровелосипедов…

Redmond RV-UR368 подходит для решения самых разных задач. Он укомплектован как привычным валиком, так и специальным роллером для ковров. Подачу воды можно менять прямо в процессе уборки — заливаем…

Всегда мечтал отправиться в путешествие по северу Европы. От слов – к действию!  В мае мы с друзьями съездили на родину викингов. Язык Тролля и Атлантическая дорога – отдельные истории. А обратный путь лежал через Стокгольм, в котором находится музей единственного сохранившегося парусника, построенного в первой половине XVII века — Васа (Vasa). Но корабль знаменит не только этим. Vasa интересен как проект. Начиная с прелюбопытной истории о строительстве корабля и заканчивая его драматическим крахом.

А теперь – внимание! Это был грандиозный проект. Один из самых масштабных, который когда-либо предпринимали шведы за всю свою историю. Заварил всю кашу Король Швеции Густав II Адольф, который решил построить новый флагман королевского флота. Он должен был стать самым большим, самым быстрым, самым вооруженным и роскошным кораблем на Балтике. План более, чем амбициозный! Сказано – сделано! Весной 1626 года проект стартовал. Выделили денег, подписали контракт на постройку с Хенриком Хюбертссоном, кораблестроителем из Голландии, наняли более 400 человек, срубили 16 гектаров леса. Определили размеры и количество орудий. Король лично курировал постройку и постоянно присутствовал на верфи. Не успели начать, как оказалось, что поляки (враги Швеции на тот момент) тоже собираются строить подобный корабль. Конкурентов надо переплюнуть! Так корабль обзавелся 2-ой орудийной палубой и дополнительными 22-мя пушками. Надо заметить, что опыта возведения кораблей с 2-ми орудийными палубами у Шведов на тот момент не было. Совсем. Вообще. При этом корпус корабля уже заложен, а увеличивать ширину нельзя – упадет скорость, а мы помним, что корабль должен был стать самым быстрым. Но партия сказала надо…! Король (заказчик) всегда прав (или голову с плеч). Да и имя обязывает — корабль нарекли в честь короля Густава Васа — именитого деда Густава II, который правил в ХVI веке. Аппетит приходит во время еды, и 64-х пушек, в том числе 48 бронзовых 24-х фунтовых пушек главного калибра, общей массой 72 т (с боеприпасами) и 1200 кв. метров парусов оказалось недостаточно для флагмана! Кораблю постоянно добавляли красоты и брутальности. В итоге судно украсили 700 (семьсот!!!) самых разнообразных фигур.

Но была и пара «неприятных» моментов. Так, в процессе постройки скончался Хенрик Хюбертссон и заканчивал эту авантюру другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с размерами, которые когда-то утвердил Король. При этом корабли раньше строили по специальным таблицам, которые держались в тайне и передавались строго внутри семьи. И оказалось, что по каким-то неведомым причинам, не был построен уменьшенный макет корабля для испытаний. Ну и понятно, что никаких таблиц и чертежей новому кораблестроителю не перепало.

А перед торжественным отплытием «Васы» адмирал, командующий флотилией, по законам той эпохи, провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно, на подобии «перекати поле». Но по истечении третьей перебежки адмирал прервал испытание — корабль так расшатало, что он грозил опрокинуться уже прямо у причала. Но Рубикон был перейден и сей факт решили особо не афишировать, ибо сроки поджимали и 2-ой месяц отставания от графика грозил превратиться в «головы с плеч».

И вот свершилось! 10 августа 1628 года настал момент истины: римские императоры, два величественных льва, извернувшихся в прыжке на корме корабля, русалки, униженные враги и персонажи морского фольклора, разукрашенные и позолоченные в лучших традициях королевского двора, помпезно смотрели на зевак с борта корабля. По всей береговой линии Стокгольма и на близлежащих скалах собрались горожане и послы других государств. Эпохальное событие — отплытие самого могучего фрегата. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов, 69 метров в длину, 52 с половиной метра в высоту! Было чем впечатлиться.

 Первые 600 метров “Васа” прошел при помощи якоря. Бодрые матросы на шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то и сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль, на подобии драгоценного айсберга. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленной публики “Васа” пошел ко дну…

Корабль прошел только 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет произошедшее в письме обращенном королю: “Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились  сильным ветром и, вскоре, корабль начал крениться на подветренную сторону, но смог немного выпрямиться и дойти до Бекхольмена, где уже и повалился на борт. Вода стремительно хлынула через пушечные порты и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”. Около сотни человек утонуло.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы, в первую очередь, адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждал:

— Корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечал Ханссон.

Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять было невозможно — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”.

Vasa – это не просто провал. Это ценный урок, который был преподан почти 400 лет назад, но до сих пор не усвоен большинством. Сама история, по сути своей, типична, и в том или ином виде она происходила не раз. Почему успех обошел предприятие стороной? Давайте попытаемся кратко сформулировать и объединить основные причины неудач этого крупнейшего и амбициознейшего проекта того времени.

  1. На строительство Vasa были отведены сжатые сроки, а требования при этом были серьезные. Знакомая ситуация, не правда ли?
  2. Множество существенных правок было внесено уже во время постройки корабля. То подкорректировать, это забыл, а давайте ещё одну палубу добавим… Заказчик же платит, бюджет растёт!
  3. Документация не обновлялась, потому что ее попросту не существовало. А зачем? Мы уже много раз так делали (ну или не совсем мы, но делали ведь?).
  4. Никто в Швеции до этого ни разу не строил корабль с двумя орудийными палубами. Но отсутствие опыта никогда не являлось проблемой и не останавливало пылких энтузиастов. Все когда-то случается в первый раз, но… Речь идет не о каком-то совершенно новом и неизвестном человечеству опыте. Отсутствие такового у Вас значит только одно – необходимо найти человека, у которого он есть. Шведы этого не сделали и поплатились. Не умеете сами – наймите специалистов!
  5. Непрофессиональная передача полномочий. Отсутствие делегирования и распределения задач. Был в курсе строительства и отвечал за весь проект один и тот же человек. Но он умер. Документации нет, заместителей нет, сроки горят, корабль достраивать надо. Достроили…
  6. Множество доработок пришлось делать из-за часто меняющихся требований. В итоге никто не имел представления, насколько корабль стал тяжелее за 3,5 года строительства.
  7. Запуск после неудачного теста. Некоторым вовлеченным результаты предварительной проверки были известны, но взаимодействия внутри команды не было. Ведь завершить все нужно было еще вчера! И заказчик, опять же. А еще репутация …
  8. Отсутствие научных методов расчета остойчивости, центра тяжести и осадки. Мы помним, что заботясь о скорости Васы, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате, и без того явно недостаточная остойчивость Васы, стала угрожающей, хотя главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см., и это всё, что он смог сделать, т.к. каркас был уже почти готов. Правда, был один путь понижения центра тяжести: уложить балласт, но и это оказалось невозможным: стремясь принять на корабль больше боезапаса, строители отвели для балласта очень мало места. Да и принять много балласта было опасно: пушечные порты были расположены настолько низко, что в результате приема дополнительного балласта вода залила бы нижние порты, и корабль пошел бы ко дну.

Вот такая история. Не зря я побывал в Стокгольме! Информация, накопившаяся в подсознании, структурировалась и теперь у меня есть четкие критерии, которые помогают реализовывать наши проекты. А еще есть замечательный кейс для заказчика, как ответ на вопрос: «А зачем нам нужно составлять ТЗ?» Возьмите эти правила на вооружение и Вы. И довести дело до успешного завершения станет гораздо проще.

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

На одном из центральных островов Стокгольма, где когда-то охотились шведские короли, стоит необычное угловатое здание. Над его темной крышей возвышаются две красные конструкции в виде корабельных мачт. Это музей одного экспоната — корабля “Васа”, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.

“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.

В Европе в это время шла Тридцатилетняя война — сражались католики с протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль “Васа”, воевал на стороне немецких протестантов. Воевал очень успешно, за что был прозван “Северным львом”.

Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.

Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.

Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.

Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.

Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.

Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.

Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.

В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.

В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.

Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).

На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.

На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.

Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…

За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней — обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.

“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…

Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.

Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).

Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…

Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.

Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.

И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.

И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.

Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)

А затем о “Васе” забыли почти на три века…

Наука и жизнь // Иллюстрации

Музей корабля “Васа” открыт 15 июня 1990 года.

Шесть из десяти парусов легендарного корабля найдены при раскопках. Хрупкие паруса развернули под водой, очистили и осушили спиртом и ксиленом. Самые древние паруса в мире перенесли на ткань из стекловолокна — так они были спасены.

На строительство корабля “Васа” пошла тысяча дубов.

Деревянные скульптуры, украшавшие корабль.

В небольшой коробке со знаком владельца на крышке сохранились предметы, необходимые в быту: гребенка, нитки, наперсток, деревянные гвозди, воск и совок.

В бадейках из дерева и олова хранилось масло. Руководитель водолазов Пер Эдвин Дельтинг попробовал это древнее масло и поплатился: вскоре вокруг рта у него появилась сыпь.

Плотники собирают Государственный герб Швеции, который вскоре занял свое место на корме “Васы”.

А это орудия труда медицинского работника (брадобрея). Лекарства готовили при помощи терки, мутовки, ступы, использовали пряности и водку.

Морской бой в XVII веке. Масло. Художник Виллем де Вельде-младший. Национальный морской музей. Лондон.

После подъема “Васа” мог самостоятельно держаться на воде.

Водолазный колокол. Швеция. XVII век.

Одна из 24-фунтовых бронзовых пушек корабля “Васа”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Копятся ошибки на порту
  • Конфуций цитата про ошибки
  • Конфуций самая главная ошибка
  • Конфликт имен эксель как закрыть ошибку
  • Конфигурация сетевого адаптера ошибка